Об «антироссийском» международном праве. Что говорит Конституция

^В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с общей теорией права под источником права вообще и международного права в частности следует понимать те специфические внешние формы фиксации норм права определенной системы или отрасли. Следовательно, источниками международного права будут такие формы, в кᴏᴛᴏᴩых закрепляются права и обязанности субъектов международного права.

Вопросы, связанные с определением источников международного права, представляют для международного сообщества большой практический и научный интерес. Отсюда понятна необходимость общих подходов в их решении. В п. 1 ст. 38 Статута Международного Суда ООН закреплено общее положение в отношении источников международного права: «Суд, кᴏᴛᴏᴩый обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

a) международные конвенции, как общие так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм»1.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ толкование положений данной статьи не отличается единообразием оценок среди специалистов. При этом юристы-международники и международное сообщество практически единодушны в признании в качестве основных источников международного права международного договора и международного обычая.

Много дискуссий в науке международного права ведется вокруг понятия «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Прежде всего следует определить, что следует понимать под «общими принципами права»? Некᴏᴛᴏᴩые авторы считают, что естественное право и есть воплощение общих принципов права, поскольку именно естественное право будет лакмусовой бумажкой для определения правомерности

1 Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 663.

норм позитивного права1. Представители позитивистски правления придерживаются мнения, что указанные прии содержатся в международных договорах и обычаях. Этот п был характерен для советской науки международного права известный советский юрист-международник В.М. Кор« повествовал: «Для советской доктрины международного права ставляется несомненным, что под «общими принципами л в международном праве следует понимать принципы меж родного права»2. Важно знать, что большинство же юристов-международ! полагают, что общие принципы права отражены прежде BI решениях международных судебных и арбитражных opt И данные принципы отражают те общие правовые начала, ко: характерны для разных национальных систем права и меж родного права. Важно знать, что большинство общих принципов права у корнями в римское право. К примеру, «равный над равньм ва не имеет» (par in parem поп habet imperium), «согласие т право» (consensus facit jus), «никто не может передать бс прав, чем сам имеет» (nemo plus juris transfere potest quan habet), «никто не может быть судьей в собственном деле» (judex in causa sua), «из правонарушения права не возникав injuria jus non oritur) и т.д.

Концептуальное значение пункта «с» ст. 38 Статута Mi народного Суда ООН состоит по сути в том, что система совр(ного международного права относительно молодая, по϶ᴛᴏм решении тех или иных споров Международный Суд не в может воспользоваться необходимым договором или обыч силу их отсутствия. Тогда и следует воспользоваться o6i принципами права, с тем ɥᴛᴏбы по аналогии разрешить и щийся спор. Необходимо обратить внимание, что при ϶ᴛᴏм жны использоваться в качестве источника международного ва исключительно те общие принципы права, кᴏᴛᴏᴩые признаны «i лизованными нациями». Разумеется, термин «цивилизова нации», заимствованный из Статута Лиги Наций, устарел скольку современное международное право не знает дел наций на цивилизованные и нецивилизованные. При этом ϶ᴛᴏго положения сохраняет ϲʙᴏю актуальность. И заключ; она в том, что принципы права, общие для различных на нальных систем права, могут применяться в качестве исто ков международного права в том случае, если они приз: большинством государств.

1 См.: Jenks W. The Common Law of Mankind. L., 1958. P. 169.

"- Корецкип В.М. Избранные труды: В 2 кн. К.. 1989. Кн. 2. С. 195.

Судебные же решения с учетом оговорки, указанной в ст. 59, в кᴏᴛᴏᴩой устанавливается, что решения Суда обязательны только для участвующих в деле сторон и только по данному делу, не будут источником права, а признаются исключительно вспомогательным средством, позволяющим определить правовые нормы.

Это же относится и к доктринальным взглядам наиболее квалифицированных специалистов в области публичного права.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Финансовое планирование на предприятиях

Стратегическое планирование является исходным пунктом всей системы планирования на предприятиях, предусматривает разработку главных целей и основных способов их достижения.

Стратегические мероприятия оцениваются в денежной форме. Полученная сумма представляет собой тот необходимый объем инвестиций, который необходимо вложить в предприятие для выполнения стратегических целей.

Стратегические мероприятия подразделяются на инвестиционные проекты. Для каждого инвестиционного проекта необходимо составить бизнес-план, который покажет окупаемость инвестиций. В некоторых случаях на предприятии может быть не несколько, а всего один проект и соответственно один бизнес-план. После составления бизнес-планов стратегические мероприятия ранжируются по своей эффективности. Те проекты, которые быстрее окупаются и (или) имеют более высокие показатели рентабельности и ликвидности, внедряются в первую очередь.

В зависимости от типа источников финансирования бизнес-планы могут быть двух видов: для внешнего инвестора и внутренний.

Бизнес-план для внешнего инвестора, которым может быть коммерческий банк, инвестиционная компания, любое физическое или юридическое лицо, должен состоять из следующих разделов: 1.Характеристика предприятия. 2 План маркетинга. 3 План производства. 4 Финансовый план.

Бюджет предприятия, именуемый основным или общим, включает в себя два раздела: первый - операционный бюджет; второй - финансовый бюджет.

Результатом операционного бюджета является бюджет прибыли (убытков) предприятия. Финансовый бюджет включает в себя инвестиционный бюджет, бюджет потока денежных средств, бюджетный баланс.

Следует отметить, что успех предприятия в полной мере будет зависеть не только от того, будет ли внедрена система финансового планирования, а еще и от правильного соблюдения сроков планирования.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.(см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).



Это императивные нормы, обладающие высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормам системы международного права;

Как исключение из общих правил действия международно-правовых норм во времени они имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую норму, возникающую ранее самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий;

Только деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются как международные преступления. При этом к нарушителям возможно применение таких мер воздействия от имени сообщества государств, которые перечислены в статьях 5, 6, 40-47 Устава ООН, они включают разрыв экономических, дипломатических и иных отношений, вплоть до применения вооруженной силы;

Они могут быть правовой основой для регулирования международных отношений при отсутствии прямого регулирования.

В общем виде основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН и детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., Заключительным актом от 1 августа 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г.и др.

К числу основных принципов международного права относятся: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела государств; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип равноправия и самоопределения наций и народов; принцип сотрудничества государств; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Как послеуставные (новейшие) принципы международного права сформировались: принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем и принцип международной защиты окружающей среды.

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов.

Условно различают первичные и производные субъекты международного права. К первичным относят прежде всего государства и в некоторых случаях народы и нации. Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от воли и намерения их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государственно-подобные образования типа вольных городов. Особыми субъектами международного права следует считать индивидов.

Так как международное право создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения, то государства выступают как основные субъекты международного права.

Право на самоопределение признается международным сообществом за всем нациями и народами, но не каждая нация или народ могут рассматриваться как субъект международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права.

В настоящее время государственно-подобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира.

Международные межправительственные организации являются субъектами международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить их соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соответствуют основным принципам международного права – ООН, ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, СНГ (Содружество Независимых Государств), Совет Европы, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др.

Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной. Вместе с тем, право на обращение отдельных лиц в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека сегодня признается как международно-правовыми актами (факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 11 протоколов к ней…), так и Конституцией РФ.

Международно-правовая ответственность – это неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение – это противоправное поведение (действие или бездействие) субъекта международного права, в результате которого нарушаются нормы международного права и международные обязательства этого субъекта и наносится другому субъекту или международному сообществу в целом ущерб материального или нематериально характера (например, акты агрессии, нарушение обязательств по договорам и др.).

В зависимости от степени опасности все международные правонарушения можно разделить на три большие группы: международные преступления; уголовные преступления международного характера; международные деликты.

Международное преступление – то особо опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы всего международного сообщества, грубо попирающее основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству. К числу международных преступлений относятся агрессия, геноцид, апартеид, колониализм, военные преступления, преступления против мира и человечности.

Уголовное преступление международного характера – это деяние, имеющее международно-общественную значимость, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств (например, международный терроризм, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ и др.).

Международные деликты – это противоправные действия, наносящие ущерб ограниченному кругу субъектов международного права (например, отдельному государству).

Общая концепция ответственности государств такова, что государство несет ответственность за действия всех своих органов (независимо от принадлежности к законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти), а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений со стороны находящихся под его юрисдикцией лиц.

Государства и другие субъекты международного права несут политическую и материальную ответственность, а физические лица – международную уголовную ответственность.

Международное право исходит из неприменения срока давности к международным преступлениям. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо о времени совершения преступления.

В ходе сотрудничества государств в области экономики, культуры, науки и т.д. складываются отношения как между самими государствами, так и между организациями, фирмами, гражданами. Последние составляют сферу действия международного частного права.

Международное частное право (МЧП) - совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

Очевидна тесная связь международного частного права с международным общим (публичным) правом, которое служит той же цели, а именно созданию правовых условий для развития международного сотрудничества.

Вместе с тем по содержанию международное публичное право это отношения общеполитического характера, в том время как международное частное право это отношения имущественного и тесно с ними связанные отношения неимущественного характера. К ним относятся прежде всего отношения в области внешней торговли (сделки между фирмами и физическими лицами разных государств), научно-технического сотрудничества, брачно-семейные отношения, трудовые отношения и т.д.

Основные отличия международного публичного права от международного частного права:

В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.

В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП - традиционный субъект национального гражданского права государства.

В основных источниках: для международного публичного права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для международного частного права - законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

Предметом правового регулирования международного частного права являются гражданско-правовые отношения, но осложненные иностранным (международным) элементом, в результате чего всегда возникает вопрос, право какого государства надлежит применять.

Международные судебные инстанции:

Международный суд ООН в Гааге

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН - Международный Суд, (англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) - один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Международный уголовный суд в Гааге

Международный уголовный суд (МУС) - первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция - Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге

Междунаро́дный трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ) - структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991-2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название - «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года».

Международный арбитражный суд в Гааге

Постоянная палата третейского суда (ППТС) - (англ. Permanent Court of Arbitration, PCA) - международный арбитражный суд, расположенный в Гааге, Нидерланды. Учрежден в 1899 по решению первой Гаагской мирной конференции и является старейшей организацией для разрешения международных споров. Расположен во Дворце мира, специально построенного в Гааге в 1913 на пожертвование Эндрю Карнеги. Членами суда являются более 100 стран. Суд принимает к рассмотрению как иски по межгосударственным спорам, так и иски частных организаций, имеющие международный характер. В отсутствие заблаговременного соглашения об ином ППТС может рассмотреть дело только с согласия всех спорящих сторон.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) - международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Конституционный Суд РФ посетила делегация Суда Европейского Союза во главе с его Председателем Василиосом Скурисом

5 апреля 2012 года в ходе официального визита в Россию делегация Суда Европейского Союза в составе Председателя Суда Василиоса Скуриса, судей и генеральных адвокатов Суда встретилась с судьями Конституционного Суда Российской Федерации в Санкт-Петербурге.

Европейские коллеги рассказали о компетенции Суда ЕС, о недавно рассмотренных им делах, а также о взаимодействии с национальными и международными судами. Господин Скурис отметил, что, по мере углубления европейской интеграции, Суд ЕС приобретает всё больше черт, присущих органу конституционного контроля. По его словам, одновременно более активным становится и взаимодействие с национальными конституционными судами.

Большой интерес представителей суда Евросоюза вызвал опыт Конституционного Суда РФ по применению международно-правовых норм и взаимодействию с Европейским Судом по правам человека. Российские судьи подробно ответили на вопросы своих европейских коллег.

Суд Европейского Союза (до 2009 г. – Суд Европейских Сообществ) был учрежден на заре европейской интеграции – в декабре 1952 года. Он уполномочен давать заключения о законности актов Евросоюза, выносить решения о соблюдении государствами-членами ЕС своих обязательств, а также давать толкование норм европейского права по запросам национальных судов. В состав Суда ЕС входит по одному судье от каждого из 27 государств-членов, назначаемых на 6-летний срок. Содействие судьям в их работе оказывают 8 генеральных адвокатов, которые исследуют материалы дела и представляют Суду мотивированные заключения и проекты решений. Местопребывание Суда ЕС - Люксембург.


См. Правоведение. Учебник для вузов /П 68 СПб.: ООО «Ид ПРАВО», 2010.-608 с. С.550

Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними. Термин "информатика" происходит от французского слова Informatique и образован из двух слов: информация и автоматика. Этот термин введен во Франции в середине 60-х лет XX ст., когда началось широкое использование вычислительной техники. Тогда в англоязычных странах вошел в употребление термин "Computer Science" для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на использовании вычислительной техники. Теперь эти термины являются синонимами.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях.

Предмет информатики как науки составляют:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
  • программное обеспечение средств вычислительной техники;
  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом. Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами - интерфейсом пользователя.

Основной задачей информатики как науки - это систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в том, чтобы выделять, внедрять и развивать передовые, более эффективные технологии автоматизации этапов работы с данными, а также методически обеспечивать новые технологические исследования.

Информатика - практическая наука. Ее достижения должны проходить проверку на практике и приниматься в тех случаях, если они отвечают критерию повышения эффективности. В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения:

  • архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
  • интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
  • программирование (приемы, методы и средства разработки комплексных задач);
    преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
  • защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
  • автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
  • стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, между форматами представления данных, относящихся к разным типам вычислительных систем).

На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым вопросом есть эффективность. Для аппаратных средств под эффективностью понимают соотношение производительности оснащение к его стоимости. Для программного обеспечения под эффективностью принято понимать производительность работающих с ним пользователей. В программировании под эффективностью понимают объем программного кода, созданного программистами за единицу времени. В информатике всю жестко ориентированное на эффективность. Вопрос как осуществить ту или другую операцию, для информатики важный, но не основной. Основным есть вопрос как совершить данную операцию эффективно.

В рамках информатики, как технической науки можно сформулировать понятия информации, информационной системы и информационной технологии.

Термин «источники права» употребляется в двух значениях – материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются условия жизни международного сообщества, то есть международные отношения. Формальные источники права – это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической калорией и составляют предмет изучения.

Рис. 7. Источники международного права

Как уже указывалось, нормами международного права являются договорные и обычные нормы (рис. 7). Они находят свое выражение, соответственно, в договорах и обычаях, то есть источ­никами международного права являются договоры и обычаи. С этих позиций следует подходить и к распространенной точке зрения, что в ст. 38 Статута Международного Суда ООН содержится перечень источников международного права. Статья 38 гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства. В этих конвенциях содержатся нормы общего международного права.

К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Квалификация правила поведения в качестве обычной нормы (обычая) является сложным вопросом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства, упомянутые в п. 1 d ст. 38 Статута Международного Суда ООН: судебные решения и доктрины. Кроме того, как свидетельствует международная практика, в этих целях используются решения международных организаций и конференций и односторонние акты и действия государств.

Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного права, значение обычая в международной жизни сохраняется. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других – обычаями.

В ст. 38 Статута Международного Суда ООН (п. 1 с) упоминаются общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Однако нет каких-либо международно-правовых актов, которые определяли бы, что следует понимать под общими принципами права. Поскольку международное право и внутригосударственное право являются двумя различными правовыми системами, то общими принципами права должны быть такие принципы, которые действительно являются общими для этих систем. Эти принципы не могут носить правового характера, то есть быть правовыми нормами, поскольку правовых норм, общих и для международного, и для внутреннего права, нет. В связи с этим к общим принципам права иногда относят правила юридической техники, например, «никто не может передать больше прав, чем сам имеет» (nemo plus juris transfere potest quam ipse habet), «специальный закон отменяет общий закон» (lex speciahs derogat generahs), «последующий закон отменяет предыдущий» (lex posteriori derogat priori) и т.д.

Общие принципы права применяются, как правило, при толкова­нии и уяснении содержания международно-правовых норм.

В России есть основополагающий закон, главенствующий над всеми остальными правовыми актами в стране, и имя этому закону – Конституция. Ни один закон, принятый в России не может ей противоречить.

Но вот какие в последнее время можно услышать мнения от авторитетных российских политиков или граждан: а что если международные договоры (как имеющие высшую юридическую силу) нарушают интересы России? Таким образом, ущемляется суверенитет России, рассуждают они. Иностранные государства могут заключить договор, а наше государство, присоединившись к такому договору, обязано соблюдать его, даже если он противоречит государственным интересам.

Отсюда они делают вывод о необходимости внесения поправок в статьи Конституции Российской Федерации об исключении статей о приоритетности общепризнанных принципов и норм и международного права, как вступающих в противоречие со статьями о государственном суверенитете России. Заходит речь и о выходе из-под юрисдикции ЕСПЧ.

Все эти мнения основываются на 15 статье Конституции. Часть 4 этой статьи устанавливает следующее: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора ».

И тут возникает вопрос, где в этой статье утверждается, что Россия обязана соблюдать все международные договоры, соглашения, которые противоречат интересам России? Смоделируем фантастическую ситуацию: международное сообщество внезапно примет по-настоящему антироссийское и спорное решение, например, договор об уничтожении всего ядерного оружия в мире, за исключением американского. Только США будет владеть ядерным оружием и будет гарантом безопасности в мире.

Спрашивается, кто заставит Россию соблюдать этот договор? Прежде чем международный договор станет составной частью российской правовой системы, Российская Федерация должна подписать и ратифицировать его (ратификация подразумевает под собой процедуру одобрения государственными органами РФ соответствующего международного договора). До этих пор Россия имеет полное право не соблюдать положения такого договора, который ущемляет интересы РФ. Подписывать такой договор Россию никто не может заставить.

Что же касается общепризнанных принципов международного права, тот под ними следует понимать основополагающие, императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо.

К ним, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует также понимать правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного . Например: нормы , устанавливающие недопущение развязывание войны, совершения актов геноцида.

Все общепризнанные международные нормы и принципы права дополнительно закрепляются в межгосударственных договорах и соглашениях. Например – Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г. N 2131 (XX) закрепляет недопущение нарушения государственного суверенитета и вмешательства во внутренние дела одного государства другими государствами.

Дополнительно в Конституции РФ закреплена гарантия суверенитета российского права и российских законов: «не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (пункт 6 статьи 125 Конституции).

Вывод напрашивается следующий – Россия в настоящее время полностью защищена с правовой точки зрения от международных соглашений, которые противоречат ее интересам. Действует очень простое правило – международный договор распространяет свою юридическую силу на территорию РФ только в том случае, если он подписан Российской Федерацией и ратифицирован.

Все спекуляции на тему, что в России имеет место верховенство антироссийских международных договоров, не имеют под собой правового основания. Поскольку Российская Федерация может не подписывать такой договор.

Исключение из Конституции статей о соблюдении Россией международных норм, принципов и договоров, означает исключение России из международных организаций, а граждане России лишатся некоторых средств международной защиты своих прав. Например, если государство не признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), какой смысл гражданам в него обращаться? Ведь государство не будет исполнять решения этого суда.

Более того, государственные органы сами принимают непосредственное участие в одобрении (ратификации) международного договора . Вместе с тем существуют процедуры, которыми может воспользоваться Россия в целях защиты своих прав, а именно: процедура расторжения (денонсации) международных договоров, нарушающих интересы РФ, а также расторжения (аннулирования) международных договоров в одностороннем порядке.

Что касается несправедливых решений ЕСПЧ, то их можно обжаловать или предложить странам-партнерам по Совету Европы изменить регламент ЕСПЧ таким образом, чтобы исключить принятие политически мотивированных решений.

В любом случае с точки зрения интересов граждан кажется разумным искать диалог, предлагать варианты решений и пытаться найти компромиссный вариант решения проблемы прежде, чем выходить из-под юрисдикции ЕСПЧ и из состава Совета Европы.

Международное право - система дозволений, предписаний, запретов, представляющих собой согласованные волеизъявления участников межгосударственных отношений, созданных ими для урегулирования этих отношений и обеспечиваемых принудительной силой государств, осуществляемой также в согласованных пределах индивидуально или коллективно. В доктрине неоднократно отмечалось, что международное право правильнее было бы называть межгосударственным. Термин "международное право" получил общее признание только к началу XIX в. Ясно одно: если международное право - правила поведения участников межгосударственного общения в отношении друг друга, которые они создают в процессе такого общения, то предназначение данных правил этим исчерпывается. Во всяком случае, следует исходить из того, что международное право возникло и развивалось как регулятор именно межгосударственных отношений.

На протяжении длительного времени относительное несовершенство международного права по сравнению с внутригосударственным многие авторы усматривали в том, что оно создается юридически не стоящими друг над другом участниками межгосударственного общения, носит координационный, а не субординационный (как внутригосударственное право) характер и не может поэтому обеспечиваться столь же эффективно, как внутригосударственное право. Действительно, в значительной степени соблюдение международного права зависит от доброй воли участников межгосударственных отношений, поскольку нет власти, стоящей над ними. Это не означает, что оно вообще не обеспечено государственным принуждением. В определенных ситуациях государства могут индивидуально или сообща принуждать нарушителей международного права к его соблюдению. Если бы такой возможности не существовало в принципе, нельзя было бы считать международное право правом. Выбор вариантов международно-правового принуждения допускается в пределах, устанавливаемых международным правом. Однако вряд ли можно рассматривать международное право как менее совершенное, чем внутригосударственное, только на том основании, что оно не обеспечивается властью, стоящей над государствами. История знает много примеров, когда внутригосударственное право оказывалось в силу различных причин неэффективным, несмотря на его внешнюю обеспеченность принуждением, которое могло бы или должно было бы применяться соответствующим государством. Эффективность права, очевидно, нельзя автоматически связывать с особенностями организации принуждения, обеспечивающего его осуществление. Во внутригосударственной сфере она зависит главным образом от соотношения социальных сил внутри общества, в межгосударственной - от соотношения сил на международной арене.

Международное право традиционно определяют как систему норм , регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Преимущественно оно на самом деле состоит из таких норм, т.е. правил, рассчитанных на неоднократное применение. Нормативность - характерная черта права. Нормы международного права - его основа, первичные элементы, которые образуют его ткань. Их нельзя рассматривать как арифметические слагаемые, в сумме составляющие международное право. Международное право не сумма норм, поэтому неточно было бы характеризовать право вообще и международное право в частности как совокупность правовых норм, что было свойственно отечественной доктрине в течение довольно долгого времени. Иначе пришлось бы признать, что международное право выглядит как довольно хаотичное собрание норм, обязывающих различных по своему составу участников межгосударственных отношений, прежде всего различный в каждом случае круг государств.

На первый взгляд разобраться в огромном скоплении международно-правовых норм, одни из которых обязывают, например, каких-либо двух участников межгосударственных отношений, другие - нескольких, третьи - относительно большое их количество, трудно. Та или иная категория норм может обязывать одни государства, другая - совершенно иные. Всемирно признанных, подлинно универсальных норм международного права не так уж много. Есть, однако, иерархичность норм международного права, их взаимосвязанность, определенная логика их положения по отношению друг к другу. Они взаимодействуют, нередко оказывая влияние и на тех членов международного сообщества, на которых свое действие не распространяют. Это и объединяет их в специфическую систему, отличную от системы, образуемой нормами внутригосударственного права. Между прочим, и нормы внутригосударственного права далеко не всегда адресуются всему населению государства.

Вместе с тем нельзя сводить международное право (как и право вообще) только к системе норм. Признавая допустимость такого узкого толкования международного права, ставшего в значительной степени привычным, необходимо отметить, что это толкование является неполным.

Международное право состоит наряду с нормами из индивидуальных дозволений, предписаний и запретов , регулирующих межгосударственные отношения, которые обобщенно можно назвать индивидуальными международно-правовыми установками; как правило, они содержатся в международных договорах. К таким договорам относятся договоры о передаче одним государством другому какого-либо имущества, предметов и т.д.; соглашения об изменении уровня дипломатических представительств, о выдаче конкретных лиц (при отсутствии договора об экстрадиции). Передача имущества может занять какое-то время (если, например, оно будет передаваться по частям), но все равно положения, предусматривающие его передачу, рассчитаны в принципе на многократное применение, хотя для ее осуществления и потребуется совершение нескольких действий. Важно, чтобы передача состоялась, и этим исчерпывается назначение данной установки. Ее содержание изложено в виде предписания одному государству передать какое-то имущество другому.

Индивидуальные международно-правовые установки могут содержаться также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций, если это предусматривается правилами их процедуры. Теоретически они могут содержаться и в решениях международных судов, принятых ex aequo et bono, т.е. на основе справедливости, если такая возможность предусматривается в учредивших их актах. Единственным примером здесь может служить п. 2 ст. 38 Статута Международного суда ООН, согласно которому Суд вправе разрешать дела ex aequo et bono, если стороны с этим согласны.

Учитывая сказанное, международное право можно определить как систему норм и индивидуальных правовых установок , созданных участниками межгосударственных отношений для урегулирования этих отношений.

Международное право может также рассматриваться как особая правовая система . В доктрине существуют две точки зрения по вопросу о том, является ли международное право самостоятельной правовой системой. Согласно одной из них оно образует с внутригосударственным правом единую правовую систему. Согласно другой международное право и внутригосударственное право - две различные правовые системы. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже, в гл. 5 настоящего учебника, посвященной соотношению международного и внутригосударственного права. Взгляд на международное право как на самостоятельную правовую систему имеет много сторонников. У термина "правовая система" есть несколько значений. Часто его употребляют в качестве характеристики специфики национального (внутригосударственного) права, рассматриваемого в процессе его осуществления. Иногда он используется для обозначения национального права ряда государств на основе сходства важнейших институтов и юридической практики. В этом смысле говорят об англосаксонской правовой системе, романо-германской, мусульманской и т.д. Нередко сходные национальные правовые системы объединяют не термином "правовая система", а термином "семья правовых систем", что более точно. Во всяком случае, в указанных значениях термин "правовая система" применяется только по отношению к внутригосударственному праву. Такой же смысл он имеет и в ст. 9 Статута Международного суда, в которой говорится, что весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Встречается и отождествление правовой системы и системы права. Связь между этими понятиями, безусловно, существует, но под системой права обычно понимают внутреннее строение права, тогда как на правовую систему смотрят в свете функционирования права, юридической практики, "жизни" права. Правовая система в этом смысле - право в процессе его осуществления.

Наиболее важную часть международного права как правовой системы составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Некоторые нормы могут действовать, но по тем или иным причинам не применяться. Однако именно практика их реализации вносит в них, если это необходимо, уточнения и развивает их. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Например, правило распределения мест по регионам в коллективных международных органах, члены которых выступают в личном качестве, закрепленное вначале в некоторых международно-правовых актах, стало если и не общеобязательным, то, во всяком случае, традиционным. Различного рода рабочие группы, учреждаемые международными органами для подготовки проектов международных договоров, деклараций и т.п., стремятся принимать свои решения на основе консенсуса, даже если это прямо не предусмотрено в решении об их создании. Такова практика - одна из многочисленных граней международного права как правовой системы. Примером появления на основе практики международно-правовой нормы может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено. Оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.

Поделиться: