Главный регион оттока населения. Россия: Массовая внутренняя миграция угрожает будущему страны

Под миграцией населения (от лат. migratio - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный , а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный , по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки .
По временно му признаку выделяются вре менная , или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную , то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50-60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны - сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30-50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические , или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические , вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80-90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища - и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

На что влияет
миграция населения

Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов.
Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2 / 5 всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно вмешиваются в процессы урбанизации, оказывают влияние на формирование систем расселения. Из-за оттока сельского населения в города только в период с середины 20-х годов и до начала 80-х численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн человек. В районах хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, где численность населения росла главным образом за счет мигрантов, возникли новые города и поселки - Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В 90-е годы поток мигрантов в города заметно сократился, тем не менее только за период с 1995 по 2001 г. численность городского населения за счет внутренних мигрантов увеличилась более чем на 700 тыс. человек, а с учетом внешней миграции - почти на 2 млн жителей.
Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда.
Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Как подходить к оценке
миграционных процессов

Миграционные процессы характеризуются рядом количественных показателей: числом прибывших в данный пункт (город, село), регион, страну и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций ). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста ). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится.
Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.
Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения, другие источники.

Чем характеризуются
современные миграционные процессы
в России

Согласно данным статистики, за последние 10-12 лет, миграционные процессы в России характеризуются следующими особенностями:
- масштабы постоянных миграций постепенно уменьшаются (табл. 1), общее число зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, сократилось более чем в два с половиной раза - с 6,3 млн в 1989 до 2,4 млн человек в 2001 г.;
- доля внутренних миграций в общем объеме переселений (включающем также миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья) увеличилась с 65 до почти 90%;
- в составе мигрантов преобладает население в трудоспособном возрасте, на долю которого приходится 3 / 4 от общего их числа (рис. 2); во всех потоках среди мигрантов преобладают женщины, главным образом за счет старшей возрастной группы;

Рис. 2.
Возрастная структура мигрантов
внутри Российской Федерации, 2001 г., %

Количество въехавших в Россию на постоянное место жительства превышает численность выехавших за ее пределы, что обеспечивает механический прирост населения (с начала 90-х годов он составил почти 3,5 млн человек). Однако миграционный прирост не в состоянии компенсировать естественную убыль населения, которая за тот же период превысила 8 млн человек;
- во внешнем миграционном обороте доминирует миграционный обмен (сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, который в рассматриваемый период уже превысил 11 млн человек. Только за счет миграционного обмена с этими государствами Россия в период 1991-2000 гг. получила свыше 4 млн человек;
- значительно выросли масштабы вынужденной миграции - число зарегистрированных мигрантов, получивших в соответствии с действующим законодательством статус вынужденных переселенцев и беженцев , достигло к концу 90-х годов более 1 млн человек. К росту этой категории мигрантов, главным образом в первой половине
90-х годов, привели многочисленные вооруженные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии - Алании, Чечня), а также политика, направленная на «выдавливание» русскоязычного населения, сопровождавшая первый этап суверенизации новых независимых государств. Однако в последующем по мере прекращения активных вооруженных действий и достижения перемирия количество конфликтов сократилось;
- на фоне сокращения перемещений населения на постоянное место жительства заметно возросли потоки временных внешних миграций, связанных с отдыхом, ростом числа деловых поездок и поездок по частным приглашениям (см. рис. 3 и 4).

Таблица 1

Общие итоги миграции населения, 1994-2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0
выбывшие - 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05

По данным Госкомстата России

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?
В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад (табл. 2 и 3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по федеральным округам,
2001 г., тыс. человек

Террито-
рия
прибытия

Централь-
ный
Северо-
Западный
Южный Приволж-
ский
Уральс-
кий
Сибирс-
кий
Дальне-
восточ-
ный
Всего
Территория
выбытия
Центральный 305,5 20,0 15,5 17,1 7,2 7,4 5,6 378,3
Северо-Западный 28,0 138,7 8,0 11,2 3,3 3,1 2,1 194,4
Южный 31,9 10,7 237,8 13,5 12,5 7,5 4,4 318,3
Приволжский 32,9 12,8 13,7 360,8 27,8 8,2 4,6 460,8
Уральский 13,3 5,4 10,3 24,5 146,2 9,1 2,0 210,8
Сибирский 19,2 7,2 11,8 11,9 13,7 340,4 10,4 414,6
Дальневосточный 20,1 6,3 9,1 8,3 3,5 13,0 103,1 163,4
Всего 450,9 201,1 306,2 447,3 214,2 388,7 132,2 2 140,6

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.

По данным Госкомстата России

Таблица 3

Коэффициенты миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население Городское Сельское
1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001 1994 1996 1998 2000 2001
Российская Федерация 55 23 19 15 5 50 29 22 20 15 68 9 11 1 –22
Федеральные округа:
Центральный 84 51 47 41 30 73 53 50 46 38 124 45 34 20 2
Северо-Западный 17 19 10 8 8 16 19 9 6 9 20 18 12 19 2
Южный 99 25 16 9 6 38 42 6 –1 11 184 1 29 23 –1
Приволжский 76 29 29 16 2 81 31 31 21 11 65 23 23 4 –19
Уральский 59 23 29 21 9 72 19 30 28 18 6 40 27 –8 –27
Сибирский 39 7 3 –4 –17 56 20 13 9 0 –1 –21 –22 –34 –58
Дальневосточный –192 –87 –100 –52 –64 –148 –67 –84 –37 –32 –329 –150 –151 –102 –168

По данным Госкомстата России

Наибольший отток населения наблюдается из Дальневосточного региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс. человек (11% всех жителей). Из Северного экономического района за тот же период выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной Сибири - свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации наиболее быстрыми темпами за счет миграционного оттока сокращается число жителей Чукотского автономного округа и Магаданской области, которые уже потеряли почти половину своего населения; Камчатской области (около 1 / 5 всех жителей); Сахалинской и Мурманской областей, Республики Коми (свыше 1 / 10 населения).
Приток населения на российском Севере в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа в Западной Сибири, где получил развитие мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов вот уже много лет остается Центральный район. За последнее десятилетие миграционный прирост здесь составил 1,2 млн человек (4% численности проживавшего в районе на начало 1991 г. населения). Прирост населения за счет мигрантов на Северном Кавказе за тот же период превысил 900 тыс. человек (5,5%), в Поволжье - 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном районе - 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва становится наиболее заметным центром притяжения мигрантов из всех регионов страны. Только в 1996-2000 гг. миграционный прирост в столице превысил 200 тыс. человек, что составило половину миграционного прироста по всему Центральному федеральному округу. На 2 / 5 этот прирост был обеспечен за счет переселенцев из других субъектов федерации, входящих в этот округ. Из Южного федерального округа прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского - 12, из остальных - по 7-8%. Столичный регион (Москва и Московская область) сегодня и на перспективу остается самым привлекательным в миграционном отношении благодаря своему социально-экономическому потенциалу и более широким по сравнению с другими территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров притяжения мигрантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и Центрально-Черноземного районов, в частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую, Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую область в Поволжье; регионы равнинного Предкавказья - Краснодарский и Ставропольский края; Новосибирскую область на юге Западной Сибири.
Значительные подвижки населения происходят и внутри самих регионов. Как видно из таблицы 2, до 4 / 5 мигрантов - жителей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, 3 / 4 мигрантов Южного, свыше 2 / 3 Северо-Западного и Уральского и почти 3 / 5 мигрантов Дальневосточного федеральных округов перемещаются в пределах тех же округов, выбирая при этом более благоприятные (с точки зрения природно-климатических и социально-экономических условий проживания) территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные потоки формируются под влиянием различных факторов. Переход к рынку и изменение экономических отношений привели, в частности, к утрате стимулирующего значения установленных ранее государством в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях льгот и надбавок к заработной плате, которые на протяжении многих лет применялись для привлечения сюда кадров. Заметно ухудшились в этих регионах и социальные условия жизни людей. Спад производства в сырьевых отраслях, имевших преимущественное развитие на севере страны, привел к сокращению рабочих мест и к росту безработицы. Все это вместе взятое и обусловило увеличение миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта в Чечне, обострившихся межэтнических отношений на Северном Кавказе стала потеря миграционной привлекательности этого региона и снижение притока сюда мигрантов из других районов страны. Коэффициент миграционного прироста здесь существенно сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение. Поэтому данные о миграциях говорят о реальных межрайонных различиях качества жизни гораздо больше, чем статистика денежных доходов населения.

Россия в международных миграциях

Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4 / 5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, - 124 тыс. человек. Более 2 / 3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Распределение иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья

Страны выбытия Доля
иммигрантов, %
Казахстан 35
Украина 20
Узбекистан 14
Другие государства Средней Азии
(Киргизия, Таджикистан, Туркмения)
12
Государства Закавказья
(Азербайджан, Армения, Грузия)
11
Молдавия 4
Белоруссия 3
Страны Прибалтики
(Латвия, Литва, Эстония)
1

В этническом составе мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья преобладают русские, хотя их доля постепенно сокращается (с почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.). Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана в Россию приезжают преимущественно представители коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России выделяются три основных направления - Украина, Казахстан и Белоруссия. На их долю приходится 4 / 5 всех выезжающих из Российской Федерации в страны ближнего зарубежья на постоянное место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья за последнее десятилетие сократилась с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув максимума в 1993 г. - 114 тыс. человек). Среди государств, принимающих российских граждан на постоянное жительство, выделяются Германия, Израиль и США, на долю которых приходится 9 / 10 всех эмигрантов. Постепенно растет доля других стран, принимающих мигрантов из России, прежде всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных мигрантов, переезжающих из региона в регион (из села в город и обратно) или из страны в страну, относятся к трудоспособному населению. Миграция рабочей силы, или, как ее еще называют, трудовая миграция, оказывает огромное влияние на развитие общества.
Становление рыночных отношений в России и ее интеграция в мировую экономику открывают возможности для свободного передвижения рабочей силы по территории страны и через государственные границы. Временные трудовые мигранты - это самый динамичный и, возможно, самый большой миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в формировании рынка рабочей силы, в том числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в Российскую Федерацию из более чем 100 государств, однако главными ее экспортерами выступают страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия), Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тыс. иностранных граждан; по экспертным оценкам, в настоящее время в России трудятся, в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства .
Основные сферы деятельности трудовых иммигрантов - строительство (39%), промышленность (13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно высокой остается доля торговли и коммерческой деятельности (23%). Значительная часть (почти 2 / 5) иностранных мигрантов трудятся в Центральном экономическом районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным потребителем иностранной рабочей силы выступает Москва - почти 30% от общего числа иностранных рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Согласно прогнозу Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное население в стране сократится почти на 7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных направлений миграционной политики становится содействие привлечению иностранной рабочей силы в российские регионы для восполнения ожидаемого дефицита трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, при тех тенденциях рождаемости и смертности, которые прогнозируются в будущем, потребность в дополнительной рабочей силе за счет иммигрантов может составить не менее 500-600 тыс. человек в год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей силы в России растет и ее экспорт. Российская Федерация вышла на мировой рынок рабочей силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу за рубеж выезжают 40-50 тыс. россиян. Большинство трудовых мигрантов направляются в страны Европы - Великобританию, Германию, Польшу, Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть российских граждан находят работу в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Индии, Иране, нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих на работу за рубеж, имеют высшее и среднее специальное образование. Основными побудительными мотивами выезда российских специалистов за рубеж являются невостребованность их опыта и знаний, низкая заработная плата, плохие материальные условия жизни. Потери, которые несет Россия из-за «утечки мозгов» за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.

О задачах миграционной политики

Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002-2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ ; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию системы регулирования миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами - подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.
В заключение отметим, что статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Так, в начале 2002 г. оценка общего количества нелегальных мигрантов в России колебалась в пределах от 1,5 до 10-12 млн человек, то есть расходилась на порядок. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся во мнении, что без разумной миграционной политики, направленной на регулирование внутренних потоков мигрантов и привлечение в страну дополнительной рабочей силы, вряд ли удастся решить те масштабные социально-экономические задачи регионального развития, которые намечаются на перспективу.

В научной литературе термин миграция часто используется во множественном числе - миграции , поскольку отражает совокупность многих миграционных процессов, сопровождающих, по сути, все этапы развития человеческого общества.
В настоящее время статус вынужденного переселенца или беженца регулируется федеральными законами «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба с последующими изменениями).
В целях урегулирования с правовой точки зрения пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 г. принят федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
В 1994 г. странами СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

Ключевые слова

МИГРАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ОБОРОТ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ РЕШЕНИЯ / MIGRATION AS A GLOBAL PHENOMENON / EXTERNAL AND INTERNAL MIGRATION / MIGRATION TURNOVER / PATT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Сушков Юрий Сергеевич

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Сушков Юрий Сергеевич

  • Миграции населения депрессивного региона

    2016 / Чернышев Константин
  • Исследование постоянной миграции населения депрессивных регионов России

    2017 / Чернышев Константин Анатольевич
  • Причины миграции в рамках стран СНГ и стратегия миграционной политики Российской Федерации на современном этапе

    2017 / Михайлова Н.В., Абдель Джалиль Н.А.
  • Миграционные процессы в регионе: анализ и направления регулирования

    2018 / Боровских Нина Владимировна
  • Международные миграционные процессы в российской экономике: анализ современных тенденций

    2017 / Махмудова Мухаббат Мадиевна, Королева Анна Михайловна
  • Современные миграционные процессы в Ставропольском крае и их влияние на социально-экономическую обстановку

    2012 / Щербакова Алена Владимировна
  • Новые тенденции и формы эмиграции из России

    2016 / Ионцев Владимир Алексеевич, Рязанцев Сергей Васильевич, Ионцева Светлана Владимировна
  • Современное состояние и проблемы государственного регулирования миграционных процессов в Украине

    2013 / Шевцов А. Л.
  • Формирование миграционного потенциала соотечественников в странах Центральной Азии

    2015 / Рязанцев Сергей Васильевич, Письменная Елена Евгеньевна, Храмова Марина Николаевна
  • Особенности миграции и миграционной политики в Брянской области

    2017 / Абдель Джалиль Надер Акрамович

Migration of population: regularities, problems and their solutions

Migration of the population is an objective reality and is subject to universallaws throughout the world. International migration affects all aspects of thelife of the world community, leads to the evolution of the perception of universal values and rules of behavior, as well as to the emergence of countries with great cultural and ethnic diversity. The speed of migration processes is growing rapidly with the progress of science and technology. The relationship between the place of employment and the place of residence is graduallylosing its significance. The causes of migration need to be divided (and this is done for the first time) into two categories: the causes that cause the displacement oflarge masses of the population in relatively short periods of time, and the reasons thatlead to the constant displacement of small social groups and citizens for a long time. The revealed patterns of internal migration processes in Russia are extremely negative centripetal and hamper the development of the country"s economy as a whole and its regions. In conclusion, the article formulates the theoretical prerequisites for solving the problems caused by migration, particularly attention is drawn to the advantage of dispersed migration in front of a compact one.

Текст научной работы на тему «Миграция населения: закономерности, проблемы и пути их решения»

DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-103-108

Миграция населения: закономерности, проблемы и пути их решения

Ю.С.Сушков, РААСН, Москва

Миграция населения является объективной реальностью и подчиняется во всём мире общим закономерностям. Международная миграция оказывает воздействие на все стороны жизни мирового сообщества, приводит к эволюции восприятия общечеловеческих ценностей и правил поведения, а также к появлению стран с большим культурным и этническим разнообразием. Скорости миграционных процессов нарастают стремительно с прогрессом науки и техники. Взаимосвязь между местом приложения труда и местом жительства постепенно теряет своё значение. Причины миграции необходимо разделить (и это сделано впервые) на две категории: причины, вызывающие переселение больших масс населения в относительно небольшие периоды времени, и причины, приводящие к постоянному перемещению небольших социальных групп и граждан в течение длительного времени. Выявленные закономерности внутренних миграционных процессов в России носят крайне негативный центростремительный характер и препятствуют развитию экономики страны в целом и её регионов. В заключении в статье сформулированы теоретические предпосылки решения проблем, порождаемых миграцией, в частности обращается внимание на преимущество рассредоточенного расселения мигрантов перед компактным.

Ключевые слова: миграция - глобальное явление, внешняя и внутренняя миграция, миграционный оборот, закономерности миграционных процессов, проблемы миграции в России и предпосылки их решения

Migration of population: regularities, problems and

Y.S.Sushkov, RAACS, Moscow

Migration of the population is an objective reality and is subject to universallaws throughout the world. International migration affects all aspects of thelife of the world community, leads to the evolution of the perception of universal values and rules of behavior, as well as to the emergence of countries with great cultural and ethnic diversity. The speed of migration processes is growing rapidly with the progress of science and technology. The relationship between the place of employment and the place of residence is graduallylosing its significance. The causes of migration need to be divided (and this is done for the first time) into two categories: the causes that cause the displacement oflarge masses of the population in relatively short periods of time, and the reasons thatlead to the constant displacement of small social groups and citizens for a long

time. The revealed patterns of internal migration processes in Russia are extremely negative centripetal and hamper the development of the country"s economy as a whole and its regions. In conclusion, the article formulates the theoretical prerequisites for solving the problems caused by migration, particularly attention is drawn to the advantage of dispersed migration in front of a compact one.

Keywords: migration as a global phenomenon, external and internal migration, migration turnover, patt

Объектом исследования явились миграционные процессы в различных странах мира, включая Россию. Рост подвижности и миграция населения являются объективной реальностью и подчиняются во всём мире общим закономерностям на территориях всех континентов, регионов и стран независимо от национальной принадлежности людей и их религиозных убеждений. Во всех странах увеличивается как внешняя, так и внутренняя миграция населения, выполняя одну из основных своих функций, а именно соединение средств производства с трудовыми ресурсами. При этом скорости эволюции миграционных процессов в совокупности с прогрессом науки и техники нарастают стремительно, и взаимосвязь между местом приложения труда и местом жительства постепенно теряет своё значение.

Международная (внешняя) миграция в XXI веке признана мировым сообществом глобальным явлением, оказывающим воздействие на все стороны его жизни: на демографическую ситуацию, экономику, финансы, вопросы международной безопасности, а также эволюцию восприятия общечеловеческих ценностей и правил поведения, приведших к появлению стран с большим культурным и этническим разнообразием. Внутренняя миграция наибольшее влияние оказывает в основном на демографические характеристики регионов, численность населения и его половозрастные характеристики, и, как следствие, на возможности динамического развития экономики рассматриваемых территорий.

Масштабы внешней миграции в мире для стран с наибольшим количеством мигрантов и эмигрантов представлены ниже на диаграммах (рис. 1, 2) .

Из многочисленных закономерностей, которым подчиняются миграционные процессы во всём мире, выделены следующие основные:

Определяющими причинами миграции являются экономические;

Масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и особенно транспорта;

В течение последних десятилетий наиболее динамично развивается временная трудовая миграция, способствуя глобализации мирового рынка труда;

Рост крупных городов в основном обусловлен миграцией населения, а не его естественным приростом.

В данной работе, пожалуй, впервые все причины как внешней, так и внутренней миграции разделены на две категории: первая категория - причины, вызывающие переселение больших масс населения в относительно небольшие периоды времени, и вторая категория - причины, приводящие к постоянному перемещению небольших социальных групп или отдельных семей и граждан в течение длительного времени. К первой категории относятся: природные и техногенные катастрофы, войны и революции, приводящие к кардинальной смене политических режимов, а также реализация крупных государственных программ, а ко второй - причины экономические (падение уровня жизни и перенаселение территории) и демографические (изменение состава населения, а также методичное разрушение устоявшегося религиозного или этнического уклада жизни).

С градостроительной точки зрения наибольший интерес представляет исследование особенностей миграции, связанных с понятием «миграционный оборот», поскольку приводит к возникновению проблем, решение которых возможно лишь на государственном уровне и порою только градостроительными средствами. Например, изменение половозрастной структуры населения, наступившее в результате миграционного оборота, может быть сопоставимо по масштабам с подобными изменениями в результате военных действий, когда уменьшается численность мужского населения, или, наоборот, может привести к притоку в основном мужского населения трудоспособного возраста, прибывающего на заработки в данную страну. В обоих случаях будет наблюдаться перекос состава населения по половому признаку.

Для Российской Федерации масштабы внешней миграции и её влияния на качественный состав населения страны можно проиллюстрировать таблицей динамики численности прибывших и выбывших мигрантов за последние 15 лет, из которой следует, что миграционный оборот России складывается в основном за счёт мигрантов из стран ближнего зарубежья. Число прибывших в страну и выбывших из неё за эти годы выросло в два раза, при этом миграционный оборот сохраняется на уровне порядка 250 тыс. человек в год. К сожалению, профессиональный и общеобразовательный уровень прибывающих в Россию мигрантов остаётся на крайне низком уровне (табл. 1).

В современном мире качественный уровень населения в соответствии с принятой ООН градацией оценивается показателем ИРЧП - индексом развития человеческого потенциала. Таким образом, внешняя миграция и качественный уровень населения стран тесно взаимосвязаны, общепризна-ны как явление и должны рассматриваться всегда с учётом

этой закономерности, влияющей как на состояние экономики и культуры, так, в конечном итоге, и на имидж стран в мире. Так, например, по данным ООН, в связи с массовым выездом из России с начала 1990 годов учёных, специалистов и творческой интеллигенции, страна из группы развитых государств с высоким уровнем человеческого потенциала в течение 15-ти лет перешла по показателю ИРЧП в группу менее развитых

I Число мигрантов млн.человек ■ Процент к коренному населению

Рис. 1. Соотношение численности мигрантов и численности коренного населения в принимающих странах

Рис. 2. Соотношение численности мигрантов и численности коренного населения в странах, теряющих граждан

Таблица 1. Динамика международной миграции в России (в тыс. человек в год)

Ходы 2000 2004 2008 2012 2014 2015

Всего прибывшие в Россию, 359 180 280 418 590 599

в том числе:

Из стран СНГ 347 170 246 364 529 536

Из стран Дальнего Зарубежья 12 10 34 54 61 63

Всего выбывшие из России, 146 73 39 123 310 353

в том числе:

В страны СНГ 82 37 25 96 259 297

В страны Дальнего Зарубежья 64 36 14 27 51 56

Всего миграционное сальдо, +213 +107 +241 +295 +280 +246

в том числе:

Со странами СНГ +265 +133 +221 +268 +270 +239

Со странами Дальнего Зарубежья +52 +26 +20 +27 +10 +7

стран и находится по международной оценке на 71-ом месте среди 175-ти изученных стран. Массовый приток мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья усугубляет данный процесс. Аналогичное явление происходит в развитых странах Западной Европы, куда устремились массы малообразованных беженцев из Северной Африки, Ближнего Востока, Афганистана и Пакистана, а также в США из-за большого количества нелегальных беженцев из Мексики.

Внутри России на территории её федеральных округов, субъектов федерации и административных образований изменение общей численности населения также происходит в основном за счёт миграционных подвижек, а не естественного прироста и отличается большим разнообразием, что является следствием таких причин, как место их расположения по отношению к центру страны, природно-климатические условия, уровень развития индустрии и сельского хозяйства, преимущественный состав населения по вероисповеданию и национальному признаку.

Так, например, в 2015 году на территории Приволжского федерального округа при приросте населения в год в Республике Татарстан в количестве 10,4 тыс. человек, на территории Нижегородской области произошло падение численности населения на 10,7 тысячи человек.

В результате исследования были выявлены закономерности и последствия увеличения миграционной подвижности населения для различных регионов России, а также отмечено, что отсутствие после 1990-х годов целенаправленной градостроительной политики в отношении развития периферийных районов России привело к увеличению подвижности населения и резкому его сокращению на Дальнем Востоке до 6,3 миллиона человек (за 15 лет на 1,3 млн человек!). А динамичное развитие этого региона возможно только при обеспечении притока дополнительной рабочей силы. Показательно, что до 1990 года, когда на Дальнем Востоке действовали районные повышающие коэффициенты к заработной плате, темпы при-

Таблица 2. Прогноз изменения компоненты численности населения в ДВФО и на территории его южных административных образований

Регион Миграционный отток (-), Естественная убыл

прирост(+) прирост(+)

2010 2015 2020 2025 2010 2015 2020 2025

Дальневосточный

федеральный округ (ДВФ0) Всего: -18,3 -19,7 -10,3 +3,2 -8,5 -15,2 -21,0 -27,8

Приморский край -3,7 -5,6 -2,2 +2,9 -7,5 -10,0 -12,3 -14,5

Хабаровский край +1,0 +0,5 +1,4 +2,1 -3,6 -5,3 -7,0 -8,9

Амурская область -3,7 -1,6 +0,6 +3,2 -2,6 -3,8 -4,5 -5,1

Сахалинская область -2,1 -3,4 -2,5 -1,7 -1,0 -1,5 -1,6 -1,7

Еврейская автономная область +0,2 +0,2 +0,2 +1,3 -0,3 -0,5 -0,8 -1,0

Источник: Ушакова В.Л. Дальневосточный федеральный округ: миграционные процессы и перспективы их развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2004. - № 4. - С. 70-84

роста населения в этом регионе при постоянном увеличении его доли в населении России превосходили российские показатели . В настоящее время компенсация убыли населения в этом регионе обеспечивается лишь за счёт мигрантов из Китая и Вьетнама (табл. 2).

Принятые на государственном и местном уровне меры, направленные на развитие дополнительных производств на Дальнем Востоке и снижение темпов оттока населения из региона, несколько скорректировали ожидаемый прогноз. Так, по данным Росстата в 2015 году миграционный отток из Приморского края составил 1,5 тыс. человек (при прогнозе -5,6), в Амурской области минус 0,4 тысячи человек (при прогнозе -1,6), в Хабаровском крае +1,2 (при прогнозе +0,5), на Сахалине +0,2 (при прогнозе -3,4), что подтвердило возможность регулирования демографических подвижек населения. Федеральному центру и властям региона стоит принять во внимание этот факт, так как именно миграция играет важнейшую роль в развитии производительных сил, формировании состава населения и рынка труда, в определении трудового потенциала территории, способствуя в конечном итоге социально-экономическому развитию региона и страны в целом, а также качественному составу населения.

При этом следует признать, что трудовая миграция в Дальневосточный регион из Китая, где сложился дефицит мест приложения труда, стала реальностью, и необходимо умело использовать данный фактор для ускоренного экономического развития приграничных территорий России при одновременном стимулировании собственного населения к участию в освоении ресурсов Дальнего Востока Российской Федерации.

Аналогичные процессы происходят и, например, в Центральном ФО (кроме Москвы). Так, за 2015 год здесь даже с учётом притока мигрантов в количестве 170 тыс. человек, население округа сократилось почти на 70 тыс. человек, так как при этом выбыло 240 тыс. человек. В Москве же общая численность населения в 2015 году увеличилась на 20 тыс. человек (в основном за счёт мигрантов). Естественный прирост на подвижки населения влияния практически не оказывает, так как составляет всего 0,02 % .

К сожалению, статистика подтверждает миграционный отток молодого населения из малых городов России, что приводит к деградации этих городов, являющихся одной из составляющих расселенческого каркаса страны.

Подводя итоги исследования особенностей миграционных процессов в Российской Федерации, необходимо отметить следующее:

1. До 1990 года внешняя миграция населения в России практически отсутствовала, а внутренняя миграция носила в основном организованный характер и была связана с освоением новых территорий и созданием на них предприятий промышленного или сельскохозяйственного профиля. К организованной миграции следует отнести и принудительное переселение этнических немцев и крымских татар за Урал

и в Казахстан перед войной 1941-1945 годов, что явилось следствием опасений руководства СССР в поведении этих народностей после вторжения фашисткой Германии на территорию страны. И хотя это частично и объясняет, но совсем не оправдывает бесчеловечность проведённой операции.

2. Начиная с 1990-х годов миграционная подвижность населения России (как внешняя, так и внутренняя) резко увеличилась, однако пока отстаёт от общемирового уровня примерно в два раза: по данным Международной организации по миграции при ООН в мире мигрировал каждый шестой житель планеты, в Российской Федерации, по официальным данным Росстата на 1 января 2017 года, - каждый 12-ый.

3. Среди причин миграции населения в России, как и в мире, по общему объёму выделяются экономические причины, связанные с переменой места жительства и поисками мест приложения труда - порядка 70-75 % от общего количества мигрантов.

4. Наиболее негативной особенностью миграционных процессов в России является их центростремительное направление в Москву, Санкт-Петербург и другие «города-миллион-ники» с одновременным резким сокращением численности населения периферийных районов страны и деградацией малых городов и сельских поселений.

5. В подавляющем большинстве внешние мигранты, прибывающие в Россию, являются представителями стран Ближнего Зарубежья. Основное намерение мигрантов - временное трудоустройство с целью заработка.

6. Сосредоточенное (в виде анклавов) расселение внешних мигрантов в населённых пунктах нежелательно, так как замедляет адаптацию приезжих к местным условиям жизни, способствует распространению этнической преступности и вызывает негативное отношение к мигрантам коренного населения.

7. Современные тенденции миграционных процессов в России носят крайне негативный характер, препятствуют развитию экономики страны в целом и требуют от властей всех уровней реализации государственной демографической политики, направленной на увеличение трудового потенциала всех регионов страны как основного фактора возрождения и развития территорий, в том числе и за счёт привлечения мигрантов.

Исследование градостроительных аспектов проблемы расселения мигрантов показало, что наиболее сложными для градостроительного решения являются проблемы, связанные с первой категорией причин внешней и внутренней миграции, требующих переселения больших масс населения в короткие промежутки времени. В этом случае для расселения и организации достойного обслуживания мигрантов требуются единовременно чрезвычайно большие резервные капитальные вложения, не всегда имеющиеся в достаточном количестве даже в странах с развитой экономикой.

Наиболее ярким и пока единственным в мире примером градостроительного подхода к решению проблемы необходимости единовременного расселения большого числа

вынужденных переселенцев является Китай. Подавляющее большинство населения Китая (1,38 млрд человек) проживает в прибрежной зоне, подверженной затоплению от возможного цунами в случае природных или техногенных катастроф, аналогичных аварии на атомной станции Фукусима в Японии. Построенные в Китае вдали от морского побережья города со всей необходимой инженерной инфраструктурой, пустующие в настоящее время, позволят организовать эвакуацию и расселение массы населения в сжатые сроки и в достойные условия. По некоторым оценкам в Китае сейчас порядка 64 миллионов пустующих квартир. Независимо от истинных причин, по которым построены эти города, только Китай является в настоящее время единственной страной в мире, готовой реально к переселению большого числа людей.

Ниже представлены фотографии построенных в Китае городов и районов (рис. 3 а-г).

Другим градостроительным аспектом при расселении мигрантов является подход к решению проблем, возникающих в связи с необходимостью организации массовой внутренней трудовой миграции населения. Эти проблемы также сложны в исполнении, так как требуют вложения значительных инвестиций.

Примером успешного решения таких задач в России может служить строительство на неосвоенных территориях целого ряда крупных объектов: Братской ГЭС, алюминиевого завода, целлюлозно-бумажного комбината и собственного города Братска; возведение городов Надым и Уренгой при освоении нефтегазовых месторождений Тюменской области; строительство городов Тында, Нерюнгри и ещё более 30 посёлков на трассах большого и малого БАМа; создание газотранспортного кластера на полуострове Ямал (кстати, Ямал - единственный регион в России, где средний возраст населения в настоящее время составляет 33 года и зарегистрирован естественный прирост населения в размере одного процента - более пяти тысяч новорождённых при населении порядка 540 тыс. человек).

Следующий градостроительный аспект миграции связан с массовыми маятниковыми передвижениями населения с трудовыми, а также с культурно-бытовыми целями внутри городских агломераций. Эта миграция не требует организации дополнительного жилого фонда, однако перед градостроителями возникают другие сложные проблемы, связанные с организацией транспортного и бытового обслуживания маятниковых мигрантов. В первую очередь необходимо решать градостроительными средствами транспортные проблемы. В этом случае потребуется реконструкция или прокладка новых дорог и организация дополнительных маршрутов и видов пассажирского транспорта, что всегда связано с большими капитальными вложениями и трудозатратами. Ярким подтверждением этого является непродуманное решение по однобокому расширению территории Москвы в юго-западном направлении (вопреки протестам специалистов-градостроителей), потребовавшее строительства новых линий

Рис. 3. Построенные в Китае города и районы: а) жилые районы городов-призраков, готовые к заселению; б) вид сверху на центр такого города; в) архитектура новых городов отличается разнообразием; г) стадион - один из объектов в новом городе, где пока ничего не происходит (

Территориальное перемещение людей, которое происходит по разным причинам, влияет на экономику, политику, демографическую ситуацию любого государства, в том числе и РФ. В отдельные исторические периоды миграция населения в России и ее регионах протекала по-разному: менялись направление, масштабы, структура. Одна из последних тенденций – увеличение населения Российской Федерации за счет миграционного обмена с другими странами. Попробуем разобраться, в какие государства едут россияне, а из каких прибывают мигранты.

Классификация

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).

По способу принятия решения:

  • добровольная (когда человек самостоятельно решает переехать);
  • вынужденная (беженцы, которые покидают территорию под воздействием чрезвычайных ситуаций (войны, преследования, стихийные бедствия);
  • принудительная (граждане уезжают не по своей воле).

По форме организации:

  • индивидуальная (человек самостоятельно занимается переездом);
  • организованная (срок, место жительства определяет организация, которая занимается переездом людей).

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2019 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом (2018-м) году количество жителей сократилось на 93,5 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны. По сравнению с 2017-м, в 2019 году миграционный прирост в России снизился на 41,1%.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2019 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Что касается миграционного обмена со странами Содружества Независимых Государств, то наблюдается сокращение числа иностранных граждан, которые приехали из этих стран в Российскую Федерацию. В прошлом году мигранты в России – это преимущественно граждане бывшего Советского Союза, приехавшие из Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана. В то же время выросло число лиц, выехавших в такие страны СНГ, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Узбекистан.

В 2019 году снизился миграционный приток и из стран дальнего зарубежья. Большая часть иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию в прошлом году, были из Китая, Грузии, Индии. Если сравнивать с 2017 годом, то увеличилось количество прибывших из Афганистана, Турции, Финляндии.

Стоит отметить, что в 2019 году территориальные органы Министерства внутренних дел предоставили временное убежище 6,0 тыс. человек, кроме того, наблюдалось снижение численности беженцев и вынужденных переселенцев (для сравнения: в 2017 году – 10,4 тыс. человек).

Согласно официальной статистике, в 2019 году 58,9 тыс. человек выехали из России в страны дальнего зарубежья. Желание быть востребованным в профессиональном плане, ухудшающаяся политическая и экономическая ситуация, социальная незащищенность – основные причины, которые толкают граждан РФ на смену места проживания. Расширяется и география эмиграции, так, например, кроме Германии, Израиля, США, самыми востребованными направлениями стали Китай, КНДР, Индия, Вьетнам, Абхазия, Турция, Латвия, Грузия. Больше, чем в 2017 году, уехало россиян в такие страны, как Канада, Литва, Сербия, Сирия.

Тенденции международной миграции

Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН , во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.

Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.

В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:

  • за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
  • мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
  • работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
  • страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.

К негативным моментам следует отнести:

  • отток населения, который неблагоприятно отражается на экономическом развитии страны;
  • рост недовольства местного населения из-за увеличения численности иностранных граждан;
  • рост нелегальной миграции.

Влияние миграции на демографическую структуру

Миграционные процессы в России протекают под воздействием экономических, политических, социальных и других факторов. Внутренняя миграция в РФ влияет на демографическую ситуацию в отдельных регионах: в одних наблюдается увеличение населения, в других – сокращение. За последний год численность прибывших мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья уменьшилась, а число россиян, покинувших пределы страны, наоборот, увеличилось.

Видео: За и против. Миграция населения.

Миграции населения - переселение людей из одних районов проживания в другие. Выделяют внутреннюю миграцию - переселение людей из одного места постоянного жительства в другое в пределах одной страны и внешнюю миграцию - переселение из одной страны в другую. При этом выезд из страны (региона) определяется как эмиграция, въезд в страну (регион) - как иммиграция.

Различают много видов внутренних миграций. В Советском Союзе наиболее многочисленна и постоянна была миграция населения из сельской местности в города. С 1926 по 1988 г. миграционный прирост городского населения составил 82,2 млн человек, т.е. 44% общего числа горожан! В 1990-е гг. в России начался процесс обратного переселения - из города в село, правда, несравнимо меньший по масштабам.

Существует также переселение из одних сельских населенных пунктов в другие, но оно незначительно. Значительна миграция из малых городов в крупные.

Существует также дальняя (межрайонная) миграция. В довоенные голы переселение шло из районов Центральной России на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых и строились заводы. В 1950-е гг. шло массовое освоение огромных массивов земель в Казахстане и Западной Сибири. В советский период миграция из районов старого освоения в районы нового освоения поддерживалась путем повышения оплаты труда, увеличения отпусков и других льгот.

С начала 1990-х гг. картина внутренней миграции в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности (поскольку в условиях кризиса переезд и устройство на новом месте - сложная проблема) многие бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к заработной плате). Нынешние доходы населения Севера не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание. За 1990-2013 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс., Восточная Сибирь - около 200 тыс. Только Западная Сибирь сохраняла в 1990-е годы положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Для жителей Севера миграция в более обжитые районы России стала одним из основных способов выживания в кризисных условиях. При этом уезжают в основном трудоспособные жители и семьи с небольшим числом детей, т.е. наиболее конкурентоспособная часть населения.

Бывшие регионы миграционного оттока, наоборот, стали центрами притяжения мигрантов. Это, прежде всего, Центральная Россия, Северо-Кавказский район и Урало-Поволжье, Сюда возвращаются многие из тех, кто уехал ранее в северные и восточные районы.

С начала 1990-х гг. изменилась и миграция между городом и селом. Миграционный отток из села в город резко сократился. Более того, отмечалось даже переселение горожан в сельскую местность (правда, очень незначительное по объему).

Потоки внешней миграции по причинам и характеристике следует разделить на потоки из (в) стран СНГ и стран дальнего зарубежья. Один из вопросов, связанных с происходившей ранее миграцией, сегодня встал необычайно остро. В пределах бывшего СССР в период индустриализации переселялись большие массы населения преимущественно из России в другие республики на новостройки. Доля русского и в целом русскоязычного населения еще в предвоенные годы увеличилась на Украине, а в послевоенные годы - во многих национальных республиках. С 1959 по 1979 г. число русских, живущих за пределами России, выросло более чем на 5 млн человек. Затем этот поток стал уменьшаться, и за десятилетие с 1979 до 1989 г. приток русских в другие республики стал небольшим. По данным переписи перед началом перестройки за границей России в бывших союзных республиках проживало 25,3 млн русских.

В связи с распадом Советского Союза и обострением межнациональных отношений в ряде республик нового зарубежья началась активная реэмиграция русского населения из республик Средней Азии и Закавказья, Прибалтики. Из стран ближнего зарубежья только в период с 1992 по 1996 г. в Россию на постоянное жительство приехали 4776 тыс. человек. В страны ближнего зарубежья за эти годы выехали 1615 тыс. человек.

В целом за 1992-1999 гг. миграционный приток из зарубежных стран наполовину компенсировал естественные потери населения. Однако в 1999 г. из-за резкого сокращения числа прибывших в Россию, миграционный прирост уменьшился почти в два раза по сравнению с 1998 г. (с 284,7 тыс. до 154,6 тыс. человек) и компенсировал лишь 17% естественной убыли населения (в 1998 г. - 41%, 1994 г. - 93%). В дальнейшем миграционный приток в Россию имел тенденцию к уменьшению до 2004г, когда он был минимальным и составил около 119 тысяч человек. С 2005 г. миграционный приток вновь стал возрастать и к 2007 г. составил почти 287 тысяч человек, в результате чего 60% естественной убыли населения было компенсировано за счет миграции. В 2009 г. миграционный прирост снизился до 247 тыс. человек, однако в этом году он полностью компенсировал естественную убыль населения. В 2010 г. миграционный приток стал еще меньше - 158 тыс. человек, однако в 2011 г. он вновь поднялся - до 320 тыс. человек, значительно превысив естественную убыль населения. Возможно, эти изменения связаны с более полным учетом мигрантов. С 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции населения включены также лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, и лица, снятые с регистрационного учета по месту пребывания в связи с окончанием срока пребывания. В 2012 г. миграционный прирост населения России составил почти 295 тыс. человек, полностью компенсировал численные потери населения и превысил их более, чем в 10 раз.

В «Докладе о международной миграции 2012», написанном экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сообщается, что численность временных трудовых мигрантов в России вдвое больше, чем в США. В то же время Америка считается одной из самых неблагополучных в этом отношении стран. Получается, что в России самое большое количество трудовых мигрантов в мире.

Наиболее тесные миграционные связи традиционно сложились у России с государствами - республиками бывшего СССР. Ежегодно около 95% прибывших и более 60% выбывших во внешней миграции России приходится на эти страны.

Наибольшее число прибывших в Россию - жители Узбекистана (64,5 тыс. человек или 18,1% миграционного прироста), Украины (43,6 тыс. человек или 12,2%), Казахстана (36,5 тыс. человек или 10,2%) и Таджикистана (35,1 тыс. человек или 9,8%). Однако помимо легальной миграции в Россию прибывает большое количество нелегальной иностранной рабочей силы из стран СНГ. По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно в РФ приезжают порядка 10-12 миллионов иностранцев. Не все приезжают работать: кто-то едет учиться, другие - решать проблемы по бизнесу и так далее. Число приезжих, вовремя не покинувших страну и, следовательно, нелегально работающих в РФ, колеблется от 3 до 5 миллионов . Это означает, что, как минимум, каждый сороковой житель России - нелегальный мигрант, а в городах-миллионерах, возможно, каждый двадцатый.

В соответствии с официальными данными более всего иностранной рабочей силы используется в строительстве (37,8%), 16,3% - в сфере услуг, 10% - в сельском и лесном хозяйстве, чуть более 10% - в обрабатывающей промышленности, около 8% в оптовой и розничной торговле. Строительство - прерогатива украинцев, молдаван и турок; в меньшей степени - уроженцев Средней Азии. Торговля, в том числе мелкий опт, сфера обслуживания и общественное питание - сфера азербайджанцев, армян, грузин, а также китайцев и вьетнамцев. А вот на рынках помимо выходцев из Юго-Восточной Азии чаще других можно встретить граждан Молдавии, Украины и Азербайджана. Кроме того, украинцы и молдаване чаще других ищут себе работу в качестве водителей общественного транспорта. Зато ремонт автомобилей в значительной степени держится на плечах граждан Армении. Украинские мигранты также ищут работу в горнодобывающей отрасли, так как на Украине спрос на услуги квалифицированных шахтеров в последнее время резко упал. В настоящее время в связи с кризисом в отрасли доля занятых в строительстве мигрантов снижается.

Самыми крупными потребителями иностранной рабочей силы являются Москва и Московская область (около 35% зарегистрированных трудящихся мигрантов), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа по 10 и 5% соответственно, Приморский край и Амурская область (4,3 и 2,4%), Белгородская область, Краснодарский край, Калужская и Ростовская области, Санкт-Петербург .

Официальная квота на иностранных рабочих в РФ 2013 г. - 1 млн 750 тыс. человек. Однако по подсчетам Федеральной миграционной службы в России проживают еще 3,5 млн нелегальных мигрантов. А по данным экспертов их значительно больше - около 10 млн Еще бы - ведь въехать в Россию очень просто. Гражданам почти всех республик Средней Азии виз не требуется, покупай билет на поезд - и через двое суток ты уже в России. Нелегальные мигранты привносят социальную напряженность и усложняют криминогенную ситуацию в стране. Кроме того, мигранты вывозят из России денежные средства. По данным ФОРБС денежные переводы мигрантов из России в страны СНГ возросли с 8, 58 млрд долларов в 2007 г. до 18, 21 млрд долларов в 2012 г. При этом более всего средств (5,67 млрд долларов) вывозится в Узбекистан. Еще 3,63 млрд долларов - в Таджикистан, 2, 68 млрд долларов - в Украину.

Правительство РФ постановило привлечь в 2014 году свыше 1,6 миллиона иностранных работников. В связи с этим были утверждены квоты и опубликован соответствующий документ. Исходя из этих планов, в следующем году к работе на территории РФ привлекут 1 миллион 631 тысяч 586 иностранцев, включая 557000 строителей и ремонтников, примерно 119000 водителей и машинистов подвижного оборудования, 108000 рабочих машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, а также свыше 275000 неквалифицированных работников.

Более 40% выбывших из страны выбирают новым местом жительства практически те же страны - Украину (17,2% всего миграционного оттока), Казахстан (16,9%) и Беларусь (7,2%) .

Бурный процесс интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства. По оценкам экспертов, к концу XX века численность временных мигрантов, проживающих за пределами своих стран, достигала 30 млн человек. В последние годы на мировом рынке труда прослеживается устойчивая тенденция к росту миграции высококвалифицированных специалистов.

До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в главные мировые центры иммиграции - США и западноевропейские страны - были Индия, Пакистан и Египет. Однако в настоящее время наметилась переориентация на Россию, страны СНГ и Восточной Европы. После распада СССР нашу страну ежегодно покидают около 100 тыс. человек, из которых большая часть - высококвалифицированные специалисты. Эмиграционные потоки в дальнее зарубежье концентрируются в основном в трех направлениях: Германия (26,9% оттока в страны дальнего зарубежья), США (10,0%), Израиль (6,9%)‘. По имеющимся оценкам, примерно */ 3 наиболее талантливых российских ученых работают за рубежом, а ежегодные потери страны вследствие этого оцениваются в 50-60 млрд долл. США.

Считаю необходимым внести некоторые комментарии. Меня как социолога волнует больше не развитие края с точки зрения промышленности, а возможное (и желательное) улучшение жизни людей, проживающих на нашей территории. Так как по роду деятельности я постоянно сталкиваюсь с различными «болевыми точками», то именно на них и хочу обратить внимание.

Стратегия в целом прописана очень хорошо, учтены практически все особенности Красноярского края. Тем не менее, хотелось бы отметить, что пункт «планируется увеличение сети городских школ при сокращении количества малочисленных сельских школ» требует тщательной проработки.

Этот пункт логически следует из оттока населения из сельской местности. Но с выводом школ из некоторых сельских населённых пунктов демографическая ситуация в этих населённых пунктах становится необратимой, тем самым это село обрекается на вымирание. В случае такого решения необходимо предусматривать какие-то другие способы обучения детей, например, введение школьных автобусов, регулярно отвозящих и привозящих детей домой, а также наличие других досуговых учреждений в том населённом пункте, где остаётся школа. В Стратегии это не прописывается, поэтому считаю необходимым обратить на это внимание.

Также довольно острой проблемой сельских населённых пунктов остаётся отсутствие каких-либо медицинских пунктов, а часто и даже аптек. С начала 2000-х годов фельдшерско-акушерские пункты были сокращены в ряде сельских населённых пунктов. В каждом опросе общественного мнения эта проблема называется одной из первых («нет врачей, приходится ездить в районный центр», «нет аптеки»).

Сельские жители вообще остаются по-прежнему самой обделённой категорией. Это касается и проведения досуга как детей, так и взрослых. Во многих сёлах закрыты клубы, спортивные секции, кружки, отсутствуют даже места отдыха (скверы или сады). Там же, где клубы сохранились, остро встаёт проблема стимулирования детей к творчеству. Сами жители хотели бы, чтобы детей вывозили на фестивали и конкурсы, но не за счёт родителей, так как во многих деревнях до сих пор не выплачивается заработная плата в денежном эквиваленте (либо не выплачивается в полном размере). Отсутствие мест проведения досуга влечёт за собой другие проблемы: пьянство и безысходность, как следствие – дальнейший отток трудоспособных граждан в город.

Ещё одна проблема Красноярского края – низкая транспортная доступность некоторых территорий. В Стратегии это учтено, однако хотелось бы обратить внимание на то, что жители этих территорий испытывают примерно те же проблемы, что и жители села: отсутствие квалифицированной медицинской помощи (как следствие – низкая продолжительность жизни), отсутствие возможностей проведения досуга, отсутствие качественного образования детей. Это самые животрепещущие проблемы для жителей этих территорий. О том, что в таких населённых пунктах довольно высокий уровень безработицы – написано в Стратегии, и решение этой проблемы Стратегия предусматривает. Однако обычные бытовые проблемы влекут за собой проблемы миграции населения – взрослые хотят, чтобы их дети жили в другом месте, и сами дети мечтают вырваться из этого места (оно не имеет для них никакой привлекательности). В отличие от жителей некоторых сёл, жители этих районов не могут себе позволить выехать в относительно большой город за той же медицинской помощью в тот момент, когда она остро понадобилась (например, ещё не встала переправа, нужно ждать неделю ближайшего вертолёта и т.д.). К тому же это сильно удорожает сам выезд (необходимо выехать заранее, поселиться в гостинице на большее количество дней, затем ещё задержаться, пока не вылетит вертолёт и т.д.). Учитывая, что с деньгами в этих населённых пунктах у жителей довольно плохо, это усугубляет проблему.

Проблемы оттока грамотного и амбициозного населения касаются и жителей краевого центра. Такие люди могли бы принести городу и краю очень много пользы. Приток иммигрантов из Средней Азии не является тождественной заменой. Необходимо улучшать имидж города и края, которые, по опросам общественного мнения, падают год от года. В частности, население практически не знает о том, что край находится на передовом рубеже науки и производства (в новостях очень много внимания уделяется коррупции, криминалу, беспорядкам в ЖКХ и т.д., но ничего не говорится о значении или о деятельности того или иного производства). Население считает, что жить в крае неинтересно, нет интересной работы, маленькие заработные платы, населённые пункты грязные, дороги плохие, города и сёла не благоустроены и т.д. Количество людей, считающих, что дети должны уехать из края, в 2 раза превышает количество людей, связывающих будущее своих детей с Красноярским краем. (Правда, в Красноярске этот показатель существенно лучше). Необходимо всеми способами улучшать имидж края для его жителей (в частности, активно работать со всеми СМИ).

Хотелось бы также обратить внимание на то, что собственники всего крупного бизнеса в крае проживают и работают в Москве или даже за рубежом. Поэтому проблемы работающих на их предприятиях людей, а также людей, проживающих на территории края, их не волнуют никаким образом. Недовольство этим фактом, а также тем, что все налоги уходят из края, очень сильно в бытовом мнении населения. Об этом говорится практически в каждом опросе или фокус-группе. В последнее время об этом говорится всё чаще и чаще. Перед выборами, когда накаляются страсти, это обсуждается с таким накалом, что даже возникают мысли о грядущем бунте. Стратегия этого предусмотреть не может, но наращивание добывающих отраслей не сделает население богаче или счастливее. Это только даст рабочие места (с невысокой заработной платой), не более того. Необходимо обязывать собственников создавать какие-то фонды развития территории, обязывать содержать социальные объекты и т.д.

Уход собственности из края влечёт за собой и другие проблемы. Например, как следствие, уход науки из Красноярска. В частности, науки, касающиеся изучению цветных металлов, в данный момент времени в крае практически не развиваются, это теперь изучается в Москве. Это одно из видимых следствий, таких следствий очень много.

Ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В Стратегии в частности и в политике Правительства России вообще очень много внимания уделяется бюджетной сфере. Очень много различных программ, облегчающих жизнь работников этой сферы, и особенно – работников аппарата управления. Это влечёт за собой престиж работы именно в бюджетной сфере. Опросы молодёжи показывают, что подавляющее большинство хотели бы работать в этой сфере. Это даёт некие социальные гарантии, а так же, как ни странно, власть. Работать по найму на производстве уже не хочет никто. И дело уже не только в том, что не хватает рабочих специальностей (престиж рабочей профессии падает уже много лет), а в том, что работать даже «офисным планктоном» в частной компании – не престижно, и связано с определёнными рисками. Речь, конечно же, не идёт о топ-менеджерах, до которых ещё нужно «дорасти». Поэтому все попытки и дальше улучшать жизнь бюджетников (предоставление жилья, социальных гарантий, неуклонное повышение заработной платы и т.д.) необратимо влечёт за собой профессиональный перекос, который находится пока в начале процесса. Предпринимателями молодёжь быть уже не хочет. Хотелось бы, чтобы Стратегия больше внимания уделяла развитию малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу ещё в какой-то степени помогает государство (прощает долги т т.д.), малому и среднему не помогает никто.

При необходимости могу дополнить данное заключение цифрами или более развёрнутой аргументацией.

Муратова Ирина Нильевна,
директор Фонда «Общественное мнение – Красноярск»

Поделиться: