Статья 205 ук рф состав преступления срок. Объективная сторона преступления

Террористический акт

Комментарий к статье 205 УК РФ:

1. Данная норма в Уголовном кодексе выступает важной составной частью правового регулирования борьбы с таким масштабным и исключительно опасным явлением, как терроризм. Терроризм не имеет аналогов по степени общественной опасности содеянного, чудовищности методов и средств достижения преступного результата.
Терроризм превратился в мировую проблему, а борьба с ним потребовала разработки специальных законодательных актов во многих странах. В России 10 марта 2006 г. вступил в действие Федеральный закон "О противодействии терроризму" (ред. от 08.11.2011). Он определяет: "Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий" (Российская газета. 2006. 10 марта).

Законодатель снял расширительное понятие терроризма, которое содержалось в предшествующем Законе "О борьбе с терроризмом" (1998 г.). Терроризм, по мысли законодателя, явление политическое, т.е. отражает в себе идеологию и практику насилия с целью оказать воздействие на принятие решения органами государственной власти.
Положения специального Закона нашли отражение в УК РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. (Российская газета. 2006. 29 июля). Для применения данной нормы необходимо изучить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности".

2. Объектом данного преступления выступает общественная безопасность, включая нормальное функционирование конституционных органов власти и международных организаций, а также жизнь и здоровье граждан, собственность всех видов. Появление данной статьи ставит в перспективе вопрос о локальном системном изменении Уголовного кодекса, поскольку террористический акт является наиболее общественно опасной формой экстремизма, а нормы об ответственности за экстремизм (ст. ст. 282, 282.1, 282.2) находятся в гл. 29 УК, которая предусматривает ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
Потерпевшими при террористическом акте могут быть представители органов власти, международных организаций и другие граждане, не наделенные указанными полномочиями.

3. Объективная сторона (ч. 1) данного преступления выражается в совершении:
- взрыва, поджога и иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;
- угрозы совершения указанных действий.
Под иными устрашающими действиями следует понимать такие общеопасные и масштабные деяния, которые сходны (подобны) взрыву или поджогу: организация обвалов, затоплений, камнепадов в горах, радиационное заражение местности, отравление водоемов, распространение эпидемий, эпизоотий и т.п.
Преступление окончено с момента совершения указанных действий.
Угроза как признак объективной стороны связана с доведением информации, которая несет в себе психическое устрашающее воздействие на окружающих, органы государственной власти, если она воспринимается как реальная. Способ доведения угрозы значения для квалификации не имеет (устно, письменно, через других лиц, в СМИ, Интернете и т.д.).

4. Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью - воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Диапазон требований в русле указанной цели может быть весьма широким: отделение какого-либо региона из состава России, выселение лиц какой-либо национальности из конкретной местности, требование выпустить из мест лишения свободы определенную группу преступников, изменить законодательные акты или подзаконные правовые нормы в интересах преступного элемента и т.п.

5. Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Квалификационный состав террористического акта (ч. 2 ст. 205 УК) включает в себя такие отягчающие вину обстоятельства, как: а) совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
Понятие группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, дается в ч. 2 ст. 35 УК. При совершении террористического акта бандой или преступным сообществом действия виновных квалифицируются по совокупности преступлений (ст. ст. 205 и 208 или 209 УК).
В п. "в" ч. 2 ст. 205 речь идет о применении оружия, понятие которого дается в ФЗ от 13 декабря 1996 г. "Об оружии" (ред. от 10.07.2012).
Причинение смерти по неосторожности рассмотрено в комментарии к ст. 109 УК.
Причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий - оценочные категории. Значительным может быть признан ущерб по одному или совокупности критериев, в основе которых лежат: стоимость и количество предметов, размер упущенной выгоды, размер материальных затрат на восстановление или ремонт и т.п. Дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требуется.
Тяжкие последствия могут выразиться в причинении вреда здоровью различной тяжести, нагнетании паники в общественном сознании, повлекшей массовую миграцию с определенной территории, и т.п.

Верховный суд Татарстана вынес приговор четырем членам террористической организации "Исламский джамаат", совершившим террористические акты на территории Татарстана и соседних Кировской и Ульяновской областях и в Башкирии. Осужденные Хайруллин, Зиннуров, Данчаев и Атуев подрывали ЛЭП и газораспределительные станции в тесном контакте с чеченскими боевиками, получая от незаконных вооруженных формирований оружие и взрывчатку, инструкции по подготовке и совершению терактов. Хайруллин приговорен к 17 годам лишения свободы, а его единомышленник Зиннуров - к 12 годам с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Данчаеву и Атуеву суд назначил наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Присяжные в обвинительном вердикте отметили, что подсудимые заслуживают снисхождения - у них есть малолетние дети, они признали свою вину и активно сотрудничали в ходе предварительного следствия. Верховный Суд РФ 19 августа 2008 г. признал вынесенный приговор обоснованным (см.: Терроризм в приговоре // Российская газета. 2008. 20 августа).
Особо квалифицированный состав террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК) предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Отягчающее обстоятельство, предусмотренное п. "а", особенно актуально в наш век технического прогресса, разработки новых высоких технологий, которыми могут воспользоваться террористы. Терроризм ядерный, химический, биологический пока во многом рассматриваются как потенциальные угрозы будущего. Однако отдельные проявления уже фиксировались в мировой практике. Распространение конвертов со спорами сибирской язвы в октябре 2001 г. в США наглядно продемонстрировало высочайшую общественную опасность терроризма этого вида и при этом простоту его применения, в том числе в международных масштабах (Казакова В.А., Михлин А.С. Уголовно-правовой анализ преступлений террористического характера // Терроризм: правовые аспекты противодействия. М.: Эксмо, 2007. С. 231).
Американским следователям удалось собрать все доказательства вины биолога Брюса Айвенса, рассылавшего в США осенью 2001 года письма с сибирской язвой. Установлено, что он работал один, без сообщников. Айвенс покончил с собой, приняв кучу таблеток до визита к нему сотрудников прокуратуры. Ученому должны были предъявить официальное обвинение в убийстве пятерых человек. Семь лет назад Айвенс, возглавлявший правительственную лабораторию биологической защиты, стал рассылать по стране почтовые конверты с белым порошком, в котором содержались смертельные споры сибирской язвы. Адресатами были редакции крупнейших газет и государственные учреждения. Помимо пятерых погибших еще десятки человек получили инфекцию и были вынуждены пройти длительный курс лечения.

В официальном некрологе по поводу смерти Айвенса вообще не говорится, что ученый ушел из жизни добровольно. До сих пор засекречена даже его фотография (Письма с сибирской язвой рассылал в США секретный биолог? // Комсомольская правда. 2008. 2 августа; Выявлен отравитель Америки // Комсомольская правда. 2008. 8 августа).
Умышленное причинение смерти как квалифицированный состав террористического акта рассматривается в комментарии к ст. 105 УК. В этом случае дополнительной квалификации по ст. 105 не требуется (по разъяснению Пленума Верховного Суда РФ).
Примечание к ст. 205 УК выступает одним из факторов мотивации прекращения террористического акта лицом, которое участвовало в его подготовке, но своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта. В этом случае оно освобождается от уголовной ответственности, если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

По объективным признакам состава террористический акт близок к диверсии (ст. 281 УК). Отличаются они друг от друга по направленности действий и целям. Если направленность диверсии - это экономическая безопасность и обороноспособность, то направленность террористического акта - воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Поскольку объективные признаки террористического акта и диверсии во многом сходны, то при наличии широкого диапазона мотивов и целей не исключена возможность идеальной совокупности указанных преступлений.

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

2. Те же деяния:

  • а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
  • в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

  • а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
  • б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание.

Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Комментарии к статье 205 УК РФ

Основным объектом террористического акта являются общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти. Характерной чертой террористического акта является стремление субъекта посеять страх у населения, парализовать деятельность государственных и общественных структур. Воздействие террористического акта рассчитано на неопределенно большой круг лиц или на конкретные органы власти, а в отдельных случаях и на конкретных должностных лиц.

В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", в отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности", не приводится понятие общественной безопасности. Ранее она определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов общества, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. дает понятие национальной безопасности. Это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444; РГ. 2009. 19 мая.

Таким образом, к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Террористический акт относится к числу так называемых конвенционных преступлений. Как преступление, к примеру, терроризм расценивается Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма (заключена в Варшаве 16 мая 2005 г.), Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в Шанхае 15 июня 2001 г.) и другими международными правовыми актами.

В Российской Федерации правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.

Вопросы квалификации террористического акта и других преступлений террористической направленности разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности".

Факультативным объектом преступления следует признать отношения по охране здоровья и жизни человека, отношения собственности.

Объективная сторона террористического акта включает в себя следующие альтернативные действия:

1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;

2) угроза совершения указанных действий.

Вопросы квалификации террористического акта разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности".

Взрыв - сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.

Поджог - намеренное воспламенение чего-либо.

Под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в ст. 205 УК РФ следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.

Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // РГ. 2012. 17 февр.

Для определения состава террористического акта очень важным является установление признаков, характеризующих действия, образующие объективную сторону преступления. К таким характеристикам относится прежде всего то, что указанные действия устрашают население. Этот признак означает, что террористический акт вызывает у населения чувство тревоги за свое здоровье и свою жизнь, жизнь близких людей, за сохранность имущества, за наличие возможности вести нормальный, устоявшийся, отлаженный образ жизни. Устрашение населения является объективной характеристикой, присущей террористическому акту, поскольку он проявляется в посягательстве на основные объекты, составляющие состояние безопасности.

Террористический акт создает опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Указанная опасность должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае на основе обстоятельств места, времени, способа совершения преступления и других обстоятельств дела, например данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, совершении взрыва в условиях повышенной опасности (к примеру, в тоннеле метро) и т.д.

Опасность гибели человека означает наличие угрозы жизни хотя бы одного лица.

Значительность имущественного ущерба также относится к понятиям, подлежащим оценке с учетом конкретных условий причинения ущерба. В частности, при установлении значительности ущерба следует учитывать его характер, размер, значимость утраты для конкретного региона и последствия, которые мог вызвать ущерб (к примеру, парализация деятельности транспорта, отключение систем обогрева зимой в результате вывода из строя системы электроснабжения).

К иным тяжким последствиям можно отнести нарушение нормальной деятельности учреждений и организаций, дестабилизацию обстановки, угрозу причинения вреда здоровью людей и т.д. Как и другие перечисленные выше факторы, "иные тяжкие последствия" - понятие оценочное, определяемое с учетом всех обстоятельств дела.

Состав преступления формальный. При совершении акта терроризма в виде производства взрыва, поджога, иных действий преступление является оконченным с момента их совершения. Однако состав преступления будет иметь место только в том случае, если указанные выше действия создавали реальную угрозу наступления общественно опасных последствий, указанных в законе. Поэтому, например, осуществление взрыва в безлюдной местности, когда отсутствовала опасность гибели людей, не может быть расценено как террористический акт.

Фактическое причинение значительного имущественного ущерба, иных тяжких последствий квалифицируется по п. "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ. Неосторожное причинение смерти образует состав преступления по п. "б" ч. 2 ст. 205 УК РФ, умышленное причинение смерти охватывается п. "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Террористический акт в виде угрозы совершения названных действий также является формальным составом преступления. В этом случае деяние будет окончено с момента доведения содержания угрозы до сведения других лиц. Способ выражения угрозы может быть различным: письмо, сообщение по телефону, по Интернету, лично высказанная угроза и т.д. Однако, как и ранее, состав преступления в виде угрозы будет только тогда, когда виновный имел возможность ее реально осуществить. В противном случае при наличии к тому оснований речь может идти не о террористическом акте, а о заведомо ложном сообщении об акте терроризма.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Виновный осознает, что совершает взрыв, поджог и т.д., и желает совершить эти действия. Целью террористического акта является оказание воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, т.е. намерение виновного понудить их к совершению незаконных или невыгодных действий либо принять решение, выгодное для террориста.

Следует иметь в виду, что указанное воздействие может выражаться в побуждении соответствующих субъектов к совершению определенных действий либо к воздержанию от их совершения (например, в требовании освободить участников террористической организации, содержащихся в исправительных учреждениях) (п. 1 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ к органам власти следует отнести органы государственной власти и органы местного самоуправления любого уровня.

К международным организациям следует отнести как правительственные, так и неправительственные организации, поскольку в этом аспекте закон ограничений не устанавливает.

Отсутствие специальной цели исключает наличие состава преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. Так, например, совершение поджога автомашины из чувства мести следует квалифицировать по ч. 2 ст. 167 УК РФ. Если целевым назначением деяния является нанесение ущерба экономической системе Российской Федерации, преступление следует квалифицировать не как террористический акт (ст. 205 УК РФ), а как диверсию (ст. 281 УК РФ).

Посягательство на жизнь и здоровье другого человека путем производства взрыва, поджога или иных действий подобного характера, совершенное по мотиву мести или личных неприязненных взаимоотношений и не преследующее цель воздействовать на принятие решения органами власти или международными организациями, не образует состав преступления, предусмотренный ст. 205 УК РФ, и квалифицируется по соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

В том случае, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 205 УК РФ.

Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по ст. 277 УК РФ.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по ст. 295 или ст. 317 УК РФ (п. п. 11, 12 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.

Ответственность за квалифицированные виды террористического акта предусмотрена ч. 2 ст. 205 УК РФ, квалифицирующими признаками являются следующие.

Пункт "а" ч. 2 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Террористический акт признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали два лица или более, обладающих признаками субъекта преступления, заранее (до момента совершения взрыва, поджога или иных действий либо угрозы совершения таких действий) договорившихся о совместном совершении преступления. Каждый из участников полностью или частично выполняет объективную сторону состава преступления, т.е. они являются соисполнителями. Не образуют группу лиц, например, пособник и исполнитель.

Организованная группа в соответствие с ч. 3 ст. 35 УК РФ - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. В отличие от группы лиц по предварительному сговору в состав такой группы могут входить не только соисполнители, но и другие соучастники, названные в ст. 33 УК РФ. Для наличия организованной группы обязательны наличие организатора, лидера, поддержание им внутригрупповой дисциплины, тщательное планирование преступления, распределение ролей для совершения каждого преступного деяния, принятие мер по сокрытию совершенного преступления (подробнее о понятии организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК РФ).

Пункт "б" ч. 2 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта, повлекшего по неосторожности смерть человека. Террористический акт, повлекший по неосторожности смерть человека, является материальным составом преступления с двумя формами вины. В отличие от ч. 1 ст. 205 УК РФ преступление окончено только при наступлении указанного последствия. Отношение к смерти потерпевшего должно характеризоваться преступным легкомыслием или небрежностью.

Пункт "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта, повлекшего причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий. Значительный имущественный ущерб - оценочная категория.

Решая вопрос о том, является ли ущерб значительным (п. "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ), следует исходить из стоимости уничтоженного имущества или затрат на восстановление поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, например в зависимости от рода его деятельности или материального положения либо финансово-экономического состояния юридического лица, являвшегося собственником или иным владельцем уничтоженного либо поврежденного имущества.

Причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба квалифицируется по п. "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ не требует.

К иным тяжким последствиям применительно к п. "в" ч. 2 ст. 205 УК РФ могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; длительное нарушение работы предприятия (предприятий) и (или) учреждения (учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности, организационно-правовой формы; существенное ухудшение экологической обстановки (например, деградация земель, загрязнение поверхностных и внутренних вод, атмосферы, морской среды и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию, устранение последствий которых требует длительного времени и больших материальных затрат).

При решении вопроса о том, явилось ли нарушение работы предприятия или учреждения длительным, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая при этом специфику их деятельности, общую продолжительность приостановления работы, размер причиненных им убытков и т.д. (п. п. 7, 8 Постановления от 9 февраля 2012 г. N 1).

Ответственность за особо квалифицированные виды террористического акта установлена ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Пункт "а" ч. 3 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта, сопряженного с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Под объектами использования атомной энергии в соответствии со ст. 3 ФЗ от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 27 декабря 2009 г.) понимаются объекты, эксплуатирующие атомную (ядерную) энергию в штатном режиме, например, атомные ледоколы, электростанции, космические аппараты, а также объекты хранения, производства, переработки радиоактивных материалов (склады ядерного оружия, научно-производственные объединения, например, такие, как "Маяк"). Посягательство на объекты использования атомной энергии означает совершение действий, имеющих целью их уничтожение или выведение из строя, независимо от того, достигнута эта цель или нет.

Совершение террористического акта с использованием ядерных материалов может означать эксплуатацию поражающих факторов ядерного взрыва при применении портативного ядерного боеприпаса малой мощности. Возможно также использование так называемой грязной бомбы, что может привести к радиоактивному заражению местности.

При применении радиоактивных веществ (например, полония, прометия, радия) возможны причинение смерти или вреда здоровью как одного, так и множества лиц, радиоактивное заражение местности.

Незаконное приобретение либо хищение ядерных материалов или радиоактивных веществ, предшествующее совершению террористического акта, подлежит квалификации по совокупности со ст. ст. 220, 221 УК РФ.

В последние годы для совершения террористических актов стали использовать высокотоксичные химические вещества, в частности вещества, относящиеся к химическому оружию. Среди этих отравляющих веществ такие сильнейшие отравляющие вещества, как зарин, зоман, иприт, люизит и смесь иприта с люизитом, Ви-газы и др. Масштабы последствий террористических актов с использованием ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности использованного при террористическом акте химического вещества и его количества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и других условий, а также количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации и других факторов. При этом количество пораженных в толпе, например, находящейся в замкнутом пространстве, может измеряться тысячами, что показал террористический акт в японском метрополитене.

Под использованием ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ следует понимать применение указанных предметов для поражения людей или химического заражения материальных объектов, а также угрозу таким их использованием, если обстоятельства дела свидетельствуют о намерении нападающего использовать эти предметы при тех или иных обстоятельствах.

Незаконное приобретение либо хищение таких предметов для совершения террористического акта квалифицируется самостоятельно, например как преступление против собственности либо по ч. 2 ст. 188 УК РФ, ст. 234 УК РФ, ч. 2 ст. 226 УК РФ.

Пункт "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ - совершение террористического акта, повлекшего умышленное причинение смерти человеку - квалифицирующий признак, включенный ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ. Ранее такие действия подлежали квалификации по совокупности со ст. 105 УК РФ.

В случае если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается п. "б" ч. 3 ст. 205 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ не требует (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности").

Статья 205 УК РФ содержит норму - примечание, предусматривающую возможность освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Это поощрительная норма, направленная на предупреждение и предотвращение террористических актов.

Первое условие освобождения от уголовной ответственности - это своевременность сообщения о готовящемся террористическом акте. Данное условие означает то, что сообщение должно быть сделано заблаговременно с тем, чтобы у органов власти имелось время для принятия мер по предотвращению преступления. Следующее условие заключается в предупреждении указанного в законе адресата, т.е. в предупреждении именно органов власти. Формально закон не ограничивает виды органов власти, которые следует предупредить о готовящемся преступлении. Поэтому выполнением данного условия следует считать обращение в любые органы власти. Последние же должны или сами предпринять соответствующие меры или при отсутствии такой возможности сообщить о преступлении в те органы власти, которые такие меры могут предпринять. В то же время при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности следует учитывать и конкретные обстоятельства осуществления предупреждения. Так, если виновный обращается с предупреждением о готовящемся преступлении в поселковый совет, заведомо зная, что это не приведет к предотвращению преступления, так как сам совет не обладает возможностью предотвратить преступление, а передать информацию в компетентные органы он не в состоянии, поскольку отсутствует связь, такое предупреждение нельзя будет признать своевременным.

Форма и способ предупреждения не имеют правового значения. Оно может быть сделано письменно или устно, по телефону, с использованием третьих лиц и т.д. Но в этом аспекте важно то обстоятельство, что виновный должен быть уверен в доставлении сообщения адресату.

И наконец, последнее условие, установленное рассматриваемой нормой, - предотвращение акта терроризма. Это условие означает, что предупреждение, сведения, предоставленные лицом, участвовавшим в подготовке террористического акта, оказались полезными и позволили не допустить совершения указанного акта. Таким образом, предотвращение террористического акта следует понимать не как процесс, а как положительный результат действий лица. В противном случае, если, несмотря на усилия лица, террористический акт был совершен, речь могла бы идти лишь о смягчении наказания. Освобождение от уголовной ответственности возможно при одновременном наличии и второго условия - в действиях лица не должно быть иного состава преступления.

Иное способствование предотвращению террористического акта может быть выражено в других действиях или бездействии лица: недоставлении в условленное место взрывного устройства, передаче информации участникам террористического акта о его отмене, разоружении участников террористического акта и т.п.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения примечания к ст. 205 УК РФ могут быть реализованы в тех случаях, когда террористический акт готовится несколькими лицами и одно из них принимает решение об отказе участвовать в совершении преступления. Если же террористический акт готовился одним лицом, освобождение от уголовной ответственности при отказе от преступления может быть осуществлено на основании ст. 31 УК РФ.

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 205 УК РФ

1. Слово «террор» латинского происхождения и определяется как страх, ужас. Терроризм обладает высокой степенью общественной опасности, относится к преступлениям международного характера, приобрел транснациональный характер и угрожает стабильности в мире, в связи с чем от мирового сообщества требуется принятие эффективных мер противодействия. В настоящее время принят и действует ряд международных правовых документов, в частности Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. , Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г. , Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. , Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 г. , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 17 декабря 1979 г. , Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. , Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. , Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. , Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. , Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. , Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией N A/Res/59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.) , Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. и др.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 571 — 576 (извлечение).

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1974. Вып. XXVII. С. 292 — 296.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1975. Вып. XXIX. С. 90 — 95.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 90 — 94.

Действующее международное право. М. : Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 30 — 38.

Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 99 — 105.

БМД. 2002. N 1. С. 3 — 12.

Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.

СЗ РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.

СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1059.

СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947.

СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3819.

СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2393.

В Концепции национальной безопасности России терроризм назван среди иных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 08.11.2011) определяет основные понятия терроризма, террористической деятельности, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. N 45. Ст. 5149; N 52 (ч. 1). Ст. 6227; 2009. N 1. Ст. 29; 2010. N 31. Ст. 4166; 2011. N 1. Ст. 16; N 19. Ст. 2713; N 46. Ст. 6407.

2. Понятие террористического акта дано в ч. 1 ст. 205 УК. Вопросы судебной практики по ст. 205 УК и других преступлений террористической направленности (ст. ст. 205.1, 205.2, 208 УК) даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1.

Объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» . Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

Дополнительным объектом являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.

3. Объективная сторона террористического акта состоит в альтернативных действиях: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.

Взрыв, поджог и иные действия являются способами совершения преступления. Под иными действиями понимаются общественно опасные действия, которые могут вызвать такие же последствия, как при взрыве или поджоге (например, провоцирование обвала горных пород, затопление объектов жизнеобеспечения путем разрушения ирригационных сооружений, плотин, шлюзов, отравление источников водоснабжения, запасов продовольствия, захват объектов атомной энергетики, школ, больниц, театров, блокирование транспортных коммуникаций, средств связи, распространение радиоактивных, отравляющих веществ, эпидемий, эпизоотий и т.д.).

Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей. Однако определяющим является то, насколько уничтожение и повреждение либо угроза этого были способны повлиять на устрашение населения или на решения органов власти или международных организаций.

Иные тяжкие последствия должны быть сопоставимы с указанными в законе последствиями, охватывают опасность причинения вреда здоровью людей, возникновения среди населения паники, страха, ухудшения экологической обстановки в регионе, появления большого количества беженцев, дезорганизации нормальной деятельности органов государственной власти и управления, длительного нарушения работы предприятий, средств связи, транспорта и т.д.

Угроза совершения террористического акта влечет ответственность независимо от намерения виновного лица привести ее в исполнение или от возможности реализации, важно, что она должна вызывать у населения и у власти обоснованное опасение ее осуществления. Угроза может быть открытой, анонимной, устной, письменной, по телефону, с помощью иных технических средств связи, средств массовой информации и т.д.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК, либо когда возникла угроза их совершения, и они создали реальную опасность гибели хотя бы одного человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий. Устрашающими признаются действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п. (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1). Фактическое наступление указанных последствий образует квалифицированные виды террористического акта или квалифицируется по совокупности с другими преступлениями.

4. Субъективная сторона террористического акта характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает взрыв, поджог или иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, либо сознает угрозу совершения указанных действий, и желает так действовать.

Обязательным признаком террористического акта является специальная цель — воздействие на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями. Террористы для этого могут требовать, например, выплаты значительных денежных сумм денег, передачи больших партий оружия, прекращения проводимой государством антитеррористической операции на какой-либо территории, вывода участвующих в такой операции войсковых формирований, освобождения задержанных в ходе операции соучастников террористов и т.д. Если же указанные в законе действия (взрывы, поджоги и т.д.) совершены виновными лицами с другой целью, например, ослабления экономической безопасности и обороноспособности страны, то содеянное квалифицируется по , по другим мотивам, например, и т.д. Террористический акт в отношении конкретного государственного или общественного деятеля влечет ответственность по ст. 277 УК и т.д.

Мотив преступления не является обязательным признаком и на квалификацию содеянного не влияет.

5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет.

6. К квалифицирующим признакам террористического акта (ч. 2 комментируемой статьи) относятся те же деяния: а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Понятие группы лиц по предварительному сговору определено в ч. 2 ст. 35 УК, группы лиц по предварительному сговору — в ч. 2 ст. 35 УК, организованной группы — в ч. 3 ст. 35 УК (см. коммент. к ним). При квалификации действий членов организованной группы ссылки на ст. 33 УК не требуется.

Причинение смерти по неосторожности предполагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности (см. коммент. к ст. 109 УК).

Понятия «значительный имущественный ущерб» и «иные тяжкие последствия» см. в коммент. к ч. 1 комментируемой статьи. При причинении значительного материального ущерба дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требуется. К иным тяжким последствиям могут относиться причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести двум и более лицам и др. (п. п. 6 — 8 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

7. К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи относятся деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

8. Объекты атомной энергетики — это сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и другие летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, сооружениями; комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; места нахождения комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируются ионизирующие излучения; стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов. Ядерные материалы представляют собой материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющие) ядерные вещества. Радиоактивными веществами, не относящимися к ядерным материалам, являются вещества, испускающие ионизирующие излучения. Источники радиоактивного излучения — это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

9. Под ядовитыми понимают вещества, которые при их употреблении оказывают тяжелое отравляющее воздействие на организм человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью (например, цианистый калий, зарин, синильная кислота, змеиный яд и др.).

Отравляющие вещества представляют собой химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных количествах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию (например, аммиак, хлор).

Токсичные вещества выделяются живыми организмами. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма и способно вызвать ботулизм, дифтерию, пищевые токсикоинфекции и т.д.

К опасным химическим или биологическим веществам относятся те, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде и которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» (в ред. от 05.04.1999) . Государственной регистрации подлежат все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории РФ и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту. Это не распространяется на химические и биологические средства защиты растений, регуляторы роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтические препараты. Государственная регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ, действующим в соответствии с учредительными документами.
———————————
САПП РФ. 1992. N 20. Ст. 1669; СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1824.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (в ред. от 19.06.2012) регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств), осуществляется Роспотребнадзором.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899; 2006. N 22. Ст. 2337; N 52 (ч. 3). Ст. 5587; 2008. N 40. Ст. 4548; N 46. Ст. 5337; 2009. N 30. Ст. 3823; N 33. Ст. 4081; 2010. N 9. Ст. 960; N 26. Ст. 3350; 2011. N 14. Ст. 1935; N 43. Ст. 6079; N 44. Ст. 6272; 2012. N 27. Ст. 3729.

10. В п. «б» ч. 3 комментируемой статьи фактически объединены в одну норму составы терроризма и убийства. . Поскольку в санкции комментируемой статьи предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы, а наказание в виде смертной казни в настоящее время за убийство не назначается, то умышленное причинение смерти потерпевшему при терроризме не влечет квалификацию по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 277, 295, 317 УК. Умышленное причинение смерти двум и более лицам дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требует (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

11. Примечание к комментируемой статье предусматривает обязательные условия освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке акта терроризма, — если оно способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствование предотвращению преступления должно выразиться в своевременном предупреждении органов власти (когда они имеют реальную возможность принять меры к предотвращению акта терроризма). Форма, в которой сделано такое предупреждение, может быть любой: письменной, устной, с применением средств связи, лично, через других лиц, открыто, анонимно и т.д.

Способствование предотвращению осуществления акта терроризма иным способом означает активное действие самого лица, выразившееся, например, в обезвреживании соучастников, предотвращении взрыва, поджога или иных действий, предусмотренных комментируемой статьей.

Примечание распространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо, действующее в составе группы. Для индивидуально действующего лица освобождение от ответственности наступает при совершении преступления как в случаях пассивной (прекращение подготовки акта терроризма), так и при активной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке акта). При подготовке акта терроризма в соучастии отказ одного из соучастников (кроме исполнителя) возможен только в активной форме. При неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось (например, неправильные действия сапера при разминировании взрывного устройства), на данное лицо должно распространяться действие примеч. к комментируемой статье. Этот вывод вытекает из смысла закона, в котором говорится о способствовании предотвращению, а не о предотвращении акта терроризма.

Данная норма в определенной мере дублирует норму о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК), но в то же время расходится с ней. Если действия лица подпадают под добровольный отказ, то применяется ст. 31 УК как норма Общей части УК, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности.

Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, то оно освобождается от уголовной ответственности только за те акты терроризма, предотвращению которых оно способствовало.

12. Если при терроризме использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то содеянное квалифицируется по совокупности ст. 205 УК и соответственно ст. ст. 220, 222 или .

Действия участников НВФ, банды, преступного сообщества (преступной организации) при терроризме квалифицируются по совокупности ст. 205 УК и соответственно ст. , или (п. п. 10, 13 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

  • 59. Понятие и виды вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ук рф). Его отграничение от покушения на убийство и причинения смерти по неосторожности (ст. 109 ук рф).
  • 62. Заражение венерической болезнью (ст. 121 ук рф). Заражение вич-инфекцией (ст. 122 ук рф).
  • 63. Оставление в опасности (ст. 125 ук рф). Отграничение от убийства.
  • 65. Торговля людьми (ст. 1271 ук рф).
  • 67. Изнасилование (ст. 131 ук рф). Соотношение с насильственными действиями сексуального характера (ст. 132 ук рф).
  • 69. Нарушение правил охраны труда (ст. 143 ук рф). Соотношение с нарушением требований пожарной безопасности (ст. 219 ук рф).
  • 71. Понятие и признаки хищения чужого имущества. Формы и виды хищений.
  • 72. Кража (ст. 158 ук рф). Отграничение кражи от грабежа (ст. 161 ук рф), мошенничества (ст. 159 ук рф), присвоения и растраты (ст. 160 ук рф).
  • 75. Грабеж (ст. 161 ук рф). Отграничение грабежа от кражи (ст. 158 ук рф), разбоя (ст. 162 ук рф), вымогательства (ст. 163 ук рф).
  • 76. Разбой (ст. 162 ук рф). Отграничение разбоя от грабежа (ст. 161 ук рф) и вымогательства (ст. 163 ук рф).
  • 77. Вымогательство (ст. 163 ук рф). Отграничение вымогательства от принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 ук рф).
  • 78. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 ук рф). Отграничение от хищения.
  • 80. Незаконное предпринимательство (ст. 171 ук рф). Незаконная банковская деятельность (ст. 172 ук рф). Незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 1712 ук рф).
  • 85. Террористический акт (ст. 205 ук рф). Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 ук рф).
  • 87. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 ук рф).
  • 88. Массовые беспорядки (ст. 212 ук рф).
  • 90. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 ук рф).
  • 66. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 ук рф).
  • 93. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 ук рф). Соотношение с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 ук рф).
  • 94. Государственная измена (ст. 275 ук рф). Соотношение со шпионажем (ст. 276 ук рф) и разглашением государственной тайны (ст. 283 ук рф).
  • 61. Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 ук рф).
  • 95. Нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 ук рф).
  • 83. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 ук рф).
  • 85. Террористический акт (ст. 205 ук рф). Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 ук рф).

    В действующей редакции статья звучит таким образом:

    Террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

    Объективная сторона террористического акта характеризуется совершением двух альтернативных действий: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; 2) угроза совершения указанных действий.

    Устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п. (п. 2 ППВС РФ № 1 от 09.02.2012). Это происходит, когда взрывы и поджоги, как правило, осуществляются в местах скопления людей или нахождения материальных ценностей.

    Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.) (п. 2 ППВС РФ № 1 от 09.02.2012).

    К особо квалифицирующим признакам теракта относится: – умышленное причинение смерти человеку (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК). В данном пункте фактически объединены в одну норму составы теракта и убийства. Понятие убийства, т.е. умышленного причинения смерти человеку. В санкции комментируемой статьи предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы. Наказание за убийство общеопасным способом предусматривает смертную казнь. Однако наказание в виде смертной казни в настоящее время за убийство не назначается, поэтому ВС РФ считает умышленное причинение смерти потерпевшему при терроризме не влечет квалификацию по совокупности преступлений. В п. 9 ПП ВС РФ № 1 от 09.02. 2012 прямо указывает: «В случае, если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается пунктом «б» части 3 статьи 205 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 105 УК РФ не требует».

    Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

    Непосредственным объектом данного преступления также выступает общественная безопасность в узком понимании или общая безопасность.

    Можно выделить и дополнительный объект. Им являются отношения собственности, права и интересы граждан, нормальная деятельность организаций, учреждений, предприятий.

    С объективной стороны преступление выражается в действиях в виде заведомо ложного сообщения только о готовящемся акте терроризма - взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных опасных последствий, характеризующих терроризм (ст. 205 УК).

    В статье не названы адресаты ложных сообщений, но таковыми могут быть любые органы власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, чьи интересы затрагиваются и которые обязаны или вынуждены на сообщение реагировать. Форма и способ передачи заведомо ложного сообщения могут быть различными - устно, письменно, с использованием технических средств связи, через других лиц и т.д.

    Преступление признается оконченным с момента получения заведомо ложной информации тем адресатом, кому оно передано. Если заведомо ложное сообщение об акте терроризма содержит сведения о лицах, якобы готовящихся его совершить, то в этом случае будет идеальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. 207 и ст. 306 УК РФ.

    Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что сообщает ложные сведения о готовящемся взрыве, поджоге или опасных действиях и, что это сообщение может нарушить общественную безопасность, и желает так действовать. Обязательным признаком преступления является заведомость ложного сообщения.

    Поэтому если лицо добросовестно заблуждается, полагает, что его информация о готовящемся акте терроризма соответствует действительности, то ответственность исключается.

    Мотивы и цели ложного сообщения могут быть различными, например, озорство, хулиганский, месть, личные интересы и т.д. По материалам практики выявлены следующие цели заведомо ложных терактов: сорвать занятия или экзамены, отомстить за плохое обслуживание, добиться выплаты заработной платы или иных материальных выплат, задержание вылета самолета или отправления поезда и др.

    Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

    Что касается разграничения ст. 207 УК РФ с терактом , когда он совершается в первой форме, то есть совершения взрыва, поджога и иных подобных действий, то проблем не возникает.

    Для первой формы совершения террористического акта необходимо выполнение конкретных действий – взрыв, поджог и т.д., устрашающих население и создающих опасность наступления тяжких последствий. В ст. 207 УК РФ криминализирована только заведомо ложная угроза, которая не может привести к подобного рода последствиям.

    Разграничение актуально для второй формы теракта, который совершатся в форме угрозы. Разграничение составов, предусмотренных ст.ст. 205 и 207 УК РФ в этом случае производится по следующим признакам:

    1) При угрозе как форме теракта опасность совершения террористических действий имеет реальную основу, она содержит не только намерение произвести взрывы, поджоги иные подобные действия, но и часто сопровождается действиями, свидетельствующими о реальности такого намерения. При заведомо ложном сообщении об акте терроризма до адресатов доводятся заведомо ложные сведения, которые не соответствуют действительности.

    2) У разграничиваемых преступлений разные цели. В ст. 205 УК – оказание воздействия на принятие решений государственными органами или международными организациями. В ст. 207 УК закон не называет цели заведомо ложного сообщения об акте терроризма, что позволяет презюмировать, что они могут быть любыми, в том числе и названными в ст. 205 УК РФ.

    3) Субъект ст. 207 не несет той общественной опасности, которая характерна для субъекта ст. 205 из-за того, что его угроза надумана. Эта угроза даже не обязательно устрашить население (признак устрашения населения в ст. 207 УК РФ не содержится, следовательно угроза может и не вызвать у населения страх). Субъект ст. 207 осознает, что сообщаемые им сведения не соответствуют действительности, и он не желает и не допускает совершения взрывов, поджогов и других общественно опасных действий.

    4) Угрозу совершить террористические действия высказывают сами террористы, тогда как заведомо ложное сообщение об акте терроризма может исходить будто бы от других лиц, информирующих о якобы подготавливаемых кем-то террористических действиях.

    86. Бандитизм (ст. 209 УК РФ). Отграничение от организации незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ).

    О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: ППВС РФ от 09.02.2012 № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 4; Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/second.php.

    Незаконное вооруженное формирование (ст. 208 УК РФ) – это не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружина или иная вооруженная группа, созданные для реализации определенных преступных или непреступных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения целостности Российской Федерации).

      По форме соучастия: ст. 209 – организованная группа. Ст. 208 непосредственно форма соучастия не определена. Это не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружина или иная вооруженная группа;

      По понятию вооруженности. В банде – это наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды. В ст. 208 – это наличие у его участников любого вида огнестрельного или иного оружия, боеприпасов и взрывных устройств, в том числе кустарного производства, а также боевой техники.

      По цели создания: в ст. 209 – Цель нападения на граждан и организации как обязательный признак банды (ст. 209 УК РФ)– это действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения. Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось. Состав бандитизма не предусматривает каких-либо конкретных целей нападений. Это может быть насильственное завладение имуществом, деньгами или иными ценностями гражданина либо организации (насильственный грабеж, разбой вымогательство), а также убийство, изнасилование, уничтожение либо повреждение чужого имущества и т.д. Данные преступления квалифицируются по совокупности с бандитизмом.

    В ст. 208 УК РФ – это определенные преступные или непреступные цели (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения целостности Российской Федерации).

      По общественно опасным действиям (формам), указанным в диспозиции. В ст. 209, 208 – создание, руководство (ч. 1), участие (ч. 2). Кроме того, ст. 208 в ч. 1 называет – финансирование; ч. 2 ст. 209 предусматривает – участие в совершаемых бандой нападениях.

    Ст. 208 содержит Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Добровольность прекращения участия в незаконном вооруженном формировании (примечание к статье 208 УК РФ) заключается в прекращении участия в этом формировании по собственной воле лица при наличии у него объективной возможности продолжать такое участие. Под лицами, сдавшими оружие, следует понимать участников незаконных вооруженных формирований, которые сдали органам власти имеющееся у них оружие либо указали места его хранения. Участник незаконного вооруженного формирования, в силу возложенных на него обязанностей не обладающий оружием, может быть освобожден от уголовной ответственности на том основании, что он добровольно прекратил участие в незаконном вооруженном формировании и сообщил об этом органам власти (п.30).

    П. 29 разъясняет, что если отдельные члены незаконных вооруженных формирований объединились в устойчивую вооруженную группу (банду) в целях нападения на граждан или организации (в том числе и для совершения террористической деятельности), руководят такой группой (бандой), а также участвуют в совершаемых ею нападениях, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 208 и 209 УК РФ.

    "

    1. Терроризм предполагает наличие специальной цели устрашения населения и давления на органы власти путем применения крайних мер насилия либо угрозы применения таких мер для достижения нужных преступникам результатов (дезорганизация работы органов власти, получение уступок со стороны власти и т.д.).
    Комментируемая статья предусматривает ответственность только за часть действий, входящих в общепризнанное понятие терроризма.
    2. Под иными действиями, кроме взрывов и поджогов, следует понимать любые действия, способные повлечь указанные в ч. 1 комментируемой статьи последствия. В частности, к ним могут относиться: разрушение системы энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий, затоплений местности и т.д.
    3. Применительно к комментируемой статье понятие значительного имущественного ущерба не связано с определенной стоимостью. Определяющим является, насколько уничтожение и повреждение этого имущества либо угроза такого уничтожения способны повлиять на сознание населения или на действия органов власти. Этот признак должен применяться при сравнительно ограниченной ценности имущества в зависимости от того, насколько устрашающим является способ уничтожения.
    Например, взрыв в общественном месте автомобиля с целью добиться от властей определенных действий должен квалифицироваться по комментируемой статье, в то же время сожжение валютных ценностей, соответствующих стоимости этого автомобиля, с той же целью при определенных обстоятельствах должно квалифицироваться по ст. 167 УК.
    4. Под иными общественно опасными последствиями следует понимать причинение вреда здоровью людей, длительное нарушение работы предприятий, общественного транспорта, связи, значительное заражение местности, дезорганизацию работы органов власти и управления и т.д.
    5. Угроза совершить акт терроризма влечет ответственность, предусмотренную комментируемой статьей, независимо от возможности ее реализации, а также от намерения лица привести ее в исполнение. Нужно только, чтобы такая угроза вызывала у властей и населения опасения ее осуществления.
    Угроза может быть открытой или анонимной, она может быть обращена как к общественности, так и к государственным учреждениям. Для квалификации преступления не имеет значения форма ее распространения: устно, письменно, с помощью телефона, радиосвязи, средств массовой информации, листовок, надписей на стенах и т.д.
    Как правило, в угрозе должны быть два элемента: характер общественно опасных действий, совершением которых угрожают, а также мотивы и цели их совершения (обычно требование совершить те или иные действия).
    6. Объективная сторона терроризма во многом идентична диверсии (ст. 281 УК), различие состоит в цели преступлений. Оба преступления совершаются с прямым умыслом, но при терроризме лицо добивается нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а при диверсии умысел направлен на подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
    Если лицо, совершая акт терроризма, желает гибели людей или сознательно допускает такие последствия, то его действия подлежат квалификации по совокупности ст. 105 УК и комментируемой статьи.
    7. Один из квалифицирующих признаков ч. 2 комментируемой статьи - применение огнестрельного оружия. Оружие может использоваться как для непосредственного исполнения террористического акта, так и для устранения препятствий осуществлению акта терроризма другим способом. В этом смысле как применение огнестрельного оружия должны квалифицироваться демонстративная стрельба, угроза открыть стрельбу по людям, так как такие действия подавляют волю к сопротивлению акту терроризма.
    Вместе с тем не образует квалифицирующего признака применение оружия с целью избежать задержания после совершения акта терроризма.
    8. Под иными тяжкими последствиями, применительно к ч. 3 комментируемой статьи, понимается гибель по неосторожности людей либо причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, эпидемии, невосполнимый ущерб природным объектам, гибель памятников истории и культуры, уничтожение важных народно-хозяйственных объектов, отразившееся на экономической безопасности и обороноспособности страны, и т.д.
    9. Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста, независимо от гражданства.
    10. В соответствии с примеч. к комментируемой статье лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным путем способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного преступления.
    Данное примечание относится к актам терроризма, подготавливаемым группой лиц. Если лицо одно самостоятельно готовится к совершению такого акта, но добровольно отказалось от исполнения своего намерения, оно не подлежит уголовной ответственности на основании ст. 31 УК.
    Особенностью данной нормы является наличие ряда условий для того, чтобы сообщение о готовящемся акте терроризма послужило основанием для освобождения от уголовной ответственности за терроризм:
    во-первых, сообщение должно быть своевременным, т.е. предоставляющим властям возможность для предотвращения преступления;
    во-вторых, сообщение должно быть сделано тем органам власти, которые в состоянии принять меры для предотвращения акта терроризма.
    Не имеет значения форма, в которой сделано такое сообщение. Оно может быть как открытым, так и анонимным. Сообщение может быть сделано как лично, так и через других лиц, в том числе и должностных, достаточно только, чтобы сообщивший об акте терроризма был уверен, что о его заявлении будет своевременно сообщено органам власти.
    К иным способам предотвращения акта терроризма относятся обезвреживание средств его совершения, психическое и физическое воздействие на других его участников, привлечение к предотвращению акта терроризма должностных лиц и граждан, дезинформация других участников акта терроризма, помешавшая осуществлению их планов, и т.д.
    Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, оно освобождается от уголовной ответственности только за те из них, совершение которых оно предотвратило.
    Поделиться: