Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости. О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы

Занятость. Общая характеристика

Тема 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

В настоящее время основополагающим актом, регламентирующим права и обязанности безработных граждан, а также порядок признания граждан безработными является Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». В отличие от прежнего КЗоТ РФ, действующий Трудовой кодекс РФ не включает в себя ни такую главу, ни подобный раздел.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, включая сезонные, временные работы;

· зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» в ред. от 14 декабря 2006 г. № 768.

Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:



1. Первичная регистрация безработных граждан;

2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

3. Регистрация граждан в качестве безработных;

4. Перерегистрация безработных граждан.

1. Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

При первичной регистрации учреждениями службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация о:

· состоянии рынка труда на соответствующей территории;

· наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

· возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

· порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

· правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

2. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют службы занятости справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, и предъявляют:

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

· документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Службы занятости в течение 10 дней должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера. Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

3. При невозможности подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными.

Безработными не могут быть признаны:

· лица, не достигшие 16-летнего возраста;

· граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости;

· лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы;

· лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

4. Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц.

В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы:

· первые три месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

· следующие четыре месяца - в размере 60%;

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 888 от 03 ноября 2011 г. установлена на 2012 год минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.

Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Тема 7. Понятие трудового договора, его содержание и срок.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Работником может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста. В случае получения основного общего образования или оставления общеобразовательного учреждения трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 15 лет.

При достижении 14 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, лица также могут быть приняты на работу в свободное от учебы время при наличии обязательного согласия родителей и органа опеки.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

В трудовом договоре указываются:

· фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (ФИО работодателя-физического лица), заключивших трудовой договор;

· сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя-физического лица;

· идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

· сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

· место и дата заключения трудового договора.

Все условия трудового договора можно подразделить на обязательные и дополнительные. При этом дополнительные условия приобретают статусное положение обязательных, если они включены в текст трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия.

· Место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

· Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральным законом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требовании к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

· Дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием дли заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом.

· Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

· Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

· Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

· Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иным федеральным законом.

Дополнительными условиями трудового договора признаются условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а именно:

· об испытании;

· о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

· об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

· о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

· об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

· об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен законом.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор заключается:

· на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативно-правовыми актами, трудовым договором, сохраняется место работы;

· на время выполнения временных (до 2 месяцев) работ;

· для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона) (обычно до 6 месяцев);

· лицами, направляемыми на работу за границу;

· для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

· с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период, или для выполнения заведомо определенной работы;

· с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

· для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;

· в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

· с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

· с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

· с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания 20 человек);

· с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, разрешена работа исключительно временного характера;

· с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;

· для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;

· лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

· с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

· с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

· с лицами, обучающимися по очной форме обучения;

· с лицами, поступающими на работу по совместительству.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется.

В любом государстве имеется группа населения, которая проявляет экономическую активность, готова и изъявляет желание участвовать в трудовой деятельности, но при этом не может самостоятельно найти себе подходящее место для трудоустройства.

Именно для такой категории людей и создаются центры занятости, помогающие им в данном процессе. Как пройти процедуру регистрации в таких центрах и получить государственную помощь в поиске работы можно узнать из данной статьи.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Когда вставать на учет

Сроки, в которые необходимо встать на учет по безработице, зависят во многом от причин увольнения. Например, если оно произошло на предыдущем месте работы, то соблюдение установленных сроков имеет принципиальное значение: по действующему трудовому законодательству на реализацию данной процедуры отводится не более двух недель.

Уволенный сотрудник при этом имеет право рассчитывать на ряд преимуществ в такой ситуации: работодатель обязан будет предоставить ему два оклада, а, если поиск нового места для трудовой деятельности, вызывает проблемы, то оплатить и еще один месяц простоя.

Для того чтобы засвидетельствовать тот факт, что поиски все еще осуществляется, необходимо будет предъявить бывшему работодателю документ из центра по занятости населения. Однако данное свидетельство будет выдано только в том случае, если соискатель был зарегистрирован в центре в указанный выше двухнедельный период.

Важно уточнить, что нельзя получать компенсацию и с предыдущего места работы, и в центре занятости: пока бывшего сотрудника обеспечивает работодатель, иные финансовые компенсации для него не предусмотрены законом. В тех случаях, когда потеря работы происходила по иным причинам, центр выплачивает денежные суммы начиная с того периода времени, как будет собран и подан весь необходимый для этого пакет документов.

Как происходит постановка на учет по безработице

Многие граждане ошибочно полагают, что после сбора и представления всей необходимой документации они в тот же момент будут поставлены на учет по безработице.

Не позднее чем в первые 10 календарных дней ответственная инстанция должна предложить лицу, ищущему новую работу:

  1. Свободные вакансии, которые в данный момент может предложить биржа. Причем необязательно на постоянной работе, предлагаемая трудовая деятельность может носить исключительно временный характер и это должно быть оговорено.
  2. При отсутствии свободных вакансий альтернативным вариантом становится предложение принять участие в различных общественных работах.
  3. При отсутствии у обратившегося лица специальности ему предлагается оказание помощи в обучении или переподготовка по выбранному направлению.

Только в тех случаях, когда по всем трем пунктам не было подобрано ни одного подходящего варианта, гражданин может быть зарегистрирован на бирже. С этого момента статус безработного начинает носить для него официальный характер.

Каким категориям граждан не следует затягивать с постановкой на учет

Данная процедура должна своевременно осуществляться всеми категориями граждан, которые не могут самостоятельно найти для себя место работы, однако существует определенный круг лиц, для которых своевременная регистрация статуса безработного особо важна и не терпит отлагательств.

В первую очередь это поправка касается следующих граждан:

  1. У которых в качестве официальной причины увольнения с предыдущего места работы является сокращение в штатном расписании организации или полная ликвидация компании. В противном случае может произойти потеря возможности получения дополнительных финансовых компенсаций от бывшего работодателя на более длительный срок.
  2. Всех лиц, вне зависимости от причин потери предыдущей работы, у которых срок отсутствия официальной трудовой деятельности близок к одному календарному году, иначе ими будет потерян ряд преимуществ при регистрации на бирже и их положение будет мене выгодным в сравнении с другими соискателями.

Справки и документы, необходимые для регистрации

Если постановка на учет в центре занятости населения происходит впервые, то для осуществления регистрации необходимо будет в обязательном порядке представить данной службе следующие документы:

  1. Заявление от лица, ищущего работу, подтверждающее его желание на получение помощи в этом вопросе.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации.
  3. Трудовая книжка.
  4. Документ, подтверждающий полученное образование, прохождение каких-либо специальных курсов или иными способами доказывающий получение специальности или квалификации.
  5. Справка, которая содержит сведения о доходах за последние 3 календарных месяца. По соответствующему запросу выдается бывшим работодателем в форме, установленной действующим законодательством.

В отдельных случаях, учитывая специфику ситуации или особое положение гражданина, ищущего работу, сотрудники биржи могут потребовать представления и другой документации.

Типичные ошибки при заполнении справки о доходах

Наибольший процент ошибок допускается в процессе заполнения справки о доходах. Для того чтобы избежать наиболее типичных и распространенных ошибок необходимо соблюдать следующие рекомендации и учитывать перечисленные нюансы:

  1. Указываются неполные сведения о полученных доходах. Зачастую это происходит, когда работодатель забывает указать сведения о суммах, которые были получены работником в период временного отсутствия у него трудоспособности, подтвержденного соответствующей справкой из медицинского учреждения, или получения определенных выплат на детей, недостигших возраста 18 лет.
  2. В случаях получения дохода от осуществления педагогической или иной научной работы не указывается информация о том, что в этот период осуществлялась иная деятельность, которая также подлежала оплате.
  3. К наиболее распространенным ошибкам, относящимся к представлению неполных сведений, также относятся ситуации, когда в справке перечисляются банковские счета, но не учитывается возможная прибыль, которую они способны принести своему владельцу. Это касается и ценных бумаг, переданных брокерам для доверительного управления, которое в случае совершения ряда операций способно приносить определенный доход.

Какие обязанности должен выполнять безработный

Естественно, состоять на учете на бирже труда, ничего не делать и только получать полагающееся пособие невозможно. Для сохранения за собой официального статуса безработного необходимо выполнять некоторые основные обязательства:

  1. Соблюдать все установленные правила после регистрации на бирже, о которых ищущий работу человек будет проинформирован сотрудниками данной организации.
  2. Своевременно сообщать в центр все сведения, которые могут оказывать влияние на его статус, доход и сферу предполагаемой деятельности.
  3. Сообщать о невозможности собственной перерегистрации и представлять документы, подтверждающие уважительность причины.
  4. В случае проявления собственной инициативы и самостоятельного удачного поиска нового места для трудоустройства, незамедлительно проинформировать о данных изменениях сотрудников биржи.
  5. В случае неудачного прохождения собеседования по полученному направлению, которое не завершилось устройством на работу по причине отказа со стороны работодателя, предъявить сотрудникам центра занятости соответствующее свидетельство, заверенное печатью отказавшей фирмы.

Пособие по безработице

Как уже упоминалось, гражданам, получившим статус безработных, полагаются определенные финансовые компенсации в порядке, установленном законодательством. Все выплаты полагаются только тем, кто официально подтвердил данный статус, пройдя процедуру регистрации. Периодичность осуществляемых выплат пособий, а также их объем, зависят от ряда факторов, основным является их срок.

Размеры помощи, оказываемой лицам без работы, регламентируются соответствующим федеральным законом. В соответствии с последними поправками и нововведениями, вступающими в силу в 2016 году, пособие не может превышать планку в 4900 рублей, но и не может опускаться ниже показателя в 850 рублей.

Наименьшие выплаты осуществляются только для отдельных категорий людей, например, потерявшим работу по причине нарушения дисциплины или законодательства, не имеющих какого-либо стажа вообще или не осуществлявших рабочую деятельность на протяжении длительного периода, который превышает год.

Документы для оформления пособия по безработице

Для оформления и дальнейшего получения на руки денежного пособия недостаточно будет только лишь первичных документов, которые представляются при регистрации на бирже.

Чтобы получать все полагающиеся по закону финансовые средства необходимо будет собрать и представить дополнительный пакет, в который входят:

  1. Свидетельство, подтверждающее пенсионное страхование.
  2. Номер лицевого счета, открытого в любом из отделений Сбербанка.
  1. Сиротам необходима справка, которая выдается органами опеки или иными ответственными подразделениями.
  2. Справку, которая свидетельствует о факте отчисления из учебного заведения, если таковое имело место быть.

Что делать после постановки на учет

После того как вся необходимая документация собрана и представлена сотрудникам биржи труда, статус подтвержден, и процедура регистрации завершена, безработный должен:

  1. Дважды в месяц посещать центр занятости населения, обычно приходит соответствующее приглашение с указанием конкретной даты и времени для совершения визита.
  2. При информировании об открытых вакансии и получении направления для прохождения интервью у работодателя, посещать предложенные организации. Неявка, при которой не имеется документов, подтверждающих уважительность причины, может стать причиной применения санкций.
  3. Не иметь доходов от иных источников, нарушение этого пункта также грозит штрафными санкциями.
  4. Внимательно изучать сделанные предложения по трудоустройству, поскольку два отказа, инициатором которых был сам безработный, будут иметь за собой последствия.

Какую еще помощь оказывают центры занятости

Помощь в поиске места для трудоустройства и информирование по имеющимся в банке данных свободным вакансиям – это далеко не единственная помощь, которую центры занятости готовы оказываются заинтересованным в этом лицам. Иногда поиск работы усложняется отсутствием профессионального образования, опыта или квалификации у конкретного гражданина.

В таких случаях сотрудники биржи предлагают пройти соответствующие курсы, спонсируемые из государственного бюджета. Перечень сфер деятельности, по которым возможно осуществить повышение квалификации, обычно ежегодно пересматривается и его актуализация зависит от текущей ситуации и тенденций на трудовом рынке.

Желающие попробовать себя в предпринимательской деятельности также могут рассчитывать на оказание им помощи со стороны данной структуры. Для этого собирается комиссия, которую будущий предприниматель должен убедить в том, что существует необходимость в том, чтобы открыть предлагаемое им предприятие на территории конкретного субъекта государства, а также представить развернутый бизнес-план по созданию собственного дела.

Если указанный процесс пройдет успешно и комиссия примет положительное решение, то начинающий бизнесмен может рассчитывать на право получения компенсации за расходы на открытие собственного дела, которая, однако, не может быть выше 30000 рублей. Помимо этого, предпринимателя обяжут пройти соответствующие бесплатные курсы, организованные биржей.

Исходя из изложенного в статье, определяются три основных направления, по которым центры занятости оказывают содействие безработному населению – это повышение или приобретение квалификации, поиск свободных вакансий или открытие собственного предприятия.

(извлечение)

Общие положения 1.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения (далее именуются - учреждения службы занятости) в целях поиска подходящей работы (далее именуются - безработные граждане), регистрируются в соответствии с настоящим Порядком. 2.

Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На отдельных территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан осуществляется в упрощенном порядке, без прохождения гражданами первичной регистрации. 3.

Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется учреждениями службы занятости бесплатно.

Первичная регистрация безработных граждан 4.

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. 5.

При первичной регистрации учреждениями службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу. 6.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация:

о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы 7.

Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке. 8.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. 9.

Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы. 10.

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

При этом не допускаются:

направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости. 11.

Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. 12.

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости. 13.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.

Реквизиты личного дела, порядок его ведения и хранения устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Регистрация граждан в качестве безработных 14.

Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в учреждения службы занятости следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.

Учреждения службы занятости имеют право проверять подлинность представленных документов. 15.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. 16.

Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны;

не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней;

не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным. 17.

Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. 18.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение в учреждения службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным учреждения службы занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Перерегистрация безработных граждан 19.

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. 20.

При перерегистрации безработные граждане обязаны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные документы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 14 настоящего Порядка.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. 21.

Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера. 22.

В случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета 23.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется учреждениями службы занятости в случаях:

признания в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению учреждений службы занятости с выплатой стипендии;

неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

длительной (более месяца) неявки в учреждения службы занятости без уважительных причин; переезда в другую местность;

установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.); осуждения к наказанию в виде лишения свободы; назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. 24.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения учреждения службы занятости. 25.

ответственность за организацию работы по регистрации безработных граждан несет руководитель учреждения службы занятости. 26.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрационный N 18844

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1998, N 30, ст. 3616; 1999, N 18, ст. 2211; N 29, ст. 3696; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 53, ст. 5024; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6242; 2009, N 23, ст. 2761; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6441, ст. 6443; 2010, N 30, ст. 3993) и пунктом 5.2.100.9 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, ст. 1434; N 33, ст. 4083, ст. 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст.4574), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок регистрации безработных граждан.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 2009; 1999, N 29, ст. 3748; N 46, ст. 5573; 2005, N 7, ст. 560; 2006, N 51, ст. 5468).

Министр Т. Голикова

Приложение

Порядок регистрации безработных граждан

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы регистрации в качестве безработных граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, перерегистрации и снятия с регистрационного учета в качестве безработных граждан.

2. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными.

3. Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов:

документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;

справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов:

паспорта или документа, его заменяющего;

документа об образовании;

индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, представленных гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, для признания их безработными.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Граждане, признанные безработными, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения о регистрации их в качестве безработных в письменной форме.

4. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

5. Граждане, не явившиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения для предложения им подходящей работы, могут представить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченными органами и организациями (листок нетрудоспособности; повестка о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя; повестка в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого; документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления, и других чрезвычайных обстоятельств, противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; иные документы, обосновывающие причины неявки гражданина).

6. Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается государственным учреждением службы занятости населения в следующих случаях:

отказа граждан в течение 10 дней со дня их регистрации в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

неявки граждан без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственных учреждениях службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения для регистрации их в качестве безработных;

представления гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представления других недостоверных данных для признания их безработными.

Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Сведения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным вносятся в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в государственные учреждения службы занятости населения для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня принятия решения об отказе в признании указанных граждан безработными.

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым отказано в признании их безработными, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения об отказе в признании их безработными в письменной форме.

7. Граждане, зарегистрированные в качестве безработных (далее - безработные граждане), проходят перерегистрацию в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц.

Безработные граждане, не явившиеся на перерегистрацию в качестве безработных (далее - перерегистрация) в установленные государственными учреждениями службы занятости сроки, для подтверждения уважительных причин неявки могут предъявить документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.

Перерегистрация безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при условии предъявления гражданами:

паспорта или документа, его заменяющего;

трудовой книжки или документа, ее заменяющего;

индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Перерегистрация безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при условии предъявления гражданами:

паспорта или документа, его заменяющего;

документа об образовании;

индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Перерегистрация безработного гражданина осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов. Сведения о датах перерегистрации безработного гражданина вносятся в личное дело получателя государственных услуг в области содействия занятости населения.

8. Снятие граждан с регистрационного учета в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения без уважительных причин;

переезда в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказа от посредничества государственных учреждений службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина);

Снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ о снятии гражданина с регистрационного учета в качестве безработного приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Граждане, снятые с регистрационного учета в качестве безработных, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения о снятии их с регистрационного учета в качестве безработных в письменной форме.

Граждане, снятые с регистрационного учета в качестве безработных в случае длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения, для подтверждения уважительных причин неявки могут предъявить документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.

Отмена снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ об отмене снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация отмены снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Поделиться: