Как исповедоваться перед священником что говорить. Как исповедоваться первый раз

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Великий пост - благодатное время, когда особый ход богослужения, тематика богослужебных текстов, а также воздержание от скоромной пищи настраивают человека на покаяние, тормошат спящую душу, чтобы она проснулась и посмотрела на себя, осознала в каких грехах и опасности находится. В этот момент человека начинает посещать покаянное чувство. Но зачастую люди путают исповедь и покаяние, в то время как святые отцы называют четкие различия между этими таинствами. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить именно об этом. Что такое исповедь и что такое покаяние?

Самое главное в нашей жизни - это спасение. Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (Мф.4, 17). Святой Пророк Иоанн Предтеча также призывает нас в своей проповеди: «…покайтесь… (Мф.3, 2)» и «сотворите же достойный плод покаяния…» (Мф.8, 9).

Когда человек живет в миру, он совершает много грехов. Кто-то, например, пьет, курит, матом ругается, раздражается, гневается, злится и все это входит у него в привычку, грехи становятся обыденными, и в человеке нет покаяния. Когда же человек приходит к Богу, он начинает ощущать, что грехи тяготят его душу, и тогда он говорит пред Богом: «Господи! Я больше матом ругаться не буду! Пить не буду! Курить не буду! Буду стараться не раздражаться!» - вот это и есть покаяние – изменение жизни.

Когда человек приходит к священнику на исповедь, он может сказать: «Батюшка, я в Церковь не ходил. Богу не молился, постов не соблюдал. Матом ругался, пьяным напивался, раздражался. В этом я исповедуюсь и каюсь. Прощу у Бога прощения». Если человек произнес это и дал Господу обещание исправиться, то благодать Божья даст ему силы, и он от исповеди отходит с легким сердцем, т.к. снял со своей души тяжелую ношу, которую все это время нёс.

Когда люди говорят: «Я хочу жить свободно, пить, гулять, блудить, курить, матом ругаться», - это болезнь души. Если человек избавился от гнева, зла, алкоголя, курения и мата, то он стал свободным. Если же эти страсти его мучают - значит, он в плену. Бесы держат человека в этих страстях.

Святые отцы говорят, что начало духовной жизни, когда у человека открываются духовные глаза и он видит в себе бездну грехов - это и есть начало покаяния. Если человек не видит своих грехов - значит, он пока ещё духовно слеп. Тогда человеку помогаешь, напоминаешь о его грехах. Многие не думают о том, что пропускать службы - это грех. Существуют апостольские правила, в которых говорится, что если кто-то не был в храме три воскресных дня без уважительной причины, то он отлучается от Церкви. Я обычно спрашиваю: «Ты посты соблюдал?» и слышу в ответ: «Не соблюдал никогда». Об этом тоже говорится в апостольских правилах: если человек не соблюдает посты в среду и пятницу, то он отлучается от Церкви. Священник напоминает на исповеди о том, что это тяжкие грехи. Я спрашиваю: «Ты не молился?» и человек признается: «Да, не молился. Только принял Крещение. Даже молитв не знаю». Это тоже грех, в котором надо покаяться.

Священник помогает человеку на исповеди, напоминает ему грехи, объясняет, что гордыня - самый тяжкий грех. Когда человек находится в гордыне, он всегда раздражается. Почему так происходит? Потому что человек о себе высокого мнения, обижается, всегда недоволен, стремится быть на высоте, хочет, чтобы о нем говорили только хорошее, а это Господу неугодно. Афонский старец Паисий Святогорец, когда был маленьким, бегал наперегонки со своими друзьями и прибегал первым. Родители Паисия говорили, что так делать нельзя, потому что в этом скрывается гордыня. Лучше уступить место другому, пусть он прибежит первым. Так и когда в школе учишься – хочешь быть первым. Такого быть не должно. Надо всегда уступать место другому. Нужно уметь смиряться. Это полезно для нас. Порой бывает так, что Господь попускает нам для нашего смирения стать вторыми, а то даже и последними. Все это полезно для нас.

Когда человек покаялся первый раз в жизни, искренне исповедовался, ему кажется, что он всё сказал. Я обычно говорю, что это только начало. На самом деле, вы будете вспоминать свои грехи ещё года два - три. Возьмите бумажку, если вдруг что-то вспомните - запишите, чтобы не забыть, потому что у карандаша или у ручки память лучше, чем у нас. Если вы ещё что-то вспомните, нужно опять все записать, а потом на исповеди покаяться в этом. Всё, что мы делаем, говорим, о чём мыслим, запечатлевается в вечности на все времена. Сколько нами было сказано нехорошего! Сколько ложных тщеславных слов! Сколько всего мы сказали с гордостью! Порой мы забываем об этом, а злые духи не забывают и всё сохраняют.

Расскажу одну историю. Мой брат Николай работал кондуктором. Однажды он ждал поезд, и так как в запасе было время, он надел тулуп, чтобы не замерзнуть и прилег на диване. Николай ещё не успел заснуть и вдруг увидел, что входит прекрасный юноша и говорит: «Николай, вставай! Пойдем со мной». Он встал, оглянулся и увидел своё тело со стороны. Они пошли по коридору и вдруг оказались в одной из комнат, где стоял стол, покрытый красной тканью, и на нем лежали толстые книги. Там же находились два рогатых беса. Как только Николай вошел, они взглянули на него и говорят: «А, Николай! Давай посмотрим!». Один бес открыл книгу и начал перечислять все его грехи с юности, даже те, о которых он и не помнил. Затем другой бес сделал то же самое. Николай взял эту книгу и кинул её в бесов. Они бросились из-за стола и стали его бить. Но юноша сказал: «Не трогайте его». После этого Николай очнулся опять на диване. Господь открыл ему, что примерно с семи лет, когда человек осознает, что такое грехи, бесы уже контролируют наши слова, дела и мысли.

Бывают такие случаи, когда приходят на исповедь и говорят: «Батюшка! Я во всем грешна!», тогда я начинаю спрашивать:

Народ расстреливала?

Дома поджигала?

На луну летала?

Надо сказать то, что ты делала в своей жизни.

Совесть часто обличает нас - мы слышим голос Божий. Некоторые пытаются «заглушить» свою совесть. Так поступать нельзя. Когда мы искренне покаемся, тогда душа освободится и Господь даст благодатную силу. После этого человек не грешит, он имеет страх Божий. Бывает, человек подходит и говорит: «Батюшка, я грешен в этом, в этом и в этом, но не дает обещания исправиться, остается таким же, каким и был. Если же человек спрашивает, как избавиться от определенного греха, то батюшка всегда посоветует как поступить и тогда надо его послушаться. Если мы говорим о плотском грехе, то следует мяса и сладкого не вкушать, никого не осуждать, не гордиться, не раздражаться, никого не обижать, досыта не есть. Если страсти будут беспокоить, то можно в пятницу не кушать. Если и этого будет мало, то и в среду и в понедельник. Таким путем мы можем достигнуть того, что все страсти у нас прекратятся. Конечно, всё начинается с помыслов, от нашего невоздержания. Не надо лезть туда, где огонь, сидеть в интернете, искать по телевизору всякую грязь. А если туда окунулись, о чем это говорит? О том, что мы нечистоплотны, а это Господу неугодно. Поэтому надо жить в чистоте.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, человек созрел для покаяния, решил написать исповедь. Как ему правильно выстроить исповедь? С чего начать, в первую очередь?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Следует начать с самых тяжких грехов - убийства, блуда. Как только вы назовете их, вам станет легче исповедоваться дальше.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Насколько подробно нужно рассказывать о таких грехах?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

На исповеди не нужно говорить о том, как грех совершался.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Нужно ли говорить о том, сколько раз совершали какой-то грех?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если человек пришел на исповедь в первый раз и покаялся, то ему не нужно повторять этого. Господь ему грех простил.

Телефонный звонок:

Я была на вечерней службе на исповеди и попросила у священника благословления на пост. Так как у меня вторая группа инвалидности, то врач категорически запретил мне поститься. Священник же не дает послабления и говорит идти к другому врачу, который не запретит. Скажите, пожалуйста, как быть дальше? Я просила в субботу и воскресенье немножко творога и рыбы.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Я исповедовал десять лет в Троице - Сергиевой лавре и пять лет в Почаевской. У духовников обычно было заведено так, что болящим разрешается рыба, но не молочные продукты. Когда мать святого праведного Иоанна Кронштадтского заболела и была при смерти, врач сказал ей съесть куриный бульон, на что она ответила: «Я никогда в жизни не нарушала поста и никогда не нарушу. Господь меня исцелит». И Господь исцелил ее. В Библии сказано: «Если хочешь быть здоров - не греши». Согрешишь - пойдешь к врачу, врач тебе выпишет лекарство, а Бог лечит (см.: Сир. 38, 1-15).

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, нам задали такой вопрос: «Я болею уже 30 лет, сейчас мне 40. Не хожу, испытываю слабость всего тела. Воцерковлена с самого начала болезни, соблюдаю все посты, молюсь. На дому надо мной совершают все таинства. Что мне полезно будет сделать ещё, чтобы Господь меня услышал? Может, моя вера слаба?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Самое главное - благодарить Бога. Как-то один духовник на святой горе Афон склонил голову. К нему подошел другой старец и говорит: «Батюшка, что с вами?» Тот отвечает:

Господь меня оставил.

Как оставил?

День прошел, и никаких искушений не было. Все было хорошо.

Если есть болезни - значит, Господь мимо не прошел, посетил. За это надо благодарить Бога. Это очень ценно. Нужно просить молитв близких людей, чтобы они помолились за нас. Вот это - самое главное. Не нужно роптать, отчаиваться, обвинять кого-то – Бога или ближних. Нужно винить только себя. Лучше здесь временно всё пережить, претерпеть, чтобы душа вышл свободной, чистой в духовный мир. Конечно, страшно и ужасно, когда человек грешит на земле и не осознает этого, а постоянно пребывает в грехе. Бесы связывают человека по рукам и ногам и не дают ему духовно возрастать. Вот это страшно. Так что надо Бога благодарить за болезни.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, ещё очень важной составляющей частью правильного покаяния и исповеди является духовный отец. Как правильно выбрать себе духовника?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Об этом надо попросить Господа. Когда я учился на первом курсе семинарии, пошел под Успенский Собор и дорогой думал так: «Сейчас я войду в храм на исповедь, и первый священник, который выйдет, станет моим духовником». В этот момент выходит из алтаря архимандрит и у меня появляется мысль: «Вот твой духовный отец». Так это до сегодняшнего дня, уже 50 лет. Сам Бог пошлет того, кому ты сможешь раскрыться. Конечно, этот вопрос очень сложный.

Надо хоть раз в жизни по- настоящему покаяться от юности, найти кому сможешь довериться. В приходских храмах немного священников, а народу много и батюшка не может одного человека подробно исповедовать. Надо пойти в монастырь и исповедаться там полностью у какого-то духовника. Необходимо, чтобы на совести ничего не оставалось. Это самое главное.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, порой человек встречается с внутренним препятствием. Он хочет покаяться, но пытается подбирать слова на исповеди. Ему кажется некрасивым и постыдным назвать все свои грехи. Надо подобрать такие слова, чтобы и о грехе сказать и не испытать сильного стыда. Но тогда человек сталкивается с тем, что когда он отходит от исповеди, то не испытывает на душе мира. Совесть обличает его. Из-за чего это происходит?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Такое бывает, когда человек не полностью раскрыл грех. У священника бывает много народу на исповеди. Не нужно стесняться говорить грехи, потому что злой дух, который неотступен от нас, всегда внушает нам это. Не надо бояться того, что священник о тебе подумает. Надо смело говорить, тогда Господь принимает такую кающуюся душу в свои объятия. Нет такого греха, который бы Господь не простил. Нет такой болезни, которую бы Бог не исцелил.

Телефонный звонок:

Существуют разные мнения о порядке исповеди и соборования. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5, 14). «И если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15). Прежде чем собороваться, человек должен пойти на исповедь, покаяться во всех грехах, чтобы на совести у него ничего не оставалось. В Таинстве Соборования прощаются те грехи, которые человек по немощи своей уже не помнит.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Что значит «прощеный грех »? Я прочитал у святых отцов, о том, что прошеный грех - буквально значит «небывший грех », т.е. если человек совершил грех и покаялся в нем, то в очах Божьих этого греха и не было. Вот какую великую силу имеет покаяние!

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Да. В греческом языке слово «грех » означает промах. Когда человек целится «в десятку», а попадает в «молоко», то это – промах. Так же происходит и когда человек грешит, но думает так: «Сейчас я напьюсь или покурю и получу от этого удовольствие». Оказывается, человек ошибается. Это принесет ему большое зло. Уходит благодать Божья, наступает унынье, отчаянье, тревога и нет радости. А апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес.5, 16-18).

Телефонный звонок:

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Врагов у нас нет. У нас только один враг – дьявол и грехи, которые мы совершаем. Я был в Иерусалиме. Там живут иудеи, мусульмане, протестанты и православные. Многие живут дружно. У нас не должно быть врагов. Мы должны примером своей жизни показывать другим, что наша вера православная - правильно славящая Бога. Вражда не приводит к хорошему. Она ведет к кровопролитию и разрушению. Представьте себе, что вы родились в другой вере и в день Страшного суда Господня откроются наши дела. По делам нашим мы получим наказание или награду.

Телефонный звонок:

В 28 лет у меня уже было Евангелие, тогда ещё нельзя было ходить в храм. Я работала учительницей и везде в дороге рассказывала о Боге. Если я ехала до Симферополя, а сама в то время жила в Крыму, то три часа рассказывала водителю о Евангелии - я его уже выучила наизусть. Слава Богу, почти все выслушивали и только некоторые водители морщились и говорили, что мне не надо платить 4 рубля, лишь бы я вышла из машины. Остальные реагировали по-другому. Однажды мне надо было заплатить 3 рубля, а у меня было только 2, и водитель сказал: «Я бы ехал с вами всю жизнь, лишь бы вы только про Бога рассказывали». Правильно ли я делала, ведь сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями?» (Мф.7, 6).

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если человек сыт, а вы будете его заставлять кушать, то он скажет: «Я сыт. Мне больше не надо». И, наоборот, если человек голоден и нуждается в пище, то надо его накормить - т.е. поговорить с ним о Боге. Поэтому тот водитель так и сказал вам. Он был доволен и напитался духовной пищей. А тот человек, который душой мертв, не нуждается в этом. Если же человек другой веры и слушать тебя не захочет, значит, не надо говорить. Когда я еду в подряснике в поезде, то никому ничего не говорю. Люди сами спрашивают: «Где Вы служите? Где живете? Вы что, верите в Бога?» Я отвечаю: «Да, верю. Потому что неверующих людей на земле нет. Одни верят, что Бог есть, другие - что нет». И начинается разговор. Я о Боге ничего не говорю. При советской власти, когда я ехал в поезде, порой бывало, что купе полностью набивалось людьми: одни послушали, потом вошли вторые, а за ними и третьи. Все постоянно слушали. Я им рассказывал про птичку, про самолет, про природу. Даже если и власти будут слушать - я ничего крамольного не говорил, не было никакой агитации. Я просто отвечал на вопросы. Однажды я вышел на остановке в 4 часа утра, оглянулся - оказывается в том вагоне, где я ехал, почти в каждом окне по 2-3 человека махали мне рукой!

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Это было в советское время?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

В советское время. Говорить надо, потому что вера от слышания, а слышание - от слова Божия, по Священному писанию.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Священное писание приводит примеры этого. Первомученик Стефан говорил проповедь иудеям, врагам Христовым. Как они реагировали? Они не просто говорили: «Нам не надо», они скрежетали зубами, раздирали на себе одежду, потому что эта речь обличала их. Она жгла их, как огонь, но он всё равно говорил. Мы же не знаем, может, кто-то из этих иудеев потом покаялся.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Вопрос: Уместно ли задавать вопросы монашествующим священникам и подробно советоваться по устройству личной жизни? Или лучше обращаться с такими вопросами к белому духовенству?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если священник опытный, то можно к нему обращаться.

Телефонный звонок:

У меня не состоялся брак. После венчания я не познал свою жену. Она боялась, что у нас будут больные дети, потому что я от армии освобожден по статье, а она состояла на учете, так как тоже была больной. Я ушел от неё. Мы развелись, и через три года она родила нормального ребенка в другом браке. Бес меня подзуживает: как бы ей отмстить, лукавый не дает покоя. Надо её простить, оставить на суд Божий?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Надо сказать, что случаев больших и малых, до мелочей не бывает. Это промысел Божий. Вам надо молиться за неё. Если у нас есть враги, которые против нас, то бесы через них действуют на нас. И когда мы молимся, то этот человек уже не является для нас врагом. Он - создание Божье и Господь не вменяет нам во грех, если мы молимся за этого человека. Надо пережить это искушение, оно не без промысла Божьего. Это всё пройдет. Значит, так надо. Бог это попустил, скажите: «Слава Богу за всё!» Если мы будем Бога благодарить за всё, что с нами в жизни бывает, даже если, например, у вас вырвали сумку, а там было много денег - значит, это не без воли Божьей. Слава Богу за всё! Нужно благодарить Господа. Как-то у меня были посетители, которые спросили меня: «Батюшка! Дайте нам наставление, как правильно жить в этой жизни?» Я ответил: «Сейчас вы едете в Москву, приезжаете к своему дому, а там много пожарных машин, машины скорой помощи, и вы на 100% убедились, что ваша квартира и все вещи в ней сгорели. Не надо поднимать панику. Нужно поступить как Иов Многострадальный и сказать: «Бог дал, Бог взял. Слава Богу за всё!» Это будет пред Богом как подвиг. Вы сели в машину, поехали к знакомым, вашу машину занесло и вы врезались в столб. Не надо расстраиваться, надо выйти и сказать: «Слава Богу, все живы. Если б не билось, не ломалось - то куда бы всё девалось? Слава Богу! Значит, так надо». Это Господу будет угодно. Вы приехали к знакомым, сели за стол чай пить - и вдруг с вами случился приступ. Вызвали скорую помощь, и вы оказались на операционном столе. И здесь надо сказать: «Слава Богу за всё!» Всё, что Господь не делает - всё к лучшему, потому что Бог - это Любовь. Он больше беспокоится о нашем здоровье, о нашем спасении, нежели мы сами. Вот так мы должны правильно жить.

Есть народная пословица: «Потерял богатство - ничего не потерял. Потерял здоровье - половину потерял. Потерял веру в Бога - всё потерял». Сто лет назад в России было сто пятьдесят миллионов населения, и большинство были верующими. А потом пришли люди и сказали, что Бога нет, и некоторые приняли это за истину, пошли против Бога и разрушили страну. Без Бога все разрушается…

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.

Я часто прихожу в церковь на исповедь, чтобы покаяться в своих грехах, очистить душу и получить прощение Бога. Это священное таинство мощнее и сильнее любых других ритуалов очищения, поэтому я рекомендую регулярно исповедоваться в храме каждому человеку. В этой статье я расскажу все, что нужно знать прихожанину, который решился на этот обряд в первый раз или хочет глубже постичь духовный смысл исповеди.

Готовиться к исповеди нужно заблаговременно. Лучше всего отвести на подготовку несколько дней.

Что следует сделать:

  1. Написать на листе бумаги список грехов, в которых вы будете каяться батюшке в церкви.
  2. Почитать церковную литературу, в которой описываются все особенности таинства исповеди.
  3. Признать свои грехи, что они существуют и вы их совершили. При этом не нужно искать виноватых, пытаться оправдаться перед самим собой и перекладывать ответственность. Покайтесь прежде всего перед собой: «Да, я это делал, и только я виновен в содеянном».
  4. Подсказкой о том, какие грехи следует включить в список, может быть ежедневный дневник, в котором вы будете отмечать, что делали в течение дня. Отмечайте в нём, что хорошего совершили, и что плохого. Старайтесь свои мысли, эмоции и действия внимательно отслеживать и «ловить» себя на негативных состояниях.
  5. Попросите прощения у тех, кого вы обидели. Постарайтесь примириться с врагами. Попробуйте наладить контакт с теми, с кем давно в ссоре и не общаетесь. Даже если общение вы не возобновите, искренний разговор очистит ваши душу и сердце.
  6. Введите в распорядок дня молитвы. Вечером читайте каноны: Покаянный и обращённый к Богородице.

Важно понимать, что личная исповедь (когда вы сами себе признаетесь в грехах и каетесь) отличается от церковного обряда (его смысл - в глубоком покаянии и желании очистить от грехов, чтобы в будущем не повторять их).

А исповедь у священника - это уже следующий этап. Благодаря тому, что вам приходится себя преодолевать, рассказывая постороннему человеку о своих нелицеприятных поступках, вы можете глубоко осознать их, преодолеть чувства вины и стыда, и сделать правильные выводы.

Если у вас возникают трудности с перечислением списка грехов, купите в церковной лавке специальную книжечку, в которой есть полное описание и самого таинства, и подробный список грехов. Также в ней есть все необходимые материалы о том, как приготовиться к исповеди.

Как правильно исповедоваться и вести себя в храме

Как только вы начинаете чувствовать тяжесть в душе, когда совершенные проступки не дают покоя, и ваши мысли полны негатива, приходит время для исповеди в церкви.

Прощение, которое вы получаете после искреннего раскаяния, дарит вам чувство облегчения и освобождения. Какие правила исповеди существуют:

  1. Исповедоваться можно до трех раз в неделю. Но делать это так часто вовсе необязательно. Вполне может быть, что ваши грехи не настолько суровы, и вам потребуется раскаяние у священника лишь раз в месяц или реже. Наблюдайте за своими ощущениями. Если почувствуете, что стоит снова выговориться, приходите на очередную исповедь.
  2. Чтобы избавиться от неловкости и чувства скованности, пробуйте фокусировать мысли именно на искреннем желании очистить свои душу и сознание от негатива, получить прощение и благословение Бога.
  3. Приготовьте список совершенных грехов до самого таинства, чтобы не тратить время на то, чтобы вспомнить о том, что забыли.
  4. Если грехи, совершенные вами, достаточно тяжелы, батюшка после исповеди может наложить епитимью - наказание, исполнив которое вы заслужите прощение. Следует понимать, что выполнить указания нужно будет обязательно.

Самое лучшее время для исповеди - это либо время после вечерней литургии, либо утром, до начала службы.

Как проходит исповедь

Есть несколько вариантов исповеди:

  • Общая, когда люди произносят свои грехи вместе, во время специальной службы.
  • По договоренности со священником вы можете получить его личную аудиенцию, и исповедоваться тет-а-тет.
  • В исключительных ситуациях (если человек тяжело болен, например), батюшку можно пригласить домой. Исключение делается чаще всего только в тех случаях, когда «грешник» при смерти.

Следует быть готовым к тому, что до таинства батюшка задаст вам несколько вопросов. Отвечать на них следует искренне и без смущения. Обычно он интересуется, часто ли вы молитесь, приходите в храм, следуете ли божьим заповедям и прочее.

Таким образом, таинство проходит в несколько этапов:

  1. Предварительный разговор с вопросами от священника.
  2. Зачитывание вами грехов по списку, выражение желания раскаяться и получить прощение.
  3. В конце батюшка прочтет молитву и разорвет список грехов. Это значит, что исповедь окончена, а вы получили отпущение.
  4. После этого на вашу голову возложат епитрахиль, что символизирует благословение и милость Бога. В конце обряда приложитесь губами к Евангелию и кресту, которые обычно располагаются в конце храма.

Посмотрите видео о том, как правильно называть грехи на исповеди:

В чем каяться на исповеди?

Чтобы не испытывать неловкости при первом посещении таинства, следует знать, что нужно говорить на исповеди. Часто бывает, что люди пытаются сформулировать свои поступки только «головой», забывая, что раскаяние должно идти от сердца. Я призываю вас не слишком заботиться о точности формулировок, а произносить все, как чувствует ваша душа. Вы можете выражаться даже косноязычно, какая разница? Бог слышит и понимает вас.

  1. Никогда не пытайтесь оправдаться перед батюшкой, не вините в своих неудачах, бедах и грехах своих людей. Признайте, что только вы несете за них ответственность.
  2. Длинных рассказов с массой подробностей тоже не требуется. Выговориться таким образом вы можете маме или подруге, а батюшке просто перечислите все грехи. Только факты - без оценок, объяснений и оправданий. Размышлять, почему все так, тоже не нужно.
  3. Покаяться можно: в семи смертных грехах, негативных эмоциях, которые вы проявляете к людям, в проступках, которые могли нанести кому-то вред.

И помните: неважно, знаете ли вы правила или нет. В церкви всегда подскажут и расскажут, помогут, если вы о чем-то забыли. Не бойтесь выглядеть глупо и неловко, просто будьте искренни и слушайте свое сердце.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Исповедь (таинство Покаяния) в нашей обители совершается ежедневно во время утреннего богослужения: с понедельника по субботу – в 7.00, в воскресенье – в 6.30 и 9.00.

В период Великого поста исповедь совершается по средам, пятницам и субботам в 7.00, по воскресеньям в 6.30 и 9.00.

Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.

О таинстве Покаяния

В таинстве покаяния христианину подается очищение от грехов, совершенных после крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви, в лице ее представителя - епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью.

Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того, чтобы увидеть свое зло, надо видеть свет или красоту Божией правды, которая воссияла более всего в лице Господа Иисуса Христа, в Его Евангелии, а также в святых людях. Поэтому надлежит каяться перед лицом Господа, Которому Отец Небесный отдал весь суд на земле. Суд же состоит в том, что Господь есть свет, а отвергающий этот свет сам в себе несет наказание, уходя во тьму.

Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведет к разъединению с Богом и людьми, и, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться перед нею. В древности грешник каялся перед всем церковным собранием; теперь же священник один принимает исповедь от лица Господа и Церкви.

Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не допускает человека принимать дар Божественной благодати, т.е. лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, требуется постоянное внимание к себе, борьба с дурными помыслами и горькое сожаление о частых оплошностях. Это и есть постоянное покаяние. Чтобы вдыхать благодать, надо постоянно выдыхать перегар греха. Постоянно проверяющий себя и хотя бы на вечерней молитве вспоминающий свой прошедший день, успешнее кается и во время исповеди. Кто же пренебрегает ежедневной гигиеной души, легко впадает в большие грехи, иногда их даже не замечая. Покаяние, предшествующее исповеди, требует, во-первых, осознание своих грехов; во-вторых, горькое сожаление о них и, наконец, решимость исправиться.

Хорошо кающийся находит и причины греховных поступков. Например, он поймет, что неумение переносить и прощать обиды, даже самые ничтожные, объясняются гордостью, с которой и будет бороться.

Борьба с грехом должна необходимо выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми, так как корень греха есть самолюбивое самозамыкание человека. Исповедь и есть, прежде всего, этот выход из болезненной субъективности; она требует и самопожертвования (своим самолюбием), без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности. Иная болезнь неизлечима без лезвия хирурга или прижигания. Исповеданный грех становится чуждым человеку, а скрытый производит нагноение всей души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько, чтобы излечиться от грехов, т. е. избавиться от их повторения. Принимая кающегося, священник обращается к нему: “Будь внимателен, ты пришел во врачебницу, не уйди отсюда невыздоровевшим”.

Грех разлагает нашу личность, а вернуть ее целость, т. е. исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос исцеляет нас Своею любовью. И как не разгореться в сердце кающегося благодатной любви, когда Господь говорит ему: “И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Иоан. 8:11 ), или, что тоже самое, когда иерей произносит слова разрешительной молитвы? Власть разрешать грехи Господь дал Своей Церкви, сказав Апостолам: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Матф. 18:18 ).

Подготовкой к исповеди служит, во-первых, духовная жизнь человека, с постоянным упражнением совести, о чем было сказано выше; и, затем, особые средства, как-то: уединение для размышления о своих грехах, молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг.

Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сперва помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороться надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда). Если такие грехи имеются, они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы, так как Бог есть любовь. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. Господь сказал: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф. 6:15 ).

Все, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну. Как духовно-лечебное средство священник может наложить на кающегося епитимью, например, назначить ему особые духовные упражнения, или временно не допустить до святого Причащения.

(Составлено по книге епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) Православный катехизис).

Пример исповеди

Приводим примерный образец исповеди, которым можно руководствоваться для того, чтобы лучше разобраться в себе во время подготовки к таинству Покаяния. Однако этот образец – всего лишь ориентир, помогающий построить личную исповедь, в которой будут названы те грехи, которые имели место именно в вашей жизни.

"Приношу Тебе, милостивый Господи, тяжелый груз моих бесчисленных согрешений, которыми я грешил перед Тобой, начиная с моей ранней юности и до сегодняшнего дня.

Я согрешил перед Тобой, Господи, неблагодарностью Тебе за Твои милости, забвением Твоих заповедей и равнодушием к Тебе. Согрешил маловерием, сомнением в вопросах веры и вольнодумством. Согрешил суеверием, безразличием к истине и интересом к неправославным вероучениям. Согрешил хульными и скверными мыслями, подозрительностью и мнительностью. Согрешил привязанностью к деньгам и к предметам роскоши, страстными увлечениями, ревностью и завистью. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил услаждением греховными мыслями, жаждой удовольствий, духовной расслабленностью. Согрешил мечтательностью, тщеславием и ложным стыдом. Согрешил гордостью, презрением к людям и самонадеянностью. Согрешил унынием, мирской печалью, отчаянием и ропотом. Согрешил раздражительностью, злопамятностью и злорадством. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил пустословием, ненужным смехом и насмешками. Согрешил разговором в храме, напрасным употреблением имени Божия и осуждением ближних. Согрешил резкостью в словах, сварливостью, язвительными замечаниями. Согрешил придирчивостью, оскорблением ближних и преувеличением своих способностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил неприличными шутками, рассказами и греховными разговорами. Согрешил ропотом, нарушением своих обещаний и ложью. Согрешил употреблением бранных слов, оскорблением ближних и проклятиями. Согрешил распространением порочащих слухов, клеветой и доносами. Согрешил ленью, напрасной тратой времени и непосещением богослужений. Согрешил частыми опозданиями на богослужения, небрежной и рассеянной молитвой и отсутствием духовного горения. Согрешил пренебрежением нуждами своей семьи, пренебрежением к воспитанию своих детей и неисполнением своих обязанностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил чревоугодием, объедением и нарушением постов. Согрешил курением, злоупотреблением спиртными напитками и употреблением возбудительных средств. Согрешил чрезмерной заботой о своей наружности, смотрением с вожделением и похотью, смотрением непристойных картин и фотографий. Согрешил слушанием буйной музыки, слушанием греховных разговоров и неприличных рассказов. Согрешил соблазнительным поведением, рукоблудием, блудом и нарушением супружеской верности. Согрешил одобрением аборта или участием в нем. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил любовью к деньгам, увлечением азартными играми. Согрешил увлечением своей карьерой и успехами, своекорыстием и расточительностью. Согрешил отказом в помощи нуждающимся, жадностью и скупостью. Согрешил жестокостью, черствостью, сухостью и отсутствием любви. Согрешил обманом, кражей и взяточничеством. Согрешил посещением гадалок, призыванием злых духов и исполнением суеверных обычаев. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил вспышками гнева, злобой и грубым обращением с ближними. Согрешил непримиримостью, местью, наглостью и дерзостью. Согрешил непослушанием, упрямством, лицемерием. Согрешил небрежным обращением со священными предметами, святотатством, кощунством. Прости и помилуй меня, Господи.

Еще согрешил в словах, в мыслях, в поступках и всеми моими чувствами, иногда невольно, а чаще всего сознательно по своему упорству и греховному обычаю. Прости и помилуй меня Господи. Некоторые грехи я вспоминаю, но большинство из них по моему нерадению и духовной невнимательности я совершенно забыл.

Я искренне раскаиваюсь во всех моих сознательных и неведомых грехах, и имею решимость делать все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи".

Тем, кто желает глубоко и основательно подготовиться к таинству исповеди, рекомендуем прочесть книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди" .

Сегодня я расскажу, как правильно исповедоваться в первый раз православному человеку, ведь таинство исповеди в православной церкви с уверенностью можно назвать наиболее сложным для христианина. Так как именно в этом таинстве в наибольшей полноте реализуется свобода воли человека. Ведь человек сам решает измениться, сам решает прийти к Богу и при свидетеле (священнике) рассказать, что делал не правильно, за что стыдно и от чего он отрекается, и будет стараться в дальнейшем не совершать подобного. Исповедь – это акт отречения от греха ради Бога и ради своей души.

Во сколько лет исповедуются в первый раз

Первое таинство исповеди в православной Церкви должно быть совершено после исполнения человеку семи лет. Та как дела, совершенные человеком до семи лет уже искуплены Христом . Семь лет – это возраст осознания и ответственности, с семи лет ребенок перестает быть младенцем и становится отроком .

Он может понимать значения и последствия своих поступков. Так гласит Священное Писание. Поэтому первая исповедь для христианина, который рос в воцерковленной семье, наступает в детском возрасте.

Кстати данную статью вы также можете и посмотреть и послушать в исполнении отличного диктора на нашем ютуб канале обучения и саморазвития, ну и конечно будем рады если также подпишитесь на него.

Для ребенка

Традиционно подготовка к исповеди начинается еще с воспитания ребенка, когда ему рассказывают о смертных грехах, Боге, Церкви и ее Таинствах. Таким образом, маленький человечек узнает о правильной и неправильной модели поведения и, приходя к исповеди, сверяет свое поведение с ними.

Однако все равно перед первой исповедью стоит с ребенком еще раз обсудить все и предупредить, что бы тот сказал священнику о том, что исповедуется впервые. Священники по-особому общаются с теми, кто не проходил этого таинства ранее. Они понимают, что в такой ситуации корректность и тактичность крайне важна.

Этот совет употребим не только по отношению к маленьким исповедникам, но и по отношению к тем взрослым, которые волею случая впервые подходят к таинству и в уже зрелом возрасте.

Для взрослого человека

Но для них это событие протекает немного сложнее. Так как вся предварительная подготовка лежит исключительно на их плечах. Для начала следует определиться с местом, временем и священником.

Это может быть любая удобная по расположению к дому исповедника церковь, или просто приятная исповеднику. В которой он чувствует себя комфортно и спокойно. Первый раз подходить к исповеди лучше в будний день, так как тогда будет меньше людей, чем в день воскресный на литургии, и священник сможет уделить больше времени.

А тот, кто исповедуется впервые, крайне нуждается в особом внимании священника. Можно заранее обговорить со священником время своей исповеди. Если у него нет ранее запланированных треб, то он должен будет просвети её.

Можно заодно попросить его советов по подготовке к исповеди и необходимую литературу, которую он может порекомендовать купить. Или же одолжить из своей библиотеки или библиотеки прихода. Такие есть в некоторых церквях.

Подготовка к первой исповеди

Далее следует сама подготовка к первой исповеди. Церковь рекомендует в дни подготовки к исповеди провести в посте, то есть воздержании от пищи животного происхождения (мясо, рыба, молоко, яйца) и сексуальных отношений.

Количество дней поста определяется самим исповедником, это может быть один день, может неделя, может не быть вообще, так как пост не обязательное условие. Просто пост будет способствовать собранию всех мыслей на одной теме – грядущей исповеди. И только если человек собирается после первой исповеди подойти к причастию пост продолжительностью не менее трех дней становится обязателен.

Особо важно уделить время молитве и чтению Священного Писания. Также существует литература, в которой есть списки грехов, это те грехи, что проистекают из смертных грехов или способствуют их совершению. Однако эту литературу следует заранее обсудить со священником, что бы она не было не каноничной и не в водила в заблуждение.

Как правильно подготовиться

Смертными грехами называют те поступки, которые совершаются против десяти заповедей Закона Божьего. Это гордыня, прелюбодеяние, зависть, чревоугодие, уныние, гнев, сребролюбие, воровство, убийство (аборт также является убийством). Они исповедуются в первую очередь. С этими списками следует ознакомиться и вспомнить, не имели ли эти поступки место в прошлом.

Если в процессе подготовки к исповеди оказалось, что вспомнив один грех, забываются два других, то можно начать записывать грехи, в которых есть потребность исповедоваться. У некоторых к моменту исповеди оказывается исписанной уже целая тетрадь. В этом нет ничего зазорного и страшного.

Наоборот значит, человек подготовился правильно, отнёсся к делу со всей серьёзностью и был предельно откровенен перед Богом и самим собой. Также следует просто подумать и осознать, за что из совершенного в жизни стыдно, прислушаться к своей совести. Может быть того за что стыдно нет ни в одном из списков грехов. Все равно стоит сообщить об этом на исповеди.

Если эти поступки не являются грехом, священник объяснит это и возможно попытается вместе с исповедником понять, почему они его так беспокоят. Если были сделаны записи, то на исповеди следует передать их священнику. Он прочтет. Или исповедник может сам зачитать свои грехи. Если исповедь во время литургии, то зачитывать следует тихо, чтобы не отвлекать остальных молящихся.

Как правильно себя вести и исповедоваться на первой исповеди

Исповедоваться лучше своими словами, а не заученными фразами из книг. После озвучивания или зачитывания грехов священник может задать какие-либо вопросы. Также вопросы, которые волнуют или смущают душу, может задать и сам исповедник.

Ведь первая исповедь означает начало воцерковления человека, начало его жизнь в Церкви. Следовательно, он многое еще не понимает и логично, что он захочет спросить то, что ему неясно у священника. Это можно и нужно делать на исповеди и не только на первой.

Однако следует учитывать, сколько остальных пришедших к исповеди. Их время необходимо уважать и если таковые есть и исповедь происходит во время литургии, то задать вопросы священнику позже. Кроме тех, что наиболее сильно волнуют душу.

Перед исповедью желательно извиниться перед теми, кому было сделано зло и по возможности примириться. Если это не реально, так как те, кого исповедник опечалил, уже мертвы или находятся слишком далеко, а связи с ним утрачены, то в таких обидах обязательно нужно исповедоваться.

Традиционный ритуал православной исповеди

Подходя к исповеди, следует знать, что она будет проводиться по традиционному православному ритуалу священником у специально для этого выделенного в церкви аналоя (высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской), на котором будут лежать крест и Евангелие.

Подойдя к нему, следует перекреститься и положить два пальца (указательный и средний) на Евангелие. После священник может сразу возложить на голову епитрахиль. Внешне она выглядит как длинный вышитый шарф соединенный несколько раз по своей длине и надетый на священника.

Священник может сначала выслушать исповедника и уже после положить ее на голову. В любом случае пугаться ничего не нужно. Положив ее, он прочитает молитву об отпущении грехов. Перекрестит. Все это время, скорее всего, придется провести, немного нагнувшись к аналою. Но это не долго.

После молитвы священник снимет с исповедника епитрахиль и тогда нужно перекреститься, поцеловать крест и Евангелие и попросить у священника благословение.

Епитимья после исповеди

Возможно, но маловероятно в наше время, что священник назначит епитимью после исповеди. Это ненужно воспринимать как наказание. Епитимья - это лишь ряд действий необходимый для искоренения греха из жизни исповедника.

Если епитимья выше сил и времени об этом сразу нужно сказать священнику. Адекватный священник постарается войти в положение и или отменить епитимью, или смягчить ее. Обычно это какое-либо молитвенное правило, поклоны или дела милосердия (помощь болеющим, бедным). Однако епитимья в принципе назначается сейчас крайне редко. И чаще вообще, если человек сам о ней просит.

Если заплакал

Если во время исповеди у исповедника потекли слезы не стоит этого стыдиться. Однако нужно стараться, что бы слезы не превратились в истерику. Также не нужно бросаться утешать тех, кто плачет, отойдя от исповеди. В этот момент людям не нужны утешения других людей. Они наоборот не желают излишнего к себе внимания.

Что одеть на исповедь

Также не стоит забывать, приходя в церковь к исповеди о подобающем внешнем виде. Для мужчин это брюки (не шорты), рубашки или футболки с рукавами и желательно без рисунков изображающих драконов, чертей, сказочных персонажей, обнаженных женщин, сцены употребления спиртного, курения и т.д.

Шапку, если время холодное, в церкви мужчине нужно снять. Для женщин необходима скромная одежда, закрывающая плечи, большую часть зоны декольте, юбка не выше колена, платок на голову. Косметики не должно быть. Особенно важно не красить губы, так как нужно будет прикладываться ко кресту и Евангелию.

На исповедь девушкам лучше не надевать обувь на каблуках, так как возможно придется долго стоять. Если заранее исповедник не узнал у священника, где проходит исповедь во время литургии, то можно спросить у кого-либо из молящихся. Кстати часто исповедь проходит не, только, на литургии, но и на вечернем богослужении. О его времени проведении обычно сообщают объявлением на дверях церкви.

Священник на дом для больных

В том случае, когда человек желает исповедоваться, но по причине болезни прийти в церковь не может, то можно вызвать священника на дом. В остальном подготовка будет такая же.

Но если у болеющего исповедника возникнет желание попоститься перед исповедью, то сначала следует проконсультироваться об этом у врача. Если врач будет против пищевых ограничений лучше его послушать. Так как человек обязан заботиться о своем здоровье, как о даре Бога. Пренебрегать же им тоже грех (поэтому грехами являются курение, пьянство, наркомания и иногда приравниваются к медленному самоубийству).

Самое главное помнить, зачем вообще необходима исповедь. Если человек решил исповедоваться, значит, он решил меняться. Не всегда это будет получаться сразу. Но стоит стремиться не повторять своих ошибок из раза в раз.

Однако, если так происходит, это не значит, что их не надо будет исповедовать в будущем. Нельзя исповедаться про запас. После первой исповеди необходимо продолжать исповедоваться регулярно. Как показывает опыт Церкви, повод для этого скорее всего у вас будет, и слишком бояться этого не стоит, ведь даже святые исповедовались до последних своих дней.
Поделиться: