Закон о приватизации жилья. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П
"По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"


Именем Российской Федерации


Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего А.Л. Кононова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием представителя Верховного Суда Российской Федерации - доктора юридических наук В.В. Ершова, гражданина М.Ш. Орлова, постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой,

руководствуясь статьей 125 (части 2 и 4 ) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 3 части первой , частями третьей и четвертой статьи 3 , статьями 36 , 74 , 84 , 85 , 86 , 96 , 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Поводом к рассмотрению дела явились запрос Верховного Суда Российской Федерации и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями положения Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" об отмене приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Поскольку запрос Верховного Суда Российской Федерации и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.П. Маврина, объяснения представителей сторон, заключение эксперта - доктора юридических наук Б.М. Гонгало, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского, а также представителей: от Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А. Рыжковой, от Министерства регионального развития Российской Федерации - М.В. Дорофеева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2007 года утрачивают силу содержащие общие положения статьи 1 , 2 , 4 , 6 , 7 , 8 и 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и его раздел II , закрепляющий основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Статьей 12 того же Федерального закона часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Оспаривающий конституционность названных законоположений Верховный Суд Российской Федерации утверждает, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (с 1 марта 2005 года - частичная, а с 1 января 2007 года - полная) противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и не соответствует ее статьям 19 (часть 1 ) и 55 (части 2 и 3 ).

Граждане М.Ш. Орлов, Х.Ф. Орлов и З.Х. Орлова, которым на основании части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы отказал в приватизации квартиры, предоставленной по договору социального найма 18 апреля 2005 года, просят признать примененную в их деле норму не соответствующей статьям 6 (часть 2 ), 19 (части 1 и 2 ), 27 (часть 1 ), 35 , 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются взаимосвязанные положения подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в редакции статьи 12 названного Федерального закона, которыми определяется завершение периода приватизации жилых помещений (бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) с 1 января 2007 года и одновременно исключается (в пределах определяемого этой датой периода) приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, предоставленных гражданам на условиях социального найма после 1 марта 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2 ; статья 35, часть 1 ; статья 71, пункт "ж" ). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1 ), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1 ), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

2.1. Осуществляя регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт "в" , Конституции Российской Федерации) и исходя из того, что экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности.

В жилищной сфере такое преобразование реализовывалось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который, согласно Закону Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", пополнялся путем: 1) приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; 2) жилищного строительства, в том числе жилищного строительства товариществами индивидуальных застройщиков; 3) участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; 4) купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; 5) приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям (статья 19 ).

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Создание частного жилищного фонда в Российской Федерации в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости, а с другой стороны - предпосылкой прекращения использования бесплатной приватизации в качестве основного способа развития института частной собственности в жилищной сфере.

Правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определивший, как следует из его преамбулы , базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Федеральный законодатель, таким образом, изначально не включил нормы о приватизации жилых помещений в Жилищный кодекс РСФСР. Свое намерение осуществлять регламентацию приватизационного механизма рыночных преобразований в Российской Федерации в специальных законодательных актах он подтвердил, закрепив в Гражданском кодексе Российской Федерации, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ).

2.2. Гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2 , Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Осуществляя преобразования отношений собственности в жилищной сфере при установлении правовых основ единого рынка и регулировании соответствующих гражданских прав, федеральный законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе как издавать акты, призванные в течение определенного периода обеспечивать правовое регулирование отношений по бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых ими на правах нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и отменять их. Такое временное правовое регулирование может заключаться в установлении, изменении и отмене тех или иных имущественных прав, к числу которых относится и право на бесплатную приватизацию. Однако при этом должны соблюдаться требования разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", от 23 апреля 2004 года N 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации).

2.3. К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1 , относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3 ) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в Жилищном кодексе Российской Федерации, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2 ).

Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации). Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе.

Прекращение на определенном этапе бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и тем самым - оставление в государственной и муниципальной собственности доли жилищного фонда также служит цели сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, позволяющего Российской Федерации как социальному государству выполнять свою социальную функцию в области жилищных отношений.

Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, отметивший, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 года по делу James and Others). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2000 года N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также отметил, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер, и это должен учитывать законодатель при осуществлении их правового регулирования.

Следовательно, в период перехода от государственно-планового правового регулирования к правовому регулированию, направленному на преобразование отношений собственности, создание основ единого рынка и гарантирование социальной защиты населения, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности в государственной и муниципальной собственности определенной доли жилищного фонда, позволяющей публичной власти выполнять социальную функцию в области жилищных отношений.

Вместе с тем, определяя момент прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральному законодателю надлежит учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого переходного периода (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого на нарушение его конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2.4. Таким образом, подпункт 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку, установив срок завершения длящегося с 1991 года процесса бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель тем самым предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям, вносимым в соответствующее законодательство. Вместе с тем в рамках своих дискреционных полномочий он может продлевать и восстанавливать действие правовых норм, обеспечивающих практическую реализацию этого процесса.

3. Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2 ), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 28 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определения от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 1 декабря 2005 года N 428-О по жалобе гражданина Е.В. Шеховцова на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 316-О по жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", провозглашенный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства.

3.1. Установив в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

3.2. Таким образом, установление в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

И 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым с истечением установленного законом срока утрачивают силу статьи 1 , 2 , 4 , 6 , 7 , 8 , 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающие возможность бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов для нанимателей этих помещений.

2. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2 ), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

3. Дело граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой подлежит пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


Конституционный Суд
Российской Федерации


17.10.19 30 253 6

Пошаговая инструкция по приватизации

Квартиру, в которой живут по договору социального найма, можно оформить в собственность - приватизировать.

Анастасия Корнилова

приватизировала квартиру

Расскажу, какие есть плюсы и минусы у приватизации жилья, какие нужны документы и как правильно это сделать.

Что такое приватизация и для чего она нужна

Приватизация - это передача государственного имущества в личную собственность. Имущество может быть любое - не только квартира или комната, но также земля и нежилые помещения. Благодаря приватизации появляется право собственности на жилье, а значит, такое имущество можно продать, подарить, обменять на другое имущество, оставить в наследство или передать в залог для получения кредита. С неприватизированным имуществом таких действий совершать нельзя - им можно только пользоваться.

Например, если жить по договору социального найма в государственной или муниципальной квартире, распоряжаться ею по собственному усмотрению нельзя. Если приватизировать - квартира станет личной собственностью, и ее можно будет не только продать или завещать, но и использовать в качестве вклада, например, при заключении договора о переселении в социальный приют для пожилых людей или оформлении ренты.

Законные основания

В СССР такой договор заключался с гражданином, когда он получал ордер на заселение в квартиру. Сейчас такой договор заключают, если государство признало человека малоимущим и поставило на учет как нуждающегося в жилом помещении.

Какое жилье можно приватизировать

Закон запрещает приватизировать жилые помещения в аварийном состоянии, а также в общежитиях и в домах закрытых военных городков. Еще нельзя приватизировать служебные жилые помещения. Но бывают исключения: например, можно приватизировать служебное жилье, если оно располагалось в совхозе или колхозе.

Следовательно, все остальные квартиры, которые сдаются по договору социального найма и располагаются в обычных домах, могут передаваться в собственность зарегистрированных в них людей.

Кто может приватизировать квартиру

Все, кто проживает в квартире по договору соцнайма, в том числе несовершеннолетние дети, могут стать собственниками этого жилья.

Несовершеннолетние дети. Если ребенок проживает в квартире и зарегистрирован в ней, он в обязательном порядке участвует в приватизации. Детей до 18 лет можно исключить из участников приватизации только по разрешению органов опеки и попечительства.

Например, отец приватизирует свою квартиру, а ребенок проживает вместе с матерью, но зарегистрирован в квартире отца. В этом случае у ребенка есть право на долю в этой квартире при приватизации.

Совершеннолетние жильцы могут отказаться от доли в праве собственности на квартиру - написать отказ от приватизации. В этом случае человек сохраняет свое право на бесплатную приватизацию - по закону это разрешено только один раз. Но есть исключение - если человек участвовал в приватизации до совершеннолетия, он может еще раз приватизировать бесплатно какое-либо жилье уже после совершеннолетия.

Плюсы и минусы приватизации

Основное преимущество приватизации - вы бесплатно получаете право собственности на квартиру и можете распоряжаться жильем по своему усмотрению. Например, вот что можно сделать с приватизированной квартирой.

Оставить в наследство. Приватизированную квартиру можно передать по наследству, в том числе по завещанию. Быть зарегистрированным в наследуемой квартире или состоять в близком родстве с наследодателем будущему наследнику необязательно.

Неприватизированную квартиру передать по наследству нельзя. Члены семьи нанимателя могут и дальше жить в ней после его смерти: один из них станет ответственным нанимателем взамен умершего и заключит новый договор соцнайма.

Но это не наследование. Право постоянной регистрации и проживания в квартире будет только у тех членов семьи, которые на момент смерти ответственного нанимателя были зарегистрированы и жили в этой квартире.

Неприватизированная квартира тоже может быть унаследована - если гражданин собрал все документы, подал заявление на приватизацию, но умер прежде, чем с ним оформили договор. Существуют решения, когда и без подачи заявления со стороны наследодателя суды устанавливали его волю на приватизацию и признавали такую квартиру наследством.

Если никто из родственников не был прописан вместе с умершим нанимателем, договор социального найма прекратят и квартиру вернут в муниципальную собственность.

Поэтому если нужно, чтобы родные и близкие сохранили права на неприватизированную квартиру, кто-то из них обязательно должен там проживать и быть зарегистрирован.

Знаем все о недвижимости

Разбираем сложные ситуации с покупкой и продажей жилья, рассказываем о законах, которые касаются владельцев недвижимости

Зарегистрировать новых жильцов. В собственной квартире можно регистрировать кого угодно. В неприватизированной квартире с регистрацией дела обстоят так:

  1. Супругов, родителей и совершеннолетних детей можно зарегистрировать с письменного согласия членов семьи, которые тоже проживают в квартире.
  2. Других граждан - с письменного согласия всех проживающих в квартире и наймодателя: муниципалитета. Еще муниципалитет обычно устанавливает учетную норму площади на человека - например, в Краснодаре минимум 10 м², а в Санкт-Петербурге - 9 м² в отдельных квартирах и 15 м² в коммуналках. Если после заселения на каждого проживающего придется площадь меньше учетной нормы, наймодатель не разрешит зарегистрировать нового жильца.
  3. Исключение делается только для несовершеннолетних детей. Их регистрируют вместе с родителями независимо от того, позволяет площадь квартиры зарегистрировать нового жильца или нет.

Продать, подарить, передать в залог, обменять на другое имущество, сдать в аренду. Можно закрыть дверь, сняться с регистрации, переехать в другой город или другую страну и жить там много лет - никто не скажет, что человек не пользуется собственной квартирой, а значит, не нуждается в ней.

Теоретически с неприватизированной квартирой это может стать поводом, чтобы жилье изъяли и передали другим нуждающимся.

Сделать перепланировку. В приватизированной квартире можно отгородить кладовку или перевести квартиру в нежилое помещение и сдавать под офис.

В муниципальном жилье сносить стены и совмещать санузел будет крайне сложно: придется сначала получить согласие наймодателя. И уж точно вам не разрешат переводить квартиру в статус нежилого помещения. Чтобы так сделать, сначала надо приватизировать жилье, а только потом переводить в нежилой фонд.

Сократить расходы. За квартиру, которую человек берет у муниципалитета или государства внаем, в дополнение к коммунальным платежам надо вносить еще и ежемесячную плату за пользование жилым помещением. Например, для москвичей с 2016 года установлена плата в размере 27,14 Р за квадратный метр общей площади жилого помещения в многоквартирном жилом доме с лифтом и мусоропроводом. То есть если приватизировать квартиру в Москве площадью 41 м², ежемесячные расходы сократятся на 1112 рублей.

Если занимать однокомнатную квартиру в Москве общей площадью 42 м² по договору соцнайма, придется платить 13 680 Р в год. Налог на такую же приватизированную квартиру с рыночной стоимостью 2,9 млн рублей при ставке 0,1% и вычете 20 м² - 1519 Р в год.

Плюсы очевидны. Но есть и минусы приватизации.

Нанимателям квартир по договору соцнайма можно не тратиться: все расходы по капитальному ремонту самой квартиры и всего дома несет наймодатель - муниципальное образование.

Еще любую квартиру могут изъять для муниципальных и государственных нужд: например, если на этом месте будут строить стадион или дорогу. Такое изъятие власти компенсируют разными способами: например, предоставляют другое жилье или выплачивают денежную компенсацию. Компенсация в случае с неприватизированной квартирой может оказаться более выгодной, поскольку нанимателей переселяют с учетом установленной нормы на человека.

Документы для приватизации

Перечень документов в федеральном законодательстве не установлен. Каждый регион самостоятельно утверждает этот список.

Где получить документы на приватизацию. Заявление можно заполнить по месту подачи - в МФЦ.

Решения органов опеки и попечительства, решения и приговоры суда, справка об освобождении, документ, подтверждающий отбывание наказания, выписка из личного дела военнослужащего выдаются в соответствующих органах - опеки и попечительства, суде, исправительном учреждении или архиве военной части.

Договор социального найма на квартиру, ордер или выписка из распоряжения органа исполнительной власти должны быть на руках у социального нанимателя. Если утеряны, надо обратиться в архив через МФЦ.

Документ о гражданстве РФ - в многофункциональном миграционном центре.

Документ, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, - в органе местного самоуправления или организации технической инвентаризации - БТИ.

Технический паспорт и поэтажный план надо заказать в БТИ.


Сколько времени действительны документы. У всех документов разный период действия. Например, у ордера или договора соцнайма нет ограничений по сроку действия. Технический паспорт и поэтажный план на квартиру тоже не ограничены по сроку законом, но на практике в некоторых регионах могут попросить их обновить. Выписка из лицевого счета и справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам действительны в течение месяца.

Лучше заранее взять в МФЦ перечень документов, которые требуются в вашем регионе, и сразу уточнить конечную дату их действия. Так можно сориентироваться, какие документы получить первыми, а какие непосредственно перед подачей заявления, чтобы не пришлось один и тот же документ запрашивать несколько раз.

Порядок приватизации квартиры

Шаг первый - подать заявление на передачу квартиры в собственность и приложить пакет документов в уполномоченный орган. Это может быть департамент имущественных отношений, комитет по управлению городским имуществом, департамент по управлению государственной собственностью - в каждом населенном пункте он называется по-разному . Узнать, кому адресовать заявление, можно в МФЦ или на официальном сайте местной администрации.

Подать заявление на приватизацию квартиры можно лично или через представителя в МФЦ. В некоторых регионах, например в Москве, заявление принимают в электронной форме через интернет.


В результате либо откажут в заключении договора, если на это есть законные основания, либо отдадут на подпись договор передачи квартиры в собственность.

Совершеннолетние участники договора подписывают его самостоятельно или передают полномочия доверенному лицу. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет подписывают договор с согласия законных представителей - родителей или опекунов. За несовершеннолетних участников договора младше 14 лет подписи ставят законные представители - родители или опекуны.


Шаг третий - передать подписанный договор в Росреестр для государственной регистрации перехода права собственности на квартиру. Когда договор зарегистрируют, его выдадут в МФЦ с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизированную квартиру. К договору будет прилагаться бумажная выписка из ЕГРН.

Как подать документы

Документы для приватизации можно подать лично или через госуслуги. Расскажу, как устроены эти способы.

Приватизация лично через МФЦ. Нужно прийти в один из территориальных центров. В какой именно - не важно, можно выбрать тот, который удобнее расположен. На месте заполнить заявление по образцу или подписать заполненное приемщиком документов, приложить к заявлению пакет документов. Заявление должны подписать все участвующие в приватизации лица.

Сотрудник МФЦ примет документы и выдаст документ-опись с ориентировочной датой, когда можно прийти за результатом. Если заявление удовлетворят, в следующий визит можно подписать договоры о передаче квартиры в собственность. На получение должны прийти все участники приватизации с паспортами и подписать договор в присутствии работника МФЦ.

Подписанный договор следует подать также в МФЦ или в отделение Росреестра, чтобы зарегистрировать право собственности. Сроки регистрации такие:

  • 7 рабочих дней, если подавать в Росреестр;
  • 9 рабочих дней, если через МФЦ.

Приватизация через госуслуги. Подать напрямую заявление через госуслуги можно не во всех регионах. Для подачи заявления следует найти услугу приватизации через поиск, заполнить заявление и приложить документы. Если понадобится, орган власти, который рассматривает документы, пришлет уведомление на электронную почту и попросит лично явиться с документами.


Стоимость приватизации квартиры

Чаще всего сама приватизация бесплатная. Но придется заплатить госпошлину 2000 Р за государственную регистрацию права собственности. Если квартиру приватизируют сразу несколько человек в долевую собственность, госпошлина делится между всеми участниками приватизации. То есть если в приватизации участвует пять человек, пошлина на человека составит 400 Р : 2000 Р / 5 .

Сроки приватизации

Предварительный сбор документов в среднем занимает полтора-два месяца. Заявление с приложенным пакетом документов рассматривают не более двух месяцев, переход права и регистрацию права собственности оформляют около 10 дней. В результате общий срок приватизации - 3,5-4,5 месяца .

Когда могут отказать в приватизации

Отказать в приватизации могут, если:

  1. Заявитель предоставил неполный пакет документов.
  2. В приложенных документах обнаружились несоответствия.
  3. Квартира входит в состав специального жилищного фонда.
  4. Квартира не принадлежит муниципалитету.
  5. Квартира находится в аварийном доме.
  6. Человек уже принимал участие в приватизации.
  7. В договоре не указаны несовершеннолетние дети, и нет согласия органов опеки и попечительства.

Если отказ связан с неполным пакетом документов, нужно получить недостающие бумаги и приложить их к заявлению.

Если при проверке обнаружат несоответствия, их придется устранить.

Например, если в договоре найма и в техническом паспорте указана разная площадь, придется получить справку в БТИ, что эта разница связана с технической ошибкой. Дело в том, что прежние и нынешние средства измерения отличаются - у современных погрешность меньше, поэтому в площади может быть расхождение.

Если квартира входит в состав специального жилищного фонда или не принадлежит муниципалитету, остается надеяться, что через какое-то время ситуация изменится: например, жилой дом все-таки передадут в собственность муниципалитета. Тогда можно подать новое заявление.

Если квартира находится в аварийном доме, придется дождаться переселения и приватизировать уже новое жилье.

Если человек уже участвовал в приватизации, квартиру может приватизировать кто-то другой из прописанных родственников. Но в этом случае человек получит долю в квартире, только если родственник, оформляющий приватизацию, согласится подарить или продать ему часть жилья.

Если причина отказа - отсутствие в договоре несовершеннолетних детей, нужно получить разрешение органа опеки и попечительства на приватизацию без них или включить детей в число сособственников. Второй вариант намного проще, но если соберетесь продавать эту квартиру до совершеннолетия детей, придется получать разрешение на продажу в органах опеки и попечительства.

Особенности приватизации квартиры в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве можно подать документы не только через МФЦ, но и на официальном сайте мэра Москвы. Перечень документов, порядок их подачи и получения результата можно найти там же.

В Санкт-Петербурге процедуру приватизации и необходимый перечень документов можно посмотреть на региональном сайте госуслуг. Право приватизировать жилье имеют граждане РФ, которые зарегистрированы по месту жительства в Санкт-Петербурге , а также те, кто временно отсутствует, но сохраняет право на жилую площадь: например, отбывает наказание в исправительных учреждениях.

Объекты приватизации в Санкт-Петербурге - это отдельные квартиры и комнаты в коммунальных квартирах. Но не получится приватизировать жилье в следующих случаях:

  1. Если оно находится в аварийном состоянии или в закрытых военных городках.
  2. Если это специализированные дома: например, маневренный фонд, специальные дома для одиноких престарелых и др.
  3. Если оно располагается в домах, которые относятся к объектам производственного назначения, а также в школах, больницах, на территории пансионатов, домов отдыха, пионерских лагерей, детских дошкольных учреждений.
  4. Если его занимают граждане, которые состоят в списках на получение другого жилого помещения на всю семью в порядке улучшения жилищных условий, и они не освободили занимаемое жилое помещение.

В Санкт-Петербурге приватизировать жилье можно через Горжилобмен или МФЦ. В Горжилобмене специалисты помогают оформить полный пакет документов, в том числе зарегистрировать право собственности после подписания договора о передаче жилья в собственность.

Особые случаи

Особенности приватизации с участием детей. Если в квартире зарегистрированы и проживают несовершеннолетние, они обязательно должны получить долю в праве на квартиру. Лишить детей возможности участвовать в приватизации можно только с разрешения органов опеки и попечительства. Однако они дадут согласие, только если ребенку предоставят в собственность другое жилье - не хуже этой квартиры и не меньшей площади.

Если в квартире живут только несовершеннолетние, приватизация возможна только с участием органов опеки и попечительства.

Если ребенку еще нет 14 лет, квартира может быть передана ему в собственность по заявлению родителей, усыновителей или опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или по инициативе этих органов.

Если в квартире живет несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, он сам должен написать заявление с согласия родителей, усыновителей или попечителей, а также органов опеки и попечительства.

Особенности долевой или совместной приватизации. Совместная приватизация существовала до 31 мая 2001 года. Хотя сейчас такой способ передачи жилья не используется, некоторые квартиры, приватизированные до этой даты, все еще находятся в совместной собственности.

В результате в закон о приватизации внесли уточнение, что в случае смерти одного из участников совместной собственности на квартиру, приватизированную до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на квартиру, в том числе доля умершего. Доли при этом признаются равными.

Если в квартире зарегистрированы и проживают несколько человек и они все хотят участвовать в приватизации, квартира будет передана им в общую долевую собственность.

Каждый из них должен будет подписать соответствующее заявление, а после - договор. При этом договор о передаче квартиры в собственность будет составлен в стольких экземплярах, сколько человек участвует в приватизации.

Учтите, что совершеннолетним гражданам в приватизации можно участвовать только один раз. Поэтому, если у вас в перспективе будет возможность приватизировать другое жилье целиком или в большей доле, возможно, стоит отказаться от участия в приватизации квартиры на всю семью.

Особенности военной приватизации. Приватизировать квартиру, расположенную в закрытом военном городке, нельзя. Однако и с приватизацией квартир, расположенных в обычных населенных пунктах, у военнослужащих нередко возникают проблемы. Это связано с тем, что Минобороны не всегда своевременно передает дома со своего баланса на муниципальный. Поэтому военнослужащие вынуждены решать вопрос о приватизации жилья в судебном порядке.

Как правило, суды идут навстречу и удовлетворяют подобные требования. Например, в Самаре суд удовлетворил требование военнослужащего о признании за ним и его семьей права собственности на квартиру. До этого Департамент управления имуществом отказал военнослужащему в подготовке документов для приватизации, поскольку жилое помещение не состояло в реестре муниципального имущества. Суд признал за истцом и его семьей право общей долевой собственности на квартиру.

Приватизация, если есть долг по коммунальным платежам. Задолженность по коммунальным платежам не препятствует приватизации квартиры. Однако паспортисты в ТСЖ или УК нередко превышают полномочия и отказываются выдавать выписку из лицевого счета, которую необходимо приложить к пакету документов, пока есть задолженность.

В этом случае можно либо погасить долг, либо через суд обязать ТСЖ выдать документ.

Приватизированная квартира при разводе. Если квартира была приватизирована на обоих супругов, после развода у каждого останется его доля. Если квартира была в совместной собственности, после развода каждому супругу будет выделена доля. Если нет других сособственников, квартиру поделят пополам.

Если квартиру приватизировали на одного из супругов, а второй отказался от своего права приватизации, отказавшийся супруг сохраняет право пользования квартирой, даже если он уже развелся с собственником жилья.

Поэтому покупателям таких квартир следует учесть, что вместе с квартирой они могут приобрести неожиданного соседа, который имеет право жить в квартире и сохранять регистрацию.

Запомнить

  1. Если живете в квартире по договору социального найма, сравните плюсы и минусы приватизации вашей квартиры.
  2. Если приватизировать квартиру выгоднее, чем оставаться просто нанимателем, выясните, не входит ли она в перечень жилья, не подлежащего приватизации.
  3. Если квартиру можно приватизировать, определитесь, кто из зарегистрированных и проживающих в ней членов семьи будет участвовать в приватизации. Несовершеннолетних детей нужно включить обязательно или получить разрешение органа опеки и попечительства на приватизацию без них.
  4. Выясните точный перечень документов в вашем муниципалитете, соберите их по списку и пройдите всю процедуру.
  5. Не забудьте, что после того как вы станете собственником жилья, появится обязанность платить налог на имущество.

В 1991 году у граждан России появилась возможность оформить государственное жилье в частную собственность (ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ») с получением полных прав на квартиру, в которой проживает владелец по договору социального найма. Действующее законодательство гарантирует бесплатную приватизацию в период до 01.03.2018 г. В дальнейшем придется вносить частичную оплату, которую рассчитывают с учетом кадастровой стоимости жилья.

Приватизация квартир в 2017 году

Для оформления права собственности нужно собрать определенные документы, часть из которых платная. В общем случае придется потратить до 3 -5 тыс. руб. (справки - 100, 500, 700 руб.). По срокам процедура приватизации занимает около трех месяцев: два - на рассмотрение заявления и один - регистрация частной собственности. Либо можно обратиться в специализированную компанию и заказатьуслуги по приватизации квартиры .

Пошагово схема действий следующая:

  1. Уточнить в жилуправлении возможность приватизации с учетом действующих законов.
  2. Получить согласие зарегистрированных жителей квартиры. Безадресный отказ от приватизации фиксируется у нотариуса (500 руб.).
  3. Выбрать форму собственности (единоличная или общая).
  4. Обратиться в БТИ за техническим паспортом. Сотрудники БТИ проверят состояние квартиры, определят аварийность, наличие пристроек и изменений планировки.
  5. Подготовить необходимые документы. Этот этап занимает основное время на приватизацию.
  6. Составить и подать заявление в жилотдел городской или сельской администрации.
  7. На основании полученного решения подписать договор на передачу квартиры в собственность.
  8. Оформить документы на регистрацию в Росреестре, который через один месяц выдаст соответствующее свидетельство о правах на собственность.

При превышении срока регистрации (более одного месяца) можно подавать жалобу в вышестоящие инстанции.

Что особенного в приватизации квартиры

Все этапы оформления и регистрации права собственности несложно пройти самостоятельно. Но чтобы не тратить время на саму процедуру, можно заказать услуги специалистов, которые займутся подготовкой, подачей и получением документов. Конечно, такую работу придется оплатить. Расценки зависят от выбранного региона и сложности оформления (неузаконенная перепланировка, количество прописанных и проживающих и т. д.).

Виды жилья под приватизацию

Получить право собственности смогут жители муниципальных и коммунальных квартир, которые имеют соответствующий статус. Нельзя приватизировать следующие виды жилья:

  • частная или общественная жилая недвижимость;
  • аварийное жилье;
  • комнаты общежитий;
  • служебные квартиры или дома;
  • жилой фонд военных поселений и городков;
  • помещения на объектах природоохранного значения.

Для общественной или служебной недвижимости делают исключение, если имеется специальное разрешение.

ВНИМАНИЕ! Квартиры с договором безвозмездного пользования не подлежат приватизации. Для недвижимости с договором социального найма получить свидетельство о правах собственности вполне допустимо.

Участие в приватизации

Право собственности получают жильцы с пропиской по указанной жилплощади. Несовершеннолетние представлены родителями или опекунами, а временно отсутствующие (болезнь, заключение, военная служба) - государственными органами, которые бронируют соответствующую долю.

ВНИМАНИЕ! В соответствии со ст.11 в приватизации участвуют граждане старше 18 лет. Оформить такое право можно только один раз. Повторное участие предусмотрено только для несовершеннолетних лиц, права которых нарушены.

Отказ от приватизации оформляется у нотариуса. Такой документ может пригодиться в будущем при решении споров.

Кто сможет распоряжаться недвижимостью

Право собственности на жилье зависит от выбранной формы:

  • единоличная - всем распоряжается владелец;
  • совместная - участие принимают все жители;
  • долевая - для принятия решения нужно согласие всех жильцов

Законодательство требует распределить доли для каждого участника приватизации.

Получение документов в БТИ

Для помещений с незаконной перепланировкой или пристройками нужно:

  • восстановить первоначальную планировку;
  • узаконить изменения и получить соответствующие документы;
  • оплатить штраф.

Если все формальности соблюдены, БТИ выдает техпаспорт, который затем сдают в жилотдел регистрационной палаты.

Перечень документов на право собственности:

  1. Заявление от каждого участника приватизации.
  2. Оригиналы и копии паспорта, а для несовершеннолетних свидетельства о рождении.
  3. Документы на жилье (ордер, договор и т. д.).
  4. Техпаспорт.
  5. Кадастровый паспорт. Заказывают по месту жительства или на сайте Госкадастра.
  6. Выписка с указанием прописанных в жилье (ЖЭУ, паспортный стол).
  7. Подтверждение прав на недвижимость (справка из регистрационной палаты).
  8. Справка об оплате коммунальных услуг.
  9. Другие документы в зависимости от ситуации (смена фамилии, развод и т. д.).

Обращаться нужно в жилищный отдел городской администрации. С нотариально заверенной доверенностью вопросы можно решить без участия всех проживающих.

Отличия приватизированного и неприватизированного жилья

После получения права собственности на квартиру участники становятся полноправными владельцами помещений. Такой вариант удобен и выгоден по целому ряду причин:

  1. Жилье полностью принадлежит собственнику, который может его продать, поменять, перепланировать и т. д. без получения каких-либо разрешений от государства.
  2. После смерти собственника жилье переходит в наследство родственникам.
  3. Владельцам нужно вносить обязательные платежи на ремонт и т. д.
  4. Льготное переселение из приватизированной квартиры возможно только в аналогичную по метражу. В остальных случаях полагается по 18 кв. м на каждого жителя (Москва).

Нужно помнить, что приватизированную недвижимость принудительно забирают для погашения долгов по кредитам или из-за неуплаты обязательных платежей. С государственным жильем такие действия невозможны.

Сейчас для граждан, не приватизировавших жилье, в котором они проживают по договору социального найма, остро стоит вопрос о продлении бесплатной приватизации . Законодатели, учитывая данную ситуацию и вновь возникший ажиотаж перед запланированным на 1 марта 2017 года окончанием программы бесплатной приватизации жилья, приняли закон № 14-ФЗ от 22.02.2017 г., согласно которому приватизация продлевается в очередной раз, но уже бессрочно (т.е. на постоянной основе).

Ранее (в 2016 году) В Государственную Думу РФ направлялся ряд законопроектов, предусматривающих продление срока приватизации еще на один год. Эти инициативы Госдумой были отклонены , что позволяло сделать вывод о том, что приватизация для всех больше не будет продлена (такого мнения придерживалось Правительство РФ).

Однако в связи с позицией руководства страны (премьер-министра Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина ) был принят закон, которым отменялось положение Жилищного кодекса (ЖК) РФ о завершении бесплатной приватизации 1 марта 2017 г.

Руководство страны несколько раз переносило срок для оформления перехода муниципальной собственности гражданам на небольшой срок, стараясь стимулировать граждан на оформление квартир в собственность. Более того - ранее утверждалось, что бесплатная приватизации не может быть бессрочной, в связи с чем при ее окончании предполагался платный порядок приобретения граждан.

Принятие законопроекта о продлении приватизации

13 января 2017 года законопроект № 77072-7 по внесению изменений к ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Согласно ему предлагалось, что приватизация продлевается до 01.01.2020, но только для определенных категорий граждан РФ .

Остальные группы граждан, не указанные в законопроекте, после установленного законом срока (01.03.2017) не смогли бы бесплатно перевести в собственность жилье.

Однако, после принятия законопроекта в первом чтении (27.01.2017), к нему было предусмотрено 22 поправки. Известно, что его авторами, а именно Сидякиным А.Г. (первый зампред профильного комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству) и Качкаевым П.Р. (зампред профильного комитета) при рассмотрении поправок было предложено продлить приватизацию для всех категорий граждан до 2019 года либо бессрочно .

При обсуждении данных поправок, 6 февраля на встрече депутатов от фракции «Единая Россия» и представителей от профильного комитета с премьер-министром Д.А. Медведевым было принято решение продлить бесплатную приватизацию для всех граждан РФ без ограничения ее сроков .

7 февраля законопроект с соответствующими поправками был внесен на рассмотрение Госдумы, а днем позже принят во втором чтении . Третье чтение было проведено 10 февраля, на заседании которого и было принято решение о принятии соответствующего закона .

Через 5 дней документ был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Так, 22 февраля им был подписан Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» , после чего он был опубликован и вступил в силу.

Однако, при обсуждении увеличения сроков проведения бесплатной приватизации законодателями предлагалась такая возможность только для следующих категорий граждан:

  • проживающих на территориях Республики Крым и городе федерального значения Севастополя;
  • граждан, подлежащих переселению из аварийного или подлежащего сноса жилья, признанного таковым до 01.01.2012;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию действия срока действия договора найма предоставленного им специализированного помещения.

В пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту, указывались причины продления для каждой из вышеуказанных групп.

  1. Приватизация продлена для жителей Крыма в связи с тем, что разрабатывалась нормативная база , регламентирующая процесс перехода жилых помещений в собственность граждан, проводилась инвентаризация жилого фонда .
  2. В отношении граждан, нуждающихся в переселении, приватизация продлена в связи с тем, что после получения нового жилья они не смогут воспользоваться правом на получение жилья в собственность, что поставит их в неравное положение с теми, кто уже переселился до окончания установленного срока.
  3. Детям-сиротам такое право предоставлено для получения занимаемого жилья после истечения договора бесплатно .

Также в продлении бесплатной приватизации жилья нуждаются жители и военных городков, и , предоставленных промышленными предприятиями.

Причины неприватизации жилья до 2017 года

Бесплатная приватизация в РФ началась еще в 1992 году. Закончиться указанный процесс должен был в 2007 году, однако . Ранее премьер-министра РФ Дмитрий Медведев заявлял, что приватизация не может продлеваться бесконечно. В обосновании данному утверждению приводились доводы о том, что этот процесс длится очень долго и те, кто хотел оформить жилье в собственность уже это сделали.

Кроме того, согласно статистике почти весь жилищный фонд, подлежащий приватизации уже оформлен в собственность граждан (по данным Министерства строительства и ЖКХ РФ - более 85% ), в связи с чем социальный фонд не формируется. Формирование фонда социального жилья невозможно осуществить, что приводит к откладыванию сроков предоставления жилья тем лицам, которые находятся в очереди на его получение.

Для чего необходимо приватизировать жилье?

Приватизация жилья дает право распоряжаться своим имуществом так, как вы считаете нужным: продавать, передавать в наследство, дарить и осуществлять любые другие законные сделки.

Чтобы приватизировать жилье, необходимо согласие всех проживающих?

Да, необходимо получить согласие всех проживающих на данной жилплощади совершеннолетних и несовершеннолетних членов семьи, которым исполнилось 14 лет.

Есть ли минусы у такого типа владения жильем?

Да. Основной заключается в том, что все расходы на обслуживание квартиры будет оплачивать сам собственник: коммунальные платежи, взносы за капитальный ремонт дома и прочее.

Кроме этого, владелец собственности обязан оплачивать налог на недвижимость. С 2015 года для его расчёта применяется кадастровая стоимость жилья (она обычно выше инвентаризационной).

Также при сносе дома собственник может рассчитывать только на предоставление равноценного жилья. В то же время те, кто проживают в квартире по договору социального найма, получают жилье из расчета 18 кв. м на человека. Например, если семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 40 кв. м на основании договора социального найма, то при сносе дома она получит квартиру общей площадью не менее 54 кв. м.


Фото: Рюмин Александр /ТАСС

Какое жилье нельзя приватизировать?

В приватизации вам откажут, если жилье:

Находится в аварийном состоянии

Числится при воинской части

Имеет статус общежития

После этого срока приватизировать квартиру можно будет только на платной основе. Точных условий пока нет.

Поделиться: