Акцизы. налоговые вычеты

  • акцизов при производстве алкогольной продукции .

Приобретение подакцизных товаров

При приобретении подакцизных товаров у производителя этих товаров уплаченные суммы акциза организация вправе:

  • учесть в стоимости приобретенных товаров (п. 2 ст. 199 НК РФ);
  • принять к вычету, то есть уменьшить сумму начисленного налога за отчетный период на сумму акциза, предъявленного продавцом (п. 3 ст. 199 НК РФ).

Сумму входного акциза принимайте к вычету при одновременном соблюдении следующих условий:

  • товар приобретен на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ);
  • товары используются как сырье для производства иных подакцизных товаров (п. 3 ст. 199, ст. 200 НК РФ);
  • ставки акциза на сырье и произведенные из него подакцизные товары определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы (п. 3 ст. 199 НК РФ).

По подакцизным товарам, которые используются для производства других подакцизных товаров, вычетам подлежат суммы акциза:

  • уплаченные продавцам;
  • перечисленные в бюджет при ввозе подакцизных товаров на территорию России.

При исчислении акциза на спиртосодержащую или алкогольную продукцию (кроме вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), пива и напитков на основе пива, винных напитков, изготовленных без добавления ректификованного спирта) налоговые вычеты авансового платежа производятся в пределах суммы авансового платежа, фактически уплаченной в бюджет, исчисленной исходя из объема использованного сырья и ставки акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 16 статьи 200 Налогового кодекса РФ.

Например, организация производит автомобильный бензин марки Аи-92. В качестве сырья для производства продукции она использует автомобильный бензин марки Аи-80. Ставка акциза на оба вида бензина определяется в расчете на 1 тонну (ст. 193 НК РФ). Следовательно, сумма акциза, уплаченная при приобретении бензина марки Аи-80, может быть принята к вычету.

В бухучете акциз, который будет приниматься к вычету, отразите на счете 19 «Налог на добавленную стоимость» субсчет «Акцизы»:

Дебет 19 субсчет «Акцизы» Кредит 60

- отражена сумма акциза, предъявленного производителем подакцизного товара.

К вычету принимайте только фактически уплаченные суммы налога (п. 1 ст. 201 НК РФ). В качестве подтверждающего документа может служить платежное поручение или иной расчетный документ. Сумма акциза в расчетных документах должна быть выделена отдельной строкой. Аналогичные разъяснения содержат письмо ФНС России от 15 июня 2012 г. № ЕД-2-3/393, определение Конституционного суда РФ от 7 июня 2011 г. № 805-О-О и постановление ФАС Центрального округа от 26 апреля 2010 г. № А09-9856/2009.

В бухгалтерском учете оплату суммы акциза отразите проводкой:

Дебет 60 Кредит 51

- уплачено поставщику за товар, включая акциз.

Ситуация: может ли организация, приобретая подакцизный товар по бартерному договору, принять сумму акциза к вычету ?

На практике налоговые инспекции отказывают покупателю в получении налогового вычета, если приобретение подакцизного товара происходит по бартерному договору. Это связано с тем, что отсутствие расчетного документа не позволяет подтвердить и проконтролировать уплату акциза в бюджет продавцом подакцизного товара.

Поэтому, чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, при неденежных формах расчета за подакцизные товары перечислите сумму акциза отдельным платежным поручением.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 15 июня 2012 г. № ЕД-2-3/393, а также постановлениями Президиума ВАС РФ от 23 января 2007 г. № 11251/06, от 11 сентября 2007 г. № 4594/07.

Ситуация: может ли организация заявить налоговый вычет, если расчеты за подакцизные товары, использованные в качестве сырья, осуществляются с помощью векселей?

Ответ на этот вопрос зависит от того, использует организация при расчетах собственный вексель или вексель другой организации .

По общему правилу сумма акциза принимается к вычету только при условии фактической уплаты (п. 1 ст. 201 НК РФ). Вексель нельзя рассматривать как расчетный документ, подтверждающий факт оплаты организацией-производителем подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, по цене, включающей акциз. Потому что вексель является средством оформления отсрочки платежа за приобретенные товары, а не их непосредственной оплатой (ст. 815 ГК РФ).

Следовательно, фактической оплатой за подакцизные товары при использовании в расчетах собственного векселя будет момент погашения своего векселя денежными средствами его предъявителю.

Если для расчетов за подакцизные товары передается вексель, приобретенный в качестве финансового вложения, моментом оплаты будет считаться фактическое перечисление денежных средств продавцу векселя. Если вексель оплачен не полностью, сумма акциза принимается к вычету только в пределах фактически перечисленных денежных средств за него.

Если в расчетах за подакцизные товары используется вексель третьего лица, полученный в обмен на собственный вексель организации, налогоплательщик права на вычет суммы акциза не имеет, поскольку отсутствует фактическая оплата векселя денежными средствами.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 15 июня 2012 г. № ЕД-2-3/393.

Счет-фактура

Наличие правильно оформленного счета-фактуры при приобретении товаров у поставщика является одним из условий применения налогового вычета. Входной акциз принимайте к вычету в сумме, выделенной в счете-фактуре (п. 2 ст. 198 НК РФ). Если счета-фактуры нет или он оформлен с нарушениями, предъявленную поставщиком сумму налога к вычету не принимайте.

Период применения вычета

Принять к вычету акциз можно только после списания подакцизного сырья на затраты по производству подакцизных товаров (п. 3 ст. 201 НК РФ, письмо Минфина России от 6 марта 2013 г. № 03-07-06/6760).

Передачу сырья в производство подтвердите соответствующими документами, например накладной на внутреннее перемещение, актом приема-передачи между структурными подразделениями организации, актом списания в производство, другими документами.

Если стоимость сырья была списана на затраты по производству в одном периоде, а оплата данного сырья произведена в другом, то налоговые вычеты производятся в том периоде, когда произведена оплата сырья (абз. 2 п. 3 ст. 201 НК РФ).

Бухучет

Списание подакцизного сырья для производства иных видов товаров в бухучете отразите так:

Дебет 20 (25, 44) Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»

- списан подакцизный товар в качестве сырья для производства продукции.

Принятую к вычету сумму акциза отражайте проводкой:

- принят к вычету акциз, предъявленный поставщиком.

Пример расчета суммы налогового вычета по акцизу

ООО «Торговая фирма "Гермес"» производит и реализует пиво. Сырье закупается в бочках и разливается в бутылки емкостью 0,5 литра.

В июле «Гермес» приобрел 5000 литров пива в бочках с содержанием объемной доли этилового спирта 4,8 процента. Договорная стоимость товара - 236 000 руб. (в т. ч. НДС - 36 000 руб., акциз - 100 000 руб.). В июле было разлито 6000 бутылок пива, в апреле - 4000. Вся партия произведенного бутилированного пива была реализована в августе за 354 000 руб. Ставка акциза на пиво с нормативным содержанием объемной доли спирта этилового 4,8 процента равна 20 руб. за 1 литр как для сырья, так и для готовой продукции.

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете следующие записи.

Июль:

Дебет 10 субсчет «Сырье и материалы» Кредит 60
- 100 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб. - 100 000 руб.) - получено пиво в бочках от поставщика;

Дебет 19 субсчет «НДС» Кредит 60
- 36 000 руб. - отражен входной НДС;

Дебет 19 субсчет «Акциз» Кредит 60
- 100 000 руб. (5000 л × 20 руб.) - отражена сумма акциза, предъявленного поставщиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «Расчеты по НДС»
- 36 000 руб. - принят к вычету входной НДС;

Дебет 60 Кредит 51
- 236 000 руб. - уплачено поставщику за бочковое пиво;


- 60 000 руб. (100 000 руб. : 5000 л × 3000 л) - списано 3000 литров (6000 бут. × 0,5 л) бочкового пива для производства пива в бутылках;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»
- 60 000 руб. (100 000 руб. : 5000 л × 6000 бут. × 0,5 л) - принят к вычету акциз, относящийся к пиву, отпущенному в производство.

Август:

Дебет 44 Кредит 10 субсчет «Сырье и материалы»
- 40 000 руб. (100 000 руб. : 5000 л × 2000 л) - списано 2000 литров (4000 бут. × 0,5 л) бочкового пива для производства пива в бутылках;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»
- 40 000 руб. (100 000 руб. : 5000 л × 4000 бут. × 0,5 л) - принят к вычету акциз, относящийся к пиву, отпущенному в производство;

Дебет 62 Кредит 90-1
- 354 000 руб. - отражена выручка от реализации пива в бутылках;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 54 000 руб. - начислен НДС с выручки от реализации;

Дебет 90-4 субсчет «Акцизы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по акцизам»
- 100 000 руб. ((6000 бут. + 4000 бут.) × 0,5 л × 20 руб.) - начислен акциз по реализованному пиву.

Сумма акциза, уплаченная при приобретении пива в бочках, составила 100 000 руб. (20 руб./л × 5000 л). Акциз, начисленный при реализации, - 100 000 руб. (28 руб./л × (6000 бут. + 4000 бут.) × 0,5 л). За июль организация заявила к вычету сумму акциза в размере 60 000 руб. За август сумма налога, подлежащая уплате в бюджет при реализации разлитого в бутылки пива, с учетом вычета составила 40 000 руб. (100 000 руб. - 60 000 руб.).

Учет акциза в стоимости товаров

Во всех иных ситуациях суммы акциза, уплаченные при приобретении товаров, к вычету не принимайте, а учитывайте в стоимости приобретенных товаров (п. 2 ст. 199 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам.

Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При исчислении суммы акциза на алкогольную продукцию (с объемной долей этил. спирта свыше 9 %) указанные налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленный НК РФ (33 руб. 6 коп. за 1 л) на дату приобретения подакцизного товара, использованного в качестве сырья.

В случае безвозвратной утери указанных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессе их производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и (или) норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным ФОИВ для соотв. группы товаров.

При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного сырья при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья на таможенную тер-рию РФ, выпущенного в свободное обращение, а также суммы акциза, уплаченные собственником этого сырья при его производстве .

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

Суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком для производства не спиртосодержащей продукции (при наличии свидетельства на производство и + предоставление документов, подтверждающих факт производства).

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации данного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина (при представлении документов).

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам, на сумму, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

Порядок применения налоговых вычетов:

Вычет производятся на основании : 1.расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров; 2.предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо 3.на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию РФ и уплату соответствующей суммы акциза, если иное не предусмотрено НК.

Вычетам подлежат : 1.только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении товаров; 2.предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья (материалов) при его производстве; 3.фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную тер-рию РФ, выпущенных в свободное обращение.

В случае оплаты подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других товаров, третьими лицами, вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

В случае, если в качестве давальческого сырья использовались подакцизные товары, по которым на территории РФ уже был уплачен акциз, вычеты производятся при представлении копий платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты акциза владельцем сырья либо факт оплаты владельцем стоимости сырья по ценам, включающим акциз.

*Вычеты сумм акциза производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Вычеты сумм акциза, по этил спирту для производства алкогольной продукции , производятся исходя из объемной доли спирта, использованного для производства виноматериалов, на момент приобретения виноматериалов при представлении налогоплательщиком, производящим алкогольную продукцию, в налоговые органы следующих документов (их копий): 1) договора купли-продажи виноматериалов, заключенного производителем виноматериалов и алкогольной продукции; 2) платежных документов с отметкой банка, подтверждающих оплату приобретенных виноматериалов; 3) товарно-транспортных накладных поставки виноматериалов, счетов-фактур; 4)купажных актов; 5) акта списания виноматериалов в производство.

Вычет сумм акциза, при использовании денатурированного этил спирта для производства не спиртосодержащей продукции , производится при предъявлении в налоговый орган документов: 1)свидетельства на производство данной продукции; 2) копии договора с производителем спирта; 3)реестров счетов-фактур, выставленных производителями спирта. ; 4)накладной на внутреннее перемещение; 5)акта приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика; 6) акта списания в производство и др. документов.

А так же при использовании прямогонного бензина, парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии, содержащей этил. спирт производятся при предоставлении в Н.О. определенных документов.


Налоговый кодекс Российской Федерации.
Глава 22. Акцизы
Статья 200. Налоговые вычеты

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 настоящей главы, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

2. Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов).
В случае безвозвратной утери указанных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессе их хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров.

3. При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) (за исключением нефтепродуктов), в случае, если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенного в свободное обращение (за исключением нефтепродуктов), а также суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) (за исключением нефтепродуктов) при его производстве.

4. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

5. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

6. Вычетам подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.

7. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса, на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

8. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса).
Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях настоящей главы реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок.

9. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении (при представлении документов в соответствии с пунктом 9 статьи 201 настоящего Кодекса).
Вычетам подлежат также суммы акциза, начисленные в соответствии с подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании этого бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии (при представлении документов в соответствии с пунктом 9 статьи 201 настоящего Кодекса).

10. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации (при представлении документов в соответствии с пунктом 10 статьи 201 настоящего Кодекса).

11. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства не спиртосодержащей продукции (при представлении документов в соответствии с пунктом 11 статьи 201 настоящего Кодекса).

12. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции (при представлении документов в соответствии с пунктом 12 статьи 201 на стоящего Кодекса).

"Право и экономика", 2008, N 1

В судебной практике существует большое число споров, связанных с определением правомерности применения налогоплательщиками акцизов налоговых вычетов. Сформировавшаяся арбитражная практика доказывает, что данные вопросы являются наиболее "больными" для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, совершающих операции, признаваемые объектом обложения акцизами.

Порядок и условия применения налоговых вычетов установлены в ст. 200 и ст. 201 НК РФ.

Биография

Лермонтов Юрий Михайлович консультант Министерства финансов РФ. Специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Родился 12 октября 1981 г. в г. Москве. В 2000 г. окончил юридический факультет Международного института экономики и права, в 2003 г. - экономический факультет Финансовой академии при Правительстве РФ. С 2001 г. работает в системе финансовых и налоговых органов.

В соответствии с п. 1 ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со ст. 194 гл. 22 НК РФ, на установленные ст. 200 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 201 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п. п. 1 - 4 ст. 200 НК РФ, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза, если иное не предусмотрено ст. 201 НК РФ. Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров, либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение.

Согласно п. 2 ст. 198 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.

Отсутствие выделения в счетах-фактурах суммы акциза

В арбитражной практике между налогоплательщиками и налоговыми органами встречаются споры, связанные с правомерностью предъявления налогоплательщиком к вычету сумм акциза без выделения отдельной строкой указанных сумм в счетах-фактурах.

Из норм п. 1 ст. 201 НК РФ и п. 2 ст. 198 НК РФ следует, что в целях гл. 22 НК РФ следует применять требования ст. 169 НК РФ.

В соответствии с пп. 9 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должна быть указаны сумма акциза по подакцизным товарам.

В Приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в составе показателей счета-фактуры по графе 6 указывается сумма акциза по подакцизным товарам.

Приведенные Правила применимы не только в целях исчисления налога на добавленную стоимость, но и в рамках рассмотрения вопроса о необходимости включения сумм акциза отдельной строкой в счет-фактуру.

Следует отметить, что по данному вопросу в судебной практике единого мнения нет.

Пример. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23 января 2007 г. N 11251/06 рассмотрел ситуацию, в которой основанием для вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ послужило мнение налогового органа о том, что налоговые вычеты по акцизу на спирт могут применяться только при одновременном соблюдении следующих условий: наличие счетов-фактур, выставленных при приобретении спирта, и расчетных документов (п. 1 ст. 201 НК РФ), а также выделение в них сумм акциза отдельной строкой (п. 2 ст. 198 НК РФ), а организация не исполнила указанные требования и налоговый вычет по акцизу на спирт заявила неправомерно.

Суд отметил, что в ст. 198 НК РФ содержится требование к оформлению расчетных документов и счетов-фактур. Согласно п. 2 ст. 198 НК РФ в расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой. Поэтому для получения налогового вычета налогоплательщиком должно быть соблюдено и это условие.

По мнению суда, невыполнение упомянутого требования не позволяет подтвердить и проконтролировать уплату акциза в бюджет продавцом подакцизного товара (спиртзаводом) и является препятствием для получения налогового вычета покупателем такого товара (налогоплательщиком).

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 21 июня 2007 г. N Ф03-А37/07-2/2054 также указал, что несоблюдение одного из условий, предусмотренных п. 1 ст. 201 НК РФ, а именно непредставление расчетных документов об оплате приобретенного спирта, не позволяет налогоплательщику применить налоговый вычет по акцизу в случае, если его оплата произведена третьими лицами без выделения акциза отдельной строкой в платежных документах (см. также Постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 июня 2007 г. N Ф03-А37/07-2/1951).

Однако в судебной практике существует и противоположная позиция по данному вопросу.

Пример. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 1 марта 2007 г. N Ф04-187/2007(31643-А03-23) отметил, что налоговое законодательство предусматривает право налогоплательщика на налоговый вычет по акцизам с двумя условиями: предъявление суммы акциза поставщиком подакцизного товара в счете-фактуре и фактическая уплата этой суммы налогоплательщиком поставщику в составе платежей за подакцизный товар. Суд указал, что расчеты между сторонами по сделке могут быть произведены в любой из установленных Гражданским кодексом РФ форме. Для признания стороны исполнившей обязательство по оплате полученного товара гражданское законодательство не обязывает эту сторону провести расчет только в денежной форме. Это обязательство может быть исполнено любым способом, в том числе путем передачи продавцу имущества покупателя, зачета встречного однородного требования, отступного, новации и т.д. (гл. 26 ГК РФ). Денежная форма расчетов в силу ст. 45 НК РФ является обязательной при уплате налогов, т.е. при расчетах налогоплательщика с бюджетом, а не со стороной по гражданско-правовой сделке.

Таким образом, арбитражный суд сделал вывод о том, что в рассматриваемых правоотношениях векселя Сбербанка России выступали в качестве средства платежа. По мнению суда, невыделение в расчетных документах сумм акцизов отдельной строкой не является основанием для отказа налогоплательщику в праве на налоговый вычет, поскольку акты приема-передачи векселей в совокупности с другими доказательствами подтверждают фактическую оплату товара, в стоимость которого согласно счетам-фактурам включен акциз.

Пример. Аналогичный вывод сделал ФАС Центрального округа в Постановлении от 26 февраля 2007 г. N А68-3213/06-АП-239/18. Суд отклонил довод налогового органа о том, что у налогоплательщика отсутствует право на налоговый вычет, поскольку в платежном поручении сумма акциза не выделена отдельной строкой, суд принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 18 апреля 2006 г. N 87-О, где указано, что при разрешении споров о праве на налоговый вычет, касающихся выполнения обязанности по уплате налога, арбитражные суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.). Формальное нарушение п. 2 ст. 198 НК РФ не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета.

Неотражение сумм акциза в декларациях контрагентов

В арбитражной практике также встречаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками о правомерности вычетов сумм акциза в случае неотражения указанных сумм в декларациях контрагентов.

Пример. В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 (далее - Постановление N 53) указано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 11 января 2007 г. N А57-6533/05-17 рассмотрел ситуацию, в которой налогоплательщик закупал у поставщиков вино "Агдам". Вино получено по документам с отметкой налогового органа, где сумма акциза указана отдельной строкой. Поскольку расчеты с поставщиками произведены в полном объеме, налогоплательщик имел все основания принять к вычету выделенные в счетах суммы акциза. Суд отметил, что данные, полученные от налоговых органов по месту нахождения поставщиков облагаемой акцизами продукции, об отсутствии в представленных ими декларациях сведений об отгрузке в адрес налогоплательщика вина и виноматериалов могут свидетельствовать только о непредставлении соответствующих сведений декларантами, но не об отсутствии у налогоплательщика права на налоговые вычеты по акцизу.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности в случае ненадлежащего исполнения его поставщиком своих налоговых обязанностей (в данном случае неотражение соответствующих операций в налоговой декларации) является неправомерным.

Вычет акциза в случае отсутствия государственной регистрации поставщика налогоплательщика

В арбитражной практике также случаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросу правомерности применения налогового вычета в случае отсутствия государственной регистрации поставщика налогоплательщика.

Пример. В Постановлении от 8 июня 2007 г. N А44-1676/2006-9 ФАС Северо-Западного округа установил, что некоторые из поставщиков налогоплательщика не зарегистрированы в качестве юридических лиц; документы, на основании которых приобретены товары, оформлены с нарушением требований законодательства. Указанные обстоятельства подтверждаются заключением почерковедческой экспертизы; объяснениями работника организации, допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля; результатами встречных проверок поставщиков и показаниями руководителей этих организаций, допрошенных налоговым органом в качестве свидетелей.

При этом суд отклонил как основанный на неверном толковании правовых норм приведенный налогоплательщиком довод о том, что он не несет ответственности за отсутствие регистрации поставщиков в Едином государственном реестре юридических лиц.

Суд отметил, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Суд установил, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры оформлены с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ: указанные в них идентификационные номера налогоплательщиков юридическим лицам не присваивались, а адреса местонахождения поставщиков являются недостоверными.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя являются обязательными реквизитами, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.

Следовательно, указание продавцами в счетах-фактурах идентификационных номеров, которые по данным налогового органа не были присвоены ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные п. 2 ст. 169 НК РФ.

Суд сделал вывод о том, что содержащиеся в документах налогоплательщика недостоверные и противоречивые сведения препятствуют реализации его права на применение налоговых вычетов по акцизам.

Вычет акциза в случае отсутствия подтверждения реальных взаимоотношений по поставке подакцизного товара между налогоплательщиком и контрагентами

Кроме того, на правоприменительном уровне встречаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками о правомерности вычетов сумм акциза в случае отсутствия подтверждения реальных взаимоотношений по поставке подакцизного товара между налогоплательщиком и контрагентами.

Пример. ФАС Уральского округа в Постановлении от 28 апреля 2007 г. N Ф09-3008/07-С2 отметил, что согласно п. 2 ст. 201 НК РФ вычеты сумм акциза, указанные в п. 4 ст. 200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиками платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, спирта этилового, произведенного из пищевого сырья по ценам, включающим акциз.

Судом установлено, что представленные налогоплательщиком в обоснование правомерности налоговых вычетов по акцизам, а также понесенных расходов документы оформлены с нарушением действующего законодательства, содержат недостоверную информацию и не свидетельствуют о наличии реальных взаимоотношений налогоплательщика с организациями контрагентами, а также о реальности понесенных налогоплательщиком затрат. Товар, являющийся объектом сделок, о реальности которых утверждает налогоплательщик, контрагентами обществу не передавался, руководитель организации-поставщика отрицает наличие указанных взаимоотношений с налогоплательщиком.

Суд указал, что из системного анализа норм гл. 7 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, порождающих сомнения в добросовестности налогоплательщика, лежит на налоговом органе. В данном Постановлении суд поддержал позицию налогового органа, установив, что обязанность доказывания таких обстоятельств налоговым органом выполнена, доказательства, опровергающие выводы налогового органа, в материалах дела отсутствуют.

Следует отметить, что правомерность подобных выводов закреплена также Постановлением N 53.

Вычет акциза в случае отсутствия подтверждения фактической оплаты подакцизного товара

Между налоговыми органами и налогоплательщиками также встречаются споры о правомерности вычетов сумм акциза в случае отсутствия подтверждения фактической оплаты подакцизного товара.

Необходимо отметить, что из нормы п. 1 ст. 201 НК РФ следует, что налогоплательщик обязан подтвердить факт оплаты подакцизного товара.

Так как акциз является косвенным налогом, то налоговое бремя данного налога ложится на конечного потребителя подакцизного товара. Вместе с тем в процессе переработки одного подакцизного товара в другой в целях соблюдения экономической обоснованности взимания акциза законодателем был предусмотрен механизм вычетов на каждой стадии производственного процесса. Данный механизм предусматривает уплату и вычет одной и той же суммы акциза поставщиком и покупателем соответственно.

Требование фактической оплаты сумм акциза при предъявлении их к вычету направлено на предотвращение возникновения у налогоплательщика необоснованной налоговой выгоды, связанной с возмещением из бюджета средств, которые бюджет не получал.

По мнению Президиума ВАС РФ, изложенному в Постановлении от 23 января 2007 г. N 10670/06, отсутствие расчетного документа не позволяет подтвердить и проконтролировать уплату акциза в бюджет продавцом подакцизного товара (поставщиком спирта) и является препятствием для получения налогового вычета покупателем спирта. Для принятия к вычету суммы акциза, предъявленной поставщиком спирта, стоимость которого погашается зачетом взаимных требований, сумма акциза должна быть оплачена на основании платежного поручения.

Данные выводы Президиума ВАС РФ федеральные арбитражные суды уже начали применять на практике (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 21 июня 2007 г. N Ф03-А37/07-2/2054, от 21 июня 2007 г. N Ф03-А37/07-2/2037).

Однако в арбитражной практике существует другая точка зрения. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 1 марта 2007 г. N Ф04-187/2007(31643-А03-23) указал, что суммы налога по товарам (работам, услугам), расчеты за которые налогоплательщики производят без фактического движения денежных средств (путем проведения зачета встречных требований, уступки права требования), принимаются к зачету на общих основаниях.

Вычет акциза при несоответствии облагаемой акцизами продукции государственному стандарту

Проблемы у налогоплательщиков могут возникнуть и в случае несоответствия продукции государственному стандарту в части технологии производства.

В Письме ФНС России от 27 марта 2006 г. N ШТ-6-07/325@ "Об использовании бражного дистиллята" указано, что, поскольку государственным стандартом, регламентирующим производство на территории Российской Федерации спирта этилового ректификованного, применение дистиллята бражного в качестве основообразующего сырья при производстве этилового спирта не предусмотрено, акциз, уплаченный налогоплательщиком по приобретенному бражному дистилляту, использованному в дальнейшем для производства спирта этилового, при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по операциям реализации этого спирта, налоговым вычетам, установленным п. 2 ст. 200 НК РФ, не подлежит.

Из изложенного Письма следует, что, по мнению налоговых органов, в случае применения основообразующего сырья, не соответствующего государственному стандарту, в производстве подакцизных товаров налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету суммы акциза, уплаченные при приобретении указанного сырья.

Однако судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 мая 2007 г. N Ф08-1947/2007-824А, от 12 декабря 2006 г. N Ф08-6836/2006-2797А, от 30 ноября 2006 г. N Ф08-5866/2006-2446А, от 5 октября 2006 г. N Ф08-4920/2006-2069А, Постановление ФАС Центрального округа от 14 февраля 2007 г. N А14-964/200626/24).

Пример. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 17 мая 2007 г. N Ф09-3581/07-С2 отмечает, что нормами гл. 22 НК РФ предусмотрена возможность предъявления к вычету сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при приобретении подакцизного товара, используемого в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров. По мнению суда, нормы гл. 22 НК РФ не предусматривают такого основания для отказа в применении вычетов по акцизам, как несоответствие продукции государственному стандарту в части технологии производства. Ссылка налогового органа на требования ГОСТа Р 52190-2003, который не предусматривает использование настоев спиртованных в качестве основообразующего сырья при производстве водки, обоснованно не принята судом.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 16 июля 2007 г. N Ф08-4096/2007-1617А рассмотрел доводы налогового органа о том, что использованные налогоплательщиком при производстве спирта и водки дистиллят бражной и настои спиртованные не являются основообразующим сырьем при производстве спирта и водки, в связи с чем суммы акциза по этим товарам налоговым вычетам не подлежат, в действиях налогоплательщика по приобретению этилового спирта не усматривается разумных экономических причин, что свидетельствует о его недобросовестности и намерении получить необоснованную экономическую выгоду.

Суд отклонил довод налогового органа о том, что применение налогоплательщиком настоев и дистиллята в качестве сырья для производства реализованной водки не соответствует требованиям ГОСТа Р 52190-2003, сославшись на то, что нормы гл. 22 НК РФ не предусматривают такого основания для отказа в применении налогового вычета по акцизу.

Суд установил, что рецептурами водки "Риал Люкс Мягкая", "Государь Петр I", "Скиф Крепкая", "Риал Люкс Ржаная", "Старорусская Мягкая", утвержденными Федеральным агентством по сельскому хозяйству, предусмотрено использование в качестве основного сырья настоев спиртовых.

Согласно п. 4.2.1 ГОСТа Р 51652-2000 спирты "Люкс", "Экстра" вырабатываются из различных видов зерна и смеси зерна и картофеля. Согласно введению в Регламент на получение спирта этилового, утвержденный 13 мая 2005 г. Федеральным агентством по сельскому хозяйству, спирт этиловый ректификованный пищевой получают путем ректификации дистиллята бражного по ТУ 9182-592-00008064-05.

ТУ 9182-592-00008064-05 "Дистиллят бражной", утвержденными 5 марта 2005 г. Федеральным агентством по сельскому хозяйству, предусмотрено, что дистиллят бражной марки А предназначен для использования в качестве сырья при производстве спирта этилового - сырца по ГОСТ Р 52193-2003 и спирта этилового ректификованного по ГОСТу Р 51652-2000. Согласно п. 2.5 Технических условий бражной дистиллят вырабатывают из зерна, картофеля или смеси зерна и картофеля; смеси зерна, картофеля, сахарной свеклы и мелассы, сахара-сырца и другого сахара и крахмалосодержащего сырья в различных соотношениях, мелассы и является промежуточным материалом, полученным из сырья, указанного в государственном стандарте.

Таким образом, суд установил, что подлежит отклонению довод налогового органа о том, что дистиллят бражной и настои спиртованные не являются основообразующим сырьем при производстве спирта и водки, а суммы акциза по приобретенному сырью не подлежат вычетам.

Суд отклонил и довод налогового органа об экономической нецелесообразности сделки общества по приобретению этилового спирта.

Как указано в п. 2 Постановления N 53, в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.

В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ.

Суд указал, что налоговый орган не представил в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. При таких обстоятельствах суд отклонил требования налогового органа.

Производство и реализация как обязательные условия применения вычетов

Нельзя обойти вниманием и изменения, внесенные с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ) в порядок применения налоговых вычетов по акцизам.

Так, до 1 января 2007 г. условием для применения вычета являлось также то, что товары должны быть произведены и реализованы (переданы). Законом N 134-ФЗ такое условие отменено.

Минфин России в Письме от 17 апреля 2007 г. N 03-07-15/1/11 разъяснил, что, учитывая, что каких-либо специальных норм в отношении переходного периода к новому порядку вычетов законодательством не установлено, по нашему мнению, налогоплательщики вправе применить налоговый вычет по акцизу, установленный вышеуказанным п. 3 ст. 201 НК РФ, в отношении приобретенных подакцизных товаров, использованных в 2006 г. в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, в том числе нереализованных и находящихся на складах по состоянию на 1 января 2007 г., при определении суммы акциза, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период, начиная с января 2007 г.

Данное Письмо Минфина России было направлено ФНС России для использования в работе Письмом от 31 мая 2007 г. N ШТ-6-03/444@.

До указанных изменений налоговые органы на местах считали, что налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности за неуплату акциза в случае отсутствия у налогоплательщика в определенном налоговом периоде операций по реализации подакцизной продукции. Налоговые органы указывали, что такое обстоятельство является основанием для признания незаконным применения вычетов по приобретенным налогоплательщиком в этом налоговом периоде подакцизным товарам, так как последние не могли быть использованы в изготовлении реализованной подакцизной продукции.

Однако такая позиция не находит своего отражения в судах. ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 августа 2007 г. N А43-32659/2006-40-1105 указал, что в ст. 202 НК РФ предусмотрено, что сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 200 НК РФ, сумма акциза, определяемая в соответствии со ст. 194 НК РФ. По мнению суда, неправомерное применение налоговых вычетов не приводит к автоматическому образованию недоимки на ту же сумму и не может быть квалифицировано в качестве не уплаченного (не полностью уплаченного) в бюджет налога.

Вычет сумм акциза по объемам подакцизного товара в размерах естественной убыли

В арбитражной практике встречаются споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу правомерности вычета сумм акциза по объемам подакцизного товара в размерах естественной убыли.

Пример. В Постановлении от 15 мая 2007 г. N А49-5871/06 ФАС Поволжского округа пришел к выводу о неправомерности включения в расходы в целях исчисления налога на прибыль естественной убыли подакцизного товара, поскольку налогоплательщиком не представлено документальное подтверждение указанных расходов.

Поэтому суд, руководствуясь п. 2 ст. 200 НК РФ, пришел к выводу о неправомерном предъявлении к вычету сумм акциза по указанным объемам подакцизного товара в размерах естественной нормы убыли.

Так, суд отметил, что Приказом Министерства пищевой промышленности СССР от 17 апреля 1980 г. N 89 утверждены Нормативы предельно допустимых потерь при производстве и хранении (выдержке) виноградных и плодово-ягодных виноматериалов, соков и вин, коньячных спиртов и коньяков (далее - Приказ N 89), согласно п. 7 разд. 2 Приказа N 89 отходы при обработке соков и виноматериалов (отфильтрованная и отпрессованная гуща, осадки при обработке ЖКС, осадки при оклейке и т.п.) в нормативы потерь не входят и оформляются по группам (сухие и крепленые) актами с участием лаборатории завода.

Следовательно, данные отходы списываются по фактическому количеству и относятся на себестоимость продукции, о чем также указано в Примечании к Приказу N 89, согласно которому при технологических операциях, на которые нормативы потерь не установлены Приказом N 89, потери определяются (фиксируются) специальными актами с участием лаборатории предприятия, в которых обосновывается необходимость проведения данной технологической операции, с последующим утверждением этих актов вышестоящей организацией.

В то же время для включения произведенных материальных затрат, в том числе в виде технологических потерь, в состав расходов при определении налогооблагаемой прибыли необходимо наличие документального доказательства потерь и их обоснованность.

В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами (первичными учетными документами). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Как следует из приказа налогоплательщика, должностным лицом, присутствие которого обязательно при списании гущевых и клеевых осадков, является сотрудник лаборатории налогоплательщика.

В нарушение названных норм приказами генерального директора организации в состав комиссии по списанию остатков гущевых и клеевых осадков должностные лица лаборатории налогоплательщика не включены, приказы не согласованы с главным бухгалтером организации. Акты на списание не подписаны представителем лаборатории налогоплательщика. Акты о списании не заверены печатью налогоплательщика. Кроме того, ни в одном акте не содержится денежное выражение данной хозяйственной операции.

Таким образом, судом сделан вывод, что налогоплательщиком не выполнены условия вышеназванных норм и, следовательно, отсутствует документальное подтверждение и доказательства экономической обоснованности расходов по списанию спиртосодержащих гущевых и клеевых осадков, в связи с чем налоговый орган сделал правильный вывод о необоснованности отнесения их заявителем на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Вычет по акцизу при условии отсутствия штампа "отпуск разрешен" на товарно-сопроводительной документации

Пунктом 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" с 1 января 2006 г. ст. 197 НК РФ утратила силу.

Ранее ст. 197 НК РФ устанавливалось, что под режимом налогового склада (акцизного склада) понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции.

Под действием режима налогового склада находятся специально учреждаемые акцизные склады оптовых организаций.

Акцизные склады учреждаются организациями при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим производство и оборот алкогольной продукции.

Согласно Приложению N 16 к Приказу МНС России от 19 февраля 2001 г. N БГ-3-31/41 "Инструкция по осуществлению налогового контроля за работой акцизного склада" (далее - Приказ N БГ-3-31/41) должностное лицо налогового органа осуществляет контроль над работой акцизного склада в соответствии с нормативными правовыми актами, настоящей Инструкцией согласно приказу соответствующего налогового органа. Во время нахождения на акцизном складе должностное лицо налогового органа в том числе регистрирует товарно-сопроводительную документацию (ТТН и счета-фактуры) на отгружаемую с акцизного склада алкогольную продукцию и заверяет эти документы своей подписью и штампом "отпуск разрешен".

В соответствии с п. 2.1 Приказа МНС России от 28 мая 2002 г. N БГ-3-07/270 "О налоговом контроле за работой акцизных складов, расположенных не территории г. Москвы" (далее - Приказ N БГ-3-07/270) во время нахождения на акцизном складе должностное лицо налогового органа в том числе контролирует правильность заполнения товарно-сопроводительной документации на получаемую и отгружаемую алкогольную продукцию, своевременность и правильность отражения данных о движении алкогольной продукции в журналах складского учета.

Следует заметить, что в приведенном Приказе обязанность по заверению товарно-сопроводительной документации должностным лицом налогового органа своей подписью и штампом "отпуск разрешен" не предусмотрена.

В арбитражной практике встречаются споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по вопросу правомерности вычета по акцизу при условии отсутствия штампа "отпуск разрешен" на товарно-сопроводительной документации.

Пример. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16 февраля 2007 г. N А55-7553/06-10 пришел к выводу о том, что товарно-сопроводительная документация без штампа "отпуск разрешен" является обоснованным подтверждением заявленных вычетов сумм акциза.

Суд указал, что, как усматривается из материалов дела, налогоплательщик в проверяемом периоде заключал договоры на поставку готового вина с поставщиками, которые представили налогоплательщику лицензии на право закупать, хранить и реализовывать алкогольную продукцию, что отражено в акте проверки, а также разрешения на учреждение акцизных складов.

В соответствии со ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот алкогольной продукции допускается только при наличии соответствующих сопроводительных документов, одним из которых является справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, в которой указывается наименование продукции, производитель продукции и получатель продукции от производителя (п. п. 3, 6 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловой спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864).

Суд отметил, что справки к товарно-транспортным накладным, по которым производились поставки продукции, свидетельствуют о том, что данная продукция была приобретена поставщиками непосредственно у производителей.

Таким образом, налогоплательщик покупал подакцизную продукцию у организаций с акцизных складов, которая приобреталась у производителей указанной продукции, следовательно, в силу пп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде) реализация данной продукции является объектом налогообложения, и поставщики продукции правомерно в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 198 НК РФ выделяли в расчетных документах, в том числе в первичных документах и счетах-фактурах, сумму акциза.

Соответственно, налогоплательщик правомерно в соответствии со ст. 200 НК РФ производил налоговые вычеты по акцизам, уплаченным при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Суд отметил, что возражения налогоплательщика на акт проверки налоговый орган не принял, сославшись на то, что в силу Приказа N БГ-3-31/41, утвердившего Инструкцию по осуществлению налогового контроля за работой акцизного склада, товарно-распорядительная документация (ТТН и счета-фактуры) на отгружаемую с акцизного склада алкогольную продукцию должна быть зарегистрирована должностным лицом налогового органа и заверена штампом "отпуск разрешен", а налогоплательщик не представил документы с соответствующей отметкой, т.е. не подтвердил отгрузку продукции с акцизного склада поставщика.

Однако, по мнению суда, такой довод налогового органа является неправомерным, так как согласно Приказу N БГ-3-07/270 должностное лицо налогового органа обязано присутствовать на акцизном складе не реже одного раза в неделю и в его функции не входит регистрация товарно-сопроводительной документации (ТТН и счета-фактуры), штамп "отпуск разрешен" на них не проставляется.

Пунктом 2.2 Приказа N БГ-3-07/270 прямо предусмотрено, что Инструкция по осуществлению налогового контроля за работой акцизного склада, утвержденная Приказом N БГ-3-31/41, на которую ссылается налоговый орган, применяется в части, не противоречащей Приказу N БГ-3-07/270.

Вычет сумм акциза в случае отказа или возврата подакцизного товара

В арбитражной практике случаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками о правомерности вычетов сумм акциза в случае отказа или возврата подакцизного товара.

Согласно п. 1 ст. 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Согласно п. 1 ст. 482 ГК РФ в случаях, когда подлежащий затариванию и(или)упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из договора, существа обязательства или характера товара.

В соответствии с п. 2 ст. 482 ГК РФ в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 482 ГК РФ, покупатель вправе вместо предъявления продавцу требований, указанных в этом пункте, предъявить к нему требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества (ст. 475 ГК РФ).

Пунктом 5 ст. 200 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

В Письме Минфина России от 22 июня 2007 г. N 03-07-06/58 указано, что право на налоговый вычет суммы акциза при возврате покупателем подакцизных товаров возникает у налогоплательщика после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров.

В Письме Минфина России от 3 июля 2006 г. N 03-01-14/7-340 финансовый орган указал, что основанием применения вычетов для организаций является изменение условий либо расторжение соответствующих договоров, отражение в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров.

Из изложенного следует, что основанием для применения вычета сумм акциза является расторжение соответствующего договора.

Вместе с тем налоговым законодательством в случае вычета акциза по возвращенному подакцизному товару не делается различий в отношении оснований расторжения соответствующих договоров. На это указывает судебная практика.

Пример. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 20 февраля 2007 г. N Ф08-544/2007-226А отметил, что в соответствии с п. 5 ст. 201 НК РФ вычеты сумм акциза, указанные в п. 5 ст. 200 НК РФ, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата этих товаров или отказа от этих товаров.

Из приведенных норм, по мнению суда, следует, что вычеты сумм акциза по возвращенным покупателем подакцизным товарам производятся при наличии фактической уплаты налогоплательщиком сумм акциза в бюджет, оплаты покупателем подакцизных товаров, возврата покупателем подакцизных товаров налогоплательщику по цене, включающей акциз, отражения в учете операций по корректировке в связи с возвратом товаров.

Перечисленные условия налогоплательщиком соблюдены и налоговым органом не оспариваются. Суд разъяснил, что в Налоговом кодексе РФ не указано, что вычеты акциза могут применяться только при возврате товара по основаниям, предусмотренным ст. ст. 468, 475, 482 ГК РФ или прямо установленным в договоре. Нормами налогового законодательства не установлено ограничение возможности вычета сумм акциза при возврате продукции в зависимости от оснований возврата.

На основании изложенного суд признал незаконным решение налогового органа, согласно которому налогоплательщик неправомерно заявил вычет сумм акциза по подакцизным товарам, возвращенным налогоплательщику по причинам, не указанным в Гражданском кодексе РФ.

Ю.М.Лермонтов

Консультант

Министерства финансов РФ,

специалист

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Как и все налогоплательщики, имеют право при определённых условиях снизить размер налога на подакцизные товары на суммы налоговых вычетов, установленных законом (статья 200 НК РФ).

Налоговые вычеты по акцизам

Суммы

Налоговый вычет предусматривается на совокупный размер , выплаченных при совершении следующих действий:

  1. приобретает или ввозит на таможенную зону страны, а затем выпускает в свободное обращение подакцизные продукты для использования их в виде сырья для производства подакцизной продукции.
  2. Организация приобретает, производит или ввозит в таможенную зону давальческое сырьё или передаёт подакцизные товары, полученные из такого сырья.
  3. Предприятие использует полученный из пищевого сырья этиловый спирт для изготовления винной продукции, предназначенной для производства .
  4. Покупатель возвратил или отказался от подакцизной продукции.
  5. Предстоящие поставки подакцизной продукции были предварительно оплачены получателем.
  6. Предприятие, имеющее разрешение на операции с этиловым спиртом, получает спирт и использует его для получения продукции без содержания спирта.
  7. Предприятие реализует спирт организации, обладающей разрешением на производство продукции без спирта, для производства такой продукции.
  8. Предприятие, имеющее лицензию на производство бензина прямой гонки, реализует этот бензин лицу, обладающему правом на переработку такого бензина.
  9. Производит операции с прямогонным бензином путём передачи подакцизных товаров собственного производства на переработку на давальческой основе и по передаче полученных из этого сырья продуктов собственнику данного сырья.
  10. Получает и использует при изготовлении нефтехимической продукции и (или) передаёт такой бензин в качестве давальческого сырья для изготовления нефтехимии.

Общие условия для принятия

Предприятие обладает правом на получение вычетов по акцизному налогу при соблюдении некоторых условий:

  1. Для произведения вычета необходимо предоставить один из следующих документов, доказывающих ввоз подакцизной продукции или : расчётный документ, таможенные декларации или любые иные документы.
  2. Вычет полагается только на сумму, фактически уплаченную продавцом, или предъявленную плательщиком налога и уплаченную владельцем давальческого сырья.
  3. Вычет возможен только на ту сумму, которую уплачивает продавец товара или плательщик налога предъявляет владельцу давальческого сырья, а тот уплачивает её в бюджет.
  4. Вычетом облагается общая стоимость подакцизной продукции, используемой в виде исходного продукта, которая входит в расходы при изготовлении другой подакцизной продукции, принимаемой к вычету при конкретного предприятия.
  • В случае оплаты налога по подакцизному сырью для получения других подакцизных товаров, в документы необходимо вписать , за которую производится данный платёж, иначе получить вычет будет невозможно.
  • Если в качестве давальческого сырья используется подакцизная продукция, за которую уже был выплачен налог на территории РФ, для получения вычета следует предоставить платёжные документы с подтверждением оплаты налога давальцем сырья.
  • Для получения вычета на этиловый спирт, используемый для изготовления неспиртосодержащей продукции, необходимо предоставить:
    • изготовления этилового спирта (неспиртосодержащей продукции);
    • договор с изготовителем спирта (или с налогоплательщиком, обладающим разрешением на изготовление неспиртосодержащих товаров);
    • акты приёма-передачи спирта;
    • реестровые номера счёт-фактур производителей спирта;
    • накладные документы на отпуск спирта.

Что надо для возмещения

По окончании налогового периода может случиться так, что общий размер вычетов окажется больше общего размера исчисленного налога. Разница в этом случае должна быть возмещена (зачтена или возвращена) в порядке, установленном ФЗ № 366 от 24 ноября 2014 года.

Правом на такое возмещение пользуются предприятия:

  • имеющие право на обработку или другие операции, связанные со следующими продуктами: бензин прямой гонки; бензол, параксилол, ортоксилол;
  • обладающие свидетельством согласно ст. 179.5 НК;
  • вписанные в реестр эксплуатантов Гражданской авиации и получившие документ об этом;
  • указанные в ст. 182, п.1, пп.30 и 31.

Его порядок

Для возмещения налога необходимо написать в налоговую инспекцию заявление о возмещении не позже 5 суток после сдачи . В заявлении его податель обязуется уплатить все издержки или возвратить разницу при принятии отрицательного решения или если заявление будет удовлетворено частично. Эти обязательства должны быть подтверждены банковской гарантией. Прилагаются реквизиты для перечисления средств.

Если заявление не было передано в 5-дневный срок, возмещение производится согласно ст.203 НК.

На обработку заявления отводится 5 дней. Проверяются следующие критерии:

  • соответствие пп.2 и 3 ст.182 НК;
  • наличие недоимок по платежам;
  • наличие неоплаченных штрафов и пеней.

Решение о возмещении налога или отказе в возмещении сообщается в письменном виде в течение 5 суток после его вынесения. Решение должно сопровождаться разъяснениями с соответствующими статьями законов. Государство обязывает налоговые органы возвратить всю сумму налога не позднее 5 суток после оповещения налогоплательщика о своём решении.

Льготы и налоговая оптимизация акцизов

Для того, чтобы уменьшить налоговое бремя, предприятия и предприниматели могут использовать два пути: пользоваться льготами, представленными государственными законами, и находить собственные пути законного снижения суммы налогов. При уплате акцизного налога отдельные налогоплательщики могут воспользоваться льготами, предусмотренными государственными законами. Целью таких льгот является стремление государства улучшать экономические показатели, например, расширить экспорт определённых товаров.

Льготы дают преимущества тем лицам, которые ими пользуются, в сравнении с другими лицами. Льготы имеют несколько форм:

  • полное освобождение от уплаты акциза;
  • применение нулевой ;
  • уменьшение налога с помощью вычета;
  • возврат ранее уплаченного налога.

Отдельной статьи, определяющей условия получения льгот, в НК РФ не имеется, но описание различных послаблений при уплате акциза обнаруживается в других статьях:

  • ст.183 (виды операций, освобождённых от уплаты акциза);
  • ст.182 и некоторые другие;
  • некоторые статьи Таможенного кодекса;
  • пункты решений, принятых Коллегией Евразийской комиссии по экономике.

Собственная деятельность организации с целью снизить налоговые выплаты называется оптимизацией. Реализуется она с помощью корпоративного налогового менеджмента.

Оптимизационные схемы должны быть разумными, эффективными, надёжными, безвредными, автономными. Главным критерием должно быть удовлетворение требованиям законов.

При производстве подакцизной продукции можно применить следующие схемы оптимизации:

  1. Заниматься производством продукции с меньшим процентным содержанием спирта (до 9%), за которые ставка налога ниже;
  2. Расфасовывать лекарства с содержанием спирта в меньшие ёмкости. От ёмкости зависит категория товара, а значит, ставка налога.
  3. Выпускать товары с высоким процентом спирта в виде лекарства, а не просто алкогольного напитка (например, бальзамы). За лекарства акциз ниже.
  4. Изготовлять таких сортов, в которых содержание спирта меньше 8,6%, а алкоголь – до 25%, что даёт возможность почти в 1,5 раза уменьшить размер акциза. Конечно, это не может касаться водки и коньяка.
  5. Заниматься реализацией своей продукции за границей, в странах с более льготным сбором акцизных налогов.

Множество подобных схем существуют в отношении природного газа, прямогонного бензина и иных подакцизных товаров.

КБК

Код бюджетной организации (КБК) – это классификация расходов, доходов и источников, формирующих бюджет государства. Это своеобразная форма расчётного счёта любой организации, с помощью которого можно отправить деньги по нужному адресу, в данном случае — на счёт государства, чтобы избежать пеней или штрафов при направлении выплат по некорректному адресу.

КБК указывается в любом платёжном документе на перечисление любых денежных средств. Представляет собой ряд из 20 цифр, подразделённых на 4 части, независимые друг от друга:

  • первые 3 цифры – код государственной организации;
  • следующая 1 цифра – группа, к которой относится доход;
  • следующие 2 цифры – код платежа;
  • следующие 5 цифр – статья и подстатья дохода;
  • следующие 2 цифры – уровень бюджета (бюджет региона или федеральный);
  • следующие 4 цифры – ключевые, они означают причину платежа. Таких причин всего 3: собственно налог, пеня или штраф.
  • Последние 3 цифры – виды дохода: налог, от собственности, неналоговый.

Вследствие неверного введения КБК у предприятия иногда могут возникнуть проблемы с задолженностью по одному виду выплат и переплата по другому виду. В этом случае возможен возврат излишне уплаченных сумм. Решение об этом принимают местные налоговые службы в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика. Так что после уплаты задолженности по определённому платежу возможно обратиться за возвратом другого платежа.

Как быстро вернуть налоговые вычеты, расскажет видео ниже:

Поделиться: