Способы продажи государственной доли акций оао. Акционирование Порядок проведения приватизации государственных пакетов акций

12. Перечень подлежащих приватизации имущественных комплексов и иного государственного имущества определяется согласно приложению 2 к настоящей Программе.

13. Перечень объектов государственных предприятий, подлежащих преобразованию в хозяйственные общества с сохранением 100 процентов акций (доли) в государственной собственности, определяется согласно приложению 3 к настоящей Программе.

Наименование объекта

Уставный капитал (тыс. сом.)

Государственная доля (%)

1. Город Бишкек

ОАО "Фонд развития предпринимательства"

ОАО "Оргтехстрой"

ОАО "Транснациональная корпорация "Дастан"

ОАО "Авиакомпания Кыргызстан"

ОАО "Транс-Союз-Азия"

ЗАО "Альфа-Телеком"

ЗАО "БТА Банк"

2. Чуйская область

ОАО "Кыргызкабель"

ЗАО "ВАСО"

ОсОО "Китлап"

3. Иссык-Кульская область

ОАО "САП Мин-Булак"

4. Нарынская область

ОАО "Жумгалсуукурулуш"

ОАО "Нарынбасмаканасы"

5. Город Ош

ОАО "Азамат"

6. Джалал-Абадская область

ОсОО "Передвижная механизированная колонна "МинтекеТТ"

7. Баткенская область

ОАО "Кызыл-Кийский ТФЗ"

ОсОО "Шахта Беш-Бурханкомур"

Наименование государственного предприятия

Государственная доля (%)

Государственная доля, подлежащая приватизации (%)

Государственное предприятие"Центральная лаборатория" при Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики

В соответствии с законом существуют следующие способы в России:
1. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

На аукционе продается в случае если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.

Аукцион является открытым.

Продолжительность приема заявок не менее 25 дней.

Задаток на участие 20% начальной цены. В течении 5 дней с даты подведения итогов заключают договор купли-продажи с победителем. Оформление права собственности и передача имущества не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества.

2. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

Специализированный аукцион – способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию.

3. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50% уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Условия конкурса могут предусматривать:

Сохранение определенного числа рабочих мест

Переподготовку или повышение квалификации работников

ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращения их использования

Проведение реставрационных, ремонтных или иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Условия должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий.

Условия не подлежат изменению. Перечень условий исчерпывающий.

4. Продажа за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО.

Такая продажа может быть осуществлена посредством использования этих акций в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранным эмитентом.

5. Продажа акций ОАО через организаторов торговли на рынке ценных бумаг

6. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

Такая продажа осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Это публичная оферта. При этом указывается величина снижения первоначального предложения (оно не ниже начальной цены на аукционе), срок после которого снижается цена и цена отсечения (минимальная цена) (нормативная цена - 50%). Продают первому.


7. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Осуществляется если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена не определяется. Продают тому кто больше предложит.

8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

Осуществляется в случаях:

При учреждении ОАО

В порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО.

9. Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

С победителем конкурса одновременно заключается договор доверительного управления и договор купли-продажи акций ОАО. Он приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления.

Особенности приватизации разных объектов собственности

Приватизация крупных, средних, малых, сельскохозяйственных предприятий, недвижимости и других объектов имеет свои особенности.

Способы приватизации применяются отдельно либо комбинировано.

Приватизация крупных предприятий, как правило, проходит поэтапно.

Этапы могут растягиваться на годы.

Например, одна часть акций предприятия может отойти работникам и администрации, а другая – выставлена на продажу внешнему инвестору. Пакет может быть выставлен одним лотом, а может несколькими, может в одно время, может поэтапно. Таким образом, у предприятия может появиться сразу несколько внешних владельцев.

В России комбинированная схема наиболее распространенная.

Малые и средние одним способом и в один этап. Это в основном предприятия инфраструктуры, бытового обслуживания, розничной торговли.

Обычно их приватизацию осуществляют органы местной власти. Оценить их проще. Политически тоже проще, так как сектор услуг обычно игнорировался, а приватизация приводит к насыщению ассортимента товаров и услуг. Поэтому население позитивно оценивает приватизацию.

В России много предприятий перешло в руки трудовых коллективов, и спустя некоторое время через вторичный рынок они оказались в руках внешних владельцев.

Приватизация сельскохозяйственных предприятий имеет существенные особенности. Важную роль играет эффект масштаба производства, который ограничен количеством работников. Колхозы слишком велики, слишком сильное дробление тоже плохо.

Проблемна продажа их акций на вторичном рынке.

Пока вопросы приватизации с/х предприятий решаются через закрепление частной собственности на землю и другие сельскохозяйственные активы, а также путем создания рынков.

В большинстве стран была принята схема паевого владения с/х угодьями.

Пайщикам необходим механизм, позволяющий обменивать принадлежащие им паи на материальные активы – землю, с\х технику, недвижимость. Один из механизмов – внутренний аукцион.

Этапы приватизации в России

Российская модель приватизации была воплощена в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий 92г.).

Основным НПА является Закон о приватизации.

Первый закон – 1991г.

Новый закон - №178-ФЗ от 21.12.2001г.

Первый этап 1992г.

Этому сопутствовало несколько факторов:

1. низкая платежеспособность населения

2. незначительный интерес к российской государственной собственности со стороны иностранных инвесторов.

Поэтому применение в чистом виде таких способов как продажа внешним владельцам имущества или акций было практически невозможно.

3. Правительство искало компромисс с оппозицией – приватизация в интересах трудовых коллективов.

4. Началась спонтанная приватизация. Руководители, обладая правом хозяйственного ведения, распоряжались государственным имуществом передавая его на балансы других предприятий, принадлежащих частным лицам.

Правительство должно было ускорить процесс законной приватизации.

В результате в основу программы были положены три варианта, в каждом из которых рассматривались льготы работникам.

Одновременно готовилась всеобщая ваучерная приватизация (чек на 10 тыс.руб. каждому). На него можно было приобрести акции предприятий на чековых аукционах или разместить в инвестиционных фондах. (в отличии от Чехии ваучер не был именным).

Три варианта для крупных предприятий с числом занятых свыше 1 тыс. человек и основными фондами свыше 50 млн.руб.

Первый вариант:

Работникам предприятий безвозмездно передавалось 25% привилегированных акций. Трудовой коллектив также имел возможность приобрести 10% обыкновенных акций, но на льготных условиях. Отдельные условия приобретения определялись руководителям. Администрация имела возможность приобрести 5% акций, 29% обыкновенных акций продавалось на ваучерных аукционах, а оставшиеся 31% временно сохранялся в государственной собственности с последующей реализацией на денежных аукционах.

Второй вариант:

Самые большие льготы трудовому коллективу:

51% обыкновенных акций на льготных условиях продавался работникам,

29% продавалось на ваучерных аукционах

20% временно сохранялось в государственной собственности с последующей реализацией.

Третий вариант:

30% обыкновенных акций группе работников предприятия, которые взяли на себя ответственность за реорганизацию предприятия.

20% обыкновенных акций на льготных условиях работникам – всем членам трудового коллектива

29% обыкновенных акций продавалось на ваучерных аукционах

21% временно сохранялся в государственной собственности с последующей реализацией за деньги.

Выбор варианта производился работниками на собраниях трудового коллектива.

Практически во всех вариантах 29% акций реализовывалось на ваучерных аукционах, тем самым осуществлялась схема участия всего населения страны в разделе государственной собственности.

Одновременно для стратегических внешних инвесторов и будущих внешних владельцев резервировались пакеты от 20% до 31%

Для малых предприятий (до 200чел.,основные фонды - до 1 млн.руб) – единственный метод – продажа на ваучерных и денежных аукционах.

Средние предприятия (от200 до 1 тыс.человек) могли выбирать любой из трех вариантов либо продажу на аукционах.

Большинство предприятий пошло по второму варианту. Руководители также склонились к нему так как предприятиек не перейдет в скором времени к внешнему владельцу.

Темпы приватизации были высокие. К 1994г. было приватизировано около 100тыс. предприятий производивших 40% ВВП.

К 1997г. этот показатель достиг 70%.

75% предприятий было приватизировано по второму варианту. 1 вариант -24%, 3-1%.

Все варианты предусматривали значительную распыленность капитала. Законодательно не запрещалось концентрировать крупные пакеты в одних руках, чем воспользовались многие руководители, отдельные работники и внешние владельцы.

Внешним владельцам приходилось довольствоваться акциями предприячтий по первому и третьему варианту. Большая доля в совокупном акционерном капитале досталась внутреннему менеджменту чем внешним владельцам.

Структура со временем менялась:

1996гю работники – 35% акций, руководители – 16%, внешние инвесторы – 32%.

Таким образом большинство предприятий приобрело новых владельцев, которые разделились на две группы: руководители и внешние владельцы.

Условно можно выделить следующие этапы приватизации в России:%

1 этап – «малая» приватизация малых и средних, в основном муниципальных предприятий в сфере торговли, бытового обслуживания и инфраструктуры на денежных аукционах.

2 этап – массовое акционирование предприятий с подготовкой планов приватизации в трудовых коллетивах – проведение инвестиционных торгов.

3 этап – «чековая», выдача ваучеров, подготовка и проведение чековых аукционов.

4 этап – массовая «денежная» приватизация с продажей зарезервированных в государственной собственности пакетов акций на открытых аукционах с перечислением вырученных средств в бюджет, включая залоговые аукционы.

5 этап – приватизация по индивидуальным проектам с углубленной предпродажной подготовкой и рыночной оценкой имущественных комплексов.

1-3 этапы – начальные. 4-5 текущая практика приватизации.

Правовая значимость нового закона

1. Устраняет двойственность правовой основы(было закон и программа)

2. Сбалансированы полномочия разных ветвей власти. Закон устанавливает четкую последовательность действий.

Президент формирует перечень стратегических предприятий и определяет возможность их приватизации.

Приватизация естественных монополий только на основании законов.

Правительство осуществляет планирование и руководство и отчитывается перед Думой.

3. Закон позволяет уйти от субъективного подхода при выборе способа приватизации.

Федеральное имущество разделено на две группы:

1. имущественные комплексы УП и акции ОАО, стоимость основных фондов которых превышает 5 млн. МРОТ и которые отвечают иным критериям, устанавливаемым правительством.

2. иное имущество.

Приватизация 1 группы только на аукционе, на специализированном аукционе, путем продажи за пределами территории РФ производных ценных бумаг.

2 группа – на аукционе, специализированном аукционе, конкурсе, путем внесения акций в уставный капитал ОАО. Если 2 группа - продажа на аукционе не состоялась, то другими способами.

4. Снимается ограничение на продажу государственных пакетов акций пределами территории РФ.

Это расширяет базу покупателей, привлекает средства нерезидентов, повышает имидж предприятий на международных фондовых рынках.

5. Существенно расширен и обновлен инструментарий приватизации для второй группы, что позволяет участвовать среднему и малому бизнесу, гражданам.

Новые способы продажи вводит закон:

Через организатора торговли на рынке ценных бумаг

При наличии котировок это снижает затраты, позволяет продавать мелкие пакеты и осуществлять продажи без диконта к рыночной цене.

Путем публичного предложения.

Это обеспечивает реализацию низколиквидного имущества, снижает затраты, выявляет реальную стоимость имущества, дает большую гарантию успеха продажи.

Продажа в случае отсутствия конкурсности.

Для неликвидных объектов (незавершенки), на которые отсутствует спрос и реализация которых возможна только на основе предложений потенциальных покупателей о цене объекта приватизации.

Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

Стимулирует управляющего к выполнению взятых на себя обязательств.

6. Устанавливает порядок приватизации земельных участков одновременно с имуществом унитарных предприятий и иных объектов недвижимости.

7. Установлены особенности приватизации объектов историко-культурного наследия – действовавший закон не распространялся на такие объекты.

Допускается приватизация таких объектов, если государство не обеспечивает надлежащее сохранение при условии принятия охранного обязательства.

8. Включен порядок и особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Эти объекты могут быть включены в состав имущественного комплекса предприятия если стоят на балансе (за исключением тех которые должны быть переданы МО)

9. Ряд переходных положений.

В свете нового закона меняются основные задачи Минимущества РФ:

Основными напрвлениями деятельности являются проведение работы по совершенствованию структуры федеральной собственности, в том числе, по сокращению количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в АО, а также пакетов акций обществ, необходимость участия государства в которых отсутствует;

Повышение эффективности управления государственным имуществом, в то числе совершенствование мониторинга государственной собственности и планирования доходов от ее использования.

Смещение акцента деятельности с количественных показателей на качественные.

Обращение имущества в государственную собственность

В рамках российского законодательства обращение в государственную собственность имущества граждан и юридических лиц полностью или частично, временно (например, для проведения санации, неподъемной для частного собственника) либо без установления временных ограничений может происходить как:

1. на добровольной (договорной) основе

2. так и в принудительном порядке – по решению суда либо в порядке и на условиях, определенных законом.

Добровольный переход

На добровольной основе обращение имущества в государственную собственность (либо собственность, контролируемую государством) может быть произведено многими способами:

1. на договорной основе

2. путем сознательного обанкрочивания (хотя оно тоже оформляется договором)

3. путем уступки контроля (допуская вложения государственного капитала или имущества в масштабах, обеспечивающих контроль государства).

1. Передача собственности по договору

Имущество может быть передано государству по договору:

Купли-продажи (выкуп государством приватизированного имущества и т.п.)

Дарения (передача ХТ, ХО, производственным кооперативом, артелью своего имущества государству – частично или полностью (в этом случае юридическое лицо подлежит ликвидации) на безвозмездной основе, как это имеет место, например, в сфере производства спирта) или в счет погашения задолженности перед федеральным или областным бюджетом (в случае принятии соответствующего пакета законодательных актов на федеральном или областном уровне).

2.Имущество приватизированных предприятий может быть возвращено в собственность государства через процедуру банкротства (при наличии соответствующего пункта в договоре между приватизированным предприятием как юридическим лицом и соответствующим государственным органом об оказании финансовой поддержки предприятию в добанкротном периоде). Основой для такой передачи может служить, в частности, новая российская схема реструктуризации долгов предприятий. С 1998г. в залог выполнения предприятиями условий договора о внесении текущих платежей в бюджеты всех уровней в обмен на рассрочку долга на четыре года, а штрафов и пеней – на десять лет государство стало брать уже не только пакеты акций, но и имущество. В случае банкротства предприятия значительная часть его имущества может перейти в собственность государства на федеральном или областном уровне.

3. Государство может получить контроль над предприятием, внеся государственное имущество, пакеты акций, принадлежащих государству, в качестве долей (вкладов) в уставные капиталы ХТ(ХО) как действующих, так и вновь образуемых.

(На практике, в соответствии с законодательством учредителем(участником) создаваемых в ходе приватизации товариществ (обществ) выступает областной фонд имущества с последующей передачей областному комитету по управлению имуществом функций по управлению государственными долями (пакетами акций) в них.)

Принудительное изъятие собственности по суду

Приватизация государственных и муниципальных предприятий может осуществляться 3 способами:

  1. путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе;
  2. посредством продажи долей (акций) в капитале предприятий;
  3. путем выкупа имущества предприятий, сданного в аренду.

Все государственные и муниципальные предприятия по отношению к используемым способам приватизации делятся на 3 группы:

1. мелкие предприятия (со среднесписочной численностью до 200 человек и Фбалопф на 1.01.92 до 1 млн. рублей подлежат продаже на аукционе или по конкурсу.

2. Предприятия со среднесписочной численностью более 1000 человек или Фбалопф более 50 млн. рублей, приватизированных путем преобразования их в АО открытого типа.

3. Остальные любым из установленных способом на общих основаниях.

  • мнение трудового коллектива предприятия;
  • предложения покупателей;
  • отраслевые особенности объекта приватизации;
  • оценку его капитала;
  • социально-экономическое значение предприятия для территории;
  • мнение представителя фонда имущества.

Краткая характеристика способов приватизации:

Приватизация по конкурсу. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидируемых предприятий в частную собственность физическим и юридическим лицам в случае, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий к объекту приватизации.

Выкуп имущества государственного и муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда договор аренды указанного имущества с Правом его выкупа Был заключен до вступления с силу Закона о приватизации государственных и муниципальных мероприятий.

Конкретный способ приватизации предприятий определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом в соответствии с требованиями Государственной программы и нормативными документами.

В качестве Объектов приватизации, Продаваемых по конкурсу могут выступать:

  • предприятия, цеха, другие подразделения, выделяемые в самостоятельные объекты;
  • оборудования, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы ликвидируемых по решению собственника предприятий и их подразделений.

К числу Условий продажи объекта по конкурсу могут Быть отнесены :

  • сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг на определенный срок;
  • обеспечение сложившегося числа занятых, сложившихся социальных гарантий работникам на 1 год;
  • обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретенный объект в течение определенного срока;
  • финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящей в приватизированный объект в течение определенного срока.

К участию в конкурсе допускаются физические и юридические лица, признанные покупателями, своевременно оплатившие заявку на участие в конкурсе и внесшие залог = 10 % от начальной цены объекта. Сведения о лицах, подавших заявку на участие в конкурсе не подлежат оглашению. Условия конкурса продажи объектов публикуются за месяц до его проведения.

Цена покупки объекта определяется в ходе конкурса, она не может быть меньше начальной цены более, чем на 30 %.

Приватизация на аукционе. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидируемых предприятий физическим и юридическим лицам в частную собственность в случаях, когда в дальнейшем от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий.

Продаже на аукционе подлежат:

  • предприятия, цехи и другие подразделения предприятий, выделяемые в самостоятельные объекты;
  • оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и др. активы, ликвидируемые по решению собственника предприятия;
  • объекты незавершенного строительства;
  • доли, паи, акции АО, создаваемых при преобразовании государственных и муниципальных предприятий.

К участию в аукционе допускаются юридические и физические лица, подавшие своевременную заявку и заплатившие залог = 10 % от начальной цены объекта приватизации.

Аукцион проводится в следующих формах:

  • Открытый аукцион , используемый для продажи активов ликвидированных небольших предприятий (200 человек), акций АО;
  • Закрытый аукцион (тендер) , используемый при продаже крупных предприятий и пакетов акций АО.

Сведения о лицах, подавших заявку на аукцион, не подлежит оглашению. Лицам, допущенным к участию в аукционе выдается билет участника. Для лиц, не являющихся участниками аукциона, продаются билеты по ценам, установленным продавцом.

Информационное сообщение о продаже объекта на аукционе организует продавец в местной печати и специальных информационных бюллетенях.

Победителям Открытого аукциона (после 3-х кратного объявления очередной цены) становится покупатель, № билета которого назван последним.

Победителем Закрытого аукциона становится покупатель, предложивший наивысшую цену.

Третий способ приватизации — Посредством продажи долей (акций) предприятий, преобразованных в процессе приватизации в АО.

Положение об АО утверждено постановлением Советом Министров РФ от 25.12.1990 г. № 601.

Во исполнение Приказа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в АО» от 1.07.92 г. № 701 вышло постановление Правительства РФ от 4.08.92 г. № 347, в котором приведено Положение «О порядке регистрации, выкупе акций АО открытого типа, учрежденных в процессе приватизации» и «Типовой план приватизации», в котором варианты льгот при продаже акций членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий путем преобразования их в открытые АО.

1 вариант льгот при акционировании

А) Единовременная безвозмездная передача всем неголосующим работникам предприятия именных Привилегированных акций , составляющих 25 % величины уставного капитала АО, но не более 20 установленных законодательством минимальных размеров месячного заработка в расчете на 1 работника.

Распределение этих акций между работниками АО осуществляется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Б) Продажа работникам предприятия Обыкновенных акций по закрытой подписке со скидкой 30 % от номинальной стоимости акций и предоставлением рассрочки платежа сроком до 3 лет с уплатой первоначального взноса в размере не менее 15 % от номинальной стоимости акций.

Номинальная общая стоимость такого пакета акций, продаваемого всем членам трудового коллектива не должна Превышать 10 % величины уставного капитала АО (но не более 6 минимальных размеров месячного заработка).

В) Должностным лицам администрации предоставляется на условиях заключенных с ними контрактов право на приобретение акций АО по номинальной стоимости в пределах 5 % величины уставного капитала, но более 2000 установленных законодательством минимальных размеров месячного заработка работника (численность администрации принимается » 5 человек — руководитель, его замы, главный инженер, главный бухгалтер).

II вариант льгот при Акционировании

Более 200 человек и балансовой стоимостью на 1.04.92 от 1 до 50 млн. руб. Безвозмездной передачи нет.

1)Безвозмездной передачи нет.

2)Всем членам трудового коллектива предоставляется право приобретения Обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51 % уставного капитала.

3)Продажи на льготных условиях нет.

III вариант

Численность более 200 человек, ФОПФ от 50 млн. руб.

Если группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущения его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, сроком действия не более 1 года, то членам такой группы Предоставляется право (опцион) на приобретение по истечении этого срока при выполнении условий договора 20 % уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости.

Всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20 % уставного капитала, но на сумму не белее 20 минимальных установленных законодательством РФ месячных оплат труда на 1 работника, со скидкой 30 % от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки на 3 года. Минимальный первый взнос не менее 15 % номинальной стоимости акций.

В план приватизации включаются условия договора, заключение которого с указанной группой, с соответствующем фондом имущества являются обязательными. В договоре оговариваются пределы материальной ответственности членов группы имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности (вносимым в виде залога) на сумму не меньше 200 установленных законодательством РФ минимальных месячных окладов на каждого члена группы. Решение о выборе вариантов льгот принимается общим собранием.

Средства для приватизации:

1) личные сбережения;

2) приватизационные чеки;

3) средства приватизационного фонда, образуемого за счет: остатков ФЭС на 1.01.92 год (но не больше 50 %) 10 % прибыли, остающиеся в распоряжение предприятия (на 1 рабочего не больше 10 минимальных окладов);

4) именные приватизационные счета (на них зачисляется 10 % средств, поступающих от открытой продажи акций, принадлежащих Фонду имущества);

5) заемные средства.

Решение о выборе вариантов II или III должны принять не менее 2/3 работников предприятия.

Во всех вариантах 10 % средств, поступающих от открытой продажи акций, принадлежащих Фонду имущества, доля акций продаваемых работникам предприятия зачисляются на личные лицевые счета приватизации. На эти счета зачисляются также средства приватизационного фонда, образуемого за счет:

  • остатков ФЭС на 1.01.92 год (нет 50 %);
  • 10 % полученной в 1992 году фактической прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. При этом сумма средств предприятия, направляемых в приватизационный фонд, не может превышать в расчете на одного работника 10 минимальных окладов.

Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.91 , ст. 25 устанавливается (по всем вариантам) возможность приобретения акций работниками предприятия из фонда акционирования (ФАРП), который формируется за счет вклада Российского фонда федерального имущества или вкладов фондов имущества национально-государственных, национально-административных, народных организаций. Величина ФАРП не превышает 10 % уставного капитала АО. Акции продаются по номинальной стоимости.


Приватизация путем акционирования

(некоторые тонкости процесса реорганизации ФГУП )

Прежде всего следует правильно расставить акценты и определиться с понятийным аппаратом, ведь для многих термины «приватизация» и «акционирование» не очень совместимы. Встречается и другая крайность, когда между приватизацией и акционированием фактически ставят знак равенства. Как правильно оценить ситуацию применительно к государственным унитарным предприятиям? Как соотнести понятие «акционирование», предусматривающее изменение организационно-правовой формы юридического лица с приватизацией, которая, как известно, включает в себя преобразование государственной собственности? Ответы на эти вопросы мы постарались найти, анализируя законодательство о приватизации, а также некоторые результаты собственной практики оказания юридических услуг предприятиям, организационно-правовая форма которых – ФГУП. Вот что у нас получилось.

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе – оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

Многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

Большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости. Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий? Вопрос, как говорится, интересный…

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности. Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы – организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.). Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации. Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю – Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. Полагаем, к этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника – территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений. Справедливости ради отметим, что мало кому это удавалось до сих пор. Вот такая третья трудность, с которой неизбежно предстоит столкнуться.

Благодарим за просмотр статьи. Если потребуется наша помощь, рекомендуем: звоните по телефонам в Москве: +7(495)229-82-53 или 8-926-005-89-20 . У вас будет возможностьобсудить возникшие вопросы или записаться на консультацию. На рынке юридических услуг мы работаем уже пятнадцать лет. И работаем ДОБРОТНО.

Генеральный директор

ООО «Информационно-правовое агентство «ЭНПРА»

Евгений Постнов

Кандидат юридических наук

Способами продажи акций ОАО, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, является продажа:

1) на льготных условиях;

2) на организованном фондовом рынке (отечественном и международном)

3) по конкурсу;

4) на открытых торгах.

Способы продажи акций ОАО в процессе приватизации показано на рис. 10.3.

Льготная продажа акций в процессе приватизации проводится в первую очередь и предусматривает продажу акций работникам предприятия, а также приравненным к ним лицам.

Приравненными к работникам предприятия являются бывшие работники, вышедшие на пенсию, освобождены по техническим условиям (если они не трудоустроены на других предприятиях) лица, имеющие право вернуться на работу на предприятие, инвалиды, уволенные в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, работники, уволенные по состоянию здоровья, работники социально-культурных учреждений, приватизируются в составе предприятия.

Работники предприятия, которое приватизируется, а также приравненные к ним, имеют право на приобретение акций, сумма номинальных стоимостей которых составляет величину в 45 необлагаемых минимумов доходов граждан каждому. При этом, цена акции в процессе ее льготной продажи устанавливается на уровне 50% от номинальной стоимости акции.

Продажа акций на организованном фондовом рынке предполагает размещение акций на биржевом и организованном внебиржевом фондовых рынках. На биржевом рынке торги акциями должны проводиться на фондовых биржах и специализированных отделах универсальных бирж. В частности, в процессе приватизации акции продаются на Украинской межбанковской валютной бирже, Украинской фондовой бирже, Киевской международной фондовой бирже, Донецкой фондовой бирже, Приднепровской фондовой биржи и Крымской фондовой бирже. Лидером проведения операций с акциями приватизированных фирм на внебиржевом рынке ценных бумаг является Первая фондовая торговая система (ПФТС). Операции с ценными бумагами проводятся также на Южно торговой системе (ПУТС).

Продажа акций ОАО, созданных в процессе приватизации на международных фондовых рынках, предусматривает проведение размещения акций на биржевом и организованном внебиржевом фондовых рынках зарубежных стран. Такая продажа происходит с участием иностранных финансовых посредников. Они создают условия для продажи корпоративных ценных бумаг Украины на биржевом и внебиржевом фондовых рынках и обслуживают проведения финансовых операций с ними.

Проведение конкурса по продаже пакетов акций ОАО, созданных в процессе приватизации, предусматривает соблюдение определенных условий. Конкурс может быть проведенным при наличии не менее двух претендентов. На один конкурс выставляется только один пакет акций. Конкурс может быть двух видов: коммерческий и некоммерческий. Коммерческий конкурс - это способ продажи акций ОАО, по которому победителем определяется претендент, предложивший наивысшую цену за пакет акций, а также принял обязательства выполнить все финансовые условия, предусмотренные конкурсом. Некоммерческий конкурс - это способ продажи акций ОАО, по которому победителем становится претендент, предложивший наибольшие объемы инвестиций (согласно бизнес-плану) и принял обязательство уплатить фиксированную цену пакета акций.

На коммерческий конкурс выставляется пакет акций, объемом не менее 26% от уставного капитала ОАО, а в отдельных случаях (для особо крупных предприятий) - более 16%. Для проведения конкурса составляется план приватизации пакета акций. План приватизации для коммерческого конкурса по продаже пакета акций в объеме, превышающем 50%, и любого пакета для некоммерческого конкурса подаются в форме бизнес-плана. Бизнес-план состоит покупателем на основе утвержденных органом приватизации требований к бизнес-плану.

Приватизация государственного пакета акций путем проведения открытых торгов по процедуре тендеров или гарантированного размещения акций осуществляется в следующем порядке. Объектами продажи является, как правило, пакеты акций, величиной более 25% уставного капитала ОАО (для групп В и Г с объемами реализованной продукции, не менее 100 млн грн, или с балансовой стоимостью основных фондов, не менее 100 млн грн) . Если на торги поступило заявление от одного покупателя, пакет акций может быть продан непосредственно такому покупателю при условии обеспечения им установленных условий продажи.

Тендер предусматривает проведение продажи объекта путем привлечения предложений нескольких покупателей и проведения их конкурса с целью обеспечения выгодных коммерческих условий для продавца. Как отмечалось выше, в процессе приватизации тендер - это способ продажи пакета акций ОАО с участием советника, согласно которому победителем определяется участник по итогам тендерных предложений. Советник привлекается органом приватизации для обеспечения подготовки и проведения тендера. Советником может быть одно юридическое лицо или группа юридических лиц (консорциум). Для продажи определенных пакетов акций советник привлекается на основе конкурсного отбора. К основным задачам советника относится сбор информации и анализ деятельности эмитента, проведение аудита его деятельности, определение инвестиционной привлекательности ОАО, проведение экспертной оценки пакета акций с целью определения цены его продажи, определение эффективной стратегии продажи пакета акций, проведение мероприятий по привлечению промышленных инвесторов и др.

Тендерное предложение - пакет документов, претендент подает советнику с целью приобретения предложенного на торгах пакета акций. Предложения участников состоят из следующих частей: подтвержденных документов (о деятельности претендента), технического предложения (для дальнейшего развития ОАО) и финансового предложения (по объекту продажи). Претенденты предоставляют также тендерную гарантию, что гарантирует оплату продажной цены пакета акций. Тендер проводится тендерной комиссией, создаваемой органом приватизации. Условиями тендера могут предусматриваться обязательства для победителя торгов. Они используются на пополнение оборотных средств ОАО, расширение рынков сбыта, для технического перевооружения и модернизации предприятия, на обеспечение социальных потребностей и др. Тендер проводится комиссией в процессе рассмотрения представленных участниками тендерных предложений и применения бального их оценивания. После выявления победителя и получения от него банковской гарантии, орган приватизации заключает с ним договор купли-продажи пакета акций.

При использовании способа гарантированного размещения акций советник должен обеспечить согласие покупателей или на оплату акций по минимальной (установленной органом приватизации) цене или на предварительную оплату части ожидаемой рыночной стоимости выставленного пакета. При таком конкурса участники (в отличие от тендера) не обязаны подавать технические предложения по развитию ОАО. Необходимы только подтвержденные документы и финансовые предложения. Для участия в приобретении акций покупатель вносит сумму тендерной гарантии, что засчитывается победителю в окончательной оплаты заявленного пакета. Для обеспечения полной ее оплаты орган приватизации заключает договор купли-продажи пакета акций с победителем торгов.

Обучающий тренинг

Контрольные вопросы

1. Дайте определение приватизации имущества государственных предприятий.

2. Какова цель и основные задачи приватизации?

3. Что относят к объектам приватизации?

4. Кто может быть покупателем объектов приватизации?

5. Дайте определение источников финансирования, которые могут использоваться в процессе приватизации.

6. Какие функции выполняют финансовые посредники в процессе приватизации?

7. Какие инвесторы являются промышленными инвесторами?

8. Назовите критерии классификации групп объектов приватизации.

9. Дайте определение объектов группы А.

10. Охарактеризуйте объекты группы Г.

11. Какие объекты относятся к группам Д и Е?

12. Определите состав объектов группы Ж.

13. Охарактеризуйте способы приватизации.

14. Какие условия установлены для проведения приватизации объектов по конкурсу?

15. Раскройте процесс организации продажи объектов приватизации на аукционе.

16. Какие способы приватизации относят к неконкурентных?

17. Дайте характеристику способа продажи объектов под разборку.

18. Раскройте порядок оценки стоимости объектов приватизации.

19. Дайте определение понятия "справедливая (рыночная) стоимость объектов приватизации".

20. Что отражает понятие "инвестиционная стоимость объекта"?

21. Охарактеризуйте методику расчета стоимости целостного имущественного комплекса (ЦИК) в ходе приватизации.

22. Раскройте порядок определения величины уставного капитала предприятия в ходе приватизации.

23. Что такое чистая стоимость ЦИК и как она рассчитывается?

24. Какие объекты относятся к группе объектов, не подлежащих приватизации, и как они учитываются при проведении расчета величины уставного капитала?

25. Каков порядок определения стоимости необоротных активов объекта приватизации?

26. Дайте определение порядка проведения льготной продажи акций в процессе приватизации.

27. Какими способами осуществляется приватизация акций ОАО, созданного в процессе приватизации?

28. Каким образом производится продажа акций через организаторов торговли ценными бумагами?

29. Какие требования к продаже акций в процессе приватизации на внебиржевом фондовом рынке?

30. Раскройте порядок проведения коммерческого и некоммерческого конкурсов по продаже акций ОАО в процессе приватизации.

31. Как производится продажа акций ОАО на открытых торгах?

32. Дайте характеристику продажи акций ОАО в условиях тендера.

1. Объектами приватизации имущества государственных предприятий являются:

A. Имущество предприятий, незавершенное строительство, государственные доли в имуществе хозяйственных обществ.

Б. Активы и обязательства предприятия.

B. Объекты государственного жилищного фонда, которые находятся на балансе предприятий.

2. Продавцами объектов приватизации имущества государственных предприятий являются:

А. Органы местного самоуправления.

Б. Министерство финансов Украины и отраслевые министерства и ведомства.

В. Фонд государственного имущества Украины, его отделения и представительства.

3. Финансовыми посредниками, которые принимают участие в процессе приватизации, являются:

A. Иностранные юридические лица, которые принимают участие в приватизации имущества в процессе приватизации.

Б. Фонд государственного имущества Украины, его отделения и представительства.

B. Доверительные общества, инвестиционные фонды, инвестиционные компании.

4. К объектам приватизации группы А относятся:

A. Малые предприятия с численностью работающих до 100 человек.

Б. Объекты, стоимость основных фондов которых достаточна для

формирования уставного фонда ОАО.

B. акции (доли, паи) государства в хозяйственных обществах.

5. Продажа объектов приватизации по конкурсу - это:

A. Способ приватизации, предусматривающий выкуп объекта коллективным инвестором.

Б. Способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, приобретающий объект на условиях выкупа.

B. Способ приватизации, по которому собственником объекта становится покупатель, предложивший лучшие условия эксплуатации объекта или при неизменных фиксированных условий наивысшую цену.

6. Справедливая стоимость объекта приватизации - это:

A. Стоимость имущества приватизации с учетом дополнительных инвестиционных обязательств.

Б. Стоимость имущества ЦИК, рассчитанная согласно Методике.

B. Предполагаемая цена, по которой имущество может быть продано на дату оценки на открытом конкурентном рынке при отсутствии дополнительных инвестиционных условий.

7. Стоимость действующего предприятия (целостного имущественного комплекса) в процессе приватизации рассчитывается, как:

А. Сумма капитализированных доходов от его деятельности, увеличенная на стоимость избыточных активов предприятия.

Б. Сумма денежных средств, соответствует рыночной стоимости активов предприятия.

В. Сумма стоимости имущества предприятия с учетом его индексации.

8. Уставный капитал ОАО, формируется во время приватизации, должна соответствовать величине:

A. Стоимости имущества с учетом дополнительных инвестиционных условий, принимаются при продаже объекта.

Б. Сумме стоимости активов предприятия.

B. Чистой стоимости целостного имущественного комплекса предприятия.

9. К объектам, для которых может быть установлен особый режим приватизации, относятся:

A. Имущество предприятий, цехов, производств и других подразделений, которые могут быть проданы только по конкурсу.

Б. Имущество, по решению органа приватизации подлежит продаже отдельно от целостного имущественного комплекса.

B. Объекты, которые выкупаются членами трудовых коллективов предприятий.

10. Стоимость, на которую уменьшается размер уставного фонда ОАО, формируется в процессе приватизации, включая:

A. Стоимость, принадлежащей компенсации.

Б. Стоимость объектов, для которых установлен особый режим приватизации.

B. Стоимость ценных бумаг и вкладов предприятия в уставные фонды хозяйственных обществ и объединений и объектов незавершенного строительства.

11. Тендер, который проводится в процессе продажи акций приватизированных предприятий, - это:

A. Способ продажи пакета акций ОАО с участием советника, согласно которому победителем определяется участник по итогам конкурсных предложений.

Б. Продажа объекта группы "А" на аукционе.

B. Способ продажи объектов группы "Е" с учетом соотношений между спросом и предложением покупателей.

1. Имеются следующие данные об объекте приватизации, млн грн:

Стоимость имущества, которое подлежит приватизации, - 8,2;

Величина стоимости, которая принадлежит арендатору, - 1,4;

Количество работников на предприятии - 1100 человек;

Количество приравненных к ним лиц - 2000.

1) долю акций, которая будет принадлежать членам трудового коллектива и приравненным к ним (при условии, что все они входят в состав организации арендаторов)

2) сумму денежных средств, которые должны быть мобилизованы для приобретения акций на льготных условиях;

3) стоимость, которую бесплатно получают работники и приравненные к ним;

4) количество акций, которая будет предложена к продаже на конкурентных началах.

2. Имеются следующие данные об объекте приватизации, млн грн:

Стоимость объекта в соответствии с методикой оценки стоимости - 195,6;

Стоимость незавершенного строительства - 12,8;

Стоимость, которая принадлежит арендатору, - 51,5;

Численность работников предприятия и приравненных к ним - 1500 человек.

В собственности государства остается доля акций (в% стоимости акций, оставшихся после льготной продажи) 10,0%.

К продаже на конкурентных условиях предоставляются акции всеми возможными способами в долях (10%, 20%, 30%, 15%, 25%) относительно общей суммы, которая предлагается на конкурентных условиях.

Составить план размещения акций, если имущество, которое является основой группы "Д", приватизируется как отдельный объект.

Поделиться: