Что такое специальный субъект в административном праве. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.
Ряд авторов выделяют следующие специальные субъекты административного права:
- члены административных коллективов;
- субъекты административной опеки;
- субъекты разрешительной системы;
- жители территорий с особым административно-правовым режимом;
- субъектов административного надзора и др.
Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.
К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:
- лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;
- жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).
К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.
Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.
К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.

  • Государственное управление
    • Понятие, содержание и виды управления
    • Социальное управление
    • Теория управления и теория административного права
    • Понятие государственного управления
    • Признаки государственного управления
    • Виды государственного управления
    • Функции государственного управления
    • Исполнительная власть и государственное управление
  • Исполнительная власть
    • Основные подходы к изучению административно-правовой теории
    • Принцип разделения властей
    • Признаки исполнительной власти
    • Функции исполнительной власти
    • Субъекты исполнительной власти
  • Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права
    • Публичное право и административное право
    • Административное право и частное право
    • Предмет административного права
    • Метод административно-правового регулирования
    • Система административного права
    • Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
  • Наука административного права
    • Наука об управлении
    • Административное право как наука
    • Административно-правовая политика
    • История развития административно-правовой науки
      • Полицейское право
      • Административно-правовая наука в конце XVIII - начале XIX в.
      • Административное право конца XIX - начала XX в.
      • Основные достижения науки административного права в XX в.
      • История развития российской науки административного права
  • Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права
    • Система административно-правового регулирования
    • Нормы административного права
    • Структура административно-правовых норм
    • Административно-правовые отношения
      • Содержание административно-правовых отношений
    • Источники административного права
  • Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    • Понятие субъекта административного права
    • Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
  • Индивидуальные субъекты административного права
    • Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
    • Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
    • Паспортный режим в Российской Федерации
    • Способы защиты прав граждан
    • Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
    • Право гражданина на административную жалобу
    • Производство по административным жалобам граждан
    • Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
    • Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления
  • Государственная администрация
    • Понятие и содержание деятельности государственной администрации
    • Линейная и функциональная власть
    • Организационная структура государственной администрации
    • Административное ведомство
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Виды органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Федеральные органы исполнительной власти
      • Система федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Территориальные органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления в системе публичной власти
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Государственная должность: понятие и основные черты
    • Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы
    • Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
    • Муниципальная служба и муниципальная должность
    • Система (виды) государственной службы
    • Виды государственной гражданской службы
    • Управление государственной службой
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды
      • Конституционные принципы государственной службы
      • Организационно-функциональные принципы государственной службы
    • Государственный служащий: основы правового положения
      • Права государственного служащего
      • Обязанности государственного служащего
      • Поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих
    • Классификация государственных служащих
    • Прохождение государственной службы
      • Аттестация государственного служащего
      • Квалификационный экзамен
      • Прекращение государственной службы
  • Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права
    • Понятие и виды организаций
    • Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Особенности административно-правового положения профессиональных союзов
    • Основы административно-правового положения религиозных объединений
  • Понятие и виды управленческих действий
    • Понятие формы управленческих действий
    • Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере
    • Виды форм управленческих действий
  • Правовые акты управления
    • Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
    • Функции правового акта управления
    • Действие правовых актов управления
    • Виды правовых актов управления
    • Правовые акты Президента Российской Федерации
    • Правовые акты Правительства Российской Федерации
    • Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
      • Государственная регистрация нормативных правовых актов
    • Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
    • Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)
  • Административный договор
    • Понятие и публично-правовая природа административного договора
    • Признаки административного договора

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов.

Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей, выделив специальные статусы:

  • членов административных коллективов;
  • субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
  • жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
  • субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, допущенных к государственной тайне, и др.);
  • государственных и муниципальных служащих; индивидуальных предпринимателей;
  • лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин РФ может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан РФ, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Понятие административный коллектив в юридической науке не применяется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве термин «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации.

Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты - административный коллектив, в который уже в ином качестве (как носители служебных полномочий) входят администрация и преподаватели.

Вопрос о правосубъектности и видах административных коллективов еще ждет своего исследователя. Сейчас же нужно отметить, что, став добровольно, по призыву членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника). Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта - организации.

Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РФ «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20) и др.

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры определяются административно-правовыми нормами.

В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за дежурства в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление женщинам отпусков по беременности; выплата суточных в командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права, и все чаще права обеспечиваются судебной защитой.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы: обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.); сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.); военнослужащих.

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства служит установление административной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи. Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т.д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти.

И та часть государственной опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной. Ее субъекты - безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, «афганцы» и приравненные к ним лица, дети-сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом и еще многие категории граждан.

Основаниями для приобретения такого специального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

Всех субъектов административной опеки условно можно поделить на две группы: слабые (дети, больные и др.) и жертвы экстремальных ситуаций.

В политике административной опеки высшие органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя органам субъектов Федерации и местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот. В системе административной опеки нужно различать правовую базу, содержание, экономико-организационную основу, порядок признания (беженцем, безработным и т.д.), реализацию и прекращение опеки.

Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты: выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. Во втором случае социальное обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Но и пенсионеры по возрасту, инвалидности и др. тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы. К сожалению, невнимание административно-правовой науки к этим категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды, основания возникновения отношений административной опеки. Законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, психиатрической помощи и ряд других актов социальной направленности ориентируют на серьезное и глубокое изучение проблем административной опеки.

В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет различные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на Крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, режим карантина и др.

Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), особо охраняемых природных территорий. На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно-правовые статусы жителей режимных территорий. Он включает чаще всего особые правила въезда в зону и выезда из нее, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

Так, во исполнение Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» Правительство РФ утвердило положение об обеспечении режима ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ.

В нем сказано, что особый режим включает:

  1. установление запретной зоны (территория объекта) и контролируемой зоны (территория закрытого образования без территории объекта);
  2. ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования;
  3. ограничение на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;
  4. ограничение на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающее из ограничения на въезд и (или) проживание.

Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать принятое органом исполнительной власти постановление в суд, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не обжаловать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствии с законодательством обязано защищать права и свободы граждан, а в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению.

Субъекты административного права могут рассматривать дела и о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в предпринимательской, налоговой, финансовой, таможенной, бюджетной сферах, в строительстве, в сфере общественного порядка и т.д.

Существует и другая классификация субъектов административного права - индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относят: граждан России, иностранцев и лиц без гражданства; государственных служащих или должностных лиц. Коллективными субъектами административного права считаются группы людей, объединенные в различные организационно-правовые формы, которые позволяют им действовать во внешних правоотношениях самостоятельно от своего имени. При этом законодательство возлагает на них определенные обязанности (например, нести юридическую ответственность за свои неправомерные действия).

Субъект административного права выступает в качестве одной из сторон публичной управленческой деятельности и является участником управленческих отношений. В рамках этих отношений он наделяется официальными правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения.

11.Административно–правовой статус гражданина РФ

Административно-правовой статус гражданина - это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Элементами административно-правового статуса граждан являются:

административная правоспособность - предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;

административная дееспособность - реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста - обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте - право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста - возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);

права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными - для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими - для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.). Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.). В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.). В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.

12.Особенности административно–правового статуса иностранных граждан в РФ

Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

По своему объему и конкретному содержанию административная право субъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.

Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.

Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.

Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания - выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.

Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.

Административно-правовой статус иностранцев достаточно полно урегулирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства четко регламентируется в главе IV Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".


Похожая информация.


ВАРИАНТ 3

Тема. Индивидуальные субъекты административного права.

ПЛАН

1. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации.

2. Административно-правовой иностранных граждан и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Российской Федерации либо временно пребывающих на территории Российской Федерации.

3. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов административного права.

Задача №1

Депутат Ивановской Городской Думы гражданин Петров и депутат одной из палат Федерального Собрания гражданка Кошелькова, возвращаясь в гостиницу, зашли в кафе, и выпили по случаю дня рождения гражданина Петрова бутылку водки. За 100 метров до гостиницы их остановил наряд милиции для проверки документов. Граждане были доставлены в дежурную часть и водворены в медицинский вытрезвитель, где и пробыли до утра. Утром начальник ОВД принёс свои извинения за недоразумение и выпустил их. Посчитав, действия должностных лиц незаконными Петров и Кошелькова направили жалобы начальнику УВД и прокурору города.

Какие права, и при каких условиях были нарушены в данной ситуации?

Каков порядок применения мер административного принуждения к депутатам представительных органов различного уровня?

Как должны поступить начальник УВД и прокурор?

Задача №2

Гражданину Козлову, прослужившему в вооруженных силах РФ 25 лет и ушедшему на пенсию, было отказано в пользовании услугами военной поликлиники и военного госпиталя.

Командир воинской части, где он проходил военную службу, предупредил Козлова в письменной форме о необходимости освободить служебную квартиру через 4 месяца.

Нарушены, ли в данном случае права гражданина Козлова? Какие нормативные правовые акты регламентируют сложившуюся ситуацию и каким образом?

1. Административно-правовой статус граждан

Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Есть такие, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих права и обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Согласно Конституции - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и «несет равные обязанности», предусмотренные Конституцией.

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем:

Комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права;

Гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления;

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:

От принципа разделения властей - на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;

От юридической силы - на законы и подзаконные акты;

От характера компетенции издающих их органов - на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Российской Федерации. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам.

В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

Издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере

(например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

Организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

Помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав (например, в вопросах социальной защиты);

Осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. А если они не подкреплены административно-правовыми нормами, то зачастую становятся благими пожеланиями, красивыми обещаниями. Так, нормы Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", закрепив право граждан России на получение заграничного паспорта, процедуру его получения и ряд других вопросов, урегулировали административно-правовой механизм реализации конституционного права на выезд из России и въезд в нее. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан России обращаться в государственные и муниципальные органы. Очевидно, что для реализации этого права нужен федеральный закон, закрепляющий порядок его осуществления. Необходимо уточнить круг субъектов соответствующих отношений: могут ли обращаться в органы публичной власти лица, не являющиеся гражданами России, можно ли обращаться в частные организации, к тому же нужно решить вопрос об ответственности за бюрократическое отношение к обращениям граждан.

Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.

2. Административно-правовой иностранных граждан и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Российской Федерации либо временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность - лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан Российской Федерации. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан. Так в ст. 62 Конституции Российской Федерации говорится: "Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором РФ". Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Для всех находящихся на территории Российской Федерации лиц, не являющихся ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности: " они не могут быть государственными служащими, работать в милиции; " они не допускаются к деятельности связанной с государственной тайной; " иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения; " на них не распространяется воинская обязанность; " они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов); " для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства (в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 04. 07. 1992 г. № 470 "Об утверждении перечня территории Российской Федерации с регламентируемым посещением граждан"); " они обязаны подчиняться законам Российской Федерации; " по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации; " иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД, при условии вывоза ими оружия из страны в течение 5 дней со дня приобретения, нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию; " выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством. В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регламентируется Законами Российской Федерации №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 г., ФЗ №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" от 18.07.2006г., ФЗ №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" от 25.07.2002г. и рядом других российских актов. По времени пребывания на территории Российской Федерации всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на: " постоянно проживающих; " временно проживающих "; " временно пребывающих; " проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом.

Разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина ли лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства - вид на жительство. Он выдается УФМС не гражданам Российской Федерации, достигшим 16-летнего возраста на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - в орган исполнительной власти. Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, после чего данному лицу выдается удостоверение соответствующего образца. Лица без гражданстваи иностранные граждане, постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации вправе заявить о своем желании, согласно ст. 13,14 Федерального Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", о приеме в гражданство Российской Федерации.

Временно прибывшие в Российскую Федерацию лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток предоставляется на регистрацию. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания гражданина. Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в Российской Федера

ции, является обязанность выехать из России по истечении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если: " отпали основания для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации; " он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан и апатридов.

Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из РФ должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, пребывающим в РФ на срок свыше 3 месяцев, виза на въезд выдается при условии предоставления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ - инфекции.

Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Эти граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам.

Однако объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, нежели объем правосубъектности граждан России. Иностранные граждане могут проживать в РФ при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут, например, занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, не пользуются избирательным правом, не участвуют во всенародном голосовании, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью. На иностранных граждан не распространяется российское законодательство о воинской обязанности и военной службе и т.д.

Однако они несут установленные обязанности перед РФ. Например, иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в УФМС вид на жительство и в установленный срок встать на миграционный учет.

За нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных норм на территории РФ к ним может быть применен соответствующий вид ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная). За исключением дипломатических и консульских представительств (вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем).

Учитывая вышеизложенное, иностранные граждане и лица без гражданства, проживая на территории РФ, обязаны подчиняться ее законам. За нарушение этих законов они несут ответственность наравне с гражданами РФ.

3. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов административного права.

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить специальные статусы:

Членов административных коллективов;

Субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

Жителей территорий с особым административно-правовым режимом;

Субъектов разрешительной системы (водителей, лиц, получивших лицензии, допущенных к государственной тайне и др.);

Государственных служащих;

Лиц, совершивших правонарушения и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке не используется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. Во втором случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом.

Административным коллективам предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, лечебно-трудовые профилактории, студенческие коллективы, центры временного размещения вынужденных переселенцев и др.

Став добровольно, по призыву, в результате применения принудительных мер членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных личных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, профилактируемого). Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РСФСР «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20).

Административное право регламентирует время труда (учебы) и отдыха членов административных коллективов, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права. Дисциплинарные уставы и иные источники административного права особо регулируют дисциплинарную ответственность членов административных коллективов.

Среди статусов членов административных коллективов различаются статусы:

Обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

Милитаризованных служащих (военнослужащих, сотрудников милиции, военизированных формирований);

Лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учебные заведения, граждан, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и др.).

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, в железнодорожных и иных войсках.

В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет разные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, карантина и др.

Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус. Он включает чаще всего особые правила въезда и выезда в зону, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

Поскольку специальные административно-правовые режимы влияют на общие административно-правовые статусы граждан, их содержание, основание и порядок введения регулируются федеральными законами. А Президенту, органам государственной исполнительной власти предоставлено право при наличии предусмотренных законами оснований и в предусмотренном законами порядке определять время, виды ограничений, вводимых на определенной территории для определенного круга лиц.

Профессор А. П. Алехин утверждает: «Наряду с гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства к субъектам административного права могут быть отнесены физические лица других категорий». Это не точно. Других категорий индивидуальных субъектов («физических лиц», как их называет П. П. Алехин) нет.

Вывод: субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин России может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан России, иностранцев, апатридов).

Задача№1:В отношении депутата Ивановской Городской Думы гражданина Петрова и депутата одной из палат Федерального Собрания гражданки Кошельковой, в данной ситуации были нарушены их права на депутатскую неприкосновенность, т.к. в соответствии со ст.35 Устава (Основной Закон) Ивановской области (Принят Законодательным Собранием 26 марта 1996 года, с изменениями и дополнениями от 30 мая 1996 года, 27 апреля 2000 года, 02 ноября 2000 года, 12 июля 2001 года) и ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N З-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" нельзя произвести административное задержание члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ);

Административное задержание возможно проводить только с получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ и Областной Думы.

В данном случае начальник УВД и прокурор должны провести проверку по факту превышения должностных полномочий сотрудниками милиции и применить меры дисциплинарного воздействия.

Задача №2.

В данном случае были нарушены права гражданина Козлова, прослужившего в вооруженных силах РФ 25 лет и ушедшему на пенсию. Т.к. права военнослужащих уволенных с военной службы регламентированы Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998

N 76-ФЗ. По которому он должен быть обеспечен органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади. При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья.

В случае предоставления ему жилой площади он должен освободить служебную квартиру.

А на основании статьи 16 вышеназванного закона ему должна быть предоставлена медицинская помощь в военном госпитале или в военной поликлинике. При отсутствии по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Используемая литература:

1. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера ции: Учебник. Т. 1 и 2. М., 1995.

2.Алехин А.П, Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 2003.

4. Бахрах Д.Н Административное право России. Учебник. Издательство Норма. М., 2002.

5. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. 4.1 и 2. М., 2000.

6. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишев З.А. Российское административное право. Учебник. М., 1996.

7. Овсянко Д.М.. Административное право: Учебное пособие. М., 2001.

8. Фадеев В.И. Муниципальное право России: Учебное пособие. М.,1995.

10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Е. Н. Сидоренко. М., 2003.

11. Основной Закон Ивановской области (Принят Законодательным Собранием 26 марта 1996 года, с изменениями и дополнениями от 30 мая 1996 года, 27 апреля 2000 года, 02 ноября 2000 года, 12 июля 2001 года.

12. Федеральный закона от 8 мая 1994 г. N З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Представленная работа посвящена теме "Субъекты административного права". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Субъекты административного права" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Субъекты административного права".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Субъекты административного права". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Субъекты административного права" определяют несомненную новизну данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Субъекты административного права" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данного исследования является анализ условий "Субъекты административного права".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Субъекты административного права" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

1. Понятие и виды субъе ктов административного права РФ

Субъекты административного права - это физические и юридические лица, государственные органы, действующие в сферах общественных отношений, урегулированных государственным воздействием посредством административно-правовых норм.

В соответствии с различным правовым статусом выделяют общих и специальных субъектов административного права.

Основными субъектами административного права являются органы исполнительной власти Российской Федерации. Основной чертой деятельности органов государственной власти в управленческой сфере является ее исполнительно-распорядительный характер. Сущностью такой деятельности является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, где цель достигается посредством использования юридически властных полномочий, что по иному именуется как распорядительство. Государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Систему органов исполнительной власти в Российской Федерации образуют:

1) Правительство - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации; 2) федеральные органы исполнительной власти; 3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 4) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеративным государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На всю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, т. е. части территории России.

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; федеральные службы России; российские агентства.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства; департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются: а) коллегиальные органы управления; б) единоначальные органы.

Субъектами административного права являются также предприятия и учреждения, выполняющие отдельные государственные функции. Например, учреждения системы здравоохранения частично выполняют социальную функцию государства.

Граждане РФ и юридические лица как субъекты административного права действуют в сфере общественных отношений, регулируемых государством, на основе соблюдения административно-правовых норм. Административно-правовые нормы запрещают, обязывают или дозволяют определенную форму поведения гражданам. Административному праву присуще преобладание обязывающих и управомочивающих норм. И как видно, административно-правовые нормы реализуются преимущественно путем активных действий - применения, использования, исполнения.

Правовой статус граждан РФ и юридических лиц в административном праве определен Конституцией РФ, КоАП, ГК РФ, федеральными законами и другими правовыми актами. Субъектами административной ответственности могут быть только 16-летние вменяемые граждане.

Общественные объединения, так же как и юридические лица являются субъектами административного права. Их правовой статус определен в ФЗ "Об общественных объединениях".

Специальными субъектами административного права, по мнению некоторых административистов, в том числе - Попова и Козлова, являются военнослужащие и иностранные граждане.

Статус военнослужащих в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" определен как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства определен международно-правовыми актами и международными договорами РФ, а также Конституцией и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М., 2009. стр. .340-356.

2. Граждане как субъек ты административного права

В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества, его членов.

Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения. Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:1. Административно-правовая норма, предусматривающая права, обязанности субъекта:2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта:3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношении (юридический) факт. Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то,что оно выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти а не права государственных или не государственных организациях их должностных лиц поэтому административные правоотношения между гражданами и соответствующего органа наделенного государственно - властными полномочиями, могут складываться в связи:1. С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти;2. С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;3. С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;4. С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан. Граждане России имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2009г. N 195-ФЗ// "Российская газета" от 31 декабря 2009 г. N 256 Каждый, кто законно находится на территории России,имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27). КоАП установлен определённый процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти.

Административно- правовое положение граждан может быть различным. Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти, то есть быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен располагать административной правоспособностью.Под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Ст. 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством. Конституция РФ. Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной, социальной, культурной и административно - политической сферах. Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определённых законодательством.

Уголовный кодекс предусматривает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью в течении соответствующего срока, а также лишения воинского или специального звания. Ст.24 КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например, права управления транспортными средствами.

Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность. Административная дееспособность, как правило возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности с 16 лет. Ст.18 Конституции определено, что права и свободы человека и граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не всегда соблюдается. Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема правового положения Российских граждан и русско-язычного населения в некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в законодательных актах прописываются предусмотренные Конституцией обязанности и ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. Не изжиты рецидивы издания закрытых нормативных актов, касающихся прав и свобод. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, N 9, сентябрь 2008 г.

3. Общественные объединения как субъекты административного права

Право граждан на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации, ликвидации регулируются Федеральным законом “ Об общественных объединениях”, Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союзах, благотворительных и других. Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Добровольность формирования- важнейший признак общественного объединения, при этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Эти общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами,позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. Общественные объединения могут создаваться как общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. Из этого вытекает,что органы юстиции включают их в единый государственный реестр юридических лиц. Объём административной правоспособности общественных объединений может быть различным. Во-первых, общественные объединения в определённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность в полном объеме и самостоятельно. Во-вторых, общественные объединения участвуют в осуществлении отдельных управленческих функций.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов. Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определённый срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) её субъектов, законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям. Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда или общего собрания, либо в судебном порядке.Решение о ликвидации общественного объединения,являющегося юридическим лицом,направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Контролирующие органы и организации России: компетенция и полномочия: Учебник / Под ред. А.П. Гуляева - М., 2009. - 207-225 с.

4. Органы исполнительной власти как с убъекты административного права

Органы исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным и административно- политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Классификация органов исполнительной власти производится по территориальному масштабу деятельности и характеру компетенции. С учётом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: Федерального и Субъектов России. В систему органов исполнительной власти в масштабе страны входят: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департамент, главное управление и агентство); в масштабе субъектов Федерации - соответствующие органы исполнительной власти, которые образуются самими субъектами Федерации.В зависимости от объёма и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство, местные администрации; б) органы отраслевой компетенции, осуществляющие руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный комитет, федеральный надзор, структурное подразделение администрации). Правовое положение органов исполнительной власти, как субъектов административных правоотношений, определено соответствующими нормативными актами. Правовое положение Президента Российской Федерации определено в гл.4 Конституции. Президент является главой государства, а не главой исполнительной власти. Как глава государства, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры по охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности, выступает Гарантом прав и свобод человека и гражданина. Субъектом административного права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов при вступлении, в должность он приносит народу присягу. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России. Президент, по вопросам отнесённым к его ведению, издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Совет безопасности Российской Федерации, как консультативный орган Президента, дающий ему возможность определять стратегию развития общества, действует в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года. Решения этого органа носят для Президента рекомендательный характер и оформляются его указами. Исполнительную власть в масштабах всей страны осуществляет Правительство Российской Федерации, правовое положение которого определено гл.6 Конституции. субъект административный право власть

Правительство издаёт постановления и распоряжения. Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Конституция предусматривает порядок досрочной отставки Правительства. Правовой статус федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти определяется Положениями о них. Органы исполнительной власти субъектов образуются самими субъектами Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты Федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти. Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные представительства, дополняющие эту систему. Укрепление государственности - важнейшая задача. Поэтому большое внимание уделяется формированию системы исполнительной власти, оптимизации её структур и распределению компетенции между ими. Однако соответствующая нормативная база ещё недостаточна. В Конституции обозначены лишь её принципиальные положения. Не установлены права, регулирующие взаимоотношения между главой администрации и центром, главой администрации и законодательным органом края, области. Каждый орган исполнительной власти как субъект административного права имеет определённые организационную структуру и штаты. Организационная структура предполагает вертикальную связь между соподчиненными органами управления и внутреннее построение отдельных органов. Проекты структур и штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом. Лончаков А.П. Предмет и система административного права: Учебное пособие. - Хабаровск, 2009. стр. 167-189.

5. Государственные служащие как субъекты административного права

До недавнего времени под государственными служащими понимался широкий круг граждан, занимавших оплачиваемые должности в любых государственных организациях. Федеральным государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законодательством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Должность -основа характеристики правового положения служащего. Федеральная государственная должность - это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности, характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе, необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права. Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов: законности; обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих органов и должностных лиц; подконтрольности и подотчетности органов и служащих; вне партийности государственной службы; равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных (служебных) обязанностей; социальной защищённости государственных служащих; стабильности государственной службы. Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений является определение не только должностного положения каждого государственного служащего, но и других участников государственно-служебных правоотношений - особенно конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе, а также установление форм и методов решения этих вопросов. Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке, подбору, расстановке и оценке деятельности государственных служащих. Государственно - служебные отношения делятся на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Это деление является основополагающим и при характеристике государственного служащего как субъекта административного права, поскольку позволяет проводить различие между должностными лицами, обладающими государственно властными полномочиями, и государственными служащими, такими полномочиями не наделенными. Внутри - организационные правоотношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками с момента замещения государственной должности по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения и ответственности и тп. Внешними считаются те государственно - служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и другими субъектами (гражданами, государственными и не государственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения гражданином государственной должности. Но в качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделён государственно - властными полномочиями - должностное лицо. Государственные служащие, не имеющие таких полномочий, могут быть участниками лишь внутренних (внутриорганизационных) отношений. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Должностные обязанности и права - это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно - служебных отношений. Установление обязанности делает необходимым существования права; совокупность обязанностей и прав предопределяет содержание государственно - служебных отношений. Обязанности и права устанавливаются не для каждого государственного служащего, а для должности, поэтому зависят от задач и функций органа. Существуют общие должностные и специальные обязанности и права: руководителей других должностных лиц, а также всех государственных служащих. Законодательством определены порядок приёма на государственную службу, прохождение испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещения должностей и присвоение классных чинов и другие вопросы прохождения службы. Малая энциклопедия конституционного права. / Состав. Баглай М.В., Туманов В.А. М., 2009. стр. 474-489.

Заключение

Завершая работу, хочу признаться, что по мере выполнения работы передо мной реально возникло ощущение «громады» административных правоотношений, охватывающих практически все отрасли права. Сегодня мне представляется, что исследованный мной материал, всего лишь верхушка айсберга, состоящего из многочисленных законов, инструкций, правил, распоряжений и других нормативных актов.

На мой взгляд, основы административных правоотношений, основным субъектом которых являемся мы - граждане России, - это тот минимум правовой информации, которая должна широко освещаться и быть доступной любому гражданину. Такой подход, возможно, один из методов борьбы с так называемым «правовым нигилизмом» российского общества. Однако одновременно встает вопрос систематизации норм и правил административного права.

Предмет административного права сложен для изучения по своей сути, как регулирующий отношения в сфере государственного управления, сложность его умножается во много раз в связи с отсутствием четкой систематизации. Таким образом, отсутствие «прозрачности» административного права, на мой взгляд, во многом порождает произвол и коррупцию в структурах государственного управления.

Таким образом, административное право характеризуется большим числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями как в смысле их объёма, структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы административно- правового регулирования, особенно в области государственного управления.

Список использованн ой литературы

1. Конституция РФ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2009г. N 195-ФЗ// "Российская газета" от 31 декабря 2009 г. N 256

3. Лончаков А.П. Предмет и система административного права: Учебное пособие. - Хабаровск, 2009.

4. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М., 2009.

5. Контролирующие органы и организации России: компетенция и полномочия: Учебник / Под ред. А.П. Гуляева - М., 2009.

6. Малая энциклопедия конституционного права. / Состав. Баглай М.В., Туманов В.А. М., 2009.

7. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, N 9, сентябрь 2008 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, виды, правовой статус субъекта административного права. Граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, организации, учреждения, органы исполнительной власти и государственные служащие как субъекты административного права.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Понятие, признаки и особенности источников административного права. Граждане и общественные объединения как субъекты административного права. Исследование возможных путей усовершенствования административного законодательства Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Органы исполнительной власти и государственные служащие как субъекты административного права. Особенности правовой деятельности государственных служащих. Место участников административно–правовых отношений в системе административного права России.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    Государственное управление экономической сферой в Российской Федераци. Государственные служащие как субъекты административного права. Административная правосубъектность государственного служащего. Изменение и прекращение отношений государственной службы.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2008

    Сущность и предмет административного права, граждане как его основной субъект. Виды форм и методов реализации субъектов административного права своей компетенции. Сущность и основные черты ответственности в данной сфере, условия ее применения ее методов.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2013

    Понятие субъектов административного права. Правовое обеспечение общественных объединений как участников административного права РФ. Особенности административно-правового статуса политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права. Правоспособность и дееспособность. Классификация категорий иностранных граждан в законодательстве Российской Федерации. Основные права, обязанности и ответственность иностранцев.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Понятие субъектов административного права. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2014

    Основные отрасли правовой системы государства. Понятие субъекта административного права. Субъективная сторона административного правонарушения. Доказательства по делам об административном правонарушении. Коллективные субъекты административного права.

    реферат , добавлен 31.10.2011

    Изучение предмета административного права - отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти. Понятие и виды нормативно-правовых актов. Источники административного права.

Поделиться: