Государственно-правовые отношения: понятие и структура. Понятие правоотношений: признаки и виды Специфика конституционно-правовых отношений

Конституционное право – ведущая отрасль Российского права.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

КПРФ результат отношений, складывающихся практически во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной; регулирует лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере.

Эти базовые отношения - системообразующие, оформляю­щие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах по­литического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, яв­ляющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

КПРФ – система общеобязательных правил поведения, главным содержанием которых является охрана основополагающих прав и свобод человека и гражданина и учреждения в этих целях определенной системы государственной власти => смысл – достижение баланса между властью и свободой.

Ведущий характер КПРФ проявляется в следующем:

1.С КПРФ начинается формироваться вся система национального права и все отрасли права => в этом заключается системообразующая роль КПРФ. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит подтверждения в конституционных принципах/нормах конституционного законодательства. В КПРФ закрепляются основные принципы.

2.КПРФ ближе других отраслей права связано с политикой и политической системой общества.

3.Ядро КП – КРФ (учредительный характер).

Предмет-опред-я совокупность общес-х отн-й которые регул-ся нормами права. Предметом КП явл-ся общест-ые отнош-я которые имеют след.особ-ти:

КПРФ регулирует общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества. Другие отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-то одной из сфер – нормы КПРФ регулируют не все подряд общественные отношения, а лишь их определенный слой основополагающих отношений. Предмет:

1.Общественные отношения, закрепляющие принципы, на которых основывается устройство государства и общества (основы конституционного строя).- 1 глава К

2.Общественные отношения, которые определяют основы правового положения человека и гражданина. – 2 глава К

3.Общественные отношения, регулирующие федеральные отношения между РФ и Субъектами РФ. – 3 глава К

4.Общественные отношения, регулирующие систему ОГВ и органов местного самоуправления, их виды, правовое положение, компетенцию. 4-8 главы

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Два метода:

1.Императивный метод – метод властных предписаний и субординации (Чаще).

2.Диспозитивный метод – метод равноправия субъектов отношений, координация (Реже).

Способы воздействия:

Дозволение

Обязывание

Запрещение

КП- ведущая отрасль права России , представляющая собой систему правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему органов государственной власти и МСУ.


Конституционные (государственно-правовые) отношения: их виды и субъекты.

Правоотношения - общест-ые отн-я урегул-ые нормами права.

Конституционные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами КПРФ, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Признаки:

1. Массовость (большое кол-во КП отношений)

2. Большинство конституционно-правовых отношений не содержит конкретных наименований субъектов (ст. 19 КРФ - Все равны перед законом и судом., ст. 20 -Каждый имеет право на жизнь)

3. В конституционно-правовых отношениях всеобщему дозволению корреспондируют обязанность соответствующих государственных органов не препятствовать дозволенному поведению. Например, ст. 27 К РФ Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

4. В КП отношениях некоторые субъекты не являются участниками других видов правоотношений.

Субъект КП отношений – все те, у кого правовые нормы данной отрасли права закрепляют соответствующие права.

А). Народ- соц-экон. и полит. общность людей независимо от деления на какие-либо нац. общности; совокупность граждан РФ, которые обладают учредительной властью и при определенных условиях вправе ее реализовывать. Народ является носителем суверенитета и единственных источником власти. В состав народа входят исторически сложившиеся и компактно проживающие на определенной территории нации.

Национально-культурная территория – общественное объединение граждан.

Б). Государство и его составные части – РФ, Субъекты РФ. Например, разграничение компетенции.

В). ОГВ. Например, Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия ГД.

Г). Негосударственные объединения – ассоциации граждан, политические партии, общественные объединения, органы МСУ, организации, союзы.

Д). Индивиды – граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством, лица со специальной правосубъектностью.

Объекты конст.правотн-й - предметы / явления, по поводу которых возникают КП отношения

1). Государственная территория и ее граница.

2). Материальные блага (ценности) – природные ресурсы, средства государственной казны.

3). Поведение людей, действия субъектов.(напр., вступление в гражд-во либо отзыв депутата представ. органа)

4). Деятельность ОГВ и ДЛ и негосударственных организаций.

5). Правовые акты. (напр., оспаривание Указа Президента в КС РФ)

6). Личные неимущественные отношения – принадлежность по вероисповеданию, честь, достоинство, личная неприкосновенность.

Классификация КП отношений:

ŸВ относительных правоотношениях точно, "поименно" определены все их субъекты;

Ÿв абсолютных (односторонне индивидуализированных) - точно поименована лишь одна сторона - носитель права или обязанности, а на другой стороне находятся все иные субъекты права;

Ÿв общерегулятивных - субъектами прав или обязанностей являются все субъекты ("всякий и каждый").

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правового отношения составляют его содержание.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складывают­ся конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера , в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ШИПИЦЫНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Контрольная работа

По дисциплине: Конституционное право

На тему: Государственно-правовые отношения. Понятие, особенности, виды

Студентки:

Соколовой Елены Викторовны

1. Понятие го сударственно-правовых отношений

Государственно-правовые отношения (ГПО) - это урегулированные нормами государственные (конституционные) общественные отношения, которые складываются в сфере реализации народного суверенитета или народовластия. государственный правовой отношения

Состав государственно-правовых отношений:

1) субъекты;

2) объекты.

Субъект государственно-правовых отношений - это субъект права, который обладает в данном правоотношении конкретными правами и обязанностями:

1) избирательный корпус - часть населения страны, обладающая активным избирательным правом.

2) группа граждан РФ.

3) политические партии и иные объединения.

4) органы государственной власти РФ и её субъектов.

5) сами субъекты РФ и РФ в целом. 6) иностранные граждане и лица без гражданства.

7) субъекты избирательной системы: избирательные комиссии всех видов и др.

Объект государственно-правовых отношений - это то, по поводу чего возникает данное правовое отношение государственно-правовые отношения -- это определенное юридическое понятие, которое, как всякое понятие, является лишь субъективным образом объективного мира, лишь отражением определенной объективной действительности в сознании человека. Это понятие отражает взаимоотношения между субъектами правомочий и обязанностей, установленных нормами государственного права.

Государственно-правовые отношения -- это реальные, фактические отношения, содержание которых определено нормами государственного права. Они могут возникнуть:

В результате воздействия нормы государственного права на отношения, сложившиеся еще до издания этой правовой нормы;

В процессе реализации правомочий и юридических обязанностей, установленных правовой нормой, предусматривающей новые от ношения, которых нет в жизни, но для которых созданы необходимые объективные условия;

Служебная роль государственно-правовых отношений в общественной жизни состоит в том, что они являются средством воплощения некоторых норм права во взаимоотношениях людей, при помощи которого эти нормы вносят твердый распорядок в общественные отношения. Кроме того, будучи вызваны к жизни определенными потребностями, осознанными законодателем, государственно-правовые отношения часто являются средством защиты предписаний правовой нормы от возможного нарушения. В отличие от иных общественных отношений, в частности нравственных, права и обязанности в государственно-правовых отношениях обеспечиваются государством, которое в необходимых случаях может использовать для их охраны не только меры убеждения, но также и принуждения. Это волевые отношения в том смысле, что в норме государственного права предусматривается их содержание и пределы.

Своеобразие предмета государственного права различные виды государственно-правовых отношений:

1) конкретные правоотношения. Они возникают в результате реализации норм - правил поведения, в них четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности;

2) правоотношения общего характера. Они порождаются нормами - принципами, нормами - целями, нормами - декларациями. Конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности;

3) правовые состояния. Они четко определяют субъектов правоотношений, но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм;

4) постоянные или временные правоотношения - срок действия не определен, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются;

5) материальные и процессуальные правоотношения. В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношений - это правоустановительные отношения. В процессуальных правоотношениях реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах - это правоохранительные отношения.

2. Особенности государственно-правовых отношений

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет Государственного права.

2. Им свойствен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока. Таким образом, государственно-правовые отношения -- это общественное отношение, урегулированное нормой Государственного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные государственно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями. Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом государственно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих государственно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ).

Среди видов государственно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды государственно-правовых отношений -- материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные -- порядок реализации правовых действий, т. е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых -- реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых -- права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в государственно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конкретного государственно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Юридический факт -- это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль государственного права в правовой системе государства.

3. Виды государственно-правовых отношений

Общие правоотношения - разновидность правоотношений, стороны которых не персонифицированы. Характерной чертой государственно-правовых отношений общего характера является присущий им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Своеобразие этих государственно-правовых отношений состоит в том, что они выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы; определяют основные черты механизма власти народа, осуществляемой непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, а также связи, возникающие с установлением национальной государственной и территориальной организации Российской Федерации и ее субъектов; определяют систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма. Государственным и уставным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства и личности на базе сочетания их коренных интересов. В форме общих правоотношений выступает значительная часть государственно-правовых отношений. Такие отношения в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права) носят статутный характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества-отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др.; возникают непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного времени и др. Общие правоотношения возникают и складываются на нормативном уровне правового регулирования с момента вступления соответствующих норм права (нормативно-правовых актов) в силу. Единственным основанием возникновения, изменения или прекращения таких правоотношений являются нормы права. При этом общие правоотношения возникают и складываются не только на основе норм конституционного права, а практически на основе норм всех отраслей права. С момента вступления в силу норм права в обществе складывается определенная система правоотношений, поскольку государство с помощью норм позитивного права упорядочивает те или иные общественные отношения и признает их в качестве правовых. С этого момента в обществе складывается и соответствующий правопорядок, как система упорядоченных нормами позитивного права общественных отношений. Особенности общих правоотношений по сравнению с индивидуальными, конкретными видятся в следующем. Во-первых, они складываются только на основе норм права и для их возникновения никаких юридических фактов не требуется. Во-вторых, продолжительность существования общих правоотношений равна продолжительности действия вызвавших эти правоотношения норм права. В-третьих, субъектами данных правоотношений являются лица, которые признаны государством в качестве возможных участников соответствующих конкретных правоотношений, т.е. в принципе, это потенциальные участники конкретных правоотношений. Наконец, в-четвертых, субъективные права и обязанности, составляющие содержание общих правоотношений, не являются принадлежностью конкретного лица, а носят общий характер. Обладателями этих прав и обязанностей могут быть любые лица, являющиеся субъектами права (если закон не устанавливает при этом каких-либо ограничений). На первый взгляд может показаться, что общие правоотношения в изложенной трактовке не представляют собой реально существующих правоотношений, что это некие образы, модели правоотношений, сконструированные нормами права. В какой-то мере это так. Конструкции общих правоотношений действительно создаются нормами права. Именно исходя из содержания правовых норм, мы можем судить о том, какие общественные отношения и в каком объеме признаны государством правовыми отношениями. Но начав действовать, нормы права вносят в регулируемые ими общественные отношения определенный конститутивный момент. Они как бы объявляют, что такие-то общественные отношения стали правовыми и в обществе сложился такой-то правопорядок. Само собой разумеется, что одного только нормативного регулирования общественных отношений еще не достаточно для создания того правопорядка, которого желает государство.

Требуется индивидуальное правовое регулирование, связанное с переводом нормативных установлений в плоскость конкретных отношений. Этот перевод обычно осуществляется через соответствующие юридические факты, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений, но в некоторых случаях возникновение отдельных конкретных правоотношений (некоторых конституционных правоотношений) сопряжено с началом действия норм права. В этих случаях как общие, так и соответствующие конкретные правоотношения возникают одновременно и существуют в течение всего времени действия породивших их норм права. Но отождествлять такие конкретные правоотношения с общими не следует, поскольку в конкретных правоотношениях хотя бы одна из сторон индивидуализирована, а в общих правоотношениях такой, индивидуализации нет. Общие правоотношения очень часто именуют общерегулятивными или общестатутными. Думается, что в свете изложенного понимания общих правоотношений, их отождествление с общерегулятивными и общестатутными не совсем уместно. Скорее всего общерегулятивные и общестатутные правоотношения - это разновидности общих правоотношений. Кроме того, учитывая, что конкретные правоотношения подразделяют на регулятивные и охранительные в составе общих правоотношений можно выделить также и общеохранительные правоотношения, поскольку между общими и конкретными правоотношениями существует известная корреляция. Помимо общих государственно-правовых отношений существуют и конкретные государственно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на отдых, между государством и гражданами складываются государственно-правовые отношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину, работающему по трудовому договору, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Однако для реализации этой нормы необходимо развитие государственно-правовых отношений на отраслевом уровне. Отличительной особенностью данных отношений является их особое содержание, обусловленное спецификой предмета конституционного права. Речь идет о том, что они складываются в областях, составляющих, как уже отмечалось, основные элементы государства-население, территорию и власть Таким образом, если общие правоотношения образуют основу правопорядка, характеризуют его главные чер ты, то конкретные правоотношения - это содержание правопорядка, главное, что выражает его живую ткань. Общие (общерегулятивные) правоотношения представляют собой крайне своеобразные правовые явления. Они, как отмечалось, не имеют поименной индивидуализации по субъектам. Для их возникновения не требуется юридических фактов, кроме существования субъекта, обладающего гражданством, ряда других обстоятельств, относящихся к субъекту. По сроку действия они соответствуют времени существования юридической нормы. Однако общие правоотношения являются именно правовыми отношениями. В тех случаях, когда лицо выступает в качестве носителя общего субъективного права (права на труд, на судебную защиту и пр.), это означает, что оно находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Общее субъективное право потому и является субъективным, что имеет личный характер, т.е. принадлежит не только всем субъектам, но и каждому субъекту в отдельности. Точно так же наличие общих обязанностей означает, что каждое лицо находится в специфическом положении ко всем другим лицам. Это специфическое положение выражается, в частности, в том, что общему праву всегда корреспондируют определенные юридические обязанности, а общим обязанностям - субъективные юридические права. Если не видеть этого, то тогда совершенно непонятно, в чем состоит юридический характер субъективных прав и обязанностей. Нетрудно заметить, что в таком случае общие субъективные права и обязанности будут выглядеть в качестве одной лишь декларации.

Между тем достаточно учесть своеобразие общих правоотношений, как станут ясными их общественная природа и юридическое существо. Здесь каждый находится в отношении с каждым. Данному гражданину, например, вовсе необязательно знать, какие конкретные субъекты наделены общими конституционными правами. Он обязан не нарушать эти права, кто бы ни был их носителем. Иными словами, данный гражданин состоит в отношении со всеми субъектами, взятыми вместе. Общие отношения, следовательно,- это не конкретные связи между неопределенными лицами, а специфическое состояние, в котором находится данный субъект и которое определяет его положение по отношению ко всем другим лицам. Таким образом, общее правоотношение, как и всякое иное, выражает реальную общественную связь.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.- 2009.- № 4.- Ст. 445.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 5-е изд., изм. и доп.- Москва: Норма, 2006.

3. Беспалый И.Т Государственное право Российской Федерации. Самара: СамГУ, 2008. Учебное пособие.

4. Кашанина А.В. Основы российского права. Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА -2009.

5. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М., 2007.

6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учеб.М.: Юристъ. 2010.

7. Малько А.В., Теория государства и права. М.: Юристъ. 2009.

8. Пиголкин А.С Теория государства и права. М.: Юрайт. 2009 .

9. Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. 2010

10. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., Проспект. 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовые отношения - особый вид общественных отношений. Понятие правовых отношений. Предпосылки возникновения и развития, виды и содержание правовых отношений. Структура правовых отношений. Понятие и виды субъектов правоотношений. Объекты правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2002

    Правоотношения - общественные отношения, урегулированные нормами права; признаки, субъективные права и юридические обязанности участников. Отличительная особенность и элементы государственно-правовых отношений, их служебная роль в общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2013

    Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения. Юридические факты в административном праве. Полномочия исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2014

    Исследование категории "легитимация власти" с позиций изучения эволюции славянских государственно-правовых символов в исторической перспективе. Проблема формирования и становления славянских государственно-правовых знаков. Связь права и религии у славян.

    статья , добавлен 14.08.2017

    Правовые отношения как особый вид общественных отношений. Виды и формы правовых отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидуумами и их объединениями. Субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношения.

    презентация , добавлен 26.04.2012

    Понятие и особенности конституционно-правовых отношений. Виды конституционно-правовых отношений, их структура. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2006

    Понятие, основные виды административно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Функционирование механизма исполнительной власти. Правовые отношения в сфере государственного управления.

    реферат , добавлен 28.02.2017

    Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений. Наиболее характерные черты правовых отношений. Содержание и структура правоотношений. Виды правоотношений и предпосылки их возникновения. Субъекты правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2007

    Государственно-политический режим, понятие и признаки. Виды государственно-политических режимов. Характеристика государственно-правовых режимов. Авторитаризм. Тоталитаризм. Демократия.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2006

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

В сферу КП входит только определенная часть общественных отношений. Однако, учитывая особую значимость этих отношений, следует сказать о том, что они достаточно обширны по объему. Более того, в силу определенных обстоятельств, связанных с юридизацией общественных отношений, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Здесь КП призвано стать преградой для тоталитарных устремлений государства. Оно не должно утрачивать своего главного назначения - регулировать общественные отношения таким образом, чтобы обеспечить свободу людей, законность и правопорядок, условия для благополучия граждан. Именно этим определяется специфика конституционно-правовых отношений, которая состоит в следующем.

1. Они различаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержание которого составляет юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.

Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм - это правила поведения . На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом». Это означает, что у осужденного есть право на пересмотр приговора, а у вышестоящего суда - обязанность осуществлять этот пересмотр.

Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, порождает другие формы правоотношений, через которые воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Это правоотношения общего характера , в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от того общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. Это общее правоотношение, в котором участвуют все субъекты, обязанные реализовать указанный принцип. В его содержании определяются в общей форме обязанности и права, вытекающие из предписаний данной нормы.

Особый вид конституционно-правовых отношений - так называемые правовые состояния . От правоотношений общего назначения их отличает четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм. С выполнением заложенных в них правил правоотношения прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования. В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных - порядок реализации правовых действий.

По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В правоустановительных правовых отношениях в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения. Так, в соответствии со ст. 31 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Это означает, что праву граждан корреспондирует соответствующая обязанность государственных органов, органов местного самоуправления. В правоохранительных правовых отношениях права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливает обязанность государственных органов не лишать имущества физических лиц иначе как по решению суда.

Государственно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности государственно-правовых отношений:

1. Возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права;2. Имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. 3. Носит характер властеотношений, поскольку только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей.4. Им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

Виды государственно-правовых отношений:

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

а. Конкретные (В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности).

б. Общие (В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности)

2. С точки зрения времени функционирования:

а. постоянные (Период действия правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование)

б. временные (возникают в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость).

3. По способу реализации:

а. материальные (предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений)

б. процессуальные (определяет порядок реализации).

4. В зависимости от вида норм:

а. правоустановительные (содержащие права и обязанности)

б. правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Субъектами государственно-правовых отношений могут быть: 1) народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы России;2) российское государство в целом как государственная организация всего народа Российской Федерации;3) субъекты Российской Федерации: республики в составе Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;4) государственные органы Российской Федерации – Президент, Федеральное Собрание, обе его палаты, Правительство;5) государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;6) постоянные и временные комитеты и комиссии представительных органов в центре и на местах;7) депутаты представительных органов индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;8) общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, зарегистрированные в установленном законом порядке;9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;10) собрание военнослужащих по воинским частям;11) избирательные комиссии – Центральная, субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;12) граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.

Понятие и содержание исполнительной власти.

Исполнительная власть является ветвью государственной власти, выраженной системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера (Д.М.Овсянко).

Характерные черты исполнительной власти:

Ø Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ , тесно взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями;

Ø Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетентном смысле , т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или её механизма;

Ø Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма , построенного на началах разделения властей;

проводником государственной политики в жизнь;

Ø Исполнительная власть подзаконна по своему характеру и задачам;

Ø Исполнительная власть объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;



Ø Деятельность исполнительной власти является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

Ø Исполнительная власть является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера;

Ø Исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественно исполнительной деятельности;

Ø Исполнительная власть по своей сути правоприминительна .

Соотношение административной власти и исполнительной

«Исполнительная власть – это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества» (по Бахраху).

Однако другие ученые считаю, что понятие «административной власти» гораздо шире понятия власти исполнительной и не может быть с ней сопоставлено (Дмитриев, Полянский, Трофимов). Они объясняют это так: административная власть не может быть признана частью государственной власти (как исполнительная), поскольку имеет место и в негосударственном управленческом воздействии (в частности, администрация предприятия осуществляет административную власть в отношении работников этого предприятия).

Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются друг от друга своим предметом (объектом) регулирования , под которым понимается общественные отношения, которые складываются в той или иной сфере.

Предмет АП – общественные отношения, носящие организационно-управленческий характер, т. е. отношения направленные на управление какими-либо общественными процессами или явлениями с целью их организации, приведения в стабильное, функционирующее состояние.

Виды социального управления:

Государственное

Общественное

Муниципальное (регулируются муниципальным правом)

Основанное на нормах морали, обычаев и традиции (у мусульман это свадьба и похороны).

Именно первые два вида и регулируются АП.

Гос-правовые отношения направлены на осуществление гос власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак , как массовость. Цели этих отношений – социально-экономические и политические ценности.

Они имеют единую для всех правоотношений структуру : субъект, объект и содержание (субъективное право; юридическая обязанность). См. бабочку в тетради стр.3.

Для возникновения, изменения и прекращения гос-правовых отношений необходим определенный юридический факт (напр, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ).

К числу субъектов КП относятся индивиды, организации, сообщества, которые участвуют в полит деят-ти гос-ва. Таким образом, субъектами КП явл-ся все те, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают конституционные обязанности и предоставляют соответствующие права. В наст время субъекты отрасли КП подразделяются на три большие группы: физические лица, гос образования и негос объединения.

К физическим лицам относятся:

Граждане РФ;

Иностранные граждане;

Лица с двойным гражданством (бипатриды);

Лица без гражданства (апатриды);

Участники избирательного процесса как лица со спец правоспособностью.

Конституционная правоспособность физич лиц определяется нормами Конст, устанавливающими основные права и свободы (напр, право участвовать в управлении делами гос-ва).

К гос образованиям относятся:

Гос-во в целом (РФ – Россия);

Субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономные области;

Органы гос власти – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ;

К негос объединениям относятся:

Общности людей – народ РФ, народы субъектов РФ, малочисленные коренные народы Севера, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации граждан – полит партии, массовые общ организации, религиозные объединения, общ-полит движения и др.;

Группы граждан – собрания избирателей, сходы граждан и др.

Виды отношений (объекты – содержание Конст):

1) по субъектам:

Гражданин – государство

Республика Карелия – Россия

Полит партия – центр-избират комиссия.

2) по юридической силе:

Правоотношения, основанные на нормах Конст

Правоотношения, основанные на законах РФ (менее сильные)

3) по целевому назначению:

Правоустанавливающие (напр, гос-во гарантирует право на жизнь)

Правоохранительные (напр, гос-во защищает право на жизнь)

4) по времени действия:

Срочные, или временные (конкретный период действия, напр, отношения между избирателем и участковой избират комиссией)

Постоянные (все нормы в Конст постоянные, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Напр, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству)

5) материальные (реализуется само содержание права и обязанности) и процессуальные (реализация правовых действий).

Поделиться: