Система наказаний в уголовном праве статья. Система и виды наказаний

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИРКУТСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра уголовного права и криминологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Система наказаний в уголовном праве России

Выполнила студентка

Григорьева Екатерина Владимировна

Иркутск 2014

Введение

Глава 2. .Классификация видов наказания

2.1 По действующему уголовному законодательству

2.2 Иные классификации

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы следует из того, что происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.

Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести.

Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.

Система наказаний не является абстрактной категорией, а является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема "преступление-наказание" существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно сказать, что она взаимодополняет ее и воздействует друг с другом. Вместе с тем, будучи подсистемой системы мер юридической ответственности, система наказаний обладает своими специфическими чертами и качественного и количественного порядка. Ни в одной подсистеме, кроме уголовно-правовой, нет столь суровых мер, таких как: смертная казнь, лишение свободы на длительные сроки. Только применение наказания к виновному лицу влечет судимость в виде установленных законом неблагоприятных последствий.

Целью курсовой работы является правовой анализ понятия системы наказаний в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ и исследование научных основ построения системы наказаний по уголовному праву.

Объектом исследования является система наказания по действующему российскому уголовному законодательству. Предмет исследования: виды уголовных наказаний действующей системы наказаний в РФ.

Глава 1. Система наказаний в уголовном праве России

1.1 Понятие и признаки системы наказаний

Система наказаний - центральный институт уголовного права, она определяет пределы наказуемости преступных деяний. От целесообразности системы наказаний в значительной мере зависит социальный эффект уголовного законодательства, в основе которого заключены идеи справедливости, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Включенная в действующее российское уголовное законодательство система наказаний носит гуманистический характер. Она основывается на Конституции Российской Федерации 1993 г., общепризнанных принципах и нормах международного права, принципах уголовного закона и права, разумном сочетании гуманизма и социальной справедливости.

Система наказаний -- это установленный законом, обязательный и исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный по степени их сравнительной тяжести (от менее тяжкого к более тяжкому).

Значение исчерпывающего перечня наказаний состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которое не указано в этом перечне.

Система наказаний - это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания по видам наказаний и по санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний - это не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 УК РФ "Виды наказаний". Как всякая система она охватывает подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицируемых по различным основаниям, находящимся в определенной соподчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций других отраслей права.

Система наказаний призвана определять одинаковость (однозначность) в правоприменимой деятельности и согласно этому быть важным средством обеспечения законности.

Действующая система наказаний включает в себя 13 видов.

Видами наказаний являются:

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе

з) ограничение свободы;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Вместе с этой системой наказаний для взрослых преступников в Уголовном кодексе в разделе, посвященном уголовной ответственности несовершеннолетних, возникла вторая система наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 УК), которая состоит из шести видов наказаний: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок.

Система наказаний содержит в себе ряд признаков, а именно:

а) система наказаний устанавливается только законом. Ни одно наказание не может определяться произвольно, его вид, размеры, порядок и основания применения могут быть указаны только в законе;

б) перечень наказаний, которые образовывают систему, обязательный для суда. Иначе говоря, суд, прерогативой которого являются применения наказания, не имеет права отступить от этой системы;

в) перечень наказаний, которые образовывают систему, есть исчерпывающим. Это означает, что с точки зрения закона на данный момент система наказаний есть законченной, завершенной.

г) система наказаний предусматривает их размещение в определенном порядке за степенью их суровости.

Первое десятилетие применения УК РФ 1996 г. свидетельствует об определенном несовершенстве современной системы наказаний, прежде всего, с точки зрения интересов специального и общего предупреждения преступлений. Так, если в 2005г. судами первой инстанции РФ всего рассмотрено 982025 уголовных дел, в том числе с вынесением приговора - 738772, то в 2006г. соответственно 1067233, в том числе с вынесением приговора - 778410.

1.2 Становление системы наказаний в уголовном праве России

Системы в истории российского уголовного законодательства, прошло сложный эволюционный путь. Системе наказаний от Русской Правды до Уголовного Уложения 1903 года телесные и членовредительские наказания не были свойственны. Русская Правда не знала смертной казни, однако на практике этот вид наказания применялся за антигосударственную деятельность, за участие в восстаниях, разбойных нападениях.

В период Древней Руси денежные штрафы являлись основным видом наказания, применяемым за различные преступления. Русская правда - первый писаный свод русского законодательства начала XI - конца XIII в. - имела сложную систему денежных штрафов: продажа, вира, головничество, урок. Наиболее строгим наказанием являлся поток и разграбление, сущность его заключалась в конфискации имущества преступника и продажи его в рабство.

В Псковской Судной грамоте в числе наказаний указывались: смертная казнь, денежные взыскания, заключение в колодки. При этом основным видом наказания, который применялся за большинство преступлений, являлся штраф.

В Судебнике 1497 г., по сравнению с более ранними источниками, предусматривалось большее количество наказаний. В текст Судебника были включены такие неизвестные прежнему законодательству наказания, как: битье кнутом, торговая казнь, выдача истцу головою на продажу. Смертная казнь являлась самым распространенным наказанием и предусматривалась за совершение большей части преступлений. Сохранялась продажа - штраф за преступление уголовного характера. О заключении в тюрьму в Судебнике 1497 г. не говорилось, но оно упоминалось в Судебниках 1550 и 1589 гг.

В Соборном Уложении 1649 г. были представлены следующие виды наказаний: денежные штрафы; конфискация; отстранение от должности; тюремное заключение; ссылка; болезненные наказания; членовредительные наказания; смертная казнь; церковные наказания. При этом каждый из названных видов имел еще разные способы исполнения. Перед наказанием ставится новая цель - устрашение, поэтому в санкциях статей Уложения часто предусматривались смертная казнь и иные наказания, связанные с воздействием на преступника.

Большое распространение лишение свободы приобретает в эпоху Петра наряду со смертной казнью. Главными видами наказаний были наказания, устрашающие население, увечащие провинившихся. Более или менее стройная система наказаний была впервые предусмотрена в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

В Уголовном уложении 1903 г. не было лестницы наказаний с делением отдельных родов наказаний на степени, однако суду предоставлялась возможность перехода от одного рода наказания к другому в порядке смягчения. Все наказания в нем подразделялись на главные, дополнительные и заменяющие. Главные наказания (ст. 2): 1) смертная казнь; 2) каторга без срока и от 4 до 15 лет; 3) ссылка на поселение; 4) заключение в исправительном доме от 1 года 6 месяцев до 6 лет; 5) заключение в крепости от 2 недель до 6 лет; 6) заключение в тюрьме от 2 недель до 1 года; 7) арест от 1 дня до 6 месяцев; 8) денежная пеня. Дополнительные наказания: 1) правопоражающие разного рода; 2) ограничения в праве избрания и перемены места жительства; 3) отобрание имущества; 4) денежное взыскание; 5) опубликование приговора; 6) удаление от должности; 7) заключение в работном доме. Но фактически закрепленная Уложением 1903 г. система наказаний в жизнь полностью проведена не была, поэтому применялась измененная система Уложения 1845 г.

Говоря о законодательстве середины XIX - начала XX века, необходимо отметить, что в этот период происходит дальнейшая систематизация наказаний, предпринимаются попытки построения системы (лестницы) наказаний.

В первые годы Советской власти при определенных условиях разрешалось применять виды наказаний, которые предусматривались в законодательстве царской России.

После Октябрьской революции 1917 г. советская власть полностью отказалась от сложившейся в российском уголовном праве весьма стройной системы наказаний; иерархичность построения карательных мер, основанная на разрядах, родах и степенях, была отменена. Основой применения мер уголовной репрессии стало революционное правосознание, основанное на одноименном правотворчестве. Это обусловило редукционизм карательной практики, осуществляемой не только судебными, но и чрезвычайными органами.

После революции 1917 года впервые достаточно подробный перечень наказаний появляется в инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» , который включал в себя: 1) денежный штраф; 2) лишение свободы; 3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской республики; 4) объявление общественного порицания; 5) объявление виновного врагом народа; 6) лишение виновного всех или некоторых политических прав; 7) секвестр или конфискация имущества виновного; 8) присуждение к обязательным общественным работам. Однако данный перечень не являлся исчерпывающим, поскольку в различных декретах Советской власти предусматривались и иные виды наказаний. Так, например, декретом ВЦИК от 13 апреля 1918 года «О сроке службы в Рабоче-крестьянской армии» за самовольное оставление рядов армии до истечения указанного срока применялось такое наказание, как «лишение прав гражданина Советской республики».

Наказания, сформировавшиеся к 1922 г., по объекту карательного воздействия можно подразделить на три группы: а) наказания, состоящие в лишении или физическом ограничении свободы; б) наказания, не связанные с лишением или физическим ограничением свободы; в) смертная казнь.

В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который внес некоторые изменения в существовавший ранее перечень видов наказаний. Система мер социальной защиты судебно-исправительного характера в себя: 1) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза С.С.Р. и обязательным изгнанием из его пределов; 2) лишение свободы со строгой изоляцией; 3) лишение свободы без строгой изоляции; 4) принудительные работы без лишения свободы; 5) поражение политических и отдельных гражданских прав; 6) удаление из пределов Союза С.С.Р. на срок; 7) удаление из пределов Р.С.Ф.С.Р. или отдельной местности с обязательным поселением в иных местностях или без этого, или с запрещением проживания в отдельных местностях или без этого; 8) увольнение от должности с запрещением занятия той или другой должности или без этого; 9) запрещение занятия той или иной деятельностью или промыслом; 10) общественное порицание; 11) конфискация имущества, полная или частичная; 12) денежный штраф; 13) предостережение; 14) возложение обязанности загладить причиненный вред.

Следующий уголовный кодекс РСФСР был принят в 1960 году. К этому времени теория уголовного права уже выработала понятие системы наказаний - это установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести. Система наказаний включала: 1) лишение свободы; 2) исправительные работы без лишения свободы; 3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4) штраф; 5) увольнение от должности; 6) возложение обязанности загладить причиненный вред; 7) общественное порицание; 8) конфискация имущества; 9) лишение воинского или специального звания. Кроме того, к военнослужащим срочной службы могло быть применено направление в дисциплинарный батальон. Вне системы наказаний (ст. 23 УК РСФСР) стояла смертная казнь, которая признавалась исключительной мерой наказания.

Система наказаний по УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР 1960 г. претерпела значительные изменения. И хотя определенная преемственность опыта советского государства в части определения системы наказаний и принципов ее построения наблюдается, тем не менее, современный законодатель стремился отвечать тем требованиям, которые выставило перед ним новое демократическое общество. В результате, из системы уголовных наказаний были исключены отдельные наказания, включены более мягкие их виды, пересмотрены принципы расположения наказаний в лестнице наказаний.

1.3 Значение системы наказаний в уголовном праве России

Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципом законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что благодаря ей суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обуславливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказания в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой.

Система наказаний представляет собой целостный инструмент уголовно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания. Законодатель, принимая уголовный кодекс или иные общие уголовно-правовые акты (основы уголовного законодательства, уголовные уложения и др.), стремится создать набор мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:

а) учитывать различия преступного поведения, личность преступника;

б) выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;

в) обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.

Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.

Практическое значение системы наказаний:

1) В системе наказаний конкретизирован принцип законности.

В уголовном законе устанавливаются виды наказаний, сроки, порядок назначения наказаний, и другие условия, которые заставляют суд действовать в рамках закона, исключая произвольное назначение и применение наказания.

2) Система наказаний представляет собой юридическую базу, которая позволяет судам осуществлять справедливое правосудие. Суды вправе назначать только те наказания, которые предусмотрены в законе.

3) Система наказаний дает судам возможность индивидуализировать выбор вида наказания, учитывая особенности конкретного уголовного дела и личности преступника.

4) Выбор и сочетание наказаний применительно к конкретным преступлениям при формировании санкций норм Особенной части Уголовного кодекса РФ осуществляется на основе системы наказаний.

правосудие наказание уголовный кодекс

Глава 2. Классификация видов наказания

2.1 По действующему уголовному закону

Российское уголовное законодательство подразделяет наказания на основные и дополнительные (ст. 45 УК).

Критериями разграничения подсистем основных и дополнительных наказаний являются:

Порядок применения основных и дополнительных видов наказаний;

Регламентация в санкциях статей Особенной части УК РФ;

Сравнительная тяжесть основных и дополнительных видов наказаний.

Основные наказания выполняют карательную, восстановительную, исправительную и предупредительную функции.

Основные наказания - это меры, которые могут назначаться лишь самостоятельно, их нельзя присоединить в дополнение к другим видам наказания, причем с ними в основном связывается выполнение целей наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только как основные меры наказания.

За совершение одного преступления нельзя назначить два основных наказания.

Расширение системы наказаний за счет дополнительных видов наказаний, безусловно, будет отвечать цели дальнейшей либерализации уголовных наказаний, поскольку позволит выбрать наиболее эффективное наказание из числа не связанных с изоляцией от общества, что позволит осужденному осознать неприемлемость для общества своего поведения, загладить свою вину перед обществом и возместить вред, причиненный преступлением, не прибегая к крайней мере -- изоляции от общества.

Дополнительные наказания, исходя из общности целей основных и дополнительных наказаний и характера, содержащихся в них правоограничений, призваны оказывать карательно-восстановительное и частно-предупредительное воздействие на осужденного. Способность дополнительных наказаний лучше, по сравнению с основными их видами, учитывать характер и степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, выражается в функции спецификации основных наказаний.

Дополнительные наказания - это такие меры, которые имеют вспомогательный характер для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, их только присоединяют к основным. Эти меры призваны максимально индивидуализировать наказание, усилить его воспитательный эффект и, в конечном счете, обеспечить достижение целей наказания. К таким наказаниям относятся: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискации имущества.

При использовании наказаний в виде дополнительных суды в каждом случае должны обсуждать вопрос о целесообразности их назначения и указывать в приговоре мотивы своего решения. Недопустимо применение дополнительного наказания к лицам, к которым оно не может быть применено. Оно не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же исправительные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать определенную должность). Правильное сочетание основного и дополнительного наказания содействует реализации принципа его индивидуализации и в конечном итоге достижению целей наказания.

Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основным и только в случаях, когда суд считает необходимым присоединить их к основным для усиления тяжести наказания, исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего. Так, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может назначаться в качестве дополнительного наказания во всех случаях осуждения лиц, имеющих указанные регалии, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Наказания, которые применяются и в качестве основных, и в качестве дополнительных к основному, принято считать смешанными.

Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

2.2 Иные классификации

Все виды уголовного наказания могут быть классифицированы по таким признакам, как порядок (способ) их назначения; субъект, к которому они применяются; возможность определения срока; характер воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.

По субъекту, к которому они применяются, наказания подразделяются на общие и специальные. Общие - это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, штраф). Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так, ограничение по военной службе назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

По возможности определения срока наказания классифицируются на срочные и одномоментные (не связанные с установлением определенного срока). К срочным видам наказания необходимо отнести те из них, в которых указан минимальный и максимальный срок, применяемый к осужденным по приговору суда. К ним относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Ряд наказаний по своему характеру таковы, что не связаны с каким-либо сроком их отбытия: штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества и смертная казнь.

По характеру исправительных элементов воздействия, оказываемого на осужденного, можно выделить три группы наказаний: не связанные с ограничением или лишением свободы (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального или воинского звания, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе и конфискация имущества); связанные с ограничением или лишением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы); смертная казнь.

Согласно другому мнению, уголовные наказания следует различать в соответствии с правовыми, психологическими и педагогическими критериями. В соответствии с правовыми критериями наказание следует различать в зависимости: от степени важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особенностей субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия; возможности назначения наказаний условно, возможности назначения их на определенный срок. С точки зрения психологических критериев: ограничивающие либо полностью лишающие осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы, гражданские, трудовые и иные права и привилегии; направленные на жизнь осужденного или на физическую свободу его передвижения. И наконец, с точки зрения педагогических критериев на наказания: которым сопутствует при их исполнении государственное воздействие; которые при их исполнении соединяются одновременно и с государственным воспитательным воздействием и с общественным; за назначением которых должно следовать общественное воздействие и воспитание в отношении осужденных.

Так же существует деление наказаний по: 1) правовому аспекту и объему карательного воздействия -- на наказания, связанные с лишением свободы, и наказания, не связанные с лишением свободы; 2) юридическому содержанию -- на наказания, связанные с исправительным воздействием и не связанные с ним.

В действующем уголовном законодательстве к наказаниям, связанным с лишением свободы, относится арест, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Все остальные меры наказания не связаны с лишением свободы, в некоторой степени лишь ограничивая ее в ряде наказаний.

К наказаниям, связанным с исправительным воздействием по действующему уголовному законодательству относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно эти меры уголовного наказания связаны при их исполнении с особым воспитательно-трудовым воздействием, носящим длительный, постоянный характер. Остальные меры наказания не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными, либо даже, если рассчитаны на длительное время, все же не связаны с применением к осужденному особых методов убеждения и принуждения в процессе их исправления, включающего в себя обязательно и труд.

Некоторые ученые выделяют такой критерий при классификации наказаний, как исключительная мера наказания.

Исключительная мера наказания - смертная казнь.

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

Смертная казнь не назначается женщинам, а так же лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступления не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям.

Следует отметить, что одним из условий принятия в 1996 году России в Совет Европы, является отмена смертной казни. Однако она не отменена, но в настоящее время судами не назначается.

Существуют и другие классификации, но большинство из них либо несколько ограниченны, как первое, либо хороши лишь в теоретическом плане, как второе.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Система наказаний в уголовном праве России" можно сделать ряд выводов:

Понятие системы наказаний можно изложить как предусмотренный уголовным законом обязательный исчерпывающий перечень видов наказаний определённого содержания, имеющих чётко определённое соотношение между собой и расположенных в определённой последовательности от менее строгих наказаний к более строгим.

Система наказаний - это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее наиболее эффективного достижения целей уголовного наказания.

О наличии в современном российском законодательстве четко выраженной тенденции к установлению полностью формализованной системы наказания свидетельствуют несколько фактов.

Во-первых, все большее значение в правовом регулировании процесса назначения наказания приобретают четко математизированные правила учета отдельных обстоятельств дела, например, правила назначения наказания при наличии отдельных смягчающих обстоятельств (ст. 62 УК РФ), при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ) и т.п.

Во-вторых, законодателем установлены строго формализованные правила исчисления и сложения сроков наказаний, зачета и замены наказания (ч. 2 ст. 55, ст. 71, 72 УК РФ). Обратим наше внимание на последнее обстоятельство. Законодателем в различных нормах уголовного закона предусматриваются отдельные правила замены, сложения, исчисления и зачета различных видов наказания. Представляется бесспорным, что во всех правилах, касающихся соотношения отдельных видов наказания между собой, их пропорции должны быть одинаковыми.

Проблема создания измеримой системы наказаний, прежде всего, включает в себя решение таких вопросов, как взаимодополняемость и взаимозаменяемость наказаний. Взаимодополняемость наказаний заключается в установлении такого перечня различных по качеству наказаний, которые позволяют суду дифференцировать и индивидуализировать его назначение, достигать общих целей наказания, тогда как взаимозаменяемость представляет собой законодательно закрепленное соотношение размеров отдельных наказаний. Нынешний УК РФ дает основание говорить нам о возможности формализации системы наказаний в целом. Благодаря таким характеристикам системы наказаний, как взаимодополняемость и взаимозаменяемость наказаний, их расположению в системе согласно степени строгости мы можем соотносить наказания между собой с помощью количественных методов, т.е. устанавливать четкую иерархию наказаний и системных связей между отдельными элементами системы. Носителем такой шкалы измерения строгости наказания выступает наказание в виде лишения свободы на определенный срок. Это эталон строгости в системе наказания. Такое четкое содержательно-структурированное определение наказаний и пределов (границ) их применения дает возможность полностью формализовать систему наказания.

Можно обозначить как минимум четыре проблемы, стоящие в настоящее время на пути создания формализованной системы наказания. Первая проблема заключается в видовом делении наказаний на основные и дополнительные. Вторая проблема состоит в том, что часть наказаний не имеет единиц измерения (количественной меры). К таковым относятся: 1) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 2) пожизненное лишение свободы 3) смертная казнь. Все перечисленные виды наказания относятся к исключительным. Третья проблема выражается в том, что относительно отдельных видов наказания в уголовном законе не содержится каких-либо правил их соотношения с эталоном строгости уголовного наказания - лишением свободы на определенный срок. Четвертая проблема, - взаимоисключающие пропорции наказаний, предусмотренные различными нормами УК РФ. Анализ всех правил, предусматривающих те или иные пропорции между наказаниями, показывает, что подобные внутренние противоречия свойственны лишь правилам назначения наказания при его замене. Причина такого положения вещей видится нам в отсутствии применения эталонного наказания, как это сделано в правилах сложения и зачета наказания.

Библиографический список

1. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Норма, 2008. - 711с.

2. Брагин А.П. Российское уголовное право: Учебно-методический комплекс.- М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. -380с.

3. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник для вузов //М: Городец - 2006. - 541с.

4. Ивченко О.С. Система наказаний по УК РФ и проблемы ее реализации - Москва: Эксмо - 2011 г. - 206с.

5. Ишмухаметов Д.К. Дополнительные наказания и их виды по Уголовному кодексу РФ // М.: Норма - 2009 - 150с.

6. Ветров Н.И Общая xapaктеристика видов наказания в уголовном праве России //М: - 2011 - 200с.

7. Подройкина И.А. Исторические традиции и преемственность построения системы уголовных наказаний в России // Ростов-на-Дону - 2012 - 54с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Философско-правовой анализ понятия наказания и системы наказаний в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ. Определение целей наказания в уголовном праве, а также разграничение понятий наказания и ответственности. Наказание как юридическая мера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2013

    Признаки наказания в уголовном праве. Историческое развитие института наказания. Система наказаний в уголовном праве России, ее основные свойства и структура. История системы наказаний в советский период. Цели и виды наказания в уголовном праве России.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2011

    Раскрытие понятия и анализ содержания института наказания в российском уголовном праве при определении его целей. Характеристика системы, видов и классификация наказаний. Выявление особенностей классификации наказаний и содержание их отдельных видов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Система наказаний по уголовному праву Российской Федерации. Функционирование уголовного законодательства. Признаки системы наказаний. Упорядоченность видов наказаний в уголовном законе. Особенности некоторых видов наказаний в современном уголовном праве.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Уголовно-правовой анализ понятия, целей и видов наказания в уголовном праве России. Цели наказания: дискуссионный аспект. Проблема формализации системы наказаний в уголовном праве России. Отличие наказания от иных мер уголовно-правового характера.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2010

    Развитие практики применения лишения свободы как вида наказания в отечественном и зарубежном уголовном законодательстве. Категории осужденных в тюрьме. Определение места отбытия наказания. Пожизненное лишение свободы, особенности назначения наказания.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2013

    Понятие и признаки системы уголовных наказаний, их общая характеристика и классификация видов. Особенности наказаний, не связанных и связанных с изоляцией от общества. Анализ влияния различных видов наказания на осужденных. Решение проблемы наказания.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Система и виды наказаний в российском уголовном праве. Классификация наказаний: обязательные и исправительные работы, ограничение по военной службе. Арест, содержание в дисциплинарной воинской части, виды ограничения и лишения свободы, смертная казнь.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    История развития отечественного законодательства о наказаниях, применяемых к несовершеннолетним. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Освобождение от уголовной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Понятие уголовного наказания. Наказание – мера государственного принуждения, установленная уголовным законодательством. Система и виды уголовного наказания. Классификация уголовных наказаний. Обязательные и исправительные работы. Арест. Смертная казнь.

Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести.

В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК РФ) предусматривается перечень, включающий двенадцать видов наказаний:

  • - штраф;
  • - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • - обязательные работы;
  • - исправительные работы;
  • - ограничение по военной службе;
  • - ограничение свободы;
  • - арест;
  • - содержание в дисциплинарной воинской части;
  • - лишение свободы на определенный срок;
  • - пожизненное лишение свободы;
  • - смертная казнь.

Основные и дополнительные виды наказаний

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.

Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Ограничение свободы назначается:

  • а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет;
  • б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет.

В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет.

В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.

Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

Отбывание лишения свободы назначается:

  • а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях-поселениях;
  • б) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;
  • в) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;
  • г) при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.

Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.

Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления.

Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

«Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК РФ, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК РФ и возможности сочетаться между собой». 16

Что является наказанием и сколько видов таковых насчитывает в себе уголовное законодательство РФ? Какие наказания применяются в судопроизводстве, как основные и дополнительные? В нашей статье мы подробно расскажем о том, какая существует классификация наказаний в уголовном праве.

Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная санкциями Уголовного кодекса РФ и применяемая в целях достижения социальной справедливости, исправления осужденных и для предупреждения новых преступлений, как виновными лицами, так и иными гражданами. Данная мера применяется только по приговору суда от имени государства.

Наказание, назначенное судом за совершенное общественно опасное деяние, есть ни что иное, как форма реализации уголовной ответственности.

Система наказаний и ее значение

Система наказаний и ее значение. Указанные в ст. и 88 УК РФ виды наказаний уголовной ответственности образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничение использования своих профессиональных возможностей в будущем.

По действующему УК РФ система видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс различных средств воздействия на осужденного, который индивидуализируется судом при вынесении приговора, а органами исполнения наказаний неуклонно реализуется в соответствии с законом. Предписания о видах наказания в данной статье представляют собой действующее право, т.е. легитимную волю государства. Они подлежат неуклонному исполнению при сохранении возможности научной критики. Мнение о мягкости или жесткости существующей системы наказания не может оправдывать попытки принятия незаконных решений.

Суд и органы, исполняющие наказание, обязаны считаться с волей законодателя и принимать все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.

Классификация уголовных наказаний

При наличии высокого разнообразия свойств уголовных наказаний, действующих на территории Российской Федерации, их можно квалифицировать по различным основаниям. Основные виды наказания в уголовном праве:

  1. ст. 44 УК РФ делит наказания на виды по степени их строгости – определяют 12 полноценных наказаний (13, если считать такой вид наказаний, как смертная казнь);
  2. ст. 45 УК РФ определяет наказания по потенциальным возможностям – делятся на три группы: основные, дополнительные и смешанные (как основные, так и дополнительные);
  3. ст. 45 УК РФ также распределяет наказания по выполняемой ими нагрузке и роли в вопросах реализации целей наказания, так есть основные, выполняющие главную роль, и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции.

Основные и дополнительные уголовные наказания

Уголовный кодекс РФ в статье 44 насчитывает 13 видов уголовных наказаний, которые подразделяются на три основные подгруппы: 1. Наказания, которые применяются исключительно, как основные (те, которые призваны нести основную нагрузку в реализации стоящих перед наказанием целей):

  • обязательные либо исправительные работы,
  • ограничения свободы,
  • арест,
  • ограничения по военной службе,
  • содержание в дисциплинарной воинской части,
  • лишение свободы на определенный судом срок,
  • пожизненное лишение свободы,
  • смертная казнь (в России существует мораторий на смертную казнь).

Отличительными особенностями основных видов наказания является то, что они прямо указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях УК РФ, а также назначаются судом всегда, если суд имеет убеждения о необходимости назначить виновному уголовное наказание. Кроме того, основные виды уголовного наказания применяются только как самостоятельный вид наказания.

2. Наказания, которые назначаются как дополнительные:

  • Лишение специального, почетного или воинского звания,
  • Лишение классного чина,
  • Лишения государственных наград.

3. Наказания, которые назначаются как основные, так и в качестве дополнительных:

  • лишение права наниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности,
  • штраф.


Уголовное наказание — штраф

Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление. Размер штрафа определяется двумя способами:

  • в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
  • в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.

Более подробно о наказании в виде штрафа Вы можете прочитать в статье «Штраф, как уголовное наказание».

Уголовное наказание – лишение права

Лишение права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенную должность (ст. 47 УК РФ) является наказанием, представляющим собой запрет в осуществлении профессиональной или иной деятельности (например, врачебной или педагогической) или запрет на занимание должностей на государственной службе либо в органах самоуправления. Данный вид наказания может быть как основным, так и дополнительным, он назначается на срок от 1-го года и до 5-ти лет.

При осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд может назначить наказание в виде лишения специального, почетного или воинского звания, лишить виновного государственных наград и классных чинов ().

Уголовное наказание – обязательные работы

Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) – это общественно полезные бесплатные работы, которые осужденный должен выполнять в свободное от основной работы или учебы время. Объект, где будут осуществляться обязательные работы и их виды, определяются органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной инспекцией.

Обязательные работы могут быть назначены на срок от 60-ти до 480-ти часов, работы отбываются осужденным не свыше 4-х часов в день. При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен другим, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Важно! Обязательные и исправительные работы не могут быть назначены в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет, в отношении инвалидов 1-й группы и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

Уголовное наказание – исправительные работы

Исправительные работы (ст. 50 УК РФ), в отличии от обязательных, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и только как основной вид наказания. Место отбывания наказания определяется органами местного самоуправления совместно с уголовно-исправительной инспекцией, однако объект должен находиться в районе места жительства осужденного. Срок исправительных работ, которые назначают осужденному, рассчитывается от 2-х месяцев до 2-х лет.

Наказание реализуется посредством удержания в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам, размер удержаний устанавливается приговором суда и составляет от 5% до 20%. В случае злостных уклонений от отбывания наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть исправительных работ арестом, ограничением или лишением свободы на срок из расчета:

  • один день ограничения свободы за один день исправительных работ;
  • один день ареста за два дня работ;
  • один день лишения свободы за три дня работ.

Уголовное наказание – ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом.

Данный вид наказания назначается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Также осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.

Уголовное наказание – ограничение свободы

Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) представляет собой содержание осужденного в условиях контроля без изоляции от общества. Ограничение свободы подразумевает:

  • невозможность посещения осужденным определенных мест;
  • невозможность отсутствия его по адресу постоянного места жительства в определенное время суток;
  • невозможность выезда осужденного за пределы определенного муниципального образования без разрешения на то контролирующего инспектора;
  • невозможность изменить место жительства, работы или учебы без согласия контролирующего инспектора.

Ограничение свободы назначается осужденным в качестве основного наказания на срок от 2-х месяцев до 4-х лет за преступления небольшой и средней тяжести, в качестве дополнительного на срок от 6-ти месяцев до 2-х лет к лишению свободы или принудительным работам.

Кроме того, на осужденного при назначении наказания судом возлагается обязанность по регистрации в специализированном органе в срок от 1 до 4-х месяцев после вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от отбытия наказания, оно может быть заменено на наказание в виде лишение свободы на весь срок ограничения свободы.

Уголовное наказание – принудительные работы


Данный вид наказания регламентирует ст. 53.1 УК РФ , его назначают в качестве альтернативы лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкого преступления, совершенного впервые.

Принудительные работы назначаются судом тогда, когда есть основания полагать, что осужденный имеет возможность исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Важно! Принудительные работы не могут быть назначены осужденному, которому назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.

Принудительные работы назначаются судом на срок от 2-х месяцев до 5-ти лет. Место осуществления наказания определяется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. При злостном уклонении отбытия наказания работы заменяются лишением свободы из расчета — один день принудительных работ равен одному дню лишения свободы.

Этот вид наказания не применяется к инвалидам, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, к женщинам и мужчинам, достигшим 50-ти и 60-ти лет, соответственно, а также к военнослужащим.

Уголовное наказание – арест

Такой вид уголовного наказания, как арест, есть заключение осужденного в строгую изоляцию от общества. Во время ареста осужденному не предоставляется свиданий, кроме свиданий с лицами, имеющими право на оказание юридической помощи и не допускается передача посылок, за исключением предметов первой необходимости.

Арест устанавливается на срок от 1-го и до 6-ти месяцев. При замене обязательных или исправительных работ на арест, наказание может быть назначено судом на срок менее 1-го месяца.

Важно! Арест не может быть назначен судом, как уголовное наказание лицам, чей возраст не достиг 16-ти лет к моменту вынесения приговора суда, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14-ти лет.

Уголовное наказание – содержание в дисциплинарной воинской части

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), как вид уголовного наказания, назначается военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву или по контракту, касаемо должностей рядового и сержантского состава, при условии, что на момент вынесения приговора, срок его службы не окончен.

Данный вид наказания устанавливается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет за преступление против военной службы.

Уголовное наказание – лишение свободы

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) являет собой наказание в виде заключения осужденного под контроль с изоляцией от общества, осуществляется путем направления виновного лица в исправительное учреждение общего, строгого или особого режима, а также в тюрьму, колонию поселение, воспитательную колонию или лечебно-исправительное учреждение. Указанный вид наказания назначается судом на срок от 2-х месяцев до 20 лет.

При полном или частичном сложении сроков наказания, назначенного по совокупности преступления, максимальный срок лишения свободы не может быть более 25-ти лет, а по совокупности приговоров – 30-ти лет. Для несовершеннолетних срок наказания по совокупности всех преступлений и приговоров не должен превышать 10 лет.

Уголовное наказание – пожизненное лишение свободы

Данный вид наказания назначается судом только за преступления особой тяжести, посягающих на жизнь человека, либо направленных против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ) назначается только за оконченное преступление. Уголовный кодекс РФ содержит в себе шесть статей, ка которые предусмотрен данный вид наказания.

Данный вид наказания не назначается женщинам, а также мужчинам, которые в момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, либо к моменту вынесения приговора достигли возраста 65 лет.

Уголовное наказание – смертная казнь

Смертная казнь (ст. 58 УК РФ) является исключительной мерой наказания, которое может быть назначено только за особо тяжкие преступления. Данный вид наказания осуществляется непублично путем расстрела, в присутствии прокурора, представителя учреждения исполняющего приговор суда и врача, который впоследствии констатирует смерть осужденного.

По факту исполнения приговора, администрация учреждения обязана поставить в известность об этом суд и одного из близких родственников осужденного.

С 1999 г. на территории Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь, данный вид наказания заменен на пожизненное лишение свободы!

Органы власти, исполняющие уголовные наказания

В УИК РФ содержится не только закрепление всех видов УН, но и определение органов исполнительной власти, в компетенции которых находится их реализация.

Виды учреждений органов, исполняющих уголовные наказания, включают:

  • уголовно-исполнительную инспекцию;
  • исправительные учреждения;
  • дисциплинарные воинские части;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • суды.

Штрафами занимаются непосредственно судебные приставы.

Лишение права на занятие определённой деятельностью устанавливается судом, а контроль над выполнением этого запрета осуществляет уголовно-исполнительная инспекция , дисциплинарная воинская часть, а также администрации тех организаций, в которых работал/собирается работать осуждённый.

Лишение звания, чина или наград производит суд или должностное лицо, которое его присвоило , а также органы ВД (внутренних дел).


Если наряду со специальным званием на его обладателя распространялись определённые льготы, о факте лишения уведомляются соответствующие организации, предоставляющие их.

Обязательные и исправительные работы – прерогатива уголовно-исправительной инспекции .

Ограничения по военной службе входит в компетенцию непосредственного командования части, в которой служит осуждённый.

Ограничением свободы занимаются исправительные центры, а содержанием в дисциплинарной воинской части, соответственно, их руководство.Арест гражданских лиц осуществляют арестные дома , а военнослужащих – руководство гауптвахт или иные гарнизонные отделения .

Лишение свободы относится к компетенции исправительных учреждений исходя из тяжести преступления.

Это могут быть поселения, воспитательные колонии и иные колонии разных типов режима (для пожизненного заключения – особо строгого), тюрьмы.

Сюда же можно отнести следственные изоляторы. Официально они не входят в группу исправительных учреждений, но в силу того факта, что они служат местом закрытого содержания подследственных, условно их можно отнести к таковым.

В теории смертная казнь должна осуществляться специальными учреждениями УИС.

Значение системы наказаний

Значение системы и видов наказания является глобальным не только в теории, но и на практике. Деление наказаний на виды и существование системы является воплощением принципа законности, при котором работа суда четко регламентируется. Ведь в назначении наказания судья не может выходить за рамки закона, нельзя придумывать свои наказания, также нельзя совмещать два основных наказания.

Здесь уже проявляется принцип справедливости. Судья анализирует систему наказаний и на основе материалов дела, степени общественной опасности виновного назначает индивидуальное наказание, которое будет воздействовать на конкретного человека.

Помимо этого, система наказаний позволяет законодателю прослеживать, какой вид наказания является наиболее распространенным, какой не соответствует потребностям современного мира. Это обуславливает необходимость постоянного обновления и совершенствования закона.

Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Поэтому традиционно в уголовных законах различных стран устанавливаются широкие перечни наказаний различных видов. В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий тринадцать видов наказаний:

  • а) штраф;
  • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • г) обязательные работы;
  • д) исправительные работы;
  • е) ограничение по военной службе;
  • ж) конфискация имущества;
  • з) ограничение свободы;
  • и) арест;
  • к) содержание в дисциплинарной воинской части;
  • л) лишение свободы на определенный срок;
  • м) пожизненное лишение свободы;
  • н) смертная казнь.

Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Разнообразие наказаний в законе - один из важнейших признаков предусмотренного законом перечня наказаний.

Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena, sine lege» (нет преступления и нет наказания без указания о том в законе), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.

Еще одним важным признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность. Все виды наказаний расположены в нем в соответствии со степенью строгости каждого из них. При этом важно отметить, что в новом Уголовном кодексе законодатель совершенно обоснованно использовал принцип построения перечня наказаний «от менее строгого к более строгому», который впервые в отечественном законотворчестве был применен в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., но в дальнейшем был заменен на противоположный. Этот же принцип положен законодателем и в основу перечисления альтернативных видов наказания в санкциях статей Особенной части нового УК. Эти новации, а также прямое указание в законе (ч. 1 ст. 60 УК) о том, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания», призваны психологически ориентировать суды на экономию мер уголовно - правовой репрессии.

В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать красивым научным термином «система наказаний», а последнюю определять не иначе как перечень. Так, устоявшимся в уголовно-правовой литературе является следующее ее определение: «Система наказаний - есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести». (См., напр.: 184, с. 273; 222, с. 321; и др.).

В теории была высказана и иная точки зрения. К примеру, П.П. Осипов обоснованно утверждал, что «при таком подходе система наказаний сводится к простой сумме составляющих ее компонентов, а ее исследование - к анализу отдельных видов наказания», между тем как «знание частей еще не означает знания целого, так как свойства, связи и отношения системы гораздо богаче, чем свойства, связи и отношения ее компонентов». Исследование системы наказаний предполагает не только изучение отдельных видов наказаний, но в качестве предварительного условия - изучение системы в целом». (163, с. 69). О неудовлетворенности приведенным выше определением и необходимости «глубокого социально - правового анализа системы наказаний» заявлял также П.А. Фефелов. (236, с. 94).

Однако и в уголовно-правовой литературе последних лет издания система наказаний традиционно определяется как перечень.

На наш взгляд, подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому (хотя и упорядоченному) их перечислению в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Следуя логике подобных определений, можно было бы практически любое множество, перечисленное в законе (а то и независимо от перечисления в законе) в определенной последовательности, именовать системой. Очевидно, что этого не может быть, это было бы неправильным. В частности, в Уголовном кодексе РФ различных перечней немало - например, в ст. ст. 61, 63, 105, 111 и др., однако совершенно справедливо никто не наделяет их статусом системы.

Потому что система - это нечто большее, чем просто перечень, это не любое, а только особое состояние определенного множества. Чтобы какое-то множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены в определенной последовательности, а надо, чтобы данное множество объективно обладало совокупностью необходимых системных (системообразующих) признаков.

Нам уже приходилось писать о том, что понятие «система» употребляется в различных областях социальной жизни и в самых разных значениях. Но при всей его многозначности термин «система» чаще применяется там, где речь идет о совокупности элементов, взаимосвязанных и упорядоченных.

Большинство авторов считает, что объект исследования может быть наделен статусом системы, если он, во-первых, имеет сложное строение, состоит из совокупности взаимосвязанных элементов; во-вторых, обладает целостностью, относительной выделенностью из окружающей среды и имеет интегративные качества, производные от качеств составляющих его элементов, но отличные от них; в-третьих, имеет устойчивые связи и характеризуется упорядоченностью элементов. (71, с. 13). Это, по нашему мнению, необходимый минимум свойств, которыми должно обладать некое множество, чтобы его можно было признать «системой». Это т.н. «системообразующие» свойства, выступающие своеобразными общими «критериями системности» элементов множества.

Система уголовных наказаний имеет в своей основе указанные системообразующие свойства, вполне соответствует этим «критериям системности».

Многоэлементность предусмотренной Уголовным кодексом РФ системы наказаний и многообразие свойств составляющих ее элементов определяют сложность ее строения. В системе наказаний различаются наказания основные и дополнительные, общие и специальные, связанные с исправительным воздействием и не связанные с таковым, разные по характеру, направленности и степени тяжести содержащихся в них правоограничений и т. д. При этом отдельные виды наказаний, которые могут рассматриваться как структурные подразделения системы наказаний, в свою очередь, имеют собственную внутреннюю, нередко сложную структуру.

Критерием системности уголовных наказаний является также оконченность, завершенность, исчерпывающая определенность элементов системы наказаний.

Важным системообразующим признаком системы наказаний является упорядоченность составляющих ее видов наказаний в уголовном законе. Это свойство системы наказаний имеет принципиальное и практическое значение, показывая, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что очень важно для назначения судом справедливого наказания осужденному. В частности, в следующих случаях:

при выборе меры наказания в пределах относительно - определенной санкции;

при выборе меры наказания из нескольких, альтернативно предусмотренных в санкции;

при необходимости избрания наказания более мягкого, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК);

при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК);

при назначении наказания за неоконченное преступление (ч. ч. 2, 3 ст. 66 УК);

при назначении наказания в случаях рецидива преступлений (ч. 2 ст. 68 УК);

при назначении наказания по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 69 УК);

при назначении наказания по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 70 УК);

при решении вопроса об обратной силе уголовного закона (ст. 10 УК).

Все виды наказаний, составляющие систему наказаний, взаимно связаны, функционально взаимодействуют между собой и с «внешним миром». Это проявляется и в их законодательном регулировании, и в применении на практике.

Так, изменение содержания и (или) порядка применения одних видов наказания в уголовном законе влечет определенные «подвижки» в правовом регулировании содержания, порядка и условий применения «смежных» видов наказания. Эти изменения отражаются, безусловно, на характере и пределах применения как тех, так и других: расширение сферы или объема применения одних видов наказания неизбежно влечет за собой сужение сферы или объема применения других, и наоборот.

Исключение из уголовного закона одних видов наказания и включение в него других неизбежно влечет за собой изменения в правовом регулировании и практике применения других видов наказания, входящих в единую систему. Так, исключение из уголовного законодательства в ходе его реформирования наказаний в виде ссылки, высылки - повлекли изменения в правовом регулировании и практике применения лишения свободы, ограничения свободы и других наказаний. Исключение наказаний в виде общественного порицания и возложения обязанности загладить причиненный вред - на правовом регулировании и применении штрафа и обязательных работ. Исключение из уголовного закона таких мер уголовно-правового воздействия, как отсрочка исполнения приговора и условного осуждения с обязательным привлечением к труду повлияло, с одной стороны, на предусмотренную новым УК систему видов освобождения от ответственности и от наказания, с другой стороны - на усиление карательного содержания, объем и пределы применения института условного осуждения, а также наиболее мягких видов наказаний в сторону их увеличения.

Особенно отчетливо подобная зависимость проявляется в структуре наказуемости преступлений, предусмотренной новым Уголовным кодексом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста не были введены в действие в связи с отсутствием необходимых условий для исполнения этих видов наказаний. Фактическое неприменение указанных видов наказаний обусловило восполнение образовавшейся в системе наказаний «бреши» между лишением свободы и заметно более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, не связанными с лишением свободы, за счет более частого применения, с одной стороны, лишения свободы, с другой стороны - условного осуждения. К примеру, судами общей юрисдикции РФ в 1997 г. и 1998 г. первая из указанных мер применялась в отношении соответственно 30,7 и 32,2 %% осужденных, вторая мера - в отношении 54,2 и 51,3 %% осужденных. Все остальные меры уголовно-правового воздействия в указанные годы применялись в отношении всего лишь 16 - 20 %% осужденных.

Взаимодействуют система наказаний и составляющие ее виды также и с «внешней средой» - с иными средствами воздействия на преступность, с состоянием, структурой и динамикой преступности, с личностными свойствами преступников и т. д. (71, с. 14). Например, увеличение количества преступлений или ухудшение структуры преступности обусловливают превалирование в структуре фактически применяемых на практике наказаний более строгих их видов и усиление интенсивности пенализации соответствующих видов преступлений в законе. И наоборот, улучшение криминогенной ситуации влечет сокращение применения более строгих видов наказания, увеличение случаев применения условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания. Вместе с тем, «ошибочно представлять себе дело так, что система наказаний (как в законодательстве, так и в судебной практике) должна быть поставлена в полную и однозначную зависимость от состояния преступности, ее уровня, структуры и характера». (163, с. 71).

При этом система наказаний имеет собственное «лицо», она обладает определенной целостностью - интегративными свойствами, которые не сводятся к совокупности свойств отдельных видов наказаний, они выделяют ее как своеобразный феномен, самостоятельный уголовно-правовой институт.

Система уголовных наказаний соответствует общим «критериям системности», при этом она характеризуется свойствами, отмеченными нами выше применительно к перечню наказаний - разнообразием элементов, их исчерпывающей определенностью и обязательностью для судебных органов, а также упорядоченностью в законе.

Однако понятие «система» (и, соответственно, производное от него понятие «система наказаний») - существенно более богатое по содержанию, чем понятие «перечень», хотя бы и упорядоченный, и предусмотренный законом.

Кроме отмеченных выше признаков, свойственных перечню наказаний, система наказаний обладает таким важнейшим отличительным признаком, как функциональность, или нацеленность на функционирование. В отличие от «мертвого», статичного перечня, система - это нечто «живое» или, во всяком случае, жизнеспособное, динамичное. Образно выражаясь, система наказаний отличается от перечня наказаний, предусмотренного законом, точно так же, как реальный человек отличается от своего изображения в зеркале, на фотографии или на картине. Поэтому «нельзя определять систему наказаний как их перечень; перечень есть лишь «технологический» метод изложения ее в законе». (240, с.35-37). Быть перечнем - это лишь один из признаков системы наказаний. Важный, необходимый, но лишь один из многих, к тому же не сущностный, а формальный.

Важно обратить внимание еще и на следующее формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний, предусмотренного законом: если последний урегулирован в единственной статье 44 УК, то вопросам закрепления и функционирования системы наказаний посвящен весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующий институт наказания и его применения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.

Возможно, кому-то этот спор покажется схоластическим, а проблема надуманной... Мы придерживаемся иного мнения. Поскольку суть проблемы состоит в том, что для эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью необходима именно система - «живой», функционирующий организм, способный не просто «быть перечисленным», а обеспечивать достижение оптимальным путем стоящие перед ним цели. Простое перечисление видов наказания в уголовном законе для этого недостаточно.

Все это делает систему наказаний необходимым и весьма важным уголовно-правовым инструментом в деле борьбы с преступностью.

Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. (240, с. 36). Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

«Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой». (184, с. 278).

Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как «социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести».

Систему наказаний следует изучать во всем многообразии ее связей и опосредований, добиваясь глубокого и всестороннего проникновения в нее именно как в систему, а не в механический агрегат разнородных элементов». (163, с. 70).

УК РФ содержит перечень видов наказания, кото-рые образуют их систему, т.е. установленный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказания , построенный по оп-ределенным принципам. Последовательность расположения ви-дов наказания в их законодательном перечне определяется их сравнительной тяжестью: они располагаются от наименее тяжко-го к наиболее тяжкому. Приведенный в ст. 44 УК РФ перечень видов наказания является полным: суд не вправе назначить нака-зание, не указанное в этом перечне. Однако при применении на-казания за конкретное преступление суд не может пользоваться приведенным в ст. 44 УК РФ перечнем непосредственно, он вправе назначить только те виды наказания, которые указаны в санкции применяемой судом нормы Особенной части УК РФ, и только в тех пределах, которые установлены этой санкцией.

Видами уголовных наказаний являются:

В соответствии со ст. 45 УК РФ все виды наказания по поряд-ку их применения классифицируются на три группы:

    1. основ-ные;
    2. дополнительные;
    3. наказания с двойственной юридиче-ской природой, т. е. применяемые как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.

Основными называются такие виды наказаний, которые могут назначаться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим видам наказания. К ним относятся:

    • обязательные рабо-ты;
    • исправительные работы;
    • ограничение по военной службе;
    • арест;
    • содержание в дисциплинарной воинской части;
    • лишение свободы на определенный срок;
    • пожизненное лишение свободы;
    • смертная казнь.

Они могут назначаться судом только тогда, когда прямо предусмотрены санкцией применяемой статьи Особен-ной части УК РФ либо при чрезвычайном смягчении наказания в соответствии со ст. 64 УК РФ.

Дополнительным видом наказания является лишение специ-ального, воинского или почетного звания, классного чина и госу-дарственных наград. Оно не может применяться самостоятельно, а лишь присоединяется к другим (основным) видам наказания.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также ограничение свободы обладают двойст-венной юридической природой : они могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний.

Поделиться: