Воспитательное занятие «Культура поведения и общения. Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов

Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »

Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.

Задачи:

1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;

2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;

3) воспитать уважительное отношение к окружающим.

План мероприятия.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Работа у доски «Культурный человек»

Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»

Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Итог:повторение и закрепление.

Оборудование

Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.

Ход воспитательного часа.

Слайд 1

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

СЛАЙД 2

Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет, где и как попало, а культурная - в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3

Примерные ответы детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель:

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель:

Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения.

Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.

А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.

СЛАЙД 5. Прочти …

Педагогический словарь:

Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

СЛАЙД 6

Педагогический словарь:

Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

СЛАЙД 7

Культурный человек - это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.

2.Работа у доски «Культурный человек»

СЛАЙД 8

Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)

…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.

….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?

СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.

Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:

СЛАЙД 10

Культура поведения и общения в различных сферах:

Культура общения в школе, классе, столовой

Культура общения и поведения дома

Культура поведения в общественных местах

Культура делового общения

Культура телефонного общения

Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11

«Уважай окружающих людей».

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека.

А всегда ли мы выполняем этот закон?

Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?

В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)

3.Индивидуальная работа

Ситуации.

Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.

Вопросы для работы в приложение №1

СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.

4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

СЛАЙД 13

Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14

Примерные ответы детей.

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

СЛАЙД 15

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

СЛАЙД 16

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.

СЛАЙД 17

5. Подведение итогов.

О чем мы сегодня на занятии вели разговор?

Что нового вы узнали?

Назовите признаки культурного человека?

Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?

Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача - научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

СЛАЙД 18

Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.

Приложение №1. С итуации.

1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?

2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?

3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

5.Как вести себя при кашле?

6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?

7.Почему некультурно мусорить?

8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?

9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?

13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?

Светская гостиная

ТЕМА: «Культура поведения и этика взаимоотношений»

    ЦЕЛЬ: Способствовать

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ :

Оборудование :

Используемая литература:

Материалы сети Интернет: kpfu.ru , allrefs.net

Подготовила и провела:

Цегельник Н.Ю.

старшая вожатая

Беседа «Культура поведения и этика взаимоотношений»

И так во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними.

Евангелие от Луки

Цели занятия:

    Способствоватьформированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;

    Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;

    Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран, буклеты-памятки.

Ход мероприятия.

Добрый день! Наше занятие сегодня посвящено культуре отношений. А знаете ли вы, что такое этикет?

Да, этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе . Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

И сегодня яхотчу предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

Итак, давайте проведем небольшую викторину:

(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

3. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий).

5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.

(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?

(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка наклонившись, сказать: “Здравствуйте”).

7. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

8. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама).

10. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

В деловой сфере результат вашей деятельности (в частности, самоутверждения) часто определяется не официальными отношениями, зафиксированными в различных уставах, программах, правилах, а личностными отношениями , которые складываются в результате общения с теми людьми, которые их исполняют. Ваш успех во многом зависит от того, какое впечатление вы произведете на них. Так что же необходимо знать и уметь деловому человеку, чтобы контакты с окружающими людьми были успешными и продуктивными? Какими качествами должен обладать деловой человек? В чем состоят слагаемые успеха делового человека? Мы попытаемся сегодня ответить на эти вопросы.

У многих народов веками в том или ином варианте существовало "Золотое правило", которое гласит "не делайте другим того, чего бы вы не желали себе самому". На протяжении многих тысячелетий "Золотое правило" было эталоном этического поведения. Везде и во все времена человек придерживался определенных ценностей, которые называют добродетелями. Их наличие отличало культурных людей от варваров, составляло разницу между хаосом и цивилизованным обществом. Как же это "Золотое правило" нашло отражение в русской культуре? Давайте прочитаем русские пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

    Кто людей любит, тот долго живет.

    Худо тому, кто добра не желает никому.

    Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

    Ласковыми словами и камень растопишь.

    Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

    Люби людей, если хочешь, чтобы тебя любили.

    Хороший человек тот, кто способен делать другим добро.

    Кто очень любит себя, того не любят другие.

    Злой человек и самого себя ненавидит.

    Хороший человек предъявляет требования к себе, плохой - к другим.

    С людьми живи в мире, с пороками сражайся.

    От вежливых слов язык не отсохнет.

    Не копай другому яму, сам в нее свалишься.

    Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

    В ком правды нет, в том и добра мало.

    Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет.

Какие качества личности отражают данные пословицы и поговорки? Характерны ли они для делового человека?

Природа дала человеку два уха и только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить. Немецкий философ А. Шопенгауэр считал: "Один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо - выслушать их". Итак, умение слушать - это важнейшее слагаемое коммуникативной компетентности делового человека.

Задание

Давайте выясним, а как правильно надо слушать? Выберите из предложенных вариантов те, которые, на ваш взгляд, способствуют деловому, конструктивному общению.

    Прерывайте собеседника, когда надоест его слушать.

    Отвлекайтесь на телефонные разговоры.

    Заканчивайте постоянно фразы за собеседника.

    Избегайте поспешных выводов.

    Не прерывайте собеседника.

    Давайте постоянно советы своему оппоненту.

    Не отвлекайтесь.

    Дайте понять, что тема разговора вам не интересна.

    Поправляйте собеседника, если он говорит косноязычно, безграмотно.

Как правильно слушать?

    Не прерывайте собеседника.

    Дайте собеседнику время высказаться.

    Проявляйте полное внимание к партнеру.

    Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника.

    Избегайте поспешных выводов.

    Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

    Спокойнее реагируйте на высказывания.

    Не отвлекайтесь.

    Ищите истинный смысл слов собеседника.

    Не задавайте слишком много вопросов.

    Не давайте непрошеных советов.

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен.

Учёные провели психологический опыт, который позволил выявить, что люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества:

    уверенности, решительности - 46% опрошенных

    выдержки, уравновешенности - 30 %

    целеустремлённости, силы воли - 30%

    терпимости - 12%

    доброжелательности - 10%

А вот окружающим людям все хотели бы добавить:

    доброты, человечности - 50% опрошенных

    честности, порядочности - 30 %

    взаимопонимания, сочувствия - 22%

    терпимости - 16%

    щедрости - 12%

Итак, люди желают себе больше твёрдости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твёрдой поступью идём в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворённость, напряжение, конфликт.

В переводе с латинского слово "конфликт" означает "столкновение". Значение слова дает ключ к объяснению его сущности. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство двух или нескольких людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых потребностей, целей, ценностей и установок.

Давайте вместе попробуем разработать правила предупреждения конфликтов.

Задание

Выберите из предложенных высказываний те, которые, на ваш взгляд, помогут предупредить конфликтную ситуацию.

    Стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

    Ведите себя агрессивно.

    Проявляйте гибкость, ищите компромисс.

    Попробуйте "спрятаться за чужую спину".

    Постоянно критикуйте!

    Не отступайте, будьте принципиальны.

    Откажитесь от своего мнения.

    Посмотрите на проблему глазами оппонента.

    Признайте значимость партнера.

    Демонстрируйте готовность его понять.

    Не скрывайте доброго отношения к людям.

    Четко сформулируйте предмет конфликта.

    Постарайтесь найти общие позиции.

    Выясните противоречия.

Таким образом, умение предупреждать и разрешать конфликты, проявление гибкости и поиск компромисса - важные качества делового человека.

В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза, причем реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. По утверждению Алана Пиза, в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % информации передается невербальными средствами выражения и только 20 - 40 % - вербальными. Не случайно крупные политические деятели, лидеры мирового бизнеса придают большое значение владению невербальными методами общения, а обучение невербалике включается в учебный процесс наиболее известных университетов, академий и школ бизнеса. Главные недостатки, делающие личность смешной, а порой и внушающей отвращение:

    слишком часто во время разговора поворачивать голову с одной стороны в другую;

    протягивать ноги;

    смотреться в зеркало в обществе, подкрашиваться;

    постоянно поправлять свое платье;

    класть руки на собеседника;

    водить во все стороны глазами, поднимать их кверху;

    подмигивать;

    пристукивать ногой;

    раскачиваться на стуле.

Все эти дурные привычки раздражают окружающих.

Поэтому важно, как нас воспринимают окружающие, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения, сумели создать яркий личностный образ.

Задание

Наш голос - это тоже часть образа, который мы демонстрируем окружающим. Попробуйте охарактеризовать желательные черты, которые деловой человек должен развивать в своем голосе, своей речи. (Ученики высказываются)

Известно, что первое впечатление формируется в течение 5 минут знакомства. "По одежке встречают, по уму провожают" - в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Она выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительными и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свои внутренние качества, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести поначалу с помощью одежды.

Если обратиться к таким видам деятельности, как политическая, предпринимательская и шоу - бизнес, то в них сплошь и рядом проигрывают те, кто не уделяет внимания своей внешности… Допустившему такие промахи потом трудно наверстать упущенное, даже имея достойные личностно - деловые качества.

И наоборот. Кто заложил в эмоциональную память людей свой привлекательный образ, тот в последующем общении с ними может закреплять это впечатление.

Имидж (от лат.) - образ, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера.

Три основных составляющих имиджа:

    личное обаяние - способствует успеху в профессиональной деятельности;

    нравственные характеристики - коммуникабельность, способность к сопереживанию, способность понять другого, красноречие;

    техника самопрезентации - умение подать себя с наилучшей стороны (свои знания, умения и опыт).

"Точность - вежливость королей". Короли, как известно из истории, были разные и отличались друг от друга многими качествами, в том числе и довольно неприятными. Но была у них одна общая хорошая черта, как гласит древняя народная мудрость. Это бережное отношение к своему и чужому времени. Беречь свое и чужое время - высокий человеческий такт. В кабинете писателя М. Кольцова, редактора популярного в 20-е годы юмористического журнала "Чудаки", перед входом в кабинет висел плакат: "Говори короче, ты не Гоголь!" А при выходе из кабинета: "Как, ты еще не ушел?" Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Внешне простое требование не опаздывать на деле требует от человека высокой самодисциплины. Человек, постоянно опаздывающий на встречи, в выполнении каких - либо обязательств к определенному сроку, не может считаться деловым. Опоздания не только отнимают чужое и собственное время, но и могут лишить вас работы, партнера по бизнесу, денег, в конце концов.

Цените время! Берегите время! Помните, что "тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь" (Алан Лэкейн).

    Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха.

    Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы.

    Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости.

    Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний.

    Находите время для ДРУЖБЫ - это условие счастья.

    Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам.

    Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни.

    Находите время для ВЕСЕЛЬЯ - это муза души.

Итог занятия:

Давайте подведем итог нашей встречи. Конечно, можно научиться производить приятное впечатление на людей, рассыпать комплименты, к месту улыбаться. За счет этого можно добиться каких-то осязаемых выгод. Однако вряд ли можно говорить о серьезных деловых отношениях с такой личностью. Верно замечено: "Чтобы производить впечатление достойного человека, нужно быть им". Освоить навыки делового общения - вещь немаловажная, но за их счет не решить всех проблем. Наверное, главное здесь - понимание того, что только человек, открытый миру людей и знающий себе цену, всегда найдет с окружающими общий язык и сумеет сообща с ними решить свои жизненные задачи. Из книги Н. Хилла "Думай и богатей": "Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесет успеха".

РЕФЛЕКСИЯ.

Продолжите предложение:

    Культурный человек - это человек, который…

Сценарий внеклассного мероприятия для детей начальной школы «Вежливый слушатель»

Цели : развивать навыки общения; воспитывать хорошие манеры.

Ход мероприятия

Мы можем беседовать со своим приятелем, можем беседовать в кругу своих друзей. Что в беседе главное? Какие правила беседы мы должны соблюдать?

В процессе беседы мы делимся новостями, рассказываем о чувствах и переживаниях, узнаем мнения своих собеседников. Что же главное в беседе? Может быть, главное — умение вести беседу? Да, очень важно быть хорошим рассказчиком. Но не менее важно быть хорошим слушателем. Настоящий друг может всегда вас выслушать. Станьте таким другом. Не спешите говорить только о себе. Выслушайте своего товарища, задайте ему вопросы. Научитесь слушать — вас станут уважать: какой хороший собеседник! Старайтесь помнить то, что вам рассказали. При встрече с приятелем не просто спросите, как дела, а вспомните, что ваш друг рассказал прошлый раз, на что пожаловался, чем поделился с вами. Сейчас мы в этом и поупражняемся.

Ситуация 1 . Одному из группы детей предлагается рассказать что-то интересное. Например, о своем щенке, котенке, о том, как провел каникулы. Остальным участникам разыгрываемой ситуации предлагается задать вопросы говорящему, т. е. поддержать беседу. Например, а чем ты кормишь своего котенка? Во что он любит играть? Где он спит?

Ситуация 2. Катя перед расставанием рассказывает своей подруге Оле, что она очень волнуется за свою бабушку, которая заболела и попала в больницу. Представьте, что прошло три дня. Девочки встретились вновь.

— О чем должна спросить Оля при встрече с Катей? (Ответы детей.)

Да, конечно, настоящая подруга при встрече обязательно поинтересуется, как здоровье бабушки.

Одно из правил беседы — помнить о том, что тебе рассказали. Сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы помните, что говорит ваш товарищ.

Одному из учащихся дается текст, в котором, например, с°держится объявление о предстоящем походе в театр. Пятеро Учащихся выходят из класса. В это время учащийся, получивший Текст, проговаривает его всем учащимся, оставшимся в классе.

«Ребята, через две недели в Театре юного зрителя будет премьера спектакля "Не хочу быть собакой". Билет стоит 70 рублей. Мы должны выйти из школы в 14 часов. Встречаемся в половине первого у школы. Можно к театру дойти вместе с родителями. У театра собираемся без двадцати минут два».

После прослушивания этого текста в класс приглашается один из учеников, стоящих за дверью. Один из учащихся, слушавший текст, передает его содержание вошедшему. Следующий шаг: этот ученик передает услышанное следующему ученику, стоявшему за дверью. Так цепочкой передается содержание всем вышедшим за дверь. Последний повторяет услышанное, и все сверяют его с первоначальным текстом. Это позволяет детям наглядно увидеть, как часто бывает, что не все слышим, когда слушаем.

Еще несколько правил хорошего собеседника:

Если к вам обратились, а вы в это время заняты, оставьте все свои дела и посмотрите на собеседника, выразите свою готовность участвовать в разговоре.

Слушайте внимательно и до конца. Не перебивайте. Не подсказывайте говорящему слова, не заканчивайте за него фразы, не делайте по ходу беседы замечаний. Учтите и то, что человеку иногда надо просто выговориться.

Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируйте на речь, которая обращена не к вам.

В вашем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайтесь сразу прекратить разговор, но сделайте это без вызова.

Насмешничают или обзывают других? Переведите разговор на другие темы.

Старайтесь слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что вы с ним говорите.

Игра на развитие внимания и речи «Снежный ком»

Учащиеся садятся на поставленные по кругу стулья лицом к центру. Ведущий предлагает составить рассказ «Мой щенок». Каждый из игроков должен повторить предложение, составленное предыдущим игроком, и добавить свое так, чтобы получился рассказ. Например:

Учащийся 1. У меня есть щенок.

Учащийся 2. У меня есть щенок. Его зовут Джим.

Учащийся 3. У меня есть щенок. Его зовут Джим. У Джима гладкая шерсть коричневого цвета с белым пятнышком.

Месяц Темы индивидуальных и групповых бесед
(Утро и вечер)
Чтение Игры, труд Занятия с детьми
Консультации с родителями
1 2 3 4 5

Сентябрь

“Как надо здороваться?”

“Как вести себя за столом?”

“Как правильно накрыть стол?”

Беседа “Ура гости!”

К.Чуковский “Федорино горе?”

Сказка “Чаепитие в лесу”.

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Дид. игра “Предметы на праздничном столе”. Цель: совершенствовать навыки поведения за столом, владения столовыми предметами.

Изготовление подарков ко Дню пожилого человека

Консультация “Правила пользования столовыми приборами”

Родительское собрание “Обучение детей правилам поведения за столом” с показом занятия с детьми “Наш помощник этикет”

“Как надо называть родных?”

Беседа “Я и мои родители”

Обсуждение с детьми пед. ситуаций по теме “Вежливость”.

Инд. беседы “Как я помогаю родителям?”

“Волшебное слово” В.Осеевой

Сказка о добрых словах

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”.

Дид. игра “Как Буратино стал вежливым”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Консультация “Если вашего ребенка пригласили в гости”

Беседа “Доставляй радость людям добрыми делами”

Беседа “Что я сделал хорошо, что я сделал плохо”.

Беседа “Добро не требует награды” Цель: учить детей бескорыстно помогать, получать удовольствие от своих добрых дел. (Петерина)

А.Барто “Вовка – добрая душа”

Рассказ “Добрый поступок Вани”.

Игра “да – нет” Цель: закрепление правил культурного поведения.

Словесная игра: “О правилах” (закончи фразу)

Изготовление детьми подарков ко Дню Матери

Консультация “Обучение правилам семейного этикета”

Консультация “Есть ли у вашего ребенка постоянное поручение?”

Инд. беседы “Мои желания”. Цель: воспитывать взаимопомощь, умение согласовывать свои желания с желаниями других.

Беседа “Ты мой друг и я твой друг”.

Беседа “Что такое дружба?” Цель: формировать понятия “Друг, дружба”, научить пони-мать, оценивать чувства и поступки других.

Калинина “Разве так играют?”

Л.Толстой “Косточка”

Н. Юсупов “Простите”

Сказка “Заяц-хваста”

ТРИЗ. Сказка “Морозка”

Игра-упражнение “Подарок другу”. Цель: развивать умение невербально “описывать” предметы.

Игра-инсценировка “Правила вежливости”. Цель: закрепление вежливых форм обращения.

Изготовление открыток близким к Новому году

Занятие “Мы улыбаемся” . Цель: воспитывать потребность в общении со сверстниками, развивать эмоц. отзывчивость.

Консультация “Как устроить детский праздник?”

Беседа “Как надо обращаться с просьбой к другому человеку?”

Беседа “Одному плохо”. Цель: показать позитив-ность дружественных отношений. (конспект)

Предложить разъяснить смысл пословиц о дружбе.

Л.Толстой “Два товарища”

ТРИЗ. Сказка “Гуси- лебеди”.

Стихотворение Л. Квитко “Два друга”.

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Разыгрывание игровых ситуаций по теме “Вежливая просьба”

Консультация “Вежливые слова”

Раздать родителям памятки “Секреты вежливого ребенка”

Беседа “О дружбе и друзьях”. Цель: закрепить понятия “Друг”, “дружба”.

Беседа “Расскажи о своем друге”. Цель: развивать связную речь, умение рассказывать о друге, отмечая особенности его характера.

Инд. беседы “Оцени поступок друга” (на примере жизни группы)

В. Драгунский “Друг детства”.

О. Шим “Жук на ниточке”, “Не смей!”.

Стихотворение А.Кузнецова “Подружки”

З. Александрова “Подарили нашей Вере…”

Этюд “Впереди всех”– Цель: Развитие соц. эмоций, обучение проявления сочувствия, сопереживания к сверстникам и близким.

Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества.

Игра “Волшебники” Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг другу.– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – ––

Занятие “ Мои любимые игрушки”.

Открытое занятие “ Секреты дружбы” (конспект)

Консультация “Наказывая, подумай: зачем?”

Инд. беседы “Как я помогаю маме, бабушке?”, “Как накрыть стол?”

Беседа “Как сидим, как едим”.

Беседа “Чем можно порадовать маму?”

Беседа “Учусь сочувствовать”. Цель: закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, оказывать помощь.

В.Осеева “Сыновья”.)

Ненецкая сказка “Кукушка”

Сказка о матери и сыне.

Сказка о бабушке, ее внучке Ниночке и злой колдунье

Изготовление подарков к 8 марта

Дид. игра “Не поделили игрушку”. Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Дид. настольная игра “Этикет”. Цель: закрепление правил использования столовых приборов.

Занятие “Доброта” Цель: формирование моральных представлений, показ новых форм поведения (конспект)

Консультация “Это мое! Или талант быть добрым”

Беседа “Учимся беседовать о сказочных героях”

Инд беседы “Как можно пожалеть?”

Беседа “Внимательный, равнодушный”. Цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении.

Сказка “Умей обождать”.

А Барто “Девочка – ревушка”

Стихотворение М. Ивлен “Кто поможет?”

Дид. игра “Школа вежливости”

(правила-картинки)

Игра “Да – нет”. Цель: закрепление правил культурного поведения.

Дид. игра “Не обзывайся”

Занятие “Кто – это хвастун?”

Консультация “Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей”

Беседа “Почему бывают драки?”

Беседа “Мальчики и девочки”.

Беседа “Какие бывают привычки?”.

Беседа “Зачем нужны правила?”

В. Осеева “Три товарища”

Фомина “Подруги”[ 9, с.253]

Н.Носов “Фантазеры”

Рассказ “История, случившаяся в детском саду”.

Игра – драматизация “Что такое хорошо, что такое плохо”.

Игра-драматизация рассказа “Три товарища”

Дид. настольная игра “Что такое хорошо, что такое плохо”

Занятие “О фантазерах и лгунишках”. Цель: научить различать обман и выдумку, фантазию, развивать стремление к правдивости и такту.

Консультация “Как вести беседы с детьми о правилах поведения в общественных местах”;

“Природа и дети”, “Памятка выезжающим на природу”

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2004. – 88 с.
  6. Фалькович Т.А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
  8. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.
  9. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.
  10. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с

Беседа для младших школьников «Ежели вы вежливы»

Цели : расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла данных правил; сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.

Ход беседы

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения, о воспитанности, о вежливости. Вы всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты обязан вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Особенно надо быть внимательным к взрослым. Ведь они работают, чтобы тебя обеспечить всем необходимым, они лечат тебя, когда ты заболеешь, учат, чтобы подготовить тебя к самостоятельной жизни. Воспитывать в себе лучшие черты характера нужно с раннего детства. О вежливости написано много книг и стихов разных писателей и поэтов. Послушаем, чему учат они.

Чтение стихотворения С. Маршака:

ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе,

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

……………………….

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание.

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильными не робея.

Учитель. Ребята, все вы знаете пословицу: «Гость в дом - радость в дом». Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? На это есть много причин. Во- первых, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями, - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. А если горе - звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и гостю.

Сейчас я расскажу вам, как один мальчик пришел в гости к другому. Он оказался не очень-то тактичным гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки, только будьте внимательны: ошибок много, не меньше 10, а может быть, и больше.

Рассказ

Однажды Игорь сказал Виктору:

Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.

Ладно, - ответил Виктор. - Приеду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он собрался заняться своими делами, но в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз подолгу не отпускал, нажимая, кнопку звонка.

Привет, - сказал Виктор, - это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку на кресло и оглянулся.

А у вас ничего. Подходяще. Это что?

И он схватил модель парусника с письменного стола.

Это отцу подарили.

Здорово сделано! А мачты из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.

Сколько это стоит? А это где покупали? - поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картинку на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.

Что барахло всякое дома держите? - На лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяев. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он

дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик.

Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Игорь. А это - селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь как соленое люблю.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за кепку.

Угу, я пошел, пока. Завтра еще приду. Я ножик твой перочинный взял. Мне палку обстругать надо. Отдам когда-нибудь! -

И, гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Учитель . Ребята, какие вы заметили ошибки? (Дети называют ошибки.) Из этого рассказа вы узнали, как не нужно вести себя в гостях. Выводы, как нужно вести себя в гостях, вы сделаете сами. А сейчас поговорим о том, как нужно себя вести в театре, на спектакле, на концерте, в кинотеатре. Сейчас ребята расскажут вам несколько правил, а вы скажите, правильно это или нет.

«Уроки вежливости»:

1. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто через барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый, на руках разовьются прекрасные мускулы.

2. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревка.

3. Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать, это как зарядка, - полезно для здоровья.

4. Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка и реплики актеров.

5. Помните, что долго сохранять неподвижность - очень вредно для здоровья организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.

Учитель. Ребята, из этих эпизодов вы узнали, как не нужно вести себя в кинотеатре, на спектакле.

Ребята, сейчас я прочитаю вам несколько правил, а вы ответьте, почему это так.

1. Почему, размешивая чай, мы не касаемся краев чашки? (Чтобы не мешать окружающим людям.)

2. К имениннику пришли гости, они вручают подарки, среди которых есть вещи, не очень нужные виновнику торжества. Именинник благодарит, уверяя, что подарку он очень рад. Почему? (Гости хотели порадовать его. Надо сделать так, чтобы и гостям было приятно.)

3. Прохожий обронил предмет, следует поднять его и отдать прохожему. Это делает тог, кто ближе всех к предмету. Почему такое правило? (Потому что неизвестно, сможет ли он сам нагнуться за предметом, легко ли ему это сделать, да и заметит ли он упавший предмет.)

4. В городском транспорте сидит мальчик. Входит девочка. Что следует сделать мальчику? 1) Мальчик уступает ей место. «Садитесь, пожалуйста». - «Спасибо». 2) Мальчик, увидев девочку, встает и отходит в сторону. Что лучше? (Второй вариант более правильный. Нужно поступать так, чтобы вежливость была необременительной, не докучала человеку, была незаметной.)

IV. Заключительная часть.

Ребята, сегодня мы с вами говорили о вежливости, о воспитанности, о культуре поведения. Я думаю, что вы запомнили правила поведения и поняли, каким должен быть школьник.

И в конце нашей беседы я хочу несколько слов сказать о приветствии, о вежливом слове «здравствуйте». Какой большой смысл заключен в этом слове: «Я вас вижу», «Мы сегодня видимся в первый раз», «Я рад, что вижу вас».

Небрежное, хмурое, равнодушное, снисходительное, торопливое «здравствуйте» может испортить весь день.

Но «здравствуйте» искреннее, доброжелательное, приветливое, украшенное улыбкой, легким поклоном головы, способно творить чудеса. «Здравствуйте». Что особого им мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин).

Поделиться: