Валютное право: общие положения. Валютные институты Основополагающими институтами международного валютного права являются

Понятие и элементы мировой валютной системы. Валютная система — форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Различаются национальная, региональная и мировая валютные системы.

Можно выделить некоторые ключевые требования, необходимые для успешного функционирования международной валютной системы.

1. Адаптация (регулирование, выравнивание, корректировка) характеризует длительность процесса устранения неравновесия платежного баланса. Высокоэффективная международная валютная система должна минимизировать издержки при устранении платежного дисбаланса за предельно короткий период времени.

2. Ликвидность подразумевает наличие достаточного объема международных резервных активов для устранения неравновесия платежного баланса. Ликвидность должна быть такой, чтобы страны могли быстро скорректировать взаимный дисбаланс без экономического спада, инфляции или роста безработицы .

3. Доверие означает безраздельную уверенность субъектов международных экономических отношений в том, что валютная система функционирует адекватно поставленным перед ней задачам, и в том, что международные резервные активы не обесцениваются, сохраняя свою относительную и реальную стоимость.

Формирование международной валютной системы. Первые валютные союзы были созданы в Средние века. Пожалуй, первым механизмом коллективного решения проблем торговли и ее финансового обеспечения явился Вендский монетный союз. Он объединял северогерманские города с 1379 по 1569 г. В рамках союза на основе любекской марки было создано несколько номиналов монет.

Можно также назвать Рейнский монетный союз, заключенный князьями и епископами в 1385 г. с целью единообразия и гарантии чеканки монет в интересах развития торговли. Члены союза чеканили единую монету — гольдгульдены.

Задачей МБРР является предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся государств или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку соответствующую информацию.

Органами МБРР являются: Совет управляющих; Директорат; Президент МБРР. Все полномочия Банка передаются Совету управляющих, в котором представлено по одному управляющему и одному заместителю, назначенных каждым членом согласно их собственной процедуре. Совет избирает одного из управляющих своим председателем. Совет управляющих может делегировать исполнительным директорам право осуществлять любые полномочия Совета за исключением права принимать новых членов и определять условия их приема; увеличивать или уменьшать акционерный капитал; приостанавливать членство; договариваться о сотрудничестве с другими международными организациями; решать вопросы распределения чистых доходов Банка.

За исключением особо оговоренных случаев решения по всем рассматриваемым Банком вопросам принимаются большинством поданных голосов.

Исполнительные директора несут ответственность за проведение общих операций Банка. Имеется 12 исполнительных директоров, которые не обязаны являться управляющими и из числа которых пять назначаются — по одному от каждого из пяти членов, располагающих наибольшим числом акций; семь избираются всеми управляющими.

Исполнительные директора назначаются на два года. Каждый исполнительный директор назначает себе заместителя, уполномоченного действовать в его отсутствие от его имени.

Исполнительные директора назначают Президента, который является главой оперативного персонала Банка и проводит под руководством исполнительных директоров обычную деятельность Банка.

Под общим контролем исполнительных директоров он отвечает за организацию, назначение и увольнение должностных лиц и персонала.

На сегодняшний день в МБРР около 180 государств, в том числе Российская Федерация. В 1996 году было подписано Соглашение между Правительством РФ и МБРР о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации, которое вступило в силу в 2005 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Закат Бреттон-Вудской системы. В середине XX в. США принадлежало 70% всего мирового запаса золота. Поскольку для золота была установлена твердая цена, США получили валютную гегемонию, оттеснив Великобританию. Фактически это привело к появлению долларового стандарта МВС. Доллар — валюта, конвертируемая в золото, — стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами. Возможности для обмена долларов на золото были всячески ограничены: он мог осуществляться только на официальном уровне и только в одном месте — в Казначействе США.

Однако эта система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. С 1965 по 1967 г. США были вынуждены обменять свои доллары на 3 тыс. тонн чистого золота. США вскоре в одностороннем порядке отказались от всех своих принятых ранее международных обязательств по золотому обеспечению доллара.

В начале 1970-х гг. окончательно произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало все больше наличных и безналичных долларов США. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объемов международной торговли. Доверие к доллару как резервной валюте дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США.

Образовались новые финансовые центры (Западная Европа, Япония), и их национальные валюты начали постепенно также использовать в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.

Ямайская валютная система (ЯВС). В 1970-х годах было принято решение о реорганизации Бреттон-Вудской валютной системы.

В 1976—1978 годах произошли следующие события. Во-первых, был официально отменен золотой стандарт и золотые паритеты. Тем самым была отменена привязка валют к золоту как для внутренних, так и для международных операций. Во-вторых, центральным банкам государств разрешили продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам (произошла демонетизация золота).

В-третьих, были введены СДР (см. выше). СДР стали использоваться государствами в качестве новой валюты для формирования валютных резервов. В-четвертых, официально были признаны резервными валютами доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк. Наконец, в-пятых, был установлен режим свободно плавающих валютных курсов. Государства стали самостоятельно определять режим формирования валютного курса из нескольких возможных.

В своем основном виде ЯВС действует в мире и по настоящее время. Однако после кризиса 2008—2009 гг. начались консультации о принципах новой мировой валютной системы.

Современная мировая валютная система. Таким образом, выпуск (эмиссия) денег — неотъемлемая черта государства, проявление суверенитета. В докапиталистическую эпоху в Европе каждое государство выпускало свои деньги в форме металлических монет.

Обмен одних монет на другие производился, как правило, без вмешательства государства, на частном уровне, по соотношениям, складывавшимся рыночным путем. Главными фигурантами курсовых операций были менялы и меняльные конторы.

Однако объективные закономерности развития экономических взаимосвязей и государственные интересы требовали:

а) вмешательства государств в финансовые отношения международного характера;
б) межгосударственного поиска механизмов разрешения проблем в денежной сфере.

На протяжении большей части XIX и в начале XX в. действовал золотой стандарт. Действие этого стандарта приостанавливалось лишь по чрезвычайным обстоятельствам. В США, например, это был период гражданской войны, а в Великобритании — Первая мировая война. На практике данная система была не идеальна, но работала автоматически. В период золотого стандарта, за исключением военного времени, не было высокой инфляции. После Второй мировой войны в мировой практике существовали две основные системы валютных курсов: регулируемых фиксированных в 1950—60-х гг. и управляемого плавающего в 1970—80-х гг. Причиной интереса к проблеме валютных курсов явились постепенная либерализация рынков товаров и капиталов и, как следствие, переход в 1960—70-х гг. от замкнутых экономических систем к открытым экономическим системам, а также введение в начале 1970-х гг. системы плавающих валютных курсов.

Главной проблемой на валютных рынках Западной Европы всегда были разнонаправленные колебания обменных курсов национальных валют. Введение единой европейской валюты устранило этот фактор, но не ликвидировало его первопричину — неоднородность экономического развития стран, которая поддерживается и усиливается различиями в их экономической политике.

Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс — это относительная цена валют двух стран. Реальный — относительная цена товаров, произведенных в двух странах.

Реальный обменный курс зависит от номинального курса и цен товаров в национальной валюте.

Можно выделить несколько проблем, тесно связанных между собой, без решения которых невозможно избежать дальнейшего роста глобальных кризисных ситуаций. Это проблемы национальных валютных систем в условиях глобализации, мирового долгового кризиса и открытости рынка товаров и услуг.

Резко возросшая степень интеграции мировой экономики объективно требует создания мировой валютной системы как необходимого инструмента международных и внутригосударственных расчетов.

Но ее создание означало бы разрушение национальных валютных систем и значительное ограничение государственного суверенитета не только в финансово-кредитной, но и социально-экономической и политических сферах.

В настоящее время механизм международных валютных отношений составляет совокупность средств, с помощью которых обеспечивается организация и осуществление сотрудничества в рамках МВС. Выделяются три основных элемента МВС:

а) совокупность валютно-финансовых инструментов: национальные и международные валюты, системы международных расчетов и кредитования, в том числе режим платежей и расчетов между государствами;

б) организационные инструменты сотрудничества. К ним относится деятельность государства в качестве организаторов и субъектов валютных отношений, а также деятельность международных межправительственных организаций (МБРР, МВФ и т.п.);

в) международно-правовые средства регулирования валютных отношений — международные договоры, а также акты органов международных организаций.

Таким образом, МВС сегодня можно определить как совокупность международных соглашений и документов, принятых международными организациями с целью предупреждения валютных кризисов и оказания помощи в случае их наступления.

МВС содержит достаточно ясные ограничительные обязательства, соблюдение которых берут на себя государства. МВС также должна обладать механизмами по оказанию помощи и осуществлению сотрудничества, которые используются в интересах государств-членов, испытывающих трудности с платежным балансом. Государства имеют право на валютную помощь в случае наступления кризисов, которые все больше и больше затрагивают финансовую область. В зависимости от конкретного случая государства соглашаются на полную или частичную утрату своего валютного суверенитета в обмен на помощь и в соответствии с признаваемым за ними правом на получение такой помощи.

Роль мировых денег в настоящее время выполняют доллар, евро, юань и иена. Остальные национальные валютные системы вынуждены их использовать в качестве резервной валюты и в международных расчетах. Такая ситуация создает растущую нестабильность мирового финансового рынка и требует активизации действий правительств и центральных банков в области координации валютнокредитной политики.

Интеграция валютной системы предполагает высокую степень интеграции в экономике и политике, тогда как в условиях острого соперничества на мировом рынке основных экономических центров (Северная Америка, Западная Европа и Юго-Восточная Азия) реальные процессы интеграции ведут к созданию региональных валютных блоков.

В настоящее время образуется система глобального валютного регулирования на наднациональном уровне. Функционируют коллективные валюты на международном уровне — СДР и на региональном уровне — евро. Эти факты являются подтверждением усиления влияния международно-правового регулирования на финансовые потоки.

Валютная политика России и ее правовые основы

Исходное значения для понимания сути валютного регулирования имеет валютная политика государства , так как валютное регулирование — это способ выражения валютной политики государства, которая является воплощением одного из трех возможных режимов государственного регулирования порядка внешних расчетов, операций с валютой, золотом и других схожих процессов, а именно:

  • режима валютной монополии государства;
  • режима установления, введения, применения и контроля за применением системы валютных ограничений;
  • режима отсутствия валютных ограничений.

В то же время валютная политика — часть общеэкономической, финансовой и денежно-кредитной политики, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, создание режима устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего рынка , расширение и упрочение международного экономического сотрудничества, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу и т.д.

В зависимости от типа валютного режима валютная политика проявляется в совокупности различных мероприятий, осуществляемых в сфере международных и внутренних валютных отношений в соответствии с текущими и стратегическими задачами страны. Являясь составной частью внутренней и внешней политической деятельности государства, валютная политика в текущем плане направлена на достижение устойчивости экономического роста, сдерживание безработицы и инфляции и др. В стратегическом плане она призвана способствовать интегрированию страны в мировое экономическое пространство.

Вместе с тем указанные цели предполагают обеспечение:

  • стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны;
  • стабильности курса национальной валюты на международном рынке;
  • активности (или равновесия) платежного баланса страны.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование — регламентация государством внутренних и международных валютных отношений страны с целью повышения их эффективности , совершенствования валютной системы с учетом принципов мировой валютной системы и обеспечения валютной стабилизации.

Оно осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях.

Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти , косвенное — с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение субъектов рынка.

Глобализация хозяйственных связей способствует развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам.

Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС , в региональных группировках развивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам и осуществляется на следующих уровнях:

  • частные предприятия , банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
  • национальное государство (министерство финансов , центральный банк, органы валютного контроля);
  • межгосударственные институты, конференции, соглашения.

Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

  1. усиление взаимозависимости национальных экономик в условиях глобализации мирового хозяйства;
  2. изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;
  3. изменение расстановки сил в мировом сообществе: безраздельное лидерство США сменилось господством трех центров партнерства и соперничества — США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты — новые индустриальные государства;
  4. огромные масштабы мировых валютных, кредитных, фондовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.

Абсолютно автономная национальная экономическая политика, в том числе валютная, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

Органом межгосударственного валютного регулирования являются МВФ, а с середины 1970-х гг. также регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. На совещаниях в «верхах» обсуждаются актуальные мировые экономические и политические проблемы.

Виды и формы валютной политики. В экономической литературе валютная политика в зависимости от ее целей и форм подразделяется на структурную и текущую.

Структурная валютная политика — совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику.

Текущая валютная политика — совокупность краткосрочных мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Помимо видов выделяют формы валютной политики: дисконтную, девизную политику (и ее разновидность — валютную интервенцию), диверсификацию валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвацию, ревальвацию.

Дисконтная политика (учетная) — изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов , денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой.

Девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты.

Диверсификация валютных резервов — политика государств, банков, фирм, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты и защиту от валютных потерь.

Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

Регламентация режима валютных паритетов и валютных курсов является одной из форм национального и межгосударственного регулирования. В мире практикуются разные режимы валютного курса, поскольку измененный Устав МВФ (1978) предоставил странам свободу их выбора.

Девальвация и ревальвация — традиционные методы валютной политики. Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту.

В качестве одной из форм протекционистской валютной политики периодически используются валютные ограничения — законодательное или административное запрещение либо лимитирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели.

  1. выравнивание платежного баланса;
  2. поддержание валютного курса;
  3. концентрацию валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Валютная политика современной России. Валютная политика России, как и большинства стран, направлена на достижение главных макроэкономических задач: обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса. Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов , валютный контроль и оперативное управление валютным механизмом.

В зависимости от целей и форм валютной политики в России, как и в мировой практике, различаются две ее основные разновидности: стратегическая и текущая.

Цель стратегической структурной валютной политики России в условиях перехода к рыночной экономике состояла в формировании национальной валютной системы с учетом особенностей социально-экономического развития страны, а также структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в уставе МВФ. Это предполагало:

  1. образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;
  2. введение конвертируемости рубля;
  3. установление единого экономически обоснованного валютного курса рубля по отношению к иностранным денежным единицам;
  4. накопление достаточных по объему и оптимальных по структуре в соответствии с мировыми стандартами международных (золотовалютных) резервов;
  5. интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему;
  6. полноправное участие России в деятельности международных валютно-кредитных и финансовых организаций. По мере изменений в национальной экономике и мировом хозяйстве ключевые элементы национальной валютной системы подвергаются дальнейшей трансформации.

Текущая валютная политика России направлена:

  1. на устранение валютных ограничений и повышение степени конвертируемости рубля;
  2. осуществление повседневного контроля за валютными операциями;
  3. регулирование режима валютного курса рубля и его динамики на рынке;
  4. противодействие «бегству» капитала за границу;
  5. привлечение иностранного реального капитала в российскую экономику;
  6. повседневное управление золотовалютными резервами.

Валютное право России регламентирует:

а) правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;
б) полномочия органов валютного регулирования;
в) права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами ;
г) права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля;
д) ответственность за нарушение валютного законодательства;
е) иные отношения, подпадающие под регулирование норм валютного права.

Метод регулирования валютного права — императивный, что также позволяет отнести валютное право к публично-правовой сфере.

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное право «отпочковывается» прежде всего от финансового права. Основное отличие валютного от финансового права заключается главным образом в предмете правового регулирования.

Валютное право регламентирует прежде всего операции с валютой и валютными ценностями, финансовое право — все расчеты и операции.

Хотя, безусловно, некоторые отношения подпадают под двойное или тройное «регулирование» (формирование «валютной» части бюджета, уведомления налогоплательщиков об открытии ими валютных счетов и вкладов, проверки налоговыми органами соблюдения валютного законодательства и т.п.).

Валютное право РФ имеет большое число точек соприкосновения с административным правом. К ним относятся: императивный метод регулирования; установление за валютные правонарушения административной ответственности и другие обстоятельства. Вместе с тем особый объект регламентации (в частности, установление и поддержание валютного курса, совершение сделок с валютой, и т.п.), субъекты (резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки и др.), широкое использование экономических и финансовых категорий («платежный баланс», «трансферты», «валютная интервенция» и т.д.) свидетельствуют о самостоятельности валютного права как отрасли российского права.

Правительство является органом валютного регулирования, а также осуществляет функции в сфере валютного контроля. В соответствии со ст. 15 Закона Правительство РФ осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль, а также руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами .

Основополагающим источником валютного права является Закон № 173-ФЭ. В числе иных законодательных актов можно назвать: Закон о Банке России , Закон о банках, Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др.

Важное значение в российском валютном праве имеют указы Президента РФ. Так, указом Президента РФ от 31.01.1996 № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» определены меры по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 173-Ф3 органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных этим законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о Банке России ЦБ РФ принимает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций.

Сфера регулирования валютных отношений Банком России чрезвычайно широка: от чисто формальных отношений (порядок оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати) до правил совершения валютных операций (проведение расчетов юридических лиц — резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам , предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию РФ и т.д.). В качестве примера приведем Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Закон № 173-ФЭ предусматривает право органов валютного контроля издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Данные акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

При этом Закон № 173-ФЭ не указывает (в том числе и в главе 4 «Валютный контроль») вопросы, применительно к которым органы валютного контроля вправе издавать свои акты.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона № 173-Ф3 органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Органами валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 173-Ф3 являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти , уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Соответствующие полномочия предоставлены Правительством РФ только Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

Росфиннадзор, так же как и другие федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные какому-либо министерству, не уполномочен принимать нормативные правовые акты, обладая при этом компетенцией по изданию индивидуальных правовых актов.

Таким образом, все акты Росфиннадзора, принимаемые им в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 173-Ф3, являются индивидуальными актами, принимаемыми в пределах компетенции указанного органа (в частности, с учетом ч. 5 ст. 22 Закона № 173-Ф3). В качестве примера таких актов можно назвать следующие: предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; акты, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях , ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ (протоколы об административных правонарушениях ; постановления и определения по делу об административных правонарушениях).

Что же касается Банка России, то он при осуществлении валютного контроля может принимать как нормативные, так и ненормативные акты. Во втором случае, так же как и Росфиннадзор, Банк России может выносить предписания об устранении правонарушений, совершаемых кредитными организациями и валютными биржами .

Разъяснения практики применения валютного законодательства (а фактически — отражение складывающихся в сфере валютных отношений обычаев) содержатся в актах высших судов .

Действие норм валютного права в пространстве. В большинстве случаев нормы российского валютного права предназначены для действия внутри страны. Однако для некоторых норм характерна экстерриториальность, т.е. действие их за пределами РФ.

Нормы российского валютного права действуют за рубежом в силу прямого указания на это в международных договорах . Например, такую возможность для зарубежных органов МИД России предоставляют положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., двусторонних договоров РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Однако самая важная в этом отношении норма закреплена в ст. VIII Статей Соглашения о Международном валютном фонде 1944 г.: «Исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций такого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно настоящему Соглашению, не может быть обеспечено на территориях ни одного государства-члена. Кроме того, государства — члены по взаимному согласию могут сотрудничать в применении мер, направленных на повышение действенности правил валютных операций любого из них, при условии, что такие меры и правила не противоречат настоящему Соглашению». Иными словами, валютные контракты, в которых используется валюта любого государства — члена МВФ, противоречащие правилам валютного контроля, могут быть оспорены на территории любой страны МВФ.

В России за нарушения российского валютного законодательства, совершенные российскими резидентами за пределами территории РФ, резиденты привлекаются к административной и уголовной ответственности .

В смысле ст. VIII Статей Соглашения валютными контрактами следует считать все валютные сделки, включая бартерные, компенсационные, сделки с ценными бумагами и сделки, в которых имеются элементы валютных операций, связанных с движением капитала . Для экстерриториального применения норм о валютном контроле не имеет значения момент нарушения, а также случаи, если государством не предусмотрен порядок их применения в отношении определенных сделок или субъектов.

Нормы международного валютного права в РФ. В Российской Федерации применяются нормы международного валютного права.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы . Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Пункт 3 ст. 5 Закона о международных договорах РФ дополняет конституционное правило: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».

Согласно ст. 4 Закона № 173-ФЭ международные договоры РФ применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Валютные правоотношения можно подразделить на виды по различным основаниям.

1. В зависимости от сферы валютно-правового регулирования выделяются валютные правоотношения в сфере валютного регулирования, в сфере валютного контроля, в сфере валютного обращения.

Валютные правоотношения в сфере валютного регулирования охватывают деятельность уполномоченных органов по установлению порядка совершения валютных операций резидентами и нерезидентами.

В рамках этого вида валютных правоотношений реализуется компетенция органов валютного регулирования (Центрального банка РФ и Правительства РФ) по изданию нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования, установлению валютных ограничений.

Особенность валютных правоотношений в сфере валютного регулирования состоит в том, что органу валютного регулирования противостоит не конкретно-определенный субъект, а неограниченный круг субъектов. Например, правомочию ЦБ РФ и Правительства РФ на осуществление валютного регулирования противостоит обязанность любого субъекта не препятствовать его реализации.

Исключение индивидуализации подтверждает п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3, запрещая установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Валютные правоотношения в сфере валютного контроля производны от валютных правоотношений в сфере валютного регулирования.

В этих правоотношениях уполномоченному субъекту противостоит конкретный участник валютного правоотношения, обязанный соблюдать нормы валютного права , а конкретнее — совершать или не совершать определенные действия.

Полномочиями по осуществлению валютного контроля наделены органы и агенты валютного контроля. В большинстве валютных правоотношений органы и агенты валютного контроля имеют право требования, которому корреспондирует обязанность конкретного субъекта валютного правоотношения (резидента или нерезидента).

Валютные правоотношения в сфере валютного обращения предполагают реализацию субъектами прав по осуществлению валютных сделок и валютных операций.

II. В зависимости от соотношения правового статуса субъектов валютного правоотношения выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные валютные правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны правоотношения другой. Они предполагают субординацию участников, где у субъекта существует право требования, а у другой стороны — обязанность подчинения. Примером являются все валютные правоотношения, складывающиеся в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Властный характер присущ валютным правоотношениям в том случае, когда одной из сторон выступает орган валютного регулирования, орган или агент валютного контроля. Публично-правовой характер валютного регулирования и валютного контроля обуславливает вертикальность подавляющего большинства валютных правоотношений.

Горизонтальные валютные правоотношения предполагают отсутствие у субъектов властных полномочий относительно друг друга.

Для этого вида правоотношений характерно юридическое равенство.

III. В зависимости от роли в механизме правового регулирования выделяются материальные и процессуальные валютные правоотношения.

Материальные валютные правоотношения связаны с реализацией материальных норм валютного права. Эти правоотношения выражают содержательную сторону валютной деятельности, отражая правовой статус субъектов, участвующих в валютных отношениях.

Процессуальные валютные правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных норм валютного права и опосредуют различного рода процедуры в валютной сфере.

Процессуальные нормы валютного права в большинстве случаев содержатся в подзаконных нормативных правовых актах.

Валютное правоотношение, возникающее на основе реализации норм валютного права и представляющее собой особую юридическую связь определенных субъектов, имеет свою структуру, под которой понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения. В структуре валютного правоотношения выделяются в качестве его элементов объект, субъект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность).

Субъекты валютных правоотношений . В валютных правоотношениях их участники реализуют принадлежащий им валютно-правовой статус.

Специфика правового регулирования валютных отношений во многом проявляется в установлении особенностей правовых статусов применительно к различным субъектам валютного права. Составляющими валютно-правовой статус юридическими элементами являются права и обязанности субъектов в сфере валютных отношений, характеризующие непосредственное обладание валютно-правовым статусом.

Предпосылкой, основой приобретения валютно-правового статуса субъектов выступает валютная правосубъектность, представляющая собой установленную нормами валютного права способность быть субъектом валютного права (способность быть носителем юридических прав и обязанностей в валютных отношениях). Выступая предпосылкой валютно-правового статуса, валютная правосубъектность определяет способность субъекта приобретать права, исполнять обязанности, быть субъектом валютного права, не конкретизируя прав и обязанностей. Валютно-правовой статус содержит конкретные права и обязанности, возможность обладания которыми предопределена наличием валютной правосубъектности, так как способность иметь права и обязанности еще не означает их фактического наличия у субъекта. Таким образом, свое продолжение валютная правосубъектность получает в таком юридическом элементе валютно-правового статуса, как валютные права и обязанности.

Элементами валютной правосубъектности выступает валютная правоспособность и валютная дееспособность . Валютная правоспособность — это предусмотренная нормами валютного права способность субъекта обладать правами и обязанностями. Валютная дееспособность — это предусмотренная нормами валютного права способность субъекта осуществлять права и обязанности.

Субъекты валютного права реализуют общий и специальный валютно-правовые статусы.

Общий валютно-правовой статус характеризует определенную категорию субъектов валютного права, определяет их место и роль в системе всех участников валютных правоотношений. Например, выделяется общий валютно-правовой статус резидентов, общий валютно-правовой статус органов валютного контроля и т.д. Характерная черта этого вида статуса в том, что нормативное правовое закрепление он получает в нормах федерального законодательства.

Специальный валютно-правовой статус конкретизирует общий статус и принадлежит конкретному субъекту валютного права в рамках соответствующей категории субъектов. В качестве примера можно привести специальный статус Центрального банка РФ в рамках общего статуса как органа валютного регулирования. Как правило, нормативное правовое закрепление специальный статус находит на уровне подзаконного регулирования.

Субъектами в валютных правоотношениях выступают публичноправовые образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования), органы валютного регулирования (Центральный банк РФ, Правительство РФ), органы валютного контроля (Центральный банк РФ, Федеральная службы финансово-бюджетного надзора), агенты валютного контроля (уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг , таможенные органы , налоговые органы, Внешэкономбанк РФ). Кроме того, в валютных правоотношениях участвуют физические лица и юридические лица . В кругу юридических лиц выделяются особые группы субъектов — валютные биржи и уполномоченные банки, которые в случае рассмотрения валютных правоотношений с комплексных позиций могут реализовывать как публичные, так и частные интересы.

Основополагающим является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.

В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на банковских счетах, которые учитываются в виде записей на счетах и обращаются путем списания с одного счета и зачисления на другой счет.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах (в том числе в России) существуют ограничения на валютные операции только между резидентами.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в ЦБ или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт;
  • прямое распределение правительством или ЦБ иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте;
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Пробелом международного валютного права можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстратерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых, норм) которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.

Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV в., когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие платежного баланса впервые было введено в 1767 г. в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 г. Большая работа по стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 г. дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 г. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена МВФ.

Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях МВФ разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции издания 2008 г. (6-е издание - РПБ 6). Государства - члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства).

Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс. Платежный баланс ведется по принципу двойной записи, означающему, что каждая операция учитывается в балансе дважды: например, экспорт товара учитывается как уменьшение товарных активов взамен на возникновение задолженности покупателя. Платежный баланс представляет собой статистический документ - свод внешнеэкономических операций, которые резиденты государства в определенном году проводят с нерезидентами. Такие операции связаны с переходом права собственности на товары и услуги от резидентов к нерезидентам и обратно, выраженные в валюте. Таким образом, платежный баланс - это фактически валютный баланс государства, однако следует понимать, что в условиях отсутствия монополии внешней торговли платежный баланс отражает операции всех участников внешнеэкономических отношений.

В Российской Федерации составление платежного баланса возложено на ЦБ РФ (Банк России), который публикует этот документ на своем сайте, ежеквартально раскрывает информацию о динамике основных показателей (агрегатов) платежного баланса и раз в год до 15 мая представляет Государственной Думе в составе годового отчета валютное положение и платежный баланс РФ (ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

10.1. Международные валютные отношения как объект государственного регулирования .

В конце XX века уровень глобализации достиг такого уровня, что возможности государств добиться экономического и социального подъема в одиночку резко сократились. Поэтому неотъемлемой чертой взаимоотношений государств современного периода является стремление к валютному сотрудничеству, интеграция в валютно-финансовой сфере. Этот процесс повлек стремительное развитие международных валютных отношений, выступающих специфическим объектом государственного регулирования. В литературе международные валютные отношения определяют как совокупность общественных экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе обращения и функционирования валютных ценностей в мировом хозяйстве и опосредующих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств (товарами, работами, услугами, правами на результаты интеллектуальной деятельности), а также инвестиционную деятельность 24 Государственное регулирование международных валютных отношений осуществляется через валютную политику государств. Внутренняя политика конкретного государства направлена на создание собственного валютно-. Международные валютные отношения обслуживают международную торговлю и движение инвестиций. Они возникают при предоставлении и получении кредитов, совершении сделок купли-продажи валюты и др. Через платежные балансы, валютные курсы, расчетные операции международные валютные отношения оказывают активное воздействие на всю мировую экономику. 24 Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., Дело. 2002. С. 14. правового режима через установление экономических, юридических и административных мер регулирования. Государственное регулирование направлено на развитие и укрепление международных валютных отношений, защиту интересов публичных и частных субъектов в валютной сфере, предотвращения правонарушений в области международных валютных отношений. Государственное регулирование международных валютных отношений отличается двойственностью. С одной стороны, государство взаимодействует с иными публичными субъектами в международных валютных отношениях по поводу установления общих правил поведения как для публичных, так и для частных субъектов. Государства вступают в эти отношения на основании добровольности и свободы волеизъявления. Основным правовым средством реализации отношений в рамках международного валютного права выступает метод согласования правил в международных валютных отношениях, что способствует унификации международного валютно-правового режима. С другой стороны, государственное регулирование направлено на установление национального валютно-правового режима, представляющего собой установленный законом РФ специфический порядок функционирования валютных отношений. Национальный валютно-правовой режим не существует автономно, он подвержен изменениям, происходящим в рамках международных валютных отношений, поскольку взаимодействует с другими национальными валютными системами. Публичные субъекты взаимодействуют между собой по поводу валютных курсов, условий конвертируемости, правового статуса нерезидентов и т.д. Реальное воплощение результатов подобных взаимоотношений находит в принятии международных правовых норм, воздействующих на внутренние валютно-правовые режимы государств. В международных валютных отношениях международно-правовое регулирование очень сильно влияет на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов. Внутригосударственные правовые режимы в валютной сфере унифицируются Сферой проявления международных валютных отношений выступает международная валютная система 25 Согласование национальной и международной валютной систем – задача публичных субъектов в процессе принятия и применения норм международного права в валютной сфере. . В международных валютных отношениях функционируют национальные и региональные валюты всех государств. С одной стороны, государства выступают по отношению друг к другу как равноправные партнеры в системе мировых хозяйственных отношений, реализуя свой экономический (валютный) суверенитет. С другой стороны, в международных валютных отношениях сталкиваются интересы различных государств. Развитые государства стремятся обеспечить в международной валютной системе преимущества своей национальной или коллективной валюте. 25 Исторически первой мировой валютной системой является Парижская валютная система. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало единственной формой мировых денег золото. Для периода Парижской валютной системы в целом были характерны относительная политическая стабильность в мире и быстрый экономический рост государств. Второй валютной системой является Генуэзская валютная система, оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции. Ее основой являлись золото и девизы (девизы – это иностранные валюты, предназначенные для международных расчетов и конвертируемые в золото). Третья мировая валютная система – Бреттон-Вудсская была оформлена соглашением стран (44 страны) на конференции по валютным и финансовым вопросам, которая состоялась в 1944 г. Основой этой системы были доллар США и золото. Ее характеризовали следующие основные черты – устанавливался паритет своих валют по отношению к доллару США; страны – члены имели право обменять принадлежащие им доллары на американское золото про официальной твердой цене (35 долл. за унцию золота (в унции 31, 1 г чистого золота)). В августе 1971 г., после того как на требование Великобритании конвертировать доллары в золото последовал отказ США, система золотодолларового стандарта перестала существовать. После 1971 г. появилась новая мировая валютная система (Смитсоновская) – долларового стандарта. Система долларового стандарта основывалась на привязке валют к доллару США. Основное отличие системы долларового стандарта от золотодолларового стандарта состояло в отказе США от размена доллара на золото. В этот период значительно увеличились долларовые резервы остальных стран мира, что в условиях фиксированных курсов приводило к росту инфляции. У стран возникало стремление отказаться от привязки к доллару и в 1973 г. система долларового стандарта была отменена и начался период свободного выбора валютных курсов. Элементами национальной валютной системы являются: субъекты валютных правоотношений; объекты валютных правоотношений; режим курса национальной валюты; валютное регулирование и валютный контроль. Одной из важнейших характеристик валютно-правового режима государства валютный курс, который представляет собой цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, евро). Количество национальной и иностранной валюты в экономике государства должно быть сбалансированным. Это означает, что между национальной и иностранной валютами под влиянием рыночных и административных факторов складывается определенное соотношение – цена одной валюты в единицах другой валюты. Такое соотношение называют валютным курсом. Валютный курс может формироваться под влиянием преимущественно рыночных механизмов, а может жестко устанавливаться государством. В первом случае национальная валютная система характеризуется открытостью для международных валютных отношений. Во втором случае государство фиксированным валютным курсом ограждает национальную валютную систему от внешних валютных рынков. Воздействуя на валютный курс, государство тем самым управляет экспортно-импортными отношениями. Так, если национальная валюта слабее и колебание курса превышает определенные границы, государство (как правило, центральный банк) скупает национальную валюту в обмен на иностранную. Слабеющая национальная валюта делает более выгодным экспорт товаров, чем импорт. Усиление курса национальной валюты, наоборот, делает более выгодным импорт. Таким образом, если воздействовать на валютный курс в одностороннем порядке это неизбежно затронет государственные и частные интересы иных субъектов международных валютных отношений, что может вызвать конфликты в валютной и внешнеэкономической сферах. В соответствии со ст. 53 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает и публикует официальные котировки 26 Официальные курсы других валют к российскому рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках текущего рабочего дня, на биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка, а также официальных курсов доллара США к указанным иностранных валют по отношению к рублю. Порядок установления официальных курсов определяется Положением об установлении Центральным Банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют к российскому рублю. Курсы основных валют, используемых в Российской Федерации во внешнеэкономических расчетах, и курс СДР устанавливаются в следующем порядке. Банк России каждый рабочий день не позднее 13 часов по московскому времени устанавливает официальные курсы основных валют, используемых в Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономических расчетов (за исключением курсов национальных валют стран - участниц Экономического и валютного союза), и СДР к российскому рублю. Официальный курс СДР к российскому рублю рассчитывается Банком России на основе официального курса доллара США к российскому рублю, устанавливаемого в соответствии с Положением, и курса доллара США к СДР, установленного Международным валютным фондом на предыдущий рабочий день. 26 Определение и установление курса иностранной валюты к национальной называется котировкой. Котировка осуществляется двумя методами – прямым и косвенным. При прямой котировке стоимость единицы иностранной валюты выражается в национальной денежной единице. Например, 1 долл. = 30, 45 руб. При косвенной котировке стоимость единицы национальной валюты выражается в определенном количестве иностранной валюты. Например, 1 руб. = 0,03 долл. валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств. Информация об официальных курсах иностранных валют к российскому рублю направляется для распространения в средствах массовой информации. В частности, информация об утвержденных официальных курсах иностранных валют к российскому рублю публикуется в "Российской газете", "Вестнике Банка России". Эффективность государственного регулирования международных валютных отношений во-многом зависит от уровня интеграции в валютной сфере. Мировой опыт показывает, что существует несколько путей взаимодействия государств в валютной сфере. Необходимость европейской валютной интеграции объясняется многосторонностью экономических связей в Европе, что вызвало потребность обеспечения системы многосторонних расчетов. В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы с переходом к плавающим курсам европейским валютам стали характеризоваться индивидуальными курсами. В целях поддержания стабильности многосторонних расчетов страны Сообщества создали Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей ЭКЮ. Эта мера позволила удерживать в большинстве случаев национальные курсы в рамках единого коридора. Кризис Европейской валютной системы 1992-1993 гг. показал неэффективность коллективной привязки курсов, поскольку держать свыше десяти разных валют на одном уровне больше уже не получалось. Европейское Сообщество решило отказаться от собственных валют, создав единую валюту - евро. Таким образом, европейский вариант взаимодействия в валютной сфере заключается в создании валютного союза на базе экономического с единой валютой европейского происхождения. В Латинской Америке в 60-80 годы было создано несколько международных валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, Карибский стабилизационный фонд. Идея создания общей расчетной единицы не была реализована и государствам-членам не удалось унифицировать национальные валютные системы. Созданная совместная валюта – центральноамериканский песо – использовалась лишь для взаимного зачета требований. В 90-е годы в Латинской Америке усиливается процесс долларизации, что было вызвано резким ухудшением экономического положения ряда стран латиноамериканского региона и усилением внешнеполитического влияния США. Так, в 2000 г. Эквадор отказался от национальной валюты – сукре, поменяв ее на доллар США, а Центральный банк Аргентины официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на доллар США и передачу США прав регулирования эмиссионной и бюджетной политики. Таким образом, латиноамериканский путь интеграции валютно-финансовой сферы основан на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего денежного обращения. В Африке существует два валютных союза – Валютный союз Центральной Африки и Западно-африканский валютный союз, расчетной единицей которых является франк африканского сообщества – франк КФА, который привязан к французскому франку. В последние годы восемь государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разрабатывают программу введения коллективной денежной единицы – афро. Африканский вариант валютного пространства основан на привязке счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние. Таким образом, существуют различные варианты валютной интеграции, а именно: валютный союз на базе экономического с единой валютой европейского происхождения; единое валютное пространство основано на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего оборота; привязка счетной единицы к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние.

Научный подход к характеристике международного валютного права отличается дискуссионностью. Существуют различные взгляды относительно предмета международного валютного права, субъектов международного валютного права и места международного валютного права в правовой системе. Обратимся к некоторым точкам зрения в определении содержания международного валютного права, что позволит более полно уяснить его многообразие. Во-первых, международное валютное право в условиях глобализации может рассматриваться как совокупность правовых норм, определяющих правовую основу функционирования мировой валютной системы. При этом надо учитывать, что такая система будет лишена какого-либо проявления национальных особенностей валютных отношений различных государств. В настоящее время существуют региональные валютные системы, объединяющие валютные отношения нескольких государств и подчиняющиеся единым валютно-правовым нормам. Стремительное развитие международно-правового сотрудничества в валютной сфере обусловливает проявление в международном валютном праве тенденции к глобализации. Во-вторых, международное валютное право определяется как система принципов и норм, регулирующих широкий комплекс отношений государств и других субъектов международного права по порядку совершения валютных операций резидентами и нерезидентами 27. В настоящее время большинство ученых признает существование международного финансового права, неотъемлемой частью предмета которого являются валютные правоотношения. Так, международное финансового право определяется как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения 28 или это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения, субъектами которых выступают государства и межправительственные организации 29 По мнению А.Б. Беляева «международное частное валютное право как право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) . Сторонники этой точки зрения в качестве участников международных валютных правоотношений признают исключительно публичных субъектов (государства, международные организации, органы государственной власти и т.д.). В-третьих, международное валютное право рассматривается в единстве частного международного валютного права и публичного международного валютного права. Такой взгляд на международное валютное право не является новым. В фундаментальном труде Вернера Ф. Эбке «Международное валютное право» указано, что основу международного финансового права составляют международное частное валютное право, регулирующее частные сделки, и международное (публичное) валютное право в качестве институционального права. При этом под международным частным валютным правом понимается совокупность коллизионных норм, определяющих наличие и характер ограничений для текущих международных расчетов и трансграничного движения капиталов, которые следует учитывать судье при рассмотрении судебных дел по применению валютного законодательства. 27 Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. С. 38-39. 28 Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., ООО ТК Велби, 2003. С. 393. 29 Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2001. Межд. Отн. С. 649. валютное право в качестве институционного права составляют основу международного финансового права» 30 Некоторые авторы рассматривают международное валютное право как правовое образование в системе международного экономического права. Так, Волова Л.И. рассматривает международное финансовое право и международное валютное право как самостоятельные подотрасли международного экономического права. Основное различие между этими правовыми образованиями проводится по объекту правового регулирования, так как к сфере регулирования валютного права относятся только валютные ценности и валютные операции, а к сфере финансового – все иные расчеты и операции с финансовыми инструментами, денежными средствами. Следуя этой концепции и оценивая место международного валютного права в правовой системе получается, что международное финансовое право является комплексной, частно-публичной отраслью права. Однако в теории финансового права общепризнано, что это самостоятельная публично-правовая отрасль права. В научной литературе существуют и различные подходы в вопросе определения "внутриотраслевой" принадлежности международного валютного права, т.е. принадлежности к той или иной отрасли (подотрасли) права или отраслевой самостоятельности международного валютного права. 31 А.Б. Альтшулер сделал вывод, что международное валютное право является комплексной отраслью права и определил его следующим образом: «совокупность юридических норм (международно-правовых и национально-правовых), регулирующих специфический комплекс возникающих в международной жизни отношений различных по своей природе субъектов (государств, кредитных международных организаций, банков, других. 30 Беляев А.В. Международно-правовое регулирование Европейской валютной системы. М., 1998. С. 41. 31 Волова Л.И. Соотношение международного валютного права с валютным правом Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Эверест, 2002. С. 38-39. юридических, а также физических лиц), предметом которых являются валюта и иные валютные ценности» 32 Определяя место международного валютного права в системе права необходимо рассматривать его в системе международного финансового права. В науке необходимость обособления международных финансовых норм признавалась учеными давно. Так, вопрос о целесообразности признания международного финансового права в качестве самостоятельной отрасли ставил Е.А. Ровинский. «Объединение совокупности однородных финансово-правовых норм в отрасль международного прав позволит классифицировать их по видовым признакам (нормы бюджетного права; нормы, регулирующие межгосударственные кредитные, расчетные и валютные отношения). Тем самым будет создана прочная основа для квалифицированного и эффективного применения этих норм в практике межгосударственных финансовых отношений. 33 Обоснованной является точка зрения В.М. Шумилова, что международное валютное право является институтом международного финансового права, предметом которого выступают две группы международных правоотношений: правоотношения между публичными лицами по поводу их поведения в международной валютной системе; правоотношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, касающихся национальных и иностранных валют, прежде всего валютных курсов и условий конвертируемости национальных валют, а также правового положения участников международных валютных отношений. 34 Международное валютное право – это институт международного финансового права, объединяющий нормы, регулирующие валютные отношения международного характера, объектом которых выступает согласование внутренних и внешних валютно-правовых режимов. . 32 Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М., ИМО. 1984. 33 Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 66. 34 Шумилов В.М. Международное финансовое право. Учебник. М., Межд. Отн. 2005. С. 220-221. Отношения, регулируемые в рамках международного валютного права обладают некоторыми особенностями. Международное валютное право регулирует отношения между публичными субъектами (межгосударственные валютные отношения). В качестве субъектов признаются государства и международные организации (публичные субъекты). Международное валютное право использует координационный метод, так как субъектами выступают государства, отношения между которыми строятся на принципах равенства и взаимного согласования интересов. Государство и его органы, а также международные организации являются основными субъектами, участвующими в реализации международных валютных отношений. Взаимодействуя с частными субъектами в международных финансовых отношениях публичные субъекты имеют при этом специфический статус, связанный с юрисдикционным иммунитетом при осуществлении операций в сфере публичных финансов. Субъекты международных публичных финансовых отношений посредством правового регулирования оказывают позитивное влияние на состояние национальных, региональных и международных валютных отношений. Опосредованно частные субъекты национального валютного права оказываются под воздействием международно-правового регулирования. Однако субъектами международного валютного права при этом они не становятся. Так, например, в 90-х годах 20 века в России действовал правовой режим лишь внутренней конвертируемости рубля (т.е. только для резидентов). С 1996 г. (когда Россия приняла на себя обязательства по ст. VIII Устава МВФ, требующей введения конвертируемости национальных валют) в стране был введен режим частичной конвертируемости рубля по международным текущим операциям с распространением сферы конвертируемости и на нерезидентов). Поставлена задача перевода российского рубля на режим полной конвертируемости.

10.3. Соотношение норм национального и международного валютного права . Нормы международного валютного права создаются государствами как основными субъектами в процессе сотрудничества в валютной сфере в соответствии с их внутренними и внешними потребностями посредством координации интересов, согласования воль и достижения взаимоприемлемого компромисса. Национальное валютное право является производным от единоличной воли государства, которое обладает всей полнотой власти в пределах собственной территории и юрисдикции. При рассмотрении соотношения норм национального и международного валютного права государств не следует ограничиваться выяснением преимущественной силы норм международного права над нормами национального валютного права или наоборот. Решение вопроса соотношения международного и национального права заключается в выяснении реальных связей между ними в процессе формирования норм международного права, с одной стороны, и в процессе применения норм международного и национального права - с другой. Следует учитывать, что международное право является особой системой права, принципиально отличающейся от внутригосударственного права. Такие отличия международного права от права внутригосударственного, определяемые "различиями между международной системой и внутригосударственными системами" 35 35 Ю.А. Баскин, Н.Б. Крылов, Д.Б. Левин и др. Курс международного права. В 7 т. Т. 1. Понятие, предмет и система международного права. М., 1989. С. 17. , состоят прежде всего в объекте международно-правового регулирования, субъектах международного права, процессе создания норм международного права. Понимание международного права и внутригосударственного права как двух различных систем права характерно для дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права: "международное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях" 36. Впрочем, с точки зрения монистической теории соотношения международного и национального права международное и внутригосударственное право образуют одну (единую) правовую систему 37 Вывод о том, что отношения между национальным валютным правом и международным валютным правом характеризуются взаимодействием, . Каждое государство само устанавливает пределы и характер взаимодействия своего права с международным. Это реализуется через внутреннюю и внешнюю политику государства. Между национальным и международным правом может быть как простое соотношение, так и взаимодействие. Международное и внутригосударственное право - общественно - правовые явления, схожие по своей природе, а следовательно, изначально соотносимые. Взаимодействие предполагает не только определенную соотносимость сравниваемых объектов, но и их согласованность, взаимовлияние и наличие общих целей и задач. Взаимодействие национального валютного права и международного валютного права можно разделить на взаимодействие во внутригосударственной и в международной сферах. Взаимодействие во внутригосударственной валютной сфере проявляется в правоприменительной деятельности и в правотворческой деятельности. В правотворческом процессе оно происходит через согласование норм национального и международного права, а в правоприменительном - через совместное применение норм обеих систем либо через применение только норм международного права. 36 Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 1. М., 1999. С. 131. 37 Подробнее об этом см.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982; Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977. С. 57 - 86. можно сделать на основе анализа Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Определяя порядок взаимодействия внутригосударственного и международного права, Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, конституционно признается возможность прямого действия общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ во внутригосударственной сфере, непосредственного применения договорных положений для регулирования внутригосударственных валютных отношений. Взаимодействие международного и национального валютного права в правоприменительном процессе осуществляется через согласование их норм. Сущность этого - организационно - правовая практическая деятельность государств и других публичных субъектов права по выработке сходных или общих форм нормативных предписаний по их реализации в соответствии с нормами обеих правовых систем. Взаимодействие международного и национального валютного права в правоприменительном процессе выражается прежде всего в применении международных норм для урегулирования внутригосударственных отношений. В новых экономических и социальных условиях правовые системы различных государств должны быть совместимы и способны взаимодействовать друг с другом. Это достигается, во-первых, признанием приоритета международного права над внутренним, во-вторых, интенсивным изменением внутреннего права под влиянием международного. Дальнейшее углубление взаимодействия внутригосударственного и международного права требует и обусловливает гармонизацию российского законодательства с законодательством стран СНГ и Европы. Необходимость сближения валютного законодательства стран СНГ определяется расположением на едином экономическом пространстве, а также традиционными экономическими и иными связями.

Валютное право существует как публичное и частное право, причем «публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право – это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей» (О. Кольс). В отечественной доктрине МЧП термин «международное частное валютное право» практически не используется. Употребляется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом». Термин «международное частное валютное право» имеет несколько парадоксальный характер – одновременно и частное, и валютное. Однако применение данного термина вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютных отношениях в сфере частно‑правовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельный институт (подотрасль) МЧП, имеющий устойчивый характер и особый предмет регулирования; это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности, валютные, кредитные расчетные отношения частно‑правового характера, связанные с иностранным правопорядком. Понятие «международное частное валютное право» зародилось в немецкой юриспруденции; в настоящее время воспринято доктриной и практикой многих государств.

Предмет регулирования международного частного валютного права – международные валютные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. «Валютой» принято называть только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов (М. Г. Степанян).

Под иностранной валютой понимаются деньги, принадлежащие к валютной системе страны, иной, чем та, чьему праву подчинено обязательство (Л. А. Лунц). В английском Законе 1882 г. иностранная валюта определяется как деньги, не являющиеся валютой Великобритании. Под иностранной валютой понимаются также деньги, отличные от валюты места платежа (Дж. Фалконбридж).

Валютные операции осуществляются посредством валютных обязательств. Сумма валютного обязательства всегда должна быть определенной либо определимой (Л. А. Лунц). В валютных обязательствах различаются:

– денежная единица, в которой исчислена сумма обязательства, – валюта долга;

– денежные знаки, которые являются средством погашения денежного обязательства, – валюта платежа.

«Валюта долга и валюта платежа (в явном или скрытом виде) имеются в составе каждого обязательства, исчисленного в определенной сумме. Иногда они совпадают (вексель в сумме 100 ф. ст. с платежом в Лондоне – фунт стерлингов является валютой долга и валютой платежа); если же, например, в договоре речь идет об уплате «100 фунтов стерлингов в долларах США», то фунт стерлингов является валютой долга, а доллар – валютой платежа» (Л. А. Лунц). В вексельном законодательстве многих стран присутствует оговорка об «эффективном платеже», что предполагает оплату векселя только в валюте платежа, указанной непосредственно в векселе.

Возможность обмена национальной валюты на валюту любого другого государства решается по национальному законодательству. Основной критерий в этих операциях – конвертируемость валюты. Ограничения конвертируемости валюты – это правовые препятствия, связанные с особенностями национального валютного регулирования.

Международные денежные единицы являются коллективными валютами. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются международными валютно‑кредитными организациями) и по форме (безналичная). Международная денежная единица – это искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств и платежей (М. Г. Степанян). Для обслуживания международных экономических отношений используются СПЗ, ЭКЮ и евро.

СПЗ (специальные права заимствования – SDR) выпускаются Международным валютным фондом для международных платежей и резервных средств. Они были введены в 1970 г. и существуют в форме записей на счетах МВФ. СПЗ распределяются между странами – членами МВФ. Эмиссия СПЗ осуществляется в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СПЗ. СПЗ выступают в качестве актива, альтернативного золоту или доллару США, выполняют отдельные функции мировых денег по регулированию платежных балансов, осуществлению международных расчетов с «мультивалютной оговоркой» в СПЗ (Р. А. Ражков). Стоимость СПЗ первоначально соотносилась с золотом, но с 1974 г. стала определяться на основе «корзины» валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена). Поскольку курсы этих валют плавающие, «плавает» и курс SDR (Г. Вельяминов). Наряду с СПЗ в международных расчетах (особенно в сфере международных перевозок) используется международная расчетная единица «золотой франк» (GF); между золотым франком и СПЗ всегда имеет место соотношение 1 SDR= 3,061 GF.

Ранее широкое распространение имела международная расчетная единица экю, которая выпускалась Европейским валютным институтом (до 1994 г. – Европейский фонд валютного сотрудничества). С введением евро в 1999 г. экю утратила свое значение.

С 1 января 1999 г. для стран – участниц Европейского Союза введена единая валюта – евро. Присоединение к зоне евро требует от страны соответствия Маастрихтским критериям конвергенции:

– уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах ЕС с самой низкой инфляцией;

– дефицит бюджета должен составлять не более 3 % от ВВП, государственный долг – быть ниже 60 % ВВП или стремиться к этому значению;

– страна должна продемонстрировать стабильность валютного курса по отношению к евро;

– национальное законодательство должно быть совместимо с Договором ЕС, уставом Европейской системы центральных банков, уставом Европейского центрального банка.

Валютные операции на территории РФ регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Основной нормативный акт – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Нормы российского валютного законодательства имеют административно‑правовой характер, но обладают и частно‑правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично‑правовые нормы валютного права часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом иностранного государства.

Поделиться: