Трудовой кодекс ст 212 в последней редакции. Порядок прохождения врачебных осмотров

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к ст. 212 TК РФ

1. В настоящей статье детализированы закрепленные в ст. 22 ТК основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, которые нашли отражение не только в настоящем разделе, но и в иных разделах ТК (см. комментарии к соответствующим статьям ТК).2. Свидетельством соответствия состояния охраны труда у данного работодателя государственным нормативным требованиям охраны труда является получение сертификата безопасности на основании Постановления Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (БНА РФ. 2002. N 33).3. Соответствие условий труда на конкретных рабочих местах требованиям безопасности и охраны труда определяется аттестацией рабочих мест, проводимой по правилам, установленным в Приказе Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (БНА РФ. 2008. N 10).4. Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Судебная практика по статье 212 TК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2003 N КАС03-414

Содержащиеся в Трудовом кодексе РФ положения об обязанности работодателя проводить мероприятия по охране труда с правом (и обязанностью) работодателя отстранять от связанной с движением поездов и маневрированием работы (не допускать к такой работе), а также об обязанности указанного работника проходить в установленном порядке обучение, проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. ст. , , Трудового кодекса РФ) не имеют отношения к вопросу об исполнении судебных решений о восстановлении на работе работников, работа которых связана с движением поездов и маневренной работой, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на данные нормы Федерального закона, якобы подлежащие применению при разрешении настоящего спора, несостоятельна.


Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N 83-Г07-7

Право на труд неразрывно связано с обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (по ст. ст. 37, 41 Конституции Российской Федерации). Как отмечено выше, обязанность по обеспечению безопасных условий охраны труда возлагается на работодателя (ст. Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно ст. Трудового кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в заключении трудового договора не допускается. Ограничение возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, а следовательно, суд обоснованно сделал вывод о возможности ограничения прав работника по обстоятельствам, связанным с его деловыми качествами, под которые подпадают и личностные его качества, в том числе и состояние здоровья. Данное утверждение согласуется с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N (в ред. Постановления от 28 декабря 2006 года N 63).


Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2007 N 81-Впр07-8

прокурор города Осинники Кемеровской области обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что администрация шахты не выполняет нормы статей , Трудового кодекса РФ, касающиеся аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, в результате чего нарушаются гигиенические и другие нормы безопасности труда. За 2004 год на шахте произошел 41 случай производственного травматизма, в том числе 7 случаев с тяжелым исходом, за 3 месяца 2005 года 5 несчастных случаев, из них 1 со смертельным исходом. Расследование несчастных случаев и проверка показали, что их причинами являются неудовлетворительная организация работ, неэффективность производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, неудовлетворительное состояние технических устройств и рабочих мест. В целях предупреждения причинения вреда работникам участка "КТ-2" (конвейерный транспорт) филиала "Шахта Алардинская", осуществляющим работы на неаттестованных рабочих местах без сертификации работ по охране труда, прокурор просил признать незаконными действия администрации филиала "Шахта Алардинская" ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь", обязать администрацию приостановить деятельность участка "КТ-2" до устранения нарушений требований ст. Трудового кодекса РФ, п. 1.2 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".


Обзор судебной практики, Приложение к письму ФСС РФ от 11.07.2005 N 02-18/07-6203

В силу ст. Трудового кодекса РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации.

В рассматриваемом случае ущерб здоровые работника ЗАО "Корд" был причинен источником повышенной опасности (очиститель наклонный в составе разрыхлительно-очистительного агрегата), владельцем которого, обязанным в силу ст. 1079 ГК РФ возместить вред, является первый ответчик.


Решение Верховного Суда РФ от 07.05.2007 N ГКПИ07-403

Статьями , Трудового Кодекса РФ предусмотрена обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда и обязанность работодателя обеспечить проверку знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний и требований охраны труда.


Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2007 N КАС07-388

Обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда и обязанность работодателя обеспечить проверку знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний и требований охраны труда, предусмотрена статьями , Трудового кодекса Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2005 N 44-Г05-2

При вынесении решения суд исходил из того, что рассматриваемый вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и полномочия последних в области охраны труда определены ст. 6 ФЗ N 181-ФЗ, в том числе реализация государственной политики охраны труда. Согласно ч. 4 ст. 11 указанного Закона и ст. Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Законом Пермской области "Об охране труда в Пермской области" от 07.08.1997 N 814-121 (ч. 2 ст. 6) полномочия в сфере охраны труда закреплены за администрацией области в лице областного органа по труду, который в лице Управления осуществляет реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственное управление охраной труда на территории области. Обязанности работодателя по представлению документов соответствующим органам надзора и контроля в сфере охраны труда предусмотрены ст. Трудового кодекса РФ.


Решение Верховного Суда РФ от 18.09.2007 N ГКПИ07-956

Работодатель согласно части 2 статьи Трудового кодекса Российской Федерации обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).


Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2007 N КАС07-620

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что согласно части 2 статьи Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2009 N 86-Впр09-14

Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией труда по Владимирской области проводилась проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности ООО "Горец", которая показала, что администрация не обеспечивает безопасных условий труда, чем нарушает требования ст. ст. , ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.


Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2009 N 8-Впр09-9

Как следует из материала, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что администрация ЗАО "Ярославский завод вентиляционных изделий" не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. ст. , Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.


Официальный текст :

Статья 225. Обучение в области охраны труда

Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Государство обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.

Комментарий юриста :

Обязанность работодателя обеспечивать работникам безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, является одной из основных обязанностей в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса . и часть 2 статьи 225, раскрывая содержание данной обязанности, устанавливают, что работодатель обязан, в частности, обеспечить:

Проведение инструктажа по охране труда;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве;

Стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ.

В свою очередь, часть 1 статьи 225 устанавливает обязанность всех работников, включая руководителя организации, а также работодателя - индивидуального предпринимателя проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Наряду с работниками часть 1 статьи 225 распространяет данную обязанность и на работодателей - индивидуальных предпринимателей. Этим права и обязанности индивидуальных предпринимателей как работодателей максимально приближены к правам и обязанностям работодателей - юридических лиц.

Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда проводятся в порядке, установленном Правительством РФ. Статья 225, исходя из принципа социального партнерства, содержит положение о том, что Правительство РФ при определении названного порядка должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, который установил общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей, а теперь также и работодателей - индивидуальных предпринимателей. Цель данного Порядка - обеспечить профилактические меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

На основе Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка. Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного контроля (надзора). В настоящее время в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса продолжает действовать ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда", который содержит нормы, аналогичные нормам Порядка (статья 46 Федерального закона "О техническом регулировании").

Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с Порядком, могут проводиться также обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного контроля (надзора) и федеральными органами исполнительной власти. Правом на самостоятельное принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, наделен Минтруд России (пункт 5.2.23 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610).

На территории субъекта РФ организацию обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда координируют федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти по труду субъекта РФ, который формирует банк данных всех обучающих организаций, находящихся на территории субъекта РФ. Ответственность за качество обучения по охране труда, выполнение утвержденных программ по охране труда, несут обучающая организация и работодатель организации в порядке, установленном законодательством РФ. Контроль за своевременным проведением проверки знания требований охраны труда работников, в том числе руководителей организаций, осуществляется государственными инспекциями труда. Государственные инспекторы по охране труда вправе запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Работодатель (уполномоченное им лицо) обязан проводить в отношении всех лиц, поступающих на работу, а также для работников, переводимых на другую работу, обучение по охране труда. Предусматриваются следующие виды инструктажа по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой. Программа, в соответствии с которой проводится инструктаж, разрабатывается и утверждается работодателем или уполномоченным им лицом на основе нормативных правовых актов по охране труда с учетом специфики деятельности организации, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации, включая описание безопасных методов и приемов выполнения работ. После инструктажа лицо, проводившее соответствующий инструктаж, осуществляет устную проверку приобретенных работником знаний и навыков безопасных приёмов работы.

Кроме того, проведение каждого инструктажа регистрируется в журнале проведения инструктажей. Наравне с проведением инструктажей по охране труда для работников рабочих профессий, а также для руководителей и специалистов предусмотрено прохождение обучения по охране труда. Работники рабочих профессий в течение месяца после приема на работу или перевода на другую работу должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Если рабочие заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то они проходят такое обучение со стажировкой на рабочем месте и сдают экзамен по итогам обучения и стажировки. Такое обучение для вновь поступающих на работу рабочих, а также рабочих, имевших более чем годовой перерыв в работе, должно проводиться в течение месяца с момента приема на работу. Кроме того, в процессе трудовой деятельности для данной категории работников проводится периодическое обучение по охране труда.

Рабочие также должны проходить не реже одного раза в год обучение оказанию первой помощи пострадавшим. При приеме на работу указанное обучение должно проводиться не позднее одного месяца после приема на работу. Проверку теоретических знаний и практических навыков безопасной работы рабочих проводят их непосредственные руководители в объеме знаний правил и инструкций по охране труда, а при необходимости также дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда. Руководители и специалисты допускаются к самостоятельной работе после ознакомления с локальными нормативными актами организации, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда в руководимых ими структурных подразделениях.

Обучение по охране труда, необходимое для осуществления ими своих должностных обязанностей, руководители и специалисты проходят в течение первого месяца при поступлении на работу, потом - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Очередная проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов также проводится не реже одного раза в три года. Руководители и специалисты проходят обучение либо в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, штатных преподавателей - специалистов в области охраны труда, а также соответствующую материально-техническую базу, либо в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований по охране труда.

В организации комиссия для проверки знаний работников по охране труда создается приказом (распоряжением) работодателя. В состав комиссии должно входить не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда. Комиссия состоит из председателя, его заместителя (заместителей), секретаря и членов комиссии. Если работник успешно прошел проверку знаний требований охраны труда, ему выдается удостоверение, подписанное председателем комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний по охране труда. Если работник не прошел проверку, он обязан пройти повторную проверку в течение месяца. Контроль за своевременной проверкой знаний требований охраны труда работников осуществляется органами федеральной инспекции труда.

Обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда могут не проходить работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда и непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу. Если работник не прошел обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку на знание требований охраны труда, то работодатель в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса не имеет права допускать его к работе. Согласно части 2 статьи 76 Трудового кодекса недопущение работника к работе производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

Соответственно недопущение к работе в данной ситуации производится до момента прохождения соответствующего обучения, инструктажа, стажировки, проверки знаний по охране труда. Согласно части 3 статьи 76 Трудового кодекса в случае, если работник не прошел обучение и проверку знаний и навыков по охране труда не по своей вине, то время недопущения к работе оплачивается по правилам статьи 157 Трудового кодекса как при простое, т.е. при наличии вины работодателя - в размере 2/3 средней заработной платы работника, если же такая ситуация возникла по причинам, не зависящим от работника и работодателя, то оплата производится в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знания требований охраны труда работников несет работодатель. Не проведение обучения по охране труда либо несвоевременное его проведение может повлечь административную ответственность как должностных лиц организации, так и работодателя - юридического лица и индивидуального предпринимателя. В целях обеспечения организации мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда отдельных категорий работников как застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежегодно выделяются средства в бюджете Фонда социального страхования РФ.

Часть 3 статьи 225 устанавливает, что для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель обязан проводить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проводить их периодическое обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в период работы.

Все работники помимо обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда могут быть допущены к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики - прохождения дополнительного обучения по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем (пункт 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 3901).

Части 4 и 5 статьи 225 закрепляют основы для создания системы непрерывного образования в области безопасности и охраны труда, имея в виду:

Организацию обучения по охране труда во всех образовательных учреждениях;

Обеспечение профессиональной подготовки специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

СТ 212 ТК РФ .

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на
работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса РФ

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ, к их разработке и утверждению (см. ст. , и др. ТК РФ). Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. В случае изменения условий труда, предусмотренных трудовым договором (), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм , т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к ст. 212 TК РФ

1. В настоящей статье детализированы закрепленные в ст. 22 ТК основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, которые нашли отражение не только в настоящем разделе, но и в иных разделах ТК (см. комментарии к соответствующим статьям ТК).2. Свидетельством соответствия состояния охраны труда у данного работодателя государственным нормативным требованиям охраны труда является получение сертификата безопасности на основании Постановления Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях" (БНА РФ. 2002. N 33).3. Соответствие условий труда на конкретных рабочих местах требованиям безопасности и охраны труда определяется аттестацией рабочих мест, проводимой по правилам, установленным в Приказе Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (БНА РФ. 2008. N 10).4. Аттестация рабочих мест предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Судебная практика по статье 212 TК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2003 N КАС03-414

Содержащиеся в Трудовом кодексе РФ положения об обязанности работодателя проводить мероприятия по охране труда с правом (и обязанностью) работодателя отстранять от связанной с движением поездов и маневрированием работы (не допускать к такой работе), а также об обязанности указанного работника проходить в установленном порядке обучение, проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. ст. , , Трудового кодекса РФ) не имеют отношения к вопросу об исполнении судебных решений о восстановлении на работе работников, работа которых связана с движением поездов и маневренной работой, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на данные нормы Федерального закона, якобы подлежащие применению при разрешении настоящего спора, несостоятельна.


Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N 83-Г07-7

Право на труд неразрывно связано с обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (по ст. ст. 37, 41 Конституции Российской Федерации). Как отмечено выше, обязанность по обеспечению безопасных условий охраны труда возлагается на работодателя (ст. Трудового кодекса Российской Федерации). Согласно ст. Трудового кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в заключении трудового договора не допускается. Ограничение возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, а следовательно, суд обоснованно сделал вывод о возможности ограничения прав работника по обстоятельствам, связанным с его деловыми качествами, под которые подпадают и личностные его качества, в том числе и состояние здоровья. Данное утверждение согласуется с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N (в ред. Постановления от 28 декабря 2006 года N 63).


Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2007 N 81-Впр07-8

прокурор города Осинники Кемеровской области обратился в суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что администрация шахты не выполняет нормы статей , Трудового кодекса РФ, касающиеся аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, в результате чего нарушаются гигиенические и другие нормы безопасности труда. За 2004 год на шахте произошел 41 случай производственного травматизма, в том числе 7 случаев с тяжелым исходом, за 3 месяца 2005 года 5 несчастных случаев, из них 1 со смертельным исходом. Расследование несчастных случаев и проверка показали, что их причинами являются неудовлетворительная организация работ, неэффективность производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, неудовлетворительное состояние технических устройств и рабочих мест. В целях предупреждения причинения вреда работникам участка "КТ-2" (конвейерный транспорт) филиала "Шахта Алардинская", осуществляющим работы на неаттестованных рабочих местах без сертификации работ по охране труда, прокурор просил признать незаконными действия администрации филиала "Шахта Алардинская" ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь", обязать администрацию приостановить деятельность участка "КТ-2" до устранения нарушений требований ст. Трудового кодекса РФ, п. 1.2 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".


Обзор судебной практики, Приложение к письму ФСС РФ от 11.07.2005 N 02-18/07-6203

В силу ст. Трудового кодекса РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации.

В рассматриваемом случае ущерб здоровые работника ЗАО "Корд" был причинен источником повышенной опасности (очиститель наклонный в составе разрыхлительно-очистительного агрегата), владельцем которого, обязанным в силу ст. 1079 ГК РФ возместить вред, является первый ответчик.


Решение Верховного Суда РФ от 07.05.2007 N ГКПИ07-403

Статьями , Трудового Кодекса РФ предусмотрена обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда и обязанность работодателя обеспечить проверку знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний и требований охраны труда.


Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2007 N КАС07-388

Обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний требований охраны труда и обязанность работодателя обеспечить проверку знания требований охраны труда и недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний и требований охраны труда, предусмотрена статьями , Трудового кодекса Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2005 N 44-Г05-2

При вынесении решения суд исходил из того, что рассматриваемый вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и полномочия последних в области охраны труда определены ст. 6 ФЗ N 181-ФЗ, в том числе реализация государственной политики охраны труда. Согласно ч. 4 ст. 11 указанного Закона и ст. Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Законом Пермской области "Об охране труда в Пермской области" от 07.08.1997 N 814-121 (ч. 2 ст. 6) полномочия в сфере охраны труда закреплены за администрацией области в лице областного органа по труду, который в лице Управления осуществляет реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственное управление охраной труда на территории области. Обязанности работодателя по представлению документов соответствующим органам надзора и контроля в сфере охраны труда предусмотрены ст. Трудового кодекса РФ.


Решение Верховного Суда РФ от 18.09.2007 N ГКПИ07-956

Работодатель согласно части 2 статьи Трудового кодекса Российской Федерации обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).


Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2007 N КАС07-620

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что согласно части 2 статьи Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2009 N 86-Впр09-14

Кольчугинской межрайонной прокуратурой совместно с Государственной инспекцией труда по Владимирской области проводилась проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности ООО "Горец", которая показала, что администрация не обеспечивает безопасных условий труда, чем нарушает требования ст. ст. , ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.


Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2009 N 8-Впр09-9

Как следует из материала, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что администрация ЗАО "Ярославский завод вентиляционных изделий" не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. ст. , Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.


Поделиться: