Карл юнг - психологические типы. Психологические типы по К.Г

26 июля 1875 года родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина .

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Как это применяется сегодня?

Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.

Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2-3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?

Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…

Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.

Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует. Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Как это применяется сегодня?

Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.

Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.

А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.

На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.

Ассоциативный метод

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

Как это применяется сегодня?

В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.

Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

Как это применяется сегодня?

Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.

Типологическая модель известного швейцарского ученого, психиатра и психотерапевта Карла Густава Юнга связана с движением психической энергии в определенном направлении, в котором тот или иной человек более привычно или предпочтительно ориентируется в мире. С этой точки зрения К. Г. Юнг выделил восемь типологических характеристик: две личностных установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции или типа ориентации – мышление, ощущение, интуицию и чувство, каждая из которых может действовать либо интровертным, либо экстравертным образом.

Интроверсией К. Г. Юнг назвал обращение психической энергии вовнутрь, что выражается в негативном отношении субъекта к объекту и направленности интереса к субъекту. В противоположность этому экстраверсией обозначается обращение психической энергии наружу, вовне, то есть проявление положительного интереса к объекту. Отсюда следует, что у человека с интровертной установкой интерес, психическая активность направлены на внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели, а у человека с экстравертной установкой внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий, аффектов и действий. Как считал К. Г. Юнг, каждый человек более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках.

Согласно представлению К. Г. Юнга, экстравертная и интровертная установки в изолированном виде не существуют. Принадлежность человека к типу определяется в связи с одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности.

Мышление – это психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь, устанавливает логическую связь, упорядочивает содержание сознания.

Чувство – это психологическая функция, придающая содержанию ценность в смысле его принятия или отвержения, упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя.

Ощущение – это психологическая функция, которая характеризует восприятие, совершающееся посредством чувственных органов, не подчиненное рациональным законам.

Интуиция – это психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем, содержание которой имеют характер данности.

МЫШЛЕНИЕ

ИНТУИЦИЯ

ОЩУЩЕНИЕ

Основные функции психологического типа

Любая из функций может быть помещена наверху; соответственно ей, наиболее характерной для конкретного человека, он ориентируется в мире. Относительная позиция других функций, которые по бокам и внизу, определяется функцией, расположенной наверху.

Как полагал К. Г. Юнг, у каждого человека есть все четыре психологических функции, однако они не являются развитыми одинаковым образом. Неизбежно та или иная функция оказывается более развитой – К. Г. Юнг назвал ее первичной или ведущей, доминирующей , в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. По мнению К. Г. Юнга, функции, отстающие в развитии, можно охарактеризовать как «неполноценные», но в психологическом, а не в психопатологическом смысле.

В зависимости от характера ведущей функции К. Г. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные . К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы; ко вторым – интуитивный и ощущающий.

Согласно точке зрения К. Г. Юнга, мышление и чувство являются рациональными функциями , поскольку решающее влияние на них оказывает размышления, рефлексия. Функция «мышление» отражает интеллектуальное суждение, поскольку устанавливает логические связи, а функция «чувство» также означает разновидность суждения, но отличается установлением субъективного принятия или отвержения. Чувство является рациональной функцией, потому что свидетельствует о ценности предмета для человека, а ценности устанавливаются по законам разума точно так же, как и понятия.

К иррациональным функциям К. Г. Юнг отнес интуицию и ощущение , потому что они для достижения полного восприятия должны как можно более отрешаться от всего рационального, и поэтому их сутью является чистое восприятие. Д. Шарп поясняет: ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире, а интуиция постигает то, что находится в мире внутреннем.

Поскольку типы могут быть разделены не только в зависимости от доминирования рациональной или иррациональной функции, но и от преимущественного движения психической энергии (то есть от преобладания интровертной или экстравертной установки), по мнению К. Г. Юнга, можно выделить восемь психологических типов: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий, интровертный интуитивный типы.

Концепция К. Г. Юнга получила свое развитие в 50-ые гг. XX века в работах американских исследователей Катарины Бриггс (K. Briggs) и ее дочери Изабель Бриггс-Майерс (I. Briggs-Myers). Они внесли важное дополнение к теории К. Г. Юнга: помимо доминирующего процесса (восприятия или суждения), характеризующегося преобладанием рациональной или иррациональной функции, у человека также развит вспомогательный процесс , который обеспечивает равновесие между суждением и восприятием, а также между экстраверсией и интроверсией. Из этого положения следует, что если доминирующий процесс связан с суждением, то вспомогательным является один из процессов восприятия. Если доминирующий процесс связан с восприятием, то вспомогательным будет один из процессов суждения.

Согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, предпочтение суждения / восприятия (рациональность / иррациональность на основе теории К. Г. Юнга) окончательно дополняет структуру типа. В связи с этим предпочтение рациональности / иррациональности было выделено ими в качестве четвертой дихотомии при оценке типологических характеристик. Вследствие этого типология К. Г. Юнга из 8 типов личности была расширена до 16 психологических типов.

В дальнейших исследованиях К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс разработали специальную методику для практического применения теории К. Г. Юнга и выявления типологических различий между людьми – опросник «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (MBTI). Данная методика позволяет диагностировать предпочтения в каждой из четырех шкал: «экстраверсия - интроверсия» (описывает два противоположных предпочтения в отношении того, на чем человек склонен фокусировать свое внимание); «сенсорика – интуиция» (описывает способы восприятия или получения информации), «мышление – чувство» описывает способы принятия решения или формирования суждения о чем-либо; «суждение – восприятие» описывает способ ориентирования во внешнем мире.

Таким образом, согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, в основе структуры личности лежат четыре предпочтения, связанные с процессами восприятия и суждения. Ими высказана идея о том, что интересы, ценности, потребности и склад ума, которые формируются естественным образом под влиянием ряда предпочтений, определяют развитие характерного набора поведенческих черт и потенциальных способностей. Отсюда следует, по их мнению, что индивидуальность человека может быть описана отчасти с помощью четырех предпочтений, которые складываются в определенный тип.

Нововведение К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс заключалось также в том, что любой вид суждения (мышление – чувство) может сочетаться с любым видом восприятия (ощущение – интуиция), возможны четыре сочетания в зависимости от комбинации предпочитаемых психологических функций (предпочтительного способа восприятия мира и предпочтительного способа вынесения суждения о том, что воспринято). Каждое из этих сочетаний задает особый вид личности, характеризующийся определенными интересами, потребностями, ментальными привычками и поведенческими чертами, которые являются естественным следствием такого сочетания.

Американский психолог Дэвид Кейрси (D. Keirsey, 1989) также внес дополнение к типологии личности К. Г. Юнга. Он пришел к выводу, что 16 психологических портретов, выделенных К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс на основе теории К. Г. Юнга, можно сгруппировать в четыре более обобщенных психологических типа, которые отличаются разнонаправленными мотивами и ценностями, и при этом каждый из типов включает 4 психологических портрета.

Теоретической базой подхода Д. Кейрси явились: 1) представления К. Г. Юнга о наличии двух установок по отношению к окружающему миру (экстраверсия – интроверсия) и двух пар психологических функций (ощущение – интуиция и мышление – чувство); 2) теория К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, которые наряду с 3-мя парами дихотомических признаков, выделенных К. Г. Юнгом, придали значение паре полярных качеств «суждение – восприятие», характеризующих способ ориентирования в окружающем мире, и выделили ее как отдельный дихотомический признак для определения психологического типа; 3) представления о природе темперамента Э. Кречмера и типах ценностных установок Э. Шпрангера.

1. SP - тип («Дионис») (сенсорно-спонтанный тип). Представителей этого типа объединяет стремление к свободе, выражающееся в возможности следовать своим влечениям и желаниям. Они ориентированы на процесс деятельности, а не на результат. Сама деятельность для них является наивысшей ценностью. Они не склонны ставить перед собой отдаленных целей. Для них характерны оптимистичность, чувство юмора, а также реалистичность, склонность к риску. SP-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFP, ISFP, ESTP, ISTP.

2. SJ - тип («Эпиметий») (сенсорно-планирующий тип). Для представителей данного типа характерно чувство долга, стремление быть полезными другим, ответственность. Они предпочитают четкие правила, нормирующие взаимоотношения во всех социальных организациях, включая семью, поддерживают традиции. Реально оценивают ситуацию, могут объективно прогнозировать последствия многих событий. Они ориентированы на достижение практических целей, социальный статус, авторитет и стремятся занять достойное место в определенной социальной структуре. SJ-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ.

3. NT-тип («Прометей») (интуитивно-логический тип). Представителей данного типа объединяет стремление к научному поиску, пониманию законов природы и повышению собственной компетентности. Они хотят не только уяснить, но и объяснять, предсказывать и контролировать явления действительности. В отношениях с другими людьми требовательны, ждут от них постоянного повышения собственной компетентности. Для них характерна разработка идей, новаторство. NT-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENTJ, INTJ, ENTP, INTP.

4. NF-тип («Апполон») (интуитивно-чувствующий тип). Людей этого типа объединяет духовность, поиски смысла жизни, стремление к самовыражению и совершенству. В отношениях с людьми их отличает проницательность; они имеют склонность наблюдать за особенностями поведения других людей, способствуют реализации потенциала других людей, стремятся к гармоничным отношениям с ними. NF-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENFJ, INFJ, ENFP, INTP.

Опросник «Психологический портрет», разработанный профессором Калифорнийского университета Д. Кейрси, был переведен и адаптирован российскими исследователями Б. В. Овчинниковым, И. М. Владимировой, К. В. Павловым.

Эта книга - первая часть учебного пособия по совсем молодой, пока мало кому известной науке соционике. Науке о структуре человеческой психики, ее влиянии на обмен информацией между людьми.

Соционика открывает новые, еще не разработанные подходы к изучению человеческих взаимоотношений во всем их многообразии.


Типология К.Г. Юнга.

Талантливый ученик 3. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 -1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет.

В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют различия, столь же неотъемлемые, как, например, цвет глаз. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге "Психологические типы" , вышедшей в 1921 году. Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел принципиально новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению человеческой психики Введем эти понятия в той последовательности, в которой вводил их Юнг.

Установки.

Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию .

"Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту" (К.Г. Юнг).

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда "мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение".

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. "Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией , и только относительный перевес одного или другого определяет тип" .

Нужно обратить внимание на то, что в соционике не следует отождествлять понятия экстраверсии и интроверсии со степенью общительности или замкнутости человека. Как видно из определений и объяснений самого Юнга, в этих понятиях общительность и замкнутость - далеко не главное. Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный). Есть экстравертные типы, предпочитающие наблюдать объекты со стороны. И наоборот, интроверт может быть очень общительным, создавая тем самым себе внутренний комфорт.

Функции.

Кроме описания установок К. Г. Юнг ввел понятие функций, позволивших впоследствии разработать аналитический аппарат и построить модели структуры человеческой психики. Юнг выделил четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие -с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). По определению К. Г. Юнга:

Мышление есть та функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.

Интуиция есть та функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция -это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение - та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их "отсталость" проявляется лишь в сравнении с доминирующей. "Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии" .

Если же у человека мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет "об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является, поэтому признаком примитивного состояния духа" . Исследования Аушры Аугустинавичюте полностью подтвердили это утверждение: "Среди психически полноценных людей мы таких индивидуумов не встретили"

По преобладающей функции, которая накладывает свой отпечаток на характер индивида. Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий.

Юнг утверждал, что "чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства". Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил другую пару альтернативных функций: интуиция - ощущение.

Классы.

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

("Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему".

Юнг понимал разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме, как "правильную" установку "среднего разума".

(Иррациональное по Юнгу - это не что-то противоразумное, а что-то лежащее вне разума, на разуме не основанное.

"Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального".

В жизни есть как рациональное, так и иррациональное. Не все можно сопоставить с общепринятыми нормами. Там, где требуется чистое восприятие, нормы только мешают. Не зря мы говорим, например, что у каждого свой вкус (ощущение - иррациональная функция). Всем известны поговорки: "О вкусах не спорят", "На вкус и цвет товарищей нет", "Кому поп, кому попадья, а кому и попова дочка". Свои предчувствия, прозрения и вдохновение (интуиция - тоже иррациональная функция) никто не обязан соизмерять со "средним разумом". Мы иногда говорим об интуиции как о "шестом чувстве", иррациональном явлении.

А вот нарушения логики в рассуждениях (мышление - рациональная функция) делают их непригодными для использования. Не зря только в ироническом ключе можно услышать фразы "у нее женская логика" или "у него. своя непостижимая логика". Речь же идет не о логике женщины, а о нечеткой, запутанной аргументации. То же и с моральными нормами и правилами этикета (чувство - рациональная функция). Понятно без объяснений, что такое бессовестный, аморальный поступок, что такое неумение себя вести. В каждом социуме накоплены свои варианты нормы, и человек вынужден их выполнять, чтобы не оказаться социально не одобряемым "средним разумом" этого общества.

Таким образом, мы видим, что в жизни есть два класса явлений: рациональные - то, что люди сравнивают с нормами и правилами, и иррациональные - которые несравнимы ни с какими правилами, существуют вне их. "В соответствии со своей природой интуиция и ощущение должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума" (К.Г. Юнг).

Нельзя недооценивать каждый из этих классов явлений. Как рациональный, так и иррациональный подход может сыграть свою важную роль в разрешении различных жизненных ситуаций там, где может быть неприменим один из них. Юнг приводит такой пример: "слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути".

Психологические типы.

Итак, Юнг построил типологию, базируясь на двух установках:

экстраверсия - интроверсия

и на четырех функциях, которые он описал как попарно альтернативные, разделив их на два класса:

рациональные: мышление - чувство

и иррациональные: ощущение - интуиция

Юнг рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертном, так и в интроверт-ном вариантах. Он определил в соответствии с этими уже восемью функциями 8 психологических типов. Он утверждал: "как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим". Подробные описания типов Юнг привел в своей книге "Психологические типы". Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Таблица 1. Психологические типы К.Г. Юнга


Юнг отмечал, что не следует путать деление на классы (рациональные - иррациональные) с делением на установки (экстраверсия - интроверсия). Это независимые друг от друга параметры человеческой психики. И экстравертные и интровертные типы могут принадлежать как к классу рациональных типов, так и к классу иррациональных типов.

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. Тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для человека. "Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого Образа",- писал Юнг .

Типология Юнга - это усовершенствование модели Фрейда "ego - super-ego - id". "Проверяя эту модель, Юнг убедился, что большая часть или даже все отношения человека с одушевленными и неодушевленными предметами определяются психической структурой людей. То есть, эти отношения бывают разными, и причина этой разности - различие в психической структуре индивидов. Поэтому, используя отношения как отправную точку, можно сконструировать не одну, как у Фрейда, а несколько моделей психики, что и сделал Юнг",- писала Аушра Аугустинавичюте .

С точки зрения типологии Юнга каждый человек не только индивидуальность, но и представитель определенного типа. В этом нет ничего обидного для человека, как нет ничего ограничивающего его индивидуальность в принадлежности к мужскому или женскому полу. Будучи мужчиной или женщиной, блондином или брюнетом, человек остается личностью, имеет право на собственные мысли, чувства, привычки, вкус. Типы личности - качественно отличающиеся составные элементы человечества, но они не налагают ограничений на свободу выбора человека. Часто приходится отвечать на вопрос, можно ли изменить тип личности? Таких прецедентов пока не наблюдалось, да это и не нужно. Юнг пишет, что при попытках изменить тип человек "становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки" .

Типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров в рамках любого из психологических типов и не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям "расти над собой". Знание своего типа личности может только помочь пройти этот путь легче, подсказать свои, а не чужие средства к достижению целей, но уж никак не помешать.

До сих пор некоторые ученые предполагают, что психика новорожденного - чистая грифельная доска, tabula rasa, и все психологическое развитие происходит из личного опыта. Однако Юнг утверждал, что психика ребенка уже обладает структурой, которая задает базис для его дальнейшего развития и взаимодействия со средой, он писал: "Ребенок не рождается с готовым сознанием, но его разум не есть tabula rasa. Сам мозг рождается с определенной структурой". Структура эта служит основой, на которой впоследствии формируется индивидуальная психика. Как отмечал Юнг: "Классификация не объясняет полностью индивидуальной психики. Тем не менее, представление о психологических типах открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии".

К сожалению, несмотря на огромный практический опыт Юнга и его учеников, их современники не приняли данной типологии. В психологической среде долгое время существовало устойчивое мнение, что типология эта трудна, расшифровать ее нельзя, и "работает" она только в руках автора.

В наше время идеи Юнга начали "прорастать" в умах, появилось много его последователей в различных странах мира. Все больше ученых принимают вывод Юнга о том, что поведение человека, кажущееся на первый взгляд непредсказуемым, на самом деле вполне логично, если понять, какие глубинные мотивы лежат в его основе. Юнга изучают настоящие и будущие психологи. Вот как о его типологии написано в учебнике для психологических факультетов университетов: "Юнговская типология помогает нам понять социальные отношения, описывая, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях" .

Развитие идей Юнга в Западной Европе и США.

Наибольший вклад в развитие типологии Юнга на Западе внесла его ученица Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции в Швейцарии. Она занялась пропагандой его идей и увлекла этим свою дочь Изабель Бриггс Майерс. Изабель поставила перед собой цель сделать открытия Юнга понятными и полезными среднему человеку. В течение сорока лет она разъясняла и распространяла теорию Юнга, а также разработала систему тестов для определения типа личности, которую она назвала "Индикатор типов личности Майерс - Бриггс" (The Myers - Briggs Туре Indicator) или MBTI.

Типологические признаки Майерс - Бриггс Юнговские установки, функции и классы в типологии Майерс - Бриггс выстроены в единую систему независимых признаков. Таким образом, получились 4 пары признаков, обозначенных латинскими буквами. Индексы-обозначения образованы от английских названий признаков. В разных работах встречаются разные переводы названий признаков. Во избежание путаницы мы в скобках указываем английское название признака по Майерс - Бриггс.

экстравертный E (Exstraverted) - интровертный I (Introverted)

мыслительный T (Thinking) - чувствующий F (Feeling)

интуитивный N (Intuitive) - ощущающий S (Sensing)

решающий J (Judging) - воспринимающий P (Perceiving)

Типы личности в системе Майерс - Бриггс.

Посмотрим теперь, как из этих признаков получаются типы. В системе Майерс - Бриггс они называются типами личности. И. Бриггс Майерс и К. Бриггс для описания типов личности сделали новый шаг по сравнению с теорией Юнга. Как мы помним, Юнг описал функции ощущение - интуиция и мышление - чувство как попарно альтернативные и независимые. Независимость функций наводит на мысль о том, что каждая функция из одной пары может сочетаться с каждой функцией из другой пары. Эта мысль подразумевалась Юнгом в контексте, но не была отражена в построении типов. Попарное сочетание функций приводит к удвоению количества типов по сравнению с юнговской типологией. Юнговский мыслительный тип теперь распадается на два.

Мыслительный (Т): мыслительно-ощущающий (ST) и мыслительно-интуитивный (NT)

Таким образом, получаем более подробно определенный психологический тип. В жизни это разделение мыслительных типов соответствует несколько условному делению людей на "практиков", т.е. тех, кто силен в конкретной конструкторской и производственной работе и на "теоретиков", т.е. тех, кто успешно размышляет о глобальных мировых законах.

Аналогично формируется вторая пара.

Чувствующий (F): чувствуюше-ощушающий (SF) чувствующе-интуитивный (NF)

В этой паре различия можно охарактеризовать так: первые - "заботливые" - лучше видят, кто нуждается в их заботе и поддержке, вторые - "психологи" - лучше ориентируются в возможностях и перспективах людей и отношений.

В таком описании у каждого из типов присутствуют как рациональная, так и иррациональная функции.. Доминировать в проявлении типа может либо одна, либо другая из них. Например, у мыслительно-ощущающего (ST) типа может доминировать мышление (рациональная функция) или ощущение (иррациональная функция). Во втором случае его уже правильнее называть ошущающе-мыслительным, хотя обозначение в типологии Майерс - Бриггс остается тем же - (ST). Различие в обозначениях этих типов состоит в том, что в первом случае в названии типа будет присутствовать буква "J" для обозначения рациональности, а во втором - буква "Р" для обозначения иррациональности.

Таким образом, все типы в этой типологии (в отличие от юнговской) уже могут существовать либо в рациональном (J), либо в иррациональном (Р) варианте.

Рациональные (J)

мыслительно-интуитивный NT, мыслительно-ощущающий ST, чувствующе-интуитивный NF, чувствующе-ошущающий SF.

Иррациональные (Р)

интуитивно-мыслительный NT, ощущающе-мыслительный ST, интуитивно-чувствующий NF, ощущающе-чувствующий SF.

Вспомним теперь, что здесь еще не учтено юнговское понятие установок (экстраверсии - интроверсии). В типологии Майерс - Бриггс, так же как и в типологии Юнга, каждый из типов может быть представлен в экстравертном (Е) или интровертном (I) вариантах. Следовательно, каждый из типов: ST, NT, SF, NF -может принадлежать к группам:

Экстравертные рациональные E(..)J

Интровертные рациональные I(..)J

Экстравертные иррациональные Е(..)Р

Интровертные иррациональные I(..)P

Такая комбинация расширила типологию с восьми юнговских типов до шестнадцати. В качестве названия каждому типу личности был присвоен четырехбуквенный код. Код состоит из обозначений признаков, доминирующих у типа. Если, например, у типа сильны признаки: экстраверсия (Е), ощущение (S), чувство (F), иррациональность (Р), то он называется ESFP, в то время как тип с выраженными признаками: интроверсия (I), интуиция (N), мышление (Т), рациональность (J) - называется INTJ. Сведем шестнадцать типов личности по Майерс - Бриггс в таблицу, аналогичную таблице юнговских психологических типов (табл. 2).

Применение теории типа личности.

К. Бриггс, И. Бриггс Майерс и их последователи в США подробно исследовали проявления каждого из шестнадцати типов, описали характерные личностные черты. Они отметили влияние структуры личности на способ существования в мире: профессиональную ориентацию, творческие способности, отношение к различным видам деятельности, к людям, животным, книгам, учебе, труду, искусству, здоровью и многое другое.

Эта типология получила в США и в странах Европы название "Теории типа личности" (Type Theory) или "Типоведения" (Type Watching).

Изабель Бриггс Майерс начала работу над опросником для определения типа личности MBTI в 1942 году и на протяжении нескольких лет вносила в него существенные изменения, делая его, в частности, пригодным для студентов высшей школы и колледжей. Опросник содержит более 100 вопросов. Количество вопросов варьируется в зависимости от типа опросника: для коммерческого или научного применения. В настоящее время уже трудно сосчитать, сколько вариантов опросника и подделок "ходит" в нашей стране и за рубежом. У тестируемых выявляют доминирование по всем четырем парам независимых признаков.

Таблица 2. Типы личности по Майерс - Бриггс

Существует руководство по использованию опросника, впервые опубликованное в 1962 г. . MBTI применяют в психотерапии и психологическом консультировании, в том числе и в нашей стране. Впервые на русском языке о нем написано в книге , более полный его вариант перевела и описала Аушра Аугустинавичюте в работе . В разных странах есть курсы обучения работе с опросником, включая видеокурсы на кассетах, показывающие отражение типологических особенностей на внешности людей.

Поделиться: