А. Ю

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права . В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права . Среди них можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики , исходя из общезначимых задач общества . В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка ; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики ; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет , федеральные налоги и сборы , федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76). Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы . Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет , и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы , единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8).

Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. I ст.75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет , образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты . Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах , регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей . Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст. 3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст. 15). Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (ст. 36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов , разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий , организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст.132).

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений , но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами , хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами , признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения . Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование. В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы . Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства . Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляется их специфика.

В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -- это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства

Оно выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Принципы

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно выделить следующие.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть “социальными” налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов-- покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования -- как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

1. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

2. Распределение компетенций гос органов и органов МСУ в области финансовой деятельности.

3. Правовые формы фин деятельности государства и органов муниципального управления.

Принципы финансового права.

Финансовая деятельность государства и органов МСУ основана на определённых принципах, т. е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих её наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется конституцией РФ, вытекает как из общах правил об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности и конкретизируются в нормах финансового права. Среди них можно выделить следующие:

1. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и МО. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях гос регулирования экономики, исходя из общезначимых задач.

2. Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов федерации, обеспечиваться при посредствии её необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельностьб субъектов федерации в рамках конституции РФ.

3. Единство финансовой политики и денежной системы - самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики и общих принципов налогообложения. Единство финансовой политики является необходимым условием единства экономического пространства в РФ. Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно конституции РФ денежной единицей в РФ является российский рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБРФ.

4. Равноправие субъектов федерации в области фин деятельнгости определяется статьёй пятой конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов федерации осуществляет собственное правовое регулирование фин отношений и самостоятельную финансовую деятельность.

5. Самостоятельность финансовой деятельности органов МСУ гарантирована конституцией РФ ст.12 130-133. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта федерации.

6. Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений конституции РФ, характеризующей РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст 7).

7. Разделения законодательной и исполнительной власти. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, госдума принимает федеральные законы, в частности по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного регулирования. К полномочиям правительства относятся разработка и представление гос думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной и исполнительной власти.

8. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вытекает из положения конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть первая ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как к составной части управления делами государства.

9. Принцип гласности. Основы его, установленные нормами конституции РФ, требуют официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

10. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государствнными и местными планами и программами, а также планами предприятий, учреждений и т. д. Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства в рамках предприятий, учреждений и т. п.

11. Принцип законности - необходимость строгого соблюдения требований финансово-праввовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из статьи первой кРФ, определившей РФ в качестве правового государства.

Распределение компетенции между представительными и исполнительными органами. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, т. к. выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. Однако, в силу различия задач и правового положения гос и местных органов, масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней не одинаковы. Согласно принципу разделения властей, прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов.

Органы исполнительной власти (правительство РФ, правительство субъекта РФ) принимают меры их к реализации. Президент РФ, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов власти исходя из положений конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Ежегодно выступает с бюджетным посланием федеральному собранию. Президент издаёт указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, государственных внебюджетных фондов, денежно-кредитной политики, организации органов финансово-кредитной системы и т. д.

Финансово-кредитные органы. Среди этих органов выделяется министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, всвязи с чем воздействует на финансовую деятельность в целом. Минфин обеспечвае ропведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране; координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов испонительной власти; издаёт инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности.

Права Минфина:

1. права по составлению и исолнению бюджета и контроля.

2. права формировать и использовать целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.

3. По регулированию доходов и расходов бюджетов субъектов федерации, налоговых поступлений в федеральный бюджет.

4. Права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.

Деятельность Минфина распространяется на все звенья финансовой цепи.

Определённые права в области фин права имеют: федеральная налоговая служба, федеральное казначейство, федеральная служба страхового надзора, федеральная таможенная служба, банковская система.

Иные финансово кредитные организцаии. К ним относятся государственные внебюджетные фонды. Они являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.


Похожая информация.


Задача №1. Что означает принцип федерализма в финансовой деятельности государства? В каких актах данный принцип находит свое законодательное закрепление

принцип федерализм финансовый государственный

Федерация и субъекты федерации - это равноправные партнеры. Субъекты федерации, утрачивая при вхождении в федерацию свой государственный суверенитет, сохраняют статус национально-государственных образований. Как результат: не государство наделяет их полномочиями, а они, создавая новое государственное образование, определяют как его, так и собственные предметы ведения. Содержание второго отличия федераций от унитарных государств состоит в ограничениях, не позволяющих признать субъектом федерации любую пожелавшую того страну либо регион. Субъектом федерации признается только экономически самодостаточный партнер. Это означает, что он должен быть способен обеспечить каждодневные потребности своего населения, содержать государственный аппарат, отвечать по обязательствам и т.п. за счет собственных ресурсов. Иные, неспособные реализовать данный принцип территориальные образования получают статус автономий, ассоциированных членов и проч. Два названных отличия федераций от унитарных государств порождают систему, позволяющую говорить о формировании внутри федераций особой системы общественных отношений - федеративных отношений. Основополагающими элементами данной системы выступают:

  • 1. межбюджетные отношения,
  • 2. отношения собственности,
  • 3. система государственного территориального управления.

Под принципами федерализма понимаются исходные концептуальные положения теории федерализма и федеративного государственно-территориального устройства, которые интегрируют в себе идеальные представления и нормативные предписания об организации и функционировании системы государственно-правовых отношений на общегосударственном и региональном уровнях в их взаимодействии и сбалансированности интересов. Они охватывают определенные свойства федерализма, обусловливая вид федерации, ее структуру, характер взаимоотношений между совокупным государством и его частями, основы разграничения компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти, а также определяют сущность и содержание федеративного государственно-территориального устройства. В российской и германской конституционно-правовой теории и практике нет единого подхода к системе принципов федерализма.

Принципы формирования федеративных отношений в РФ выступают фундаментом федеративного устройства России. Принцип равноправия и самоопределения народов в России отражает многонациональный характер РФ. Нации (народы), проживающие на территории России, наделяются одинаковым объемом прав и обязанностей и им предоставляется право самоопределиться в территориальном образовании, выступающем в качестве составной части РФ. Принцип добровольного объединения территориальных образований на конституционной основе говорит о статусе России как конституционной федерации. Конституционная (недоговорная) природа федерации определяется рядом обстоятельств. Во-первых, Россия как суверенное федеративное государство существовала на момент подписания Федеративного договора; во-вторых, Федеративный договор не признан составной частью Конституции РФ и в случае несоответствия его положений Конституции РФ действуют положения Основного закона; в-третьих, Федеративный договор имеет своим назначением разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; в-четвертых, российский многонациональный народ самоопределился в федеративное государство путем принятия Конституции РФ, которая устанавливает основы конституционного строя государства, правовой статус личности, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти и местное самоуправление.

Принцип организации федерализма в РФ на основе территориального и национально-территориального признаков свидетельствует о том, что российское государство образуют две группы субъектов: национально-территориальные (республики, автономная область и автономные округа) и территориальные (края, области и города федерального значения) образования. В работе делается вывод о целесообразности сохранения в ближайшее время существующего подхода к построению РФ. Принцип признания государственного суверенитета РФ предопределяет верховенство России (в решении своих внутренних дел) и ее независимость (во внешних сношениях). Свойства верховенства и независимости исключают существование двух уровней суверенных властей и не допускают суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Проявлением государственного суверенитета РФ является признание государственно- правового приоритета России над ее составными частями, который имеет несколько проявлений. Во-первых, в провозглашении верховенства федерального права над правом субъектов РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ); во-вторых, в ограничении организации региональных органов государственной власти основами конституционного строя (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ); в-третьих, в разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами (ст. 71-73 Конституции РФ).

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой:

  • 1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
  • 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта финансовых взаимоотношений, от условий аккумуляции и использования денежных средств и т. д. В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления и введения налогов, с помощью которого изымаются в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня. Другим методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). В литературе их принято называть "социальными" налогами. Также к методам собирания денежных средств относится метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д. Данный метод применяется при осуществлении финансовой деятельности и хозяйствующими субъектами.

При распределении, использовании государственных фондов денежных средств, а также средств местного бюджета применяются два важнейших метода: метод финансирования и метод кредитования. Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств, как правило, на условиях возмездности (платности) и возвратности. Метод финансирования применяется в отношении государственных и местных (основанных на муниципальной собственности) организаций; метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных, негосударственных, организаций. В условиях перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджета бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Федерации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название "финансовая система".

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной своей задачи были созданы следующие специальные органы государственного управления:

  • 1. Министерство финансов Российской Федерации и соответствующие органы субъектов РФ;
  • 2. Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • 3. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Особое место среди специальных органов государственного управления, созданных для осуществления финансовой деятельности, занимает Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Задача №2. Д. является главой фирмы "Нормидокс", зарегистрированной и расположенной в иностранном государстве, не имеет гражданства РФ. В целях налаживания контактов с российскими организациями. Д. подал запрос на разрешение въезда и проживание в РФ на срок 6 месяцев. По сведениям правоохранительных органов Д. имеет связи с международными террористическими организациями, оказывает финансовую помощь за счет прибыли компании, им возглавляемой. На основании этого Федеральная служба по финансовому мониторингу приняла решение о нежелательности пребывания данного гражданина на территории РФ, в связи с чем Д. было отказано в предоставление визы на проживание в РФ.

Обоснованы ли действия Федеральной службы по финансовому мониторингу

Вправе ли указанная служба запрашивать органы МВД РФ, другие органы исполнительной власти сведения о финансовой деятельности фирмы, зарегистрированной в другом государстве?

Перечислите правовые акты (с указанием названия, №, даты принятия, даты последних изменений), регулирующие порядок предоставления информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, и назовите источники их опубликования.

  • 1. Действия федеральной службы по финансовому мониторингу обоснованы.
  • 2. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Свою деятельность Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за операциями (сделками) с денежными средствами и имуществом, выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства.

Она имеет право проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, разрабатывать и утверждать методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий.

Федеральная служба по финансовому мониторингу имеет право запрашивать органы МВД РФ, другие органы исполнительной власти сведения о финансовой деятельности фирмы, зарегистрированной в другом государстве.

3. Пункт 5.6. Постановления Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу". Текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 28.06.2004, N 26, ст. 2676, "Российская газета", N 136, 29.06.2004.

Постановление от 17.04.2002 № 245 "Об утверждении положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом". Текст документа опубликован: "Собрание законодательства РФ", 22.04.2002, N 16, ст. 1572,"Российская газета", N 74, 24.04.2002.

Постановление Правительства РФ от 14.06.2002 N 425 (ред. от 24.10.2005) "Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 111, 22.06.2002, "Собрание законодательства РФ", 24.06.2002, N 25, ст. 2457.

Задача №3. Областная Дума С-ской области приняла Закон "О введении налога на пользователей мобильных телефонов". Данный закон предусматривает уплату налога с владельцев мобильных телефонов в размере 0,1 % стоимости мобильного телефона ежемесячно и направление полученных средств на выплаты социально не обеспеченным слоям населения. Гражданин П, владелец магазина, реализующего мобильные телефоны, обратился в арбитражный суд с иском о признании нормативного акта Областной Думы недействительным.

Какое решение должен принять суд

Обращаясь в суд с заявлением о признании нормативного акта недействительным, гражданин стремится защитить прежде всего личные права и интересы, но их следует понимать достаточно широко. Решение по таким делам всегда направлено на защиту не только частного интереса заявителя, но и публичного интереса, поскольку нормативный акт касается неопределенного круга лиц и рассчитан на многократное применение. От качества нормативных актов зависит уровень законности и правопорядка, и в этом также заключается интерес гражданина, обратившегося в суд. Такая особенность дел данной категории не всегда учитывается в судебной практике.

Основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Под охраняемым законом интересом обычно понимается юридический интерес. Несоответствие акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия; привлечение к ответственности, не предусмотренной нормативными актами, и др. нарушения. При этом необходимо наличие факта нарушения незаконным актом (действием, бездействием) прав и интересов лица, обратившегося за защитой к суду.

Под подающим иск можно понимать как лицо, которому акт адресован, так и иных лиц, если акт нарушает их права и интересы. С заявлением о признании недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления, кроме лиц, права которых нарушены, в суд могут обратиться прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, когда соответствующим актом нарушены государственные или общественные интересы. Статья 12 ГК РФ развивает конституционную норму, предоставляет суду право признавать не соответствующие закону управленческие акты недействительными.

Дела об оспаривании действительности нормативно-правовых актов рассматриваются в соответствии с ГПК РФ.

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов

  • 1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
  • 2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
  • 3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим

  • 1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • 2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • 3. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

В случае, рассматриваемом в данной ситуации, суд должен принять решение о запрете данного нормативно-правового акта по причине несоответствия его номам ГК РФ и НК РФ.

Задача №4. Председатель Правительства РФ обратился в Совет директоров Банка России с просьбой выдать Правительству РФ денежные средства для погашения задолженности работникам бюджетной сферы по заработной плате. Возврат кредитованных средств гарантировался ценными бумагами государственного займа.

Дайте юридическую оценку подобной просьбе. Может ли Правительство РФ обязать Банк России выплачивать указанные денежные средства

Участниками данного казуса является ЦБ РФ и Правительство РФ. Правовое положение ЦБ РФ регулируется ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Конституцией РФ. Правовое положение же Правительства РФ регулируется, в первую очередь, Конституцией РФ и ФКЗ «О правительстве РФ». Статья 75 Конституции РФ закрепляет, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, т.е. провозглашает независимость ЦБ от любой из ветвей власти, в том числе и исполнительной.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Тот же принцип закреплен и в ст.92 БК РФ, как основного документа, регулирующего бюджетную политику Правительства РФ, в том числе и вопросы покрытия дефицита бюджета:

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, просьба Правительства РФ к Банку России о выдаче денежных средств для покрытия задолженности по з/п (т.е. по покрытию дефицита по статье бюджета) не может быть удовлетворена в силу прямого запрета, установленного законом.

Может ли Правительство РФ обязать Банк России выплатить указанные денежные средства? Во-первых, данное действие (выдача кредита) прямо запрещена законом. Во-вторых, Правительство РФ не входит в органы управления ЦБ РФ, указанных в законе. В-третьих, ст. 15 ФКЗ «О правительстве РФ» не наделяет данный орган государственной власти полномочиями по руководству деятельностью Банка России. В-четвертых, независимость ЦБ РФ закреплена ст.75 Конституции РФ.

Поэтому просьба Правительства РФ о выдаче ему кредита для погашения задолженности является неправомочной, и оно не может обязать Банк России выплатить денежные средства.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. Наряду с налоговым методом, которому присущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов, предусматривающий покупку государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование – в отношении как государственных, так и иных, негосударственных организаций.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годового финансового планирования.

Поделиться: