Европейский банк развития и реконструкции. Европейский инвестиционный банк

Сегодня в мире существует огромное количество банковских учреждений разного масштаба. Некоторые из них работают исключительно в границах собственного государства, некоторые постепенно вышли на мировой уровень, а некоторые специально были созданы для того, чтобы помогать зарубежным государствам. Примером такого финансового учреждения является Европейский банк реконструкции и развития. Чем он отличается от других банковских учреждений? Какова сфера его деятельности, и во что этот банк готов вкладывать свои деньги? Попробуем понять.

История и структура

Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1992 году Евросоюзом и Европейским банком для помощи странам Восточной Европы. Планировалось, что содействие нового финансового учреждения поможет развивающимся странам перейти к рыночной экономике. Потом, правда, границы деятельности банка расширились. В настоящий момент он действует в почти тридцати странах мира - от Центральной Европы до Центральной Азии.

В списке учредителей на сегодняшний момент Европейский банк реконструкции и развития имеет более шестидесяти государств, которые, кроме этого, являются членами Мирового валютного фонда. Это обязательное условие для того, чтобы быть принятым в учредители Европейского банка реконструкции и развития.

Сфера и цели деятельности

Деятельность Европейского банка реконструкции и развития связана с инвестированием в проекты, проводимые на территории развивающихся стран. Причём финансирование он осуществляет не только за счёт собственных капиталов, но и за деньги привлекаемых инвесторов, среди которых как частные предприниматели, так и инвестиционные фонды с мировым именем. Наиболее интересными проектами для банка считаются разного масштаба предприятия, компании и банки, причём как ещё только открывающиеся, так и ведущие уже свою деятельность.

Известность имени банка позволяет ему тесно сотрудничать с правительствами государств, в которые вкладываются деньги. Европейский банк реконструкции и развития цели перед собой ставит следующие:

  • Развитие предпринимательской инициативы и создание благоприятных условий для ведения собственного дела.
  • Проведение приватизации и получение гарантий защиты частной собственности.
  • Проведение мероприятий, конечной целью которых является создание экономики, максимально приближённой к рыночной.

Очевидно, что вся деятельность данного финансового учреждения направлена на создание рыночной экономики. Но во что конкретно инвестируются деньги, и какие проекты считаются приближающими государство к этой самой экономике?

Платёжные средства

Что касается валюты предоставления кредитов, то основными платёжными средствами банка считаются американский доллар, экю (прежняя валюта Европейского союза) и японская йена. Свои взносы учредители могут делать без проблем в любой конвертируемой валюте.

Кредитование

Европейский банк реконструкции и развития кредиты предоставляет не только непосредственно странам, но и частным лицам, проекты которых, по его мнению, достойны реализации (кстати говоря, приоритетнее именно последние проекты). Кроме того, он выкупает акции некоторых интересных ему предприятий, чтобы участвовать в их дальнейшем развитии. По оценкам специалистов за практически тридцатилетнее существование банк выделил финансирование на две с половиной тысячи разноплановых проектов.

Кредиты, выдаваемые Европейским банком реконструкции и развития, являются исключительно целевыми и коммерческими: это финансовое учреждение не работает с благотворительными фондами. Кроме того, использование выданных займов строго контролируется.

Этот банк занимается прямым инвестированием. Вкладываемые средства могут тратиться на модернизацию оборудования, техническую помощь в развитии экономики (консультирование членов правительства, подготовка соответствующих специалистов, поддержка в проведении некоторых мероприятий, направленных на развитие рыночной экономики, и так далее) и другие нужды. Кстати говоря, собственный капитал в такую помощь Европейский банк реконструкции и развития не вкладывает - на подобные нужды тратятся деньги инвесторов.

Деятельность в России

Своё представительство Европейский банк реконструкции и развития в России также имеет: он открывает свои филиалы во всех странах-учредителях (которых, как уже упоминалось, более шестидесяти).

По оценкам специалистов, за год в проекты, развиваемые на территории Российской федерации (а их было без малого семьсот), банк вложил практически пятьдесят миллиардов долларов, причём большая часть этой суммы (где-то 85 %) была вложена именно в частные инициативы, а не в государственные проекты.

Ещё немного о деятельности

Возвращаясь к вопросу деятельности Европейского банка реконструкции и развития, следует отметить, что кредиты им выдаются на срок до десяти лет для конкретных компаний и до пятнадцати лет, если заёмные средства направляются на развитие инфраструктуры. Ставка кредита рыночная, заработок банка на кредитовании минимальный.

Отдельно стоит отметить его деятельность как акционера. Иногда Европейский банк выступает в качестве гаранта надёжности акций или же облигаций. Кроме того, он порой принимает участие в совместных финансовых операциях частных лиц или государственных учреждений.

Вместо заключения

Вложения Европейского банка реконструкции и развития есть во многих странах. В Кыргызстане это было и обновление системы водоснабжения в некоторых населённых пунктах, и помощь в строительстве автодорог, и инвестирование в малый бизнес. В Узбекистане, например, приоритет всё же отдан предпринимателям и их потребностям, так как, по оценке банка, объекты инфраструктуры в модернизации за счёт кредитных средств не нуждаются. Вполне вероятно, что в перспективе банк будет расширять сферы своего влияния, продвигаясь дальше на восток, но, с другой стороны, и на его текущей территории функционирования ещё есть множество проектов, реализация которых может существенно изменить нынешнее положение некоторых государств.


Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - между­народная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран - все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Еги­пет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впослед­ствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государст­вами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великоб­ритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистичес­ких стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В целях реализации основной задачи Банка - способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике - Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

  • содействие развитию, образованию и расширению конкурен­тоспособного частного сектора, в первую очередь малого и сред­него предпринимательства;
  • мобилизация иностранного и местного капиталов для вы­полнения вышеуказанной деятельности;
  • осуществление инвестиций в производственную сферу, а так­же в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;
  • оказание технического содействия для подготовки и реализа­ции проектов;
  • стимулирование развития национальных рынков капиталов;
  • оказание поддержки экономически выгодным проектам, в ко­торых участвует несколько стран-бенефициаров;
  • активное проведение операций в области экологии и устой­чивого развития;
  • выполнение других функций, идущих в развитие вышеиз­ложенных положений.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (Статья 1) содержит политический мандат, предус­матривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демокра­тии, плюрализма и рыночной экономики.

ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом пред­оставление государственных гарантий по таким проектам не тре­буется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как ком­мерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.

Банк принимает к рассмотрению проекты, поступающие из любых источников. Важнейшим условием при рассмотрении по­ступающего обращения, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, является качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования. Основными объектами кредитования ЕБРР явля­ются частные фирмы или приватизируемые государственные пред­приятия, а также вновь создаваемые компании, включая совмест­ные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предостав­лении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в ак­ционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кре­дитованием инфраструктуры или других проектов в государствен­ном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содейст­вие в создании новых экономических условий в странах, где дей­ствует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпи­мых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопас­ность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощ­рение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетичес­ких систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и эко­логии (совершенствование политики и прямые инвестиции в вос­становление окружающей среды).

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

  • использует разнообразные инструменты для гибкого креди­тования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;
  • гармонично сочетает реализацию задач, намеченных страте­гией операции по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
  • сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
  • сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосроч­ных планов развития;
  • осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;
  • гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
  • стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в об­ласти основной деятельности и стратегиями по странам, утверж­денными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют при­оритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Бан­ком потребности в помощи имеют общий характер для большин­ства стран региона, объединяет эти стратегии стремление стиму­лировать производственные инвестиции в каждой стране.

Многие государства испытывают трудности в политической, организационной и экономической областях, обусловленные социа­льно-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов.

В своей деятельности ЕБРР натолкнулся на сохраняющуюся сдержанность международных инвесторов и коммерческих банков в отношении расширения финансирования проектов в частном секторе. Это выявило значение ЕБРР как катализатора инвестиций. Нежелание некоторых правительств предоставлять гарантии для проектов в области инфраструктуры в своих странах также сдерживает операции ЕБРР. Деятельность по линии технического сотрудничества прямо или косвенно поддерживает инвестиции и кредиты ЕБРР; она сосредоточена на подготовке проектов, исследованиях по секторам и консультативных услугах. Поэтому ее значение в работе ЕБРР достаточно велико. Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение квалификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу деятель­ности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти международных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС и ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи постсоциалистическим странам в решении задач по подготовке банковских и хозяйственных кад­ров, способных работать в условиях рыночной экономики.

Организационная структура ЕБРР. Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и пре­зидент. Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по 2 представителя (управляющего и его заме­стителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его упра­вляющий или его заместитель может быть отозван в любой мо­мент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет изби­рает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР в принципе являются прерогативой Совета упра­вляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности Банка. Часть полномочий в интересах повышения эффективности работы ЕБРР может при необходимости делегировать Совету дире­кторов. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномо­чий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета упра­вляющих является решение следующих вопросов:

1) прием новых членовЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке;

2) избрание директоров и президента ЕБРР, установление раз­мера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а та­кже других условий договора с президентом;

3) увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уста­вного капитала ЕБРР;

4) предоставление полномочий на заключение генеральных со­глашений о сотрудничестве с другими международными организа­циями;

5) утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) об­щего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределе­нии его активов;

6) внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляциям, связанным с толкованием Со­глашения или с его применением Советом директоров.

Совет управляющих проводит ежегодное заседание, а также другие заседания по своему усмотрению или просьбе Совета дире­кторов. Заседание Совета управляющих созывается Советом дире­кторов по требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее одной четверти от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР. Две трети управляющих составляют кворум на любом заседании Со­вета при условии, что такое большинство представляет не менее 2/3 общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР.

Совет директоров - главный исполнительный орган, в ком­петенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих. В их числе: 1) подготовка работы Совета управляющих; 2) в рамках указаний Совета управляющих опреде­ление политики и принятие решений в отношении предоставля­емых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР; 3) предоставление проверенной аудиторами от­четности за финансовый год на утверждение Совета управляющих на ежегодном заседании; 4) утверждение бюджета ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избира­ются управляющими от стран - членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора - от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора - от остальных европейских стран; 4 директора - от неевропейских стран. Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не менее 2/3 общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое боль­шинство (более половины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85%, голо­сов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании). Структура акционерного капитала Банка определена таким об­разом, что страны «семерки» либо страны - члены ЕС обладают большинством акций Банка и соответственно могут влиять на принятие любых решений.

Квота Российской Федерации в уставном капиталеЕБРР со­ставляет 4% (на долюСССР приходилось 6%). По договорен­ности с соответствующими странами Директорат Российской Фе­дерации с октября 1992 г. представляет вЕБРР интересы Респуб­лики Беларусь (квота в капитале 0,2%), а с апреля 1993 г. также и Таджикистана (квота 0,1%).

Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представ­ляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голосованиях, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета упра­вляющих и председательствует на Совете директоров.

Формирование ресурсов ЕБРР. Сначала разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд ЭКЮ делился на 1 млн акций с номиналом 10 000 ЭКЮ каждая, в том числе оплачивае­мые акции и акции, подлежавшие оплате по требованию. Пер­воначальная сумма оплачиваемых акций составляла 3 млрд ЭКЮ, или 30% разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70% акций - неоплаченные и могли быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций распределению между членами ЕБРР не подлежали.

В апреле 1997 г. вступило в силу решение об удвоении капитала ЕБРР до 20 млрд ЭКЮ. Из 10 млрд ЭКЮ, на которые был увеличен разрешенный к выпуску акционерный капитал, 2,25 млрд ЭКЮ (или 22,5% разрешенного к выпуску дополнительного акци­онерного капитала) подлежат оплате в первоочередном порядке восемью равными годовыми взносами, а 7,75 млрд ЭКЮ (или 77,5% дополнительного акционерного капитала) - подлежат оплате по требованию.* Пропорции распределения участия в капи­тале ЕБРР между его акционерами существенных изменений не претерпели.

* С 1999 г. ЭКЮ заменен на евро.

Страны - члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Во­сточной Европы - 13%, остальные европейские страны - 11%, неевропейские страны - 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобрита­ния и Япония (по 8,5%). Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Обычные ресурсы включают: 1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционер­ный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов фондов технического и инвестиционного сотруд­ничества. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на реализацию рентабельных проектов развития.

Фонды технического и инвестиционного сотрудничества вклю­чают средства, направленные в соответствующий фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества.Все взносы в та­кие фонды вносятся донорами на добровольной основе.

Фонды технического сотрудничества представлены специаль­ными фондами (Балтийский специальный фонд технического со­действия, Специальный фонд технического сотрудничества для мелких предприятий России, Специальный фонд технического сотрудничества ЕБРР), фондами отдельных проектов и фондами отдельных стран-доноров. Цель этих фондов - оказание техничес­кого содействия в подготовке и реализации проектов, оказание консультационных услуг и подготовка кадров.

Фонды инвестиционного сотрудничества представлены фонда­ми Австрии, Италии и Норвегии для Боснии и Герцеговины, фондом Норвегии для Восточной Словении, фондом содействия энергосбережению в Румынии Европейского Сообщества и Японс­ким фондом постконфликтной поддержки. Цель этих фондов - оказание содействия в реализации проектов, включая поставки товаров, работ и услуг.

Кроме того, Совет директоров ЕБРР, основываясь на рекомен­дациях руководства стран «семерки», в 1993 г. принял решение о создании Счета ядерной безопасности, а в 1997 г. - Фонда Чернобыльского укрытия. ЕБРР является распорядителем средств этих фондов, которые направляются на мероприятия по повыше­нию безопасности атомных электростанций.

Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят откры­тый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отрас­лей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие между­народные банковские организации, заимствует на мировых рын­ках капиталов по льготным процентным ставкам.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

1) предоставление кредитов (включая совместное финансиро­вание) на развитие производства;

2) инвестирование в капитал;

3) гарантированное размещение ценных бумаг;

4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставле­ния гарантий и оказания содействия в других формах;

5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

6) предоставление займов (включая совместное финансиро­вание) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранные про­граммы).

ЕБРРне выдает гарантий по экспортным кредитам и не зани­мается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до 1999 г. Совет директоровЕБРР одобрил свыше 800 проектов на сумму свыше 55 млрд долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политикиЕБРР выде­ляются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особняком стоит такая сфера, как приватизация.

Финансовый сектор. В условиях перехода к рыночной экономике кредитно-финансовые учреждения постсоциалистических стран уна­следовали серьезные проблемы: безнадежные кредиты, ограничен­ность финансовых резервов, вялость процесса капитализации и чре­змерную монополизацию финансового сектора. Это связано с тем, что акционерами кредитных учреждений являются государственные предприятия, которые одновременно выступают в качестве крупных заемщиков. Самой сложной стала проблема преобразования кредитно-финансовых учреждений из пассивных посредников планиру­емого из центра распределения кредитов в предприятия особого рода, способные выполнять важнейшую функцию использования ресурсов на основе рыночных принципов в условиях свободной конкуренции. Кредитно-финансовая система требует коренной стру­ктурной перестройки, которая позволит поднять ее до уровня ры­ночной экономики и подготовить к приватизации.

ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на раз­работку общей стратегии и программ развития финансового сек­тора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выпол­нять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время ЕБРР проводит работу по приватизации банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и техническою сотруд­ничества. Во многих странах Банк занимается вопросами креди­тования мелких и средних предприятий, которые не могут полу­чить средства от более крупных иностранных банков или инвесто­ров. Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также смогут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и созданию рабочих мест за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков.

ЕБРР участвует в первоначальном капитале Банка проектного финансирования в Москве. Российский банк проектного финан­сирования (РБПФ) представляет собой часть многоступенчатого проекта. Это Банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий и других клиентов, способствуя тем самым переходу России к рыночной экономике. Российские банки в качестве акционеров РБПФ получат доступ к западной технологии финансирования проектов; предприятия частного сектора обеспечиваются финансовой и консультационной поддержкой, а местный персонал будет обучен работать в соот­ветствии с международными банковскими стандартами. Подбор и оценка проектов должны способствовать привлечению ино­странных капиталовложений в Россию.

Энергетика. Необходимость в подключении ЕБРР к развитию энергетического сектора постсоциалистических стран Европы бы­ла обусловлена разразившимся в них с 1991 г. энергетическим кризисом. Последний был вызван как сокращением поставок эне­ргоносителей из стран бывшего СССР, так и повышением цен на них до уровня мировых. ЕБРР начал активное осуществление проектов, связанных с модернизацией действующих энергетичес­ких мощностей и рационализацией использования энергии потре­бителями. Осуществление этих проектов сопровождалось рефор­мами в области ценообразования, направленными на скорейшее приближение внутренних цен на энергоносители и электроэнергию к ценам мировых рынков. Позитивную роль в этом играет привле­чение иностранных инвесторов, обладающих новыми технологи­ями, позволяющими более полно и эффективно использовать име­ющиеся нефтяные и газовые месторождения. Доминирующей фо­рмой сотрудничества здесь становится создание совместных предприятий с участием иностранных фирм. ЕБРР при этом пред­оставляет лишь часть кредита под реализацию проекта.

Телекоммуникации. Наличие современных телекоммуникацион­ных сетей является важнейшим фактором обеспечения интеграции внутренних рынков постсоциалистических стран и обеспечения их связи с мировыми рынками. Модернизация и развитие соответст­вующей инфраструктуры являются обязательным условием раз­вития нормальной рыночной экономики. В области телекоммуника­ций ЕБРР поддерживает инициативы государственного и частного секторов, которые содействуют или приводят к неуклонному расширению сетей связи, расширению ассортимента услуг и организа­ционным реформам. Главным приоритетом ЕБРР в этом секторе является укрепление структуры государственной сети телекоммуни­каций, обеспечивающей предоставление базовых услуг путем уста­новки и эксплуатации современных телекоммуникационных систем.

Транспорт. В большинстве стран к числу первоочередных задач часто относят восстановление и модернизацию существующих систем автомобильных и железных дорог в городах и сельской местности. Результатом невнимания к ним являются частые ава­рии, нарушение движения и другие проблемы, затрудняющие эф­фективные перевозки пассажиров и грузов. Поэтому в области транспорта ЕБРР уделяет первоочередное внимание проектам, решающим эти проблемы и способствующим интеграции Центра­льной и Восточной Европы с соседями как на Западе, так и на Востоке, а также вносящим вклад в оздоровление окружающей среды. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспорт­ной системы, поскольку каждый вид транспорта привлекает такие транспортные потоки и осуществляет такие перевозки, с которыми он справляется наилучшим образом. ЕБРР считает, что здоровая конкуренция лучше всего будет способствовать нахождению стра­нами Востока и Запада оптимальных решений и что развитие транспортных сетей в первую очередь должно определяться эконо­мическими приоритетами и технической эффективностью.

Для стран Восточной Европы эти соображения означают необ­ходимость увеличения объема автодорожных перевозок и инвести­ций в них, а также структурную перестройку железных дорог. На сегодняшний день немногим странам удалось добиться прогресса в структурной перестройке железных дорог и подготовке их к иной роли, которую они призваны играть в новых условиях конкурент­ной экономики. Вот почему ЕБРР начал исследования в восьми странах с целью определения будущей роли железных дорог и со­ответствующих шагов в этом направлении. Совместно с Всемир­ным банком ЕБРР проводит аналогичную работу в других странах региона. Особое значение придается проектам, связанным с раз­витием транспортного машиностроения.

Кредитование - лишь один инструмент экономического раз­вития. В равной степени важны государственная политика, ор­ганизационные реформы, более совершенное планирование инве­стиций; в этой связи ЕБРР делает соответствующий упор на содействие дальнейшему прогрессу в этих областях.

Агробизнес. В этой сфере ЕБРР направляет основные усилия на кредитование строительства современных предприятий, перераба­тывающих сельскохозяйственную продукцию, развитие инфраст­руктуры сбыта и распределения продовольствия. В частности, ЕБРР работает над проектами создания оптовых рынков в ряде стран. Кредитование частного агробизнеса обычно осуществляется через кредитные линии, открываемые местным крупным банкам и предназначенные для использования исключительно частными предпринимателями, специализирующимися на производстве и пе­реработке агропродукции. Этот механизм предназначен для после­дующего кредитования частного сектора как в местной, так и ино­странной валюте.

Приватизация. Содействие ускорению приватизации является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР по каждой стране конкретно. В число мероприятий, понимаемых в ЕБРР как приватизация, включается не только передача действующих госу­дарственных предприятий в частную собственность, но и структур­ная перестройка и модернизация действующих предприятий госу­дарственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяй­ствования, а также создание частных предприятий.

Политика ЕБРР в отношении России. До августовского финан­сового кризиса 1998 г. Россия была одним из основных получа­телей финансовых ресурсов из ЕБРР. Россия получила свыше 25% финансовых ресурсов, размещаемых ЕБРР. После августовских событий эта тенденция резко замедлилась: во второй половине 1998 г. Советом директоров ЕБРР был одобрен только один проект по Российской Федерации. К началу 1999 г. в целом были сформированы корректировки кредитно-инвестиционной полити­ки ЕБРР в России. Речь идет прежде всего о необходимости усиления избирательного подхода к отбору проектов по России с точки зрения их повышенной устойчивости к колебаниям цен и курса национальной валюты, экспортной направленности и ва­лютной окупаемости.

Среди наиболее осуществимых приоритетов на 1999 г. возмож­но открытие кредитной линии по поддержке российского экспорта (в том числе за счет собственных средств ЕБРР - до 150 млн долл.) и по кредитованию оборотного капитала российских пред­приятий (до 150 млн долл. за счет собственных средств ЕБРР).

Предполагается также участие ЕБРР в содействии реструктури­зации российской банковской системы преимущественно посред­ством оказания консультационной помощи за счет средств Программы развития финансовых учреждений (FIDP) и фондов тех­нического содействия.

В целом преобладает настороженное отношение ЕБРР к опера­циям в России. Это связано с повышенной рискованностью опера­ций в нашей стране, что требует увеличения объемов резервирова­ния, и сопровождается финансовыми ощутимыми потерями Банка.

В целом в 1992-1998 гг. Совет директоров ЕБРР одобрил выделение для России финансовых ресурсов в сумме 4,4 млрд долл. Свыше 63% средств направлены на развитие небанковского сектора, свыше 27% - банковской системы и около 9% - небан­ковского финансового сектора российской экономики.


Навигация

« »

Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1991 году, когда в государствах Центральной и Восточной Европы рушился коммунистический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии. Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.

Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:

  • способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, т.е. обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
  • брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
  • применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:

  • проведению структурных и отраслевых реформ;
  • развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
  • укреплению финансовых организаций и правовых систем;
  • развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
  • внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Являясь катализатором перемен, Европейский банк реконструкции и развития стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций, волекает отечественный капитал и оказывает техническое содействие.

Управление и организационная структура ЕБРР

Осуществление всех полномочий ЕБРР возложено на Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или лицо, занимающее аналогичную должность. Большинство своих полномочий Совет управляющих передоверил Совету директоров, отвечающему за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР.

Совет управляющих выбирает Президента, который является законным представителем ЕБРР. Президент осуществляет оперативное управление деятельностью ЕБРР согласно указаниям Совета директоров.

География деятельности ЕББР

География деятельности ЕББР - Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чешская республика, Эстония.

ЕБРР финансирует различные отрасли. Не финансируется следующие виды деятельности:

  1. оборонная промышленность;
  2. табачная промышленность;
  3. производство средств, запрещенных международным правом;
  4. игорный бизнес;
  5. производства и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду.

Особые требования к получателю финансирования:

  • Проект в частном секторе.
  • Наличие высокой степени мотивации и опыта работы руководства.
  • Крайне желательно участие отечественных инвесторов в акционерном капитале предприятия.
  • Наличие зарубежного стратегического партнера не требуется, однако может повысить шансы утверждения инвестиционного проекта.

Доля ЕБРР в финансируемом проекте обычно составляет 25-30%, но может быть увеличена до 49% в краткосрочном плане. Как правило, в рамках одного инвестиционного проекта Банк стремится сочетать обе формы финансирования и предоставляет не более двух третей требуемой суммы в форме заемных средств и не менее одной трети - в виде акционерного капитала.

Ставка процента по кредиту может быть как плавающей, так и фиксированной. Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Погашение основного долга обычно производится по частям равными долями каждые полгода. В соответствии с коммерческой практикой, при подписании кредитного соглашения удерживается разовый сбор на покрытие административных расходов, понесенных банком при подготовке проекта.

Банк международных расчетов. Международная финансовая корпорация. Международная ассоциация развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства "включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции И развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в т.ч. в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от 7 до 20 лет, а развивающимся странам - до 40 лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930). По существу, это банк центральных банков (34 страны, в т.ч. Россия с 1996). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты.

МФК создана в 1956 г. Она стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора.

Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от 3 до 7 лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий, в отличие от МБРР и MAP, т.к. частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с после-

дующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе Всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.

MAP создана в 1960 г. Предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам - членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере Ъ-Л% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов.

Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

  • Банк предоставляет долгосрочное финансирование (5-10 и более лет)
  • ЕБРР привлекает в свои проекты другие банки (в частности, в рамках синдикации), фонды прямых инвестиций, стратегических партнеров, глобальных лидеров отраслей
  • Благодаря наличию представительств во всех федеральных округах Российской Федерации и почти 20-летней историей операций в России, ЕБРР обладает глубоким знанием российской экономики
  • Банк помогает клиентам достичь более высокой эффективности операций, работает над оптимизацией корпоративной, финансовой структуры. При этом привлекаются лучшие отечественные и зарубежные консультанты. Также ЕБРР предлагает клиентам бесплатно провести аудит энергоэффективности.
  • ЕБРР предлагает финансовые решения, максимально отвечающие потребностям клиентов:
    1. Инструмент: Банк может предоставлять не только обеспеченные кредиты, но и инвестиции в акционерный капитал, субординированные и необеспеченные кредиты, лизинг, торговое финансирование, гарантии. Также может рассматриваться комбинация инструментов. Выбор инструмента определяется особенностями каждого конкретного проекта;
    2. График платежей: в зависимости от инструмента есть возможность структурировать выплату предоставленного финансирования различными способами. Погашение тела кредита может быть распределено равномерно или перенесено на конец срока. Также возможна отсрочка погашения на период строительства;
    3. Валюта: в зависимости от потребностей клиента финансирование может быть предоставлено в рублях, долларах или евро. Процентная ставка может быть зафиксирована, что приобретает особую ценность при низких уровнях плавающей ставки (Libor, Euribor и Mosprime).
Поделиться: