Выдающиеся русские первооткрыватели, инженеры и изобретатели — ч.1. Великие русские изобретения, которые перевернули мир

П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка

А.С. Попов - радио

В.К.Зворыкин - первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание

А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолета

И.И. Сикорский - великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик

А.М. Понятов - первый в мире видеомагнитофон

С.П.Королев - первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли

А.М.Прохоров и Н.Г. Басов - первый в мире квантовый генератор - мазер

С. В.Ковалевская (первая в мире женщина - профессор)

С.М. Прокудин-Горский - первая в мире цветная фотография

А.А.Алексеев - создатель игольчатого экрана

Ф.А. Пироцкий - первый в мире электрический трамвай

Ф.А.Блинов - первый в мире гусеничный трактор

В.А. Старевич - объемно-мультипликационное кино

Е.М. Артамонов - изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом

О.В. Лосев - первый в мире усилительный и генерирующий полупроводниковый прибор

В.П. Мутилин - первый в мире навесной строительный комбайн

А. Р. Власенко - первая в мире зерноуборочная машина

В.П. Демихов - первым в мире осуществил пересадку легких и первым создал модель искусственного сердца

А.П. Виноградов - создал новое направление в науке - геохимию изотопов

И.И. Ползунов - первый в мире тепловой двигатель

Г. Е. Котельников - первый ранцевый спасательный парашют

И.В. Курчатов - первая в мире АЭС (Обнинская), также под его руководством была разработана первая в мире водородная бомба мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года. Именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу РДС-202 (Царь-бомба) рекордной мощности 52 000 кт.

М. О. Доливо-Добровольский - изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор, чем поставил точку в споре сторонников постоянного (Эдисон) и переменного тока

В. П. Вологдин - первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности

С.О. Костович - создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель

В.П.Глушко - первый в мире эл/термический ракетный двигатель

В. В. Петров - открыл явление дугового разряда

Н. Г. Славянов - дуговая электросварка

И. Ф. Александровский - изобрёл стереофотоаппарат

Д.П. Григорович - создатель гидросамолета

В.Г.Федоров - первый в мире автомат

А.К.Нартов - построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом

М.В.Ломоносов - впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы

И.П.Кулибин - механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста, изобретатель прожектора

В.В.Петров - физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу

П.И.Прокопович - впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками

Н.И.Лобачевский - Математик, создатель «неевклидовой геометрии»

Д.А.Загряжский - изобрёл гусеничный ход

Б.О.Якоби - изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала

П.П.Аносов - металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов

Д.И.Журавский - впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире

Н.И.Пирогов - впервые в мире составил атлас “Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое

И.Р. Германн - впервые в мире составил сводку урановых минералов

А.М.Бутлеров - впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений

И.М.Сеченов - создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд “Рефлексы головного мозга”

Д.И.Менделеев - открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы

М.А.Новинский - ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии

Г.Г.Игнатьев - впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю

К.С.Джевецкий - построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем

Н.И.Кибальчич - впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата

Н.Н.Бенардос - изобрёл электросварку

В.В.Докучаев - заложил основы генетического почвоведения

В.И.Срезневский - Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат

А.Г.Столетов - физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте

П.Д.Кузьминский - построил первую в мире газовую турбину радиального действия

И.В. Болдырев - первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа

И.А.Тимченко - разработал первый в мире киноаппарат

С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг - создали первую в мире автоматическую телефонную станцию

Н.Д.Пильчиков - физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления

В.А.Гассиев - инженер, построил первую в мире фотонаборную машину

К.Э.Циолковский - основоположник космонавтики

П.Н.Лебедев - физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела

И.П.Павлов - создатель науки о высшей нервной деятельности

В.И.Вернадский - естествоиспытатель, создатель многих научных школ

А.Н.Скрябин - композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме “Прометей”

Н.Е.Жуковский - создатель аэродинамики

С.В.Лебедев - впервые получил искусственный каучук

Г.А.Тихов - астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса

Н.Д.Зелинский - разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз

Н.П. Дубинин - генетик, открыл делимость гена

М.А. Капелюшников - изобрел турбобур в 1922 году

Е.К. Завойский - открыл электрический парамагнитный резонанс

Н.И. Лунин - доказал, что в организме живых существ есть витамины

Н.П. Вагнер - открыл педогенез насекомых

Святослав Федоров - первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы

С.С. Юдин - впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей

А.В. Шубников - предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры

Л.В. Шубников - эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников)

Н.А. Изгарышев - открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах

П.П. Лазарев - создатель ионной теории возбуждения

П.А. Молчанов - метеоролог, создал первый в мире радиозонд

Н.А. Умов - физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии; кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности

Е.С. Федоров - основоположник кристаллографии

Г.С. Петров - химик, первое в мире синтетическое моющее средство

В.Ф. Петрушевский - ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов

И.И. Орлов - изобрел способ изготовления тканых кредитных билетов и способ однопрогонной многократной печати (орловская печать)

Михаил Остроградский - математик, формула О. (кратный интеграл)

П.Л. Чебышев - математик, многочлены Ч. (ортогональная система функций), параллелограмм

П.А. Черенков - физик, излучение Ч. (новый оптический эффект), счетчик Ч. (детектор ядерных излучений в ядерной физике)

Д.К. Чернов - точки Ч. (критические точки фазовых превращений стали)

В.И. Калашников - это не тот Калашников, а другой, который первым в мире оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара

А.В. Кирсанов - химик-органик, реакция К. (фосфозореакция)

А.М. Ляпунов - математик, создал теорию устойчивости, равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, а также теорему Л. (одна из предельных теорем теории вероятности)

Дмитрий Коновалов - химик, законы Коновалова (упругости парарастворов)

С.Н. Реформатский - химик-органик, реакция Реформатского

В.А.Семенников - металлург, первым в мире осуществил бессемерование медного штейна и получил черновую медь

И.Р. Пригожин - физик, теорема П. (термодинамика неравновесных процессов)

М.М. Протодьяконов - ученый, разработал общепринятую в мире шкалу крепости горных пород

М.Ф. Шостаковский - химик-органик, бальзам Ш. (винилин)

М.С. Цвет - метод Цвета (хромотография пигментов растений)

А.Н. Туполев - сконструировал первый в мире реактивный пассажирский самолет и первый сверхзвуковой пассажирский самолет

А.С. Фаминцын - физиолог растений, первым разработал метод осуществления фотосинтетических процессов при искусственном освещении

Б.С. Стечкин - создал две великих теории - теплового расчета авиационных двигателей и воздушно-реактивных двигателей

А.И. Лейпунский - физик, открыл явление передачи энергии возбужденными атомами и
молекулами свободным электронам при столкновениях

Д.Д. Максутов - оптик, телескоп М. (менисковая система оптических приборов)

Н.А. Меншуткин - химик, открыл влияние растворителя на скорость химической реакции

И.И. Мечников - основоположников эволюционной эмбриологии

С.Н. Виноградский - открыл хемосинтез

В.С. Пятов - металлург, изобрел способ производства броневых плит прокатным методом

А.И. Бахмутский - изобрел первый в мире угольный комбайн (для добычи угля)

А.Н. Белозерский - открыл ДНК в высших растениях

С.С. Брюхоненко - физиолог, создал первый аппарат искусственного кровообращения в мире (автожектор)

Г.П. Георгиев - биохимик, открыл РНК в ядрах клеток животных

E. А. Мурзин - изобрел первый в мире оптико-электронный синтезатор «АНС»

П.М. Голубицкий - русский изобретатель в области телефонии

В. Ф. Миткевич - впервые в мире предложил применять трехфазную дугу для сварки металлов

Л.Н. Гобято - полковник, первый в мире миномет был изобретен в России в 1904 году

В.Г. Шухов - изобретатель, первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки

И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский - совершили первое русское кругосветное путешествие, изучили острова Тихого океана, описали жизнь Камчатки и о. Сахалин

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев - открыли Антарктиду

Первый в мире ледокол современного типа - пароход русского флота “Пайлот” (1864), первый арктический ледокол - “Ермак”, построен в 1899 под руководством С.О. Макарова.

В.Н. Щёлкачев - основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой и его животным населением

Александр Hесмеянов, Александр Арбузов, Григорий Разуваев - создание химии элементоорганических соединений.

В.И. Левков - под его руководством впервые в мире были созданы аппараты на воздушной подушке

Г.Н. Бабакин - русский конструктор, создатель советских луноходов

П.Н. Нестеров - первым в мире выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости, «мертвую петлю», названную впоследствии «петлей Нестерова»

Б. Б. Голицын - стал основателем новой науки сейсмологии.

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Отец видеозаписи Александр Понятов и AMPEX Синтезатор Термена - терменвокс

В Сети регулярно появляются красивые списки русских изобретений. Примерно треть фактов из этих списков обычно ошибочна, а в остальных двух третях есть небольшой конфликт. Например, Фёдор Пироцкий действительно изобрёл и построил первый трамвай. Только вот он умер в нищете, а первую трамвайную линию запустил в Берлине фон Сименс. Считать ли это русским изобретением, если в мир трамвай пошёл из Германии? Мы решили сделать небольшой обзор дореволюционных изобретений, которые не только были созданы в России, но и были переняты другими государствами.

Большинство знаменитых российских изобретателей и инженеров свои основные работы опубликовали за границей и вообще жили в эмиграции (кто понемногу, а кто и большую часть жизни) - Зворыкин, Лодыгин, Термен, Сикорский, Старевич.

Иные изобретали разные вещицы, но их работы просто застревали в дебрях российской бюрократии. Например, Андрей Нартов ещё в 1721 году построил первый в мире токарно-винторезный станок, а в 1755-м завершил свой монументальный труд «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин», в котором описал 36 различных видов станков. Но после смерти о Нартове забыли, всё это было отправлено в архивы и по музеям, мастера продолжали по старинке работать в артелях, а токарный станок совершенно независимо от Нартова запатентовал британец Генри Модсли в 1800 году, то есть спустя почти 80 лет! Мы, конечно, можем гордиться нашим гениальным соотечественником, но при этом из-за чиновничьей бездарности его труд ничего не дал миру.

Таких случаев можно перечислить примерно сотню - от самолёта Сикорского (на доработку которого у конструктора просто не было денег, а государство отказалось ему помочь) до трамвая Пироцкого.

Токарно-копировальный станок Андрея Нартова, один из сохранившихся до наших дней экземпляров. И его изобретатель

В Британии, Франции и США с этим было несоизмеримо проще. В то время как в России авторские права на изобретения хоть как-то стали охранять лишь при Александре I в 1810-х годах, за рубежом уже давно существовали патентные институты, позволявшие талантливым инженерам защищать свои права и зарабатывать деньги на открытиях. Тем не менее и в России был целый ряд самородков, которые обладали не только техническим или научным складом ума, но и организационно-финансовыми способностями, благодаря которым сумели реализовать себя на родине - и отпустить свою работу в большой мир с маркой «сделано в России». Вот о них и пойдёт речь.

Да, хочется заметить, что это, конечно, далеко не полный список. Полный - значительно больше. Мы просто пройдёмся по наиболее интересным и заслуживающим внимания случаям, причём ограничимся периодом до 1917 года. Советское время - это совершенно другая история.

Ледяная пустыня

Есть такое понятие - стихийные открытия. Человек сталкивается с проблемой и решает её нетривиальным, никогда ранее не применявшимся методом. Именно к этому классу относится изобретение ледокольного судна. Его придумал кронштадтский промышленник и судовладелец Михаил Бритнев, причём исключительно из меркантильных соображений.

Он был очень богатым человеком, этаким Илоном Маском своего времени. У него было несколько заводов, кораблестроительное производство, торговое дело. В 1862 году сорокалетний Бритнев в очередной раз решил расширить свой бизнес и запустил первую паромную линию Кронштадт - Ораниенбаум. По ней курсировал небольшой, 26-метровый паровой катер «Пайлот», перевозивший в первую очередь грузы. Бритнев не был единственным судовладельцем Кронштадта - конкуренции хватало.

Внешний вид первого в мире парового ледокола «Пайлот»

Но была загвоздка: как только Финский залив покрывался льдом, судоходство вставало. Пока лёд был тонким, использовались специальные гиревые ледоколы для прокладки каналов. По сути, это были обычные корабли, оснащённые системой гирь, которые сбрасывались на лёд перед судном и пробивали канал. Такой ледокол продвигался в час едва ли на несколько метров и мог пробиться только сквозь осенний лёд. Зима же окончательно замораживала паромную линию.

Для решения этой проблемы изобретательный Бритнев извлёк из глубин исторической памяти такую штуку, как коч. Кочи были древнерусскими северными судами с плоским дном и скошенным носом, благодаря которому их при необходимости можно было вытащить на лёд и протащить по нему вручную. Тяжёлый паровой катер, подумал Бритнев, мог бы не просто забираться на кромку льда, но и обламывать её своей тяжестью. Так был придуман ледокол.

В 1864 году «Пайлот» был переоборудован - его форштевень скосили на 20°, чтобы он заползал на лёд при касании кромки. Бритнев не ошибся в расчётах - судно показало себя прекрасно. Оснащённое слабеньким 60-сильным двигателем, оно легко ломало лёд и на удивление быстро передвигалось, оставляя за собой аккуратный канал. Более того, навигацию удалось продлить практически на всю зиму 1864-65 годов, что вызвало лютую зависть у конкурентов и определённый правительственный интерес: Бритнев, хотя денег у него хватало, планировал выбить в Петербурге грант на постройку ещё нескольких ледоколов.

В 1866 году царская комиссия присутствовала при «живом» сравнении революционного «Пайлота» и традиционного гиревого ледокола «Опыт» на базе канонерской лодки. Огромный, с двигателем в три раза мощнее, «Опыт» банально застрял во льдах. Никакие чугунные чушки не помогли. Тем не менее комиссия вынесла «Пайлоту» традиционный для России вотум недоверия и объявила «Опыт» более перспективной конструкцией.

Русский коч, прообраз ледокола. Срезанная форма носовой оконечности позволяла легко затащить коч на лёд

Обычная история на этом бы и закончилась - такое случалось неоднократно. Но Бритнев был очень богатым человеком и мог позволить себе развиваться самостоятельно. Более того, в 1868 году он был избран городским головой Кронштадта. Затем в Германии случилась очень холодая зима 1870-71 годов, и немцы из Гамбурга, заинтересовавшись русской конструкцией, купили у Бритнева чертежи и полученный им в Европе патент. И в 1871-м в Гамбурге появился второй пароход по системе Бритнева, Eisbrecher 1.

Впоследствии Бритнев продал чертежи представителям разных стран - Дании, Нидерландов, Швеции, США, Канады. Он и сам построил ещё два ледокола: в 1875 году - «Буй», а в 1889-м - «Бой», расширяя паромную линию. Параллельно он занимался благотворительностью и, что интересно, открыл первую в России водолазную школу.

«Ермак», первый в мире ледокол арктического класса

Ледокольные судна системы Бритнева распространились по всему миру. В России достижение Бритнева первым признал знаменитый адмирал Степан Осипович Макаров, инициировавший в 1897 году - уже после смерти изобретателя - строительство первого в мире большого ледокольного судна арктического класса «Ермак».

City Ice Boat No. 1, американский пароход 1837 года, первый в мире гиревой ледокол. К 1860-м эта система уже безнадёжно устарела

Артериальное давление

Николай Коротков, первооткрыватель звукового метода измерения артериального давления

Всем известен простейший способ измерения артериального давления, когда руку передавливают жгутом и постепенно отпускают, фиксируя начальное и конечное значения давления при ярко выраженном сердцебиении. Этот метод в 1905 году изобрёл молодой (на тот момент ему был 31 год) русский врач Николай Сергеевич Коротков.

Сделал он это случайно, работая над докторской диссертацией. Проводя исследование пациента, он заметил закономерность в возникновении звуков при снижении давления, после чего сравнил результаты «звукового замера» с результатами бытовавшего на тот момент инвазивного метода измерения давления посредством введения катетера. Результаты совпали, и Коротков написал статью для специального петербургского журнала «Известия Императорской Военно-медицинской академии». Это статья в 281 слово принесла Короткову всероссийскую славу и уважение - его метод начал широко применяться и постепенно «перебрался» и в Европу.

Схожие исследования вёл знаменитый итальянский патолог Шипионе Рива-Роччи (он изобрёл, в частности, надувной рукав, которым пользовался Коротков и пользуемся сегодня мы), но до самой методики итальянец всё-таки не добрался. А звуки, которые врач слышит, измеряя давление, называются в медицине «тонами Короткова».

Поддать жару

В бывшем особняке Сан-Галли до сих пор функционируют батареи его работы. Почти как современные

Другое известное русское изобретение тоже появилось стихийно, и тоже из-за холода. Это отопительная батарея - да-да, та самая чугунная или металлическая ребристая штука, которая сейчас есть практически в каждом доме в России, Северной Европе и Канаде. Причём здесь произошла история, «обратная» обычной: не русский изобретатель эмигрировал, чтобы работать над своим устройством за рубежом, а немец по имени Франц Фридрих Вильгельм Сан-Галли приехал в Россию и придумал, как себя обогреть.

Сан-Галли прибыл в Санкт-Петербург 19-летним юнцом в 1843 году. В Германии он работал на фирме, торгующей русскими товарами, а в Петербурге устроился в её же российский филиал. Он менял места работы, набирался опыта, женился на дочери богатого купца, получил российское подданство и начал своё дело. Сан-Галли открыл на Лиговском канале мастерскую, делал печи, канализационные трубы, приводы и шкивы, а в 1855 году получил первый крупный заказ на ремонт отопительной системы в императорских оранжереях Царского Села. Вот тут-то в Сан-Галли и проснулся изобретатель.

В вечно холодном Петербурге обогревать оранжереи печурками было бы очень странно, система же водяного отопления была крайне несовершенна - в ней применялись длинные трубы, обогревавшие лишь небольшой участок. Тогда-то Сан-Галли и спроектировал систему вертикальных труб особого сечения; проходя через неё, вода отдавала окружающему воздуху значительно больше тепла, чем проходя по обычной трубе. Сан-Галли придумал и немецкое название устройства («heizkörper»), и российское («батарея»). За несколько лет он сделал на своём изобретении огромное состояние - заказы сыпались на мастерскую практически ежедневно. Сан-Галли запатентовал батарею, но патент не продавал, а распространял на определённых условиях бесплатно. Первыми странами, получившими право на производство батарей, стали Германия и США.

Позже Сан-Галли работал в Думе, консультировал правительство по вопросам финансов и промышленности, получил за свои заслуги дворянский титул, а его завод стал крупнейшим в Петербурге производством изделий из чугуна - как отопительного оборудования, так и оград, дверей, каркасов для зданий. А ещё он дал деньги на первые в Санкт-Петербурге (и в России) общественные туалеты. Батареи производства Сан-Галли до сих пор работают в некоторых исторических зданиях Петербурга - например, на бывшей даче великого князя Бориса Владимировича.

Рубли и копейки

Интересно, что именно Россия стала первым государством, которое ввело десятичный принцип денежного счёта, то есть крупную единицу (рубль), разделённую на 100 мелких (копеек). В европейских странах испокон веков бытовали сложные системы, порой обременённые десятками различных названий и значений (особенно этим отличалась Франция).

Пётр I провёл в 1698-1704 годах денежную реформу, в ходе которой утвердил основной денежной единицей серебряный рубль, делящийся на 100 копеек. Заодно он отменил «деньги», «алтыны» и прочие несистемные единицы. К сожалению, в Европе это событие не заметили. Переход европейских стран на десятичные системы произошёл уже в XIX веке по примеру вовсе не России, а США, где система «доллар - 10 даймов - 100 центов» была введена в 1792 году.

Гиперболоид инженера Шухова

Одним из тех, кто внёс заметный вклад в инженерную отрасль и при этом оказался востребован на родине, стал великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. Более того, он был одним из немногих, кто успешно работал и при царской власти, и при пришедших ей на смену большевиках.

Строительство первых в мире сетчатых оболочек-перекрытий двоякой кривизны на Выксунском металлургическом заводе, 1897 год

Количество разработок и патентов Шухова огромно. Труды в области нефтяной гидравлики (именно Шухов, например, построил первый русский нефтепровод), оригинальные изобретения в области переработки нефти и крекинга в частности, различные тепловые машины и в особенности паровые котлы. Шухов умел не просто изобретать, но «продавать» свои работы - он получал патенты в разных странах и грамотно распоряжался своей интеллектуальной собственностью.

Шуховская башня в Полибино, первая в мире гиперболоидная конструкция (1896 год)

Но более всего он известен, конечно, как создатель инженерных сооружений - мостов, перекрытий и башен. Сетчатые оболочки-перекрытия системы Шухова опередили все аналогичные мировые разработки; в России они широко применялись на вокзалах (если будете на Киевском вокзале в Москве, не забудьте посмотреть вверх), в заводских цехах, выставочных павильонах и так далее.

Первым в истории сооружением с тонкостенным металлическим перекрытием-оболочкой стала так называемая «ротонда Шухова», возведённая специально для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Эта конструкция привлекла внимание европейских и американских инженеров; сегодня перекрытия с ромбовидными ячейками широко используются в мировой архитектуре.

Вообще, выставка 1896 года стала звёздным часом Шухова. Он представил на ней другое своё важнейшее изобретение в области строительной инженерии - применение гиперболических конструкций для высотных сооружений, получивших название «шуховских башен». Первая такая башня, построенная специально для выставки, ныне перевезена в Липецкую область и известна как «Шуховская башня в Полибино». При крайне низкой массе гиперболоидные башни абсолютно устойчивы к различным метеоусловиям, легки в ремонте, обладают отличной сейсмостойкостью.

Вопреки обману зрения, шуховские башни целиком собираются из абсолютно прямых металлических (деревянных, бетонных - неважно) стоек, которые легко изготовить даже на примитивном оборудовании. Сегодня гиперболоидные башни широко используются в качестве маяков, телевышек, смотровых площадок. Сам Шухов построил порядка 200 подобных систем, после его смерти их количество достигло нескольких тысяч.

Шуховская башня в Москве - наиболее известная работа Шухова

Почему же талант Шухова оказался востребованным - в отличие, например, от таланта Ивана Орлова, который изобрёл метод цветной печати денег и вынужден был уехать за границу, чтобы его изобретение получило мировое распространение? Всё просто. Дело в том, что работы Шухова экономили деньги и даже приносили прибыль крупным промышленникам. На Всемирной выставке 1876 года в США Шухов познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, крупным бизнесменом и меценатом, который на всю жизнь стал другом инженера и его спонсором. В течение тридцати лет Шухов возглавлял «Строительную контору инженера А. В. Бари» и в рамках этой работы имел возможность развивать свои исследования, не волнуясь о финансировании. В начале XX века Шухов имел такое признание в России и за рубежом, что к нему начали обращаться и правительственные организации - поступали заказы на перекрытия для вокзалов, для Пушкинского музея. Разработки сделали Шухова абсолютной фигурой, главным инженером страны, и эта слава «работала» и после революции. Впрочем, в 1930-е годы его, уже пожилого, не миновали обвинения в антисоветской деятельности и угрозы репрессий, но это уже совсем другая история.

Снежный пропеллер

Одни из самых красивых аэросаней в истории - «Север-2» с кузовом от «Победы»

Многие жители нашей страны знают, что такое аэросани. Трудно поверить, но за границей о существовании аэросаней не знает практически никто. Встретить этот вид транспорта можно разве что в Канаде и в Скандинавии. Более того, по-английски они называются тоже aerosani, то есть термин напрямую калькирован с русского.

Да, аэросани - это сугубо русское изобретение, причём давно и широко распространённое. Первые аэросани разработал и построил российский инженер Сергей Сергеевич Неждановский в 1903 году (он же в 1916-м разработал и первые российские «моторные сани», то есть снегоход). Интересно, что строил он их вовсе не как транспортное средство, а как установку для зимних наземных испытаний авиационных винтов - Неждановский работал вместе с Василием Жуковским, пионером авиации. Но пока авиация находилась в зачаточном состоянии, аэросани оказались отличной идеей в отрыве от первоначального назначения. Жуковский, имея серьёзное влияние и научный авторитет, смог продвинуть изобретение, в том числе в армейской отрасли. В России аэросани выпускают до сих пор.

Немного о металлах

Одной из отраслей, в которых Россия всегда и беспрекословно первенствовала, была металлургия. Связано это было в первую очередь с востребованностью металлов в военной области - тут и артиллерия, и различные машины, и личное оружие. Известным металлургом был, например, Пётр Петрович Аносов, который с 1817 по 1847 год работал на оружейной фабрике в Златоустовском горном округе, а после стал Томским гражданским губернатором. В частности, именно Аносов в начале 1840-х получил булатный узор; русский булат прославился во всём мире, а технология Аносова до сих пор используется на различных кузнечных производствах.

Практически весь современный булат делается по методике, разработанной в 1840-х годах Петром Петровичем Аносовым

Но куда более весомым вкладом в мировую науку стало изобретение… сварки. Да, именно так - классическая дуговая сварка, которая повсеместно используется практически во всех технических отраслях, - исключительно русское изобретение, причём, что интересно, «двухступенчатое». Известно, что в самом начале XIX века двое учёных, Гэмфри Дэви и Василий Петров, параллельно представили электрическую дугу перед своими Академиями наук. Работы Петрова многократно цитировались и использовались русскими учёными XIX века, и вообще, в исследовании свойств электрической дуги мы продвинулись - наряду с англичанами - достаточно далеко.

И в 1881 году, когда эффект, открытый Дэви и Петровым, уже вовсю использовался в лампочках накаливания, инженер Николай Николаевич Бенардос нашёл ему другое применение. Бенардос был «классическим изобретателем»: получив медицинское образование, он в большей мере тяготел к исследованиям и экспериментам, нежели к монотонной работе. Он, подобно Лодыгину и Яблочкову, работал над усовершенствованием электрического освещения (будучи как раз сотрудником фирмы Яблочкова) - и случайно открыл, что дугой можно не только светить, но и нагревать до такой степени, что металлы свариваются. В 1882-1887 годах Бенардос запатентовал свой «Электрогефест», как он назвал итоговый прибор, в Германии, Франции, России, Италии, Англии, США и ряде других стран, причём соавтором изобретения числился купец Ольшевский, который дал Бенардосу денег на патентование.

Бенардос получил ещё множество патентов. Впрочем, он до конца жизни оставался безденежным, поскольку все средства тратил на исследования. А мир помнит его именно благодаря изобретению дуговой сварки.

Электросварка - чисто русское изобретение

Но на этом история не закончилась. В 1888 году другой русский изобретатель, Николай Гаврилович Славянов, усовершенствовал метод Бенардоса, придумав сварку под слоем флюса - это позволило сваривать металлы, считавшиеся несвариваемыми. На Всемирной выставке в Чикаго 1896 года Славянов произвёл фурор, сварив в единое целое куски бронзы, томпака, никеля, стали, чугуна, меди, нейзильбера и бронзы - совершенно несочетаемых материалов. За эту разработку он получил золотую медаль. Славянов провёл ещё один знаменитый опыт - сварил разорванный вал паровой машины, после чего машина снова заработала.

* * *

Вообще, перечислять изобретения, сделанные в России до революции, можно достаточно долго. Если сфокусироваться на тех, что получили продолжение и распространились по всему миру, можно вспомнить минный транспорт - тип корабля, предложенный и разработанный адмиралом Константином Макаровым, электромагнитный сейсмограф князя Голицына, ранцевый парашют Глеба Котельникова и так далее.

Правда, значительно больше русских изобретателей всё-таки реализовали себя в эмиграции. Упомянутый выше Иван Иванович Орлов, работая в Экспедиции заготовления государственных бумаг, многие годы пытался внедрить ирисовую (однопрокатную многокрасочную) печать в производство денег, запатентовал её в ряде стран, но в итоге разочаровался, уехал в Англию, продал свой патент и со скорбью написал управляющему Экспедиции Борису Борисовичу Голицыну:

Мне не достало бы сил и жизни добиться в России и сотой доли тех результатов, какие, при моём участии, возможны на Западе.

Многоцветные узоры слева от памятника - это ирисовая печать. Изобретена в России, но впервые применена в Великобритании

В советское время ситуация поменялась. Изобретений стало намного больше, авторские права стали соблюдаться значительно лучше, а государство действительно стало обращать внимание на талантливых инженеров, хотя премии за разработки, перевернувшие мир, были копеечными. Тем не менее это был шаг вперёд. Россия во все времена порождала множество блестящих умов, способных на великие дела, но крайне редко пользовалась этой своей способностью. Аршином общим не измерить, как писал классик.

Где рассказывалось об изобретениях российских умельцев. Но рубрика куда-то пропала. Неужто перевелись изобретатели?

Г. Фокин, Таганрог

Не перевелись, слава богу. И писем от кулибиных в нашей почте хватает. Представляем очередную подборку научно-технических идей и предложений от российских изобретателей.

Энергию дают... пузыри

Пенсионер Василий Маркелов из Санкт-Петербурга конструирует и испытывает на своём участке модели запатентованных им энергоустановок. Поставив в подвале дома подобный генератор, его жильцы не будут платить ни за отопление, ни за электричество.

Что такое гидравлическая турбина, хорошо известно: поток воды давит на лопасти ротора (рабочего колеса) и крутит его. Механическая энергия вращения преобразуется в электрическую. А вот Василий Фотеевич изобрёл и запатентовал пневмогидравлическую турбину. «Пневмо» и «гидро» - это воздух и вода. Маркелов добавил к воде поток воздуха, а если говорить точнее - запустил его с помощью пылесоса «Вихрь» в экспериментальную бочку с водой, предварительно поместив туда модель своей турбины.

«В турбине на одном валу (оси) находятся два рабочих колеса. Поток водо-воздушной смеси поднимается и вращает их, - поясняет В. Маркелов. - Но если в обычной гидравлической турбине установка дополнительных колёс бессмысленна (суммарная мощность всё равно будет той же, что при одном колесе), то в случае с пневмогидравлической мощности суммируются. Усилие, полученное на валу, будет прямо пропорционально числу рабочих колёс. Поставим два - и вал станет вращаться в два раза быстрее. Поставим десять - увеличим мощность на порядок! А всё дело в свойствах воздушных пузырей, из которых состоит восходящий поток».

Воздух выходит отдельными пузырями из патрубка, а они, поднимаясь и проходя сквозь корпус турбины, работают как поршень, давя на лопасти колёс. Причём давят с постоянной силой, независимо от того, какое это по счёту колесо на валу. Ещё один секрет состоит в том, что подаваемый воздух значительно холоднее воды: попадая в жидкую среду, он мгновенно отбирает у неё теплоту и преобразует её в механическую энергию. Каким образом? Воздушный пузырь просто увеличивает свой объём, при этом увеличивается и выталкивающая сила, которая давит на лопасти. «Это особенность взаимодействия воды и воздуха. У воды есть ряд свойств, благодаря которым из неё можно извлекать энергию», - изобретатель показывает расчёты, и из них следует: не нарушая , на выходе можно получить энергию во много раз больше затраченной. В данном случае энергия была затрачена на работу пылесоса, но Маркелов сравнивает её с работой кочегара при загрузке угля в топку паровоза: «Потребляемая мощность пылесоса «Вихрь» - 0,27 кВт. Можно заменить его на более эффективный компрессор, разместить на валу 10 рабочих колёс. Вода будет нагреваться за счёт солнца, а это источник неисчерпаемой энергии. Согласно расчётам, мощность установки можно довести до 6,96 кВт. То есть извлечь энергии в 25 раз больше затраченной!»

Изобретатель подчёркивает: это не « », а преобразователь энергии, которую природа запасла в воздухе и воде: «Такие турбогенераторы можно размещать на понтонах в водоёмах - на прудах, ручьях, реках. Можно обойтись и без водоёма, заменив садовую бочку ёмкостью, установленной в специальном помещении. Снабжённая источником сжатого воздуха (тем же компрессором), она будет обеспечивать энергией дом и даже небольшой посёлок».

Печка в 6 уровней

В России начался традиционный Москвич Игорь Федотов готов к нему во всеоружии.

Он изобрёл и запатентовал печь РУЭНКА, название которой составлено из первых букв слов - ручная, универсальная, экономичная, натурная, комфортная, аккумулирующая золу. Она найдёт применение как в доме (при наличии вытяжного потолка), так и на улице - во дворе, на даче, в походе. Весит печка всего 11 кг, в разобранном виде легко умещается в багажнике машины, а для её установки достаточно площади менее 0,2 кв. м. Готовить можно и в посуде, и на шампурах, причём одновременно печь представляет собой этажерку в шесть уровней-конфорок. «Они подходят под любую посуду с пищей, - поясняет Игорь Фёдорович. - Например, можно на сковороде, а конфоркой выше варить пельмени в кастрюле. Кипятить воду для чая и жарить Конфорка предельно проста по конструкции - она состоит из подвижных стержней. Сдвигая их, вы меняете размер конфорки. Потери тепла в камере горения сведены к минимуму, посуда с пищей получает всё необходимое тепловое излучение. Печка даёт разные уровни мощности в зависимости от «этажа» конфорки».

Дрова можно закладывать с трёх сторон (благодаря высокому КПД их нужно совсем немного), а золу выгребать вовсе не требуется. Она сама проваливается в накопитель, установленный внизу. Когда он наполнится, вы получите готовое удобрение для своего садового участка.

Супервездеход

Имя Евгения Шемякинского внесено в энциклопедию «Инженеры Урала», на его счету 54 авторских свидетельства и патента.

Главное из них - , по своим характеристикам превосходящий все современные аналоги.

К сожалению, от опытного образца, который удалось создать Е. Шемякинскому, не осталось и следа. Машина, стоявшая в сарае, сгорела вместе с дачей.

Есть только одно свидетельство того, что это чудо существовало реально, - старая видеозапись. Возможности вездехода поражают даже с экрана. По раскисшему полю легко, не увязая в грязи, ездит на огромных колёсах машина. Затем она плавно спускается на воду и плывёт. А потом легко поднимается по крутому, почти отвесному склону. Причём делает это задним ходом!

Мы встречались с Евгением Николаевичем лет пять назад. Возможности машины удивляли даже самого изобретателя: «Она берёт преграды метровой высоты, легко преодолевает траншеи такой же ширины. Я давно интересовался трудами В. Грачёва, который после войны руководил специальным конструкторским бюро ЗИЛа. Там занимались военными разработками для ракетовозов. Грачёв боролся с явлением галопирования колеса, вызывающего колебания кузова, что было опасно при перевозке ракет. Он добивался снижения давления в колесе, и ему удалось довести его до 0,138 атмосферы. А я вышел на показатель 0,04 атмосферы».

В своё время Шемякин­ского пригласили с докладом в Институт машиноведения РАН. Вот выдержки из отзыва: «Многократно превосходит по проходимости аналоги и имеет право называться супервездеходом. Простота и технологичность… Беспрецедентные . Никогда не было столь многочисленного теоретического обоснования такому большому количеству концептуальных новшеств в конструкции автомобиля».

Но на этом история вездехода Шемякинского закончилась. Куда бы кулибин ни обращался с предложениями внедрить изобретение в производство, везде получал отказ.

Лишь в прошлом году пришло приглашение из департамента автомобильной промышленности Минпрома РФ. Но оно опоздало.

Евгений Шемякинский, отчаявшийся продвинуть своё детище, умер от сердечного приступа. Изобретение вездехода он считал главным делом своей жизни.

Ждем писем

Если вы своими руками сделали что-то полезное и необычное и желаете рассказать об этом всей стране, рубрика «Новые кулибины» - для вас! Пришлите в редакцию описание своего изделия и краткие сведения о себе. Приложите фотографии. Как знать, может быть, именно после публикации в «АиФ» вам удастся найти заинтересованных инвесторов и наладить промышленное производство своей разработки?

Пишите по адресу:

107996, Москва,

ул. Электрозаводская, 27, стр. 4,

«Аргументы и факты».

May 27th, 2013

Ребенок опять озадачил внезапным вопросом: "Папа, а какие изобретения сделали русские?" А мне, как назло, кроме радио и электросварки, сразу и не вспомнилось ничего. Ну, про спутник еще выдал. И полез в тырнеты. Нашарил вот на целый список - смотрите под катом. Обо многом был не в курсе:

Лампа накаливания
Устройство в нынешнем виде известно как «лампочка Эдисона». Между тем Эдисон лишь его усовершенствовал. Первым создателем лампы был российский ученый, член Русского технического общества Александр Николаевич Лодыгин . Это произошло в 1870 г. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали. Эдисон только в 1879 году патентует лампу накаливания.

Водолазный аппарат
В 1871 году А.Н. Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза.

Гусеница
Первый гусеничный движитель был предложен в 1837 г. штабс-капитаном Д. Загряжским. Его гусеничный движитель строился на двух колесах, обведенных железной цепью. А в 1879 г. русский изобретатель Ф. Блинов получил патент на созданный им «гусеничный ход» для трактора. Он его называл «паровоз для грунтовых дорог».

Электросварка
Способ электрической сварки металлов придумал и впервые применил в 1882 году русский изобретатель Николай Николаевич Бенардос (1842 -1905). «Сшивание» металла электрическим швом он назвал «электрогефестом».

Самолет
В 1881 г. А.Ф. Можайский получил первый в России патент («привилегию») на летательный аппарат (самолет), а в 1883 г. завершил сборку первого натурного самолета . Со времен проекта самолета Можайского ни один конструктор человечества не предложил принципиально другой схемы самолета.

Радиоприемник
7 мая 1895 года Александр Степанович Попов впервые публично продемонстрировал прием и передачу радиосигналов на расстоянии. В 1896 год А.С. Попов передал первую в мире радиотелеграмму. В 1897 А.С. Попов установил возможность радиолокации при помощи беспроволочного телеграфа. А в Европе и Америке считается, что радио изобрел итальянец Гульельмо Маркони в том же 1895 году.

Телевидение
Борис Львович Розинг 25 июля 1907 года он подал заявку на изобретение «Способа электрической передачи изображений на расстояния». Настоящим прорывом в четкости изображения электронного телевидения стал «иконоскоп », изобретенный в 1923 году Владимиром Зворыкиным, ученым, эмигрантом из России. Движущееся изображение впервые в истории было передано на расстояние в 1928 году изобретателями Борисом Грабовским и И.Ф. Белянским. Первые аппараты называли не телевизором, а телефотом.

Парашют
Первый проект ранцевого парашюта в 1911 году предложил русский военный Г.Е. Котельников. Его купол был изготовлен из шелка, стропы разделялись на 2 группы. Купол и стропы укладывались в ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец-конверт для укладки парашюта.

Видеомагнитофон
Первый в мире видеомагнитофон был разработан русским ученым, эмигрантом из России Александром Матвеевичем Понятовым и реализован фирмой Ampex 14 апреля 1956 года.

Искусственный спутник Земли
Первый в мире искусственный спутник Земли считается началом космической эры человечества. Запущен в СССР 4 октября 1957 года («Спутник-1»). Над созданием искусственного спутника Земли, во главе с основоположником практической космонавтики С.П. Королевым, работали ученые М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов, Н.С. Лидоренко, В.И. Лапко, Б.С. Чекунов, А.В. Бухтияров и многие другие.

Атомная электростанция
Первая в мире АЭС опытно-промышленного назначения была пущена в СССР, 27 июня 1954 г. в г. Обнинске. До этого энергия атомного ядра использовалась преимущественно в военных целях. Появилось понятие «атомная энергия».

Атомный ледокол
Все существующие в мире атомные ледоколы были спроектированы, построены и спущены на воду в СССР и России.

Тетрис
Самая известная компьютерная игра, изобретенная Алексеем Пажитновым в 1985 году.

Лазер
Первый лазер, его называли мазер , был сделан в 1953 - 1954 гг. Н.Г. Басовым и А.М. Прохоровым. В 1964 году Басов и Прохоров получили Нобелевскую премию по физике.

Компьютер
Первый в мире персональный компьютер был изобретен не американской фирмой «Эппл компьютерз» и не в 1975 году, а в СССР в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем Гороховым . Авторское свидетельство № 383005.

Электродвигатель
Якоби Борис Семенович изобрел электродвигатель в 1834 году.

Электромобиль
Легковой двухместный электромобиль в 1899 году разработал Ипполит Владимирович Романов . Электромобиль изменял скорость движения - от 1,6 км/ч до максимальной в 37,4 км/ч. Романов также реализовал проект по созданию 24-местного омнибуса.

Космический корабль
Михаил Клавдиевич Тихонравов , работавший в ОКБ-1, начал работу по созданию пилотируемого космического корабля весной 1957 года. К апрелю 1960 года был разработан эскизный проект корабля-спутника «Восток-1». На корабле «Восток» 12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полет в космическое пространство.

С.П.Королев (первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли)

А.М.Прохоров и Н.Г. Басов (первый в мире квантовый генератор - мазер)

С.М. Прокудин-Горский (первая в мире цветная фотография)

А. А.Алексеев (создатель игольчатого экрана)

Ф.А. Пироцкий (первый в мире электрический трамвай)

В.А. Старевич (объемно-мультипликационное кино)

О.В. Лосев (первый в мире усилительный и генерирущий полупроводниковый прибор)

В.П. Мутилин (первый в мире строительный комбайн)

А. Р. Власенко (первая в мире зерноуборочная машина)

В.П. Демихов (первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца)

А.Д.Сахаров (первая в мире водородная бомба)

А.П. Виноградов (создал новое направление в науке - геохимию изотопов)

И.И. Ползунов (первый в мире тепловой двигатель)

Г. Е. Котельников (первый ранцевый спасательный парашют)

М. О. Доливо - Добровольский (изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор)

В. П. Вологдин (первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности)

С.О. Костович (создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель)

В.П.Глушко (первый в мире эл/термический ракетный двигатель)

И. Ф. Александровский (изобрёл стереофотоаппарат)

Д.П. ГРИГОРОВИЧ (СОЗДАТЕЛЬ ГИДРОСАМОЛЕТА)

В.Г.Федоров (первый в мире автомат)

А.К.Нартов (построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом)

М.В.Ломоносов (впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы)

И.П.Кулибин (Механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста)

В.В.Петров (Физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу)

П.И.Прокопович (впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками)

Н.И.Лобачевский (Математик, создатель «неевклидовой геометрии»)

Д.А.Загряжский (изобрёл гусеничный ход)

Б.О.Якоби (изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала)

П.П.Аносов (Металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов)

Д.И.Журавский (впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире)

Н.И.Пирогов (впервые в мире составил атлас “Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое)

И.Р. Германн (впервые в мире составил сводку урановых минералов)

А.М.Бутлеров (впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений)

И.М.Сеченов (создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд “Рефлексы головного мозга”)

Д.И.Менделеев (открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы)

М.А.Новинский (Ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии)

Г.Г.Игнатьев (впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю)

К.С.Джевецкий (построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем)

Н.И.Кибальчич (впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата)

В.В.Докучаев (заложил основы генетического почвоведения)

В.И.Срезневский (Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат)

А.Г.Столетов (Физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте)

П.Д.Кузьминский (построил первую в мире газовую турбину радиального действия)

И.В. Болдырев (Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа)

И.А.Тимченко (разработал первый в мире киноаппарат)

С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг (создали первую в мире автоматическую телефонную станцию)

Н.Д.Пильчиков (Физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления)

В.А.Гассиев (Инженер, построил первую в мире фотонаборную машину)

К.Э.Циолковский (основоположник космонавтики)

П.Н.Лебедев (физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела)

И.П.Павлов (создатель науки о высшей нервной деятельности)

В.И.Вернадский (естествоиспытатель, создатель многих научных школ)

А.Н.Скрябин (Композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме “Прометей”)

Н.Е.Жуковский (создатель аэродинамики)

С.В.Лебедев (впервые получил искусственный каучук)

Г.А.Тихов (Астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса)

Н.Д.Зелинский (разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз)

Н.П. Дубинин (генетик, открыл делимость гена)

М.А. Капелюшников (изобрел турбобур)

Е.К. Завойский (открыл электрический парамагнитный резонанс)

Н.И. Лунин (доказал, что в организме живых существ есть витамины)

Н.П. Вагнер (открыл педогенез насекомых)

Святослав Н. Федоров - (первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы)

Первый в мире музыкальный синтезатор изобрел полковник Советской Армии Евгений Мурзин. Это было в далеком 1958 году, еще до появления заграничных "Синти-100", "Супермугов" и задолго до изобретения всевозможных "Ямах"

История открытия пенициллина хорошо известна. Первым из современных учёных обратил внимание на удивительные свойства плесени Эрнст Дюшен в 1897 году. Он провёл необходимые исследования и доложил о обнадёживающих результатах в парижский Институт Пастера. Но маститые учёные попросту отмахнулись от «фантазий» молодого медика. Вторым, более удачливым, открывателем революционного препарата стал американец Александр Флеминг в 1929 году.
Достаточно долго антибиотик оставался экспериментальным препаратом, только в 1939 году пенициллин стал выпускаться в промышленных объёмах. И он очень пригодился союзникам во второй мировой войне. Кстати, отсрочку открытия второго фронта англичане объясняли в том числе и тем, что до начала активных боёв им надо наработать достаточное количество антибиотика.
Похвальная забота о своих раненых воинах, ничего не скажешь. Но печально то, что советские медики так и не получили рецепт чудотворного лекарства от американцев. Хотя очень об этом просили. Пенициллин нужен был фронтовой медицине, как воздух. И советские учёные изобрели препарат ещё раз.
В 1943 году пенициллин по собственной технологии получила Зинаида Ермольева. Что интересно, препарат получился более сильным, чем заокеанский аналог. Познакомиться с новым открытием были приглашены американские учёные. Они убедились в преимуществах препарата Ермольевой и попросили образец для тщательного изучения в своих лабораториях. Разрешение пришло с самого верха, образец уехал в Америку.
Но коллеги из США, изучая российский препарат, пришли в недоумение. Он ничем не отличался от американского. Лишь годы спустя стало известно, что работники спецслужб подменили образцы и отправили за океан тот пенициллин, который сами американцы привозили для сравнения. Видимо это была маленькая, но приятная месть за прежние проволочки.

Россия богата великими учеными и изобретателями, которые внесли свой значимый вклад не только в российский прогресс, но и в мировой. Предлагаем вам ознакомиться с гениальными плодами инженерной мысли наших соотечественников, которыми по праву можно гордиться!

1. Гальванопластика

Мы так часто встречаемся с изделиями, которые выглядят как металлические, а на самом деле сделаны из пластика и лишь покрыты слоем металла, что перестали их замечать. Еще есть металлические изделия, покрытые слоем другого металла - например, никеля. А есть металлические изделия, которые на самом деле копия неметаллической основы. Всеми этими чудесами мы обязаны гению физики Борису Якоби - кстати, старшему брату великого немецкого математика Карла Густава Якоби.

Увлечение Якоби физикой вылилось в создание первого в мире электродвигателя с прямым вращением вала, но одним из самых главных его открытий была гальванопластика - процесс осаждения металла на форме, позволяющий создавать идеальные копии исходного предмета. Таким способом были созданы, например, скульптуры на нефах Исаакиевского собора. Гальванопластика может применяться даже в домашних условиях.

Метод гальванопластики и его производные нашли многочисленные сферы применения. С его помощью чего только не делали и не делают до сих пор, вплоть до клише госбанков. Якоби получил за это открытие в России Демидовскую премию, а в Париже - большую золотую медаль. Возможно, изготовленную тоже этим самым методом.

2. Электромобиль

В последней трети XIX века мир охватила форменная электрическая лихорадка. Поэтому и электромобили делали все кому не лень. Это был «золотой век» электрических автомобилей. Города были меньше, и пробег на одной зарядке в 60 км был вполне приемлем. Одним из энтузиастов был инженер Ипполит Романов, который к 1899 году создал несколько моделей электрических кэбов.

Но главное даже не это. Романов придумал и создал в металле электрический омнибус на 17 пассажиров, разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Правда, под свой личный коммерческий страх и риск.

Найти нужную сумму изобретатель не смог, к большой радости конкурентов - владельцев конок и многочисленных извозчиков. Однако работающий электроомнибус вызвал большой интерес у других изобретателей и остался в истории техники как изобретение, убитое муниципальной бюрократией.

3. Трубопроводный транспорт

Что считать первым настоящим трубопроводом, сказать сложно. Можно вспомнить предложение Дмитрия Менделеева, датированное еще 1863 годом, когда он предложил на бакинских нефтяных приисках доставлять нефть от мест добычи до морского порта не в бочках, а по трубам. Предложение Менделеева не было принято, а спустя два года первый трубопровод построили американцы в Пенсильвании. Как всегда, когда что-то делается за границей, это начинают делать и в России. Или по крайней мере выделять деньги.

В 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов вновь выступают с идеей трубопроводного транспорта, уже опираясь и на американский опыт, и вновь на авторитет Менделеева. В итоге Шухов в 1878 году построил первый в России нефтепровод, доказав удобство и практичность трубопроводного транспорта. Пример Баку, который тогда был одним из двух лидеров мировой нефтедобычи, стал заразительным, и «сесть на трубу» стало мечтой любого предприимчивого человека. На фото: вид трехтопочного куба. Баку, 1887 год.

4. Электродуговая сварка

Николай Бенардос происходит из новороссийских греков, живших на берегу Черного моря. Он автор более ста изобретений, но в историю вошел благодаря электрической дуговой сварке металлов, которую запатентовал в 1882 году в Германии, Франции, России, Италии, Англии, США и других странах, назвав свой метод «электрогефестом».

Метод Бенардоса распространился по планете со скоростью лесного пожара. Вместо того чтобы возиться с клепками-болтами, было достаточно просто сварить куски металла. Однако потребовалось около полувека, чтобы сварка окончательно заняла главенствующее положение среди монтажных методов. Вроде бы простой метод - создать электрическую дугу между плавящимся электродом в руках сварщика и кусками металла, которые надо сварить. Но решение изящное. Правда, оно не помогло изобретателю достойно встретить старость, он скончался в бедности в 1905 году в богадельне.

5. Многомоторный самолет «Илья Муромец»

Трудно сейчас поверить, но чуть больше ста лет назад считалось, что многомоторный самолет будет крайне сложным и опасным в управлении. Доказал абсурдность этих утверждений Игорь Сикорский, который летом 1913 года поднял в воздух двухмоторный самолет, получивший название Le Grand, а затем и его четырехмоторный вариант - «Русский витязь».

12 февраля 1914 года в Риге на полигоне Русско-Балтийского завода в воздух поднялся четырехмоторный «Илья Муромец». На борту четырехмоторного самолета было 16 пассажиров - абсолютный рекорд того времени. В самолете был комфортабельный салон, отопление, ванна с туалетом и… прогулочная палуба. С целью демонстрации возможностей самолета летом 1914 года Игорь Сикорский совершил на «Илье Муромце» перелет от Петербурга до Киева и обратно, установив мировой рекорд. Во время Первой мировой войны эти самолеты стали первыми в мире тяжелыми бомбардировщиками.

6. Квадролет и вертолет

Игорь Сикорский также создал и первый серийный вертолет, им стал R-4, или S-47, который компания Vought-Sikorsky начала выпускать в 1942 году. Это был первый и единственный вертолет, который участвовал во Второй мировой войне, на тихоокеанском театре военных действий, в качестве штабного транспорта и для эвакуации раненых.

Однако вряд ли военное ведомство США дало бы Игорю Сикорскому смело экспериментировать с вертолетной техникой, если бы не удивительная винтокрылая машина Георгия Ботезата, в 1922 году начавшего испытывать свой вертолет, который ему заказали американские военные. Вертолет первым реально отрывался от земли и мог держаться в воздухе. Возможность вертикального полета, таким образом, была доказана.

Вертолет Ботезата называли «летающим осьминогом» из-за его интересной конструкции. Это был квадрокоптер: четыре винта размещались на концах металлических ферм, а система управления располагалась в центре - точь-в-точь как у современных радиоуправляемых дронов.

7. Цветное фото

Цветная фотография появилась еще в конце XIX века, однако снимки того времени характеризовались смещением в ту или иную часть спектра. Российский фотограф был одним из лучших в России и, как и многие его коллеги по всему миру, мечтал добиться максимально натуральной цветопередачи.

В 1902 году Прокудин-Горский изучал цветное фотографическое дело в Германии, у Адольфа Мите, который к тому времени был всемирной звездой цветной фотографии. Вернувшись домой, Прокудин-Горский стал совершенствовать химию процесса и в 1905 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, то есть вещество, повышающее чувствительность фотопластинок. В результате ему удалось получать негативы исключительного качества.

Прокудин-Горский организовал ряд экспедиций по территории Российской империи, снимая и известных персон (например, Льва Толстого), и крестьян, храмы, пейзажи, заводы, - таким образом создав удивительную коллекцию цветной России. Демонстрации Прокудина-Горского вызвали большой интерес в мире и подтолкнули других специалистов к разработке новых принципов цветной печати.

8. Парашют

Как известно, идею парашюта предложил еще Леонардо да Винчи, а спустя несколько веков, с появлением воздухоплавания, начались регулярные прыжки из-под воздушных шаров: парашюты подвешивались под ними в частично раскрытом состоянии. В 1912 году американец Бэрри смог с таким парашютом покинуть самолет и, что немаловажно, живым опустился на землю.

Проблему решали кто во что горазд. Например, американец Стефан Банич изготовил парашют в виде зонта с телескопическими спицами, которые крепились вокруг туловища пилота. Эта конструкция работала, хотя все равно была не очень удобна. А вот инженер Глеб Котельников решил, что все дело в материале, и сделал свой парашют из шелка, упаковав его в компактный ранец. Котельников запатентовал свое изобретение во Франции в преддверии Первой мировой войны.

Но кроме ранцевого парашюта он придумал еще одну интересную вещь. Раскрываемость парашюта он испытывал, раскрывая его во время движения автомобиля, который буквально вставал как вкопанный. Так Котельников придумал тормозной парашют в качестве системы аварийного торможения для самолетов.

9. Терменвокс

История этого музыкального инструмента, издающего странные «космические» звуки, началась с разработки сигнализации. Именно тогда потомок французских гугенотов Лев Термен в 1919 году обратил внимание на то, что изменение положения тела близ антенн колебательных контуров влияет на громкость и тональность звука в контрольном динамике.

Все остальное было делом техники. И маркетинга: Термен показал свой музыкальный инструмент руководителю Советского государства Владимиру Ленину, энтузиасту культурной революции, а после демонстрировал его в Штатах.

Жизнь Льва Термена была сложной, он знал и взлеты, славу, и лагеря. Его музыкальный инструмент живет и поныне. Самая крутая версия - это Moog Etherwave. Терменвокс можно слышать у самых продвинутых и у вполне попсовых исполнителей. Это действительно изобретение на все времена.

10. Цветное телевидение

Владимир Зворыкин родился в купеческой семье города Мурома. Мальчик имел возможность с детства много читать и ставить всякие опыты - эту страсть к науке отец всемерно поощрял. Начав учиться в Петербурге, он узнал об электронно-лучевых трубках и пришел к выводу, что именно за электронными схемами будущее телевидения.

Зворыкину повезло, он вовремя уехал из России в 1919 году. Много лет работал и в начале 30-х годов запатентовал передающую телевизионную трубку - иконоскоп. Еще раньше он сконструировал один из вариантов принимающей трубки - кинескоп. А потом, уже в 1940-е годы, он разбил световой луч на синий, красный и зеленый цвета и получил цветное ТВ.

Кроме этого, Зворыкин разработал прибор ночного видения, электронный микроскоп и еще много всяких интересных вещей. Он изобретал всю свою долгую жизнь и даже на пенсии продолжал удивлять своими новыми решениями.

11. Видеомагнитофон

Компанию AMPEX создал в 1944 году русский эмигрант Александр Матвеевич Понятов, который взял для названия три буквы своих инициалов и добавил EX - сокращенное от «excellent». Поначалу Понятов производил звукозаписывающую аппаратуру, но в начале 50-х сосредоточился на разработке видеозаписи.

К тому моменту уже были опыты записи телеизображения, но они требовали огромного количества ленты. Понятов и коллеги предложили записывать сигнал поперек ленты, с помощью блока вращающихся головок. 30 ноября 1956 года в эфир вышли первые записанные ранее новости CBS. А в 1960 году компания в лице ее руководителя и основателя получила «Оскар» за выдающийся вклад в техническое оснащение индустрии кино и телевидения.

Судьба свела Александра Понятова с интересными людьми. Он был конкурентом Зворыкина, вместе с ним работал Рей Долби, создатель знаменитой системы шумопонижения, а одним из первых клиентов и инвесторов был знаменитый Бинг Кросби. И еще: по распоряжению Понятова около любого офиса обязательно высаживались березы - в память о Родине.

12. Тетрис

Давным-давно, 30 лет назад, в СССР была популярна головоломка «Пентамино»: нужно было укладывать на разлинованное в клеточку поле различные фигуры, состоящие из пяти квадратиков. Выпускались даже сборники задач, и шло обсуждение результатов.

С математической точки зрения такая головоломка была отличным тестом для компьютера. И вот научный сотрудник Вычислительного центра АН СССР Алексей Пажитнов написал такую программу для своего компьютера «Электроника 60». Но мощности не хватало, и Алексей убрал один кубик из фигурок, то есть сделал «тетрамино». Ну а потом пришла идея, чтобы фигурки падали в «стакан». Так появился тетрис.

Это была первая компьютерная игра из-за железного занавеса, а для очень многих вообще первая компьютерная игра. И хотя уже появилось много новых игрушек, тетрис по-прежнему привлекает своей кажущейся простотой и реальной сложностью.

Поделиться: