Заявление приставу о приостановлении исполнительного производства. Арбитражный суд республики бурятия Как приостановить постановление судебного пристава исполнителя

Инструкция

Исполнительное производство приостанавливается либо по итогам рассмотрения заявления заинтересованного лица, либо непосредственно по решению суда, выдавшего исполнительный документ или -исполнителя, когда у него есть на то полномочия.
При этом существуют обстоятельства, при которых исполпроизводство приостанавливается обязательно, а есть случаи, когда вопрос о его приостановлении отдан на усмотрение суда или пристава.

Так суд, арбитражный или общей юрисдикции, в обязательном порядке приостанавливает исполнительное производство, если предъявлен иск об освобождении от ареста имущества, на которое обращено взыскание; если подано заявление об оспаривании результатов оценки арестованного имущества; если постановление -исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исполпроизводство может быть приостановлено судом если:

Оспаривается исполнительный документ или судебный акт, подлежащий исполнению;

Должник находится в длительной служебной командировке;

К производству принято заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя;

Подано заявление о разъяснении положений исполдокумента, способа и порядка его исполнения.

К случаям обязательного приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем относится:

Смерть должника и наличие у него правопреемников;

Утрата должником дееспособности;

Участие должника в действиях и т.п.;

Рассмотрение судом иска должника об отсрочке, рассрочке или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
К случаям, когда исполпроизводство может быть (но это не обязательно) приостановлено судебным приставом-исполнителем, относится:

Нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

Розыск должника-гражданина;

Наличие просьбы должника, проходящего военную службу по призыву.

Содержание заявления о приостановлении исполнительного производства четко законом не установлено, однако очевидно, что оно должно содержать сведения о заявителе (должнике), взыскателе (в пользу которого возбуждено производство по исполдокументу), судебном приставе-исполнителе, в производстве которого находится исполдокумент.
В заявлении следует также указать реквизиты исполпроизводства (номер, дата возбуждения), реквизиты исполдокумента (например, наименование суда, дата вынесения решения, по которому выдан исполнительный документ), основания приостановления производства (например, оспаривание исполнительного листа), ссылки на нормативные акты, регулирующие вопросы приостановления исполнительного производства (например, п.1 ч. 2 ст.39 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Если заявление подписывается представителем заинтересованного лица, к нему прилагается соответствующая доверенность.

Заявление подается в суд, выдавший исполнительный лист, либо в суд по месту нахождения судебного пристава - исполнителя. Заявление подается приставу-исполнителю, в производстве которого находится исполнительный документ,если законом установлено, что именно он принимает решение о приостановлении (см. ст.40 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок. По результатам рассмотрения заявления суд выносит , а пристав – постановление.

Исполнительное производство приостанавливается на срок, достаточный для устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
Возобновляется исполпроизводство по заявлению взыскателя или должника и только после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления. Заявление о возобновлении производства подается в суд или приставу, приостановившему исполпроизводство.

Исполнение постановления о назначении административного наказания можно приостановить только в случае принесения прокурором протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении на период - до рассмотрения протеста. Однако исполнение административного наказания в виде ареста или приостановления деятельности не может быть приостановлено даже при наличии протеста прокурора.

доброго времени! Алена!

Статья 40.
Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем

1. Исполнительное
производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью
или частично в случаях:

1) смерти должника,
объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если
установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица
требования или обязанности допускают правопреемство;

2) утраты должником
дееспособности;

3) участия должника
в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с
законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях
чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы
взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у
должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций,
за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с
Федеральным законом
«О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

5) применения
арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в
порядке, установленном статьей 96
настоящего Федерального закона;

6) принятия судом к
рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского
сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского
сбора;

7) направления
судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России
уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1
статьи 94

2. Исполнительное
производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем
полностью или частично в случаях:

1) нахождения
должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

2) розыска
должника, его имущества или розыска ребенка;

(в ред. Федерального закона
от 11.07.2011 N 196-ФЗ)

3) просьбы
должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в
соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) направления
постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или)
применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33
настоящего Федерального закона.

3. Главный судебный
пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской
Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в
случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных
им должностных лиц службы судебных приставов. Сводное исполнительное
производство может быть приостановлено главным судебным приставом Российской
Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации и их
заместителями полностью или частично с учетом требований, предусмотренных частью 3 статьи 39
настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона
от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

ст. 40, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об
исполнительном производстве» {КонсультантПлюс}

Ответчик имеет два пути обжалования не вступившего в законную силу заочного решения: один - подача заявления о его отмене в суд, рассматривавший дело, другой - направление апелляционной жалобы. По сравнению с ответчиком истцу доступен лишь второй путь. В данном случае равенство между сторонами сохраняется. Независимо от того, кто обращается в суд с жалобой, он должен изложить мотивы незаконности и необоснованности заочного решения, исходя из общих правил обжалования <1>.
- <1> БВС РФ. 2005. N 3. С. 4.

Ответчик по своему усмотрению определяет, каким вариантом обжалования рационально воспользоваться для достижения успеха. Подлежат учету специфические субъективные и объективные факторы: убедительность мотивов оспаривания, сроки на обращение к тому или иному суду, формы заявлений о пересмотре дела, полномочия суда, длительность производства и т.п.
Часть 1 ст. 237 ГПК РФ предусматривает, что ответчик вправе подать в суд заявление об отмене вынесенного им заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчику, пожелавшему начать апелляционное производство, установлен месячный срок для направления апелляционной жалобы в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Этот месячный срок начинает исчисляться с момента окончания семидневного срока, предоставленного для отмены решения вынесшим его судом. Поскольку специальных запрещений не установлено, оба упомянутых срока, если они пропущены по уважительным мотивам, могут быть восстановлены согласно ст. 112 ГПК РФ.
Если ответчик обращается в течение семи дней в тот же суд, ему надлежит обосновать уважительность причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности сообщить суду. Обязательно также указывать обстоятельства и подтверждающие их доказательства или доказательства, опровергающие основание иска, которые предположительно, но с высокой степенью вероятности способны после их развернутого исследования повлиять на содержание принятого заочного решения. Оба условия должны существовать одновременно.
Сразу после вынесения решения у ответчика есть альтернатива. Он может обратиться в суд, где рассматривалось дело с заявлением об отмене заочного решения, либо инициировать апелляционное производство. Если вначале подано заявление об отмене заочного решения в суд первой инстанции и суд вынесет определение об отказе в пересмотре данного решения, ответчик вправе подать апелляционную жалобу в соответствии с ч. 2 ст. 237 ГПК РФ. Другой вариант - ответчик будет подавать только апелляционную жалобу по истечении срока на обращение в суд первой инстанции с заявлением об отмене вынесенного заочного решения <1>.

Основные положения

Под приостановлением исполнительного производства (далее — ИП) подразумевается временный запрет на реализацию исполнительных действий по соответствующему исполнительному документу.

Правомочия приостанавливать ИП имеют такие субъекты, как:

  • суд (ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ);
  • судебный пристав-исполнитель (ст. 40 закона № 229-ФЗ).

В отличие от других юридических процедур, таких как отсрочка, рассрочка или отложение, приостановление ИП осуществляется не на конкретно установленный, а на неопределенный срок. Окончание такого срока будет связано с прекращением обстоятельств, вследствие которых ИП было приостановлено (п. 1 ст. 42 закона № 229-ФЗ).

Возобновление ИП может быть инициировано самим судебным органом либо предпринято судом по обращению взыскателя или судебного пристава (ст. 438 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ). Аналогично в арбитражном процессе ИП продолжается судом только после исчезновения причин приостановления (п. 5 ст. 327 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ).

Виды приостановления исполнительного производства

В зависимости от спектра ограничиваемых исполнительных действий возможно:

  • Полное.
  • Частичное, т. е. временный запрет на использование только определенных видов мер принудительного исполнения. Например, если оспаривается судебный акт о взыскании исполнительского сбора в части снижения его размера, то ИП может быть приостановлено конкретно в части взыскания исполнительского сбора, и т. д. (см. решение Таганского райсуда г. Москвы от 25.05.2011 по делу № 2-1531/11).

В зависимости от обязательности назначения компетентным органом приостановление исполнительного производства бывает:

  • обязательным (см. п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 40 закона № 229-ФЗ, ст. 436 ГПК РФ);
  • факультативным (см. п. 2 ст. 39, п. 2 ст. 40 закона № 229-ФЗ, ст. 437 ГПК РФ, п. 1 ст. 327 АПК РФ).

Перечни оснований для приостановления исполнительного производства (как обязательного, так и факультативного)являются закрытыми и не подлежат толкованию в расширительном смысле.

В какой суд обращаться

Для того чтобы приостановить ИП, необходимо представить соответствующее заявление:

  • в выдавший исполнительную документацию арбитражный суд (далее — АС) либо в АС по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 45 закона № 229-ФЗ, п. 2 ст. 327 АПК РФ) в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 45 закона № 229-ФЗ;
  • в суд общей юрисдикции по месту нахождения пристава (п. 3 ст. 45 закона № 229-ФЗ, п. 1 ст. 440 ГПК РФ) в остальных ситуациях.

Однако на практике зачастую возникают проблемы, связанные с выбором судебного органа, уполномоченного решать вопрос о приостановлении ИП. Например, если исполнительный лист был выдан мировым судьей, а не районным судом (см. определение Архангельского облсуда от 06.08.2012 по делу № 33-4021).

Также распространена ситуация, когда суд по месту нахождения пристава отказывается принимать заявление о приостановлении ИП, ссылаясь на ст. 41 закона № 229-ФЗ, а выдавший исполнительный документ судебный орган также отказывает в принятии заявления на основании положений ст. 440 ГПК РФ.

Споры о подсудности между судебными органами РФ недопустимы, и переправленное из одного суда в другой дело подлежит рассмотрению во втором суде (п. 4 ст. 33 ГПК РФ). Определение судебного органа о передаче дела в другой суд может быть оспорено в частном порядке.

При подаче жалоб в порядке апелляции, кассации или надзора правомочием приостанавливать выполнение предписаний судебного акта, во исполнение положений которого было начато ИП, обладают только суды соответствующих инстанций (п. 29 постановления пленума ВС РФ «О применении судами законодательства…» от 17.11.2015 № 50).

Итак, приостановление исполнительного производства может быть осуществлено судьей или судебным приставом в границах предоставленных им правомочий. Актуальное законодательство регламентирует не только полный запрет на выполнение исполнительных действий в рамках такого приостановления, но и их частичное ограничение.

Процедура принудительного исполнения судебного решения осуществляется по инициативе взыскателя, а ответчик не в силах оказать существенного влияния на исход мероприятия. Тем не менее, неплательщик наделен полномочиям подать ходатайство о временном отложении исполнительских действий при возникновении веских причин. Но для этого нужно знать, как происходит приостановление исполнительного производства по заявлению должника.

Определение

Когда один из участников договорных взаимоотношений не исполняет условия соглашения, кредитор уполномочен подать обращение в суд за защитой своих законных интересов. Финальной стадией судебного разбирательства являются вынесение определения, выпуск исполнительного документа и вручение в руки истцу или его уполномоченному представителю. Должник получает копию бланка, заверенную должностным лицом, наделенным данным полномочиями.

Исполнительное производство – регламент, объединяющий комплекс операций и мероприятий, применяемых для полного удовлетворения требований судебного акта.

Данная обязанность возлагается на специализированную госслужбу – ФССП. Мероприятие запускается по письменному обращению взыскателя, решению суда. Приостановка производства – временное прекращение осуществления мер вынужденного взыскания. По юридическим аспектам процедура предполагает перерыв на неопределенный временной промежуток, непосредственно зависящий от существующих условий.

Мораторий на исполнительский режим накладывается по решению суда, резолюции судебного пристава. Первопричины, позволяющие приостанавливать ход процедуры, утверждены ст. 39-40 ФЗ №229 от 02.10.2007 г. Список мотивов является закрытым, не подлежит иному трактованию.

Прерывание процесса

На практике многие недобросовестные должники намеренно затягивают время, не исполняют договорные обязательства, надеясь уйти от ответа. Когда суд выносит решение о принудительном исполнении, у ответчика не остается другого выхода, как подчиниться законным требованиям, если они полностью обоснованы.

Оказавшись в замкнутых рамках, когда происходит конфискация денежных средств, объектов собственности, недвижимости, неплательщик пытается предпринять любые меры, чтобы продлить срок погашения задолженности. Главный вопрос должников касается того, могут ли судебный пристав или суд приостановить исполнительное производство по инициативе ответчика. Да, такие действия возможны и абсолютно не противоречат законодательству РФ.

После подачу должником заявления исполнительное производство может быть приостановлено

Для того чтобы добиться перерыва, заемщику необходимо подать исполнителю или судье письменное ходатайство с указанием веских причин. При положительном результате рассмотрения заявления гражданин получает временную отсрочку, позволяющую урегулировать жизненные проблемы, а также дополнительно провести поиск средств для удовлетворения требований кредитора.

Законные причины

Должник уполномочен в ходе процессуальных и фактических действий специализированного госоргана подать на имя судьи, издавшего решение, прошение о приостановлении процедуры проведения взыскания. Перечислим факторы, по которым арбитр в обязательной очередности удовлетворит иск ответчика:

  • Предъявлено требование об исключении из списка взыскания конкретных объектов собственности.
  • Неплательщик не согласен с суммой произведенного расценивания конфискованных, арестованных вещей, недвижимости, транспорта.
  • Открыты прения по величине исполнительского сбора, назначенного госслужащим к уплате.

Судья может вынести положительный вердикт по обращению неплательщика, если возникли следующие причины:

  • Когда должник подает апелляцию по сущности судебного акта и исполнительного документа.
  • Оспариваются факторы привлечения лица к административной ответственности по определенному правонарушению.
  • Ответчик командирован работодателем на продолжительный период в удаленную местность и лишен возможности непосредственно участвовать в тяжбе, контролировать ее.
  • Поступила жалоба на неправомерные деяния, бездействие должностного лица, имеются доводы о личной заинтересованности госслужащего в эффективности процедуры.
  • Участники производства ходатайствуют о предоставлении разъяснений по материалам дела, порядку удовлетворения исковых требований.

Суд уполномочен приостановить исполнительские действия в полном объеме или по некоторой части, в зависимости от обстоятельств дела и весомости аргументов заявителя

Сводное производство может быть приостановлено исключительно в доли влияния исполнительного бланка. Полное прекращение действий пристава возможно, если обнаружено негативное влияние уполномоченного работника ФССП на процедуру в целом.

Основания для процедуры

Приведем обязательные основания приостановления исполнительного производства судебным приставом:

  • Уполномоченный орган признал ответчик без вести пропавшим, умершим.
  • Гражданин утратил дееспособность, определенную ст.60 Конституции РФ.
  • Когда неплательщик участвует в военных действиях, оказывает непосредственное влияние на урегулирование военного конфликта, чрезвычайной ситуации.
  • Если за неисполнение обязательств ответ несет кредитная организация, лишенная лицензии Центробанка, за исключением обстоятельств, указанных в ФЗ №395-1 от 02.12.1990 г.
  • Должник находится под процедурой банкротства.
  • Суд принял на рассмотрение иск о пересмотре размера и причин начисления исполнительского сбора.
  • В ФНС, Банк России направлены постановления о наложении ареста на производственные, инвестиционные фонды ответчика.
  • В ходе оперативно-розыскных работ у заемщика – иностранного государства не выявлено имущества для обращения взыскания.

Инициация процедуры банкротство может приостановить исполнительное производство

Исполнитель вправе приостановить взыскание, но не обязан это делать при следующих доводах ответчика:

  • Неплательщик находится в лечебном учреждении на дневном стационаре с целью восстановления здоровья.
  • Ведется розыск активов, местонахождения ответчика, его детей.
  • Должник инициирует приостановку по причине исполнения государственной воинской обязанности.
  • Часть действий по производству не входит в компетенцию территориального подразделения ФССП, перенаправляется другому отделу.

Например, пристав может удовлетворить ходатайство гражданина по введению моратория на исполнительные действия по алиментам, если у должника уменьшился официальный доход, увеличилось количество иждивенцев.

Дополнительным основанием полного или частичного прекращения исполнительских действий является наличие жалобы на неправомерные действия исполнителя, его бездействие, личную заинтересованность.

Оформление обращения

Должник подает судебному приставу заявление в произвольной форме нарочно, по почте, в личном кабинете на официальном портале ФССП или через Госуслуги. Перечислим базовые реквизиты, которые рекомендуется указать в бланке обращения:

  • Наименование адресата, имя исполнителя.
  • Контактная информация о заявителе (ФИО, адрес регистрации, сведения о документе, удостоверяющем личность и др.).
  • Название документа.
  • Номер, дата исполнительного производства.
  • Сведения о судебном акте, взыскателе.
  • Причины ходатайства о приостановке принудительного исполнения.
  • Ожидаемый срок перерыва в производстве.
  • Ссылка на нормативно-правовые акты.
  • Список приложений.
  • Дата, подпись заявителя.

К формуляру прикладывается копия постановления ФССП, удостоверения личности заявителя, справки, выписки, иные сведения, позволяющие идентифицировать и оценить причину обращения.

Не смотря на произвольную форму заявления, в нем необходимо указать некоторые основные сведения

Предъявить документ приставу может непосредственно должник, его уполномоченный представитель на основании нотариально заверенной доверенности. Если обращение подается в отделение ФССП, рекомендуем сделать его копию для проставления отметки о приеме документа. Это один из самых надежных способов подачи формы.

Когда должник временно не может посетить территориальный отдел службы, можно отправить бланк заказным письмом с описью вложений по почте или воспользоваться дистанционными ресурсами. В любом из случаев производство будет приостановлено только на основании постановления исполнителя, направленного сторонам спора.

Этапы процедуры

Изначально неплательщик занимается сбором доказательств, составлением заявления. Важно приложить к документу максимальный объем бланков, свидетельствующих о законности применяемого основания.

Далее документ направляется в территориальный отдел приставов любым удобным и доступным для должника способом. Иск может быть подан в суд, принявший решение по данному делу, через канцелярию или официальный сайт. На рассмотрение ходатайства исполнителю отводится три дня, уполномоченному органу - десятидневный срок, по итогам которых суд выносит определение, а пристав – постановление (ст. 45 ФЗ №229).

Заявителю могут отказать в удовлетворении иска, если причина, указанная в документе, не относится к законным основаниям, нарушен порядок подачи формы, указана недостоверная информация. В этом случае должник получит обоснованный отказ.

Решение о приостановке подлежит немедленному удовлетворению исполнителем судебного акта. Взыскатель вправе подать жалобу и оспорить заявление должника, если имеется доказательство фиктивности маневра, пауза в производстве приводит к негативным последствиям.

Период действия

По инициативе должника допускается приостановление процедуры принудительного взыскания долгов на срок, определенный обстоятельствами. Например, гражданин тяжело болен и находится на лечении в стационаре, длительность восстановления по прогнозам врачей составит месяц. На основании письменного обращения с приложением справки лечащего специалиста ответчик ходатайствует о переносе исполнительских действий на тридцать календарных дней.

Сроки приостановления исполнительного производства могут варьировать в конкретном случае

По другим основаниям продолжительность паузы может увеличиваться или сокращаться. После устранения причины дело возобновляется. Количество раз подачи заявки со стороны должника не ограничено, но стоит учесть, что злоупотребление правом может привести к негативным последствиям.

Например, взыскатель подаст встречный иск и предоставит доказательство умышленного продления сроков удовлетворения исковых требований. Исполнитель встанет на сторону истца, если при проверке будут выявлены факты отчуждения имущества, передачи денежных средств другим родственникам.

Результат мероприятия

Отметим несколько положительных моментов, которые получит должник после приостановления принудительного взыскания долгов:

  • Ответчик получает отсрочку по конфискации имущества.
  • Прекращаются на время действия по аресту, изъятию объектов собственности.
  • Не производятся проверки, вызовы физических лиц для дачи разъяснений.
  • Останавливаются розыскные мероприятия.
  • Подлежат отмене незаконные действия исполнителя.
  • Неплательщик получает возможность устранить жизненные обстоятельства, найти другие источники погашения задолженности перед кредитором.

Стоит отметить, что временное приостановление действий ограничивает действия пристава, но не освобождает заявителя от необходимости исполнять обязательство перед кредитором.

Взыскателя, напротив, ожидают негативные последствия:

  • Производство переносится на неопределенный срок.
  • Прекращается процедура взыскания.
  • Возможна отмена обеспечительных мер.
  • Должник может за время отсрочки существенно изменить имущественное положение в худшую сторону.
  • Имеется риск того, что ответчик скроется от правосудия.
  • Многократные ходатайства должника значительно продляют период течения производства и др.

Приостановление исполнительного производства имеет свои положительные и отрицательные моменты для обеих сторон

Возобновление дела

Исполнительное производство подлежит восстановлению на следующий день после устранения обстоятельств приостановки по письменному обращению должника или инициативе пристава. С этого момента исполнительские действия будут осуществляться в полном объеме, при необходимости будет наложен арест на собственность неплательщика, установлено ограничение на территориальное перемещение, право управления транспортным средством.

Суд снимает мораторий с исполнительских действий на основании заявления должника, предоставленного в канцелярию или на сайт инстанции (ст. 438 ГПК РФ).

Взыскатель вправе подать ходатайство о досрочном возобновлении процедуры, если имеет веские основания считать действия пристава, ответчика, суда не соответствующими нормам действующего законодательства и ущемляющими интересы кредитора.

27.12.2012

Исполнительное производство, как показывает практика, является одной из сложных частей судопроизводства. В соответствии с действующим законодательством судом осуществляется предварительный и последующий контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Предварительный контроль осуществляется в тех случаях, когда для совершения определенных действий в рамках исполнительного производства требуется судебный акт. В частности это касается и приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий, наряду с их отложением и отсрочкой.

В отличие от иных юридических действий (отсрочка, рассрочка, отложение), приостановление осуществляется не на конкретный, а на неопределенный период времени, до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

Приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли суда, судебного пристава-исполнителя и сторон, отложение же исполнительных действий, как правило, вызвано причинами субъективного порядка.

По приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается. В противном случае суд может удовлетворить иск о взыскании убытков, причиненных действиями судебного пристава-исполнителя, если арест, опись и изъятие имущества должника были произведены судебным приставом-исполнителем, когда определением суда было приостановлено исполнительное производство и об этом приостановлении судебный пристав-исполнитель был уведомлен (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2005 N Ф04-1678/2005(9833-А27-12).

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя.

Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о приостановлении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.

В арбитражном процессуальном кодексе вопросу приостановления исполнительного производства посвящена статья 327.

Применяя правила ч. 1 и 2 ст. 327 АПК, нужно иметь в виду следующее:

  • арбитражный суд может приостановить исполнительное производство
    • возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом
    • по заявлению взыскателя, должника либо судебного пристава-исполнителя;
    • лишь в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
    Как следует из Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, либо судебному приставу-исполнителю. В случае направления исполнительного листа непосредственно в банк ни АПК РФ, ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не исключают возможность приостановления арбитражным судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу, выданному арбитражным судом.
  • исполнительное производство может быть приостановлено:
    • либо арбитражным судом, который выдал исполнительный лист;
    • либо арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (если именно в этот суд было подано заявление о приостановлении исполнительного производства).

Во всех остальных случаях приостановление производится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Вопрос о приостановлении судом исполнительного производства подлежит разрешению в рамках дела, на решение по которому выдан исполнительный лист, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанций, выдается судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Следовательно, если исполнительный лист выдан арбитражным судом апелляционной инстанции, вопрос о приостановлении исполнительного производства может быть рассмотрен этим судом или арбитражным судом первой инстанции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в зависимости от того, в какой суд направлено соответствующее заявление.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает коллегиальным составом судей.

Статья 327 АПК РФ является бланкетной по содержанию, поскольку отсылает для разрешения вопросов приостановления, прекращения и возобновления исполнительного производства к ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 327 АПК:

  • арбитражный суд обязан рассмотреть упомянутое заявление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления в арбитражный суд; в судебном заседании, с извещением сторон и судебного пристава-исполнителя: однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления; при подаче заявления о приостановлении исполнительного производства госпошлина не оплачивается.
  • по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое направляется (в копии) взыскателю, должнику и лицам, участвующим в деле, судебному приставу-исполнителю. Оно может быть обжаловано.

С 1 февраля 2008г. вступил в силу Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ №229), который Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ №199).

Федеральный закон № 229-ФЗ, так же как и Федеральный закон № 119-ФЗ, предусматривает общий двухмесячный срок для совершения исполнительных действий. Однако при этом предусмотрены периоды времени, которые в указанный срок не включаются. Например, время, когда исполнительные действия не производились в связи с их отложением, приостановлением, время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, время со дня передачи имущества на реализацию до дня получения вырученных от нее денежных средств и др.

Приостановлению исполнительного производства посвящены ст.ст. 39, 40, 41, 42, 45, нового закона «Об исполнительном производстве»

Ранее Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" рассмотрение вопроса о приостановлении исполнительного производства относил только к компетенции суда. В целях оперативного разрешения возникающих в ходе исполнительного производства вопросов Законом N 229-ФЗ впервые предусмотрены полномочия судебного пристава приостанавливать исполнительное производство (ст. 40).

Ранее судебная практика (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 06.12.2005 N А12-3592/05-С32) исходила из того¸ что частичное приостановление противоречит правилам Закона об исполнительном производстве, поскольку производство возбуждается на основании исполнительного листа как единого документа.

Согласно новому закону исполнительное производство может быть приостановлено полностью или частично.

Рассмотрение судом или судебным приставом- исполнителем вопросов о приостановлении исполнительного производства регламентируется ст. 45 нового Закона «Об исполнительном производстве». В статье указано, что приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Также приостановление исполнительного производства арбитражным судом производятся в случаях:

  • исполнения исполнительных документов, указанных в пунктах 5, 6 и 8 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (к которым относятся: акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом), в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Для отнесения к подведомственности указанных дел арбитражным судам важен субъектный состав сторон исполнительного производства, т.е. взыскателем или должником может быть только организация (юридическое лицо, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, не юридическое лицо- объединение граждан) и индивидуальный предприниматель; а также важен исполнительный документ- акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств в бесспорном порядке(например, постановление о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ); постановление по делу об административном правонарушении; факт оспаривания постановления налогового органа, решения административных органов, на основании которых возбуждено исполнительное производство в арбитражном суде, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства т.е. поданное в арбитражный суд заявление о признании недействительным постановления налогового органа, решений административных органов и определение арбитражного суда о принятии этих заявлений к производству.

  • исполнения постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с частью 16 статьи 30 настоящего Федерального закона, (т.е. в случае, когда после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случаях, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Основания для приостановления могут быть как обязательные, так и факультативные.

Обязательными и исчерпывающими основаниями (всего семь) приостановления согласно ст. 20 старого Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" являлись:

  • смерть должника, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждение арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника- в настоящее время это измененный пункт 1 ч.1 ст. 40 нового Закона
  • утрата должником дееспособности- это п. 2 ч.1 ст. 40 нового Закона
  • участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях- это измененный п.3.ч.1 ст. 40 нового Закона
  • оспаривание должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом- измененный п.1 ч.2 ст. 39 нового Закона
  • подача жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях- измененный п.2 ч.2 ст. 39 нового Закона
  • вынесение постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом- это ст. 41 нового Закона
  • предъявление в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу- п.1 ч.1 ст. 39 нового Закона.

Законом N 229-ФЗ предусмотрены случаи, когда приостановить исполнительное производство может только суд, это ст. 39. Основания для такого приостановления могут быть как обязательные так и факультативные.

В настоящее время новым законом предусмотрено только 3 обязательных оснований для приостановления исполнительного производства (ст. 39). Причем перечень их не исчерпывающий, поскольку статья предусматривает, что исполнительное производство приостанавливается полностью или частично и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти обстоятельства, придают приостановлению исполнительного производства обеспечительный (охранительный, предупредительный) характер:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. Данная норма защищает права не только третьих лиц, имущество которых арестовано в качестве имущества должника, но и права самого должника, если было арестовано его имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Два последних случая приостановления ранее действующим законом предусмотрены не были.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Поволжского округа от 01.03.2005 N А12-23160/04 суд, анализируя п. 7 ст. 20 Закона об исполнительном производстве (п.1 ч. 1 ст. 39 нового закона), пришел к выводу, что приостановление исполнительного производства не может отменить ранее принятых мер, связанных с обеспечением имущества должника, поскольку такое временное прекращение исполнительских действий является обязательным в отношении действий, которые могут быть приняты впоследствии.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 N Ф08-6059/2005 указал, что, хотя согласно ст. 20 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае предъявления иска об исключении из описи или освобождению от ареста имущества, тем не менее, приостановлению подлежит производство только в части, касающейся спорного имущества.

ФАС Центрального округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 22.06.2005 N А35-2113/05-С5 указал, что в отношении должника было возбуждено исполнительное производство о мерах по обеспечению иска, а также исполнительное производство об обращении взыскания на объекты недвижимости. В рамках обоих производств был наложен арест на имущество должника. Поскольку был заявлен иск об освобождении имущества от ареста, суд приостановил оба исполнительных производства.

Факультативными и исчерпывающими основаниями приостановления исполнительного производства по старому Закону согласно статье 21 являлись:

  • обращение судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом- это измененный пункт 5 ч. 2 ст. 39 нового закона
  • просьба должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации- измененный п.3 ч.1 ст. 40 нового закона
  • нахождение должника в длительной служебной командировке- это п.3 ч. 2 ст. 39 нового Закона
  • нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении- п. 1 ч. 2 ст. 40 нового Закона
  • подача жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе- измененный п.4 ч. 2 ст. 39
  • розыск должника, его имущества или розыска ребенка- измененный п. 2 ч.2 ст. 40
  • нахождение должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий- такой случай в новом законе отсутствует.

В настоящее время закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает 6 факультативных случаев приостановления судом исполнительного производства полностью или частично. Перечень их не исчерпывающий, поскольку исполнительное производство может быть приостановлено и в иных случаях, предусмотренных ст. 40 настоящего Закона. Во всех этих случаях суд может, но не обязан приостановить исполнительное производство.

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

    В данном случае речь идет об оспаривании тех исполнительных документов, которые одновременно признаются как основаниями исполнения, так и исполнительными документами, например: постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов; постановление таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника; постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

    Как следует из постановления апелляционной инстанции арбитражного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2006г. по делу :№ А10-805/04 суд апелляционной инстанции признал ошибочной квалификацию постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию как исполнительного документа. Постановление судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию к исполнительным документам не относится и его обжалование не может являться основанием для приостановления исполнительного производства по п.4 ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Постановление судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. ст. 81, 82, 84 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" № 119-ФЗ может быть предъявлено к исполнению на взыскание денежных средств как исполнительный документ лишь только в двух случаях: о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

    Новый Закон «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ (ст. ст.112, 113) также предусматривает, что постановление судебного пристава-исполнителя относится к исполнительному документу в случаях: взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Таким образом, для приостановления исполнительного производства важен не только факт оспаривания исполнительного документа, а прежде всего, факт принятия заявления (жалобы) и возбуждение дела соответствующим судом.

    Ранее судебная практика (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А19-10135/05-22-Ф02-6238/05-С2) исходила из того, ст. ст. 20 и 21 Закона об исполнительном производстве содержат исчерпывающий список оснований для приостановления исполнительного производства и обжалование должником судебного акта, а не исполнительного документа не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    С 01.02.2008г. практика изменилась, поэтому арбитражный суд может приостановить исполнительное производство в случае обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

    Подача должником ходатайства об отмене мер по обеспечению иска не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    Вместе с тем подача жалобы на определение суда по обеспечению иска, на основании которого выдан исполнительный лист, апелляционной, кассационной жалобы или заявления о пересмотре судебных актов, на основании которых выдан исполнительный лист, в порядке судебного надзора по новому закону является основанием для приостановления исполнительного производства.

    После принятия нового закона остается актуальной позиция Федеральных арбитражных судов:

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа, согласно которому оспаривание исполнительного документа в Конституционном Суде РФ не является основанием для приостановления исполнительного производства, поскольку исполнительное производство приостанавливается в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание предусматривается законом (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А10-5387/03-Ф02-6244/05-С2);

    ФАС Дальневосточного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.04.2005 N Ф03-А37/04-1/4050 отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства, указав, что заявленное должником для этого основание - в связи с рассмотрением заявления о замене взыскателя в исполнительном производстве, не предусмотрено нормами Закона об исполнительном производстве;

    В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Поволжского округа от 06.04.2005 N А55-6462/03-42 указал, что приостановление исполнительного производства может иметь место лишь при наличии оснований, указанных в ст. ст. 20, 21 Закона об исполнительном производстве, причем перечень этих оснований исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит. В этой связи суд отметил, что приостановление исполнительного производства в случае подачи в арбитражный суд заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, указанными нормами не предусмотрено. В новом законе пересмотр вступившего в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам как основание приостановления исполнительного производства не предусмотрен.

  • оспаривание в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Данной норме корреспондируют, в частности, нормы, содержащиеся в ст. 30.1 - 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие обжалование привлечения к административной ответственности

    ФАС Северо-Западного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.09.2005 N А56-6042/05 указал, что исполнительное производство приостанавливается в случае обжалования действий органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, но только тогда, когда исполнительное производство возбуждено на основании постановления административного органа, являющегося исполнительным документом.

  • нахождения должника в длительной служебной командировке; нахождение должника в длительной служебной командировке. В законодательстве понятие "длительная командировка" не определено. Думается, в данном случае нельзя установить какие-либо временные или пространственные рамки, поскольку это понятие все же оценочное. Таким образом, для приостановления исполнительное производство важен сам факт отсутствия должника по служебной надобности длительное время, что не позволяет ему в полном объеме и своевременно осуществить свои полномочия как стороны исполнительного производства.
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.

    В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 и п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 отмечено, что с учетом подведомственности, определяемой ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражным судам подведомственно рассмотрение дел об оспаривании организациями или индивидуальными предпринимателями постановлений судебного пристава по исполнению документа, выданного налоговым органом.

    Арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель. Исключение из данного правила составляют лишь случаи, когда оспариваются решения и (или) действия (бездействие) судебного пристава, связанные с исполнением документа, выданного судом общей юрисдикции.

    Заявление о приостановлении исполнительного производства по этому основанию может быть подано в суд сторонами исполнительного производства.

    В некоторых случаях приостановление исполнительного производства по этому пункту Закона вообще нецелесообразно, например, в случае обжалования установленного судебным приставом-исполнителем времени исполнительных действий (ст. 15), сроков их совершения (ст. 18) и др.

    09.11.2007г. должником в арбитражный суд Республики Бурятия направлено заявление о признании действий ОАО «Бурятэнергосбыт» по повторному направлению судебному приставу- исполнителю исполнительного листа незаконными, в связи с чем, он просит приостановить исполнительное производство.

    Согласно определению арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2007г. по делу А10- 480/07 в приостановлении исполнительного производства отказано, поскольку Федеральным законом "Об исполнительном производстве" не предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства в связи с обращением в суд с заявлением о признании действий взыскателя незаконными.

    По мнению ФАС Северо-Западного округа, приостановление исполнительного производства в случае обжалования действий судебного пристава-исполнителя возможно лишь в исключительных случаях, поскольку нарушает права взыскателя, который на неопределенный срок лишается возможности получить присужденное (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО от 29.11.2005 N А56-34247/2005)

  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

    Данная норма имеет большое принципиальное значение, поскольку только таким образом можно правильно и не нарушая права и охраняемые законом интересы сторон (других заинтересованных лиц) исполнить требования исполнительного документа.

Исполнительное производство может быть приостановлено арбитражным судом и в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;

    Согласно статьи 96 на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

    Ни на одной из стадий процесса банкротства не происходит прекращения платежей по заработной плате, вознаграждений авторам, алиментов и возмещения вреда. Поэтому не может быть приостановлено исполнение судебных решений о взыскании задолженности по указанным основаниям и в фазе наблюдения при условии, что они вступили в силу до того, как было арбитражным судом вынесено определение о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления.

    Приостановление исполнительного производства означает временное прекращение исполнения судебных решений. Если арбитражный суд впоследствии примет решение об отказе в признании должника банкротом, то это приведет к прекращению последствий принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения (ст. 52 Закона N 6-ФЗ).

    Такие же последствия наступают в случае прекращения арбитражным судом дела о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности должника или заключением мирового соглашения. В этих случаях кредитор вправе вновь потребовать возобновления исполнительного производства и осуществления реального взыскания.

  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона (непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда).

Исполнительное производство также может быть приостановлено арбитражным судом полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 42 нового Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Общее правило установления сроков приостановления исполнительного производства - они определяются не фиксированной датой, а периодом времени, необходимым для отпадения соответствующих обстоятельств, послуживших основанием для приостановления совершения исполнительных действий. В этот период должны совершаться соответствующие правовые действия в зависимости от оснований приостановления исполнительного производства - вступление судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист в законную силу, рассмотрение жалобы соответствующим судом на действия судебного пристава-исполнителя и т.д.

По правилам исполнительного производства обязанность следить за соблюдением сроков приостановления и отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления возлагается на самого судебного пристава-исполнителя, должного принимать меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 1 ст. 12 ФЗ "О судебных приставах"). Вместе с тем сам взыскатель как лицо, непосредственно заинтересованное в результате исполнения, имеет право следить за ходом исполнения, знакомиться с материалами исполнения и т.д. Поэтому взыскатель также правомочен обращаться с заявлением в соответствующий суд или к судебному приставу-исполнителю о возобновлении исполнительного производства в связи с отпадением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. Инициативу в возобновлении исполнительного производства также вправе проявить и суд в тех случаях, когда им выносилось определение о приостановлении исполнительного производства.

Кроме приостановления исполнительного производства возможно приостановление судебного акта. Приостановление судебного акта возможно в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» и Арбитражном процессуальном кодексе.

Такой случай, в частности, предусмотрен в статье 41 нового ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть приостановлено судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Указанная статья корреспондирует с параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

В АПК РФ указано (статья 283 АПК РФ), что арбитражный суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение, предусмотренное в ч. 2 настоящей статьи. Определение суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов не является основанием для приостановления исполнительного производства.

Определение суда кассационной инстанции о приостановлении обжалуемых в кассационном порядке судебных актов является самостоятельным основанием для обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительных действий в рамках возбужденного исполнительного производства, а не основанием для обращения в арбитражный суд первой инстанции для принятия определения о приостановлении исполнительного производства.

Приостановить исполнение судебного акта может не только арбитражный суд кассационной инстанции, но и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В ст. 298 АПК РФ говорится, что исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Вместе с тем нельзя приостановить исполнение судебного акта, исполнение которого в силу закона подлежит немедленному исполнению.

По этому вопросу и в судебной практике, и в теории гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в течение многих десятилетий существует единое мнение. Пленум Верховного Суда СССР еще в Постановлении от 21 марта 1968 г. указал, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, не могут приостановить исполнение решения, подлежащего немедленному исполнению. Эта позиция была подтверждена и в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 10 от 13 декабря 1974 г., где было прямо указано, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, могут до окончания производства в порядке надзора приостановить исполнение решений, определений и постановлений, за исключением случаев, когда они в силу закона или по решению суда в пределах предоставленных ему прав обращены к немедленному исполнению.

Такая точка зрения по рассматриваемому вопросу разделяется как практиками, так и теоретиками, поскольку решение подлежит немедленному исполнению в силу императивного предписания, содержащегося в Федеральном законе, которое не может быть изменено усмотрением суда, вынесшего решение, или должностных лиц, имеющих право принесения протеста.

Все сказанное в полной мере следует отнести и к приостановлению определений арбитражного суда первой инстанции, подлежащих в силу закона немедленному исполнению (например, определение арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего или отстранении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего по делу о несостоятельности (банкротстве) подлежит немедленному исполнению в силу прямого предписания закона (п. 3 ст. 144 и п. 2 ст. 145 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), и, следовательно, их исполнение не может быть приостановлено ни судом, ни судьей.

Нельзя приостановить исполнение решения суда, если оно уже исполнено. Распоряжение о приостановлении такого решения является беспредметным. Поэтому суд, судья, имеющие право приостановления исполнения судебного акта, прежде чем принять определение о его приостановлении, должны убедиться в том, что судебный акт не исполнен.

Таким образом, в новом Законе N 229-ФЗ усовершенствована редакция статей, касающихся приостановления исполнительного производства, предусмотрены новые основания для приостановления исполнительного производства, расширены полномочия суда и судебного пристава-исполнителя по этому вопросу. Поскольку новый закон предусматривает только три обязательных оснований для приостановления исполнительного производства судом, то велика роль судейского усмотрения при вынесении судебного акта, а следовательно, существует необходимость изучения и обобщения судебной практики в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Источник/автор : Магданова Э.В.
Поделиться: