Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека. Презентация на тему "международная защита прав человека" Суд над Милошевичем

Право, 10 класс

Урок №16. Защита прав человека в государстве

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие суды существуют в РФ?

2. Что нужно знать тому, кто хочет обратиться в суд за защитой нарушенных прав?

Глоссарий по теме:

Правосудие - рассмотрение и разрешение судом отнесенных к его компетенции дел.

Юрисдикция - полномочия государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица с точки зрения их правомерности, применять юридически санкции к правонарушителям.

Подсудность - свойство дела, определяемое его признаками, зависимости от которых оно должно рассматриваться конкретным судом.

Судебная инстанция - звено (орган) в судебной системе с определённой компетенцией.

Апелляция - одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмотреть дело по существу.

Кассация - 1) обжалование и опротестование судебных постановлений (за исключением постановлений Верховного суда РФ) вступившего в законную силу 2) пересмотр, отмена судебного решения вышестоящей инстанцией по причинам нарушения закона или несоблюдения правил судопроизводства низшей инстанцией.

Исковое заявление - письменный документ, который потерпевший направляет в суд с целью защиты своих прав и интересов.

Истец - лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав и интересов.

Ответчик - лицо, привлекаемое к рассматриваемому в суде делу в связи с предъявленным ему истцом требованием.

Доказательство - любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие правонарушения.

Ключевые слова : Судебная система; правосудие; суды общей юрисдикции; военные суды; мировые судьи; Верховный Суд РФ; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 167-190 c. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем , что из себя представляет судебная система РФ

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов судебной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Судебная система РФ - совокупность государственных органов - судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудию можно отнести:

Принцип законности (Осуществление правосудия только судом);

Принцип единства судебной системы РФ;

Принцип осуществления правосудия только судом;

Принцип равенства всех перед законом и судом;

Принцип независимости судей (подчинение их только закону);

Принцип презумпции невиновности;

Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда;

Принцип состязательности сторон (в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.);

Принцип открытости судопроизводства;

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

Принцип обязательности судебных решений;

Принцип государственного или национального языка в судах.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

Конституционный суд РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

Верховный суд РФ.

Суды субъектов РФ.

Городские (районные) суды.

Мировые суды.

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

Военная коллегия Верховного суда РФ.

Военные (флотские) окружные суды РФ.

Гарнизонные суды РФ.

3. Арбитражные суды в РФ.

Федеральные арбитражные суды округов.

Арбитражные суды округов.

К федеральным судам относятся:

Конституционный суд РФ.

Верховный суд РФ.

Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

Районные суды.

Военные и специализированные суды.

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды).

Арбитражные апелляционные суды.

Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные (суды) субъектов РФ.

Мировые судьи

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции - рассматривает дело по существу.

Суд кассационной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции - проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции - проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве :

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ. Это высший орган судебной власти по защите Конституции РФ. Его основная задача - следить, чтобы вес издаваемые в стране законы и нормативные правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ.

К компетенции Конституционного Суда РФ относится:

Проверка соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов всех ветвей государственной власти (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и пр.);

Рассмотрение споров о компетенции между органами власти Российской Федерации и её субъектов;

Толкование Конституции РФ;

Проверка конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

В Конституционном Суде РФ защищаются общие публичные интересы, а не только отстаиваются права конкретного человека.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, разделённых на две палаты. Председатель Суда и председатели палат избираются из числа судей Конституционного Суда РФ на основе тайного голосования. Судьи назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

Судьёй Конституционного Суда РФ может быть гражданин Российской Федерации в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Полномочия судьи не ограничены определённым сроком. В субъектах Федерации имеются свои конституционные (в республиках) и уставные {в других субъектах) суды, призванные обеспечивать соответствие принимаемых в субъектах Федерации законов конституциям и уставам.

Все граждане имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ, если их конституционные права нарушены в действующих законах. Граждане, не достигшие 16 лет или недееспособные, не могут самостоятельно обратиться в такой суд. От их имени с жалобой должны обращаться законные представители.

Систему судов общей юрисдикции, осуществляющих судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, разрешению экономических споров, возглавляет Верховный Суд РФ. На уровне субъектов Федерации действуют верховные (в республиках), областные, краевые суды, суды автономных округов, автономной области и городов федерального значения. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции.

Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного района.

Кроме того, существуют Военные суды. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках.

Вышестоящим по отношению к судам субъектов Федерации является Верховный Суд РФ. Он осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, разъясняет вопросы судебной практики и имеет право законодательной инициативы. Кроме того, он выступает как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным, экономическим и иным делам.

В составе Верховного Суда работают 170 судей, отобранных специальной квалификационной коллегией. Вместо Военной коллегии в Верховном Суде РФ создана Судебная коллегия по делам военнослужащих. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое было самостоятельным судебным органом, создана Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ. Верховный Суд имеет полномочия по разрешению экономических споров.

Решения судов могут пересматриваться. Заинтересованные лица в соответствии с законом вправе обжаловать то, с чем они не согласны. Для этого предусмотрены апелляция и кассация.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите предложенные примеры по столбцам.

Определите полномочия конституционного суда РФ

Проверено Объедковой Е.И

Право, 11 класс

Урок №18. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и права человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Для чего установлены нормы международного права?

2. Какими правами наделены участники международных юридических конфликтов?

Глоссарий по теме:

Международное право - особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон.

Ратификация (лат. ratus - утверждённый и facio - делаю) - международный акт и институт внутреннего права государства, направленный на признание договора обязательным для государства.

Принципы международного права - руководящие начала поведения субъектов, складывающиеся в процессе общественной практики. Принцип международного права - норма, которая имеет обязательный характер для субъектов.

Субъекты международного права – самостоятельные образования, участвующие в международных правоотношениях, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными международным правом.

Международная организация - объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей.

Межправительственная организация - постоянное объединение государств, созданное в целях координации усилий правительств по решению определённых международных проблем.

Неправительственная организация - объединение национальных групп, союзов и частных лиц, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в различных областях жизнедеятельности людей.

Декларация (от лат. dedaratio - объявление, провозглашение) - это документ, положения которого не имеют строго обязательного характера для выполнения.

Пакт (от лат. pactum - договор, соглашение) - одно из наименований международного договора.

Международно-правовая ответственность - юридическая обязанность субъекта международного права, возникающая в результате нарушения им международного обязательства.

Репрессалии - ответные насильственные действия, которые осуществляются пострадавшим субъектом.

Реторсии - ответные акции в связи с недружественными действиями, не являющимися правонарушениями.

Комбатанты – лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооружённых сил одной из сторон международного вооружённого конфликта и имеющее в этом качестве особый юридический статус.

Ключевые слова: Международное право; субъекты международного права; международная организация; межправительственная организация; неправительственная организация; принципы международного права; ратификация; международная конвенция; международный договор.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр. 193-233.

На уроке мы узнаем , для чего установлены нормы международного права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов международного права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Организация Объединённых Наций, ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

В структуру ООН входит Совет Безопасности ООН, обеспечивающий поддержание мира и безопасности. Международный суд ООН решает спорные международные проблемы. Главным административным должностным лицом ООН является Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной ассамблеей ООН. Особое место в системе органов ООН принадлежит Верховному комиссару по правам человека. Это должностное лицо ООН, отвечающее за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми своих прав.

Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.

Всеобщая декларация закрепила исходные, базовые права, которые заложили основы для всего комплекса норм и принципов, касающихся прав человека:

  • право на жизнь;
  • право на свободу;
  • право на личную неприкосновенность;
  • право на равенство.

В Декларации отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или обращению, унижающему его достоинство. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Многие положения Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Всеобщей декларации прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует помимо прочих следующие права: запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства, свободу передвижения, равенство перед судом и законом, право на справедливый суд, неприкосновенность личной и семейной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту семьи, права ребенка, право на участие в политической деятельности государства, права этнических меньшинств.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ставит своей целью формирование свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, что может быть достигнуто, только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими правами на труд, справедливое вознаграждение, отдых, социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень и свободу от голода, здоровье, образование и участие в культурной жизни.

Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека принимают жалобы при следующих условиях:

  • рассматриваются только те нарушения прав человека, которые произошли после присоединения России к соответствующим договорам. Жалобы в Европейский Суд принимаются, если с момента нарушения права и вынесения последнего судебного решения прошло не более 6 месяцев;
  • все внутренние возможности защиты прав должны быть исчерпаны (кроме тех случаев, когда рассмотрение дела неоправданно затягивается или заведомо неэффективно);
  • жалоба должна подаваться пострадавшим и не быть анонимной;
  • жалоба должна быть обоснованной: бремя доказательств лежит на заявителе;
  • нельзя подавать жалобу одновременно в Европейский Суд и Комитет по правам человека ООН.

Международный уголовный суд в Гааге существует с 2002 г. В компетенции этого органа находятся:

  • преступления, состоящие в геноциде - истреблении или целенаправленном намерении истребить целую национальную, этническую, расовую или религиозную группу или ее часть;
  • преступления против человечности - часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения;
  • военные преступления - нарушение законов и обычаев ведения войны.

Европейский суд по правам человека – это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

Международная защита прав ребенка.

В 1959 году была принята Декларация прав ребенка. Этот документ носил рекомендательный характер. 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята конвенция о правах ребенка. В этом документе провозглашается уважительное отношение к каждому ребенку, необходимость создания всех условий для его образования, воспитания, развития.

Согласно международному праву каждое государство и субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом , чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров.

Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем:

  1. переговоров;
  2. обследования;
  3. посредничества;
  4. примирения;
  5. арбитража;
  6. судебного разбирательства;
  7. обращения к региональным органам или соглашениям;
  8. иными мирными средствами по своему выбору.

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание.

Виды международно-правовой ответственности государств:

  • политическая;
  • материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Формы политической ответственности государств:

  1. санкции;
  2. реторсии;
  3. репрессалии;
  4. сатисфакция;
  5. ресторация;
  6. приостановление членства или исключение из международной организации;
  7. подавление агрессора силой.

Формы материальной ответственности:

  1. репарация;
  2. реституция;
  3. субституции.

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

В документах Международного гуманитарного права используется понятие, которое звучит непривычно для нас, – «комбатанты».

Комбатанты

– лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантами являются:

а) военнослужащие, входящие в личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил;

б) партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный, явственно видимый издалека отличительный знак, соблюдают в своих действиях правила ведения войны, открыто носят оружие во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором они должны принять участие;

в) экипажи торговых морских судов и самолетов гражданской авиации воюющих сторон, если они переоборудованы в военные.

Ключевыми в документах МГП являются понятия: «военнопленные», «военные преступления», «военные преступники».

Военнопленные – в международном праве лица из состава вооруженных сил одной воюющей стороны, захваченные во время вооруженного конфликта другой стороной и находящиеся в ее власти до окончания военных действий.

В соответствии с этими документами государства должны обращаться с военнопленными человеколюбиво, без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного статуса или каких-либо других подобных критериев. Сторона, держащая в плену военнопленных, обязана обеспечить бесплатно их содержание, достаточное нормальное питание, врачебную помощь, размещение в помещениях, предоставляющих гарантию в отношении гигиены; к женщинам должно быть отношение со всем полагающимся их полу уважением. Военнопленные могут привлекаться к работам, по характеру невраждебным своей стране и на условиях справедливой оплаты. По окончании военных действий и в связи с мирным урегулированием военнопленные должны возвращаться на родину.

Военные преступления – исключительно серьезные нарушения законов и обычаев войны: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение, неоправданное военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападение неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население и гражданские объекты; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях.

Военные преступления в одних случаях могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), а в других – как преступления международного характера, к числу последних относятся единичные, случайные преступления, совершенные в районе военных действий индивидами из корыстных и иных личных побуждений (грабеж, убийство, насилие над населением на оккупированной территории и др.). Они не связаны с государством и представляют собой так называемые «эксцессы исполнителей». Дела о таких преступлениях подсудны не международным военным трибуналам, а национальным военным судам.

Военные преступники – лица, совершившие преступления против мира, человечности, против законов и обычаев войны. Они несут индивидуальную уголовную международную ответственность.

За злодеяния, совершенные во время Второй мировой войны, главные немецкие и японские военные преступники – руководители фашистской Германии и милитаристской Японии по приговорам Нюрнбергского и Токийского трибуналов понесли суровую уголовную ответственность: 12 немецких и 7 японских главных военных преступников были приговорены к смертной казни, большинство остальных – к пожизненному или длительному тюремному заключению.

Разбор типового тренировочного задания

Правильный ответ:

По горизонтали:

2. приостановка или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами или по требованию Совета Безопасности ООН.

3. неправомерный акт насилия, задержания или грабежа в открытом море или в месте, находящемся вне юрисдикции какого-либо государства, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный против лиц или имущества, находящихся на их борту

По вертикали:

1. ведение переговоров не состоящим в споре государством (группой государств, отдельным лицом) или международной организацией со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите принципы международного права.

Тема урока: «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».

Предмет: право.

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследовательской и .

Цели урока:

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека;
  • охарактеризовать основные виды нарушений и определить механизм защиты прав человека;
  • закрепить навыки правовой защиты личности с помощью решения практических задач.

Образовательная: сформировать знания об основных видах нарушений и способах защиты прав человека.

Развивающая: развивать умения и навыки исследовательской работы, работы с правовыми источниками, анализировать события прошлого и настоящего на конкретных примерах.

Воспитательная: воспитывать уважение к законам, формировать гражданскую позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, извлечения из международных конвенций по защите прав человека.

Формы и методы: беседа; представление результатов исследовательской работы; анализ правовых источников; практическая работа (решение конкретных задач); сравнение; обобщение; рефлексия.


Ход урока:


1. Организационный момент.

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя.


2. Объявление темы, постановка цели.

Ребята, давайте вспомним, что такое отрасль права. Какие отрасли права вы знаете?

Что рассматривает каждая отрасль права?

Одну из этих отраслей мы будем изучать на сегодняшнем уроке.


Посмотрите на экран. С какой отраслью права связаны данные слова? (Война, защита прав человека, конвенция, ратификация).

Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова знаменитого римского философа Цицерона:

«Мир - это свобода, основанная на признании прав всякого человека».

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Бакунин.

Посмотрите на него, какую проблему урока можно выделить в соответствии с этим эпиграфом.

Проблема: «Возможна ли свобода при ограничении прав личности?».

3. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Сегодня мы с вами будем работать с источниками и расширим свои знания в области прав человека.


На уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Виды нарушений прав человека.

2. Терроризм и экстремизм.

3. Защита прав человека.


4. Открытие новых знаний.


Нарушения прав человека разнообразны. Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека. Рассмотрим их. Обратимся к правовым источникам.

Предлагаю вам проанализировать извлечения из Международной конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ст. 1,2,4), Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (ст. 1,2), Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 1,2,5).


Понятия вывешиваются на доске:

Геноцид (от греч. гЭнпт — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения тяжкого вреда их здоровью;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения;
  • принудительной передачи детей;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы (слайд 5).

Апартеимд (африкаанс apartheid — «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине 20 века (слайд 5).

Дискриминация - (лат. Discriminatio — различение) ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.

В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, возраст, инвалидность, род занятий и т.д..

Являются ли данные примеры ограничением прав человека?

Хорошо ли это в данном случае?

В истории мы найдем множество примеров массового нарушения прав человека, которые привели к самым трагическим последствиям. Обратимся к прошлому. Давайте вспомним примеры данных явлений в истории.

Помимо массовых нарушений прав человека мы можем привести примеры из повседневной жизни обычных граждан.


Давайте просмотрим видео.


К каким последствиям может привести безнаказанность за данные массовые нарушения прав человека? С чем связано данное видео. Какие 2 явления это может породить? Что мы называем болезнью XXI века?


Сейчас мы разработаем с вами мини-проекты. 1 группа – «Терроризм – болезнь XXI века», 2 группа – «Скажем экстремизму – нет!», 3 группа – «Толерантность в обществе – мир на Земле».

Давайте подведем промежуточные итоги. Как бы вы продолжили фразу: «Права человека нарушаются тогда, когда…».


А теперь давайте поговорим о механизме защиты прав человека.


Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, суды субъектов федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; .

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей.


Как вы думаете, что можно предпринять, если человек не получил ожидаемого результата в своей стране? У каждого есть возможность обратиться за защитой своих прав в международные органы по защите прав человека.

К ним относятся:

    • Европейский суд по правам человека
    • Комитет по правам человека ООН
    • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
    • Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН)
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
    • Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)
    • Комиссар Совета Европы по правам человека.

5. Обобщение новых знаний, подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Сегодня на уроке мы узнали.

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как можно решить проблемный вопрос нашего урока?

Давайте с вами сложим пазл, который будет состоять из значений понятия «Свобода».


6. Организация домашнего задания, оценивание работы учащихся на уроке.

Написать эссе по одной из тем.

Тема урока: Международная защита прав человека.

I .Планируемые результаты :

Предметные результаты: владение базовыми понятиями. Умение выявлять причинно-следственные связи социальных процессов; сформировать представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития общества; навыков оценивания социальной информации, умение поиска информации в источниках различного типа для объяснения и оценки явлений и процессов общественного развития; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Личностные результаты: сформированность толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности. Оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.

Познавательные УУД : применение различных методов познания для изучения предмета; готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников.

Коммуникативные УУД: умение продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности. Учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования.

Задачи занятия:

1)расширить представления учащихся международных организациях по защите прав человека

2)изучить понятия ООН, Генеральная Ассамблея ООН, ЭКОСОС, Комиссия по правам человека

3)рассмотреть способы формирования международных организаций по защите прав человека

4)определить проблемы отмены смертной казни

II . Литература и оборудование:

Учебник, дидактический материал, раздаточный материал, компьютер.

III . Организация учебной деятельности

Ход занятия:

1.Мотивационный этап .

Начать работу можно с обсуждения вопросов, поставленных в начале параграфа. Вопросы могут стать основой для дискуссии, выводы которой полезно будет использовать при знакомстве с понятиями темы.

2. Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1.Защита прав и свобод человека средствами ООН.

2.Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

3.Международные преступления и правонарушения. Международный уголовный суд.

4. Развитие механизмов международной защиты прав человека.

    Этап закрепления

Аналитический блок.

Выступление учителя, представителей групп, обмен мнениями, высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.

Рефлексия и оценивание.

Анализ проделанной работы и оценивание.

Домашнее задание: п.28, задания на стр.327-328

Тема: « Международная защита прав человека».

Тема соответствует формулировке по учебной программе и тематическому планированию (2 часа).

Учебник. Право 10-11 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Е.А.Лукашевой, А.И. Матвеева М., «Просвещение», 2013.

Цели урока:

Образовательная: закрепить знания о правовом статусе личности в РФ и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение

Воспитательная: сформировать гражданскую позицию, уважительное отношение обучающихся к правам и свободам человека, международным документам. Развить самостоятельность мышления,
помочь составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции.

Развивающая: развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, анализировать, делать вывод, развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, объяснить значение Всеобщей Декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира.

Задачи урока:

    Добиться усвоения учащимися основных понятий, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека

    Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

    Эпиграфы к уроку :

    Право существует для пользы человечества. Латинское изречение.

    Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель.

    Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены. Сенека .

    Право - это все то, что истинно и справедливо. Гюго.

    Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получат своеобразную окраску и свой собственный оттенок. Кистяковский Б.А.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала с первичным закреплением.

Технология: критического мышления.

Форма урока: урок- практикум.

Методы: частично- поисковый, исследовательский.

Приемы: индивидуальные, групповые
Оборудование урока: ПК, с выходом в Интернет, текст Всеобщей Декларации прав человека, раздаточный материал.

Этапы урока:

    Организационный.

Определение целей и задач урока,

Определение методов организации работы учащихся на последующих этапах урока.

    Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

    Изучение нового материала.

    Закрепление нового материала.

    Домашнее задание.

Проблема прав человека всегда волновала людей. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах - значит думать о счастье, свободе, справедливости. В наше время люди все сильнее ощущают себя гражданами не только своего государства, но и всей планеты Земля - нашего общего дома. Возникли правовые документы, адресованные всему человечеству, объединенные в две группы: Международная хартия прав человека и Международное гуманитарное право. На уроке я предлагаю остановиться подробно на одном правовом документе: Всеобщей декларации прав человека.

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока.

Обучающиеся.

Сформировать представление о Всеобщей декларации прав человека, раскрыть ее значение.

Какие задачи мы должны решить?

Обучающиеся.

Познакомиться с Всеобщей декларацией прав человека.

Определить значимость этого документа для граждан нашей страны и для нас лично.

Обращаю ваше внимание на эпиграфы сегодняшнего урока, в течении урока они будут на слайде. На этапе урока- рефлексия я попрошу вас высказать свое отношение к одному из высказываний, с опорой на изученный сегодня материал.

Что может быть нашими помощниками при изучении нового материала?

Обучающиеся.

Текст Всеобщей декларации прав человека,

Наши знания о правовых документах в нашей стране,

Интернет – ресурсы,

Знание понятийного аппарата по теме.

Обратимся к последнему помощнику. У вас на столах задание №1, которое содержит два тестовых задания, на выполнение которых вам дано 2 минуты.

1. Соотнесите понятия и их определения.

1) Обязанность

а) охраняемая государством узаконенная возможность осуществлять деятельность

2) Свобода человека

б) действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения

3) Право человека

в) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

(ОТВЕТ: 1 – 6, 2 – в, 3 – а.)

2. Соотнесите даты и события.

а) Всеобщая декларация прав человека

б) Конституция России

в) Декларация прав ребенка.

(ОТВЕТ: 1 – в, 2 – б, 3 – а.)

Обучающийся, первым верно выполнивший задание получает оценку отлично.

Мы начинаем знакомство с документом, который заложил фундамент нового, демократического строя, возродил гордое понятие гражданин, открыл историю современных прав и свобод человека. Начнем с истории создания Всеобщей декларации прав человека.

Обучающийся (заранее получил опережающее задание).

По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство преследуются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт. Диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны, им нужны послушные сателлиты на мировой арене.

Страны-победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе которой сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...».

ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Самый важный из этих документов – Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов, например, разделов конституций о правах граждан.

В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около семидесяти договоров о правах и свободах человека. Их состав постоянно пополняется.

Продолжаем работу. У вас на столах находится задание № 2, которое носит групповой характер, поэтому указаны фамилии учеников, входящих в вашу группу. На выполнение задания вам дано 15 минут.

Информация о группах и заданиях.

№ группы

Количество учащихся

примечание

Подготовьте презентацию по теме: «Словарь урока».

Понятия:декларация, хартия, пакт, конвенция, презумпция невиновности, естественное право, позитивное право.

Используйте печатные источники и интернет-ресурсы.

От группы с презентацией выступает один человек.

Проведите экспресс-опрос в 10-11 классах по теме: «Международные правовые документы, их роль в России»

Опрос содержит 3 вопроса, заранее подготовленных группой.

От группы с анализом опроса выступает один человек.

Самостоятельная работа учащихся по изучению1-5 статей содержания Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ.

От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 11-15 статей Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 21-26 Всеобщей декларации прав человека.

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Самостоятельная работа учащихся по изучению содержания 27-30 Всеобщей декларации прав человека

Определите название группы прав, закрепленных в указанных статьях, перечислите права. Укажите права, которые нашли закрепление в конституции РФ. От группы выступают два человека.

Написать 2 синквейна на тему «Права человека».

Первый синквейн представить в начале знакомства с результатами работы групп, второй в конце. При работе со вторым используйте текст Всеобщей декларации прав человека.

Знакомимся с результатами работы по группам.

Слово группе №9. Обучающиеся знакомят класс с синквейном №1.

Поделиться: