Правила техники безопасности при эксплуатации подъемных механизмов. Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

Регистрация данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов

Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности

В целях разработки мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны применяться процедуры идентификации, регистрации и определения причин отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

В структурных подразделениях (службах) эксплуатирующей организации рекомендуется определить лиц, ответственных за проведение анализа и устранение отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

Описание отступлений от требований промышленной безопасности и выполненных мероприятий по его устранению должно быть зарегистрировано службой производственного контроля для обозначения фактического состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Устраненные отступления от требований промышленной безопасности должны подвергаться повторному контролю в соответствии с планом проведения проверок службы производственного контроля.

Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, а также по их предупреждению, должны быть адекватны степени риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве.

Служба производственного контроля должна осуществлять процедуры идентификации, сбора, регистрации, хранения, ведения и изъятия данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов. Такие процедуры могут разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие в виде соответствующих документов эксплуатирующей организации.

Информация о соответствии технических устройств, оборудования и другой продукции, применяемых в эксплуатирующей организации, установленным требованиям промышленной безопасности должна быть составным элементом указанных зарегистрированных данных.

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации, в соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденным приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. №606.



Грузоподъемные машины должны отвечать:

1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).

2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 (ПБ 10-371(157)-00).

3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10‑611-03).

4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03) и др.

Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.).

Причины травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин можно подразделить на две группы: связанные с авариями кранов и не связанные с авариями. Аварии кранов могут произойти из-за их перегрузки и неисправного содержания как механизмов самого крана, так и подкрановых путей. Несчастные случаи при обслуживании кра­нов, не связанные с авариями, происходят при зажатии человека между грузом и неподвижной частью крана или какими-либо другими объектами, при выпадении груза, неправильной строповке, при поражении электрическим током во время работы крана вблизи линий электропередач, при несогласованности работающих или низкой квалификации обслуживающего персонала и др.

Безопасность при работе с грузоподъемными механизмами устанавливается «Правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов».

К выполнению обязанностей по управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, автомобильных и колесных стреловых кранов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных безопасным методам труда и имеющих соответствующее удостоверение.

Подготовка и аттестация крановщиков, стропальщиков должна производиться в профессионально-технических училищах, а также на курсах, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для практического обучения по утвержденным программам.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала проводится комиссией не реже одного раза в 12 месяцев.

В ремонтных мастерских грузоподъемными механизмами, смонтированными на технологических линиях, а также на рабочих местах, управляют сами работающие. Поэтому с ними, кроме инструктажа по технике безопасности по основной профессии, необходимо периодически проводить обучение по правилам безопасной работы с грузоподъемными механизмами и устройствами.

Руководство предприятия обязано обеспечить содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии и создать безопасные условия их работы путем организации надлежащего технического надзора и обслуживания. Для этих целей приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников назначаются лица, ответственные по надзору за грузоподъемными машинами, за обеспечение исправного состояния и ответственные за безопасное проведение работ. Инженерно-технические работники по надзору за грузоподъемными машинами обязаны: осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, проводить их освидетельствование и выдавать разрешение на их эксплуатацию, контролировать выполнение данных ими предписаний и предписаний органов надзора, проверять соблюдение порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего персонала.



Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госгортехнадзора, за исключением кранов с ручным приводом, кранов мостового типа и подвижных или поворотных консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством подвешенного на кране кнопочного аппарата или стационарно установленного пульта, стреловых и башенных кранов, рассчитанных на грузоподъемность до 1 т включительно, стреловых кранов, рассчитанных на работу с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота или передвижения; переставных кранов.

Не подлежат регистрации электрические и ручные тали, лебедки для подъема груза и людей, краны-экскаваторы, не используемые для работы с крюком или магнитом.

Регистрация грузоподъемных машин в органах надзора проводится по заявлению их владельцев.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации, снабжают индивидуальным номером и под этим номером записывают в журнал учета грузоподъемных машин. Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации, выдает ответственный по надзору на основании результатов технического освидетельствования.

В процессе эксплуатации грузоподъемные машины подвергают периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в 12 месяцев; полному – не реже одного раза в 3 года. Редко используемые грузоподъемные машины подвергают техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. После монтажа, вызванного установкой крана на новом месте, реконструкции или ремонта с заменой расчетных элементов металлоконструкций или узлов, установки вновь полученного от предприятия-изготовителя сменного стрелового оборудования, смены механизма подъема крана, крюка или крюковой подвески проводят внеочередное полное техническое освидетельствование.



При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытаниям. Статическое испытание проводят с целью проверки прочности всей грузоподъемной машины, а также отдельных ее элементов и грузовой устойчивости стреловых кранов. Испытание проводят нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность механизма.

Статическое испытание мостового крана проводят следующим образом: кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку – в положение, отвечающее наибольшему прогибу балки (рисунок 3.22).

Рисунок 3.22 – Схема статического испытания крана

Груз 1 поднимают на высоту h = 200…300 мм и выдерживают в таком положении 10 минут. Затем груз опускают и проверяют отсутствие остаточной деформации. Для определения остаточной деформации к металлоконструкции прикрепляют отвес – тонкую проволоку с указателем 2. Стрела прогиба определяется положением указателя 2 до и после нагружения крана.

При статическом испытании кранов стрелового типа стрелу устанавливают относительно ходовой платформы в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана. Груз поднимают на высоту 100…200 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 минут поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, деформаций в конструкции крана.

Динамическому испытанию подвергают краны, выдержавшие статическое испытание. При динамическом испытании механизмы проверяют путем подъема и опускания груза, на 10 % превышающего грузоподъемность крана, а также путем раздельного перемещения крана и его тележки.

Результаты технического освидетельствования кранов записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования. На кран устанавливают табличку, где указывают регистрационный номер, грузоподъемность и дату следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие техническое освидетельствование в срок, к работе не допускаются.

В обеспечении безопасности работ на грузоподъемных механизмах важное значение имеет выбор грузоподъемных приспособлений (стропы, траверсы и т.д.). Длина канатов и цепей должна быть такой, чтобы угол наклона между их ветвями не превышал 90°.

Стальные канаты и цепи перед установкой проверяют расчетом на прочность по формуле:

где Р – разрывное усилие каната, применяемое по сертификату, Н; Т – наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста, Н; К – коэффициент запаса прочности; для грузовых канатов при ручном приводе К = 4,0, при машинном К = 5…6 (в зависимости от режима работы).

При известной массе груза Q натяжение Т, возникшее в каждой ветви (рисунок 3.23), определяется по формуле:

(3.23)

где n c – число сторон; a – угол наклона сторон к вертикали.

Рисунок 3.23 – Схема определения нагрузки, приходящейся на стропы

Стальные грузовые канаты и канаты стропов подвергают выбраковке в зависимости от количества оборванных проволок на одном шаге свивки.

Шаг свивки определяют так: на одной из прядей мелом наносят метку, затем от этой метки в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставят вторую метку. Расстояние между метками и будет шагом свивки.

3.10.3. Меры безопасности при эксплуатации котельных установок и
сосудов, работающих под давлением

В агропромышленном комплексе применяют различные типы сосудов, работающих под давлением: цистерны, бочки, баллоны и др. Работающими под давлением считаются сосуды, давление в которых превышает атмосферное, т.е. является избыточным.

При механизации трудоемких процессов на животноводческих фермах и комплексах широкое применение получили паровые и водогрейные котлы различных мощностей. Пар и горячую воду используют для кормоприготовления, отопления, технологических и бытовых нужд.

Наибольшую опасность для обслуживающего персонала представляют взрывы котлов. Наиболее распространенные причины взрыва: повышение давления из-за неисправности предохранительных или контрольно-измерительных устройств, несвоевременное техническое освидетельствование, отсутствие надзора за работой котла со стороны как обслуживающего персонала, так и должностных лиц.

Для обеспечения безопасной и надежной работы паровые и водогрейные котлы должны эксплуатироваться в строгом соответствии с требованиями, установленными инспекцией Госгортехнадзора.

Инспекции подведомственны котлы высокого давления с избыточным давлением пара свыше 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой воды свыше 115 °С.

Правила запрещают устанавливать котлы в школах, клубах, банях и т.д., а также в зданиях, примыкающих к складу горючих материалов, за исключением складов топлива для самой котельной.

Для удобного и безопасного обслуживания котла и его арматуры следует установить постоянные лестницы из огнестойкого материала с металлическими перилами. При высоте лестницы более 1,5 м угол наклона ее к горизонтали не должен превышать 50°.

Если расход твердого топлива превышает 1000 кг/ч в самый напряженный период, то необходимо подачу топлива механизировать. Расходные баки для жидкого топлива следует устанавливать вне котельной в количествах, не превышающих суточного расхода.

В котельной должно быть аварийное освещение: при площади более 250 м 2 – самостоятельным источником энергии, менее 250 м 2 – переносными аккумуляторными фонарями.

Нормальная и безопасная эксплуатация котлов может быть обеспечена в том случае, если исправны предохранительные устройства и контрольно-измерительная аппаратура.

Каждый паровой котел снабжается исправным предохранительным выкидным устройством, присоединенным к паровому пространству котла. Оно должно срабатывать при давлении, превышающем рабочее на 0,01 МПа для котлов низкого давления, и 3…10 % – для котлов высокого давления (в зависимости от номинального давления).

Для предупреждения ожогов паром или водой при срабатывании предохранительного устройства открытую часть трубы необходимо оградить или отвести в безопасное место.

У каждого водогрейного котла на трубопроводах для входа и выхода воды устанавливают термометры, а на трубопроводе горячей воды еще и манометр. На паровых котлах обязательна установка манометра, сообщающегося с паровым пространством котла.

Манометры не допускаются к применению в случаях, когда отсутствует пломба или клеймо поверителя, просрочено время проверки, стрелка манометра при его выключении не возвращается к нулевому показателю, разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний манометра.

На циферблате манометра должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему высшему допустимому рабочему давлению. Нельзя наносить ограничительную красную линию на стекло манометра.

С каждым годом все более увеличивается использование газа в качестве топлива для котлов. При переводе котлов с твердого топлива на газообразное необходимо учитывать некоторые особенности их эксплуатации.

При неправильной организации процесса сжигания газа факел горелки может касаться отдельных участков поверхности нагрева и перегреть их до опасного состояния.

Особые требования для котлов, работающих на газе, должны предъявляться к качеству подготовки воды и своевременной чистке котла. При работе на твердом или жидком топливе наружные поверхности нагрева покрываются слоем золы и сажи, что уменьшает количество тепла, воспринимаемого поверхностями нагрева. Таким образом, сажа и зола служат как бы естественной защитой от перегрева. При переводе котла на газ образования золы и сажи не происходит. Поэтому даже небольшой слой накипи на внутренних поверхностях приводит к сильному нагреву труб или секций.

За последние годы все шире применяют водогрейные и паровые котлы, работающие от электричества. Для обеспечения безопасности работы в электрокотельных предусматривают защитные меры, исключающие вынос напряжения на трубопровод и другие металлические части. Корпус котла должен быть изолирован от входящих трубопроводов, а последние заземляют не менее чем в двух местах. В силовой схеме котла устанавливают реле обрыва фаз, которые снимают напряжение при обрыве одного или двух питающих проводов. Если котел установлен в помещении для животных, нужно обязательно предусмотреть устройство для выравнивания потенциалов, которое исключает появление даже незначительных величин напряжения.

Ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию котлов возлагается на заведующего котельной. В случае отсутствия этой должности приказом по предприятию должен быть назначен ответственный за эту работу из числа инженерно-технического персонала. В его обязанности входит:

Проводить техническое освидетельствование;

Распределять обязанности всех лиц, обслуживающих котельную;

Осуществлять надзор за тем, чтобы обслуживающий персонал выполнял требования безопасной эксплуатации котлов.

К обслуживанию котлов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных по установленной для данной профессии программе и сдавших экзамен. Проверять знания персонала повторно должна администрация предприятия не реже одного раза в год.

В каждой котельной должен быть вахтенный журнал, в котором старший по смене обязан расписаться о приеме и сдаче смены, отметить все замеченные недостатки в работе котлов и другого оборудования.

Техническое освидетельствование котлов низкого давления проводят в следующих случаях:

Для вновь устанавливаемых или переставленных на новое место котлов, а также котлов после ремонта с применением сварки, клепки, замены труб или иных элементов – внутренний осмотр и гидравлическое испытание пробным давлением. Величина пробного давления принимается по нормам, установленным заводом-изготовителем, но не ниже 1,5 от рабочего давления и не менее 200 КПа;

После чистки и ремонта – внутренний осмотр и гидравлическое испытание рабочим давлением не реже одного раза в год;

Гидравлическое испытание пробным давлением один раз в шесть лет.

Техническое освидетельствование котла осуществляет ответственный за его эксплуатацию. Результаты освидетельствования и сроки следующего освидетельствования заносят в паспорт котла.

Котлы высокого давления освидетельствует инспектор Госгортехнадзора в присутствии ответственного за эксплуатацию котлов. Освидетельствование проводят в следующие сроки:

Первичное – для вновь установленных котлов;

Периодическое – внутренний осмотр не реже одного раза в 4 года и гидравлическое испытание не реже одного раза в 8 лет.

В качестве энергетического источника для приведения в действие пневматических инструментов применяются поршневые компрессоры. Одной из основных причин их взрывов является повышение давления, которое сопровождается увеличением температуры сжатого воздуха и воспламенением остатков масла в цилиндрах.

Причинами взрыва компрессора могут стать неисправность фильтра на всасывающем патрубке, попадание в связи с этим в цилиндр пыли и образование взрывоопасных пылевоздушных смесей.

Для предотвращения взрывов, связанных с повышением давления, все компрессоры снабжают манометрами и предохранительными клапанами. В процессе эксплуатации запрещается применять произвольные сорта смазок.

Основными причинами взрывов баллонов со сжатым и сжиженным газом являются: перегрев баллонов, неисправность предохранительных устройств, удары сосудов о твердые предметы при неправильной транспортировке или переноске, при наполнении баллонов газами, для которых они не предназначены. Баллоны окрашивают в определенный цвет, установленный для газа, и делают опознавательные надписи о виде газа (таблица 3.7).

Таблица 3.7 – Опознавательная окраска баллонов

Требования к конструкции и освидетельствованию баллонов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Рутковский А. Л., Дюнова Д. Н. Построение алгоритмов идентификации объектов управления в замкнутых системах / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2008. - №5. - С. 3-8.

© Дюнова Д.Н., 2016

УДК: 622.691.4.004

Н.В.Ефанов

Эксперт, ООО "МАЮЛ", г. Ростов-на-Дону

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

Аннотация

Большое число несчастных случаев на производстве происходит при выполнении работ по подъему, перемещению и опусканию грузов грузоподъемными машинами и механизмами. В данной работе перечисляются требования по обеспечению безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин на основе Ростехнадзора России.

Ключевые слова

Безопасность, эксплуатация, грузоподъемные машины

Основные причины приводящие к травматизму при работе грузоподъемных машин представляют собой неправильную строповка груза, применение неисправных грузозахватных приспособлений, нахождение людей в опасной зоне или под поднимаемым грузом, несоблюдение схем строповки или технологических карт при складировании грузов, нахождение людей в полувагоне или кузове автомашины при подъеме груза краном, неправильная установка кранов вблизи откосов, котлованов и траншей; несоблюдение требований безопасности при работе стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередачи и др.

Одной из главных причин аварийных ситуаций является неудовлетворительная организация безопасного производства работ кранами со стороны инженерно-технических работников предприятий.

Нередко лица, ответственные за безопасное производство работ кранами не проводят инструктаж крановщиков и стропальщиков по безопасности выполнения предстоящей работы, допускают использование не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза грузозахватных приспособлений и тары, не указывают крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов, опускают обслуживанию кранов в качестве стропальщиков необученных рабочих, не указывают крановщикам безопасные места установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линий электропередачи, допускают производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных правилами безопасности, и не обеспечивают рабочих необходимым инвентарем и средствами для безопасного производства работ кранами, не следят за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться механизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования (кранов, погрузчиков и т.п.) и средств малой механизации, для этого необходимо обеспечивать :

Использование безопасных транспортных, коммуникаций;

Применение средств транспортирования, исключающих возникновение опасных и вредных производственных факторов;

Механизацию и автоматизацию транспортирования.

Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов, путем :

1. механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

2. применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;

3. эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;

4. применения звуковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

5. правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;

6. соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.

Также способы укладки грузов должны обеспечивать требованиям устойчивости штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них; механизированной разборки штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования; безопасности работающих на штабеле или около него.

Возможность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники; циркуляцию воздушных потоков при естественной или искусственной вентиляции закрытых складов.

Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке с подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием.

Редко используемые грузоподъемные краны должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов, к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.

Кран и его установка соответствуют настоящим Правилам, паспортным данным и представленной для регистрации документации а также находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу. Список использованной литературы:

1. Инженерно-консалтинговый центр ЭкспертПРО http://expertpro96.ru/trebovaniya_pb/

2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533

3. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков" от 20 ноября 1997 года N 44.

4. Приказ об утверждении "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" от 31 декабря 1999 года N 98.

5. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников" от 25 июня 2002 года N 37.

6. Приказ об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)" от 11 июня 2003 года N 87.

1. К управлению грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, а также к подвешиванию грузов на крюк машин могут допускаться лица не моложе 18 лет из числа рабочих, пользующихся этими машинами, после прохождения инструктажа и последующей проверки навыков по управлению машиной и строповке (обвязке) грузов в соответствии с установленными нормами и правилами.

2. Инструктаж лиц по управлению грузоподъемной машиной и безопасным способам строповки грузов производится мастером смены, а проверка усвоения инструктажа и допуск к работе - начальником участка; мастер и начальник участка должны быть аттестованы организацией на знание соответствующих разделов правил Госгортехнадзора как лица, ответственные за безопасное производство работ по перемещению грузов грузоподъемными машинами.

3. Инструктаж по управлению грузоподъемной машиной, управляемой с пола, способам строповки грузов и их подвешиванию на крюк должен производиться в сроки, предусмотренные для прохождения инструктажа по основной профессии рабочего, а также в случае нарушения данной Инструкции.

4. Настоящая Инструкция выдается всем лицам, работающим с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, под расписку, указания в ней обязательны для выполнения. Лица, не выполняющие Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.

Специальные требования безопасности

Перед началом работы.

5. Правильно надеть полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь, а при необходимости защитные средства (очки, щиток, рукавицы и т.п.).

6. Проверить исправность грузозахватных приспособлений:

а) наличие на них бирок или клейм с указанием номера, грузоподъемности и даты изготовления;

б) наличие обрыва отдельных проволочек троса, износа и коррозии сверх установленных норм для строп, изготовленных из стальных тросов наличие вытяжки и износа свыше 10% первоначального диаметра звена или трещин для строп, изготовленных из цепей.

7. Проверить исправность основных деталей и узлов грузоподъемной машины:

а) наличие и надежность крепления защитного заземления к корпусу кнопочной станции;

б) свободу перемещения кнопок управления в гнездах;

в) состояние троса и правильность его намотки на барабан;

г) состояние крюка (износ в зеве от грузозахватного приспособления не должен превышать 10%, отсутствие трещин, разогнутость, наличие шплинтовки и свободное проворачивание крюка в крюковой подвеске).

После указанных проверок включить рубильник;

д) работу тормоза контрольным. грузом или грузом, близким к грузоподъемности механизма, подъемом данной машиной, на высоту 200...300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин;

е) работу ограничителя высоты подъема крюка.

8. Проверить исправность и достаточность освещения места работы.

9. При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока очередного испытания ее немедленно сообщить мастеру и без его указаний к работе не приступать. Устранять самому какие-либо неисправности механизмов и электрооборудования запрещается.

10. Во время работы пользоваться только теми грузоподъемными машинами, на которых разрешено работать после получения соответствующего инструктажа.

11. Быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

12. Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ.

13. Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей каната или цепи и угла их наклона.

14. Канаты и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

15. Не поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную в паспорте. В сомнительных случаях надо узнать у мастера массу данного груза.

16. Не допускать подъема крюка грузоподъемной машины до ограничителя высоты подъема. Ограничитель высоты подъема крюка предназначен для аварийных целей.

17. При обвязке груза с острыми ребрами (углами) применять прокладки для предохранения строп от повреждения. Обвязывать надо так, чтобы исключалась возможность выпадения отдельных частей груза и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении.

18. Мелкоштучные грузы перемещать в специально предназначенной таре при загрузке ее не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (номер, грузоподъемность, собственная масса и назначение).

19. При подъеме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, железнодорожного вагона, станка и другого оборудования, следить за тем, чтобы между грузом и указанными частями здания и оборудования не было людей и не находиться там самим.

20. Не поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный или залитый бетоном.

21. Механизмы подъема груза грузоподъемных машин, транспортирующие ядовитые вещества, сосуды под давлением воздуха или газа, должны иметь два тормоза.

22. При подъеме груза, близкого по массе к разрешенной грузоподъемности, следует его предварительно поднять на высоту 200...300 мм и проверить надежность действия тормоза. Во всех случаях перед подъемом груза надо убедиться, что груз надежно закреплен и не может выпасть или рассыпаться во время транспортировки.

23. При обнаружении неисправностей и ненадежной обвязке или зацепке груза опустить его и произвести строповку вновь. Помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается.

24. При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше лежащих на пути предметов. Груз следует поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.

25. Не переключать движение механизма грузоподъемной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки.

26. Не перемещать груз над людьми. Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться от него на безопасном расстоянии; не проходить в стесненных местах и по загроможденным проходам.

27. При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела.

28. Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.

29. Не подтаскивать груз по земле, полу или по рельсам при косом натяжении грузового каната грузоподъемной машины. Для этой цели пробовать установки специальных блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузового каната.

30. На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Помнить, что освобождать грузоподъемной машиной защемленные стропы запрещается.

31. Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

32. При перерывах в работе и по окончании ее не оставлять груз в подвешенном состоянии.

По окончании работ

33. Поднять крюк грузоподъемной машины и выключить рубильник.

34. Убрать съемные грузозахватные приспособления в отведенное для их хранения место. О всех неполадках, замеченных во время работы, сообщить мастеру и сменщику.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации груз-оподъемных кранов". Эти Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов , приспо-соблений и тары.

Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении указывается о наличии на предприятии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (прошедших проверку знаний настоящих правил) и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждается, что техническое состояние крана допускает безопасную его эксплуатацию.

б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасность на производстве работ кранами, крановщиков и стропальщиков;

в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

г) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ , такой список должен быть выдан на руки;

д) обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности я в сроки; указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности;

е) определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;

ж) установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых кранов;

з) определить площадки и места складирования грузов; оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;

и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами.

Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов , которым должны быть обучены стропальщики. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки - стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана. Схемы строповки и кантовки грузов их перечень применяемых грузозахватных приспособлений. Должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Безопасность эксплуатации зданий, сооружений и территории предприятия

В целях обеспечения сохранности производственных зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и качественного проведения планово-предупредительного ремонта с учетом специфических условий содержания, приказом по предприятию должны быть установлены права и обязанности инженерно-технического персонала, ответственного за эксплуатацию зданий и сооружений. На предприятии должна регламентироваться система осмотра зданий и сооружений, а также установлены правила содержания отдельных сооружений и инженерного оборудования. В зависимости от размеров и структуры предприятия обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений должны возлагаться или на специальную службу или на ОКС, строительную группу, а также соответствующие эксплуатационные службы: отдел главного энергетика , энергомеханический отдел и др. Все производственные здания и сооружения или части их (этаж, пролет и др.) приказом руководителя предприятия закрепляется за цехами, отделами и другими подразделениями предприятия. Начальники соответствующих подразделений являются лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию, сохранностью своевременный ремонт. Все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам. Осмотры могут быть общими и частными. При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, при частном - отдельные части комплекса, отдельные конструкции или виды оборудования. Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год - весной и осенью.

При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий, выполняемому в летний период. Необходимо:

  • проверить состояние несущих и ограждающих конструкций;
  • установить дефектные места, требующие длительного наблюдения;
  • проверить механизмы и открывающиеся элементы окон, дверей, ворот и других устройств,
  • проверить состояние и привести в порядок водостоки , отмостки и ливнеприемники .

При осеннем техническом осмотре необходимо:

  • проверить несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений и принять меры по устранению всякого рода щелей и зазоров;
  • проверить подготовленность покрытий зданий к удалению снега, а также состояние желобов и водостоков;
  • проверить исправность и готовность к работе в зимних условиях элементов окон, ворот, дверей и других устройств.

Особо жесткий режим всех видов осмотров должен устанавливаться для производственных зданий, возведенных на подработанных подземными выработками территориях, на просадочных грунтах, а также эксплуатируемых при постоянной вибрации. Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем предприятия лица, проводящие текущие осмотры конструкций зданий, выделяются начальником цеха, мастерской или отдела. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры по их устранению с указанием сроков выполнения работ. Для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения должен вестись технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места. Совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых соответствующем плановом порядке, определяется Положением о проведении планово-предупредительного ремонта Производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.

Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников (ИТР), ответственных за сохранность этих объектов. С этой целью все производственные здания и сооружения организации или их части (пролет, этаж) закрепляются приказом работодателя за цехами, отделами и другими подразделениями организации, занимающими указанные площади. Начальники соответствующих подразделений (цеха, отдела и др.) являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий и сооружений или отдельных помещений.

Производственные здания и помещения, их объемно-планировочные и конструктивные решения должны отвечать требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил, норм технологического проектирования, противопожарных норм и санитарных норм проектирования промышленных предприятий. Производственные здания должны иметь паспорта с указанием расстановки оборудования. Площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, обязаны иметь ограждения по периметру высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.

В каждой организации должна быть составлена инструкция по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений, межэтажных перекрытий с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам площадок и полов и определена периодичность обследования несущих конструкций.

Каждое отдельно стоящее здание или сооружение должно иметь паспорт установленного образца. К паспорту прилагается соответствующая документация. Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации. Технический паспорт составляется на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию.

Производственное помещение должно иметь не менее 15 м³ объема и 4,5 м² площади на каждого работающего в нем.

Территория организации должна быть ограждена и постоянно охраняться. На территории организации должны быть устроены и обозначены указателями и дорожными знаками пешеходные дорожки , проходы и проезды для внутризаводского и технологического транспорта. Подъездные дороги, пожарные проезды, отмостки, тротуары на территории организации должны содержаться в исправности, их поверхность должна быть ровной, без выбоин и обратных уклонов. Дороги не должны загромождаться строительными материалами, оборудованием, мусором, тарой и т. п. Проезды для транспорта должны обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между зданиями цехов, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами. Искусственные сооружения на дорогах должны быть доступны для периодических осмотров и повседневного ухода.

Поделиться: