Психология как наука о сознании.

1. Психологическое учение Рене Декарта.

2. Психология Бенедикта Спинозы.

С именем Рене Декарта (1596 - 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделœения психики из существовавшего до него аристотелœевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставлении телу и всœему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность – главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в. – в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.

В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. ʼʼСтрасти душиʼʼ – последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

Рассуждения о душе и о телœе не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта͵ направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истинœе сомнение во всœем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всœегда, а только ʼʼтогда, когда мы задаемся долею созерцания истиныʼʼ, т. е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными – вероятными – знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований.

В первую очередь Декарт сомневается в достоверности чувственного мира. О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас.

Вслед за выводом о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определœению сущности ʼʼЯʼʼ. Обычный ответ на поставленный вопрос – я есть человек – отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются прежние, восходя к Аристотелю, представления о ʼʼЯʼʼ как состоящем из тела и души, ибо нет уверенности – нет теоретического доказательства – в обладании ими. Следовательно, они не необходимы для ʼʼЯʼʼ. В случае если отделить всœе сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения. Но сомнение – акт мышления. Следовательно, от сущности ʼʼЯʼʼ неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: она проистекает из непосредственности нашего переживания. Ибо даже если согласиться, что всœе наши представления о вещах ложны и не содержат доказательства их существования, то с гораздо большей очевидностью из них следует, что я сам существую.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания ʼʼЯʼʼ и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний. При этом в отличие от задачи, стоящей перед предыдущим изложением, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объектах, здесь требуется определить сущность ʼʼЯʼʼ.

Мышление - ϶ᴛᴏ чисто духовный, абсолютно бестелœесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Этот вывод Декарта встретил непонимание уже у современников. Так, Гоббс указывал, что из положения ʼʼя мыслюʼʼ можно скорее вывести, что вещь мыслящая есть нечто телœесное, чем заключать о существовании нематериальной субстанции. На это Декарт возражал: ʼʼ...нельзя представить себе, чтобы одна субстанция была субъектом фигуры, другая – субъектом движения и пр., так как всœе эти акты сходятся между собой в том, что предполагают протяжение. Но есть другие акты – понимать, хотеть, воображать, чувствовать и т. д., которые сходятся между собой в том, что не бывают без мысли или представления, сознания или знания. Субстанцию, в коей они пребывают, назовем мыслящей вещью, или духом, или иным именем, только бы не смешивать ее с телœесной субстанцией, так как умственные акты не имеют никакого сходства с телœесными и мысль всœецело отличается от протяженияʼʼ .

Сознание Декарт описывает в противопоставлении телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о материи. В корне физической теории Декарта лежит идея о тождестве материи и протяжения. Телу свойственны также делимость, пространственная форма (фигура), перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом, скорость этого перемещения, которые суть некоторые модусы протяжения. Сопоставление телœесной и духовной субстанций привело Декарта к выводу о ʼʼполнейшей разнице, существующей между духом или душой человека и его теломʼʼ, которая состоит ʼʼв том, что тело по своей природе всœегда делимо, тогда как дух совсœем неделимʼʼ .

По Декарту, душа по природе своей не находится ни в каком отношении ни к протяженности, ни к измерениям или каким-либо другим свойствам материи, из которой состоит тело, а связана со всœей совокупностью его органов. Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых – по определœению – не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Чисто материальные вещи - ϶ᴛᴏ вся природа, включая небесные тела, земные тела – неживые, растения, животные, а также тело человека. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении, - ϶ᴛᴏ душа. Она ʼʼвсœецело и поистинœе раздельна с моим телом и должна быть или существовать без негоʼʼ .

Тело животного и человека Декарт описывал как физик, опираясь на науку своего времени: ʼʼвсœе тепло и всœе движения, которые у нас имеются, поскольку они совершенно не зависят от мысли, принадлежат только телуʼʼ. О том, что эти движения не зависят от души, мы судим по тому, что ʼʼесть неодушевленные тела, которые могут двигаться такими же и даже более разнообразными способами, чем наше тело, и которые имеют больше тепла и движений (из опыта нам известен огонь, который один имеет значительно больше тепла и движений, чем какая-нибудь из частей нашего телаʼʼ. По этой причине ʼʼто, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу, напротив - всœе то, что, по нашему мнению, никоим образом не может относиться к телу, должно быть приписано нашей душеʼʼ . Критерий, выбранный для различения функций души и тела, является субъективным.

Декарт называет ʼʼбольшой ошибкойʼʼ, которую делало большинство, когда связывало такие процессы, как движение и тепло, с душой. ʼʼСмерть никогда не наступает по винœе души, но исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей телаʼʼ .

Тело человека Декарт сравнивает с часами или иным автоматом, ʼʼкогда они собраны и у них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены со всœем необходимым для их действияʼʼ. Дается краткое описание ʼʼустройства машины нашего телаʼʼ, объяснение некоторых его функций – пищеварения, кровообращения и других отправлений, которые являются общими для животных и для человека. В вопросах физиологии, как и природы в целом, Декарт - материалист. В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств использует понятие о ʼʼживотных духахʼʼ. ʼʼЖивотные духиʼʼ - ϶ᴛᴏ ʼʼтела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечиʼʼ и составляют ʼʼтелœесный принцип всœех движений частей нашего телаʼʼ, которые, как было сказано выше, реализуются без участия души. Причина всœех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределœения духов между мышцами, что возможно потому, что ʼʼв каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти ʼʼдухиʼʼ могут перейти из одного в другойʼʼ. От этого мускул, из которого они выходят, растягивается и слабеет, а мускул, в который приходит больше духов, сокращается и приводит в движение ту часть тела, к которой он прикреплен. Чтобы понять, каким образом происходят движения мускулов, следует рассмотреть строение нервов, при посредстве которых осуществляется движение. Нервы - это как бы трубочки, в которых есть ʼʼсердцевина или внутреннее вещество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединœеныʼʼ; оболочка, которая является продолжением той, которые покрывают мозг, и ʼʼживотные духиʼʼ, переносимые по этим трубочкам из мозга в мускулы. Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всœегда натянуты. Предмет, касаясь той части тела, где находится конец одной из нитей, приводит благодаря этому в движение ту часть мозга, откуда эта ниточка выходит, подобно тому, как движение одного конца веревки приводит в движение другой. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться – и происходит движение. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, движение возникает в результате воздействия предмета на тело, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ механически проводится к мозгу, а от мозга – к мускулам. Направленность ʼʼживотных духовʼʼ каждый раз к определœенным мускулам объясняется характером внешнего воздействия, требующего определœенного, а не любого движения. Другой причиной направления течения животных духов является неодинаковая подвижность ʼʼдуховʼʼ и разнообразие их частиц.

Таким чисто телœесным механизмом объясняются не всœе движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание и вообще всœе отправления, общие для человека и животного.

Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа. В то же время в рефлексе как механизме, совершенно независимом от психики, проявляется механистическая односторонность Декарта.

Животные, считал Декарт, не имеют души. Вся сложность явлений, какую мы наблюдаем в поведении животных, в т.ч. высших, есть чистый автоматизм природы. Величайшим из предрассудков называет Декарт мнение о том, что животные думают.

Главное соображение, убеждающее в том, что животные лишены разума, состоит в том, что, хотя между ними бывают одни более совершенные, чем другие, и хотя всœе животные ясно обнаруживают естественные движения гнева, страха, голода и т. п. или голосом, или движениями тела, тем не менее животные, во-первых, не имеют языка, и, во-вторых, хотя многие из них обнаруживают больше, чем человек, искусства в некоторых действиях, однако, при других обстоятельствах они его совсœем не обнаруживают. Отрицание у животных психики нарушало преемственность между животными и человеком и с неизбежностью приводило к идее Бога как порождающей человеческий разум.

Этот вывод был обусловлен также соображениями этического характера и связан с религиозными догмами о бессмертии души. Идея бессмертия души, хотя и высказывается Декартом неоднократно, но конкретно не раскрывается.

Вывод об автоматизме животных выступал в системе Декарта конкретно-научным обоснованием философского положения о независимом существовании телœесной и душевной субстанций или, по крайней мере, об отдельном существовании телœесной субстанции. Метафизические размышления Декарта о душе как самостоятельной субстанции не подкрепляются материалом положительного описания такого существования, ибо, хотя по природе душа и может существовать раздельно от тела, в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека. О связи души и тела свидетельствует опыт, собственное самонаблюдение. Голод, жажда и т. п., восприятия света͵ цветов, звуков, запахов, вкусов, тепла, твердости и пр.
Размещено на реф.рф
являются продуктом соединœенной деятельности души и тела и называются страстями в широком смысле слова. Собственные проявления души - ϶ᴛᴏ желания и воля. Οʜᴎ – действия души и не имеют отношения к чему-либо материальному: не связаны с телœесными процессами организма, не вызываются каким-либо материальным предметом. Сюда же относятся внутренние эмоции души, направленные на ʼʼнематериальные предметыʼʼ, к примеру интеллектуальная радость от размышления о нечто только умопостигаемом.

Душа соединœена со всœем телом, но наиболее ее деятельность связана с мозгом, точнее, по Декарту, не со всœем мозгом, а только с частью его, ʼʼрасположенной глубже всœехʼʼ. Душа помешается в очень маленькой желœезе, находящейся в серединœе мозга; в силу своего положения она улавливает малейшие движения живых духов, которые ʼʼмогут ее двигать весьма различно исходя из различных предметов. Но и душа может вызвать различные движения; природа души такова, что она получает столько различных впечатлений, т. е. у нее бывает столько различных восприятий, что она производит различные движения в этой желœезе. И обратно, механизм нашего тела устроен так, что исходя из различных движений этой желœезы, вызванных душой или какой-либо другой причиной, она действует на ʼʼдухиʼʼ, окружающие ее, и направляет их в поры мозга, которые по нервам проводят эти ʼʼдухиʼʼ в мускулы. Таким путем желœеза приводит в движение части телаʼʼ.

В объяснении механизма взаимодействия души и тела выступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой – тесно с ним связана; душа непротяженна и помещается в маленькой желœезе мозга. Так, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюдения вступают в противоречие друг с другом.

Учение Декарта о душе и телœе и об их субстанциональном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различие между духовным и телœесным признавалось и до Декарта͵ но четкого критерия выделœено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении. Психология Декарта идеалистична.

Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанной на нем психологической науки.

Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как ʼʼвосприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением ʼʼдуховʼʼ. Природа страстей двойственная: они включают телœесный компонент и мысль о предмете. Телœесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Конкретно-научное учение Декарта о страстях включает такие вопросы: причины и источники страстей, классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых в телœе происходят большие физиологические изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание психофизиологии чувств, описывает телœесные проявления, физиологические компоненты страстей (изменения пульса, дыхания и др.). Источники страстей разнообразны, но главным являются воздействия внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в данном их главная особенность.

Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при ее соединœении с телом и суть следующие шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль, Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Οʜᴎ приобщают нас к истинным благам, в случае если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.

Значение страстей велико. Οʜᴎ обеспечивают единство тела и души.

При этом страсти имеют и недостатки. Страсть не всœегда приносит пользу, потому что имеется много как вредных для тела вещей, не вызывающих сначала никакой печали и даже радующих человека, так и других, действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Вместе с тем, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом делœе; они побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением. Отсюда возникает задача воспитания страстей.

Средствами в борьбе с нежелательными страстями являются разум и воля. От разума зависит знание жизни, на котором основывается оценка предметов для нас, а от воли – возможность отделить мысль о предмете от движений животных духов, возникших от этого предмета͵ и связать их с другой мыслью о нем. Воля может не подчиниться страсти и не допускать движений, к которым страсть располагает тело. К примеру, в случае если гнев заставляет поднять руку, чтобы ударить, воля может ее удержать; если страх побуждает ноги бежать, воля может их удержать, ʼʼприводяʼʼ доводы, убеждающие в том, что объект страсти сильнее, чем на самом делœе. Так, определœенные суждения о добре и зле, т. е. бесстрастный компонент, своей духовной силой противодействуют телœесному механизму, который действует по механическим законам. В случае если можно отложить действие, то в состоянии страсти полезно воздержаться от решения и заняться вопросами, пока время и досуг не помогут успокоиться волнению крови. Лучшим средством овладения страстями является опыт. Следует воспитывать у себя привычку поступать в жизни согласно определœенным правилам. Практика обдумывания своих поступков, в конце концов, позволит и в неожиданных ситуациях действовать вполне однозначно.

Психологическое учение Рене Декарта - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологическое учение Рене Декарта" 2017, 2018.

Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.

Воззрения философа Аристотеля (384-322гᴦ. до н.э.) о душе.

Трактат ≪О душе≫. Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал всœе знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой базе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телœесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения.

Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души.

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на базе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, крайне важно е для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память образ в соединœении с временной характеристикой;

высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ познает основы вещей и должна быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ можно находить посылки, и мышлением-мудростью, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является высшим видом мышления.

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделœение души и тела, сделав их, совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание. Объяснение сосуществования в организме души и тела как независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой - тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи ним.

Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему: внешний импульс приводит в движение частицы, называемые ʼʼживотными духамиʼʼ. Далее посредством этого внешнего импульса ʼʼживотные духиʼʼ заносятся в мозг по ʼʼтрубкамʼʼ, из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

Вклад Р.Декарта в развитие психологии. Рене Декарт: рефлексы и "страсти души". Первый набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596-1650). Он происходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, которая являлась одним из лучших религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинский языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин.

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым живое тело, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во всœей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, ᴛ.ᴇ. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства с всœе большей определœенностью утверждались в общественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.

Другое достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. В случае если Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всœего организма. Три столетия спустя И.П.Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории. Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. По этой причине декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Декарту эта система виделась в форме "трубок", по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их "животными духами"). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти "духи" в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин "рефлекс" и означал отражение.

Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии." 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

«Вклад Рене Декарта в развитие психологии»

Выполнила:
студентка 1курса 211гр.
факультет МИФ
Набатова А.Г.
Проверила:
Батюта М.Б.
г. Нижний Новгород
2008 год
1. Введение
2. Рене Декарт (1596-1650)
3. Учение о сознании
4. Соотношение души и тела
5. Взаимодействие души и тела
6. Учение Декарта о рефлексе
7. Заключение
8. Список литературы

1. Введение

ХVII век - время коренных изменений в социально-политической жизни европейских народов - предстает перед нами как переломная эпоха в развитии взглядов на психику. Именно в XVII веке берут начало те длительные процессы, которым обязана своим существованием современная наука. В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались за разъяснениями к трудам Аристотеля или других древних авторов, к Библии. В своих исследованиях человек должен был руководствоваться догмой, установлениями господствующей церкви или мнением авторитетных авторов. В XVII же столетии появляется новая методологическая установка -- эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента. Знание, ориентированное только на традицию и авторитет, теперь воспринималось как нечто внушающее сомнение. В период своего расцвета XVII век преподнес миру ряд значительных открытий и прозрений, которые отражали произошедшие изменения в способе научного мышления.

Среди тех ученых, чье творчество ознаменовало собой данный период, в первую очередь следует упомянуть Декарта, внесшего непосредственный вклад в развитие современной психологии. Именно его работы позволили научной мысли освободиться от сковывающих теологических и традиционалистских предубеждений, господствовавших до того веками. Именно имя Декарта символизирует собой переход к новой эре в современной науке. Им же впервые была развита идея рассмотрения человеческого организма как подобия часового механизма. А потому можно с уверенностью сказать, что именно с его работами связано становление эры современной психологии.

С именем Рене Декарта (1596-1950) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - душевное - бытие, в противопоставлении телу и всему материальному миру. Их абсолютная разнородность - главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования сначала в рамках философии, а в середине XIX в. - психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно - научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта его философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души»- последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

2. Рене Декарт (1596-1950)

Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. С 1604 по 1612 годы он обучался в иезуитском колледже, где получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии. По причине слабого здоровья директор колледжа освободил Декарта от посещения утренних богослужений и позволил ему оставаться в постели вплоть до полудня -- привычка, сохранившаяся у Декарта на всю жизнь. Именно эти тихие утренние часы были для него особенно плодотворными в творческом отношении.

После завершения образования Декарт вел в Париже беззаботную жизнь, полную удовольствий. Но в конце концов такой образ жизни стал тяготить его, и он уединился для того, чтобы посвятить себя математическим исследованиям. Когда ему исполнился 21 год, он несколько лет служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии. За это время он приобрел неплохие воинские навыки, а также некоторые авантюристические черты характера. Ему нравились балы и азартные игры -- причем игроком он был весьма удачливым, в чем немалую роль сыграл его математический талант. Ничто человеческое ему не было чуждо -- правда, единственно длительный его любовный роман продолжался всего лишь три года. Его возлюбленной была некая голландская женщина, которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребенка и был глубоко потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Он всегда говорил об этой утрате как о самом большом несчастье в своей жизни.

Декарт придавал большое значение практическому использованию научных знаний. Так, его интересовало, каким образом можно предохранить волосы от поседения. Он проводил также некоторые опыты с креслом-каталкой.

Во время службы в армии Декарту однажды привиделся сон, имевший огромное значение для всей его жизни. Весь день 10 ноября он провел в одиночестве в своей комнате, размышляя над научными и математическими проблемами. Это было в старинном баварском доме. где комната отапливалась большой дровяной печью, что, по-видимому, способствовало творческому процессу. Незаметно для себя Декарт задремал, и ему приснилось -- как он впоследствии рассказывал, -- что пред ним предстал некий “дух истины” и принялся упрекать его за леность. Этот дух полностью овладел сознанием Декарта и убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы и могут принести огромную пользу, придавая научному знанию строгость и определенность.

Для продолжения занятий математикой Декарт вернулся в Париж, но столичная жизнь вновь быстро наскучила ему. Продав поместье, доставшееся ему от отца, он перебрался в уединенный сельский дом в Голландии. Его тяга к одиночеству и уединению была столь велика, что в течение двадцати лет он сменил 24 дома в 13 различных городах -- и притом держал свой адрес в секрете даже от близких друзей, с которыми поддерживал постоянную переписку. Его единственным и неизменным требованием к новому месту жительства были близость к католическому собору и университету.

Декарт прославил свое имя целым рядом трактатов в области математики и философии, и, в конце концов, на него обратила свое внимание шведская королева Христина. Она пригласила Декарта давать ей уроки философии. И как бы ни были ему дороги свобода и отшельнический образ жизни, он не мог не проявить уважения к королевской просьбе. Королева послала за ним военный корабль, и на исходе 1649 года он ступил на землю Швеции. Однако королева Христина оказалась не слишком прилежной ученицей. Она смогла выделить для встреч с великим философом лишь ранние утренние часы -- около пяти часов утра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке, а зима в том году выдалась необычайно суровой. Хрупкий и болезненный Декарт стойко переносил ранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех месяцев. Однако в конце концов он заболел воспалением легких и умер 11 февраля 1650 года.

Интересным постскриптумом к смерти этого великого человека, который, как мы увидим дальше, отдал много сил изучению взаимодействия тела и души, может послужить посмертная история его собственного тела. Через 16 лет после его смерти друзья решили, что тело его должно покоиться во Франции. Но гроб, который для этой цели был отослан в Швецию, оказался слишком короток. А потому шведские власти, не долго думая, решили отделить голову Декарта от тела и захоронить ее отдельно -- до той поры, пока не будут получены соответствующие распоряжения из Парижа.

Пока останки философа готовили к отправке во Францию, французский посол в Швеции решил, что неплохо было бы ему иметь что-нибудь на память о великом соотечественнике. А потому он отсек указательный палец на правой руке Декарта. Тем временем тело, лишенное головы и пальца, было с большой помпой и пышными церемониями перезахоронено в Париже. По прошествии нескольких лет один армейский офицер выкопал череп Декарта в качестве сувенира, который затем в течение 150 лет переходил от одного коллекционера к другому, пока, наконец, не был захоронен в Париже.

Все личные бумаги и рукописные работы Декарта были собраны, и после его смерти морем отправлены в Париж. Однако корабль затонул, не дойдя до причала. Бумаги в течение трех дней находились под водой. Семнадцать лет потребовалось впоследствии для того, чтобы отреставрировать их и сделать пригодными для печати.

3. Учение о сознании

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился построению истиной системы знаний. Проблема метода - центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать её без метода. Метод содержит правила, соблюдения которых не позволяет принимать за истину то. Что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей - сочетание интроспекции с естественно - научным методом.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочих оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнения во всём, по поводу чего можно обнаружить малейшие подозрения в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.е. в области научного исследования. В жизни часто пользуемся лишь правдоподобными - вероятными - знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философских и научных исследований.

В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т.е. «в том, имеются среди тех вещей, которые попадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существуют на свете». О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз». Поэтому Декарт «допустил, что нет, не одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется». Так как мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет, так как существуют обманчивые чувства, например, ощущение боли в ампутированных конечностях. Но при этом «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключения: я мыслю, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли». Вслед за выводами о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос - я есть человек - отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящим из тела и души, ибо нет уверенности - нет теоретического доказательства - в обладании ими. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: оно проистекает из непосредственности нашего переживания.

Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от субъективного описания «Я» и обращается только к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. При этом, в отличие от задачи, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объектах, здесь требуется определить сущность «Я».

4. Соотношения души и тела

Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление современной науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических проблем -- проблему соотношения души и тела. В течение многих столетий мыслители ломали голову над тем, как различить душу, идеальное, и тело, материальное.

Первоначально центральный вопрос здесь представляется абсолютно простым: различаются ли вообще между собой душа и тело, мир идеальный и мир реальный? Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум, мышление, дух) и тело имеют совершенно различную природу. Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение? Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?

Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне незначительно. Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник -- это душа, а кукла -- тело.

Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии, так и для развития науки.

После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей -- кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям.

В средние века, например, полагали, что душа ответственна не только за процессы мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и репродуктивную деятельность. Декарт отбросил эти представления. Душа, с его точки зрения, имеет одну-единственную функцию -- мышление. Все прочие функции носят телесный характер.

Декарт, рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил внимание на проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким образом, он отбросил спекулятивные теологические рассуждения о душе и заложил основы научного подхода к данной проблеме. Подобная позиция повлекла за собой и изменение методов исследования: вместо метафизических рассуждений стали применять методы объективного наблюдения и эксперимента, вместо умозрительных спекуляций о существовании и природе души -- наблюдение за ходом психических процессов.

Тело и душа -- это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция характеризуется прежде всего протяженностью (она всегда занимает некоторое место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа, ум не имеют протяженности и не привязаны к какой-либо физической субстанции. Особо революционный характер имеет идея Декарта о том что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу.

5. Взаимодействие души и тела

С точки зрения Декарта, душа нематериальна (то есть не состоит из
какой-либо материи). Душа способна сознавать и мыслить, давая нам, таким
образом, информацию о внешнем мире. Ум не обладает ни одним из свойств
материального мира. Его основной характеристикой является способность к
мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего материального мира в целом.
Однако мыслящий, чувствующий и обладающий свободной волей ум должен неким образом воздействовать на тело и воспринимать ответные реакции. Если в душе рождается намерение, например, переместиться из одного места в другое, то это желание выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего тела. Аналогичным образом, если тело подвергается воздействию какого-либо стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и обрабатывает чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции. Для того чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую роль. Необходимо было отыскать такую структуру в мозге, которая была бы одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой -- с точки зрения Декарта -- является шишковидное тело или сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела. Декарт описывает это взаимодействие в типично механистической манере: движущиеся по нервным трубкам животные соки определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические движения.

В объединение механизма взаимодействия души и тела вступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой - тесно с ним связана; душа не протяженна - и перемещается в маленьком железе мозга. Так, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюдения вступают в противоречия друг с другом.

Учение Декарта о душе и теле и об их субстанционном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различия между духовным и телесном признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самосознании. Психология Декарта идеалистична.

Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанном на нем психологической науки.

Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевное движение, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Природа страстей двойственная: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям неоправданный характер, а связь с мыслью позволяет управлять ими и воспитывать страсти. Конкретно-научное учение Декарта о страстях, включает такие вопросы: причины и источники страстей, Классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание физиологии чувств, описывает телесные проявления, физиологические компоненты страстей. Источники страстей разнообразны, но главным является взаимодействие внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность.

Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при её соединении с телом, их суть в следующие шесть чувств: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их значения сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются вторичными и преобразуются при жизни.

Значение страстей велико. Они обеспечивают единство тела и души. От них зависит наслаждение жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что имеет много как вредных для тела вещей, не вызывающих сначала никаких печалей и даже радующих человека, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме того, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом деле; они побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением». Отсюда возникает задача восприятия страстей. Декарт уверен в неограниченных способностях человека в отношении восприятия страстей: «…люди даже со слабой душой смогли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими».

6. Учение Декарта о рефлексе

К крупнейшим открытиям ХVII в. Относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Концепция Декарта сложилась в эпоху, когда рассмотрение под новым углом зрения организма и его функций произвело настоящий переворот в анатомо-физиологических исследованиях. Сокрушительный удар по средневековой биологии, считавшей «сущности» и «формы» определяющими факторами явлений, нанесло открытие Гарвеем механизма кровообращения. Открытие Декартом рефлекторной природы поведения - продукт той же идейной атмосферы. Правда, уровень знаний о нервной системе еще не позволил придать рефлекторной гипотезе столь же прочное фактическое основание, каким обладала новая теория кровообращения. По идейно-научной значимости, однако, психофизиологическая теория Декарта не только не уступала учению Гарвея, но в известном отношении еще в большей степени укрепляла принцип материалистического детерминизма. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, тогда как Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения, открыв тем самым эру внедрения новой детерминисткой методологии в самую сложную сферу жизнедеятельности. Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. Отсутствие сколько-нибудь достоверных данных о природе нервного процесса вынудило Декарта представить его по образцу процесса кровообращения, знание о котором приобрело надежные опорные точки в опытном исследовании. Декарт полагал, что по движению по движению сердца крови «как по первому и самому общему, что наблюдают в животных, можно легко судить и обо всем остальном». Нервный импульс мыслился как нечто родственное - по составу и способу действия - процессу перемещения крови по сосудам. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу. Потоки этих частиц Декарт обозначил старинным термином «животные духи», вложив в него содержание, вполне соответствовавшее механистической трактовке функций организма. «То, что я здесь называю «духами», есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. «Считая деятельность животных, в противоположность человеческой, машинообразной, - отмечает И. П. Павлов, - Декарт установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы».Рефлекс означает движение. Под ним Декарт понимал отражение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. В этой связи напомним, что понимание нервного процесса как родственного тепловым и световым явлениям имеет древнюю и разветвленную генеалогию. Пока физические законы, касающиеся явлений тепла и света, проверяемые опытом и имеющие математическое выражение, оставались неизвестными, учение об органическом субстрате психических проявлений находилось в зависимости от учений о душе как целесообразно действующей силе. Картина начала меняться с успехами физики, прежде всего оптики. Достижения Ибналь-Хайсама и Р. Бэкона уже в период средневековья подготавливали вывод о том, что сфера ощущений находится в зависимости не только от потенций души, но и от физических законов движения и преломления световых лучей. Таким образом, появление понятия о рефлексе - результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на активность организма физических категорий позволило понять ее детерминистки, вывести ее из-под причинного воздействия души как особой сущности. Согласно Декартовской схеме, внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит «на выходе» этого акта, детеминировано материальными изменениями «на входе». Основой многообразия картин поведения Декарт считал «диспозицию органов», понимая под этим не только анатомически фиксированную нервно-мышечную конструкцию, но и ее изменение. Оно происходит, по Декарту, по силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление. После Декарта среди натуралистов все более прочным становится убеждение, что объяснить нервную деятельность силами души равносильно обращению к этим силам для объяснения работы какого-либо автомата, например часов. Исходное методологическое правило Декарта состояло в следующем: «То, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу». Под неодушевленным телом в этом контексте имелись в виду не предметы неорганической природы, а механические конструкции, автоматы, построенные руками человека. Поставив вопрос о том, насколько широко простирается возможность моделировать чисто механическими средствами процессы чувствования, памяти и т. Д., Декарт приходит к выводу, что только два признака человеческого поведения не поддаются моделированию: речь и интеллект. Декарт предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их обучаемость. Из этой попытки выросли идеи, дающие право считать Декарта одним из предвестников ассоцианизма. «Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее легавых собак обыкновенно приучают к тому, чтобы вид куропатки заставлял их остановится, а звук выстрела, который они слышат при стрельбе в куропатку, заставлял их подбегать к ней. Это полезно знать для того, чтобы научиться управлять своими страстями. Но так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли бы приобрести исключительно неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими». Через столетие предположение о том, что связи мышечных реакций с вызывающими их ощущениями можно изменять, переделывать и тем самым придавать поведению желательное направление, ляжет в основу материалистической ассоциативной психологии Гартли. «Мне представляется - писал, Гартли, определяя место своей концепции среди других систем, - что Декарт имел бы успех в осуществлении своего замысла в том виде, как он предложен в начале его трактата «О человеке», если бы он вообще обладал достаточным количеством фактов из области анатомии, физиологии, патологии и философии». Гартли казалось, что Декарт не смог последовательно провести свой замысел из-за недостатка фактов. Действительные причины непоследовательности Декарта, его дуализма (ярко проявившегося в представлении о двойной детерминации поведения: со стороны души и со стороны внешних раздражителей) носили методологический характер. Учение о механистической основе поведения живых тел, развитое Декартом, революционизируя умы натуралистов, освобождало исследование нервно-мышечной системы и ее функций от идеалистических заблуждений.

7. Заключение

Своеобразие психологической мысли ХVII в. раскрывается в разработке учений:

а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах;

б) о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, какое только возможно, знание о собственных психических состояниях и актах; в) о страстях (аффектах) как заложенных в теле в силу его собственной природы регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно, и отвращающих оттого, что вредно;

г) о соотношении физического (физиологического) и психического. У истоков этих учений стоит Декарт.

8. Список литературы

1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М., 1992.

2. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

3. Интернет: http://www.psychological.ru

Подобные документы

    Рене Декарт как основатель дуалистической философии Нового времени. Определение понятия порожденных, приобретенных и врожденных идей. Представление независимости души и тела, их свойства и способность мышления. Сравнение тела человека с автоматикой.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Процесс становления психологии. Основные труды Р. Декарта. Теория познания Декарта. Основные правила дедуктивного метода. Три вида идей или три ступени процесса познания Спинозы. Изучение Спинозой проблем свободы воли и природы человеческих чувств.

    презентация , добавлен 02.11.2015

    Положение психофизиологии по отношению к другим дисциплинам. Проблемы соотношения мозга и психики, души и тела. Сущность "дуализма" Р. Декарта. Эволюция представлений о рефлексии. Современные представления о соотношении психического и физиологического.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Философско-теоретические предпосылки идеи активности и рефлексивности в культурно-деятельностной психологии. Понимание мышления в философии Декарта и Спинозы. Понятие жизни как основание выделения критерия психического. Филогенетический критерий психики.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2011

    Проблема взаимодействия тела и психики. Мысли, чувства и волевые побуждения как проявления внутренней сущности, психики человека. Работы ученых в поисках наличия соответствия между строением тела или отдельных его частей и особенностями психики человека.

    реферат , добавлен 05.11.2009

    Понятие рефлексии в психологии. Взаимодействие "учитель-ученик" и "ученик-ученик (ученики)" как условие формирования рефлексивной способности. Экспериментальное исследование педагогических условий формирования рефлексивной способности младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Сущность понятия "развитие" в психологии. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности. Специфика психического развития. Развитие психики в филогенезе. Проблема соотношения биологического и социального в развитии.

    реферат , добавлен 09.03.2002

    История психологии как научное направление, предмет и методы ее исследования, этапы развития и современное состояние. Принципы историко-психологического анализа. Фома Аквинский и сущность его учения о душе. Развитие психологических знаний Рене Декартом.

    шпаргалка , добавлен 04.02.2011

    Противоречия в теории Декарта о рефлексе. Чувственная сфера человека у Спинозы. Представление Т. Гоббса о способностях. Понятие рефлексии у Д. Локка. Проблема измерения чувствительности в исследованиях У. Фехнера. З. Фрейд и исследование бессознательного.

    шпаргалка , добавлен 03.02.2011

    Характеристика различных философских подходов к пониманию и толкованию природы и проявлению психики. Психика человека, ее свойства и принципиальные отличия. Стадии и уровни развития психики и поведения животных. Формирование психики в филогенезе.

Никто из тех, с кем связывают начало новой эпохи в истории европейской мысли, не пользуется большей известностью, чем Рене Декарт (Rene Descartes, 1596–1650). Исследования историков показали, тем не менее, что связь воззрений Декарта со средневековой философией была намного более тесной, чем признавал он сам и его последователи. Как бы то ни было, изучение трудов Декарта остается средством оценки того, в какой степени знание, возникшее за последние несколько столетий, отличается от существовавшего ранее, и насколько далеко продвинулось за это время исследование самого разума. Декарт был типичным интеллектуалом первой половины XVII в. Как и другие, он опасался, что разрушение прочно укорененных верований и убеждений уже привело к опасному скептицизму в отношении к знанию. Это может показаться нам знакомым: в эпоху резких перемен люди настойчиво ищут источник абсолютной определенности и уверенности. Декарт искал новые определенные и точные основания для всего того, что мы можем знать о мире; важно отметить, что образцом точности и определенности для него была математика. Оставалось, однако, неясным, возможно ли изучать человека с той степенью точности, какая присутствует в математических доказательствах, поэтому неудивительно, что философия Декарта, вместо того чтобы стать новым синтезом знаний, породила новые споры.

Декарт вел жизнь независимого исследователя, и большая ее часть прошла в «Нижних странах» (нынешних Нидерландах и северной Бельгии), где он мог публиковать свои труды без тех притеснений, которым подвергались свободомыслящие люди в его родной Франции. Стремясь найти основания точному знанию, Декарт пришел к выводу, что познание бывает трех видов: познание Бога, материи и разума. Природный мир, в том числе животные и растения, состоит, как полагал Декарт, исключительно из материи, представляющей собой протяженную субстанцию в движении. Отметим, что в соответствии с этим представлением о природе все в ней определяется пространственными величинами и движением материи, а значит подлежит измерению и вычислению. Если природу можно представить в количественном виде, то нам доступно и точное знание о ней, - доказывал современник Декарта Галилео Галилей (Galileo Galilei, 1564–1642) в своей новой науке о движении. Тем самым Декарт заложил философские основания современной физики - науки, стремящейся к познанию мира как системы, в которой все обусловлено движением материи. Декарт, а с ним и физическая наука в целом устранили из картины мира неточные и количественно не выразимые понятия, такие как «душа» или «форма», которые для нового образа мышления стали попросту ненаучными.

Как мыслителю Декарту была присуща рефлексия, и он понимал, что за пределами созданной им механистической картины физического мира осталось нечто, - а именно, его собственное мышление. Любое описание знания должно включать некоторое представление о том, в чем заключается познание, и на какой объект оно в действительности направлено. Не сомневаясь, что он является мыслящим существом, Декарт полагал: в состав мира входит не только материя, но и разум, и разум этот представляет собой мыслящую субстанцию, не протяженную в пространстве, неподвижную и не описываемую количественно. В итоге он пришел к идее о том, что помимо Бога в мире существуют два рода вещей - материя и разум, отмеченные абсолютно противоположными свойствами: если материя характеризуется механическим движением, то разум - способностью мыслить. Это и есть так называемый картезианский дуализм (от Cartesius - латинизированного имени Декарта). Как способ мышления он был ясен, задавая при этом четкую программу исследований в области физических наук, ориентированную на математический анализ физического мира. Но дуалистическая философия была неубедительной.

Дуализм неубедителен потому, что даже если считать, что материя и разум не имеют ничего общего, в мироздании все равно найдется одно такое место, где они существуют и действуют вместе. Это «место» - человек. Согласно Декарту, отличие человеческого существа от остального мира состоит в том, что оно обладает и телом, и разумом (или душой - Декарт использовал латинский и французский эквиваленты обоих слов). Он полагал, что животные являются своего рода машинами, и что многое в человеческой жизни, например страсти, или аффекты, вызывается физическим движением, происходящим в крови и теле. Но у людей это физическое движение - например, возникающее в глазах под действием света, - взаимодействует с мыслящей активностью души, в результате чего мы имеем восприятие, воображение и рассуждение. Но этот ход мысли тут же, как ясно видел Декарт, создает парадокс: как взаимодействуют друг с другом два абсолютно различных начала? Здесь, и это понимали и сам Декарт, и читатели его трудов, было слабое место его философии. Сейчас можно сказать, что Декарт оставил в наследство современной психологии чрезвычайно сложную проблему. Подчеркнем, что сам он никогда не говорил о «психологии», хотя его и занимали такие явления, как ощущение, чувство, память и т. д. Но когда позднее ученые захотели создать психологическое знание, то создавать его им пришлось на основе своего рода смеси из знаний о материи и о разуме. Это породило многие проблемы психологической науки и создало интригу для истории психологии. Стремясь понять, как устроены люди, мы нуждаемся в знании о том, что для Декарта и его последователей представляло собой наибольшую головоломку, - о том особом месте в мире, где происходит взаимодействие души и тела.

Картезианский дуализм предполагал два различных подхода к изучению людей. Несмотря на свою противоположность и даже конфликтность, оба подхода внесли свой вклад в то, что позднее стало психологией. Или точнее, оба внесли вклад в появление различных психологий - во множественном числе.

В стремлении понять то, что называют психологическими процессами, первый из названных подходов отталкивается oi материи, основываясь на знаниях о физических телах. Его представители двигаются, если можно так выразиться, от материи к сознанию. Так, в XVIII в. на основе этой концепции проводились медицинские и экспериментальные исследования функций, выполняемых различными частями мозга и нервной системы. Исследователи связывали рефлекторные действия со спинным мозгом, а сознаваемые чувства и ощущения - с головным мозгом. Этот подход, в частности, привел французского врача Жюльена Офре де Ламетри (Julien Offray de La Mettrie, 1709–1751) к созданию скандально известной книги «Человек-машина» (L’homme machine,

В которой отрицалось существование души. Той же логике следовали остроумные и рискованные сочинения Дени Дидро (Denis Diderot, 1713–1784), посвященные влиянию тела, а также пола на человеческий опыт. Данный подход также сыграл роль в возникновении наиболее влиятельной традиции в англоязычной философии, имевшей исключительно большое значение для психологии. Традиция эта опиралась на следующее рассуждение: чтобы понять разум, нам нужно отправляться от ощущений, берущих начало в физическом мире и дающих нам опыт. В соответствии с этой точкой зрения, ключ к психологическому знанию - это опыт, научение или адаптация, а также то, каким образом человеческое существо реагирует на окружающий мир, в который оно физически «встроено» в буквальном смысле слова. (Эта традиция называется английским эмпиризмом, и немного подробнее о ней будет сказано ниже.)

На протяжении последних двух столетий первый подход пользовался исключительной популярностью среди психологов. Причина этого понятна. Ведь здесь подразумевается, что психология может быть строгой наукой и располагать таким же объективным и систематическим знанием, как физические науки. Успехи этих наук в понимании природы и управлении ею и тот высокий статус, которым они обладают в университетах и в обществе в целом, делают такой подход привлекательным для психологов. Он будто бы служит гарантией, что психология станет наукой, а психологи получат возможность изменять социальный мир и даже управлять им, и вызовут уважение у других ученых. Этот подход объединяет проведенные Кеплером исследования глаза и работы Луиджи Галь- вани (Luigi Galvani, 1737–1798), посвященные электрической природе нервной проводимости. Этот же подход продолжал Сеченов, который в 1863 г. заявил о рефлекторной основе происходящих в мозгу психологических событий; в XX в. те же идеи вдохновляли американских психологов-бихевиористов, Павлова и, наконец, современных представителей когнитивных наук, создающих компьютерные модели психики. Многие верят в то, что этот подход позволит объединить имеющиеся знания, в том числе знания о людях, в одну глобальную схему научного понимания мира.

Но имеется и второй подход, представители которого движутся в своих рассуждениях в противоположном направлении. Они, если можно так выразиться, следуют от сознания к материи. Если и не исторически, то, по крайней мере, символически подход этот связан со знаменитым высказыванием Декарта: можно усомниться во всем, кроме собственной способности к сомнению, а значит, кроме наличия мыслящего сознания. Некоторые философы из утверждения Декарта делали вывод: только благодаря способности к мышлению мы можем говорить, что существует доступный изучению физический мир. И это породило разновидность научной психологии, которая, вместо того чтобы равняться на физические науки, в качестве отправной точки приняла анализ разума. Данной логики придерживался еще Готфрид Вильгельм Лейбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz, 1646–1716), представитель следующего за Декартом поколения, затем, в конце XVIII в., - Кант и, наконец, уже в начале XX в. - последователи Гуссерля - основоположника феноменологии. Многие современные психологи, предпочитающие видеть себя в роли ученых-естествоиспы- тателей, считают, что психологии удалось отделиться от этой философской традиции. Так или иначе, остается историческим фактом: многие психологи хотели начать свою науку с анализа психических актов, феноменального мира сознания либо языка, а вовсе не с имеющихся знаний о физическом мире.

Второй подход привлекал тех, для кого человеческое существо не было машиной или только материальной системой. Казалось, он позволит познать нечто большее, чем только физическую природу, в которой не оставалось места, скажем, для религиозных представлений о человеческой душе. Многие, включая самого Декарта, предпочитали считать сущностью человека нематериальное начало - душу. Однако другие авторы, как, например, немецкий философ Дильтей, шли дальше, к созданию научной психологии, которая бы исследовала и оценивала достижения человеческого разума в истории, языке и культуре. Дильтей хотел, чтобы научная психология исходила из непосредственно сознаваемого мира, из мира чувств, ценностей и смыслов, - того, что он называл жизненным опытом. В XX в. сходных взглядов придерживались представители феноменологической и гуманистической психологии - такие как голландский психолог Бойтендайк и психотерапевт Юнг.

Два названных подхода существовали бок о бок, нередко вступая друг с другом в конфликт. Из дискуссий между представителями различных взглядов и возникло психологическое знание. Взгляды же соответствовали разным философским воззрениям; споры об этих воззрениях и связанных с ними психологиях продолжаются и в настоящее время. Нет никаких оснований думать, что они прекратятся в будущем, и не стоит об этом сожалеть. Психологию интересует заключенное в теле мыслящее сознание, пытающееся понять самое себя; это порождает чрезвычайно сложные, но в то же время чрезвычайно захватывающие вопросы, и глупо было бы думать, что возможен лишь один подход к их решению.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

3. Формирование системного подхода в мышлении и психологии Системное мышление уходит корнями в конец XIX века, когда в математике и физике было заявлено сомнение в универсальности механистической картины мира. Теория относительности Альберта Эйнштейна и высказывания

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Глава 4 Принципы системно-деятельностного подхода – конкретно-научной методологии изучения человека в психологии Категория деятельности в психологии личностиВ качестве конкретно-научной методологии изучения личности различные общепсихологические направления

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Что бы сказал Декарт… Чтобы выяснить, каким характером обладает будущий сотрудник, администрации ряда компаний Франции прибегают к помощи графологов, астрологов и даже нумерологов. Подобная практика изумляет наблюдателей из других стран. Американец Барри Джамс

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Четыре подхода Методы исцеления можно разделить на длительные и краткие, самостоятельные или с помощью профессионала, на индивидуальную и групповую терапию, лечение самого себя или лечение разом всей семьи. Но мы попробуем подать этот пирог, разрезав его на четыре

Из книги Жизнь, полная женщин. Учебник по соблазнению автора Романов Сергей Александрович

I. СУЩНОСТЬ ПОДХОДА ПЕРВЫЕ ПРИНЦИПЫ Сущность терапевтического подхода, который я собираюсь изложить в этой книжке, заключается в преднамеренном и последовательном создании врачом пациенту и пациентом самому себе таких объективных условий жизни, которые максимально

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Два подхода к переговорам Первый из них отвечает идее противостояния сторон. Стол, за которым ведутся переговоры, уподобляется своеобразному полю битвы, а участники переговоров выступают в качестве бойцов, призванных отстоять ранее занятые позиции. Характер таких

Из книги автора

Невербалика подхода Ты когда-нибудь наблюдал за тем, как девушки общаются между собой? Весьма забавное зрелище. Если послушать их и попробовать понять, о чем они разговаривают, то окажется, что они обсуждают какую-нибудь ерунду. Но выглядит это весьма захватывающе и

Из книги автора

Правила подхода Когда подходишь к девушке, очень важно, с одной стороны, не напугать ее, а с другой – сделать так, чтобы она тебя заметила и начала слушать. Задание Давай проведем один эксперимент, для которого понадобится и твой приятель. Встань к напарнику лицом, и пусть

Материалист, рационалист, дуалист, взаимодействие, критика эмпиризма. Понятие «сознание» в психологию ввел Рене Декарт (1596-1650).

Ждан:

С именем Рене Декарта (1596 - 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность - главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.- в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно-научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» - последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направ-ленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.
Проблема метода - центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных.

Правила метода:
1. Принимать за истинное только то, что для ума представляется ясно и отчѐтливо и в чѐм не возникает сомнения.
2. Разделить сложные проблемы на более простые.
3. Переходить от предметов простых к сложным (правило анализа).
4. Делать перечни столь полными и обзоры также, чтобы ничего не забыть (правило индукции).

Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию , а в отношении страстей - сочетание интроспекции с естественно-научным методом. Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными - вероятными - знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований. Согласно Декарту, началом всех начал в философии и науке является сомнение. Сомнению должно быть подвергнуто все: и естественное, и сверхъестественное, лишь одно несомненно - само суждение «я мыслю», а, следовательно, и существование мыслящего субъекта. Отсюда знаменитое декартовское «cogilo ergo sum» - «мыслю - следовательно, существую». Под мышлением Декарт понимал все то, что совершается осознанно. В осознанности философ видел критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных. Вместе с тем Декарт предложил путь эмпирического изучения психических процессов: непосредственное самонаблюдение - интроспекцию. Сформулированные Декартом идеи о доступности внутреннего мира через интроспекцию, о психофизической проблеме, о рефлексе как механизме поведения, о внешней детерминации поведения на долгие годы определили ход развития философского учения о познании, а затем и становление психологии как самостоятельной науки. В качестве основы изучения сознания мыслителями XVII-XIX вв. выступал метод интроспекции, так как сущность изучаемых явлений сознания могла быть открыта исключительно через самонаблюдение.

В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т. е. «в том, имеются ли среди тех вещей, которые подпадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существовавшие на свете. О них мы судим по показаниям органов чувств , которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз». Поэтому «я допустил, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется». Так как в сновидениях мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет; так как существуют обманчивые чувства.

«Первоначала философии»

Человеку, исследующему истину, необходимо хотя бы раз в жизни усомниться во всех вещах – насколько они возможны.

Мы должны сомневаться в чувственных вещах, не должны доверять органам чувств.

Мы можем сомневаться даже в математических доказательствах.

НО мы не можем сомневаться в том, что мыслящий субъект, в то время как он мыслит, не существует; это будет противоречием! Следовательно, «Я мыслю – следовательно, я существую» - первичное и самое достоверное положение. Т.е. мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая-либо телесная вещь.

Мышление – всѐ, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Мышление = сознание = психика.
Мыслить значит понимать, желать, воображать, чувствовать.
Мышление – чисто духовный абсолютно бестелесный акт, которой Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанцией. Это субстанция – дух, душа.

Душа бессмертна, неделима, непротяженна, неизмерима, независима в своем существовании, т.е. может существовать отдельно от тела (хотя в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека). Собственные проявления души – желания, воля, внутренние эмоции, направленные на нематериальные объекты.
Душа соединена со всем телом, но в большей степени ее деятельность связана с мозгом, особенно с шишковидной железой (непарный орган). Душа может вызывать различные движения в этой железе. Соответственно, железа вызывает движение животных духов, таким образом, душа может вызывать произвольные движения тела.

Поделиться: