Система управления государством в древней греции. Местное управление в греции

План

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней
Греции.

2. Государство в Спарте.

3. Государство в Афинах:

а) образование Афинского государства;

б) реформы Солона и Клисфена;

в) афинская демократия в V-IV вв. до н.э.
4. Афинское право.

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней Греции.

Новая ступень в развитии цивилизации была связана с появлением ан­тичного (греко-римского) общества, которое возникло и достигло расцвета в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. Государства Древней Греции, а затем Древ­него Рима положили начало всей государственной и правовой истории Евро­пы, передав традиции своей политической и правовой культуры европейским и другим народам, выросшим на почве особого античного мира.

Первые очаги цивилизации и протогосударства возникли в Южной Греции в начале II тыс. до н.э. (Критское и Микенское царства). Они во многом напоминали государства Древнего Востока. Знаменитая Троянская война (XITI в до н.э.), известная по поэмам Гомера, резко ослабила Микен­ское и другие ранние ахейские царства, что привело их к упадку и гибели в результате завоевания племенами греков-дорийцев (XII в. до н.э.). Вновь на несколько веков восстановился первобытнообщинный строй, разложе­ние которого и новое повторное формирование государственности отно­сится уже к IX-VIII вв. до н.э.

Особые природно-географические условия Греции (горный рельеф, влажный морской климат, недостаток плодородных земель, отсутствие мощных рек с их разливами, наличие камня, дерева, руд металлов) способ­ствовали разложению общинного хозяйства и развитию личного хозяйства. Здесь не нужны были коллективные ирригационные работы, как на Восто­ке. Если общества Древнего Востока были цивилизациями великих рек, то античный мир, а особенно греческий, был морской цивилизацией. Здесь высокого развития достигли торговые связи, денежное хозяйство, товарное производство для нужд рынка и частная собственность.

Преобладание частной собственности над государственной привело к формированию коллектива равноправных граждан-собственников, кото­рые стали стремиться прямо влиять на управление государством. В клас­сический период развития Древней Греции (V - IV вв. до н.э.) появилось гражданское общество, развитое гражданское самосознание, возникло са­мо понятие «гражданин».

Государства Древней Греции оформились в виде полисов - неболь­ших политических общин граждан - частных собственников, объединен­ных вокруг центра полиса - города. По причине горного рельефа страны, долгой изолированности жителей одних долин от других, возникло множе­ство государств-полисов. Единого, централизованного государства в Древ­ней Греции так и не сложилось.


Быстрое развитие частной собственности, рост социального расслое­ния приводили к острой социально-политической борьбе, переходу власти от одного класса, партии, социальной группы к другой и смене одной фор­мы правления - другой. В греческих полисах утвердились различные фор­мы республик, тираний и даже монархий. Осмысление этого богатого опы­та и привело к становлению политической науки в Греции. При этом пре­обладали республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. В отличие от Древнего Востока, граждане в греческих полисах гораздо сильнее влияли на власть и сами участвовали в формиро­вании органов государственного управления.

В VI-IV вв. до н.э. на первый план в Греции выдвинулись два наибо­лее крупных и сильных полиса-города - Афины и Спарта. Они долгое вре­мя прямо или скрыто враждовали друг с другом в борьбе за гегемонию в Греции. В Афинах оформилась развитая демократическая республика, а в Спарте - военно-аристократическая республика.

2. Государство в Спарте

В IX в. до н.э. греки-дорийцы основали в области Лакония на юге Греции несколько поселений, слившихся затем в город Спарту. Многочис­ленное местное население из греков-ахейцев они или вытеснили в горы или превратили в рабов - илотов.

Сами завоеватели-дорийцы стали полноправными гражданами - спартиатами, коллективно владевшими всей землей и рабами-илотами, прикрепленными к земле. Сами спартиаты могла заниматься только воен­ным делом, но не земледелием, ремеслами, торговлей или искусствами. Реформы законодателя Ликурга (VIII в. до н.э.) окончательно законсерви­ровали общественный и государственный строй Спарты.

Главными органами власти были совет старейшин (герусия), 2 царя -архагета, коллегия 5 эфоров и народное собрание (апелла), которое выбирало должностных лиц только из знати и не могла их затем контролировать. Оно могло быть распущено, а его решения могли быть отменены царями или старейшинами. Таким образом, в Спарте утвердилась аристократия (в переводе - «власть (кратос) лучших (аристос))». Консервативный государственно-политический строй Спарты оставался почти неизменным в течение нескольких веков.

3.Государство в Афинах

Более сложная государственная организация сложилась в Афинах.

По преданию, в VIII в. до н.э. мифический герой Тесей объединил 4 греческих племени в области Аттика в единый афинский народ и стал его первым царем - басилевсом.

Родоплеменная знать (эвпатриды) получила исключительное право занимать государственные должности. Крестьяне-земледельцы (геоморы),

ремесленники (демиурги), торговцы, безземельные батраки (феты) и дру­гие бедняки, составлявшие вместе большинство свободных коренных жи­телей и объединяемые общим названием «демос» (простой народ) отстра­нялись от реальной власти.

После реформ Тесея эвпатриды получили большую политическую власть. Они ограничили власть царя-басилевса религиозной сферой, сделали ее выборной и приравняли басилевса к другим высшим правителям - архон­там, которые выбирались только из знатных эвпатридов. Право выбирать и контролировать архонтов, осуществлять высшую судебную власть перешло к совету родоплеменное знати - ареопагу, который состоял только из эвпат­ридов. Роль народного собрания в этот период резко снизилась.

Вместе с тем, выросло и экономическое могущество родоплеменной знати. Широкие слои крестьян попадали в правовую и экономическую зависимость от аристократии, разорялись и за долги закладывали землю, а иногда личную свободу. Массовое обезземеливание крестьян, расцвет долгового рабства и кабальных условий аренды земли привели к резкому росту недовольства всех слоев демоса и острым социальным и политическим конфликтам.

Б) Реформы Солона и Клисфена.

Для сплочения всех свободных коренных жителей в единую общ­ность потребовались глубокие социально-политические реформы. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Особо выделяются долговая реформа и отмена долгового рабства, цензовая реформа, создание новых органов власти - гелиэи (суда) и Совета 400. Теперь право на заня­тие высших должностей архонтов принадлежало не только родоплеменнои знати, но и богатой верхушке демоса. Однако широкие слои народа были ограничены в политических правах.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилеги­ям родоплеменной знати. Однако компромиссный характер реформ не уст­раивал ни эвпатридов, потерявших неограниченную власть, ни демос, ко­торый не был в полной мере допущен к власти. Борьба аристократов и де­моса продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата и его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили государственные порядки Солона и проводили мероприятия в интересах демоса. Тираном в Афинах считался незаконный единоличный правитель, который, однако, не обяза­тельно устанавливал жестокий режим.

Продолжением демократизации государственного строя Афин стали реформы Клисфена (509 г. до н.э.). В основу государственного строя была положен чисто территориальный принцип.

Государство было разделено на 100 демов (своеобразных районов), в каждом из которых было самоуправление. Демы объединялись в 10 фил (больших округов), также имеющих органы самоуправления и своих выбор-

ных представителей в общегосударственных органах. Старые роды и племе­на оказались разделены между разными округами и районами, в результате политическое влияние родовой знати было окончательно подорвано.

Состав Совета государства (булэ) был увеличен с 400 чел., выбирав­шихся ранее по родам и племенам из богатых и зажиточных граждан, до 500 чел., выбиравшихся теперь исключительно по территориальным окру­гам (филам) вне зависимости от имущественного положения. Совет 500 контролировал весь административный аппарат, готовил проекты законов, распоряжался казной.

Была учреждена коллегия 10 стратегов (по одному от филы), управлявших вооруженными силами.

Позднее была введена процедура остракизма - особого голосования на­рода об изгнании из полиса того гражданина, чья деятельность вызывала осу­ждение большинства и могла привести к установлению единоличной власти.

в) Афинская демократия в V-IV вв. до н.э.

Высшим этапом демократических реформ в Афинах стала деятельность вождей демоса - Эфиальта (462 г. до н.э.) и Перикла (460-429 гг. до н.э.). Ареопаг, совет знати, потерял практически все властные полномочия и остался только лишь судом по религиозным делам. С именем стратега Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к. все полноправные коренные жители, включая и бедных, получили право выбираться на все государственные должности. Гарантией участия бедных граждан в управлении стало введение государственного жалованья, правда, невысокого, всем должностным лицам (за исключением стратегов) и участникам народных собраний.

Высшим органом власти стало народное собрание (экклессия), реше­ния которого могла отменить только оно само. В его работе могли участ­вовать все взрослые полноправные граждане-мужчины. Народное собра­ние принимало законы и частные постановления, объявляло войну и мир, выбирало и проверяло деятельность всех должностных лиц. При этом лю­бой гражданин мог выбираться на любую должность. Всего таких должно­стей в Афинах было около 700. Правом законодательной инициативы об­ладали все граждане и должностные лица.

Таким образом, в Афинах сложилась прямая демократия (буквально - «власть народа»), при которой основная масса полноправных свободных граждан-мужчин непосредственно участвовала в реализации власти, а все органы управления выбирались гражданами, из числа всех граждан и были ответственными перед собранием граждан.

Однако при наличии юридического равноправия коренных граждан их реального равенства не было. Обострились конфликты между богатыми и бедными гражданами, а также противоречия между всеми гражданами и неполноправными, но свободными иностранцами (метеками), в самих Афинах и афинскими гражданами и другими греческими полисами-союзниками в Афинском морском союзе. Обострились и противоречия между всеми сво­бодными и рабами. Афинская демократия к концу V. до н.э. вступила в дли­тельный кризис, который углубился в результате поражения Афин в Пелопо­несской войне против Спарты. Острая социальная и политическая борьба в полисе, попытки олигархических переворотов, разорение крестьянства край­не ослабили Афинское государство. В 338 г. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были разгромлены Македонией и фактически завоеваны, потеряв независимость и прежние политические порядки. В 146 г. до н.э. Греция вместе с Македонией были завоеваны Римом и превращены в рим­скую провинцию.

4. Афинское право

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права.

Источниками права считались вначале родоплеменные обычаи, а с конца VII в. до н.э. - законодательные акты верховных органов власти. Пер­вым исторически известным законодателем Афин был тиран по имени Дра-конт (621 г. до н.э.). Его законы были посвящены новой организации суда, наказаниям за разные нарушения общественного уклада, была запрещена кровавая месть. Практически за любое преступление, даже за кражу овощей с огорода или праздный образ жизни, назначалась смертная казнь. Позже вы­ражение «драконовские законы» стало синонимом крайне жестоких законов. Большинство законов Драконта было отменено Солоном в начале VI в. до н.э., который сам составил новое обширное законодательство. Законы Солона (594 г. до н.э.) касались организации государственной власти, правового ста­туса граждан, долговых обязательств, порядка составления завещаний, за­крепления частной собственности на землю и т.д.

В V - IV в. до н.э. главным источником права стали многочисленные законы народных собраний и постановления различных должностных лиц. Однако это законодательство в целом было неупорядоченным и часто про­тиворечивым. Многие основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны достаточно определенно и полно.

Правовой статус населения в Афинах был довольно четко урегули­рован. Резко различался статус рабов и свободных, а среди свободных -полноправных рабов и неполноправных иностранцев (метеков).

Право собственности и обязательства. В Афинах было развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собст­венника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства.

Различались «вольные» (из договоров) и «невольные» (из причине­ния вреда) обязательства. Развитие торговли определяло широкое распространение договоров купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищест­ва и др. Именно в Афинах впервые оформился институт ипотеки - залог земли или другой недвижимости с целью получения займа. При этом за­ложенное имущество оставалось во владении и пользовании должника, но без права распоряжения.

Семья в Афинах оставалась патриархальной. Женщины были огра­ничены в политических и гражданских правах. Признавалось наследование по закону и по завещанию.

В уголовном праве различались преступления против государства и личных интересов, однако граница между ними была довольно условной. Среди наказаний, обычных для древнего права (смертная казнь, штраф, конфискация имущества, обращение в рабство) в Афинах к гражданам могла применяться и лишение политических прав (атимия). Телесные на­казания применялись только к рабам.

Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение, обычно, исходило от частных лиц.

Самостоятельная работа

Вопросы для самопроверки

Чем отличалось государственное устройство Спарты и Афин?

Что говорит о наличии демократии в Афинах?

Почему нельзя говорить о демократии в Спарте?

Чем отличается афинская демократия от современных форм демократии?

Как приобретался статус полноправного гражданина в Афинах?

Чем отличались права бедных и богатых граждан в Афинах?

Как гарантировалось участие бедных граждан в управлении государ­ством в Афинах?

Какие взаимоотношения существовали между властью и народом в Афинах и Спарте?

В чем причины ограниченности демократии в Афинах?

Могли ли знатные и богатые граждане в Афинах добиваться приня­тия нужных им решений при демократическом строе?

Актуальность исследования определила цель работы:
Целью работы является рассмотрение государственного устройства Древней Греции.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о этапах развития Древней Греции.
3. Рассмотреть государственное устройство Афин и Спарты.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные этапы развития Древней Греции 5

2. Государственное устройство Афин 7

3. Особенности государственного устройства в Спарте 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные этапы развития Древней Греции 5

2. Государственное устройство Афин 7

3. Особенности государственного устройства в Спарте 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВВЕДЕНИЕ

«Государственное устройство Древней Греции» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Конец II - начало I тыс. до н.э. в племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Государственная власть еще несформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап. В IX-VII веках до н.э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшими полисами, сыгравшими ведущую роль в истории Древней Греции того периода, были Афины и Спарта.

Актуальность исследования определила цель работы:

Целью работы является рассмотрение государственного устройства Древней Греции.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.
  2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о этапах развития Древней Греции.
  3. Рассмотреть государственное устройство Афин и Спарты.
  4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Для раскрытия поставленной темы определена структура работы: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.

  1. Основные этапы развития Древней Греции

Полисный этап Древней Греции принято подразделять на три периода:

  1. Гомеровский период (XI - IX вв. до н.э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную собственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует первобытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати – совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания.

К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

  1. Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) ознаменован созданием Афинского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя 1 . Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

  • эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;
  • геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;
  • демиурги – ремесленники, вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал так же промежуточный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды.

Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя. В V в. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех городов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в афинскую морскую державу - архе. В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу 2 .

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

  1. Государственное устройство Афин

Высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом 500 и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения.

Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

Наиболее важным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением.

Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы – пританы - вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.

Важные судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии 11 3 . К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом 500 и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа.

Важным органом исполнительной власти являлась коллегия 10 стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз.

В ведении этого органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла.

Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки.

Из 9 членов Коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде.

Дела разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия 11. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функции аналогичны современной.). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом.

Хронологическими рамками античности принято считать IX в. до н. э. - V в. н. э. В этих рамках выделяют различные этапы, наиболее общими из которых являются архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Географическими границами являются соответственно пределы греческого и римского влияния.

Современные историки относят образование Греции к III тыс. до н. э. Греки называли себя эллинами. Согласно легендам Эллин (Hellen) является родоначальником племени эллинов. Его сыновья считались предками главных греческих племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев). Слово «эллин» италики (группа индоевропейских племен Древней Италии) перенесли на всех греков. В ходе своего продвижения греки на побережьях Черного и Средиземного морей основали города, со временем преобразовавшиеся в города- государства.

А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и другие авторы книги «История Древнего мира. Древняя Греция» отмечают, что греческие предания в основе своей соответствуют реальным фактам истории и являются наследием действительно существовавшей в III-II тыс. до н. э. богатой эгейской культуры. В этой связи интересны представления самих греков о возникновении и устройстве их государства, которые можно найти в таких величайших памятниках философской мысли данного периода, как наследие Платона

Одним из основных условий существования государства философ считал необходимость соблюдения гражданами законов, установленных правителем, поскольку законы ставят своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всех.

Однако, устанавливая законы, правителю необходимо учитывать общественное мнение; в государстве всегда должна существовать некая часть населения, разделяющая взгляды законодателя. Ведь если закон плох, его необходимо менять. Но пока закон существует, пусть в несовершенном виде, он обязателен для выполнения всеми гражданами, поскольку не может стоять целым и невредимым государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, а по воле частных лиц становятся недействительными и уничтожаются.

В данной связи немаловажное значение имеет форма управления государством. С этой точки зрения Платон выделяет следующие виды государственного правления: последовательно переходящие одна в другую аристократию - тимократию (или тимархию) - олигархию - демократию - царскую власть - тиранию.

Аристократическое правление - власть лучших. Эта форма применялась на заре рода человеческого. Она видится Платону наиболее справедливой среди других форм власти, которые представлялись философу в той или иной мере «болезнями» государства. При аристократии правят самые достойные, подготовленные для управленческой деятельности. Вследствие нарушения гармонии в этом обществе между ними возникает конфликт: одни властители желают наживы, приобретения земель и домов, золота, другие - добродетелей и древнего устроения. В ходе борьбы они приходят к среднему к установлению частной собственности на землю и недвижимость,распределив их между собой. Таким образом, форма власти переходит в Тимократию - нечто среднее между аристократией и олигархией. Тимократия форма государственного устройства, при которой господствует меркантилистский подход. Однако крайнее богатство не афишируется, жилища окружаются оградами, а удовольствиям предаются втайне. На государственные должности больше не ставятся мудрые люди, а законы переписываются в пользу имущих.

Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти находятся богатые, а неимущие не участвуют в управлении. Такого рода строй держится на применении вооруженной силы или же устанавливается путем запугивания. В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность граждан, даже допускают ее, поскольку стоящие у власти не хотят ограничивать ее законом. Они, воспользовавшись ошибками граждан, скупают их имущество или дают под процент ссуду с тем, чтобы становиться еще богаче и могущественнее. Такое государство не является единым, в нем существуют два государства: богачей и бедняков, противостоящих друг другу. В результате бунта последних государство переходит на демократическую форму правления.

Демократия - свободное государство, предоставляющее равные возможности каждому гражданину. Характерной чертой такого общества является то, что нет никакой надобности участвовать в управлении, даже если человек к этому способен; не обязательно и подчиняться, если не желаешь. Все принудительное вызывает возмущение как нечто недопустимое. Это ведет к тому что граждане перестают считаться с законами и из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство - тирания.

Тиран приходит к власти, раздавая обещания частным лицам и обществу. Придя к власти, он будет вынужден уничтожить тех, кто помогал ему, оставив наихудших и ничтожных, чтобы сохранить власть. Последние будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его.

Однако рассмотренные выше идеи Платона основаны на положении о том, что государственное устройство находится в тесной зависимости от нравов, которые господствуют в государстве. С тем чтобы устранить имеющиеся недостатки государственного устройства, Платоном предложена своя «идеальная» модель государства.

В этой связи Платон высказывает идею о целесообразности разделения труда в обществе - специализации на производстве определенных продуктов или оказании определенных услуг, так как можно сделать все в большом количестве; лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и вовремя, не отвлекаясь на другие работы. А потому обнаружится, что сапожник - это сапожник, а не кормчий вдобавок к сапожному делу, земледелец - земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, военный человек - военный человек, а не делец вдобавок к своим военным занятиям и т. п.

Важно, что Платон видел в разделении труда основу для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Однако известно, что попытка философа осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (на Сицилии) потерпела неудачу. Вопросы политики и государства, являясь предметом дискуссий философов античности (например, полемика между Аристотелем и Платоном, Сократом и Ксенофонтом), подчас рассматривались самым реалистичным образом.

Аристотель государство (как и экономику) понимал следующим образом: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен исходя из имеющихся возможностей, наилучшим образом управлять людьми - такими, каковы они есть, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

Несмотря на то что философская мысль античности акцентировала внимание на человеке, его счастье, добродетелях, нельзя забывать о том, что в основе данных философских систем лежал экономический интерес.

По представлению мыслителей Древней Греции, целью жизни человека является «счастье», но каждый человек мог понимать его по-своему. В результате помещения философами во главу угла счастья, в стороне осталось достойное и недостойное поведение, допустимое и недопустимое в отношениях с другими людьми. Мыслители Эллады это поняли. И появляется еще одно понятие - «добродетель». Добродетели, или душевные качества, оказываются функцией, зависящей от социального положения человека. При этом, согласно древнегреческой философии, трудовая деятельность связана с наименьшей степенью обладания добродетелями.

Так, согласно Аристотелю, раб «должен обладать добродетелью в малой степени, в такой, чтобы его своеволие и вялость не наносили ущерба исполняемым работам».

В трактате «Большая этика» Аристотель приходит к выводу о том, что государственная общность поддерживается посредством пропорциональности в обмене товарами через ценовой эквивалент (серебро). В то же время пропорциональность (справедливость) взаимоотношений является основой общественной жизни.

Во II в. до н. э. начинает формироваться новое сильное государство Рим, которое со временем поглотило Грецию, хотя во многом наследовало направления развития греческой цивилизации.

В формировании Рима как государства следует выделить несколько периодов развития: первобытная община (царский Рим) - Рим (город- государство / полис), республиканский Рим, Рим - империя, под властью которой находилась значительная территория Европы, средиземноморское побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия, Сирия.

Началом истории Рима считается IX в. до н. э. В этот период возникли первые поселения на холмах: Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин, Целий. Основание Рима (754-753 гг. до н. э.) связывают с легендой об Энее и его потомках Ромуле и Реме, когда предположительно объединились племена, жившие в этой местности. Обозначили ритуальным обрядом центр, а затем пропахали борозду будущих границ (стен) города - это было начало. По свидетельству Плутарха, Ромул образовал войско из всех способных носить оружие и разделил его на отряды. Каждый отряд (легион) состоял из трех тысяч пехоты и трехсот всадников. Прочие составляли народ (популус ). Сто лучших граждан были избраны советниками и названы патрициями , собрание их - сенатом (советом старейшин). Римляне были поделены на две группы - богатые и бедные, патриции и клиенты, что означало покровители и покровительствуемые, и каждой из них вменялись определенные функции. «Первые растолковывали последним законы, защищали их на суде, были их советниками и опекунами во всем...» Хотя Ромула и рассматривали как царя, он таковым себя не считал, и скорее его можно было назвать вождем (лидером) римского народа. Следующим шагом со стороны Ромула стало похищение сабинянок, женщин и девушек соседнего народа сабинов (сабинцев), с целью пополнения населения. После ряда военных действий было заключено перемирие, по которому во главе Рима стали два царя - Ромул и Татий. Затем «было избрано сто новых патрициев. Число солдат легиона увеличилось до шести тысяч пехоты и шести сотен конницы. Было составлено три трибы, названных: первая - в честь Ромула - «Рамны», вторая «Татия», в честь Татия, и третья - «Лукеры», по имени священной рощи, где спасались многие, искавшие себе убежище и получавшие затем права гражданства... Каждая триба состояла из десяти курий... Цари не сразу совещались друг с другом - каждый имел сперва отдельное совещание с сенаторами, и затем все собирались вместе на общий Совет». Плутарх свидетельствует, что Ромул ввел культы, в частности «священного огня», и должность весталок. Он издал и ряд законов. После гибели Татия и победы над этрусками и кемирййцами Ромул заменил монархией народную форму правления, что изменило, в свою очередь, и ритуал (церемониал) властвования. «Он стал носить красивый хитон и пурпурную тогу и занимался делами, сидя на кресле со спинкой. Его всегда окружали молодые люди, названные целерами за ту быстроту, с какою они исполняли данные им приказания. Другие шли впереди него, разгоняя палками народ. Они были подпоясаны ремнями, чтобы связать немедленно всякого, на кого им укажут».

Однако Ромул не оставил идею народовластия: «...он внушал и римской аристократии мысль стремиться к уничтожению монархии, к образованию свободного государства, учиться управлять и быть управляемыми попеременно». Процарствовав 37 лет, Ромул пропал, и о его кончине ничего не известно.

В республиканский строй Рим вступил как хорошо организованное государство, но не как resprivata (частное дело царей), а как res publico, (общее дело римлян). Его правители внесли свой вклад в построение государства: «...Нума связал граждан религией, а Сервий - законами, Нума был творцом религиозного права (fas), а Сервий Туллий - гражданского, человеческого (ius)».

Республика в переводе с латинского определяется как «форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования». Это и было сделано в Риме, однако он долгое время оставался республикой аристократической.

Первоначально в Риме избирали двух консулов сроком на один год, чтобы не было единовластия. Они правили поочередно, сменяя друг друга каждый месяц. С возникновением республиканского Рима изменилась и структура системы управления, да и собственно управление: единовластие как таковое было отторгнуто, весомость приобрело народное голосование, возросла значимость согласований принимаемых решений, расширился круг ответственности звеньев управления и т. д.

Значимым реформатором в управлении государством в широком смысле слова, т. е. по видам управления, его элементам, звеньям, уровням, был Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). С его именем связано начало эпохи императорского Рима, или принципата. Принципат (principatus ) - в римской истории образ правления, установленный Августом и продержавшийся до второй половины III в. н. э. Возникновение принципата относится к 27 г. до н. э., когда Октавиан Август закончил реорганизацию государства восстановлением правильного управления взамен господствующей анархии и водворил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. С правовой точки зрения, принципат есть диархия (двоевластие), при которой носителем власти является, с одной стороны, народ и Сенат, с другой - император. Принцепс в теории не самодержавный монарх, а просто магистрат, слуга единственного суверена - народа. Компетенция и власть принцепса ограничены строго конституционными рамками.

Однако в Древнем Риме император (повелитель) был носителем всей полноты военной, административной, судебной власти. Данный титул присваивали полководцу, если после битвы, которой он руководил, на поле боя оставалось более 6 тыс. погибших противников римлян. Это происходило следующим образом: легионеры, проходя в победном марше мимо полководца, стучали щитами и выкрикивали «Да здравствует император!»

Преобразованию в управлении империей послужили радикальные социальные меры, главной из которых было определение социального статуса каждого сословия (сенат, всадники, военные, римские граждане (свободнорожденные), вольноотпущенники, муниципальная аристократия», рабы, а также половозрастные группы и общественные формирования). Были внесены изменения в территориальные образования и их положения (города, поенные поселения, муниципии, провинции, региональные части империи).

Существенные изменения система управления государством претерпела при Диоклетиане (император с 284 по 305 г.). Прежде всего им была утверждена система соправителей. Вместо единственного в Риме центра управления (резиденция императоров) он создал несколько центров управления в г. Никомедии, Милане и др. и разделил империю на две части: Западную и Восточную. Был введен пышный императорский двор и церемониал (наподобие восточных государств), этим Диоклетиан демонстрировал неограниченную власть над подданными. В экономике Диоклетиан реформировал монетную систему, введя полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной, установил цены на продукты питания и потребности повседневной жизни, ужесточил налоговую систему, заменив натуральный налог денежным. Не обошли изменения и армию. Римское войско было переформировано в действующую армию, пограничные части и преторианскую гвардию, был введен рекрутский набор, в том числе за счет варварских племен. При Диоклетиане Рим вступил в период доминанта (режим неограниченной власти императора). Диоклетиан также выступил гонителем христианства и сторонником восстановления прежних религий, что снискало ему «славу» Герострата.

В 305 г. Диоклетиан добровольно уходит в отставку. Последующие императоры и их соправители до Константина I Великого больше занимались выяснением отношений между собой и боролись за власть, мало заботясь об управлении в государстве.

Лишь с приходом к власти императора Константина I положение в государственном управлении обрело новое понимание. Император Константин I Великий (306-337 гг.) отказался от язычества, проникся идеями и догмами христианства. Последнее к тому времени обрело многих сторонников, сложилась церковная иерархия с системой управления, включая методы, ритуалы. Христианство стало государственной религией, Константин принял крещение на смертном одре. В области управления Константин после победы над Лицинием (324 г.) сделался единодержавным правителем (императором) и западной и восточной частей Римской империи. Столицу в 330 г. он перенес в г. Византий (после его смерти город назвали Константинополем, ныне Стамбул). По своей роскоши этот город был более блистателен, чем Рим.

Выступив против разногласий и раздоров церковных иерархов, Константин в 325 г. собрал под своим началом I Вселенский Собор. В дальнейшем императоры Западной Римской империи внесли мало нового в управление государством (в церковное управление и в управление хозяйством), и даже законодательно - правовое обеспечение управления оказалось запутанным и неопределенным. В борьбе за власть, в междоусобных, захватнических войнах, подавлении восстаний императоры и претенденты на императорский трон не гнушались ничем (интриги, подкупы, убийства, казни и др.) и использовали любые средства. Столица перемещалась из одного города в другой (Милан, Рим, Равенна и обратно). Императоры сменяли один другого через небольшой отрезок времени. В тот период происходили гонения на христиан и восстановление язычества. Лишь Феодосий I Великий (379 395 гг.) сумел восстановить дисциплину и боеспособность армии, укрепил государственность, поддержал христианство, созвал Второй Вселенский Собор (381 г.), указами утвердил решения этого Собора и запретил язычество. Кроме того, случилось так, что Феодосий вынужден был покаяться перед Миланским епископом Амвросием. Он был первым императором, склонившим голову перед авторитетом церковной власти. Последний император западной части Римской империи Ромул Августул (475-476 гг.) был низложен предводителем одного из наемных германских отрядов в армии императоров Западной Римской империи Одоакром (433-493 гг.) в 476 г. Так Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная Римская империя, получившая название Византия в 330 г., просуществовала до 1453 г., до завоевания ее турками. Одоакр правил Италией до 493 г. И хотя формально он считался полководцем, назначенным Зеноном, фактически это был первый германский военный правитель. В конце своего правления Одоакр потерпел поражение от остготов и погиб. И Италии возникло государство остготов.

Влияние достижений древнеримской цивилизации на практику управления столь велико, что ощущается и сегодня. Это проявляется прежде всего в государственном устройстве ряда европейских государств, в которых сложились традиции централизованной власти. Как представляется, подобная тенденция характерна практически для всех романских стран, которые подвергались экспансии Римской империи, в противоположность, например, германским государствам, которые вплоть до XIX столетия не имели какой-либо сильной централизованной основы власти.

В VIII в. до н.э. произошло объединение племен Аттики (одна из областей Греции) в афинское государство. По преданиям, инициатором этого объединения, великим реформатором был Тесей. Им был создан Совет, получивший управленческие функции, ранее принадлежащие вождям объединившихся племен. В связи с новой общественной организацией возникала необходимость поиска нового пути управления территорией, так как помимо сохранившихся родоплеменных конфликтов появились и новые, связанные с выделением богатой «верхушки» полиса. Прежде всего экономически устойчивой частью населения были коренные афиняне. Их противодействие зависимому населению (иностранцы, феты, рабы) заставляло создавать более жесткую государственную власть. Кроме того, социальное разделение существовало и между афинскими жителями. Благородные носили имена - эвпатриды, а простые земледельцы и ремесленники - геоморы и демиурги соответственно. Постепенно демократия становилась относительной: воля на­рода выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представители благородного сословия - бывшая родоплеменная верхушка.

Уже к VII в. до н.э. во главе государства находились девять человек, избранных эвпатридами, - архонтов. Полномочия архонтов длились один год, они включали военные, судебные, жреческие функции и другие, касающиеся управления государством. К концу VIII в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов - ареопаг, им контролировалась деятельность и архонтов, и народного собрания, а также производились судебные разбирательства наиболее значимых для государства дел. Помимо формирования политической власти, в Афинском государстве происходило территориальное деление людей. Теперь это были округа - навкарии. От каждого округа требовалось построить, снарядить военный ко­рабль и предоставить команду для него.

594 г. до н.э. ознаменован началом реформ Солона - одного из самых влиятельных архонтов того периода. Неизбежность реформ состояла в необходимости урегулировать разногласия между различными группировками населения: обедневшие эвпатриды, разбогатевшие торговцы и ремесленники среди простолюдинов вынуждены были принять сисахфию - реформу, отменявшую долговое рабство афинского населения. Впервые население разделялось не по родовому, а по имущественному признаку и наделялось политическими правами в зависимости от «полноты своего кошелька». В новый судебный орган – гелиэя теперь избирали любого гражданина независимо от материального положения. Основной состав этого органа насчитывал порядка 5 тыс. судей, которые кроме основных своих полномочий визировали законопроекты, составленные народным собранием.


Период 560 - 527 гг. до н.э. - установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением системы кредитования окончательно уничтожили родоплемениые пережитки, что закрепилось в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на 10 фил, и 50 представителей от каждого фила входили в руководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.

К V в. до н.э. Афины становятся во главе союза греческих государств. Их насчитывалось к тому времени порядка 150, созданы они были в основном для формирования единого военного флота: собирались взносы - форос в казну союза. Постепенно страны союза растворялись, превращаясь в крупную афинскую державу. В середине V в. до н.э. проведенные реформы Перикла и Эфиальта способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось вознаграждение, и у бедных граждан появилась возможность влиять на политику. Была введена новая чиновничья должность - стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования. Народное собрание, собиравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чиновников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20% голосов полноправных афинян (только мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравенство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торгов­лей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.

К началу IV в до н.э. противодействие между различными слоями населения усиливалось. Между представителями греческого союза шла ожесточенная борьба за лидерство, что разоряло афинскую казну, приводило в упадок все хозяйство страны. В связи с этим практически беспрепятственно Афины стали одной из провинций в Римской империи, объединенной Александром Македонским

Государственное устройство в Афинах.

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

* Народное собрание;

* Совет пятисот;

* коллегия стратегов;

* коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

4. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Государственное устройство Спарты.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла , - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Государственное устройство в Древнем Риме

* царский период.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный,

по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.

* период республики.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний:

* центуриатные;

* трибутные;

* куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Действительное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат.

* период Римской империи.

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.

Поделиться: