Тактика действий судебного пристава в ходе заседания суда. Обеспечение безопасности судебной деятельности Основные правила поведения в суде

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ


В последнее время участились случаи нападения посетителей судов на судей, участников судебного процесса и иных чрезвычайных происшествий в зданиях судов.

Так, 14 апреля 2012 года в Москве в здании Тверского районного суда гражданин Душутин В.И. предпринял попытку самосожжения, облив себя в туалетной комнате горючей жидкостью, которую пронес в здание суда.

23 апреля 2012 года в Москве в здании Таганского районного суда гражданином Бородиным А.Г. предпринята попытка нападения на судью с использованием топора.

6 июня 2012 года в Тамбове в здании Октябрьского районного суда подсудимый Ляшков А.В., находясь в зале судебного заседания, причинил вред здоровью двух судей, нанеся им удары ножом, который пронес в здание суда в сложенном зонте.

В целях предотвращения подобных чрезвычайных происшествий в зданиях судов территориальными органами ФССП России осуществлены некоторые мероприятия по улучшению охраны зданий судов.

Вместе с тем необходимое повышение уровня охраны зданий судов и обеспечения безопасности судей требует комплекса мер по повышению эффективности пропускного режима в зданиях судов.

В целях устранения причин, связанных с проносом в здания запрещенных предметов, необходимо провести совещания с представителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации для рассмотрения вопроса о поэтапном оборудовании мест первичного досмотра посетителей судов и их ручной клади камерами видеонаблюдения, фиксирующими действия судебных приставов по ОУПДС.

Видеонаблюдение обеспечит дополнительный контроль за несением ими службы.

На совещаниях с представителями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации необходимо обсудить также возможность установки в местах осуществления контроля прохода посетителей в здания судов металлических ячеек для хранения предметов обихода и ручной клади посетителей (примерные размеры 1005050 см), запирающихся на ключ.

При наличии в зданиях судов такого оборудования судебные приставы по ОУПДС, обеспечивающие пропускной режим, могут предложить посетителям судов добровольно оставить имеющиеся при них различные предметы и громоздкую ручную кладь на временное хранение в запирающихся на ключ металлических ячейках. Данная мера позволит также сократить необходимость досмотра вещей посетителей судов и, как следствие, уменьшить недовольство граждан.

Кроме того, данная мера упростит процедуру досмотра посетителей судов и ограничит доступ в здания судов посетителей, имеющих при себе предметы и вещества, представляющие потенциальную угрозу для жизни и здоровья судей, работников аппаратов судов и иных лиц, находящихся в суде.

На совещаниях с представителями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации необходимо обсудить вопрос об оборудовании в зданиях судов гардеробных комнат для посетителей, так как присутствие граждан в суде без верхней одежды значительно уменьшит возможность проноса запрещенных предметов в зал судебного заседания.

Также полагал бы целесообразным предложить должностным лицам территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации рассмотреть вопрос об оснащении постов судебных приставов по ОУПДС, осуществляющих контроль прохода посетителей в здания судов, специальным оборудованием для оптического сканирования документов, удостоверяющих личность посетителей, их поточной автоматизированной проверки по контрольно-пропускным спискам с ведением архивов проверенных лиц.

Оснащение постов судебных приставов по ОУПДС данным оборудованием позволит оперативно (в течение трех - шести секунд) проверять посетителей судов на предмет их нахождения в розыске и, следовательно, принимать экстренные меры по их задержанию.

Подобное оборудование также можно будет использовать для создания базы данных лиц, имеющих психические отклонения, а также лиц, часто посещающих суды и нарушающих установленные в судах правила поведения, должников по исполнительным производствам, находящихся в розыске, и др. Данный информационный ресурс позволит судебным приставам по ОУПДС оперативно принимать меры по предотвращению нарушений правил поведения в суде.

Поскольку работа по осуществлению в зданиях судов пропускного режима в настоящее время не имеет теоретической поддержки, полагал бы целесообразным инициировать совещания с должностными лицами учебных баз, на которых обучают навыкам осуществления пропускного режима сотрудников ФСИН России, ФТС России, на которых обсудить возможность проведения таких занятий с судебными приставами по ОУПДС.

В целях повышения уровня безопасности участников судебного процесса, а также устранения причин и условий, способствующих совершению нападений на судей и иным чрезвычайным происшествиям, связанным с проносом в здания судов запрещенных предметов, также необходимо:

организовать, независимо от наличия обращения судьи, проверки в судах работоспособности кнопок тревожной сигнализации в залах (кабинетах) судебных заседаний перед каждым судебным заседанием, с обязательным производством записи в Журнале учета состояния охранной пожарной сигнализации и средств связи;

обеспечить 100%-ное исполнение заявок председателей судов, судей, председательствующих в судебных заседаниях, на обеспечение безопасности при рассмотрении дел. При рассмотрении судьями уголовных дел, возбужденных по особо тяжким и тяжким преступлениям, при наличии в зале судебного заседания большого количества участников судебного процесса, а также в случаях участия в судебных заседаниях посетителей, прошедших в здания судов с предметами, которые необходимы им для передвижения (трости, костыли), либо в иных случаях при отсутствии вышеуказанной заявки решение о необходимости присутствия судебных приставов по ОУПДС в зале судебного заседания при рассмотрении дела принимает старший судебный пристав. При необходимости привлекать для обеспечения безопасности судебных заседаний судебных приставов по ОУПДС группы быстрого реагирования специализированного отдела оперативного дежурства;

организовать взаимозаменяемость судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих пропускной режим в зданиях судов и судебных участков мировых судей, на время их убытия с поста в течение рабочего дня;

внести изменения в планы специальной подготовки на 2012 год. Провести дополнительные занятия по тактико-специальной подготовке, а именно раздельные тренировки по темам: "Организация пропускного режима в зданиях судов" с использованием муляжей предметов, запрещенных к проносу в суд (проводить указанные тренировки не реже одного раза в месяц);

усилить контроль за осуществлением старшими судебными приставами проверок несения службы судебными приставами по ОУПДС в зданиях судов и судебных участков мировых судей, руководствуясь формуляром, направленным 14.02.2012 в территориальные органы ФССП России за N 12/03-2949-ВВ;

организовать контроль за проведением старшими судебными приставами инструктажей судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу в строгом соответствии с методическими рекомендациями от 27.02.2012 N 12/03-3832-ВМ;

обеспечить надлежащий контроль за проведением внезапных проверок качества исполнения судебными приставами по ОУПДС мероприятий по пресечению проноса в здания, помещения судов запрещенных предметов с использованием имитационных групп из числа работников аппарата управления и руководителей территориальных органов ФССП России.

Данный перечень мероприятий не является исчерпывающим. К вопросу исполнения функции охраны судов и обеспечения безопасности проведения судебных заседаний необходимо подойти творчески, вследствие чего предлагается разработать и применять на практике новые формы и методы работы.

О применении новаций в работе докладывать в Федеральную службу судебных приставов для последующего их внедрения на всей территории Российской Федерации.

В связи с изложенным необходимо организовать изучение настоящего письма в аппаратах управлений ФССП России, довести указанную информацию до сведения всех старших судебных приставов, а также обеспечить контроль за неукоснительным исполнением указанных поручений.

Ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, начиная с подведения итогов за 9 месяцев 2012 года, докладывать в Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов о проделанной работе, принятых мерах и их результатах по адресу электронной почты [email protected] (направление информации на бумажном носителе не требуется).

Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный
судебный пристав Российской Федерации
А.О.Парфенчиков



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень Федеральной
службы судебных приставов,
N 8, 2012 год

Проведение на должном уровне мероприятий по обеспечению безопасности судебных заседаний позволяет свести к минимуму риск возникновения конфликтов в суде, если не

полностью, то частично исключить вероятность нарушений установленного порядка деятельности суда. В ходе судебного заседания судебный пристав по ОУПДС осуществляет контроль за входом и выходом граждан, контролирует I перемещение различных лиц поблизости от зала судебного заседания, поддерживает порядок в коридоре.

Необходимость присутствия судебного пристава в зале судебного заседания определяет судья. Поступившая заявка на участие судебного пристава по ОУПДС в судебном заседании фиксируется в Журнале учета распоряжений председателя суда и судей.

Старший судебный пристав при необходимости присутствия судебного пристава по ОУПДС в зале судебного заседания запрашивает информацию о времени и месте проводимого заседания, количестве участников судебного процесса, степени социальной опасности подсудимого, количестве судебных приставов по ОУПДС, требующихся для обеспечения безопасного проведения судебного заседания. Поступившая информация фиксируется в специальном журнале.

Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей состоит в осуществлении судебными приставами по ОУПДС мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, связанных со служебной деятельностью.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц является непосредственное их обращение к старшему судебному приставу или судебному приставу по ОУПДС, а также председателю суда или председательствующему в суде.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствую­щих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц, а также непосредственные действия, посягающие на их жизнь и здоровье.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами по ОУПДС в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в течение всего судебного заседания, в том числе в случае необходимости по указанию старшего судебного пристава в вечернее время, выходные и праздничные дни.

В соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона «О судебных приставах» предусмотрено применение судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов специаль­ных средств и огнестрельного оружия в целях отражения нападения на защищаемых лиц и в других целях, предусмотренных названными статьями.

В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по ОУПДС, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.


Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:

Установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по ОУПДС в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;

Проверкой судебными приставами по ОУПДС перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел, куда направляются перечисленные вещи и предметы;

Проверкой судебными приставами по ОУПДС исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;

Удалением из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания.

Использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О судебных приставах».

Перед началом судебного заседания судебный пристав по ОУПДС докладывает председателю суда, председательствующему в судебном заседании или судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, связанные с соблюдением порядка в суде, обеспечением безопасности защищаемых лиц, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания.

Во время судебного заседания судебный пристав по ОУПДС постоянно находится в зале судебного заседания. Покидать зал судебного заседания разрешается только по распоряжению (разрешению) председательствующего в судебном заседании или судьи. По указанию старшего судебного пристава допускается замена судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов другим судебным приставом.

В случае нарушения установленного порядка деятельности суда судебный пристав по ОУПДС самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий, определяет в соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия опреде­ляются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно, относительно обстановки и создавшейся ситуации, на основании Федерального закона «О судебных приставах».

По каждому факту применения физической силы , специальных средств и оружия судебный пристав по ОУПДС в тот же день докладывает старшему судебному приставу. Гражданин, полагающий, что судебным приставом было необоснованно применены физическая сила, специальные средства и оружие, вправе обратиться с жалобой к старшему судебному приставу района, главному судебному приставу субъекта Российской Федерации для применения мер дисциплинарного характера. Если граждане не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, то они вправе обратиться письменно в ФССП России, а также в суд.

По окончании судебного заседания судебный пристав по ОУПДС представляет старшему судебному приставу письменный отчет об окончании судебного заседания, о поступивших обращениях со стороны председателя суда, председательствующего в судебном заседании или судьи, участников судебного процесса, а также обо всех происшествиях в зале суда и принятых мерах. Письменный отчет судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов об окончании судебного заседания визируется председателем суда, председательствующим в судебном заседании или судьей.

В случае проведения в одном зале или одним судьей нескольких судебных заседаний судебный пристав по ОУПДС представляет письменный отчет о результатах обеспечения установленного порядка деятельности судов после завершения последнего заседания.

Письменные отчеты судебных приставов по ОУПДС хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение одного года.

Судебному приставу по ОУПДС необходимо знать, что в соответствии процессуальным законодательством (ст. 257 УПК РФ, ст. 158 ГПК РФ, ст. 154 АПК РФ) в судебном заседании устанавливается следующий порядок:

1. При входе судей все присутствующие в зале судебного заседания встают.

2. Все участники судебного разбирательства обращаются к суду, дают показания и делают заявления стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего.

3. Участники судебного разбирательства, а также иные лица, присутствующие в зале судебного заседания, при уголовном разбирательстве обращаются к суду со словами «Уважаемый суд!», а к судье - «Ваша честь!» (ст. 257 УПК РФ), при гражданском и арбитражном разбирательстве «Уважаемый суд!» (ст. 158 ГПК, ст. 154 АПК).

4. Участники процесса и все присутствующие в зале судебного заседания обязаны соблюдать установленный порядок в судебном заседании.

5. Надлежащему порядку в судебном заседании не должны мешать действия граждан, присутствующих в зале заседания и осуществляющих разрешенные судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению. Эти действия должны осуществляться на указанных судом местах в зале заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, могут быть ограничены судом во времени (ст. 158 ГПК, ст. 154 АПК).

6. Судебный пристав обеспечивает порядок судебного заседания, выполняет распоряжения председательствующего. Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания (ст. 257 УПК РФ).

Судебный пристав по ОУПДС должен располагаться в зале суда таким образом, чтобы иметь возможность контролировать обстановку в зале и видеть все происходящее, а также иметь постоянный визуальный контакт с судьей. Судебный пристав по ОУПДС (группа судебных приставов по ОУПДС) лично сам решает, где ему находиться в зале суда в сложившейся обстановке. Судья не вправе отдавать судебному приставу по ОУПДС распоряжений о занятии определенного места в зале суда, в особенности, если это, по мнению судебного пристава по ОУПДС, не способствует усилению режима безопасности, накаляет обстановку в зале и т.д.

Под нарушением порядка в судебном заседании понимается совершение таких действий, которые препятствуют или мешают нормальному ходу судебного разбирательства, не позволяют должным образом реализовать права другим участникам, свидетельствуют о неуважении к суду, приводят к невыполнению распоряжений председательствующего, нарушают регламент судебного заседания.

Проявление неуважения к суду может выражаться в неподчинении распоряжению судьи, нарушении порядка судебного заседания, совершения действий, свидетель­ствующих о явном пренебрежении к суду и установленным порядкам. Например, это может быть выражено криками, шумом (ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ - по распоряжению председательствующего в судебном заседании или судьи), оскорбительными высказываниями в адрес судьи или участников судебного процесса (ст. 297 УК РФ).


В соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»:
Судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
администратор суда организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время.

Обеспечение надлежащего уровня безопасности судебной деятельности осуществляется в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262).

Меры по обеспечению в зданиях (помещениях) судов условий безопасности при отправлении правосудия осуществляются по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

Обеспечение зданий федеральных судов общей юрисдикции техническими средствами безопасности:
оборудование судов турникетами; залов судебных заседаний и кабинетов судей кнопками тревожной сигнализации для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел;
оснащение судов стационарными и переносными металлообнаружителями; устройствами контроля ручной клади (интроскопами); средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ; системами контроля доступа для разграничения зон служебного и общего доступа в здание суда; средствами видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения;
приобретение для судов бронированных автомобилей оборудование служебной территории судов противотаранными устройствами для принудительной остановки транспортных средств (в регионах с повышенной криминогенной обстановкой).
Мероприятия осуществляются в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262), в том числе в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406). Принятые меры отражаются в Паспорте безопасности суда (утв. приказом Судебного департамента от 25 июля 2005 г. № 81).

Организация (в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами) охраны зданий судов в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране (утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587). Охрана зданий судов осуществляется:
в рабочее время – судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП;
в нерабочее время – в регионах со сложной криминогенной обстановкой - подразделениями полицейской охраны МВД России и ФГУП «Охрана» МВД России;
в остальных случаях – сторожами, состоящими в штате судов, в том числе с применением технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел.
Верховные суды республик и равные им суды, а также суды, расположенные в регионах с повышенной криминогенной обстановкой, охраняются сотрудниками Федеральной службы судебных приставов либо МВД России.

Организация (на основе взаимодействия с Федеральной службы судебных приставов) исполнения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов функций по обеспечению безопасности защищаемых лиц в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (согласована с Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ; утверждена приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. № 226).

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающем, что в сети Интернет размещаются акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда, Московский городской суд публикует Правила пребывания посетителей в Московском городском суде, утвержденные председателем суда 11 марта 2019 года . (Скачать)

Правила пребывания посетителей в Московском городском суде

1. Общие положения

1.1. Правила пребывания посетителей в Московском городском суде (далее - правила) определяют нормы поведения граждан (посетителей) в зданиях и служебных помещениях Московского городского суда (далее - суд) и направлены на обеспечение установленного порядка деятельности суда в целях:

эффективной деятельности суда;

реализации конституционного права граждан на судебную защиту;

поддержания общественного порядка внутри зданий суда, их охраны;

обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда, участников процесса и других граждан при посещении ими зданий (служебных помещений) суда;

повышения информационной открытости;

обеспечения надлежащего порядка в судебном заседании.

1.2. Правила разработаны в соответствии с нормами законодательства, регламентирующими процедуру отправления правосудия судами на территории Российской Федерации.

1.3. Основные понятия, используемые в правилах:

посетитель - любое физическое лицо, временно находящееся в здании суда, для которого суд не является местом работы, имеющий документы, удостоверяющие личность и (или) предоставляющие право на пребывание в суде;

пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, по осуществлению допуска посетителей в здания суда;

установленный порядок в зданиях суда - совокупность требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок судебного разбирательства в судах, деятельность судей, работников аппарата и других работников суда, связанная с организационным обеспечением деятельности суда, правила поведения граждан в общественных местах;

документы, удостоверяющие личность посетителя - паспорт гражданина, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П, удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет, общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей), паспорт моряка, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства, иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность.

2. Организация пропускного режима

2.1. Допуск посетителей в здания суда осуществляется в соответствии с настоящими правилами, порядком действия наряда на постах охраны объекта в зданиях Московского городского суда по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режима и правилами внутреннего распорядка суда, установленные председателем суда на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов, с регистрацией на посту судебных приставов.

2.2. Пропускной режим и поддержание общественного порядка в зданиях суда обеспечивают сотрудники 2 отдельного батальона полиции Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений города Москвы Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» (далее - 2 ОБП Центра) в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», а также судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 декабря 2015 года № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.3. Допуск посетителей в здания суда осуществляется по предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Работники федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов и учреждений, Министерства юстиции Российской Федерации и его органов и учреждений, должностные лица Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прокуратуры, иных органов государственной власти и государственных органов, а также органов местного самоуправления, адвокаты пропускаются в здания суда по служебным удостоверениям.

Присяжные заседатели допускаются в здания суда согласно списку присяжных заседателей, размещенному на посту судебных приставов по ОУПДС, и на основании документов, удостоверяющих их личность.

Представители средств массовой информации допускаются в здания суда при предъявлении служебных удостоверений или иного документа, удостоверяющего личность. Внесение в здания суда усилительной, радио-, теле-, кино-, видео- и фотоаппаратуры осуществляется представителями средств массовой информации при наличии соответствующего разрешения председателя суда, лица, его замещающего, или заместителя председателя суда.

Представители организаций, осуществляющих строительные, ремонтные и другие работы, допускаются в здания суда по находящимся на посту охраны спискам, составленным руководителями этих организаций и утвержденным председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здания суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении сотрудников службы эксплуатации суда, 2 ОБП Центра и (или) судебных приставов по ОУПДС . При этом сотрудник 2 ОБП Центра и (или) судебный пристав по ОУПДС фиксируют данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здание суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении сотрудников службы эксплуатации суда, 2 ОБП Центра и (или) судебных приставов по ОУПДС. При этом сотрудник 2 ОБП Центра и (или) судебный пристав по ОУПДС фиксирует данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также необходимости оказания срочной медицинской помощи, правом беспрепятственного прохода в здание суда с регистрацией номера расчета (номера медицинской бригады врачей и медперсонала службы скорой медицинской помощи.

2.4. Нахождение посетителей, в том числе представителей средств массовой информации, в суде после окончания рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с разрешения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда или судьи, председательствующего в соответствующем судебном заседании, и контролируется судебными приставами по ОУПДС и сотрудниками 2 ОБП Центра.

2.5. При возникновении чрезвычайных ситуаций допуск посетителей в здания суда прекращается.

3. Права и обязанности посетителей суда

3.1. Посетители суда имеют право:

осуществлять проход в здания и залы судебных заседаний суда в установленные дни и часы;

находиться в суде в течение всего рабочего дня, продолжительность которого устанавливается правилами внутреннего распорядка суда;

находиться в зале судебных заседаний при рассмотрении судебного дела, если судебное заседание не является закрытым;

знакомиться с образцами судебных документов и получать информацию о дате и времени рассмотрения дел, находящихся в производстве суда;

посещать приемную суда для подачи в суд заявлений, жалоб и иных документов, получения процессуальных документов и информации о результатах рассмотрения обращений, ознакомления с материалами дела;

обращаться на прием к работникам аппарата суда в дни и часы приема по вопросам непроцессуального характера;

производить с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании, кино- и фотосъемку, видеозапись в ходе судебного заседания, а также трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.2. Посетители суда обязаны:

при входе в здания суда сообщать судебному приставу по ОУПДС и (или) сотруднику 2 ОБП Центра о цели своего пребывания и предъявлять документ, удостоверяющий личность, в развернутом виде, судебное извещение при его наличии;

проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый сотрудниками 2 ОБП Центра и судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для проверки ручную кладь (сумки, портфели, папки и т.п.);

соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах;

сообщать секретарю судебного заседания о своей явке;

до приглашения в зал судебного заседания находиться в месте, указанном судьей, секретарем судебного заседания, работником аппарата суда либо судебным приставом по ОУПДС;

покидать зал судебного заседания по требованию судьи, работника аппарата суда или судебного пристава по ОУПДС;

не вмешиваться в действия судьи и других участников процесса, не мешать проведению судебного разбирательства вопросами, репликами, не допускать нарушений общественного порядка;

выполнять требования и распоряжения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда, судей, администратора суда, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС в суде, залах судебных заседаний, не допуская проявлений неуважительного отношения к ним и другим посетителям суда;

не препятствовать надлежащему исполнению судьями, работниками аппарата суда и судебными приставами по ОУПДС их служебных обязанностей;

соблюдать очередность на приеме граждан;

бережно относиться к имуществу суда, соблюдать тишину, чистоту и порядок в зданиях и служебных помещениях суда;

в случае возникновения чрезвычайных ситуаций строго следовать указаниям работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС и сотрудников 2 ОБП Центра;

выполнять требования судебных приставов по ОУПДС и сотрудников 2 ОБП Центра об освобождении зданий суда, в том числе после окончания рабочего дня и (или) истечения времени, в течение которого нахождение в суде было разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, заместителем председателя суда или председательствующим судьей, а также в чрезвычайных ситуациях.

4. Меры безопасности в суде

4.1. В целях предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда и посетителей в зданиях и служебных помещениях суда посетителям запрещается:

проносить в здания и служебные помещения суда предметы, перечисленные в Приложении, а также предметы и средства, наличие которых у посетителя либо их применение (использование) может представлять угрозу для безопасности окружающих за исключением случаев, предусмотренных п. 4.4 правил;

находиться в служебных помещениях суда без разрешения судей, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС и сотрудников национальной гвардии РФ;

находиться в аппаратных, видеомониторных комнатах, служебных и технических помещениях суда без разрешения председателя суда, лица, его замещающего, или заместителя председателя суда;

использовать в зданиях суда мобильные телефоны и другие средства связи, а также пользоваться ими в зале судебного заседания, за исключением использования функций аудиозаписи и записи текста в электронной форме;

производить кино- и фотосъемку, видеозапись в ходе судебного заседания, а также трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без разрешения председательствующего судьи (аудиозапись во время судебного заседания проводится в порядке, установленном нормами процессуального законодательства);

производить в зданиях и служебных помещениях суда кино- и фотосъемку, видеозапись, а также трансляцию происходящего в зданиях и служебных помещениях суда по телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (кроме текстовой трансляции в сети «Интернет»), за исключением случаев, когда это разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда;

проникать и находиться в непосредственной близости с помещениями суда, предназначенными для пребывания лиц, содержащихся под стражей;

выносить из зданий или служебных помещений суда, а также портить или уничтожать документы, полученные для ознакомления, и имущество суда;

изымать образцы судебных документов с информационных стендов суда либо размещать на них объявления личного и рекламного характера;

курить табачные изделия и использовать электронные имитаторы курения;

оставлять без присмотра личные вещи и документы;

осуществлять несанкционированную торговлю и (или) распространение печатной и иной продукции, в том числе рекламного характера.

4.2. Запрещается доступ в здания и служебные помещения суда (или нахождение в зданиях и служебных помещениях суда) лицам в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения, с агрессивным поведением, лицам, не отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, малолетним детям без сопровождения взрослых, посетителям с животными.

4.3. Предметы, пронос которых в здания суда запрещен, сдаются посетителями на пост охраны при входе в здание суда и помещаются в специальный шкаф для хранения с записью в журнал хранения вещей и предметов (с выдачей специального жетона). Предметы, пронос которых в здания суда запрещен и которые в силу своих физических, химических и иных свойств представляют опасность для жизни, здоровья и имущества окружающих, на хранение не принимаются, а посетители, имеющие при себе такие предметы, не допускаются в здания суда.

При выходе из здания суда по предъявлении специального жетона сданное имущество возвращается посетителю с отметкой о выдаче в журнале хранения вещей и предметов.

4.4. В здания суда с оружием могут проходить следующие лица при предъявлении ими служебного удостоверения:

сотрудники Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений города Москвы Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» , контролирующие несение службы сотрудниками 2 ОБП Центра, в соответствии со списками, находящимися в служебной документации на посту охраны;

закрепленные за судом сотрудники полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве в соответствии со списком, находящимся на посту охраны;

сотрудники уполномоченных государственных органов, обеспечивающие безопасность лиц, являющихся объектами государственной охраны, или лиц, в отношении которых применены соответствующие меры государственной защиты;

сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи, осуществляющие доставку отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

сотрудники службы специальной связи, осуществляющие доставку и (или) прием корреспонденции и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне, а также иных особых отправлений (только в случае прохода через Первый отдел суда);

сотрудники службы инкассации, доставляющие в суд наличные денежные средства, при предъявлении ими, помимо служебного удостоверения, документа, подтверждающего право на ношение оружия (только при проходе в Административное здание суда).

5. Ответственность посетителей суда

5.1. В случае нарушения посетителями установленных в суде правил председатель суда, лицо, его замещающее, заместитель председателя суда, судьи, администратор суда, работники аппарата суда, судебные приставы по ОУПДС и сотрудники 2 ОБП Центра вправе делать им соответствующие замечания и применять иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Воспрепятствование осуществлению правосудия, неуважение к суду, нарушение общественного порядка в зданиях или служебных помещениях суда, а также неисполнение законных распоряжений судей, работников аппарата суда, обеспечивающих установленный порядок в залах судебных заседаний, судебных приставов по ОУПДС, сотрудников 2 ОБП Центра о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила и иных противоправных действий, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5.3. В случаях выявления фактов нарушения общественного порядка посетителями в зданиях суда они могут быть удалены, задержаны и переданы судебными приставами по ОУПДС и (или) сотрудниками 2 ОБП Центра в органы внутренних дел с составлением протокола об административном правонарушении.

5.4. В случае неисполнения законного распоряжения судьи или судебного пристава по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, нарушитель привлекается к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.5. В случае совершения посетителями суда деяний, влекущих уголовную ответственность, в том числе предусмотренных статьями 294 - 298.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности в установленном законом порядке.

5.6. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества суда и находящихся в них материально-технических ценностей виновные лица могут быть привлечены к административной либо уголовной ответственности с последующим возмещением причиненного имущественного ущерба.

6. Заключительные положения

6.1. В связи с утверждением настоящих правил признать утратившими силу Правила пребывания посетителей в Московском городском суде, утвержденные председателем Московского городского суда 24 января 2017 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Приложение

Перечень предметов, запрещенных к вносу в здания суда

1. Огнестрельное оружие и боеприпасы;

2. Пневматические, травматические винтовки и пистолеты;

3. Ружья для подводной охоты, арбалеты;

4. Имитаторы и муляжи оружия и боеприпасов, электрошоковые
устройства;

5. Газовое оружие и оружие самообороны;

6. Газовые баллончики и аэрозольные распылители;

7. Холодное оружие (ножи, топоры, ледорубы, другие бытовые
предметы, обладающие колюще-режущими свойствами);

8. Взрывчатые вещества, взрывные устройства;

9. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества;

10. Радиоактивные материалы;

11. Ядовитые, отравляющие, едкие и коррозирующие вещества;

12. Окислители - перекиси органические, отбеливатели;

13. Наркотические и психотропные вещества;

14. Алкогольные напитки;

15. Объемные предметы;

16. Другие предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот в Российской Федерации;

17. Иные предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для безопасности окружающих.

Примечание: перечень предметов не является исчерпывающим, дополнения или исключения из данного перечня производятся по решению председателя суда либо лица, его замещающего.

Теперь перейдем к вопросу обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, участвующих в судебном разбирательстве. Для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, председательствующий проводит закрытое судебное заседание, а также принимает меры, предусмотренные пунктами 1,2,3,4 статьи 100 УПК РК.

Закрытое судебное заседание, действительно, разумная мера, но она сама по себе, не всегда способна разрешить проблему фактической защищенности свидетеля, потерпевшего, "поскольку за пределами судебного разбирательства никто не поручится за его жизнь и здоровье, жизнь и здоровье его близких","особенно остра эта проблема при рассмотрении дел о преступлениях, совершаемых организованными группами". Поэтому необходимо и при закрытом судебном заседании, применять меры безопасности.

По ходатайству свидетеля, стороны обвинения, а также по собственной инициативе в целях обеспечения безопасности свидетеля и его близких суд вправе вынести постановление о допросе свидетеля:

  • -без оглашения данных о его личности с использованием псевдонима
  • - в условиях, исключающих его узнавание

без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства

Председательствующий вправе запретить производство видео, -звукозаписи и иных способов запечатления допроса, удалить из зала судебного заседания обвиняемого, представителей стороны защиты. Относительно положения удалить из зала судебного заседания обвиняемого, представителей стороны защиты. Здесь, я считаю, необходимо законодательное урегулирование оснований, случаев удаления из зала судебного заседания; указание процессуальных действий, которые могут проводиться в отсутствии обвиняемого и его защитника. Конечно, защита личности, которому угрожают, необходима, но также необходимо провести разумный баланс между необходимостью защиты и соблюдением прав личности в уголовном судопроизводстве. Опять вернемся к данному положению и п.3 ч.2 ст.101 УПК, возможность допроса свидетеля " без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства". В ст 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и ст.6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека предусмотрено, что каждый человек для установления обоснованности предъявленного обвинения имеет право на основе полного равенства на рассмотрение его дела гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом, а также право под- судимого допрашивать показывающих против него свидетелей или требовать, чтобы эти свидетели были допрошены, а также на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него. Поэтому, настолько важно законодательное урегулирование каждого пункта, части, чтобы они не противоречили общепринятым нормам международного права. Относительно указанных положений, критически высказался М. Палеев, который, в частности, указал, что данное положение "ставит обвиняемого в неравное положение по сравнению со стороной обвинения, существенно ограничивает его право на защиту, лишая обвиняемого и его защитника возможности полноценно участвовать в исследовании доказательств при разбирательстве дела."

Хотя, в УПК предусмотрено немного другое положение, что "показания свидетеля, допрошенного судом в отсутствии кого либо из участников процесса или вне их визуального наблюдения, оглашаются председательствующим в суде в присутствии всех его участников, без указаний сведений об этом лице" (п.4 ст.101 УПК).

В необходимых случаях суд принимает и другие меры по обеспечению безопасности участников процесса и других лиц, предусмотренные законом, т.е. в УПК предусматривается, что законодатель укажет перечень мер безопасности, особенно личной безопасности, которые будут применяться к участникам судебного разбирательства на основании процессуального решения, который примет суд. Исполнение постановления суда об обеспечении участников судебного разбирательства возлагается на органы уголовного преследования, а также судебного пристава. Это все, что касается обеспечения безопасности в стадии судебного разбирательства.

Как я уже не раз отмечала, данная проблема часто обсуждается в периодической печати, особенно в последние годы, и некоторыми авторами вносились предложения относительно мер безопасности, в частности," было бы целесообразно предусмотреть в действующем законе и возможность не участия потерпевшего (свидетеля) в исключительных случаях в судебном заседании по отдельным категориям дел: об организован ной преступности, несовершеннолетних по делам о половых преступлениях. От имени потерпевшего в суде могли бы выступать адвокат и другие уполномоченные лица; пользоваться видеозапись показаний потерпевшего (свидетеля) на предварительном следствии."

Также заслуживает внимания и предложение о возможности публичного оглашения по делам данных категории лишь резолютивной части приговора.

Теперь мне бы хотелось сказать о временных границах осуществления мер безопасности к лицам, участвующих в уголовном судопроизводстве. Один из авторов, использованных мною работ подчеркивал, что" с окончанием производства по уголовному делу противоречие между интересами достижения цели уголовного процесса и требованием блюсти законные интересы лиц, вовлеченных в сферу досягаемости процессуальных решений и действий, снимается. Цель либо уже достигнута, либо обязанность по принятию мер к ее достижению с участников уголовного процесса первой группы снята, и, следовательно нет необходимости в проведении по делу действий и принятии решений, которые могли бы затронуть законные интересы участников закончившегося уголовного процесса."

Однако обязанность государства защитить лицо, участвовавшее в уголовном судопроизводстве от посягательств со стороны бывших участников или связанных с ним лиц, не прекращается с окончанием уголовного процесса, т.е. с прекращением уголовно-процессуальных правоотношений. Известно, что по общему правилу они прекращаются с вступлением приговора в законную силу однако следует признать, что применение мер безопасности объективно не может быть ограничено прекращением этих правоотношений. Во-первых, ряд мер, которые уже осуществлялись до вступления приговора в законную силу, продолжат действие и после прекращения уголовно-процессуальных правоотношений, в некоторых случаях - без временных ограничений. Во-вторых, основание для принятия мер безопасности впервые могут возникнуть после прекращения уголовно-процессуальных правоотношений вследствие намеренной мести, оказавшим содействие правосудию. В США, обладающей к настоящему времени развитой системой мер безопасности, меры, применяемые после судебного разбирательства, занимают в законодательстве надлежащее место: потерпевший извещается администрацией пенитенциарного учреждения о досрочном освобождении осужденного, о его побеге из мест отбывания наказания, о направлении на работы за его пределы, о переводе в другое пенитенциарное учреждение. Было бы очень полезным использование данных положений в нашем уголовном процессе. Я полностью разделяю мнение тех правоведов, которые считают необходимым предусмотрение мер безопасности потерпевших, свидетелей после судебного разбирательства, то есть в апелляционном производстве, в стадии исполнения приговора

Поделиться: