Классификация и ее виды (естественная и искусственная). Классификация и её роль в познании Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации

В зависимости от цели, которую преследуют, используют различные виды классификации:

1) учебные,

2) торговые,

3) товарно-стратегические,

4) экономико-статистические.

1. В учебных классификациях классификационный признак (по которому будет проводиться разделение какого-либо множества на подмножества) обычно выбирается с учетом логики изложения дисциплины, т.е. с учетом процесса обучения. Основная цель учебных классификаций, используемых в товароведении, это наиболее удобное, логичное и последовательное изучение вопросов товароведения с минимальной затратой времени. Примером такой классификации может быть изложение тем в учебниках по МФТ.

2. Торговые классификации используются в торговом процессе с целью совершенствования этого процесса. Примером такой классификации для аптечных организаций может быть минимальный ассортимент лекарственных препаратов, наличие которого обязательно для любой аптечной организации.

3. Товарно-стратегические классификации используются при выборе стратегии маркетинга для определенных групп товаров. Целью таких классификаций является достижение максимальной потребительской удовлетворенности и, таким образом, максимально возможного потребления товара. Примером такой классификации является разбивка товаров на группы на основе потребительских предпочтений:

1) товары повседневного спроса. Это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, лекарственные препараты для лечения хронических заболеваний, которые потребитель покупает часто.

2) товары предварительного выбора. Это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки внимательно сравнивает между собой по показателям качества, цены, внешнего оформления и т.д. Например, дорогие лекарственные препараты и медицинские изделия.

3) товары особого спроса. Это, как правило, товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых потребитель готов затратить дополнительные усилия. Например, дорогие лекарственные препараты или медицинские изделия, выпускаемые конкретным производителем, который устраивает потребителя

4) товары пассивного спроса. Это товары, о существовании или эффективности которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Например, медицинские пиявки, а также самые новые лекарственные препараты и медицинские изделия.

4. Экономико-статистические классификации созданы для облегчения управления хозяйством на всех уровнях: начиная с федерального и заканчивая объектовым (конкретной организацией). Примером использования такой классификации является классификация, применяющаяся в Общероссийском классификаторе продукции (см. далее).

Кодирование медицинских и фармацевтических товаров

Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации.

Код – это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки (подмножества) или самого объекта классификации (например, конкретного товара).

Назначение кода:

1) код позволяет избегать сложных и разных наименований товаров,

2) код является необходимым условием автоматизации различных товароведческих операций путем применения компьютерной техники,

3) код облегчает проведение маркетинговых исследований.

Код должен быть:

1) кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции,

2) наглядным,

3) легко расшифровываться.

При кодировании применяются следующие системы:

1) цифровая,

2) буквенно-цифровая,

3) штриховая,

4) магнитная,

5) радиочастотная.

Цифровая система кодирования может быть:

1) порядковая (товарам присваиваются коды в порядке их расположения без классификации),

2) десятичная и сотенная (используется при классификации и предполагает необходимость выделения каждому классу 10 или 100 цифр),

3) серийная (каждой классификационной группе присваивается серия номеров без какого-либо ограничения),

4) комбинированная (при построении кода используются разные системы условных обозначений).

Методы цифровой системы кодирования:

При кодировании товаров используют следующие методы:

1) классификационный,

2) регистрационный.

1. Классификационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое на основе классификации товаров.

Соответственно существуют 2 типа классификационного метода кодирования: а) последовательный – это метод кодирования, в основе которого лежит иерархический метод классификации,

б) параллельный – это метод кодирования, в основе которого лежит фасетный метод классификации.

2. Регистрационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначением служат натуральные числа. Это наиболее простой метод кодирования, т.к. регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации товаров.

Использование кодирования товаров:

Классификатор – это официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации.

Рассмотрим структуру классификаторов на примере Общероссийского классификатора продукции (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и т.д.

ОКП представляет собой систематизированный свод 12-разрядных (т.е. 12-значных) кодов и наименований группировок (подмножеств) продукции, построенных по иерархической системе классификации.

ОКП состоит из 3-х частей:

1) классификационная часть (К-ОКП) – состоит из 6 разрядов (цифр),

2) ассортиментная часть (А-ОКП) – состоит из 4 разрядов (цифр),

3) контрольное число (КЧ) – состоит из 2 разрядов (цифр).

Классификационная часть ОКП содержит 6-значный цифровой код и представляет собой перечень построенных по иерархическому методу классификационных группировок (подмножеств): классов, подклассов, групп, подгрупп, видов.

Ассортиментная часть ОКП содержит закодированный ассортимент продукции определенных типов, марок, параметров, вариантов исполнения, лекарственных форм, комплектации и т.д.В некоторых случаях она соответствует таким классификационным группировкам (подмножествам) как подвид и разновидность.

Контрольное число предназначено для обнаружения ошибок при записи кодов на первичные документы, технические носители информации, при передаче их по техническим каналам связи и вводе в ЭВМ.

Структура кода ОКП приведена в следующем примере:

9 3 1 5 2 2 1 2 6 6 1 0

93 – класс (медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения),

1 – подкласс (препараты химико-фармацевтические с общей структурой и полупродукты для производства медикаментов),

5 – группа (препараты сульфаниламиды),

2 – подгруппа (гетероциклические производные сульфаниламида),

2 – вид (норсульфазол).

На этом классификационная часть ОКП закончилась. Следующие 4 разряда – это ассортиментная часть ОКП:

12 – порядковый номер в группе при регистрации (в данном случае соответствует лекарственной форме с дозировкой и формой выпуска: Таб. 0,25 № 10 в контурной упаковке),

66 – фармакотерапевтическая группа для ЛС (в данном случае: сульфаниламидные препараты) или ассортиментная.

Следующие 2 разряда – это контрольное число:

10 – контрольное число.

Расчет контрольного числа производится по специальному алгоритму:

1) пронумеровать по порядку каждый разряд (цифру) классификационной и ассортиментной частей кода (1,2,3…10),

2) умножить каждый разряд кода на соответствующую по порядку цифру,

3) сложить полученные числа,

4) полученную сумму разделить на число11 ,

5) выделить целое числобез округления , а сотые и десятые части отбросить,

6) от суммы (из действия 3) вычесть результат умножения числа 11 на целое число из действия 5.

Деление этих видов и т. д.)» .

«Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией ; она основана на понятии типа , как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1. должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2. должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3. должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.

Примеры классификаций

Правила классифицирования (деления объёма понятия)

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Классификация // Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Линней, Карл
  • Дарвин, Чарлз Роберт

Смотреть что такое "Классификация" в других словарях:

    КЛАССИФИКАЦИЯ - многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К.… … Философская энциклопедия

    классификация - и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС 1. Не браните его хронологическую методу издания граммат: для историка современность лучше нежели классы, а индекс … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КЛАССИФИКАЦИЯ - (ново лат. от лат. claseis, и facere делать). Распределение предметов на отделы. См. СИСТЕМАТИКА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАССИФИКАЦИЯ новолатинск., от лат. classis, и facere, делать.… … Словарь иностранных слов русского языка

    классификация - См … Словарь синонимов

    КЛАССИФИКАЦИЯ - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    КЛАССИФИКАЦИЯ - в биологии (от лат. classis разряд, класс и facio делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов.… … Биологический энциклопедический словарь

    КЛАССИФИКАЦИЯ - (от лат. classis разряд и facere делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики… … Экономический словарь

    Классификация - См. ОТЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФА. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    КЛАССИФИКАЦИЯ - в горном деле разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах …

    КЛАССИФИКАЦИЯ - (от лат. classis разряд класс и...фикация), в логике система соподчиненных понятий (классов объектов) какой либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами… … Большой Энциклопедический словарь

    Классификация - в информационном поиске процесс распределения документов по категориям. По английски: Classification Синонимы английские: Classifying См. также: Индексирование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Классификации разделяются на вспомогательные и естественные.

Вспомогательной называется классификация, в основание которой кладутся несущественные для выделяемых классов признаки.

Естественной называется классификация, в основание которой положены существенные для выделяемых классов признаки.

Пример. Рассмотрим классификацию понятия «книга ». В любой библиотеке можно найти алфавитный каталог . В нем книги разделяются по классам на основании несущественного признака первых букв фамилии автора или названия книги. Поэтому, алфавитный каталог – это вспомогательная классификация.

Пример. Естественную классификацию книг можно получить следующим образом:

Книги делятся на худодественные , научные и учебники .

Художественные делятся на прозаические и поэтические .

Научные делятся на естественнонаучные , общественнонаучные и гуманитарные .

Учебники делятся на учебники для профессионального образования и .

Учебники для профессионального образования делятся на учебники для высшего профессионального образования и .

Отсюда получается следующая классификация :

Книги делятся на художественные прозаические , художественные поэтические , естественнонаучные , общественнонаучные , по гуманитарным наукам , учебники для высшего профессионального образования , учебники для среднего профессионального образования , учебники для общего образования .

Вспомогательные классификации используются для того, чтобы обеспечить единый доступ к предметам различных предметных областей. Так, книги классифицируются по алфавитному признаку для любых видов литературы независимо от их различий. Естественная классификация приспособлена к особеннмстям данного рода предметов и использует существенные для выделяемых видов признаки.

Глава 6

СУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

§ 1. Общая характеристика суждения

Ав: Помните, что такое логическая культура?

Сс: Логическая культура - это умение мыслить логически.

Ав: Отличная мысль! В ней одна большая логическая ошибка и одна глубокая идея.

Ст: Логическая ошибка - это тавтология. Нарушение правила запрета круга. А вот глубокая идея?

Ав: Умение. Культура есть умение или, точнее говоря, навык.

Ст: Да, мы об этом уже говорили. Навык - это действие, которое первоначально было сознательным, а затем срало полу- или совсем бессознательным.

Ав: Правильно. Так вот, определение и деление понятия - это то, что позволяет нам выражать понятия в ясном и отчетливом виде. А упражнения дают нам возможность получить навык в этом полезном деле. Но понятия - это не единственный способ достигнуть возможности ясно и отчетливо выражать свои мысли. Мы уже знаем, что понятия используются как составная часть других мыслей - суждений. Поэтому естественно предположить, что, кроме культуры использования понятий, существует и культура использования суждений.

Сс: Культура суждения? Интересно! Что-то я о ней раньше не слышал!

Ав: Не удивительно! Мы в естественном мышлении привыкаем судить о предметах, в особенности о других людях, быстро и безапелляционно. В некотором смысле это стиль нашего мышления.

Ст: Мы теперь знаем, что понятия надо правильно образовывать и правильно с ними действовать. А что с суждениями?

Ав: Главное в суждениях - их истинность или ложность.

Сс: А, это очень просто. Я уже знаком с этими понятиями. Истина - это соответствие действительности, а ложь, соответственно, - несоответствие.

Ст: Это не определение. Это - каламбур.

Ав: Нет, это, в принципе, правильно. Только очень обще. Эти понятия истины и ложности нам еще придется конкретизировать по отношению к суждениям различной формы. Но главные проблемы возникают, когда мы начинаем применять понятия истины и ложности. Здесь-то и выясняется, что не все с ними просто.

Сс: А что здесь сложного? Соответствует, и значит, истинно, не соответствует - значит ложно.

Ст: Асе у тебя просто. А попробуй узнай в каждом отдельном случае, соответствует или нет!

Ав: Это правильно. Но есть еще и другие проблемы. Рассмотрим следующее предложение в рамке:

Сс: Ну и что? Ложно, и Бог с ним!

Ст: Подожди. Здесь что-то не так просто.

Ав: Давайте проверим, порассуждаем. Предположим, что это предложение истинно. Отсюда следует, что оно соответствует действительности. А что говорится в предложении? Что оно ложно. Следовательно, в действительности онм ложно. Получается, что если это предложение истинно, то оно ложно.

Сс: Это похоже на задачи о рыцарях и лжецах, которые мы решали раньше.

Ав: Правильно! Но к ним мы вернемся позже. Теперь предположим, что это предложение ложно. Тогда получится, что в действительности дело обстоит не так, как сказано в этом предложении. А в нем сказано, что оно ложно. Следовательно, оно истинно. Получается, если это предложение ложно, то оно истинно. А если объединить эти наши рассуждения вместе, то получится, что это предйожение истинно тогда и только тогда, когда оно ложно!

Сс: Это уж полная чепуха! Глупость какая-то!

Ав: Я ведь в этом рассуждении использовал вполне понятное, очень простое предложение, говорящее о своей собственной ложности. И те определения истины и ложности, которые вы сами предложили, тоже простые и понятные.

Ст: Да, кажется, все так просто, а на самом деле оказывается запутанным.

Сс: Да, но все-таки почему это возникает такая глупость?

Ав: Почему - это сложный вопрос. Я не буду сейчас на него отвечать. Рассуждение, которое я вам продемонстрировал, - это современная форма так называемого парадокса лжеца. Его изобрел Евбулид более 2000 лет тому назад.

Сс: 2000 лет люди знают, что такое использование понятий истины и лжи ведет к глупостям, - и ничего?

Ав: Конечно, этот парадокс беспокоил философов. Им занимались многие крупные мыслители - Аристотель, Бертран Рассел, Альфред Тарский. Последний предложил понятие истины свободное от парадоксов. Но это - другая, длинная история. Мы пока говорим об элементарных аещах. Например, можно сказать, что не каждое предложение выражает суждение. Но для этого надо разобраться в том, что такое суждение и предложение, как они соотносятся друг с другом и тому подобных вещах.

Ст: Так давайте разбираться!

Ав: Сначала разберемся, к чему относятся слова «истинный» и «ложный».

Сс: Конечно, к предложениям!

Ав: Не торопитесь! Рассмотрим два предложения: «Я рассказал вам о парадоксе лжеца» и «Парадокс лжеца был рассказан вам мной». Это - разные предложения. Но они истинны или ложны одновременно. Даже можно сказать, что они говорят об одном и том же.

Ст: Ну и что?

Ав: Как что? Это означает, что истинность и ложность относятся не к самим предложениям, а к тому, что в них выражено, к тому, что выражено в том и в другом предложении.

Ст: Что же это такое?

Сс: Я знаю! Мысль!

Ав: Всякая мысль?

Ст: Нет, не всякая. Мы уже знаем, что понятие - это мысль, но предложение мысли этого рода не выражает.

Ав: Правильно. Отсюда следует, что прежде чем ответить на вопрос: выражает ли данное предложение мщсль или не выражает - нужно знать, какого рода мысли могут быть выражены в предложении и каковы их основные свойства. Как же мы назовем мысли, которые выражаются или не выражаются в предложениях?

Ст: Ну, теперь и я догадался. Суждение.

Ав: Опять правильно. Давайте разберемся в том, что такое суждение и как оно соотносится с предложениями.

В главе 4 мы говорили о понятиях и их отношении к языку. Тогда речь шла об именах (собственных и общих), их смысле и значении. В трехплоскостной семантике, предложенной немецким логиком Готлобом Фреге, смысл и значение имеют все языковые знаки. Если мы рассматриваем предложение как знак, то оно также должно обладать смыслом и значением.

Что же является смыслом и значением предложения? Ответить на этот вопрос нам поможет аналогия с именем и понятием. Имя - это знак , понятие - это мысль , связанная с этим знаком. Следовательно, смыслом предложения также должна быть мысль, связанная с этим знаком . Мы уже знаем из предшествовавшего диалога, что такая мысль есть суждение. Что же рогда является значением предложения? Это вопрос более сложный, потому что предложение не обозначает какого-либо предмета, а высказывает нечто о предметах. Иногда в качестве значения предложения pассматpивают ситуацию, которая может иметь или не иметь места в действительности. Но для той логики, которую мы с вами изучаем, вполне достаточно принять такое соглашение: значением предложения мы будем считать две самые важные ситуации: истину или ложь . Итак, на наш вопрос мы получили такой ответ:

Однако можно ли сказать, что суждение, которое может быть истинным или ложным, является значением любого предложения? Рассмотрим четыре предложения:

(а) Наполеон - великий человек .

(б) Наполеон - не был великим человеком .

(в) Стань Наполеоном!

(г) Ты хочешь быть Наполеоном ?

Сразу можно сказать, что мы обычно не оцениваем предложения (в) и (г) как истинные и ложные. Предложение (в) выражает требование, желание того, чтобы наступила некоторая ситуация, а предложение (г) выражает желание получить некоторую информацию. Сами по себе они не могут быть истинными или ложными. Следовательно, мы теперь можем сказать, что они не выражают суждений.

Остаются только предложения (а) и (б). Они определенно могут быть истинными или ложными, т. е. выражают суждения. предложения (а) и (б) - это повествовательные предложения. Поэтому мы можем сказать, что суждение - смысл не всякого, но только повествовательного предложения.

Суждение выражается в языке при помощи повествовательных предложений.

До сих пор мы анализировали отношение между мыслью (суждением) и языком (предложением). Теперь пора ответить на вопрос: что такое суждение ?

Приведенные примеры суждений (а) и (б) говорят нам о том, что в суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается , но что и о чем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется вспомнить нашу логическую онтологию, согласно которой мир состоит из предметов, свойств и отношений. А наличие или отсутствие свойств или отношений называется признаками (ср. § 2 главы 2). Эта онтология сразу же подсказывает нужный нам ответ: утверждается или отрицается связь признака с объектом . Действительно, в суждении, выражаемом предложением «Наполеон великий человек » (в дальнейшем для простоты мы будем просто говорить «в суждении», хотя это и не совсем точно), признак быть великим человеком приписывается предмету - Наполеону , а в суждении «Наполеон не был великим человеком » отрицается связь интересующего нас признака с предметом. Приведенные примеры хорошо передают то, что происходит и в самой простой форме суждения, и в достаточно сложных суждениях, которые в конечном счете сводятся к комбинации актов приписывания предметам признаков или, наоборот, отрицания связи признаков с предметами.

Однако мы знаем, что признаки могут быть присущи или не присущи не только предметам, но также и свойствам, отношениям и множествам, т.е. всему тому, что мы назвали объектами. Отсюда получается следующее определение понятия суждения:

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается свэзь между объектами и признаками.

Возвращаясь к нашему диалогу о мыслях (§ 1 главы 2), теперь можно сказать, что с языковой конструкцией «думать, что …» связан вид мысли, названный нами суждение . Когда мы говорим: «Я думаю, что Интернет облегчает контакты между людьми » или «Я думаю, что Интернет не является заменой человеческого общения », то за словом «что » следует как раз повествовательное предложение, выражающее суждение . В таком случае наша мысль направлена на некоторую ситуацию которая, по нашему мнению, имеет место в действительности (как в первой фразе) или не имеет места в действительности (как во второй фразе). В первом случае я признаю связь между предметом «Интернет » и признаком «облегчать контакты между людьми ». Во втором случае я отказываюсь признавать связь между предметом «Интернет » и признаком «быть заменой человеческого общения ». Это мое признание или непризнание связи между предметами и признаками (ситуациями) выражается в актах утверждения или отрицания .

Таким образом, наше обсуждение показывает, что бывают два вида мыслей: понятия и суждения, и различаются они по признаку направленности мысли. Понятие направлены на объекты, а суждения – на ситуации.

Суждение и понятием сходны в том, что и то, и другое есть мысль , в том и другом идет речь об объектах и признаках . Отличаются они тем, что понятие выделяет и обобщает объекты при помощи признаков. Суждение не выделяет и не обобщает. Правда, в суждении используются понятия, но используются для того, чтобы стверждать или отрицать связь между ними. Суждение говорит, что состояние мира таково, что данный признак присущ данному объекту или, наоборот, не присущ данному объекту.

Однако мир не всегда отвечает нашим ожиданиям. Ситуация, описываемая в суждении, может иметь место в мире, а может и не иметь, а это означает, что суждение может быть истинным или ложным .

В нашем курсе логики мы будем считать, что каждое суждение является либо истинным, либо ложным . В логике это положение получило название принципа двузначности . Конечно, в практике познания мы можем не знать, каким является суждение - истинным или ложным. Так, даже в математике есть суждения, например, теорема Ферма, о которых до сих пор не знают, истинны они или ложны.

Для овладения такими ситуациями неопределенности в логике придумали логические системы, в которых имеются более чем два истинностных значения. Например, вводится еще третье значение «неопределенно», соответствующее нашему незнанию истинности или ложности суждения. На этой основе выросли так называемые многозначные логики . Мало того, бывают такие суждения, относительно которых принципиально нельзя установить рациональными методами истинны они или ложны. Это суждения, истинность или ложность которых может быть признана только на основании веры, например, «Бог существует».

Таким образом, основной характеристикой суждения является его истинность или ложность . Поэтому мы должны точно определить, что такое истинное, и что такое ложное суждение.

Однако в обычной жизни, научной и педагогической практиие нас интересуют не понятия истинности или ложности вообще, а истинность или ложность конкретных суждений. Нас интересует, истинны ли суждения «Господин М. - человек добрый », «Поезд на Светлогорск отходит от Северного вокзала в 8.08 », «Бог существует ». Логика, конечно, не может ответить на эти конкретные вопросы. Но она может задать некоторые общие условия истинности для различных типов суждений. Для этого нам нужно узнать, какие бывают виды суждений и из чего состоят суждения различных видов.

Классификация — одна из обычных и часто применяемых операций, средство придания нашему мышлению строгости и четкости.

Классификация всегда устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать ее хорошо обозримой.

Классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления.

Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление. Скажем, ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Затем внутри отдельных групп выделить подгруппы (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения), сами подгруппы подвергнуть более дробному делению и т.д.

Всякая классификация преследует определенную цель, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. В одном случае людей целесообразно делить по уровню образования, в другом — по возрасту, в третьем — по размеру обуви и т.д. Поскольку самых разнообразных и разнородных целей может быть очень много, одна и та же группа предметов может оказаться расклассифицированной по самым разным основаниям.

Иногда говорят, что нужно стремиться классифицировать предметы по важным, существенным признакам, избегать делений по случайным, второстепенным свойствам. Однако это пожелание, каким бы разумным оно поначалу ни казалось, вряд ли реалистично и выполнимо. Важное с одной точки зрения может оказаться менее важным и даже вообще несущественным с другой; деление, отвечающее одной цели, может препятствовать достижению другой цели.

Классификация широко используется в науке, и естественно, что наиболее сложные и совершенные классификации встречаются именно здесь. Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Она фиксирует закономерные связи между химическими элементами и определяет место каждого из них в единой таблице.

Всеобщую известность получила в XVIII-XIX вв. классификация живых существ К.Линнея. Он поставил задачей описательного естествознания расположение объектов наблюдения — элементов живой и неживой природы — по ясным и конкретным признакам в строгий порядок. Классификация должна была бы выявить основные принципы, определяющие строение мира, и дать полное и глубокое объяснение природы.

Ведущей идеей Линнея было противопоставление естественной и искусственной классификаций. Искусственная классификация использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т.п.). В качестве основания естественной классификации берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная классификация дает очень скудные и неглубокие знания о своих объектах; естественная же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

По мысли Линнея и его последователей, всеобъемлющие естественные классификации являются высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания.

Сейчас представления о роли классификаций в процессе познания заметно изменились. Противопоставление естественных и искусственных классификаций во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда существенное удается ясно отделить от несущественного, особенно в живой природе. Изучаемые наукой объекты представляют собой, как правило, сложные системы взаимопереплетенных и взаимообусловленных свойств. Выделить из их числа самые существенные, оставив в стороне все остальные, чаще всего можно только в абстракции. Кроме того, существенное в одном отношении обычно оказывается гораздо менее важным, когда оно рассматривается в другом отношении. И, наконец, процесс углубления в сущность даже простого объекта бесконечен.

Все это показывает, что роль классификации, в том числе и естественной классификации, в познании природы не должна переоцениваться. Тем более ее значение не следует преувеличивать в области сложных и динамичных социальных объектов. Надежда на всеобъемлющую и в основе своей завершенную классификацию — явная утопия, даже если речь идет только о неживой природе. Живые существа, очень сложные и находящиеся в процессе постоянного изменения, крайне неохотно укладываются даже в рубрики предлагаемых ограниченных классификаций и не считаются с устанавливаемыми человеком границами.

Осознав определенную искусственность самых естественных классификаций, и отметив в них даже некоторые элементы произвола, не следует, однако, впадать в другую крайность и умалять важность таких классификаций.

Затруднения с классификацией имеют чаще всего объективную причину. Дело не в недостаточной проницательности человеческого ума, а в сложности самого окружающего нас мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов. Всеобщая изменчивость вещей, их текучесть еще более усложняет и размывает эту картину.

Именно поэтому далеко не все и не всегда удается четко классифицировать. Тот, кто постоянно нацелен на проведение ясных разграничительных линий, постоянно рискует оказаться в искусственном, им самим созданном мире, имеющем мало общего с динамичным, полным оттенков и переходов реальным миром.

Список использованной литературы

  1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М., 1995.
  2. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. — М.: Знание, 1998.
  3. Челпанов Г. Учебник логики. – М., 1994.

Особым видом деления является классификация , представляющаясобой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтомуот деления она отличается относительно устойчивым характероми сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификацияобразует развернутую систему, где каждый член делениявновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов,закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.

Широко применяется классификация в правовых науках. Примеромможет служить система права, которая включает отрасли: государственноеправо, финансовое право и т. д. Каждая отрасль прававключает в себя правовые институты.

Различают 2 вида классификации:

Вспомогательную

Естественную

В основу вспомогательной классификации кладется внешний несущественный признак, который, однако, становится полезным в процессе поиска (алфавитный указатель, список студентов группы).

В основу естественной классификации кладется наиболее существенный признак. Классическим примером является периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явленияприроды и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочнок какой-либо определенной группе явлений. Например,семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отнестик какой-либо одной области социальной жизни, семья характеризуетсякак материальными, так и духовными процессами. Кроме того,с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется,иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к однойклассификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимоучитывать, что и сама действительность, и знания о ней находятсяв непрерывном процессе изменения и развития.

Ограничение и обобщение понятий.

Обобщение – это логическая операция, в ходе которой осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания видообразующих признаков. Пределом обобщения является категория , как понятие с наиболее широким объемом, не имеющее родового признака (материя, сознание, время).

Ограничение – это логическая операция, в ходе которой осуществляется переход от родового понятия к видовому путем добавления к содержаниювидообразующих признаков. Пределом ограничения является единичное понятие .

В ходе реализации этих логических операций действует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия . Логические операции обобщения и ограничения часто применяются в практике мышления. Переходя от понятия одного объема к понятию другого объема мы уточняем предмет нашей мысли, и процесс мышления становится определеннее и последовательнее.

Общая характеристика суждений. Суждение и предложение.

Суждение имеет более сложную организацию, чем понятие. Это выражается в том, что суждения состоят из понятий (не менее двух), определенным образом связанных друг с другом. Структурная сложность суждения проявляется и вязыке. Если понятие выражается словом или словосочетанием, то суждение вречи всегда представлено предложением или группой предложений.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждение либо истинно, либо ложно.

Если взять простое элементарное суждение, то всегда можно выделить в нем ту часть, то понятие, в котором находят выражение предметы, явления, относительно которых что-либо утверждается или отрицается. Эту часть суждения, это понятие называют субъектом (подлежащим суждения) и обозначают S.

В другой части суждения, в другом понятии, входящем в состав суждения, находят отражение какие-то признаки, действия, которые утверждаются или отрицаются относительно предмета или явления, выраженного в S, т.е. приурочено к «что утверждается» или «что отрицается». Эту часть называют сказуемым и обозначают Р (предикат).

S и Р суждения называют терминами суждения.

Кроме того, в суждении выражается связь между S и Р. Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является) или группой слов, или тире, или простым словосочетанием слов.

Перед S суждения может стоять квантор: «все», «ни один», «некоторые». Квантор указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего S, или к его части.

Любое суждение находит свое выражение в предложении, находится в единстве с ним. Соответственно, логическое содержание выражается словом. Словами также выражается и логическое сказуемое.

Единство суждения и предложения не означает, что это - одно и то же. Не все предложения - суждение, но всякое суждение есть предложение. Отличие суждения и предложения:

1. логические S и Р могут не совпадать с грамматическим подлежащим и сказуемым;

2. суждение всегда трехчленно (S, Р и связка), предложение – не всегда (главные и второстепенные члены);

3. логическая структура суждения одинакова для всех языков, а грамматический строй предложения – разный.

Поделиться: