Организация контроля за работой водителей на линии. Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке троллейбусных рейсов

Обеспечение БДД в значительной мере зависит от квалификации, сознательности и дисциплинированности водителей.

К организации контроля за работой водителей на линии предъявляется ряд требований. В частности требуется, чтобы контроль был оперативным и маневренным, осуществлялся в "опасных местах" и в "опасное время". Необходимо отметить, что контроль на линии все еще остается одним из слабых мест в организации профилактической работы в области БДД. Существуют две основные формы проведения контроля за работой водителя на линии: патрулирование определенного участка маршрута движения основной массы подведомственных транспортных средств и организация стационарных постов наблюдения.

Во время дежурства работники служб безопасности движения автотранспортного предприятия должны оценить дорожные условия, выявить имеющиеся неисправности или недостатки в обустройстве дороги или дорожных покрытий. Действия дежурных сотрудников автотранспортных предприятий по контролю за работой водителя на линии заключается в выявлении:

водителей, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии;

участков и отдельных мест на улицах и дорогах, где необходима установка дополнительных дорожных знаков, а также мест, где имеющиеся дорожные знаки утратили свое значение;

наиболее типичных случаев нарушения Правил дорожного движения (при съемках на кино- и фотопленку).

Цели, формы, методы контроля многообразны. Контроль водителя по целям может быть: дисциплинирующим, обеспечивающим выполнение Правил дорожного движения, дисциплину его участников; диагностирующим работоспособность водителей; прогнозирующим состояние водителей, например, в конце рабочего дня по данным, получаемым в его начале.

По времени проведения контроль можно классифицировать на предрейсовый, послерейсовый, если проверяется работоспособность водителя, или текущий для проверки соблюдения Правил дорожного движения.

Предрейсовый контроль дает непосредственную оценку профессиональной работоспособности водителя (восстанавливаемости), состояния его здоровья, отсутствия нетрезвого состояния; послерейсовый контроль позволяет проверить безотказность водителя, подтверждает прогностические оценки. Обе формы контроля имеют сильное дисциплинирующее воздействие на водителей.

Организация работы по обеспечению безопасности движения дорожно-эксплуатационными органами

Данные статистики о ДТП в разных странах мира свидетельствуют, что из-за дорожного фактора происходит от 20 до 35% всех ДТП. В то же время есть все основания полагать, что эти цифры значительно занижены, так как обычно к дорожным факторам относят лишь происшествия, связанные с очевидной неисправностью дороги или дорожных сооружений, скользкостью покрытия, отсутствием ограждения, плохим состоянием обочин.

Среди функций, выполняемых дорожно-эксплуатационными органами по обеспечению БДД, можно выделить:

надзор и контроль за содержанием дорог, безопасности и бесперебойностью движения транспортных средств, техническим состоянием обслуживаемых участков дорог;

обследование дорог с замерами транспортно-эксплуатационных характеристик самих дорог и дорожного движения, учет состава и интенсивности движения, учет ДТП, ограничений и перерывов в движении;

информацию участников движения и заинтересованных организации о дорожных условиях и типичных дорожно-транспортных ситуациях на обслуживаемой сети дорог, разработку мероприятий, направленных на предупреждение ДТП и улучшение условий движения транспортных средств на обслуживаемой сети дорог;

оценку эффективности мероприятий, направленных на повышение БДД, составление прогнозов роста интенсивности движения транспортных средств;

организацию дорожно-ремонтных работ с точки зрения безопасности движения на ремонтируемых участках дороги, организации движения транспортных средств в объезд и др;

надзор за соблюдением требований "Положения о порядке пользования автомобильными дорогами" и "Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений" всеми организациями, предприятиями и отдельными гражданами.

Мероприятия, выполняемые сотрудниками дорожно-эксплуатационных подразделений, можно разделить на три группы:

по повышению безопасности движения;

по повышению пропускной способности дороги;

по совершенствованию системы обслуживания автомобилей.

ПЕРВАЯ группа мероприятий базируется на выявлении опасных участков на дороге, т.е. таких участков, на которых происходит резкий перепад скоростей движения или возникают постоянные задержки в движении транспортных потоков. Для выявления таких участков используют два метода:

1) основанный на анализе данных статистического учета ДТП при помощи коэффициентов аварийности;

2) основанный на анализе графика скоростей движения транспортных средств при помощи коэффициентов безопасности.

ВТОРАЯ группа мероприятий основана на оценке пропускной способности дорог. Эта оценка необходима не только для выявления участков дороги, требующих улучшения условий движения, но и для оценки экономичности и удобства движения всего транспортного потока по маршруту.

ТРЕТЬЯ группа мероприятий разрабатывается на основе анализа фактической схемы размещения на дороге таких объектов автосервиса, как мотели, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, магазины, автовокзалы, медицинские учреждения, отделения связи, степени их загрузки и использования.

Важным направлением работы дорожно-эксплуатационных органов по обеспечению безопасности движения является регулирование режимов движения транспортных средств. При высоком уровне загрузки многих дорог это направление приобретает большое значение. Работа должна проводиться сотрудниками линейных подразделений службы эксплуатации автомобильных дорог, работающих в составе дорожных ремонтно-строительных управлений или участков. Режим движения по дороге необходимо регулировать с учетом погодно-климатических факторов и вызываемых ими изменений транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.

Работники службы эксплуатации дорог должны разрабатывать требования к содержанию конкретных участков дороги в различное время года, чтобы обеспечить нормальные условия для движения транспорта. При резком ухудшении транспортно-эксплуатационных качеств дорожного покрытия, сотрудники подразделений службы эксплуатации автомобильных дорог, отвечающие за обеспечение БДД, должны своевременно информировать водителя о сложившейся на дороге ситуации, при помощи дорожных знаков, информационных табло и других технических средств, имеющих временное действие. Если в районе, где проходит дорога, произошло стихийное бедствие или ухудшились погодные условия, работники службы эксплуатации дорог по согласованию с территориальным ГИБДД имеют право запрещать или ограничивать движение на отдельных участках дороги, если это движение связано с опасностью.

Среди других работ, которые должны проводиться сотрудниками дорожных органов, можно отметить:

подготовку проектов договоров на гидрометеообслуживание;

мероприятия по предупреждению схода лавин, селевых потоков;

постоянное наблюдение за дорожными условиями, накопление статистической информации;

выезд на место ДТП, подготовку докладов руководству службы эксплуатации дорог всех ДТП, случившихся на обслуживаемой сети дорог;

составление заявки на дорожные знаки и элементы обстановки пути;

проведение агитационно-пропагандистских мероприятий по безопасности движения в дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных организациях.

КОНТРОЛЬ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ

СОСТОЯНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Методическое пособие

Иркутск 2006

Контроль за техническим состоянием транспортных средств.

В методическом пособии приведен порядок прохождения транспортных средств через контрольно-пропускной пункт предприятия перед выездом на линию и при возвращении в парк.

Пособие предназначено для руководителей автопредприятий, слушателей специальных Курсов подготовки специалистов автомобильного транспорта, студентов учебных заведений, изучающих предмет «Правили и безопасность дорожного движения»

Подготовил:

Иркутск, Иркутский филиал ФГОУ СПО «КАТТ», 2006.

Библиогр. – 5 наимен.

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивность движения на автомобильных дорогах нашей страны с каждым годом увеличивается. Она вызвана увеличением автомобильного парка и все возрастающими потребностями народного хозяйства в автоперевозках. В настоящее время автоперевозки осуществляются и еще будут осуществляться в дальнейшем не только по усовершенствованным автомагистралям, но и по дорогам, не приспособленным к автомобильному движению. С учетом значительного роста автомобильного парка, появлению на дорогах страны автомобилей иностранного производства с различным расположением рулевого управления, это может привести к дальнейшему усложнению дорожного движения и увеличению дорожно-транспортных происшествий, если не будут устранены вызывающие их условия. Такими условиями являются:

Низкая дисциплина многих водителей транспортных средств;

Отсутствие профессионального отбора водителей ТС;


Недостаточно высокое качество подготовки водителей;

Несовершенство учебно-методических средств подготовки водителей;

Невысокое качество проведения технических обслуживаний и текущего ремонта ТС;

Низкое качество или отсутствие медицинского контроля водителей при выезде на линию и при возвращении в парк;

Отсутствие надлежащего контроля при выпуске транспортных средств на линию и при возвращении их в парк, и т. д.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Общая часть

Контроль качества технического состояния транспортных средств является составной частью производственного процесса любого предприятия, на балансе которого имеются автомобили. Основная задача технической службы предприятия – поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии, исключающее внезапные отказы и поломки на маршрутах и способствующее уверенной работе водителей ТС.

Конечной целью контроля является предупреждение отказов и неисправностей автомобиля, которые могли бы стать причиной дорожно-транспортного происшествия или повлиять на исход ДТП. Поэтому большое внимание следует уделять проверке технического состояния подвижного состава при выпуске на линию и возврата на предприятие, а также контролю качества работ, выполняемых непосредственно на автомобиле. Осуществляемый специалистами контроль качества не освобождает от ответственности руководителей соответствующих подразделений предприятия за некачественное выполнение работ и выпуск на линию неисправного подвижного состава.

От качества контроля технического состояния подвижного состава при возврате с линии зависят своевременное выявление и устранение отказов и неисправностей автомобилей. Поэтому работу на контрольно-техническом пункте (КТП) следует организовать так, чтобы все автомобили были осмотрены своевременно и качественно.

Контроль осуществляется визуально, с применением переносных приборов, а также с помощью имеющегося оборудования для диагностики технического состояния автомобилей и агрегатов. Применение средств диагностирования позволяет при минимальных затратах времени объективно оценить готовность автомобилей к выпуску на линию.

Чтобы исключить возможность выпуска на маршруты технически неисправных автомобилей и тем самым предотвратить ДТП, возвраты или простои автомобилей на маршрутах, организуется регулярный технический контроль за их техническим состоянием. Для этого на предприятиях следует организовать (создать) контрольно-пропускной пункт (КТП).

КТП оборудуется в закрытом отапливаемом и вентилируемом помещении и состоит из поста с осмотровой канавой (эстакадой или полуэстакадой), комнатой для контрольного механика и набором контрольных приборов.

Проверка автомобилей после возвращения на предприятие является основной формой ежедневного контроля технического состояния подвижного состава. Автомобиль поступает на КТП, где его осматривает механик или контролер ОТК (отдела технического контроля), оформляется листок технического учета, после чего автомобиль направляется в пункт технического обслуживания, текущего ремонта или на стоянку.


При выезде на линию подвижной состав вновь проходит через КТП. При этом проверяется комплектность, наличие противопожарного оборудования, внешний вид автомобилей, накануне обслуженных и признанных исправными. Более детально проверяются автомобили, прошедшие техническое обслуживание и особенно текущий ремонт.

Объем и порядок проверки технического состояния автомобилей при выходе на линию и при возвращении в парк, в том числе и проверка на обеспечение безопасности дорожного движения, проводится в соответствии с техническими картами проверки.

Если при осмотре обнаруживаются неисправности, указанные в Правилах технической эксплуатации ТС или Правилах дорожного движения, то такие автомобили не должны выпускаться на линию, а направляться в зону ТО и ремонта для устранения неисправностей.

В настоящее время актуальное значение принимает проверка технического состояния автобусов и микроавтобусов на маршрутах, назначение которой – предупредить ДТП. Для этой цели на конечных автобусных остановках наиболее напряженных городских маршрутов следует оборудовать пункт обязательного технического осмотра.

2.Контрольно-технический пункт

Контрольно-технический пункт (КТП) предназначен для проверки технического состояния выходящих из автопарка и возвращающих в парк подвижного состава, наличия и правильности оформления путевых документов водителя ТС, показаний спидометра.

1.Минимально необходимое оборудование:

письменный стол;

доска документации;

канцелярские принадлежности;

переносной ящик для контрольно-измерительных приборов;

электрический фонарь;

газоанализатор или дымомер;

прибор для проверки люфта рулевого управления ТС;

деселерометр;

металлическая линейка;

прибор для проверки углов схождения-развала колес;

молоток с длинной рукояткой;

прибор для проверки правильности установки фар;

манометр шинный;

штангенциркуль;

тахометр;

осмотровая канава (подъемник, эстакада или полуэстакада);

горизонтальная заасфальтированная площадка, длина 100 м.

2.Основные документы КПП:

инструкция механика КПП;

инструкция по ОТ и мерам безопасности, пожарной безопасности , электробезопасности;

график прохождения автомобилями ТО;

инструкция (руководство) по эксплуатации автомобилей, имеющихся в предприятии;

инструкции по техническому осмотру подвижного состава водителем, механиком, механиком ОТК, другими должностными лицами;

образцы путевой документации водителя ТС;

журнал контроля технического состояния при выпуске и возвращении ТС с линии.

3.Технология осмотра подвижного состава

Порядок выполнения осмотра подвижного состава не регламентируется существующими ГОСТами или ОСТами. Не допускаются к эксплуатации автомобили с недостатками и неисправностями, влияющими на безопасность дорожного движения, которые оговорены в ПДД.

1.Двигатель

Затруднен пуск и неустойчивая его работа на малых оборотах холостого хода. Увеличенные по сравнению с установленными нормативами содержание СО и СН или дымность отработавших газов (у дизельных двигателей).

2.Трансмиссия

Неисправное или не отрегулированное сцепление. Затрудненное включение или самопроизвольное выключение передач.

3.Рулевое управление , передний мост

Увеличенный по сравнению с нормативами люфт рулевого колеса, тугой ход и заедание рулевого управления. Увеличенный люфт в шарнирах рулевых тяг. Нарушение нормальной регулировки подшипников ступиц колес.

4.Тормозная система

Снижение установленного норматива эффективности действия, неравномерное срабатывание или заклинивание. Утечка из системы жидкости или воздуха. Неисправность стопорного устройства рычага стояночного тормоза. Неисправность светового сигнала торможения.

5.Ходовая часть

Повреждение или ослабление крепления рессор, пружин и других деталей подвески. Несоответствие размеров шин, повреждение каркаса или неисправность их бортов, предельный или неравномерный износ протектора шин.

6.Кабина и кузов

Повреждение кабины, остекления и оперения. Неисправность запоров бортов кузова, дверей кабины. Неисправность механизма подъема кузова самосвала.

7.Рабочее место водителя

Неисправность контрольных приборов, стеклоочистителей, омывателей и обогревателей переднего стекла, а также его повреждение. Неисправность вентиляции и отопления, загазованность кабины водителя и салона автобуса.

8.Электрооборудование

Неисправность звукового и наружных световых сигналов. Нарушение их числа и места установки.

Более подробный перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приведен в Приложении к Правилам дорожного движения и в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000.

Водитель транспортного средства :

На линии во время движения контролирует техническое состояние ТС по показаниям приборов;

Устанавливает отклонения в работе двигателя, ходовой части, тормозной системы, рулевого управления;

На стоянках путем осмотра контролирует давление воздуха в шинах, состояние сцепного устройства, утечку воздуха или жидкости в тормозной системе, работу систем освещения и сигнализации;

При обнаружении неисправностей устраняет их;

При невозможности устранить неисправности, сообщает в предприятие и ждет указаний ответственного лица по безопасности дорожного движения.

Контрольный механик КПП :

Многолетней практикой эксплуатации автомобильного транспорта установлена рекомендуемая последывательность выполнения технического осмотра ТС перед выездом на линию и при возвращении в парк, которая обеспечивает исключение пропуска контрольных операций, минимальную затрату времени. Объем контрольного осмотра в основном типичен для различных ТС и гарантирует обеспечение выхода на линию подвижного состава, которое соответствует требованиям технической эксплуатации ТС.

Начало и направление осмотра – левая сторона кабины, левое переднее колесо и далее вокруг автомобиля.

Контрольная операция Требования

1.Наличие и правильность оформления Водительское удостовере

путевой документации ние, путевой лист, др.

документы

2.Состояние коврика кабины водителя Без порезов и т. д.

3.Проверка люфта рулевого колеса Не должен превышать

установленных нор-вов

4.Ход рычага ручного тормоза Полное затормаживание

должно происходить при

перемещении стопорной

защелки на 2-6 зубьев

5.Наличие медицинской аптечки, знаков

аварийной остановки, средств пожароту-

шения, противооткатных упоров, широ-

кой подкладки под пяту домкрата, пуско-

вой рукоятки

6.Состояние и крепление переднего Не допускаются: сквоз-

левого колеса, рулевых тяг, сошки руле - ные повреждения в шине,

вого механизма разрывы нитей корда,

Продолжение таблицы 1

___________________________________________________________

износ протектора, замет-

ные люфты в сочленени-

ях рулевых тяг

7.Контроль исправности и крепления Стремянки рессор долж-

передней подвески, подтекание масла ны быть надежно затяну-

из картера ДВС, переднего моста, гид - нуты, подтекание масла и

лаждающей жидкости ся

8.Чистота и исправность фар, подфар - Должны быть чистыми

ников, номерного знака

9.Уровень масла в картере ДВС, охлаж - С помощью щупа, натяже

дающей жидкости, натяжения привод - ние ремней – нажатием

ных ремней пальца руки на ремень

10.Контроль состояния и крепления пра - То же, что и левого коле-

вого переднего колеса и крыла са

11.Состояние и крепление дверей, запас Двери должны иметь исп-

ного колеса, работа замков дверей и равный замок, стеклопод-

стеклоподъемников, наличие и состоя - емники и петли легко отк-

ние зеркал заднего вида, наличие топли - рываться и закрываться.

ва в топливном баке Запасное колесо должно

быть надежно закреплено.

Зеркала – целыми и чисты

12.Состояние и крепление правых зад - То же, что и для других

них колес колес

13.Состояние запорных крюков бортов Запорные крюки должны

задних фонарей, указателей поворота, в закрытом положении

наличие и крепление номерного знака

14.Состояние и крепление задней под - Гайки стремянок рессор,

вески хомуты и пальцы реактив-

ных штанг должны быть

надежно затянуты

15.Состояние и крепление левых зад - То же, что и для других

них колес колес

16.Состояние глушителя Не допускается наличие

трещин и пробоин

17.Состояние и крепление левой двер - Дверка должна иметь исп-

ки кабины, зеркал заднего вида, рабо - равный замок, стеклоподъ

Продолжение таблицы 1

ты замка и стеклоподъемника емник и петли легко откры-

ваться и надежно закрыва-

18.Проверка свободного хода сцеп - Свободный ход педалей оп-

ления и тормоза ределяют нажатием на пе-

даль рукой до тех пор, пока

не станет ощутимым сопро

тивление, с одновремен-

ным замером величины пе-

ремещения педали

19.Проверка ДВС на различной часто-

те вращения, исправность контрольно

измерительных приборов

20.Проверка вредных веществ в отра - Не должно превышать нор-

ботавших газах мативных значений

21.Давление в шинах колес Не должно превышать нор-

мативных значений

22.На ходу автомобиля – легкость пе - При торможении все коле-

реключения передач, работы рулево - са должны плавно и однов-

вого управления и действие тормозов ременно затормаживаться

После выполнения процедуры проверки технического состояния транспортного средства, контрольный механик ставит свою подпись в путевом листе, если автомобиль находится в технически исправном состоянии, и отправляет автомобиль на линию. В случае обнаружения какой-либо неисправности, автомобиль направляется в зону ТО и ремонта для ее устранения, о чем делается запись в журнале контроля технического состояния и заполняется «Лист учета ТО и ремонта» автомобиля.

Контрольный механик в полной мере несет ответственность за выпуск в эксплуатацию транспортных средств согласно ст. 266 УК РФ «Недоброкачественный ремонт ТС и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями», которая предусматривает довольно суровые меры, особенно если это повлекло в случае ДТП причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшим или был причинен материальный ущерб.

Приложение 1

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

КОНТРОЛЬНОГО МЕХАНИКА (МЕХАНИКА

ОТДЕЛА ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ)

(типовая)

1.Общие положения

Механик ОТК осуществляет контроль за техническим состоянием подвижного состава при выезде его на линию и возвращение с нее, а также после технического обслуживания и ремонта; назначается на работу и освобождается от нее приказом директора предприятия.

2.Обязанности

Механик обязан:

Осуществлять контроль за техническим состоянием подвижного состава при выезде его на линию и возвращении с нее, разрешая выпуск только технически исправного подвижного состава в соответствии с графиком выпуска и требованиями, изложенными в Правилах ДД и ГИБДД , других нормативных документах;

Проверять количество топлива в баках автомобилей, отмечать в путевых листах фактическое время выезда и возвращения подвижного состава, а при выпуске также удостоверять своей подписью его исправность;

Вести учет местонахождения подвижного состава внутри предприятия;

Доводить до сведения руководства все случаи невыпуска автомобилей на линию по причине недоброкачественного производства работ ТО или ТР;

Вести журнал учета выпуска автомобилей на линию и возвращении с линии.

Механик имеет право приостанавливать выпуск на линию подвижного состава, техническое состояние и внешний вид которого не соответствует требованиям нормативных документов.

4.Ответственность

Механик несет административную и уголовную ответственность за выпуск подвижного состава на линию в технически неисправном состоянии, если они повлекли за собой совершение дорожно-транспортного происшествия.

Список литературы

1. и др. Безопасность дорожного движения. М., Транспорт. 1988.

2.Пенежко движения на автомобильном транспорте. М., Транспорт, 1976.

3. и др. Техническое обслуживание автомобилей. М., Транспорт, 1982.

4. и др. Безопасность движения на автомобильном транспорте. М., Транспорт,1988.

5.Правила дорожного движения. М., Славянской книги», 2006.

О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ ВОДИТЕЛЕЙ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЛИНИИ

1. Общие положения

1.1. Контролю за соблюдением Правил дорожного движения (ПДД) подлежат все водители и механизаторы объединений, организаций, предприятий и хозяйств Минсельхозпрода Республики Беларусь.

1.2. Организация проведения контроля за соблюдением водителями и механизаторами ПДД возлагается на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств.

1.3. Ответственность за организацию контроля несет руководитель предприятия, хозяйства.

1.4. Контроль за соблюдением водителями и механизаторами ПДД должны проводить: руководитель предприятия, хозяйства, его заместители, главный инженер, инженерно-технические работники, связанные с эксплуатацией транспортных средств, члены комиссии по обеспечению , водители-наставники, медицинские работники.

2. Цель и задачи контроля

2.1. Целью контроля на линии является организация и проведение комплекса мероприятий по профилактике нарушений Правил дорожного движения, контроль за состоянием обустройства и содержанием автомобильных дорог в зоне работы подвижного состава предприятия, автохозяйства для повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров.

2.2. Задачами контроля на линии является контроль:

за соблюдением водителями и механизаторами Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации, транспортной дисциплины, техническим состоянием подвижного состава;

использованием транспортных средств в соответствии с заданием и выданными на основании задания путевыми документами;

соблюдением норм вместимости пассажиров автобусов и специально оборудованных грузовых автомобилей;

состоянием загрузки автомобиля нормам его грузоподъемности;

за правильностью закрепления грузов;

за соблюдением Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей и механизаторов.

3. Права и обязанности работников при проведении

контроля на линии

3.1. При проведении контроля на линии по безопасности движения работники имеют следующие права и обязанности:

3.1.1. В установленном порядке отстранять от работы водителей и механизаторов, состояние которых угрожает безопасности движения, или не имеющих прав управления соответствующей категорией транспортного средства.

3.1.2. Изымать у водителей и механизаторов удостоверения на право управления транспортным средством вместе с талоном предупреждения при задержании на линии в нетрезвом состоянии или совершении ими дорожно-транспортного происшествия. В случае необходимости оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, а если это невозможно – отправить на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства, после чего возвратиться к месту происшествия.

3.1.3. В установленном порядке принимать меры к водителям и механизаторам, действия которых противоречат Правилам дорожного движения, других нормативных документов.

3.1.4. Задерживать транспортные средства, следующие не по заданному маршруту, в необходимых случаях возвращать их на предприятие, в хозяйство.

3.1.5. Снимать транспортные средства с техническими неисправностями с линии, если они угрожают безопасности движения.

3.1.6. Работники, осуществляющие контроль на линии, обязаны принимать необходимые меры к предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

4. Порядок проведения контроля

4.1. Основные этапы проведения контроля на линии по безопасности движения:

планирование контроля;

проведение контроля;

регистрация и хранение информации;

принятие мер по результатам контроля;

проведение мероприятий по профилактике нарушений Правил дорожного движения.

4.2. Планирование проверок на линии производится на основе анализа отчетных и неотчетных происшествий с участием водителей и механизаторов предприятия, хозяйства. При этом выявляются участки концентрации происшествий, “пики” происшествий по времени суток и дням недели.

4.3. С учетом результатов анализа и выявленных участков концентрации происшествий составляется перечень зон контроля с обозначением времени возникновения и характера опасности нарушений Правил дорожного движения.

4.4. График проверок на линии составляется службой эксплуатации совместно со службой безопасности движения, форма графика приведена в приложении 1.

4.5. График проведения контроля на линии на месяц должен быть доведен до исполнителей под расписку не менее чем за трое суток до начала месяца.

4.6. На контроль направляется группа в составе двух-трех сотрудников предприятия, хозяйства.

4.7. Контроль за работой водителей и механизаторов на линии осуществляется с использованием спецавтомобилей, а также без них в местах, указанных в наряде-задании.

4.8. Перед выходом на контроль старший группы получает наряд-задание по форме, представленной в приложении 2.

4.9. Проверяющий должен останавливать транспортное средство путем подачи сигнала жезлом, не создавая при этом помех движению.

4.10. В случае, если водитель, механизатор не остановился по требованию проверяющего, составляется акт.

4.11. При остановке транспортного средства старший группы должен предъявить водителю, механизатору свое удостоверение, выписать из путевого листа (наряда на работу) в наряд-задание фамилию водителя, механизатора и заполнить остальные графы.

4.12. В путевом листе (наряде на работу) проверяющий должен записать дату проверки, время и место проверки, краткое содержание выявленного нарушения, проставить номер своего удостоверения, фамилию, инициалы.

4.13. Проверяющий должен запретить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства в случае, если дальнейшее его движение угрожает безопасности движения.

4.14. По окончании проверки заполненный бланк наряд-задания о результатах проверки передается в службу безопасности движения предприятия, хозяйства.

4.15. На основе данных нарядов-заданий производится запись результатов контроля каждой группы в журнал учета нарушений Правил дорожного движения.

4.16. По фактам выявленных при контроле на линии нарушений ПДД, совершенных водителями и механизаторами предприятия, хозяйства, проводится их разбор и принятие соответствующих мер.

4.17. Разбор нарушений, выявленных при контроле на линии проводит комиссия по обеспечению безопасности движения.

4.18. О выявленных фактах неудовлетворительного состояния дорог и дорожных сооружений необходимо информировать Госавтоинспекцию и соответствующие дорожные и коммунальные организации и в установленном порядке добиваться устранения выявленных недостатков.

4.19. Должностное лицо, ответственное за проведение работы по безопасности движения, ежедневно анализирует качество проверок на линии и ежемесячно – их эффективность.

4.20. На основании данных о контроле на линии руководитель предприятия, хозяйства проводит разбор состояния овой дисциплины на предприятии, в хозяйстве.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель _____________

(предприятия)

__________________________

(подпись)

__________________________

выезда должностных лиц для контроля за соблюдением водителями

и механизаторами ПДД на _________________ 19 ______ г.

N
п/п
Фамилия,
имя, от-
чество,
должность
Дни контроля Рос-
пись
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Руководитель службы БД _______________________

(подпись)

Приложение 2

НАРЯД-ЗАДАНИЕ N ________

на контроль по безопасности движения т.т. ________________

Вам поручается ________ 19 ___ г. с ____ по ____ провести

контроль выполнения водителями (механизаторами) Правил

дорожного движения

на маршруте ___________________________________________________

при участке дороги ____________________________________________

Учет результатов контроля

N
п/п
Принад-
лежность
транс-
портного
средства
Мар-
шрут
следо-
вания
Транс-
портное
сред-
ство,
марка,
гос. N
Фамилия
водите-
ля, ме-
ханиза-
тора
Место
про-
верки
Время
провер-
ки
Номер
путевого
листа
(наряда
на
работу)
Резуль-
тат
контро-
ля
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Проверено транспортных средств, всего __________ в т.ч. грузовых

авт. ________ автобусов __________ легковых авт. _______________,

механических транспортных средств _________________________________

выявлено нарушений Правил дорожного движения, всего _________ в т.ч.

1. Управление транспортом в состоянии опьянения ____________________

2. Превышение скорости движения ____________________________________

3. Нарушение правил обгона, маневрирования и рядности ______________

4. Нарушение правил проезда перекрестков ___________________________

5. Управление транспортным средством с неисправностями,

угрожающими безопасности движения _______________________________

6. Нарушение правил пользования осветительными приборами ___________

7. Нарушение правил проезда железнодорожных переездов ______________

8. Другие нарушения ________________________________________________

9. Замечания по состоянию проезжей части и освещенности улиц и дорог

_________________________________________________________________

Подпись лиц, осуществляющих контроль

“____” _____________ 19 ___ г.


РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ИНСТРУКЦИЯ О КОНТРОЛЕ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ НА
ЛИНИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Введен впервые

РД-200-РСФСР-12-0071-86-04

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)


ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Пинт А.А.

Настоящий руководящий документ разработан на основе типовых положений о контроле на линии по безопасности движения территориальных объединений автомобильного транспорта: Свердловскавтотранс, Кемеровоавтотранс, Удмуртавтотранс, Кавминводавтотранс.

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса на 1985 г.

1. Общие положения

1.1 Контролю на линии подлежат все водители предприятий и организаций министерства.

1.2. Организация и проведение контроля на линии возлагается на службу эксплуатации предприятия.


1.3. Ответственность за организацию контроля на линии несет руководитель предприятия.

1.4. Проводить контроль на линии обязаны: руководитель предприятия, его заместители, начальники отделов и служб, инженерно-технические работники, связанные с эксплуатацией транспортных средств, члены комиссии общественного контроля за безопасностью движения.

2. Цель и задачи контроля на линии

2.1. Целью контроля на линии по безопасности движения является организация и проведение комплекса мероприятий для водителей по профилактике нарушений Правил дорожного движения, контроль за состоянием обустройства и содержанием автомобильных дорог в зоне работы подвижного состава предприятия для повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров.

2.2. Задачами контроля на линии являются:

контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и техническим состоянием подвижного состава;

контроль за использованием автобусов, таксомоторов, легковых и грузовых автомобилей в соответствии с заданием и выданными на основании задания путевыми документами;

контроль за соблюдением норм вместимости пассажиров автобусами и регулярностью движения автобусов;

контроль за соответствием загрузки автомобиля нормам его грузоподъемности; контроль правильности закрепления грузов;

контроль за соблюдением Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей;

контроль за соблюдением водителями таксомоторов порядка выезда за пределы 50-километровой зоны;

контроль за полнотой выручки водителями автобусов и таксомоторов при наличии в составе контролирующей группы работника контрольно-ревизорской службы.

3. Права и обязанности работников при проведении контроля на линии

3.1. Работники при проведении контроля на линии по безопасности движения имеют следующие права и обязанности.

3.1.1. В установленном порядке отстранять от работы водителей автомобилей, состояние которых угрожает безопасности движения, или не имеющих прав управления соответствующей категорией транспортного средства.

3.1.2. Отбирать у водителей удостоверения на право управления автомобилем вместе с вкладным талоном при задержке на линии в нетрезвом состоянии или совершении ими дорожно-транспортного происшествия.

До прибытия работников милиции оставаться на месте происшествия, принять меры к сохранению обстановки дорожно-транспортного происшествия, в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь, а если это невозможно - отправить пострадавшего на попутном транспорте или отвезти на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства, после чего возвратиться к месту происшествия.

3.1.3. В установленном порядке принимать меры к водителям, действия которых нарушают требования Правил дорожного движения, других нормативных документов.

3.1.4. Задерживать автомобили, следующие не по заданному маршруту, в необходимых случаях возвращать их в предприятие.

3.1.5. Снимать автомобили с техническими неисправностями с линии, в случае, если технические неисправности угрожают безопасности движения.

3.1.6. Принять меры к запрещению движения транспортных средств, машин и механизмов, движение которых запрещается в соответствии с Правилами дорожного движения.

3.1.7. Работники, осуществляющие контроль на линии, обязаны принимать необходимые меры к предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

4. Порядок проведения контроля на линии

4.1 Основные этапы проведения контроля на линии по безопасности движения:

планирование контроля на линии;

проведение контроля на линии;

регистрация и хранение информации;

принятие мер по результатам контроля на линии;

проведение мероприятий по профилактике нарушений Правил дорожного движения;

оценка контроля на линии.

4.2. Планирование проверок на линии производится на основе анализа отчетных и неотчетных происшествий с участием водителей предприятия. При этом выявляются: участки концентрации происшествий, «пики» происшествий по времени суток и дням недели.

4.3. С учетом результатов анализа и выявленных участков концентрации происшествий составляется перечень зон контроля с обозначением времени возникновения и характера опасных нарушений Правил дорожного движения.

4.4. График проверок на линии составляется службой эксплуатации совместно со службой безопасности движения.

4.5. График проведения контроля на линии на месяц должен быть доведен до исполнителей под расписку не менее, чем за трое суток до начала месяца.

4.6. По окончании проверки на линии старший группы составляет отчет по форме, представленной в приложениях 2, 3.

4.7. Проверяющий должен останавливать транспортное средство путем подачи сигнала жезлом, не создавая при этом помех движению.

4.8. В случае, если водитель не остановился по требованию проверяющего, составляется акт, в котором расписывается проверяющий.

4.9. При остановке нарушителя старший группы должен предъявить водителю свое удостоверение и записать в отчет из путевого листа фамилию водителя и заполнить другие графы отчета.

4.10. При выполнении проверки проверяющий должен записать в путевом листе водителя дату проверки, время и место проверки, краткое содержание выявленного нарушения, проставить номер своего удостоверения, фамилию, инициалы.

4.11. Проверяющий должен запретить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства в случае, если дальнейшее его движение угрожает безопасности движения.

4.12. По окончании проверки заполненный бланк отчета о результатах проверки передается в службу безопасности движения предприятия.

4.13. На основе бланка отчета производится запись результатов контроля каждой группы в журнал учета нарушений Правил дорожного движения.

4.14. На основании данных учета ежеквартально представляется информация о результатах проверок на линии в отдел ревизора по безопасности движения территориального объединения (приложение 4).

4.15. По фактам выявленных при контроле на линии нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, проводится их разбор и принятие соответствующих мер.

4.16. Разбор нарушений, выявленных при контроле на линии, проводит комиссия общественного контроля за безопасностью движения предприятия.

4.17. О выявленных фактах неудовлетворительного состояния дорог и дорожных сооружений необходимо информировать Госавтоинспекцию и соответствующие дорожные и коммунальные организации и в установленном порядке добиваться устранения выявленных недостатков.

4.18. Руководитель службы безопасности движения ежедневно проверяет качество проверок на линии и ежемесячно анализирует эффективность проверок.

4.19. На основании данных о контроле на линии начальник предприятия проводит разбор состояния трудовой дисциплины в предприятии.

4.20. Оценка проверок на линии проводится ежеквартально начальником отдела ревизора по безопасности движения территориального объединения, при этом учитывается:

количество проверенных транспортных средств;

количество выявленных нарушений;

количество срывов проверок;

количество срывов проверок;

качество ведения документации;

количество часов, отработанных на линии работниками предприятий.

Приложение 1.

ГРАФИК
выезда должностных лиц для контроля на линии

на _____________________19 г.

Руководитель службы безопасности

движения предприятия __________________

Приложение 2.

ЗАДАНИЕ
на проведение контроля за дисциплиной водителей на линии

Приложение 3.

ОТЧЕТ
о проделанной работе группы по контролю за работой водителей на линии

Проверено а-лей всего ________________

Выявлено нарушений всего ______________

в том числе:

1. управление транспортом в состоянии опьянения

________________

2. нарушение правил обгона, маневрирования и рядности движения

________________

3. превышение скорости в опасных условиях

________________

4. нарушение правил проезда перекрестков и железнодорожных переездов

________________

5. нарушение правил остановки и стоянки тр-та

________________

6. нарушение правил перевозки людей

________________

7. управление технически неисправным а-лем

________________

8. эксплуатация транспорта без номерных знаков, водительских и путевых документов

________________

9. нарушение правил пользования осветительными приборами, ослепление светом фар водителей встречного транспорта

________________

10. несоблюдение требований дорожных знаков

________________

11. нарушение графика движения

________________

12. другие нарушения

________________

Замечания по состоянию проезжей части и освещенности улиц и дорог ___________

Приложение 4.

Квартальный отчет
о проведенных проверках на линии работниками предприятия ____________________
за период _____________ 19 г.

Показатели

Количество

Запланировано выездов на линию для контроля

Сорвано выездов на линию, в том числе:

по вине ИТР

из-за отсутствия транспорта

по вине отдела организации перевозок

Участвовало в дежурстве (человек)

Проверено автомобилей на линии

Выявлено нарушений всего,

в том числе:

Управление транспортом в состоянии опьянения

Нарушение правил обгона, маневрирования и рядности движения

Превышение скорости в опасных условиях

Нарушение правил проезда перекрестков и железнодорожных переездов

Нарушение правил остановки и стоянки

Нарушение правил перевозки людей

Управление технически неисправным транспортным средством

Эксплуатация транспортного средства без номерных знаков, водительских и путевых документов

Нарушение правил пользования осветительными приборами, ослепление светом фар водителей встречного транспорта

Несоблюдение требований дорожных знаков

Нарушение графика движения

Принятые меры к нарушителям, всего

в том числе:

Устное предупреждение

Запись в путевом листе

Разобрано на комиссии общественного контроля

Объявлено дисциплинарное взыскание

Начальник предприятия

(подпись)

1. Общие положения. 1

2. Цель и задачи контроля на линии. 2

3. Права и обязанности работников при проведении контроля на линии. 2

4. Порядок проведения контроля на линии. 2

Приложение 1. График выезда должностных лиц для контроля на линии. 4

Приложение 2. Задание на проведение контроля за дисциплиной водителей на линии. 4

Приложение 3. Отчет о проделанной работе группы по контролю за работой водителей на линии. 4

Напоминаем, что 25.12.2017 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств". Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Это необходимо для того, чтобы исключить выпуск на линию неисправных автотранспортных средств. За нарушение данного законодательства водителям и организациям грозит серьезная ответственность.

Кстати, новый порядок предрейсовых осмотров транспортных средств теперь предусматривает ответственность не только организаций, которые выпустили на линию неисправные автотранспортные средства. Например, если вдруг произойдет авария, именно из-за неисправности самого транспортного средства выпущеного на линию после предрейсового осмотра, то за аварию будут отвечать не только сам водитель и организация, а также и автомеханик, т.е. то лицо, которое выпустило на линию данное транспортное средство после его предрейсового осмотра. Так что у автомехаников, как мы видим, теперь будет личная ответственность за выпуск автомобилей на линию.

Мы проанализировали новый приказ Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 , чтобы ответить на все возникающие по этому закону вопросы, как у самих водителей занимающихся коммерческими перевозками, так и у владельцев коммерческого автотранспорта. Кстати, данный приказ, как многие думают и ошибаются, касается не только водителей и владельцев автобусов, грузовых автомобилей и т.п. автотранспортных средств. Он касается и водителей такси, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц занимающихся данными легковыми перевозками такси.

Обязаны ли индивидуальные предприниматели проводить предрейсовые осмотры автомобилей?


Да обязаны. Согласно приказа Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 года новый порядок проведения предрейсовых осмотров транспортных средств обязателен к исполнению не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свои перевозки автомобильным и электрическим автотранспортом.

Кто должен проводить предрейсовый осмотр?

Согласно приказа Минтранса РФ № 141 предрейсовый технический осмотр должен проводить контролер, который соответствует квалификационным и профессиональным требованиям в соответствии с приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года.

Что должно проверяться на предрейсовом осмотре?


При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности транспортных средств" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 года "О правилах дорожного движения").

Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:

- исправность тормозной системы

- исправность рулевого управления

- работоспособность стеклоочистителей

- состояние колес и шин

- исправность клаксона

- работоспособность тахографа (при наличии)

- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)

- исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн

- проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья

- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол

- проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов

- проверка состояния держателя запасного колеса

- проверка положения опор полуприцепов

Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:

- осмотр приборной панели на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения

- проверка обзорности с места водителя

- проверка видимости обзора в зеркалах заднего вида

- проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков

- проверка ремней безопасности и подголовников

- проверка работоспособности световых приборов

- проверка герметичности узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики

- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами

- проверка отсутствия внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверка на установку незаконного газового оборудования

Что должен или обязан сделать контролер после проведения им успешного предрейсового осмотра?


Какая ответственность грозит за выезд автомобиля на линию без предрейсового осмотра?


Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Вот выдержка из КоАП РФ:

Статья 12.31.1 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц - 5 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2 500 рублей; на должностных лиц - 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1 500 рублей; на должностных лиц - 10 000 рублей; на юридических лиц - 25 000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.

Когда вступает в силу новый порядок проведения предрейсовых осмотров?

Новый приказ Минтранса №141 вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. По данным Российской газеты документ, т.е. закон вступает в силу 25 декабря 2017 года.

Поделиться: