Институтами общей части земельного права являются. Система земельного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины
Отграничение земельного права от смежных отраслей права позволяет выделить земельное право в самостоятельное и целостное, однако это не позволяет проникнуть в суть данного явления.
Сущность земельного права может раскрыться нам через изучение его системы, а последняя представляет собой упорядоченную целостную множественность, в которой каждый элемент занимает определенное место, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими элементами.
Место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в ней. Так, Общая часть земельного права должна предшествовать его Особенной части, а не наоборот, поскольку в первой закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное управление землепользованием, вещные права на землю и др. Эти институты получают свою специфику в регулировании и использовании различных категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения, земель специального назначения, земель поселений и т.п.
Система земельного права является, таким образом, с одной стороны, упорядочивающим свою внутреннюю структуру целостным явлением, а с другой – подсистемой российского права, входя в него в качестве составного элемента. Так, реализуя положения о гарантиях прав коренных малочисленных народов, нормы земельного права позволяют устанавливать особый режим в месте проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей; реализуя нормы административного права, нормы земельного права устанавливают компетенцию органов местного самоуправления в вопросах использования земель, установления предельных размеров земельных участков, передаваемых гражданам в собственность, пользование, и т.п.
Принято различать систему земельного права как отрасли, как науку и как учебную дисциплину.
Под системой земельного права как отрасли следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.
Система отрасли права складывается исторически (в известной степени – объективно) и обусловливается специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.
Раскрыть систему земельного права как отрасли – значит выявить элементы, ее составляющие, и системообразующие связи между этими элементами. Элементы системы права образуют внутри себя структуры системы элементов более узкого содержания. Так, система земельного права состоит из двух крупных элементов – Общей и Особенной частей; каждая из них, в свою очередь, состоит из институтов; институты земельного нрава состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.
Определение системы земельного права включает прежде всего вопрос о внутренней группировке и расстановке многочисленных юридических норм, входящих в эту отрасль.
Земельные отношения регулируются нормами материального и процессуального права. Поэтому по своему составу они не являются однородными. Каждая из названных групп отношений отличается друг от друга в зависимости от субъекта, объекта этих отношений, их содержания. Например, правовые нормы, закрепляющие землю в частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, образуют в совокупности институт права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю, а нормы права, направленные на регулирование исполнительной и распорядительной деятельности органов в области регулирования земельных отношений, образуют институт государственного управления землепользованием.
Одним из видов правоотношений являются правоотношения собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды, которые, в свою очередь, делятся на более конкретные виды в зависимости от категорий земель и от того, кто выступает пользователем тех или иных участков. В связи с этим, например, имеется несколько различных видов прав собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды на землях сельскохозяйственного назначения (землепользование государственных сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, акционерных обществ, ассоциаций и т.п.) и на землях поселений (землепользование жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов и т.д.).
Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В них определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав землепользователей, перечень возлагаемых на субъектов прав и обязанностей, а также условия и порядок защиты их прав от возможных нарушений.
Нормы права, регулирующие одни и те же виды использования земли, составляют в совокупности конкретные правовые институты. Так, правовые нормы, посвященные пользованию землей сельскохозяйственных предприятий (акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств и др.), образуют соответствующие институты. Юридические нормы, посвященные землепользованию жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, тоже образуют соответствующие институты и т.д.
Таким образом, земельное право состоит из ряда институтов, каждый из которых посвящен регулированию однородных и взаимосвязанных общественных отношений.
Наличие правовых норм, отражающих принципиальные положения, характерные для всех институтов земельного права, действие которых по общему правилу распространяется на все регулируемые земельным правом общественные отношения, дает основание выделить в земельном праве Общую часть.
Институты Общей части земельного права конкретизируются в институтах Особенной части земельного права, при этом каждый из институтов Общей части "обслуживает" своими нормами все институты Особенной части. Например, институт ответственности за нарушения земельного законодательства применим как к правовому обеспечению института правового режима земель сельскохозяйственного назначения, так и к обеспечению института земель запаса. Такое построение системы земельного права позволяет исключить дублирование правового материала, устранить громоздкость правовых конструкций и облегчить восприятие и изучение земельно-правовой системы.
- 1. Право собственности, вещные и другие права па землю. Это институт земельного права, определяющий основу производственных отношений по эксплуатации земель, составляющих основу земельного строя России. С устранением монополии государственной собственности на землю устранена и господствующая общественная форма ведения производства на земле, появилась частная форма производственных отношений, комбинирующаяся в различных формах и с различными видами собственности, в том числе с государственной собственностью. Здесь же рассматриваются вещные и иные права на землю.
- 2. Правовое регулирование сделок с землей. В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю: частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю – граждане и юридические лица теперь вправе совершать разного рода сделки с землей: купли-продажи земли, залога и дарения, завещания, наследования и др.
- 3. Государственное управление землепользованием. Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.
- 4. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок разрешения земельных споров. Это один из важнейших институтов земельного права.
Многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданами и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется судом или арбитражным судом путем вынесения судебного решения, устанавливающего земельные права. Но это не исключает разрешения земельных споров в административном порядке.
- 5. Ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.
- 6. Понятие и общая характеристика правового режима земель, под которым следует понимать установленный законом порядок государственного регулирования рационального использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.
Особенная часть земельного права представляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по категориям земельного фонда, а именно правовой режим:
- 1) земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;
- 2) земель населенных пунктов, основным целевым назначением которых является обеспечение функционирования городских и сельских населенных пунктов как целостных организмов, объектов социального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;
- 3) земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;
- 4) земель, принадлежащих гражданам;
- 5) земель особо охраняемых территорий: природоохранного и природно-заповедного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение сохранения природных комплексов, отдельных охраняемых природных территорий, а также природных объектов путем полного или частичного ограничения хозяйственной деятельности; правовой режим земель оздоровительного и рекреационного назначения, основные положения которого вытекают из конституционного права граждан на обеспечение здоровья, охрану окружающей среды и восстановительный отдых; правовой режим земель историко-культурного назначения, порядок использования которых обусловлен особенностями юридического статуса памятников истории и культуры, а также достопримечательных мест;
- 6) земель лесного фонда, обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;
- 7) земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;
- 8) земель запаса, особенности правового режима которых выражаются в их названии.
Институты Общей и Особенной частей земельного нрава состоят из правовых норм, являющихся первичными ячейками земельного права.
Земельно-правовая норма характеризуется следующими признаками:
- а) представляет собой правило поведения, установленное действующим земельным законодательством. Так, например, для граждан, желающих получить земельный участок в собственность или аренду, установлены определенные процедурные правила: следует подать заявление в орган местного самоуправления (местную администрацию), в котором конкретно изложить свою просьбу, указать цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение; норма права устанавливает, что приступать к пользованию этим участком можно только после установления границ его в натуре на местности уполномоченным на то органом и т.п.;
- б) является правилом поведения, установленным для неопределенного круга лиц, чье поведение подпадает под действие указанной нормы права;
- в) установленное земельно-правовой нормой правило поведения применяется бесконечное число раз, в отличие от разовых норм;
- г) данное правило либо прямо закреплено в тексте действующего законодательства, либо вытекает из смысла закона.
Земельно-правовая норма имеет структуру, обязательные элементы, без которых нормы права как таковой быть не может.
Обязательными элементами земельно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим их по отдельности:
а) гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, при которых возможно ее применение. Эти условия выражаются, как правило, в наличии фактов, имеющих юридическое значение. Например, для изъятия земель сельхозпредприятий для государственных или общественных нужд необходим такой юридически-фактический состав, как решение на то компетентного государственного органа; осуществление процедуры предварительного согласования мест размещения объекта на изымаемом участке, возмещение сельхозпредприятию убытков, причиненных изъятием земельного участка, и т.п.
Если гипотеза правовой нормы не соответствует фактическим обстоятельствам дела, то данную земельно-правовую норму применять нельзя. Так, если гражданин, заявивший о предоставлении ему земельного участка для ведения фермерского хозяйства, не достиг возраста 18 лет, то норму о праве граждан на ведение фермерского хозяйства к нему применять нельзя;
б) диспозиция земельно-правовой нормы выражает правило поведения, закрепленное в норме либо вытекающее из ее смысла. Например, в ЗК РФ закреплено правило эффективно использовать землю, однако в чем это заключается – в законе не раскрыто. Исходя из смысла законодательства, можно сделать вывод о том, что землепользователи должны, с одной стороны, максимально полно и экономно использовать площадь предоставленной земли, а с другой – повышать качество земли как средства производства.
Диспозиция правовой нормы зачастую содержится в нескольких нормативных правовых актах. Так, обязанности агронома хозяйства предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка хозяйства и других нормативных правовых актах, предусматривающих основные правила работы на земле;
в) санкция земельно-правовой нормы выражается в наказаниях за совершенные нарушения земельного законодательства, а также в неблагоприятных последствиях для субъектов земельных правоотношений в случае их ненадлежащего поведения. Санкция земельно-правовой нормы – обязательный элемент, без которого норма не может быть эффективной.
Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе, и т.п.).
Системообразующие связи земельного права с другими отраслями права выражаются в следующем:
- 1) в системе земельного права и во взаимодействии ее с другими отраслями права отсутствует дублирование правового регулирования другими отраслями права (институтами права; правовыми нормами). Земельное право имеет в своей системе институты права, которых не имеют иные отрасли права; в свою очередь, последние содержат в себе такие институты, которые не присущи земельному праву;
- 2) институты и правовые нормы всех отраслей права взаимно дополняют друг друга, "коллективно" осуществляют правовое регулирование;
- 3) взаимопроникновение гипотез, диспозиций и санкций правовых норм земельного права и других отраслей права не означает дублирования в земельно-правовом регулировании, а свидетельствует о системообразующих связях системы права в целом и земельного права в частности;
- 4) система отрасли земельного права составляет основу и системы науки земельного права. Но круг изучаемых наукой земельного права проблем шире совокупности норм, составляющих отрасль земельного права.
Итак, система земельного права как отрасли права состоит из следующих институтов:
- 1. Общая часть :
- 1) право собственности, вещные и другие права на землю;
- 2) правовое регулирование сделок с землей;
- 3) государственное управление землепользованием;
- 4) этапы формирования земельного рынка в России;
- 5) правовое обеспечение рационального использования и охрана земель;
- 6) защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок рассмотрения земельных споров;
- 7) государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними;
- 8) ответственность за земельные правонарушения;
- 9) понятие и общая характеристика правового режима земель.
- 2. Особенная часть :
- 1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
- 2) правовой режим земель населенных пунктов;
- 3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;
- 4) правовой режим земель, принадлежащих гражданам;
- 5) правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
- 6) правовой режим земель лесного фонда;
- 7) правовой режим земель водного фонда;
- 8) правовой режим земель запаса.
Термин "предмет земельного права" имеет двоякий смысл. Когда речь идет о земельном праве как отрасли права, тогда имеют в виду предмет правового регулирования. Когда же говорят о земельном праве как науке, тогда подразумевают предмет изучения.
Земельное право как наука. При изучении земельного законодательства требуется познавательная деятельность, построенная по научной системе. Например, правовые нормы содержатся и в "молчании закона", т.е. в отсутствии видимых знаков его: отсутствие нрава на занятие земельного участка означает запрет такого занятия; отсутствие запрета на проход по земельному участку означает разрешение такого прохода и т.д.
Научно-познавательная деятельность в изучении земельного права представляет собой особый вид умственной деятельности и специализацию в ней. Например, ученый в сфере земледелия не может давать правовую оценку использования земель, она всегда будет носить характер естественно-научный, а не выделяющий правовое и неправовое в земельных отношениях.
Если предметом земельного права как отрасли права является только тот круг общественных отношений, на который направлено действие земельно-правовых норм, то предметом земельно-правовой науки является все то, что способствует развитию земельного законодательства и совершенствованию практики его применения.
Поэтому предмет науки земельного права значительно шире предмета отрасли земельного права, это выражается в том, что земельно-правовая наука занимается:
- а) изучением предмета земельного права, исследуя его специфику и вырабатывая рекомендации по совершенствованию правовых норм. Например, установление влияния эксплуатации земли на соседствующие с ней природные объекты и на ландшафт в целом способствовало введению в земельное законодательство требований по обеспечению экологического благополучия на используемом земельном участке;
- б) изучением самих земельно-правовых норм, выявляя их несовершенства и вырабатывая рекомендации по устранению этих несовершенств. Так, исследование состояния правового регулирования мелиорации земель выявило значительную недостаточность правового вмешательства, в связи с чем был принят Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ "О мелиорации земель";
- в) исследованием практики применения норм земельного права, вырабатывая правовые рекомендации по ее совершенствованию. Например, изучение практики осуществления государственного надзора за охраной использования земель позволило выработать две самостоятельные инструкции: о порядке государственного применения административных наказаний инспекторами надзора и порядке осуществления государственного надзора за использованием земель под строительство.
Иными, чем у отрасли земельного права, являются и методы земельно-правовой науки. Если метод земельноправового регулирования всегда обеспечен принудительной силой закона, то метод земельно-правовой науки является выражением, с одной стороны, общенаучного метода познания (объективность, системность, создание новых знаний и т.д.), а с другой – специфического метода, присущего только земельному праву, который предполагает изучение земли как объекта правоотношений и всех вытекающих из этого вопросов.
Земельное право как учебная дисциплина представляет собой определенную часть науки земельного права, отобранную и систематизированную для использования в учебном процессе с двух позиций: потребности в будущей работе выпускника вуза и эффективности обучения (изучение материала, его усвоение и т.д.).
Система земельного права как учебной дисциплины строится в соответствии с государственным образовательным стандартом но специальности "Юриспруденция", куда входит учебная дисциплина "Земельное право", и исходя из учебного плана, учитывающего профиль образовательного учреждения и специализацию подготовки юристов.
Если целью земельно-правовой науки является совершенствование земельного законодательства и практики его применения, то целью учебной дисциплины земельного права является получение обучаемыми обязательного объема теоретических и практических знаний.
1. Система права может быть определена через три определения. Система права как отрасли права, система права как науки и система права как учебной дисциплины.
Под системой права как отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права как совокупности норм на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов. Эти элементы именуются отраслями права.
Отрасли права как самостоятельные правовые категории имеют свою систему, т.е. упорядоченное расчленение норм отрасли на взаимосвязанные элементы.
Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений - земельных отношений. Оно, как уже было показано выше, имеет свой предмет и метод правового регулирования этих отношений.
Земельное право как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества имеет определенную систему. Ее первичным составным элементом служат правовые нормы, которые, объединяясь, образуют целое здание правовой системы. Правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия.
Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а целую однородную общность земельных отношений. Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из Общей части, содержащей правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом, и Особенной части, включающей нормы, регулирующие особенности использования отдельных категорий земель.
К правовым институтам Общей части земельного права отнесены такие правовые институты, как:
- - вещные права на землю;
- - оборот земельных участков;
- - государственное управление земельными ресурсами;
- - правовая охрана земель;
- - ответственность за земельные правонарушения.
К Особенной части относятся такие правовые институты, как:
- - правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
- - правовой режим земель населенных пунктов;
- - правовой режим земель промышленности и иного специального назначения;
- - правовой режим земель лесного фонда;
- - правовой режим земель водного фонда;
- - правовой режим земель особо охраняемых природных территорий;
- - правовой режим земель запаса.
- 2. Система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений.
Можно выделить три основных этапа научного познания:
- 1) получение информации о предмете. На данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения;
- 2) исследование предмета, которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами. Приведение их к единообразной системе понятий, актуальной для современной системы действующего законодательства, представляет первоочередное значение;
- 3) внедрение полученных в процессе научно-исследовательской работы результатов. Как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности.
- 3. И наконец, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права. В процессе изучения земельного права мы, прежде всего, основываемся на системе действующего законодательства, самостоятельной отраслью которого является земельное право.
право земельный кадастровый
Система отрасли земельного права - это совокупность земельно-правовых институтов. Земельно-правовой институт состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные виды земельных отношений.
В земельном праве традиционно выделяют общую и особенную части. В Учебном курсе также выделяют отдельную часть, содержащую законодательные основы регулирования земельных отношений в иностранных государствах.
Общую часть земельного права составляют институты, включающие общие положения, действие которых распространяется на большинство регулируемых земельных отношений. Например, к общей части относятся следующие институты: 1) право собственности на землю; 2) право владения и пользования землей; 3) право аренды земельного участка; 4) право земельного сервитута; 5) государственное управление землями; 6) охрана земель; 7) предоставление и изъятие земель; 8) разрешение земельных споров и т. д.
Особенная часть земельного права состоит из институтов, закрепляющих правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению. Например, к особенной части относятся следующие институты: 1) право вой режим земель сельскохозяйственного назначения; 2) правовой режим земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) правовой режим земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) правовой режим земель водного фонда; 6) правовой режим земель лесного фонда; 7) правовой режим земель запаса.
Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.
Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.
Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.
Институты Общей части включают:
1) право собственности и иные вещные права на землю;
2) управление земельными ресурсами РФ;
3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
4) правовую охрану земель;
5) управление в сфере использования и охраны земель;
6) правовое регулирование платы за землю;
7) ответственность за нарушение земельного законодательства;
Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
2) правовой режим земель населенных пунктов;
3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;
4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) правовой режим земель лесного фонда;
6) правовой режим земель водного фонда;
7) правовой режим земель запаса.
Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.
В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.
В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.
В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.
Институт земельного права - относительно самостоятельная и имеющая свое ядро совокупность норм регулирующих однородные земельные отношения.
Совокупность институтов земельного права , органически связанных между собой и расположенных в определенной последовательности, образует его систему.
Институты земельного права могут быть простыми и сложными. Последние включают несколько простых институтов. Сложными являются институты земельной собственности, землевладения, землепользования, управления земельным фондом и ряд иных. Система земельного прав постоянно изменяется, наполняется новым содержание
Совершенствование правовых институтов происходит как с позицииих состава, перечня, так и содержания.
Земельное право как регулятор экономических земельных отношений устанавливает в нормах права режим земельного фонда и основные требования по его использованию, а также отношения по присвоению и реализации результатов труда на земле.
В земельном праве, как и других отраслях, выделяют общие и специальные институты.Общие институты составляют Общую часть земельного права, а специальные - Особенную.
Место того или иного института в Общей и Особенной частях земельного права не может быть определено произвольно. Оно определяется значением и ролью конкретного института в системе земельного права; зависит от роли и значения отдельных категорий земель, правовой режим которых определяется этим институтом; расположение институтов определяется местом его норм в структуре главного земельного закона - Кодекса о земле.
Общую часть земельного права составляют:
1) институт права собственности на землю;
2) институт права землевладения;
3) институт права землепользования;
4) институт аренды земли;
5) институт управления в области использования и охраны земель;
6) институт охраны земель;
7) институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Институты Особенной части определяют правовой режим отдельных категорий земель:
1. сельскохозяйственного назначения,
2. населенных пунктов (городов, поселков городского типа, сельских населённых пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства,
3. промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения,
4. природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения,
5. лесного фонда,
6. водного фонда,
7. земель запаса.
Специальные нормы определяют правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Система науки земельного права шире его отрасли. Наука изучает не только нормы и институты данной отрасли, но и предмет и метод правового регулирования, основные принципы и источники, историю становления и развития земельного права и земельного законодательства, теоретические взгляды на те или иные институты и нормы земельного права.
ВОПРОС 6. СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА
Земельное право тесно взаимодействует с гражданским правом. Это взаимодействие наблюдается на протяжении всех периодов существования земельного права как отрасли права. Ранее эта связь проявлялась в наличии у землепользователей ряда имущественных прав, гражданско-правовых средствах защиты права собственности и права землепользования, а также в некоторых иных вопросах.
Известная тенденция интеграции правового регулирования земельных отношений наиболее ярко проявляется в институтах современного земельного права: собственности на землю, права землевладения, земельных сервитутов, аренды земли. В главе 17 Гражданского кодекса закреплены вещные права на недвижимое имущество, в том числе и на землю. Появились сделки с землей: купля, продажа, залог, наследование и др. Может сложиться ошибочное мнение, что земля - обычный товар, а земельное право - не самостоятельная отрасль права, а часть права гражданского. Вместе с тем земельное и гражданское право - это две самостоятельные отрасли права. Предметом правового регулирования у гражданского права выступают имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие между равноправными и независимыми участниками гражданского оборота. Предметом земельного права выступают земельные отношения. Их особенности состоят как в объекте, так и в круге участников, содержании, основаниях возникновения, изменения и прекращения, способах правовой регламентации и др. Включение земли и земельной собственности в сферу гражданско-правового регулирования осложнило разграничение земельных отношений от гражданско-правовых.
Среди объектов вещных правоотношений наука гражданского права называет природные объекты, включая землю, средства производства и результаты труда. На этом основании можно полагать, что земельное право поглощается гражданским, на деле же этого не происходит.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК Республики Беларусь земельные отношения, отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, которые отвечают признакам гражданско-правовых, регулируются гражданским законодательством, если земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное.
Понятие права собственности как цивилистической категории и как наиболее широкого по объему вещного права применимо и к земельной собственности, если учитывать ее особенности. Вместе с тем право земельной собственности - центральный институт земельного права и он имеет право на существование, как аналогичный институт права гражданского.Земля - не обычный объект права собственности. В связи с разрешением сделок с землей, формированием права частной собственности наземлю не происходит автоматического превращения земли из природного объекта в имущество и товар.
Право земельной собственности и право собственности на иное недвижимое имущество имеют как общие черты, так и особенности.
Земля и имущество, размещенное на ней, - объекты хотя и сходных, но различных прав. При приватизации зданий, сооружений, расположенных на земле, может возникнуть право собственности на них. Автоматического же возникновения права собственности на землю при этом не происходит. Земельные отношения, связанные с приватизацией земли, регулируются нормами земельного, а не гражданского права.
Среди объектов права собственности граждан ГК Республики Беларусь называет земельные участки. Действующее гражданское законодательство подчеркивает, что земельные участки передаются в собственность граждан в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК).
Для земельного права в целом характерно более жесткое правовое регулирование, чем для права гражданского.
Переход к рыночным отношениям в земельной сфере потребовал еще более тесного взаимодействия земельного и гражданского права. Так, земельные отношения в крестьянских (фермерских) хозяйствах регулируются земельным законодательством, а имущественные отношения - гражданским. Имеется определенная специфика осуществления сделок с землей, которая находит отражение и в нормах земельного законодательства. Не может обойтись гражданское право без положений, норм земельного права при установлении круга наследников земельного участка. Институт наследования земельных участков появился сначала в Кодексе о земле и лишь затем был включен в гражданское право. Очевидно, что по пути тесного взаимодействия пойдет развитие земельного и гражданского права и в дальнейшем.
Вместе с тем гражданское право, как и соответствующее законодательство, регулирует отношения земельной собственности и иные вещные права на нее только в самых общих чертах.
Гражданское право содержит общие подходы к урегулированию сделок с землей. Их конкретизация и наполнение реальным содержанием осуществляются нормами земельного права. Аналогичным образом может быть прослежена связь земельного и гражданского права и в арендных отношениях, наследовании земель и др. Нельзя не учитывать, что гражданское право как одна из главных отраслей в системе права возрождается в качестве частного права. Для земельно-правового регулирования характерны элементы публичного права. Деление права на частное и публичное во всех развитых правовых системах рассматривается как основополагающее. По какому пути пойдет развитие земельного права? В последние годы мы отмечаем усиление частно-правовых начал в регулировании земельных отношений Вопрос о соотношении частного и публичного права имеет и важное практическое значение. От его решения зависят пределы государственного вмешательства в частную жизнь в экономическую и иную сферу жизни общества.
Земельное право является комплексной отраслью права, но это не меняет его правовой природы как в особенно публичного права. Комплексное правовое регулировали земельных отношений не дает представления о двух принципиально различных типах отношений: частных и публичных. Ограниченность земельных ресурсов, их значение для экономики государства обусловливает публично-правовой характер как самих земельных отношений, так и метода их правового регулирования. Очевидно, что дальнейшее развитие этих отраслей пойдет по этому пути: гражданского как частного, а земельного - как публичного права.
Земельное право до недавнего времени преподавалось юридических вузах в курсе экологического права. На этом основании существует мнение о необходимостиих отождествления (хотя бы в рамках одной учебной дисциплины. Как самостоятельная отрасль земельное право не должна входить в экологическое право. Это - две тесно взаимосвязанные, но различные отрасли. Экологическое право регулирует отношения, возникающие в связи с охраной природных объектов: земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и других. В предмет земельного права входят только отношения, связанные с использованием земли, причем нормы земельного права регулируют преимущественно экономические земельные отношения . Влияние экологического права на земельные отношения проявляется в экологизации земельного законодательства, сочетании собственности на землю, землевладения и землепользования с требованиями по охране земель и охране окружающей среды в целом. К числу источников экологического права относятся лишь те нормы земельного права, которые определяют направления и содержание охраны земель как составной части окружающей природной среды, общие требования экологической безопасности и экологического правопорядка.
Существование земельного права как самостоятельной отрасли права явилось основой для формирования природно-ресурсного права и его составных частей: водного, горного, лесного, фаунистического и других. У этих отраслей права много общего: институты государственной собственности, пользования, управления, охраны. Сходен и механизм регулирования лесных, земельных, водных и иных отношений.
Нормы земельного законодательства могут включаться и включаются в лесное, водное законодательство, законодательство о недрах, а нормы вышеназванных отраслей - в земельное законодательство . Однако земельное право занимает центральное место в этой системе.
Земельноеправо отграничивается от административного права по предмету, методу, принципам, источникам правового регулирования . Использование в земельном праве административно-правового метода не лишает эту отрасль права самостоятельного существования разграничиваются, в первую очередь, предметом и методом правового регулирования. Причем предмет регулировали представляется основой разграничения и основным критерием выделения земельного и административного права в самостоятельные отрасли, а метод правового регулирования - дополнительным.
Предметом земельного права являются земельные отношения: по распределению, использованию, охране земель.
Земельное право взаимодействует с административным правом.
До недавнего времени эта связь проводилась в сравнении институтов управления, где одни и те же отношения регулируются нормами и административного, и земельного права .
Земельное право взаимодействует с административным и в праве административной юстиции. Однако это взаимодействие не означает потерю самостоятельности той или иной отрасли права. Земельное право не изолировано и от других отраслей права.
ЛЕКЦИЯ №2 ПО ТЕМЕ
«ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
План
проведения лекции:
по теме 2 «Источники земельного права Республики Беларусь»
Время: 2 часа
Цели лекции:
- обучающая:
а) понятие и виды источников земельного права Республики Беларусь;
б) Конституция Республики Беларусь – основной источник земельного и других отраслей права;
в) нормативные акты Президента Республики Беларусь;
г) Кодекс о земле Республики Беларусь и иные законы как источники земельного права;
д) подзаконные нормативные и иные акты, содержащие нормы земельного права.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ
ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Термин«источник права» имеет несколько значений.
Источник права в материальном смысле - сложившиеся в обществе объективные экономические условия жизни.
Источники права в формальном смысле - нормативные правовые акты, которые приняты в установленном порядке и закрепляют, изменяют или прекращают нормы земельного права.
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением предусмотренной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, расчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Земельное право в отличие от аграрного, экологического и других отраслей права, относящихся к числу комплексных, объединяет нормы одного порядка. В качестве источников земельное право имеет собственные нормы, отличающиеся от норм других отраслей права и входящие в состав земельного законодательства.
Источники земельного права исторически закреплялись в разнообразных формах. В1923г. был утвержден первый Земельный кодекс, который действовал до 1925 г. Затем была утверждена его новая редакция. Формально данный нормативный акт просуществовал до введения в действие с 1 июля 1971 г. Земельного кодекса БССР.
Государственная собственность на землю на территории Западной Белоруссии была установлена в Декларации Народного собрания Западной Белоруссии «О конфискации помещичьих земель» от 30 октября 1939 г. В ней говорится: «Белорусское народное собрание, руководствуясь кровными интересами трудовых крестьян и выражая волю всех трудящихся масс, провозглашает на территории Западной Белоруссии конфискацию без всякого выкупа помещичьих земель, земель монастырей, земель крупных государственных чиновников со всем их... инвентарем и усадебными постройками. Отныне вся земля Западной Белоруссии с ее недрами, а также леса и воды объявляются общенародным достоянием, т.е. государственной собственностью». Для ограничения крупного землевладения, наделения землей беднейшего крестьянства были установлены предельные нормы землевладения на один крестьянский двор в зависимости от областных и районных условий.
Источники земельного права, как и других отраслей, в своей совокупности образуют определенную систему. Юридическая сила каждого из источников в этой системе зависит от места и компетенции органа, принимающего нормативный акт.
Виды нормативных правовых актов определены в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Среди них - Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; программный закон, кодекс, закон, декрет, указ, постановления палат Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, постановления республиканского органа управления и Национального банка Республики Беларусь. К числу нормативных правовых актов отнесены также регламенты, инструкции, правила, уставы (положения), приказы, решения органов местного управления и самоуправления.
Правовые акты, принимаемые с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными. Перечень таких актов назван ст. 3 ранее указанного Закона.
Источники земельного права принято делить на две большие группы: законы и подзаконные акты.
К числуподзаконных нормативных актов относятся акты государственных органов и акты органов местного самоуправления.
Подзаконные нормативные правовые акты издаются на основе законов и не должны им противоречить. Уровень и характер этих нормативных актов зависит от органа, их принявшего.
К их числу относятся:
распоряжения Президента Республики Беларусь,
Постановления Правительства Республики Беларусь,
Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления,
Нормативные правовые акты местных органов государственного управления и самоуправления,
Нормативные акты организаций (корпоративные).
В науке аграрного права, которая тесно взаимодействует с земельным правом, источники классифицируются по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. Часть земельно-правовых норм содержат уставы колхозов, других кооперативных организаций, предприятий и организаций различных форм собственности.
2. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗЕМЕЛЬНОГО И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
Основным источником земельного права является Конституция Республики Беларусь.
Она устанавливает наиболее важные стороны государственной и общественной жизни. Конституция как основной закон закрепляет принципиальные положения, относящиеся к структуре органов государственной власти и управления. Ею определены основы конституционного строя Республики Беларусь как унитарного социального правового государства, полномочия Президента и Правительства, судебных органов власти. Органов местного управления и самоуправления.
Нормы Конституции Республики Беларусь являются основополагающими для отраслей права, в том числе и для земельного права. Их можно условно подразделить на несколько групп:
Непосредственно посвященные земельным отношениям;
Участвующие в урегулировании земельных отношений косвенно, формулируя положения, относящиеся к праву собственности граждан, к правам и свободам человека и гражданина, гарантируя их защиту, в том числе судебную.
Из 146 статей Конституции 77 (т.е. около 50 процентов) посвящены правам и свободам человека и гражданина. Их дальнейшее развитие предполагает и закрепление земельно-правовыми нормами (отраслевым законодательством). Конституция устанавливает правило, согласно которому законы, указы и другие акты государственных органов должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае же расхождения закона, декрета или указа Президента Республики Беларусь с Конституцией действует Конституция. В Конституции предусмотрено, что в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Согласно ст. 13 Конституции, собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной . Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства . В ст. 44 гарантируется каждому право собственности и содействие ее приобретению. Собственность, приобретенная законным образом, защищается государством. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Статья 45 гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, которое обеспечивается в числе других мерами по оздоровлению окружающей среды.
Согласно ст. 46 Конституции, каждый гражданин имеет право благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях улучшения и защиты условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Конституция закрепляет не только важнейшие личные, политические и социально-экономические права граж-дан, но и их гарантии. Важнейшей гарантией конституционных прав и свобод граждан является их юридическая защищенность. Конституция обязывает государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод граждан. Эти органы и лица в соответствии со ст. 59 Конституции несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Впервые в конституционной практике Республики Беларусь в ст. 60 Конституции закреплена судебная защита основных прав и свобод граждан.
3. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 79), Президент является главой государства.
Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательственную силу на всей территории Республики Беларусь. Юридическая сила нормативных актов Президента различна.
Декреты Президента могут быть двух видов :
1) декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий,
2) временные декреты.
Декреты и временные декреты имеют силу закона. Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство перед законами и над актами иных государственных органов и должностных лиц.
Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Такой проект должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета.
Не допускается:
Делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование;
Изменение и дополнение программных законов;
Утверждение республиканского бюджета и отчётов о его исполнении;
Изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь;
Ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не разрешает ему изменение этого закона, а также не предоставляет право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий . Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания в порядке и сроки, определенные регламентом палат.
Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Они подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.
Нормативные акты Президента и их отдельные положения не должны противоречить Конституции Республики Беларусь.
В области земельных отношений нормативных актов Президента немного, однако они актуальны и восполняют пробелы в земельном регулировании.
Указом Президента Республики Беларусь от 6 февраля 1995 г. №51 «О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства» в целях создания необходимых условий для эффективного ведения сельскохозяйственного производства намечен ряд мёр правового характера: 1) введение свободных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию , Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, областным исполнительным и распорядительным органам 2) поручено изучить вопрос о наделении членов колхозов, работников совхозов и других сельскохозяйственных предприятий земельными долями.
Указом Президента от 15 февраля 1995 г. № 64 «Об обеспечении граждан республики земельными участ ками» установлена важная норма, касающаяся предоставления земель гражданам для индивидуального жилищного строительства . Данным указом было определено, что земельные участки для этих целей предоставляются, как правило, гражданам, которые имеют потребность в улучшении жилищных условий. Одновременно районным исполнительным и распорядительным органам было поручено провести работу по увеличению (за счет дополнительного выделения земель) гражданам, по их желанию, земельных участков, предоставленных для ведения подсобного хозяйства, до одного гектара. Председателям райисполкомов и горисполкомов поручено взять под личный контроль решение вопросов обеспечения земельными участками, причем в легкодоступных местах, для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества ветеранов войны, которые имеют потребность в этих участках.
В соответствии со статьей 57 Кодекса о земле при разрушении строения от пожара или других стихийных бедствий право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком сохраняется за землепользователем, землевладельцем, если он в течение двух лет после разрушения приступит к восстановлению строения или возведению нового. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам, введено Декретом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. № 18.
Указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 81 утверждено Положение о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников).
Унитарное государственное устройство Беларуси оказало влияние на структуру источников земельного права. Законы принимаются Национальным собранием Республики Беларусь по наиболее важным вопросам, связанным с регулированием общественных отношений, в том числе и земельных. Главная роль среди таких законов принадлежит Кодексу о земле, который введен в действие с 1 января 1999 года.
Он состоит из преамбулы и 15 разделов, 164 статей. Это - второй Кодекс о земле за период реформирования общественных отношений в Республике Беларусь с начала 90-х годов. Первый Кодекс о земле Республики Беларусь в период реформирования земельных отношений был принят Верховным Советом 11 декабря 1990 года .
Кодекс о земле 1999 г. как кодифицированный законодательный акт сконцентрировал важнейшие положения земельного законодательства. Он содержит нормы, регулирующие правовой режим всех категорий земель. В преамбуле Кодекса о земле указывается, что он направлен на рациональное использование и охрану земель, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, сохранение и улучшение окружающей среды, защиту прав на землю субъектов земельных отношений.
Кодекс о земле открывает новый этап в регулировании земельных отношений. Он, в отличие от ранее действовавшего законодательства, более детально определяет понятие земли как объекта права собственности, причем закрепляет собственность на землю в Республике Беларусь в государственной и частной формах.
Кодекс о земле вслед за Конституцией установил, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В главе второй раздела 1 нового закона впервые в Законодательстве определены объекты земельных отношений. Ими могут быть земельные участки (их части), в том числе и земельные сервитуты.
Кодекс о земле определил круг носителей земельных сервитутов. Кодекс более конкретно, с учетом потребностей рыночной экономики регулирует отношения государственной и частной собственности на землю, землевладения и землепользования. В нем определена компетенция исполнительных и распорядительных органов, специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству в области регулирования земельных отношений. Местные исполнительные органы получили право предоставлять земельные участки в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, передавать в частную собственность, а также изымать их в порядке и на условиях, установленных Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь. Местный Совет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельных участков предложить соответствующему исполнительному и распорядительному органу пересмотреть данное решение.
Новый Кодекс о земле сузил сферу действия и круг субъектов права землевладения, сохранив его только в качестве пожизненного землевладения граждан земельными участками определенных размеров и для целей, названных в законодательстве. Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации потеряли титул постоянных владельцев земли и становятся землепользователями.
Необходимость включения земли в хозяйственный и гражданский оборот вызвала наличие в новом Кодексе о земле норм, регулирующих вопросы наследования земельных участков, особенности осуществления сделок с землей и ряд других.
Действующий земельный закон определил порядок передачи земельных участков юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе и предприятиям с иностранными инвестициями, в собственность, закрепил собственность иностранных государств на землю.
Впервые в законодательстве земли садоводческих товариществ и дачного строительства включены в одну категорию с землями населенных пунктов.
Граждане Республики Беларусь получили более широкий круг возможностей по использованию земель:
Увеличены с 0,10 до 0,15 гектара площади земельных участков, отводимых для коллективного садоводства и дачного строительства (на одного члена кооператива);
Предусмотрено предоставление земельных участков для строительства и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам Республики Беларусь;
Установлена возможность получить для ведения личного подсобного хозяйства, кроме 1 гектара земель, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или собственности, в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров;
Усилены гарантии прав граждан при изъятии земель для государственных или общественных нужд;
Предусмотрены средства защиты прав граждан - землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.
В Кодексе получил дальнейшее развитие институт крестьянского землевладения.
Кодекс более детально регламентирует вопросы передачи права пожизненного наследуемого владения земельным участком для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и наследования земельного участка гражданина Республики Беларусь, который вел такое хозяйство.
Кодекс о земле имеет высшую юридическую силу среди земельных законов. Однако он не является единственным земельным законом.
Законами Республики Беларусь регулируются наиболее важные общественные отношения.
Среди важнейших законов, направленных на регулирование земельных отношений в Республике Беларусь, -
3) Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 23 мая 2000 г. и ряд других.
Немалую роль играют законы, регулирующие отношения в области использования и охраны вод, недр, лесов и других природных ресурсов. Отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды регулируются специальным законодательством. В последние годы принят ряд таких законов:
- Кодекс о недрах Республики Беларусь (1996 г.),
- Водный кодекс Республики Беларусь (1998 г.),
- Закон об охране и использовании животного мира (1996 г.) и ряд других.
Водный кодекс в главе 18 устанавливает правовой режим водоохранных зон, прибрежных полос, зон санитарной охраны. В нем урегулированы отношения, связанные с использованием водных объектов для тех или иных хозяйственных нужд, что непосредственно связано и с использованием земель. Среди обязанностей водопользователей - требования соблюдать установленный режим содержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов (ст. 32 Водного кодекса).
Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, которые охватываются предметом гражданского права. В главе 17 «Вещные права на недвижимое имущество» устанавливаются такие вещные права на землю, как право собственности, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком (земельный сервитут).
Ряд норм, направленных на урегулирование в том числе и земельных отношений, содержат Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Республики Беларусь.
В систему источников земельного права входят многочисленные законы, принятые до введения в действие Кодекса о земле. Это значительно усложняет применение и использование норм земельного законодательства. До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с Кодексом действующие акты земельного законодательства применяются в части, не противоречащей Кодексу, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
5. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ И ИНЫЕ АКТЫ,
К подзаконным актам относятся:
нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь; нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Постановлениями Правительства Республики Беларусь утверждены:
1) Основные направления землеустройства в Республике Беларусь (от 15 июня 1991 г.);
2) Порядок определения потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению (от 8 сентября1999 г.);
3) Положение о порядке систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель и формирования специального фонда земельного запаса местных Советов народных депутатов (от 15 июля 1991 г.);
4) Государственная программа охраны и рационального использования земель (от 17 ноября 1994 г.).
5) Правительство Республики Беларусь постановлением от 7 октября 1993 г. № 679 впервые утвердило нормативные цены на земли, передаваемые в частную собственность граждан ;
6) постановление от 4 ноября 1993г. № 754 «О порядке выкупа земельных участков»;
7) постановление от 27 декабря 1999 г. № 2012 «О государственном акте на земельный участок и удостоверении на право временного пользования земельным участком» и ряд иных.
В числе подзаконных нормативных актов - нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь. Они принимаются в форме постановлений и приказов. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Принимаемые этими органами иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами. Они издаются только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.
Среди положительных моментов, характеризующих сущность ведомственного нормотворчества, в юридической литературе называются гибкость, оперативность, непосредственность общения управляющего с управляемыми, возможность быстрого сообщения адресатам и внесения дополнительных деталей в механизм действия реализуемых норм. Вместе с тем ведомственному нормотворчеству присущи такие отрицательные черты, как узость, односторонность, амбициозность, преобладание целесообразности над законностью и некоторые другие.
Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
К ним обязательно приложить заключение Министерства юстиции Республики Беларусь, принятое по результатам юридической экспертизы.
Порядок проведения такой экспертизы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь (ст. 60 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
Так, например, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 1 апреля 1996 г. № 47 утверждена Инструкция по технической инвентаризации и правовой регистрации дач (садовых домиков).
Значительная роль в издании нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, принадлежит Государственному Комитету по землеустройству, геодезии и картографии. В последние годы им принят ряд нормативных правовых актов:
Положение о снятии, использовании и сохранении плодородного слоя почвы при производстве работ, связанных с нарушением земель (1999 г.);
Положение о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведением геологоразведочных, строительных и других работ (1997 г.);
Положение о лицензировании топографо-геодезических, картографических и землеустроительных работ в Республике Беларусь (1999 г.);
Положение о методике проведения оценки стоимости земельных участков, подлежащих декларированию (1998 г.);
Положение об экспертизе проектов, связанных с использованием и охраной земель, и контроле за качеством землеустроительных и топографо-геодезических работ (1998 г.) и др.
Среди подзаконных нормативных актов, направленных на урегулирование земельных отношений, - нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления. На основании действующего законодательства они принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Чаще всего такие правовые акты конкретизируют положения действующего законодательства в области планирования территорий, землепользования и землеустройства, организации рационального использования земель населенных пунктов, их застройки, охраны земель.
В качестве источников земельного права особое место занимают международные договоры. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Нормы земельного права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь земельного законодательства. Они подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Нормы земельного права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применяться Республикой Беларусь временно в порядке, установленном законодательством о международных договорах (ч.2 ст. 161 Кодекса о земле).
Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними.
В юридической литературе отмечается, что к источникам земельного права следует относить общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической силой обычаи.
Определенную роль в урегулировании вопросов планировки, застройки и использования земель играют государственные стандарты, строительные нормы и правила.
ЛЕКЦИЯ №3 ПО ТЕМЕ
«ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
проведения лекции:
по теме 3 «Право собственности на землю
по законодательству Республики Беларусь»
Время: 2 часа
Цели лекции:
- обучающая:
а) понятие собственности и права собственности на землю;
б) формы и виды земельной собственности;
г) право государственной собственности на землю;
д) право частной собственности на землю;
е) основания возникновения и прекращения права собственности на землю;
ж)охрана права собственности на землю.
ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ И
Похожая информация.