Учет расходов учреждения, связанных с призывом работника на военные сборы. Учет расходов и их возмещения на военные сборы сотрудника Предоставление выходных работнику после военных сборов

Зачастую призыв на военные сборы является испытанием не только для призывника, но и для его работодателя. О том, какие гарантии предоставляются работнику в случае призыва, как должно оплачиваться время его пребывания на сборах, какие компенсации предусмотрены законодательством для организаций, рассказывается в статье А.В. Ярвельян, ЗАО "Си Дата".

Определение военных сборов

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 "Положения о проведении военных сборов", утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение)).

Порядок призыва и прохождения военных сборов

Призыв граждан на военные сборы осуществляется следующим образом:

1. Предварительно военные комиссариаты производят отбор граждан для призыва на учебные сборы. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования.

2. После того, как приказом военного комиссара оформлено решение о призыве гражданина на военную службу, призывнику не позднее чем за 10 дней до начала военных сборов вручается повестка.

3. Военными комиссариатами осуществляется доставка граждан, призванных на военные сборы от военного комиссариата (пункта сбора) к месту прохождения военных сборов и обратно.

4. Продолжительность и порядок проведения военных сборов регламентируются Положением.

Гарантии и компенсации работнику

Согласно статье 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.

Также работнику должна быть выплачена компенсация за время исполнения им государственных или общественных обязанностей. Компенсацию выплачивает государственный орган, привлекший работника к выполнению государственных обязанностей.

В рассматриваемом случае, государственным органом, осуществляющим компенсацию, являются военные комиссариаты (подп. "д" п. 8 "Положения о военных сборах"). Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военных сборах"), компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Продолжительность военных сборов, подтверждающие документы

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 Положения).

Как было упомянуто, вызов гражданина в комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования и призыва на военные сборы осуществляется повесткой. Форма повестки представлена в приложении № 1 к Положению. Повестка состоит из трех частей:

  • расписки о получении;
  • собственно повестка;
  • извещение руководителю организации.

В извещении указывается дата и время, с которой (на которое) работник призывается на военную службу или дата и время его нахождения в военном комиссариате.

Кроме того, согласно пункту 26 Положения, гражданину, проходившему военные сборы или медицинское освидетельствование, не позднее даты его убытия из военного комиссариата должна быть выдана справка военного комиссариата. Форма справки представлена в приложении № 2 к Положению. В ней указывается период времени, в который работник находился на военных сборах или в военном комиссариате.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы можно классифицировать следующим образом:

1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. "а" и "б" п. 24 Положения).

2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов. К таким выплатам в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктов 2-3 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военных сборах", относятся:

  1. выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части и оклада по воинскому званию;
  2. выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. При этом расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению.

3. Выплаты, осуществляемые организацией, по месту работы или учебы призывника, с последующей компенсацией военными комиссариатами. К таким выплатам, в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктами 1-2 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военной службе", относятся:

  • выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
  • возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
  • выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору. Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

Расчет и налогообложение компенсаций

Средний заработок для оплаты времени прохождения работником военных сборах и времени участия работника в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы исчисляется в порядке, определяемом статьей 139 ТК РФ.

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.

Письмом Минфина России от 16.06.2006 № 03-05-02-04/81 разъясняется, что в соответствии со статьей 236 НК РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы (в том числе за время медицинского обследования), за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, единым социальным налогом не облагаются.

Письмом Минфина России от 26.07.2006 № 03-05-01-04/227 разъясняется порядок обложения среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях, производимых военкоматами с целью обеспечения мобилизационной и вневойсковой подготовки подоходным налогом.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика. Пунктом 29 статьи 217 НК РФ освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Таким образом, суммы среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

При нахождении работника в ежегодном отпуске он может его прервать для прохождения медицинского освидетельствования или других процедур, связанных с воинской обязанностью и военными сборами. В таком случае в соответствии со статьей 124 ТК РФ, отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок.

Компенсации организациям

Порядок компенсации расходов организациям, работники которых призывались на военные сборы или проходили другие мероприятия, связанные с военной службой в рабочее время, определяется "Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила).

Компенсация указанных выше расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны РФ.

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных сведений организации предоставляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Таким образом, счета военным комиссариатам выставляются организациями после прохождения работниками военных сборов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Минобороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.

В избранном В избранное

Печать

Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда, Крот Юлия, экономист-аналитик

Сентябрь, 2018/№ 35

https://сайт/journals/bb/2018/september/issue-35/article-39350.html Скопировать

Работника бюджетного учреждения призвали на военные сборы. Случается… Более того, такие ситуации не редкость. И главное правило, очевидно, хорошо известно всем: на период отсутствия такого работника за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата. А вот порядок расчета средней заработной платы, нюансы оплаты периода сборов и учета таких операций вызывают вопросы. Об этом и не только - в нашей статье.

В случае призыва работника на военные учебные сборы за ним на весь период сборов, включая время проезда к месту проведения сборов и обратно, сохраняют место работы, должность и среднюю зарплату. Такие гарантии работникам-солдатам закреплены в ст. 119 КЗоТ и ч. 11 ст. 29 Закона № 2232 . Кроме этого, важным нюансом для работодателя является выплата среднего заработка за весь период сборов за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ.

Какими же конкретно должны быть действия бухгалтера в случае, если работника призвали на военные сборы? Конечно, ему необходимо:

Провести налогообложение этих сумм;

Отразить начисление среднего заработка в зарплатной отчетности;

Получить компенсацию понесенных расходов из бюджета;

Отразить эти операции на счетах бухучета, в формах финансовой и бюджетной отчетности.

Как это сделать правильно и какие могут быть нюансы при этом, рассмотрим далее.

Оплачиваем время пребывания на сборах

Учитывая необходимость сохранения за работником, призванным на сборы, не только места работы и должности, но и среднего заработка, вам придется его рассчитать и начислить. Основанием для начисления будет приказ об освобождении от работы на время прохождения сборов .

Прежде всего нужно рассчитать среднедневную (среднечасовую) зарплату и определить количество дней (часов), пропущенных работником в связи с военными сборами. Как? Легко и просто. Согласно п.п. «ї» п. 1 Порядка № 100 .

Алгоритм расчета оплаты периода сборов приведен ниже.

Напомним: в общем случае расчетным периодом являются два последних месяца, предшествующие событию , с которым связана выплата. Заработную плату за этот период (ЗП) необходимо разделить на количество отработанных дней (часов) в расчетном периоде (Д(Ч) отраб):

ЗП ср = ЗП: Д(Ч) отраб .

Затем полученную среднедневную (среднечасовую) заработную плату (ЗП ср) умножаем на количество дней (часов) военных сборов, приходящихся на рабочие дни (часы) по графику работы такого работника (Д(Ч) пропущ):

ВС = ЗП ср х Д(Ч) пропущ .

Таким образом, мы определяем сумму выплаты за период военных сборов (ВС). Порядок расчета средней зарплаты в этом случае такой же, как при исчислении среднего заработка для оплаты периода мобилизации, командировки и т. п.

А как быть, если в течение последних двух месяцев работник не работал (например, болел или находился в отпуске)? А если на военные сборы призвали вновь принятого работника? Как в этом случае определить среднюю зарплату? Подсказки вы найдете в таблице ниже.

Примеры расчета средней зарплаты для оплаты дней военных сборов (например, работник призван на военные сборы с 16 по 30 августа 2018 года)

Ситуация

Правила определения расчетного периода

1. Работник отработал более двух календарных месяцев

При расчете берут последние два календарных месяца работы , предшествующие месяцу, в котором работника призвали на военные сборы (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 1. За июнь-июль 2018 года работник отработал 42 дня (20 июнь + 22 июль). Ему начислена зарплата по 3723,00 грн. за каждый месяц.

В расчетный период включаем последние два календарных месяца работы (то есть с 01.06.2018 г. по 31.07.2018 г.). Средняя зарплата составляет: (3723,00 грн. + 3723,00 грн.) : 42 р. дн. = 177,29 грн.

2. В течение последних двух календарных месяцев перед месяцем, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал (болел, находился в отпуске)

Если в течение последних двух календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал, расчетным периодом будут предыдущие два месяца работы (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 2. В июне-июле 2018 года работник болел. За апрель-май 2018 года он отработал 40 дней (20 апрель + 20 май). Ему начислена зарплата по 3723,00 грн. за месяц.

Среднюю зарплату рассчитываете исходя из выплат за предыдущие два месяца работы (апрель и май 2018 года): (3723,00 грн. + 3723,00 грн.) : 40 р. дн. = 186,15 грн.

3. Работник отработал менее 2 календарных месяцев

Расчетный период равен фактически отработанному времени (абз. 3 п. 2 Порядка № 100 )

Пример 3. Работник принят на работу 11 июля 2018 года. Зарплата за отработанные дни в июле (15 рабочих дней) составляет 2538,41 грн., а за отработанные дни в августе (11 рабочих дней) - 1861,50 грн.

Среднюю зарплату для оплаты времени на период военных сборов исчисляем исходя из выплат за фактически отработанное время (то есть с 11.07.2018 г. по 15.08.2018 г.):

(2538,41 грн. + 1861,50 грн.) : (15 р. дн. июль + 11 р. дн. август) = 169,23 грн.

4. В течение последних двух месяцев работник часть месяца не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и находился в отпуске)

Из расчетного периода исключается время , в течение которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично * (абз. 6 п. 2 Порядка № 100 )

* К такому времени относят и время простоя не по вине работника (письма Минтруда от 24.04.2009 г. № 247/13/8409 и от 20.12.2007 г. № 929/13/84-07).

Пример 4. За июнь-июль 2017 года работник отработал 7 дней (оформлен простой не по вине работника на период с 1 июня по 20 июля включительно). Зарплата за отработанные дни в июле (7 рабочих дней) составляет 1184,59 грн., оплата дней простоя: в июне (2/3 ставки) - 1926,67 грн.; в июле (2/3 ставки за 15 рабочих дней) - 1313,64 грн.

Дни простоя не по вине работника необходимо исключить из расчетного периода. Оплату за эти дни (в размере 2/3 тарифной ставки) не учитываем при расчете среднего заработка.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляем так: 1184,59 грн. : 7 р. дн. июль = 169,23 грн.

5. В течение последних 4 месяцев не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и/или находился в отпуске)

Расчет осуществляем исходя из установленных работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ) . При этом расчетный период (последние два календарных месяца) используем для определения среднемесячного количества рабочих дней

Пример 5. В июне-июле 2018 года работник болел, в апреле-мае 2018 года - находился в отпуске. Месячный должностной оклад по состоянию на август 2018 года составляет 4264,00 грн.

В расчет берем должностной оклад, установленный на месяц сборов (4264,00 грн.), и количество рабочих дней за последние два месяца по графику работы учреждения.

Среднюю зарплату для оплаты периода сборов исчисляете так:

(4264,00 грн. + 4264,00 грн.) : (20 р. дн. июнь + 22 р. дн. июль) = 203,05 грн.

6. Работника призвали на военные сборы в его первый рабочий день

Расчет осуществляем исходя из установленной работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100 ). Расчетного периода у работника нет. Поэтому оклад (ставку) делим на количество рабочих дней месяца, в котором работник должен был приступить к работе и в котором его призвали на военные сборы*

* См. также письмо Минсоцполитики от 11.08.2014 г. № 1146/13/84-14.

Пример 6. Согласно приказу о приеме на работу (издан 13.08.2018 г.) первый рабочий день работника - 16.08.2018 г. В этот же день работник должен явиться за повесткой в связи с военными сборами. Месячный должностной оклад работника составляет 4320 грн.

Учитываем должностной оклад, установленный работнику (4320,00 грн.), и количество рабочих дней за август согласно графику работы учреждения.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляем так: 4320,00 грн. : 22 р. дн. август = 196,36 грн.

А какие выплаты участвуют в расчете «средней»? Их перечень приведен в п. 3 Порядка № 100 . Это основная зарплата, доплаты и надбавки, производственные премии и т. п. Зато не участвуют в расчете средней заработной платы выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100 . Также при исчислении «средней» не учитывают выплаты, начисленные за время, в течение которого сохранялся средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпуска, командировки и т. п.), и начисленные в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 2 п. 4 Порядка № 100 ). Все выплаты включаем в расчет среднедневной заработной платы в том размере, в котором они были начислены.

. квартальные премии , а также премии, начисленные за более длительный промежуток времени. Их включают в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде;

. разовое вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, начисленное в текущем году за предыдущий календарный год . Его сумму распределяют, добавляя к заработку за каждый месяц расчетного периода в размере 1/12 вознаграждения. При этом обратите внимание: если разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет было начислено в текущем году за текущий календарный год, то оно вообще не участвует в расчете среднедневной зарплаты;

. премии (месячные, квартальные и т. п.), вознаграждения и другие поощрительные выплаты , если рабочие дни в расчетном периоде отработаны не полностью . В этом случае такие выплаты учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

И еще один важный момент относительно включения выплат в расчет «средней»: только премии включают в зарплату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости. Все остальные выплаты следует учитывать в тех месяцах, за которые они были начислены (см. письмо Минсоцполитики от 09.12.2011 г. № 1105/13/81-11 ).

Итак, при расчете средней зарплаты для определения суммы «военных» выплат доначисленную и/или сторнированную зарплату относим к тем месяцам, за которые проводилась корректировка (в которых были допущены ошибки).

Также следует помнить о необходимости придерживаться требований п. 10 Порядка № 100 . Этой нормой установлена обязанность проводить корректировку средней зарплаты, если в расчетном периоде повышались тарифные ставки (оклады).

А как быть, если начало и окончание сборов приходятся на разные месяцы? В таком случае среднедневную (среднечасовую) зарплату рассчитываете один раз. Ежемесячно ее пересчитывать не надо . Но если в периоде, за который сохраняется средний заработок, в учреждении повышались тарифные ставки (оклады), то среднедневную (среднечасовую) зарплату нужно откорректировать на коэффициент повышения.

Важно!

При направлении работника на сборы предусмотрен специальный механизм выплаты среднего заработка .

В частности, перед отъездом ему необходимо выплатить зарплату за отработанное время до дня прекращения работы в связи с отъездом на военные сборы. Кроме того, ему следует выплатить среднюю зарплату за первые полмесяца сборов , так сказать, «авансом». За остальное время пребывания на сборах выплату заработной платы проводят в обычные сроки, установленные коллективным договором. Это предусмотрено п. 8 Инструкции № 80 .

А теперь поговорим о возмещении среднего заработка работников, призванных на сборы.

Оформляем компенсацию среднего заработка за период сборов

Выплата средней зарплаты военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232 ). Такой порядок утвержден постановлением КМУ от 23.11.2006 г. № 1644 .

Пунктом 2 этого постановления установлено, что выплата среднего заработка военнообязанным (в том числе резервистам, призванным на сборы) проводится за счет средств учреждений и организаций, в которых работают призванные на сборы граждане. В дальнейшем эти расходы будут возмещены за счет средств, предусмотренных в госбюджете на содержание Минобороны и других центральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство воинскими формированиями.

Отсюда следует, что военнообязанных и резервистов могут призвать на военные сборы в ряды не только Вооруженных Сил Украины (ВСУ), но и других воинских формирований, например в Национальную гвардию. Кстати, для военнообязанных-нацгвардейцев действует своя Инструкция № 856 (ср. 025069200). Она регулирует вопросы выплаты денежного обеспечения и поощрений, в том числе и призванных на сборы. В целом ее нормы во многом схожи с нормами Инструкции № 80 .

Итак, работодатель выплачивает работнику средний заработок за счет своих средств, но потом эти расходы ему возмещают. Причем работодатель получает компенсацию всех расходов, связанных с выплатой среднего заработка, в том числе и начисленного ЕСВ.

Порядок выплаты и компенсации средней заработной платы за период военных сборов схематически можно изобразить так:

В зависимости от подчинения воинского формирования, в котором проводились сборы, источник возмещения будет разным.
Если сборы проходят в ВСУ, то для возмещения расходов необходимо подать счета в военкомат, в котором находятся на учете работники учреждения. После акцепта счета передают в финансово-хозяйственный отдел военкомата для оплаты (п. 12 Инструкции № 80 ). К счетам прилагают ведомости на выплату средней заработной платы, начисленной военнообязанным, призванным на сборы, по форме, приведенной в абз. 2 п. 12 Инструкции № 80 . В ведомостях приводят такую информацию:

Фамилию, имя и отчество работника;

Среднюю зарплату за месяц;

Период пребывания на сборах;

Сумму расходов, подлежащую возмещению за период пребывания на сборах (в том числе ЕСВ).

Если сборы проходят в Нацгвардии, то для возмещения расходов на выплату среднего заработка работодатель также подает счета на оплату вместе с ведомостью на выплату средней зарплаты, начисленной военнообязанным, призванным на сборы (п. 5 Инструкции № 856 ). Форма такой ведомости приведена в приложении к этой Инструкции , и она более усовершенствована по сравнению с ведомостью для ВСУ. В ней расписана как сумма среднего заработка за период сборов, так и ЕСВ, начисленного на него.

Это все нюансы, связанные с оплатой работникам времени их пребывания на военных сборах. Как видите, ничего сложного.

Показываем оплату военных сборов и получение компенсации в бухучете

Собственно, с чем могут возникнуть сложности? Скорее всего, с отражением в учете компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка работнику за период военных сборов. Ведь начисление заработной платы, проведение удержаний и выплату работнику показываем, как всегда. То есть при этом руководствуемся нормами пп. 8.1, 8.3, 8.8 и 8.9 Типовой корреспонденции .

А вот как правильно показать в учете возмещение расходов учреждения на оплату военных сборов - это действительно вопрос. Нужно ли в таком случае применять субсчет 6414 «Расчеты по специальным видам платежей» по аналогии с учетом компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы? А может, при получении возмещения следует откорректировать (сторнировать) учетные записи по начислению и выплате заработной платы работнику за период сборов? Ни то, ни другое. Первый вариант не подходит, потому что начисление компенсаций и выплат пострадавшим от Чернобыльской катастрофы проводится без отражения расходов учреждения. В соответствии с п. 8.14 Типовой корреспонденции при этом делают запись: Дт 6414 - Кт 6511. Тогда как законодательство требует осуществлять выплату среднего заработка военнообязанным за счет средств работодателя с дальнейшей компенсацией этих расходов . Соответственно, при начислении таких выплат мы должны показать расходы учреждения (Дт 8011 - Кт 6511).

Второй вариант со сторнированием учетных записей тоже не самый лучший. Он не отражает суть этой операции. В начислении среднего заработка работнику за период военных сборов никакой ошибки нет. А значит, и исправлять нечего.

В случае компенсации расходов учреждения на оплату военных сборов мы имеем дело с восстановлением кассовых расходов .

Подробно о порядке отражения операций по восстановлению кассовых расходов вы можете прочитать в консультации «Зарплатный бумеранг»: оформляем и отражаем в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 27 ) .

Напомним лишь ключевые моменты. Так, средства, полученные на восстановление кассовых расходов, зачисляем по тем КЭКР , по которым были осуществлены такие расходы в предыдущих отчетных периодах в пределах одного бюджетного периода. Поэтому в случае получения компенсации от военкомата проводим восстановление кассовых расходов:

По КЭКР 2111 «Заработная плата» - на сумму начисленной заработной платы за период сборов;

По КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда» - на сумму начисленного ЕСВ.

Средства, полученные как компенсация расходов учреждения на оплату военных сборов, в дальнейшем направляем на оплату труда работников и осуществление начислений на фонд оплаты труда.

По общему правилу суммы возмещений попадают на регистрационный счет по КЭКР 0000. Поэтому для зачисления этих поступлений по соответствующим КЭКР необходимо оформить и подать в Госказначейскую службу платежные поручения (по каждому КЭКР отдельно).

Теперь что касается отражения этих операций на счетах бухучета.

Решающее значение здесь имеет период осуществления расходов и получения возмещения. В частности:

Если начисление оплаты военных сборов и возмещение расходов были проведены в пределах одного отчетного квартала (года) - кредитуем счет расходов (Кт 8011, 8012);

Если начисление и выплата среднего заработка военнообязанному были осуществлены в одном отчетном квартале (году), а компенсация получена в другом - корректируем финрезультат соответствующего отчетного периода (Кт 5511, 5512).

А чтобы окончательно разобраться с порядком учета операций по оплате военных сборов, рассмотрим условный пример.

Пример . Один из работников учреждения призван на военные сборы с 13.06.2018 г. по 27.06.2018 г. включительно. Работник предоставил в отдел кадров копию повестки районного военкомата. На основании этого был оформлен приказ руководителя об освобождении работника от работы на время прохождения сборов.

Согласно данным отдела кадров работник отработал более двух месяцев. За апрель 2018 года им было отработано 20 рабочих дней, а за май - 21 рабочий день. Сумма начисленной заработной платы за апрель составляет 4076,00 грн., а за май - 4395,00 грн.

На основании этих данных бухгалтер провел расчет средней заработной платы военнообязанного работника:

Среднедневная заработная плата составляет 206,61 грн. ((4076,00 грн. + 4395,00 грн.) : (20 р. дн. + 21 р. дн.));

Сумма оплаты за период военных сборов - 2272,71 грн. (206,61 грн. х 11 р. дн.).

Кроме того, работнику была начислена заработная плата за фактически отработанное время в июне до дня его выбытия на военные сборы (с 01.06.2018 г. по 12.06.2018 г.) в сумме 1674,28 грн.

Для наглядности суммы начисленной заработной платы, ЕСВ и удержаний из нее приведем в таблице:

Вид начислений (удержаний)

За фактически отработанное время (с 01.06.2018 г. по 12.06.2018 г.)

За период военных сборов (с 13.06.2018 г. по 27.06.2018 г.)

Итого (2 + 3)

Начислены:

Заработная плата, грн.

ЕСВ (22 %), грн.

Итого начислено

Удержаны:

НДФЛ (18 %), грн.

ВС (1,5 %), грн.

Итого удержано

Сумма к выплате, грн.

12.06.2018 г. были перечислены заработная плата за фактически отработанное время и средний заработок за период военных сборов на карточный счет работника.

С целью получения возмещения расходов учреждения на оплату военных сборов в военкомат подан счет и ведомости на выплату средней заработной платы.

Военкомат перечислил средства на регистрационный счет учреждения для возмещения расходов, связанных с выплатой среднего заработка призванному работнику, в сумме 2772,71 грн.

Вариант А . Согласно выписке банка компенсация от военкомата поступила на счет учреждения 27.06.2018 г.

Вариант Б. Согласно выписке банка компенсация от военкомата поступила на счет учреждения 09.07.2018 г.

Для восстановления кассовых расходов по КЭКР 2111 и 2120 были оформлены и поданы в Госказначейскую службу два платежных поручения.

В регистрах бухучета эти операции отражены такими записями:

№ п/п

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Июнь 2018 года

Получены ассигнования на оплату труда

Начислена заработная плата работнику за фактически отработанное время и за период военных сборов

Начислен ЕСВ

Удержаны из заработной платы НДФЛ и ВС

Выплачена заработная плата (за фактически отработанное время и за период военных сборов) путем перечисления средств на карточный счет работника

Одновременно перечислены НДФЛ и ВС в бюджет

Перечислен ЕСВ в Пенсионный фонд

Вариант А

Июнь 2018 года

Отражено восстановление фактических расходов в связи с получением компенсации от военкомата:

На сумму среднего заработка работника за период военных сборов

На сумму начисленного ЕСВ

Закрытие счетов расходов в конце отчетного квартала (4815,33 грн. - 2772,71 грн.)

Вариант Б

Июнь 2018 года

Закрытие счетов доходов в конце отчетного квартала

Закрытие счетов расходов в конце отчетного квартала

Июль 2018 года

Поступили средства на счет учреждения как компенсация расходов на выплату заработной платы работнику за период военных сборов

Отражена корректировка финансового результата предыдущего отчетного квартала в связи с получением компенсации от военкомата

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 - 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755 .

И в конце несколько слов об отражении таких операций в бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств. Так, полученные в течение отчетного периода средства на восстановление кассовых расходов мы отражаем в отчетности как уменьшение расходов по тому же КЭКР , по которому они были осуществлены. При этом в формах отчетности показываем кассовые расходы за минусом сумм , поступивших на их восстановление в течение текущего года. На это указывает п. 11 разд. I Порядка № 44 .

Итак, порядок учета расходов, связанных с выплатой заработной платы военнообязанным за период сборов, и их возмещения имеет несколько особенностей. Однако ничего сложного в этом нет, а значит, учет этих операций не принесет вам лишних хлопот.

Нормативные документы

Типовая корреспонденция - Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 .

Призвать на военные сборы военкомат может только тех, кто состоит на воинском учете, но далеко не всех. Сборы не касаются:

  • женщин;
  • педагогических работников;
  • студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения;
  • сотрудников органов внутренних дел;
  • сотрудников, имеющих трех и более детей;
  • сотрудников, уволенных с военной службы (в течение двух лет со дня увольнения в запас);
  • сотрудников, имеющих неснятую или непогашенную судимость;
  • сотрудников, имеющих основания для отсрочки от службы в армии.

О призыве оповещают повесткой не позднее чем за 10 дней до начала сборов. На первом этапе военнообязанные проходят медосмотр, по результатам которого военкомат принимает решение о призыве на военные сборы. Верхней границы возраста нет, определяющим становится именно состояние здоровья.

Военные сборы не могут длиться дольше двух месяцев. Общая продолжительность сборов для одного военнообязанного не может превышать 12 месяцев.

Обязанности работодателя

Повестку о призыве на сборы военкомат присылает по месту жительства гражданина, если он не трудоустроен или у военкомата нет информации о месте его работы. Трудящийся самостоятельно уведомляет руководителя организации о призыве и передает ему извещение, которое является отрезной частью повестки.

Трудоустроенным гражданам повестка придет по месту работы. И тогда, наоборот, организация обязана сообщить сотруднику о том, что его ждут на военные сборы. В таком случае руководитель оставляет извещение у себя, вкладывает в личное дело, а сотруднику отдает повестку ( Закона № 53-ФЗ).

Организация не должна препятствовать своевременной явке призванного в военкомат, то есть обязана освободить его от выполнения трудовых обязанностей на время сборов. В противном случае военкоматы могут привлечь руководителя организации или ответственного сотрудника к административной ответственности и наложить штраф от 500 до 1 000 рублей ( КоАП РФ).

Оформить все это можно приказом в свободной форме, утвержденного шаблона Генштаб РФ не предлагает. Сотрудник знакомится с приказом под подпись. Важно, чтобы в документе период освобождения от работы соответствовал периоду военных сборов, указанному в извещении.

В течение всего периода сборов работодатель сохраняет за сотрудником средний заработок, который выплачивается работнику. При этом комиссариат обязан возместить эти суммы работодателю. Для этого необходимо направить в военкомат заявление с указанием фактических расходов и банковских реквизитов для перечисления компенсации. Заявление составляется в произвольной форме, но на официальном бланке организации. Заверяет его руководитель или его заместитель. К заявлению надо приложить заверенные копии подтверждающих документов: извещения о призыве сотрудника на военные сборы, справки из военкомата о прохождении сборов, приказа об освобождении сотрудника от работы для прохождения сборов, расчетно-платежной ведомости и пр. (Постановление Правительства РФ от ).

Права работника

Как уже сказано выше, сотрудник, призванный на военные сборы, имеет право на средний заработок. Начисления ведутся только за рабочие дни, выходные и праздничные дни в расчет не входят.

Отсутствие работника считается уважительным, в табеле учета рабочего времени период сборов работодатель отмечает знаком «Г» или соответствующим ему цифровым кодом «23» — как исполнение государственных или общественных обязанностей.

Время, проведенное на сборах, не сказывается на отпускном стаже. Оно также включается и в определение страхового стажа для расчета пенсионного обеспечения. Средний заработок, который выплачивается в этот период, облагается страховыми взносами, а значит, он войдет в расчет социальных пособий, например по временной нетрудоспособности.

Если у сотрудника военные сборы совпали с ежегодным оплачиваемым отпуском, отдых прерывается. У работника есть два варианта:

  1. Продлить отпуск, то есть сразу по окончании сборов использовать оставшееся количество дней отдыха. В этом случае никаких дополнительных заявлений и приказов трудовое законодательство не требует. Продление происходит автоматически, если не требуется делать перерасчет отпускных.
  2. Перенести на другой период, то есть по окончании сборов сотрудник выходит на работу, а оставшиеся дни отпуска может использовать в другой период по согласованию с работодателем ( ТК РФ). При таком варианте работник должен написать заявление, руководитель — оформить приказ, а бухгалтерия — сделать перерасчет отпускных.

Вопрос

Сотрудник был на сборах с 07.09.2017 по 09.09.2017 включительно, штамп в справке есть на 3 дня по графику, сотрудник работает на пятидневке. Сколько дней по среднему необходимо оплатить работодателю по военным сборам, все 3 дня или только дни по графику?

Ответ

Организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

Обоснование

Прохождение военных сборов, на которые гражданин был призван в установленном порядке, является обязанностью гражданина РФ (П. 1 ст. 1, Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».

Подтверждением времени пребывания сотрудника на военных сборах является справка военного комиссариата (по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Осуществленные расходы (в виде суммы среднего заработка и соответствующих начислений на фонд оплаты труда) компенсируются работодателям за счет средств федерального бюджета в соответствии с Порядком , установленным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ).

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов.

Учитывая вышеизложенное, организация обязана не только освободить работника от работы на время призыва на военные сборы, но и выплатить ему средний заработок за время прохождения работником военных сборов, т.е. дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе.

Итак, организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

Наш механик принес повестку из военкомата. Его призывают на военные сборы на 2 недели. Понятно, что не отпустить его мы не можем, но как быть с его зарплатой? Работать-то он не будет, значит и платить мы ему не должны? Бухгалтер говорит, что начислять зарплату за это время нет никаких оснований. Механик же утверждает, что по закону в заработке он терять не должен. Да и как все это оформить, тоже непонятно. Помогите разобраться!

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов является одной из составляющих воинской обязанности гражданина РФ (ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Поэтому, если у вас работает гражданин РФ, пребывающий в запасе, вы должны быть готовы освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности) на период военных сборов. Такая обязанность работодателя прямо установлена законом (ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Продолжительность военных сборов, а также место и время их проведения определяет Минобороны России либо иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, ФСБ России).

Военные сборы бывают учебные и проверочные (по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов).

На учебные сборы вашего работника могут привлекать не чаще одного раза в 3 года. При этом на проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, могут призываться независимо от прохождения ими учебных сборов.

Находиться на военных сборах работник должен не дольше 2 месяцев, и в сумме продолжительность всех сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

К участию в военных сборах могут привлекаться не все граждане, пребывающие в запасе. Например, освобождаются от участия в военных сборах:
граждане женского пола;
граждане, обучающиеся по очной и вечерней формам обучения в образовательных учреждениях;
граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях (но только на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы);
граждане, уволенные с военной службы, - в течение 2 лет со дня увольнения в запас;
граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (ст. 55 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Кстати, на этот период вы тоже должны освободить работника от работы. Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Повестка может быть направлена не только по месту жительства военнообязанного лица, но и по месту его работы. В этом случае вы обязаны вручить ее работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом.

Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки. Обратите внимание! Составной частью этой повестки является отрывное извещение руководителю организации. Данное извещение должно остаться у вас.

Повестку, направленную по месту работы военнообязанного лица, необходимо вручить работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом. Если этого не сделать, работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 21.2 КоАПРФ).

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Если гражданин без уважительной причины не явится в назначенное время в место, указанное в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, военный комиссар примет все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. Принеобходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел (п. 13 Положения о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»).

Итак, на основании повестки вы должны издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он создается в произвольной форме.

Вручая работнику повестку, поступившую по месту работы, не забудьте получить с него расписку. Это лишит работника возможности «списать» свою неявку в военкомат на то, что вы не вручили ему повестку, и вас нельзя будет привлечь к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ

Этот приказ будет подтверждением того, что вы предоставили работнику возможность участвовать в военных сборах. И если он по каким-то причинам не явится в военкомат - это уже будет не ваша вина. Наличие приказа послужит доказательством того, что вы свою обязанность выполнили.

Период, пока работник будет отсутствовать на работе в связи с призывом на военные сборы, в табеле учета рабочего времени нужно кодировать буквенным кодом «Г» (цифровым кодом «23»).

С документальным оформлением освобождения сотрудника от работы в связи с призывом на военные сборы мы разобрались. Но остался вопрос - должен ли работодатель оплачивать это время.

Виды выплат (возмещений), которые выплачиваются работнику, зависят от того, в каких целях он призван на сборы (таблица .).

Так как работодателя затрагивает только вопрос выплаты среднего заработка работнику, призванному на сборы, то на этом мы и остановимся.

Не забудьте ознакомить работник ка с приказом об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы под роспись

Необходимо отметить, что закон прямо говорит об обязанности работодателя сохранить за работником, призванным на сборы, только место работы (должность) (ст. 170 ТК РФ). О сохранении за ним среднего заработка за этот период ТК РФ не упоминает. Вместе с тем, анализ ряда нормативных документов (Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи среализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) позволяет сделать вывод, что вам все же придется выплачивать работнику среднюю заработную плату за период его отсутствия. Не переживайте, впоследствии данные расходы будут компенсированы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ России. Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, на основании данных из справки военного комиссариата.

Виды выплат (возмещений), которые производятся работнику, призванному на военные сборы

Обратите внимание на дату выдачи работнику справки о прохождении военных сборов. Она не может быть позднее даты его убытия из военного комиссариата.

Для того, чтобы получить компенсацию расходов, вам нужно будет сначала подтвердить, что организация эти I расходы понесла. Для этого на официальном бланке необходимо предоставить в соответствующий военный комиссариат сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Документ должен быть подписан руководителем организации (его заместителем), на нем должна быть проставлена печать организации.

Резюме

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за сче т средств федерального бюджета.

Помимо этого, организации необходимо предоставить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие расходы организации, связанные с выплатой работнику, призванному на военные сборы, среднего заработка за период его отсутствия.

Поделиться: