Принцип нерушимости государственных границ. Принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ Список использованной литературы

Этот принцип дополняет принцип территориальной целостности. Его значение определяется тем, что уважение существующих границ - необходимое условия мирных отношений между государствами. В Декларации о принципах международного права 1970г. содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы: "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ". Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и отказа от территориальных претензий. Скорее соответствующие претензии резюмируются, поскольку говорится о несиловом разрешении споров, таким образом, вопрос решен в рамках принципа неприменения силы.

9.Принцип мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

10.Принцип разоружения . Разоружение- комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. разоружения Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам. МП не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным межд.” (ст.VI Договора о нераспространении ядерного оружия). К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов ору­жия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений, со­кращение сферы или районов размещения различных видов вооружений. Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничто­жения: - по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету на испытания и раз­мещение ядерного оружия в отдельных пространственных границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г., на Луне и других небесных те­лах 1984 г. и т.д.); - по нераспространению ядерного оружия (между США,Россией, Великобританией, Францией и Китаем);- по регулированию ядерных стратегических вооружений - межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д. (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г., Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.);



11. Принцип м.п. ответственности . Форма международно-правовой ответ-сти - способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы международно-правовой ответственности - нематериальную и материальную. Нематер. (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфакция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим гос-ством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д. Репрессалии - ответные насильственные действия, осущ-мые постра­давшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболоведческого судна за браконьерство). От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Матер. выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация - возмещение матер.ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный матер.ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Рести­туция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление гос-твом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид матер.ответ-сти как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. На основе договоров возникает такая разновидность матер.ответ-сти как абсолютная или объективная ответ-сть. Речь идет об ответ-сти, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деят-сти. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответ-сти (максимальная компенсационная сумма). Санкции и контрмеры - виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функц МП представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам МП. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только межд.организациями. Что же касается гос-тв, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются гос-твом в случае дискриминации его граждан на тер-рии др.гос-ва, в случае недружественных ограничений эконом. и культурных связей и т д. Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые МП как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с МП.

14. Принцип сотрудничества . Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает гос-тва сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, пред­усмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать государства сотрудничать. Гос-ва имеют право на выбор видом и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества. Гос-ва обязаны сотрудничать с учетом всех принипов МП, то есть равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю функцию гос-ва; выгода от сотрудничества должна быть взаимной и служить благу всех гос-ств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедский отношений.

15. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

10. Принцип добровольного выполнения обязательств по международному праву . В отличие от других принципов, которые складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права. На рубеже ххв. Л.А, Комаровский и В.А Уляницкий писали: "Обязательность договоров вытекает прямо и с логической необходимостью из основных положений права, обеспечивающего мирное сожительство народов".

Принцип закрепил соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципы сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его , отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

Различают границы:

  • орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности - речное русло, горный водораздел и т.д.);
  • геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
  • комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

  1. соблюдать существующие границы;
  2. не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
  3. не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств - границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :

  1. Сделка о продаже территории.
  2. Компенсация за передаваемую территорию.
  3. Обмен территориями.
  4. Восстановление исторических прав на территорию.
  5. В порядке наказания государства за .

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ , утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

  • на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море - по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания Государственной границы;
  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

С принципом территориальной неприкосновенности и це­лостности тесно «вязан принцип неприкосновенности и неру­шимости государственных границ, составляющий одну из важнейших основ безопасности каждого государства в отдельности и всего мирового сообщества государств в целом.

Каждое государство имеет территорию, ограниченную сухо­путными, воздушными, а то и водными границами.

ИСТОРИЯ:

Идея нерушимости границ впервые получила свое междуна­родно-правовое оформление в Договоре СССР с ФРГ от 12 ав­густа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ, за­ключенных в 1970-1973 гг. С этого времени нерушимость гра­ниц стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников договоров. В дого­ворах выражены два существенных элемента: признание неру­шимости всех существующих на день заключения договоров и в будущем границ в Европе и отказ от каких-либо территориаль­ных притязаний, которые привели бы к нарушению границ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Государст­венная граница - это линия, обозначающая на картах и на ме­стности внешние рубежи территории государства, т. е. про­странственный предел действия суверенитета государства над его сухопутной и водной территориями, воздушным пространством и недрами. Государства всегда придавали важное значе­ние защите своих границ, признавая право друг друга на уста­новление пограничных знаков, создание вооруженных постов и т. п. Издревле считалось, что посягательство на границу со­ставляет сasus belli - законный повод пострадавшего государст­ва к войне. Однако в прошлые эпохи в условиях постоянных войн и переделов территорий обеспечить безопасность границ для каждого государства было весьма сложным делом.

Он действует неза­висимо от наличия специальных соглашений по данному вопросу между конкретными государствами. Суть принципа в том, что государства обяза­ны соблюдать существующий режим границы, не перемещать произвольно линию границы на местности, не допускать ёё незаконного пересече­ния. В то же время государства имеют право осуществлять контроль за пересечением границы людьми и транспортными средствами.

Незаконные въезд, выезд, переход границы, перемещение товаров, ценностей наказываются, в зависимости от внутреннего права государст­ва, в уголовном или административном порядке.

Если государственная граница нарушается иностранным военным кораблем или пограничным отрядом, могут быть предприняты меры по пресечению нарушения либо заявлен протест иностранному государству.

В современном международном праве в отношении призна­ния и защиты границ утвердился императивный принцип их неприкосновенности и нерушимости. Каждое государство для обеспечения безопасности границ устанавливает определенный правовой режим границы, который регулирует вопросы надле­жащего поддержания линии границы и ее пересечения. Однако в официальных документах и литературе данный принцип используется обычно с упоминанием лишь одного из его элемен­тов: либо «неприкосновенность» (Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 15 апреля 1994 г.).), либо «нерушимость» (В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
рассматриваемый принцип назван «Нерушимость границ.»). Дан­ные термины используются как синонимы, что неверно. Каж­дый из них имеет свое содержание и назначение.

Развитием принципа неприкосновенности границ является, согласно российской доктрине, принцип нерушимости границ. Это принцип более ограниченной сферы действия. Он признан в Европе, в этом смысле его можно считать региональным

Он действует в отношениях России с большинством сопредельных государств.

Нерушимость границ - это юридически закрепленное и при­знанное состояние стабильности существующих границ госу­дарств, общее признание существующей линии границы того или иного государства как установленной в соответствии с меж­дународным правом, отказ от каких-либо попыток ее измене­ния.

Во многих частях мира принцип нерушимости границ не действует. Об этом свидетельствуют территориальные споры, имевшие или имею­щие место на других континентах.

Принцип нерушимости границ закреплен в Декларации о принципах МП 1970 года. В Заключительном акте Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе (СБСЕ) содержится обязательство «воздерживать­ся сейчас и в будущем от любых посягательств» на границы друг друга и границы всех государств Европы. Признание границ считается отказом от каких-либо территориальных притязаний государств Европы. Изменение границ возможно только в соответствии с международным правом.

Таким образом, европейские страны: 1) признали существующие в Европе границы; 2) отказались от территориальных притязаний, в том числе на будущие времена; 3) отказались от любых посягательств на евро­пейские границы, в том числе и с применением силы.

В Заключительной акте были предусмотрены также меры доверия: государства обязаны уведомлять друг друга о военных учениях, которые про­водятся в пределах 250 км от границ, о крупных передвижениях войск в районе границы. Договорились заключить соглашение о демилитаризованной пограничной зоне в Центральной Европе.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров (ст. 62, ч. 2), нельзя ссылаться на «коренное изменение обстоятельств», как на основание прекращения договора, если этот договор устанавливает границы.

В Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении до­говоров 1978 года определено (ст. 11), что правопреемство «само по себе не затрагивает границ, установленных договором».

Принципы неприкосновенности и нерешимости границ -своеобразное продолжение принципа территориальной целостности и неприкосновенности.

Согласно принципу нерушимости государственных границ, мировые державы и небольшие образования должны уважать независимость всех государств. Карты показывают линии разграничения между странами. Что означает принадлежность каждому субъекту воздушного пространства, сухопутных и водных территорий, отражает их суверенитет. Безопасность стран основана на неприкосновенности. Принцип нерушимости государственных границ был впервые заложен в международных договорах в 1970 году между Польшей, Чехословакией, двумя Германиями, разными по политическому и идеологическому устройству. Положения, утвержденные в соглашениях, стали нормами в международном праве и юридически обязательными.

Общий порядок

Для обозначения защиты территориальной целостности установлены пограничные знаки, созданы вооруженные посты. Принцип нерушимости государственных границ действует вне зависимости от существования соглашения с конкретным государством о мире и сотрудничестве. Недопустимо проникновение на чужую территорию с целью захвата, перемещение линий по своему усмотрению, любые незаконные намерения. Специальные службы контролируют пересечение границ транспортом и людьми. Конкретные формулировки о принципах нерушимости государственных границ передает

Заключительный акт, его создали на всеобщем Совещании европейских государств в 1975 году. Там обсуждалась безопасность и сотрудничество стран. В этом документе участники обещали друг другу признавать границы и не допускать посягательств на них.

По каким вопросам пришли к согласию?

Главы государств, подписавшие документ, должны:

  • отказаться от территориальных притязаний;
  • не выставлять требования на владение чужими землями или водными пространствами;
  • не пересекать линии разграничения незаконными, узурпированными способами.

Принцип нерушимости государственных границ в международном праве с момента подписания участниками СБСЕ акта стал юридически обязательной правовой нормой, которую невозможно аннулировать. Международным признанием видов сложившихся границ внесена равнозначность с соглашениями между странами.

Универсальная доктрина

Международное право построено на основополагающих принципах и нормативах, которые содержат межгосударственные договоры. В основную доктрину включены универсальные положения, на них должны быть основаны отношения между государствами:

  • исключены угрозы на силовое применение;
  • споры должны разрешаться мирными способами;
  • отсутствие вмешательств во внутренние дела стран;
  • сотрудничество на основе обязательств друг перед другом;
  • народное равноправие и самоопределение;
  • суверенитет и равенство;
  • принцип нерушимости и неприкосновенности государственных границ;
  • территориальная целостность;
  • уважение к правам и свободам.

При этом ООН не исключает применения странами вооруженных сил для собственной защиты, если произойдет пересечение их границ с использованием военизированного нападения. Запрещено применять оружие в ответ на экономические санкции.

Историческая данность

Принцип нерушимости государственных границ получил закрепление в международном праве, где запрещено изменять линии разграничения силовыми методами. В правовых актах нет ограничений в мирных новообразованиях, если необходимо отделение региона или области. Главы государств могут сесть за стол переговоров и урегулировать территориальные споры. Исторические факты передают, что границы не раз изменялись разным образом:

  • завоеванием, когда более сильная страна отбирала у слабого субъекта часть земель или полностью подчиняла под свои требования и условия;
  • реализацией - монарх продавал свою или покупал территорию соседа;
  • обменом - правители договаривались, в договоре закреплялось дальнейшее право на распоряжение определенными регионами;
  • передачей в залог;
  • наследованием - государственную землю делили между правопреемниками;
  • объединением - путем заключения выгодных браков.

Сейчас изменились правовые положения и взаимоотношения между народами.

Правомерный способ изменения границ

Современный закон о нерушимости государственных границ в международном праве признает изменения в следующих случаях:

  • проведена торговая сделка, когда территория продана;
  • передается часть суши или водного пространства за компенсацию или привилегию;
  • государства проводят обмен областями, передают друг другу равноценные участки;
  • восстанавливаются исторические права, возвращаются отторгнутые в войнах земли.

К историческому вопросу политики относятся осторожно. Если рассматривать проблему на последних поколениях, еще можно прийти к единому консенсусу, правда, с большим трудом. Когда правители начнут выдвигать претензии за тысячелетний период может образоваться хаос с бесчисленными конфликтами. Где каждый будет вести поиск выгодных для себя моментов. Восстановлением исторических прав должны заниматься международные судебные органы.

Что означает неприкосновенность?

Нерушимость государственных границ невозможна без соблюдения их неприкосновенности. Под нерушимостью следует понимать:

  • устойчивость;
  • непоколебимость;
  • надежность;
  • неприкосновенность.

Государства обязаны соблюдать линии границ, а пересечение возможно только по соответствующему разрешению. Территориальная целостность не может быть нарушена силой и военной угрозой. Если произошло присоединение регионов таким способом, они не считаются законными. Гаагская конвенция содержит полный перечень мирных средств по разрешению территориальных споров, но там нет и запретов на военные методы. Поэтому к мирному урегулированию обращается европейская Декларация и Устав ООН в статье 2.

Как порядок регламентирует отношения?

Принцип нерушимости государственных границ означает, что государство находится под защитой:

  • военной мощи;
  • дипломатического аппарата;
  • политических союзнических договоров.

Возникновение основополагающих утверждений произошло, чтобы регламентировать отношения между странами и установить пограничную:

  • делимитацию;
  • демаркацию;
  • ректификацию.

Нерушимость линий между странами стала необходимой для снижения межграничных конфликтов и укрепления государственной суверенности. Подобные принципы сохранить можно с помощью:

  • двусторонних договоренностей;
  • универсальных уставов;
  • политических образований в регионах.

Документальным подтверждением государства обязаны воздержаться от попыток прямого или косвенного нанесения территориального ущерба. Осуждается поддержка стран нарушителей и их пособников.

Какие обязанности возлагает на страны закон?

Каждое государство имеет свое право:

  • требовать абсолютную непоколебимость границ;
  • изменять линии соприкосновения по согласованию;
  • определять порядок пересечения;
  • устанавливать или снимать ограничения.

Страны обязаны:

  • неукоснительно соблюдать территориальность;
  • не нарушать разделение демаркационных линий, сюда входит и примирительное, временное разграничение;
  • разрешать конфликты мирной договоренностью;
  • не содействовать нарушителям принципов.

Устав ООН в статьях 39-47 гласит, что неправомерное пересечение границ является международным преступлением. За это предусмотрена жесткость ответных мер:

  • вооруженная защита;
  • санкции чрезвычайного характера;
  • ограничение суверенности для виновника конфликта.

Каждый государственный субъект обязан:

  • уважать международное правотворчество;
  • признавать приоритетность обязательств международных перед национальными правами;
  • приводить национальное законодательство в соответствии с международными актами.

Каждое положение как во внутреннем судопроизводстве, так и во внешних отношениях заканчивается стремлением мирно разрешить любой сложности территориальный спор. В качестве механизмов урегулирования конфликта приветствуется обращение:

  • к третейским арбитражным судам;
  • взаимным консультативным переговорам.

Согласно законодательным международным нормам, неприемлемо вооруженное нападение на страну со стороны отдельных субъектов. Даже если они оправдывают пересечение границ гуманитарной интервенцией, позитивного результата подобные действия не принесут, будут осуждены в международном сообществе. По крайней мере такая миссия уготована международному праву, там не должно быть предвзятого отношения, где одной из сторон заведомо дан приоритет и оправдываются все нарушения.

Одну из важнейших основ безопасности европейских государств составляет принцип нерушимости государственных границ.

признанию существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

отказу от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

отказу от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ наиболее полно был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. содержание данного принципа вплетается в принцип неприменения силы: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

Понимание нерушимости границ впервые получило свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем и в договорах Польши, ГДР и Чехословакии с ФРГ. В договоре между СССР и ФРГ обе стороны отметили, что они «не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать таких претензий в будущем» и рассматривают как нерушимые границы всех государств в Европе, в том числе границы между Польшей и ГДР, между ГДР и ФРГ. Аналогичные положения содержатся в договорах между Польшей и ФРГ от 7 декабря 1970 г., между Чехословакией и ФРГ от 11 декабря 1973 г. и между ГДР и ФРГ от 21 декабря 1972 г. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров.

Распад СССР «приземлил» данный принцип международного права и на постсоветское пространство. Так, в частности, 15 апреля 1994 г. в Москве главами государств – участников СНГ была подписана Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества Независимых Государств, где среди прочего также указано, что «строя свои отношения как дружественные, государства будут воздерживаться от военной, политической, экономической или любой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости какого-либо из государств – участников Содружества».

Поделиться: