Как называются игрушки из глины. Народные промыслы России

Глина - прекрасный натуральный материал, который идеально подходит для детского творчества. Каждый ребенок искренне радуется, когда из небольшого серого комка рождается яркая красочная игрушка. Подарите вашим детям мастер-класс по росписи глиняных игрушек, и вы оставите у них незабываемые впечатления о празднике.

Для кого подходит мастер-класс?

Мастер-класс по росписи игрушек из глины подходит для детей всех возрастов. Это не только увлекательное, но и полезное занятие. Лепка развивает пространственное мышление у ребенка, учит его изобразительной грамотности, а роспись помогает почувствовать широкие возможности игры цвета.

Вы можете заказать мастер-класс по росписи игрушек из глины:

  • на День рождения,
  • праздник в школе или детском саду,
  • Новый год или Рождество,
  • выпускной или творческий классный час.

Как проводится мастер-класс?

Во время мастер-класса наши опытные мастера:

  • Расскажут детям о видах росписи глиняной игрушки;
  • Продемонстрируют яркие готовые примеры работ;
  • Раскроют секреты росписи игрушки из глины;
  • Подскажут, как правильно использовать краски;
  • Проконтролируют процесс работы и помогут создать каждому свою оригинальную расписную игрушку.

Вы можете не беспокоиться о ходе мероприятия, потому что мы обо всем позаботились за вас! В стоимость мастер-класса по росписи игрушек входят:

  • глиняные игрушки,
  • краски и другие расходные материалы,
  • все необходимые приспособления,
  • одноразовые перчатки и фартуки.

От вас требуется только обеспечить просторное место для размещения участников, необходимое количество стульев и столов и свободный доступ к воде. Каждый из ребят уйдет с праздника с хорошим практическим опытом создания собственной игрушки, яркими впечатлениями и отличным памятным сувениром.

5 причин заказать этот мастер-класс

Изделия мастеров-игрушечников отображали многообразные сценки русского быта, а также персонажи русских сказок. Нарядная барыня встречает гостей хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются на озорного колобка. Другое семейство занято важной работой – надо вытянуть репку. Этот удивительный мир наполнен солнечным светом и добрым юмором.
Ковровские игрушки возвращают нас к истокам, к природе, к национальным корням.

Ковров – районный центр Владимирской области. Согласно преданию возник в XII веке как деревня Елифановка, называвшаяся по имени её основателя зверолова Елифана. В XVI веке село принадлежало князьям Ковровым, от чего и получило название «Коврово». В 1778 году село получило статус уездного города.

Берега реки Клязьмы богаты месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины. Наличие глины способствовало развитию «глиняного промысла».

Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII-XVI веков.

Наряду с глиняной посудой, местные мастера изготавливали игрушки – свистульки и фигурки, изображавшие людей, животных и птиц.


Краеведам удалось выяснить, чем ковровские игрушки отличались от дымковских и филимоновских. Оказалось, что ковровские мастера создавали не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни и с предельной четкостью выписывали все детали. У глиняного сарафана всегда были глиняные завязочки, у глиняной барышни – глиняные сережки, а в глиняной печке – глиняные пирожки.



Во II-й половине XIX века гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. Этому способствовало расширение торговли и обновление технологического процесса. Изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливать их суриком; а красная глина использовалась для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества.

В этот период, как и в прежние времена, в дополнение к производству посуды небольшими партиями лепились игрушки. Предназначались игрушки для крестьян или городских мещан. На протяжении XIX – начала XX веков игрушки продавались только во Владимирской губернии. Постепенно промысел пришёл в упадок.


Возрождаться традиционный промысел в новом качестве на Ковровской земле начал лишь спустя столетие,в конце XX века. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь. В настоящее время она заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России.

Современная история ковровской глиняной игрушки ведётся с 1993 года.
«Глиняный промысел» сегодня представляет ООО «Фабрика «Ковровская глиняная игрушка»».


Ковровская глиняная игрушка является «визитной карточкой» города Ковров. А теперь -немного о технологии изготовления этой игрушки.

Изготавливается игрушка из голубой глины, добываемой на территории Ковровского района. Знание о том, где находится месторождение глины, передается мастерами из поколения в поколение. Говорят, что у каждого мастера есть своя заветная копанка. Глина вручную выбирается из копанки, тут же вычищается и собирается в мешки, в которых хранится в течение года. В таком виде она уже готова к применению.

Каждый лепщик доводит глину до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается лепить. Мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости. Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони.

Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3-5 дней. За это время они затвердевают. В процессе естественной сушки происходит диффузия. Как говорят мастера «глина в глину входит». Далее изделия подсушиваются в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30°С (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Затем остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи.
Художественный образ игрушки создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её.

Для росписи применяются масляные художественные и темперные краски. Стилистические особенности ковровской игрушки – яркая, сочная цветовая гамма, сюжетное многообразие, тщательная тонкая проработка деталей.



Основные образы ковровской игрушки – мать, кормящая или купающая младенца, персонажи русских сказок, жанровые сценки русского быта (печка, русское подворье, русская баня , парочка у плетня, ярмарка, чаепитие ).
Лепят на фабрике и шкатулки-игрушки – масленица, дровосек, барышня с сундучком, купец с баранками, купчиха, коробейник и др. Множество сюжетных композиций способны многое рассказать о жизни наших древних предков: об их обрядах и быте.

В Ковровском историко-мемориальном музее с декабря 2006 года действует интерактивная экспозиция «Мир глиняной игрушки». Экспозиция включает в себя просмотр видеофильма, запечатлевшего все стадии создания глиняной игрушки.
















1 из 15

Презентация на тему: Народная глиняная игрушка

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны.

№ слайда 3

Описание слайда:

Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строиться по такой схеме: у человека на лице с чуть выпуклым носом – круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку сусальным золотом.

№ слайда 6

Описание слайда:

Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг.

№ слайда 7

Описание слайда:

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (разнообразные птицы, барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

№ слайда 8

Описание слайда:

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру. Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

№ слайда 9

Описание слайда:

Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.

№ слайда 10

№ слайда 11

Описание слайда:

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик. В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной яркой краской, которая затем дополняется серебряной или золотой. Этот прием ("оживка") придает игрушкам индивидуальный, весьма сувенирный характер. Поэтому абашевские заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности - безусловно интереснее.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не уступает другим. Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не уступает другим.

Народная глиняная игрушка

з класс

Цели:

  • Продолжить знакомство с народным творчеством (дымковская, филимоновская, каргопольская, и абашевская игрушки), познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
  • Развивать познавательный интерес, умение обобщать и сравнивать;
  • Развивать творческие способности;
  • Формировать самостоятельность, чувства взаимопомощи.

Формы работы: фронтальная индивидуальная.

Основные понятия: глиняная игрушка

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран, презентация, выход в интернет.

Практическая значимость

После знакомства с видами глиняной игрушки была организована экскурсия в деревню Нижние Таволги близ Невьянска, которая известна благодаря производству керамических изделий. Здесь производят керамику из местных красных глин, отличающихся хорошим качеством. Учащиеся вместе с родителями познакомились со всем процессом изготовления керамических изделий, а также смогли попробовать себя в качестве гончара. (Приложение 1)

Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461659644.pptx (презентация)

Ход урока:

I .Формулирование темы урока

Хотите отправиться в сказку

Про компьютер и яркие краски?

Глиняной игрушке

Урок мы посвятим,

Компьютерные технологии

С трудом мы соединим.

Учащиеся настраиваются на работу. На экране появляется тема урока.

(Презентация, Слайд 1)

II Введение нового материала.

Издавна многие города и сёла России славились изделиями своих гончаров. Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала это были сосуды. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду прочной, а красивой её делали руки и фантазия людей. Глиняная игрушка - это особый вид народного творчества. Её лепила повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников. Керамикой же называют обожженные изделия из глины. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.
В каждой местности игрушки имели свои особенности.

- Давайте подробнее узнаем об этих игрушках.

Учащиеся смотрят видеопрезентацию разработанного электронного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo

II Актуализация знаний.

- Какая же сказка без испытаний?

Ответить на вопросы первое задание.

Учащиеся по описанию игрушек, местности, в которой их изготовляют, вспоминают и называют промысел. После этого на экране появляется фотография села, а затем изображение соответствующих игрушек.

На экране фотография с видом Дымкова.

(Презентация, Слайд 2)

Как игрушки те зовутся,

Что на Свистунью продаются?

(Дымковская игрушка)

На экране - изображение дымковской игрушки.

(Презентация, Слайды 3, 4)

На экране - фотография с видом Филимонова.

(Презентация, Слайд 5)

На экране - изображение филимоновской игрушки.

(Презентация, Слайды 6, 7)

На экране фотография с видом Каргополя.

(Презентация, Слайды 8, 9)

На экране - изображение каргопольской игрушки.

(Презентация, Слайды 10, 11, 12)

На экране - фотография села Абашаева.

(Презентация, Слайд 13)

Как игрушки те зовут,

Что в Абашаеве живут?

(Абашаевские игрушки)

На экране - изображение абашаевской игрушки.

(Презентация, Слайд 14)

III Повторение особенностей глиняных игрушек разных промыслов.

- Испытание второе.

Нам компьютер приготовил

Описание игрушек,

Ты внимательно читай,

Название промысла

Сам определяй.

Учащиеся выполняют второе задание «Think» из интерактивного урока на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#review

Задание содержит описание в стихотворной форме основных особенностей игрушки и названия четырех промыслов. Необходимо прочитать задание и вписать ответ в пустое окно.

1.Какие так расписаны игрушки?

На одеждах барынь и на зверушках -

Точки, ягодки, кружки,

Волнистые линии и завитки.

2.Гусиное перо - не кисть!-

Художники возьмут,

Елочки, полоски

На игрушки нанесут.

Необычные цветы

Соединят в орнамент,

«Звездочки» и «солнышки»

На юбках засверкают.

Символы земли и солнца -

Треугольники и круг -

Сплетут в узорные соцветия.

В какой игрушке мы найдем

Особенности эти?

3.Круги и линии, двулистники-мазки,

Солнце, ромбы и цветки

Весело в узор ложатся,

Чтобы в нем переплетаться

«Елочка» и «колосок»

Украсят юбку или стог.

4.Затейливых узоров на игрушках нет.

Отдельные детали имеют особый цвет.

Их серебром или золотом покрывают.

Как промысел этот называется?

IV Анализ образца

Посмотрите внимательно на образец нашей игрушки.

Показ образца.

(Презентация, Слайд 15)

- Какой материал будем использовать для изготовления игрушки?
- Какими свойствами обладает пластилин в отличие от глины?
- Из каких деталей состоит игрушка? (Голова, туловище, лапы, хвост)
- Каким способом изготавливают игрушки?

(Из раскатанного пласта, вытягиванием из целого куска, скатыванием)

V Планирование работы

А. Лепка туловища путем раскатывания пласта.
Б. Из куска пластилина вытягиванием лепим голову собачки.
В. Лепим лапы и хвост скатыванием.
Г. Соединяем все детали игрушки.

4. Правила безопасной работы

Повторение санитарно-гигиенических правил.

VI Практическая работа

Овладение приёмом работы (по инструкционной карте).

(Презентация, Слайд 16)

Туловище

Для лепки туловища потребуется кусок пластилина лепёшкой имеющий форму полукруга, из которого затем сворачивают конус.

Вылепите из пластилина пласт.

Пластиковой крышкой отмерим 3 раза её высоту. Чтобы определить размер полукруга.

Сворачиваем полукруг в конус.

Лапы и хвост

Для лепки лап и хвоста потребуется 1 кусок пластилина. Делим его на две части: хвост и лапы. Кусок пластилина для лап делим ещё на две половины (2 лапы).

Заготовка остальных деталей

Обратить внимание на наличие ушей.

2. Сборка изделия.

Соединять детали можно по-своему. Голова собаки может смотреть вверх, можно спрятать голову под хвост и т.д.

VII . Итог урока

Демонстрация готового изделия

Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на уроке рисования. Сейчас подпишите свою игрушку, и мы устроим выставку ваших работ.

Рефлексия

С какими центрами народной глиняной игрушки познакомились на уроке?

Сумеете теперь отличить дымковскую и абашевскую, филимоновскую игрушку друг от друга? По каким признакам?

Какую игрушку мы сегодня лепили?

Понравился ли вам урок?

Учащиеся отвечают на эти вопросы в интерактивном уроке в разделе « Discussion » на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#discussion

Оценивание работ:

Критерии:

Правильность выполнения работы согласно полученному заданию и инструкции.

Творческий подход к выполнению изделия.

Организация рабочего места.

Время, затраченное на изготовление изделия.

Оценивание:

«5» - когда выполнены все критерии;
«4» - с учётом тех же требований, но допускаются исправления и недочёты в работе;
«3» - если работа выполнена неаккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

VIII . Домашнее задание.

1)Познакомится с изделиями «Гжель» и «Калининская игрушка» в интерактивном уроке в разделе «Dig Deeper» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#digdeeper

2)Узнать практическое назначение изделия, которое выполняли на уроке в интерактивном уроке в разделе «And Finally» на сайте https://ed.ted.com/on/tzJsIXFo#finally

Русская глиняная игрушка являлась частью жизни народа на протяжении многих веков. Искусство изготовления таких вещиц и традиции ремесла передавались из поколения в поколение. Эти, казалось бы, безделушки являются воплощением красоты, труда и образа жизни русского народа.

глиняных игрушек

На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Они представляли собой погремушки, различную посуду и маленькие глиняные подобия орудия труда. При раскопках были найдены игрушки и более позднего происхождения. Они носили культовое значение и были изготовлены в виде фигурок людей, птиц, коней. Создавались эти игрушки посредством и последующего обжига в печи. Иногда их украшали росписью и покрывали глазурью.

История глиняной игрушки стремительно развивалась. Ее производство в 17-18 вв. быстро нарастало. Фигурки стали изготавливаться специально для продажи на весенних ярмарках. Глина - пластичный и мягкий материал. Она была пригодна не только для формирования посуды. Из нее лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое. Каждый мастер обладал своим стилем и манерой лепки и При Алексее Михайловиче в качестве сувениров и подарков такие вещицы охотно стал закупать царский двор.

В то время глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. Занимались этим по большей части в осенне-зимний сезон, когда времени, свободного от сельских забот, было предостаточно. И по сей день народная игрушка из глины не теряет своей актуальности. Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, она обладает волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение.

Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления

Игрушки могут различаться по составу глины, взятой для поделки, и по манере лепки, свойственной тому или иному виду изделий. Лучше всего лепятся образы из жирной глины. В основном она используется для изготовления филимоновских игрушек. Каждому изделию свойственны определенные формы и цветовая гамма, которые зависят от вида глины, найденной в определенной местности, и ее пластичных свойств.

Глиняные игрушки, изготавливаемые ранее, представляют собой особую отрасль гончарного ремесла, сохранившуюся и по сей день. Выразительность и простота - главные критерии лепки этих изделий народными мастерами.

Большой известностью пользуются российские керамические каргопольские, дымовские, филимоновские и др. получило свое распространение по многим странам мира.

Глиняная игрушка каргопольская: история возрождения

Своим названием эти поделки обязаны своему месту происхождения, городу Каргополь Архангельской области, а точнее деревням вокруг него. Именно там поначалу крестьянами создавались игрушки из наиболее доступного в этих местах материала - глины.

Довольно интересна история возрождения этого промысла. По отношению к другим видам мастерства, возрождение которых было организовано в советские времена, искусство каргопольской игрушки в России в какой-то момент было практически утеряно. Однако некоторые образцы изделий удалось сохранить и донести до наших дней благодаря Ульяне Бабкиной. Она смогла дать вторую жизнь некогда исчезнувшему виду ремесла. Глиняные игрушки, фото которых представлены ниже, отражают всю индивидуальность и особенности мест своего происхождения.

Особенности внешнего вида каргопольской игрушки

Каргопольские поделки, по сравнению с другими их сородичами, отличаются своим достаточно архаичным видом. Тем не менее они достаточно узнаваемы по своему типажу, стилю и росписи.

Сюжеты делятся условно на 2 категории:

  • Сюжетные игрушки, демонстрирующие деревенский образ жизни, а также воссоздающие сказочные сюжеты. Тематика может быть абсолютно разной - «Девушка за стиркой», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и тому подобное.
  • Старинные типы - всевозможные животные, полкан (человек с телом коня), берегиня (женщина с голубями в руках).

Важнейшей обрядовой темой данных игрушек является «женщина-мать», прообразами которой являются животворящие силы «матери - сырой земли» и солнца. Любимым образом среди каргопольских мастеров является женская фигурка «Бобка».

Современными мастерами могут быть придуманы новые сюжеты с сохранением признаков каргопольской игрушки. Это только множит и без того богатое изобилие образов таких поделок.

Если следовать всем традициям, расписанная игрушка представляет собой выбеленную фигурку, разукрашенную разными цветами, но без всякого глянца и лишних деталей. Несмотря на разнообразие красок, оттенки, в том числе и яркие, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица достаточно простая.

Присущие узоры

Роспись глиняных игрушек является довольно простой, однако берет она свое происхождение из далеких времен. Здесь можно увидеть прямоугольники, овалы, ромбы, штрихи, полоски, крапинки, косые кресты. Набор красок в основном состоит из коричневого, охристого, черного, зеленого, кирпично-красного и голубого оттенков. Реже добавляются серебряная и золотая краски.

Глиняные свистульки: их значение и поверья

В качестве детской забавы глиняные игрушки-свистульки стали восприниматься сравнительно недавно. Ранее, во времена языческих богов, эти фигурки носили магическое значение. Их использовали для отпугивания нечистой силы.

Пинежский заговор гласит, что игрушка способна переманивать на себя болезни. Такую же цель имели и различные свистульки. Их часто лепили в виде различных животных и птиц, которые, в общем-то, и являлись традиционной темой русских народных игрушек.

В Тульской области существовали поверья о том, что свистульки могли снять порчу с человека и вернуть ее на того, кто ее послал. Те или иные виды фигурок могли избавить от различных хворей. Как правило, их расставляли напротив окна для защиты ребенка от зла и болезней.

В 19 веке в Вятке проводился древний обряд с применением игрушечной свистульки, призванный изгонять злые силы и привлекать добрые. Этот праздник носил название «Свистопляска» или «Свистунья». В эти дни взрослые и дети свистели в глиняные свистульки, предавались танцам и веселью.

В чем заключается индивидуальность поделок из глины?

Рассматривая все работы ранних и современных мастеров, в том числе и зарубежных, можно увидеть обильное разнообразие свистковых поделок. Это зависит от многих факторов, в том числе и от пичужки - инструмента для прокалывания отверстия в игрушке. По длине все инструменты практически одинаковы - от 80 мм до 100 мм. Однако сечение может быть весьма разнообразным - круглым, овальным или прямоугольным.

Пичужка каждого мастера - это его личный инструмент, изготовленный им самим, поэтому техника у всех разная, и результат, соответственно, отличается от других. Тем не менее известны способы изготовления свистулек абсолютно без каких-либо приспособлений, где в ход идут только руки.

Значение поделок в современном мире

Изготовление глиняных игрушек - это индивидуальный процесс для каждого человека. Очень полезны подобные занятия в школьных кружках. С их помощью можно вызвать в детях интерес и любовь к мировой культуре, развить моторику рук, художественный вкус, натренировать усидчивость, настойчивость и терпение.

Свойства глины, применимой для изготовления игрушек

Несложно догадаться, что глиняные игрушки, в том числе свистульки, изготавливаются из глины. В природном виде ее можно встретить различных цветов, но обычно после обжига она меняет свой цвет на белый или красный. Поэтому ее стали называть "беложгущаяся" или "красножгущаяся".

Месторождения глины

Красножгущаяся глина имеет наибольшее распространение. Она, как правило, встречается на берегах озер и рек, оврагов и склонов. Также ее можно найти на строительных площадках при рытье котлованов.

Но следует знать, что природная или живая глина не всегда пригодна для изготовления поделок, так как в ней часто содержатся всевозможные примеси - мелкие камни, песок и тому подобное. Глина с содержанием песка до 5% называется "жирной", а та, в которой доля песка доходит до 30%, именуется "тощей".

Чтобы изготовить качественную свистульку, следует брать материал средней жирности (10-15%).

Подготовка материала к работе

Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины - прессы, грохоты, шаровые мельницы и пр. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.

Этапы технологии:

  • Набрать в карьере глину. Небольшой ком материала следует предварительно обжечь в печи, чтобы убедиться в его пригодности к работе.
  • На чистой поверхности разложить комки и высушить.
  • Далее размельчить их и удалить имеющиеся примеси щепок, камней, былинок и т. п.
  • В измельченную массу добавить воду из расчета три части жидкости и одна часть глины. Раствор тщательно размешать.
  • Дать массе отстояться, пока на дно не осядет наиболее тяжелая часть (камни с песком). Оставшуюся осветленную воду следует осторожно слить.
  • Вычерпать средний слой глины и погрузить ее в гипсовую ванну или ведро.
  • Дать смеси подсушиться до состояния густого теста, тогда во время работы она не будет прилипать к рукам.
  • Вымесить глину с целью удаления лишних воздушных пузырьков.
  • Качество материала можно проверить следующим образом: скатать жгут с диаметром 15-20 мм, согнуть его не спеша пополам. Если место перегиба осталось гладким, без трещин или практически без них, значит, эта масса пригодна для изготовления свистулек.
  • Для надежного сохранения получившуюся массу поместить в целлофановый пакет и герметично его закрыть. В таком виде глина может сохраняться на продолжении нескольких месяцев. В подсохший комок можно добавить небольшое количество воды и перемять его тщательно.

Если в ваших планах - изготовить всего лишь пару свистулек, постарайтесь использовать доступный вам материал без вышеописанной предварительной обработки. Глина из некоторых месторождений уже готова к применению. Если не получается подготовить материал перечисленными способами, тогда его можно приобрести на предприятиях, занимающихся изготовлением керамических изделий, в художественных лавках или онлайн-магазинах.

Поделиться: