Использование проверочных листов. Скачать проверочные листы

Применение чек-листов при проверках

Чек-листы содержат затрагивающие предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответы на вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Почему должностные лица должны применять проверочные листы?

Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 вводит риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Проверки с использованием чек-листов являются разновидностью риск-ориентированного подхода.

Во исполнение данной нормы в некоторые акты Правительства РФ были внесены изменения, устанавливающие обязанность должностных лиц при проведении плановых проверок использовать проверочные листы и прописывающие механизм их использования (см. см. постановления Правительства РФ от 29.05.2017 № 652, от 28.06.2017 № 762, № 774, от 04.07.2017 № 787, № 840, от 04.08.2017 № 930, от 30.08.2017 № 1041).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 вносит такие изменения в положения: о госконтроле за обращением медизделий; о федеральном госнадзоре в средств; о госконтроле качества и безопасности деятельности, – а Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 – в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре.

Изменениями определено, что предмет плановых проверок ограничен только вопросами, содержащимися в форме проверочного листа. Если при проведении плановой проверки должен быть список контрольных вопросов, то согласно п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются в том числе реквизиты проверочного листа.

В каких случаях применяются проверочные листы?

Проверочные листы могут применяться только при проведении плановых проверок, внеплановыми проверками на вопросы проверочных листов согласно Закону № 294-ФЗ не предусмотрены.

Что входит в проверочный лист?

Существуют общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (далее – Требования) – они Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Форма проверочного листа не утверждена – она может быть любая. А вот ее содержание подробно прописано в п. 4 Требований.

Проверочный лист, в частности, должен содержать: указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно сферу применения формы проверочного листа. В форме также приводятся соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты НПА (с указанием их структурных единиц, которыми определены обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами). Например, вопрос проверочного листа Роструда об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты соотносится с абз. 1 п. 10 Правил охраны труда сварщиков.

Читайте также

  • Новшества при проведении плановых проверок работодателей
  • Как не следует вести себя при проверках Росздравнадзора
  • Обжалуем результаты проведенной проверки контрольного органа
  • Готовимся к проверке

Формы проверочных листов, как правило, включают три варианта ответов на вопросы: «да», «нет» либо «н/р» (или «не относится»).

Если требование выполняется, то ставится отметка «да».

По отметке «нет», свидетельствующей о несоблюдении обязательного требования, могут понадобиться соответствующие пояснения, которые должны отражаться в акте проверки в разделе «Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».

Некоторые листы содержат указания «расшифровки» ответов типа «н/р» (или «не относится»). Так, в проверочном листе применяемом при осуществлении федерального государственного экологического надзора, при ответе на вопрос № 22 – о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на определенные объекты (они перечислены в вопросе) отметка «н/р» может быть поставлена, если проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания либо эксплуатирует данные объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в связи с этим отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы). А в случае, когда у проверяемого отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отметка «н/р» ставится в ответе на вопрос об установлении предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) и т. д.

К сведению: Некоторые вопросы чек-листов касаются наличия у юридического лица документов.

В связи с этим следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица представления документов и (или) информации (включая разрешительные документы), которые могут быть получены ими самостоятельно в рамках межведомственного Иными словами, контролеры не могут запросить у проверяемого документы, которые также имеются в распоряжении иных госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных данным органам учреждений, например, копию прокатного удостоверения на фильм – в этом случае им следует обратиться в Минкультуры, сведения об отсутствии (наличии) задолженности по взносам, по пеням и штрафам выдает ПФ РФ, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности запрашиваются у Росстата. С полным списком документов, получаемых контролерами по системе межведомственного электронного взаимодействия, можно ознакомиться в Перечне, утвержденном Правительством РФ.

Проверочные листы могут быть оформлены в виде если это предусмотрено положением о виде федерального госконтроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального госконтроля (надзора), вида муниципального контроля. Тогда они должны быть подписаны усиленной (п. 5 Требований).

Кто разрабатывает и утверждает проверочные листы?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают на основании Требований органы государственного контроля (надзора) – эта обязанность установлена ч. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Так, Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 утверждены 107 форм проверочных листов «на все случаи жизни» – от контроля порядка оформления на работу до соблюдения гарантий медработников. А Приказом Росприроднадзора № 447 данных форм утверждено 7.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов . В этом случае чек-листы разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Можно ли ознакомиться с контрольными вопросами до проверки?

Предполагается, что все формы проверочных листов будут опубликованы на официальном правовой информации pravo.gov.ru. На органов государственного контроля (надзора) можно будет ознакомиться с чек-листами. Так проверочные листы Роструда находятся на сайте rostrud.ru в разделе «Федеральная служба по труду и занятости / О Роструде / Деятельность».

Данная форма контроля рассматривается и как профилактическая, поскольку позволяет провести самооценку выполнения обязательных требований до прихода инспектора и своевременно устранить недостатки.

Формы чек-листов уже начали использоваться для разработки и размещения в Сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Так, Роструд запустил сервис Онлайнинспекция.рф, где работодатели, например, могут проверить себя на предмет правильности составления трудового договора или воспользоваться сервисом «Электронный инспектор», чтобы оценить соблюдение требований по всем «трудовым» направлениям. Кстати, на этом же сервисе есть рабочая ссылка на проверочные листы Роструда.

По каким видам надзора будут заполнять листы?

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа устанавливается федеральным органом Правительством РФ. В этих формах (обычно в п. 5) прописываются и виды надзора, по которым заполняются проверочные листы.

Когда в приказе предусмотрено проведение федерального государственного надзора без указания конкретных видов , заполнению подлежат все проверочные листы.

В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного надзора в части отдельных его видов (так, у Росприроднадзора это может быть земельный, геологический надзор и т. д.), то, во-первых, заполняется форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора, а во-вторых, соответствующие формы по видам надзора.

А если объектов проверки несколько?

Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом проверяемые производственные объекты обычно указываются в п. 4 формы проверочного листа. При проведении проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они должны быть названы в проверочном листе.

В отношении отдельных объектов, отнесенных к категориям умеренного риска, чек-листы могут не применяться до 01.07.2018. В первую очередь это касается объектов проверки Росприроднадзора (федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях природных территорий федерального значения, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения и т. д.) и пожарного надзора.

Если объекты не подпадают под положение о применении списка контрольных вопросов при проверках, то они, соответственно, не указываются в форме проверочного листа.

Независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица чек-лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один.

Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа

Заполненный по результатам проверки чек-лист должен быть приложен к акту проверки – он оформляется вместе с актом непосредственно после ее завершения (ч. 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Экземпляр акта с приложением копии чек-листа передается руководителю или иному должностному лицу объекта проверки. Если такие лица отсутствуют или отказываются дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, то акт (с приложением копии проверочного листа) направляется на адрес объекта проверки почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если проверяемый не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе с информацией, указанной в чек-листе), то в течение 15 дней с даты получения своего экземпляра он может представить в соответствующий орган госконтроля (надзора) в письменной форме свои возражения (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Предполагается, что введение нового способа контроля сделает проверки более прозрачными, поскольку предмет проверки будет четко обозначен до ее начала и известен проверяемому лицу.

Впоследствии планируется, в частности, проведение анализа чек-листов на предмет: выявления фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц; выявления избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований.

Применение чек-листов не должно привести к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностные лица будут проверять соответствие объектов существующим обязательным требованиям.


должностные лица

Проводимых контролирующими госорганами. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ допускает обязанность использовать при проверке органами государственного и муниципального контроля проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 11.1 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Это значит, что плановые проверки организаций и ИП должны ограничиваться определенным перечнем вопросов, что несомненно, должно облегчить жизнь бизнесу. Что это за перечни, и в каких сферах надзора они могут применяться, расскажем в этом материале.

Что такое проверочные листы

Проверочный лист – это перечень определенных вопросов, из ответов на которые проверяющие могут сделать однозначный вывод о соблюдении или несоблюдении предприятием, или ИП требований, являющихся предметом проверки. Обязанность использовать проверочные листы устанавливается в положении о конкретном виде контроля.

Контрольные вопросы проверочных листов могут касаться всех предъявляемых обязательных требований, либо ограничиться только наиболее важными из них, касающиеся недопущения угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и т.д. Выходить за рамки контрольных вопросов инспектора не вправе.

Проверочные листы при проведении проверок после их заполнения прилагаются к акту проверки. При проверке, которая проводится несколькими ведомствами госконтроля совместно, применяются сводные проверочные листы.

Форма проверочного листа

Утверждаются формы проверочных листов каждым проверяющим ведомством самостоятельно, но с соблюдением общих требований, установленных постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Проверочный лист должен содержать:

  • название вида госконтроля, видов деятельности проверяемых лиц, объектов производства, позволяющих четко обозначить сферу применения проверочного документа;
  • указание на нормативный акт, обязывающий применять проверочные листы при данном виде госконтроля;
  • наименование органа госконтроля и реквизиты правового акта, которым утверждена форма проверочного листа;
  • включаемый в форму проверочного листа список контрольных вопросов, ответы на которые позволяют сделать однозначный вывод о соблюдении/несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований;
  • реквизиты правовых норм, которыми установлены те или иные требования, соотносящиеся с перечнем вопросов;
  • поля для внесения: наименования юрлица, или Ф.И.О. ИП; места проведения проверки; реквизитов распоряжения руководителя органа госнадзора о проведении плановой проверки; учетного номера проверки в едином проверочном реестре; должности и Ф.И.О. должностного лица, проводящего проверку, и заполнившего проверочный лист государственного надзора.

Формы проверочных листов публикуются на сайтах органов госконтроля. Они могут использоваться юрлицами и предпринимателями для самопроверки соблюдения обязательных требований, чтобы лучше подготовиться к визиту проверяющих.

Проверочный лист при плановой проверке различных ведомств

В течение 2017 и с начала 2018 г. в ходе программы реформирования надзорно-контрольной деятельности, на проверочные листы должны перейти 11 ведомств. Многие из них приняли, или подготовили проекты форм проверочных листов с контрольными вопросами.

Проверочные листы ГИТ

Госинспекция труда начнет проводить проверки с использованием списков контрольных вопросов с 01.01.2018 г. Сегодня на сайте Роструда можно скачать 107 проверочных листов и выяснить, не нарушает ли компания, или ИП трудовое законодательство при приеме сотрудников на работу, увольнении, соблюдаются ли нормы по охране труда, нет ли нарушений по зарплате и т.д.

Роструд проверочные листы разместил в разделе ]]> деятельность ]]> .

Проверочные листы Роспотребнадзора

Роспотребнадзор будет применять проверочные листы в ходе проверок некоторых юрлиц и ИП уже с 01.10.2017 г., а с 01.07.2018 г. списки контрольных вопросов будут использоваться при проведении всех плановых проверок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707).

Проверочные листы Роспотребнадзора размещены на ]]> сайте ведомства ]]> .

Проверочные листы Росздравнадзора

Проверки, проводимые Росздравнадзором с 01.01.2018 г. должны использовать проверочные листы при госконтроле за обращением медицинских изделий и лекарств, а также за качеством и безопасностью медицинской деятельности. ]]> На сайте ведомства ]]> опубликован проект приказа от 31.07.2017 об утверждении форм проверочных листов, в котором содержатся все списки контрольных вопросов для проверяемых предприятий и предпринимателей.

Проверочные листы МЧС

Списки контрольных вопросов будут применяться Госпожнадзором с 01.10.2017 г. при плановых проверках жилых многоквартирных домов, помещений организаций торговли и общепита, а с 01.07.2018 г. – при проверках всех объектов фирм и предпринимателей (Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Проверочные листы по пожарной безопасности можно найти в проекте приказа МЧС РФ от 30.03.2017.

Проверочные листы Ростехнадзора

Ростехнадзор начнет применять проверочные листы с 01.01.2018 г., когда вступит в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2017 № 930. На сегодня надзорным ведомством подготовлен проект приказа о проверочных листах, применяемых при плановых проверках в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Список содержит 3065 вопросов о проверяемых объектах.

Проверочные листы Росприроднадзора

Проект приказа о формах проверочных листов, которые предполагается ввести в действие уже с 01.10.2017 г., размещен ]]> на сайте ведомства ]]> . Списки контрольных вопросов касаются надзора за недрами, водными объектами, земельного надзора, надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха и за обращением с веществами, разрушающими озоновый слой, а также лицензионного контроля за сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией и размещением отходов I-IV классов опасности.

Кроме перечисленных ведомств, в приоритетной программе по переходу на проверочные листы участвуют ФАС, ФНС, ФТС, Ространснадзор и Россельхознадзор.

Приветствую, уважаемые друзья! Эта небольшая, но в тоже время содержательная и важная заметка, в которой вы можете скачать проверочные листы от Роструда в формате MS Word (официальные, зарегистрированные в Минюсте РФ). Важность в том, что именно по этим проверочным листам будет проводиться проверка ГИТ в области охраны труда и трудового законодательства. С проверочными листами появляется возможность хорошо подготовиться к проверке.

Данные проверочные листы можно использовать в целях самопроверки и оформления предписаний. Проверочные листы уже содержат ссылки на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены. В общем материал ценный, скачиваем и пользуемся;)

Напомню, проверочные листы по охране труда были утверждены приказом Роструда от 10.11.2017 г. № 655 и прошли регистрацию в Минюсте РФ 22.01.2018 г. № 49720.

Перечень проверочных листов ГИТ

На данный момент утверждено 107 проверочных листов, а именно:

ПЛ № 1. Приём на работу

ПЛ № 3. Порядок и условия изменения трудового договора

ПЛ № 4. Порядок прекращения трудового договора

ПЛ № 5. Режим работы и учёт рабочего времени

ПЛ № 6. Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска

ПЛ № 7. Выплата заработной платы

ПЛ № 8. Регулирование труда несовершеннолетних

ПЛ № 9. Регулирование труда иностранных работников

ПЛ № 10. Регулирование труда инвалидов

ПЛ № 11. Регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями

ПЛ № 12. Регулирование труда лиц, работающих на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к нему

ПЛ № 13. Продолжительность рабочего времени

ПЛ № 14. Порядок и условия увольнения работника в связи с сокращением численности или штата работников

ПЛ № 15. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

ПЛ № 16. Прочие виды времени отдыха (кроме ежегодных оплачиваемых отпусков)

ПЛ № 17. Правомерность и порядок удержания из заработной платы

ПЛ № 18. Регулирование труда лиц, занятых на подземных работах и с вредными условиями труда

ПЛ № 19. Порядок и условия привлечения к работе за пределами рабочего времени

ПЛ № 20. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

ПЛ № 21. Специальная оценка условий труда

ПЛ № 22. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты

ПЛ № 23. Охрана труда при работе на высоте

ПЛ № 24. Охрана труда при работах по обслуживанию электроустановок

ПЛ № 25. Охрана труда при строительных работах

ПЛ № 26. Охрана труда при работах в сельском хозяйстве

ПЛ № 27. Предварительные и периодические медицинские осмотры

ПЛ 28. Обучение по охране труда

ПЛ 29. Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах

ПЛ № 30. Средства индивидуальной и коллективной защиты

ПЛ № 31. Система управления охраной труда

ПЛ № 32. Режим труда и отдыха работников в соответствии с нормами трудового права

ПЛ № 33. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников

ПЛ № 34. Правила и инструкции по охране труда для работников (утратил силу — см. информацию)

ПЛ № 35. Комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации

ПЛ № 36. Условия труда на каждом рабочем месте

ПЛ № 37. Ознакомление работников с требованиями охраны труда

ПЛ № 38. Охрана труда при работах в жилищно-коммунальном хозяйстве

ПЛ № 39. Охрана труда при электросварочных работах

ПЛ № 40. Охрана труда при газосварочных работах

ПЛ № 41. Охрана труда при работах по эксплуатации тепловых энергоустановок

ПЛ № 42. Охрана труда при работах по эксплуатации холодильных установок

ПЛ № 43. Охрана труда при работах в замкнутых объёмах или ограниченных пространствах

ПЛ № 44. Охрана труда при работах с сосудами, работающими под давлением

ПЛ № 45. Охрана труда при газоопасных работах

ПЛ № 46. Охрана труда при огневых работах

ПЛ № 47. Охрана труда при окрасочных работах

ПЛ № 48. Охрана труда при подводных взрывных работах

ПЛ № 49. Охрана труда при работах по ремонту зданий и сооружений

ПЛ № 50. Охрана труда при работах по эксплуатации сетей водоснабжения и канализации

ПЛ № 51. Охрана труда при работах с ядохимикатами (пестицидами) и минеральными удобрениями

ПЛ № 52. Охрана труда при работах в химических лабораториях

ПЛ № 53. Охрана труда при работах по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования

ПЛ № 54. Охрана труда при работах по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных машин

ПЛ № 55. Охрана труда при малярных работах

ПЛ № 56. Охрана труда при работах по эксплуатации котельных

ПЛ № 57. Охрана труда при работах по эксплуатации газового хозяйства

ПЛ № 58. Охрана труда при работах по эксплуатации мазутного хозяйства

ПЛ № 59. Охрана труда при работах по эксплуатации складов твёрдого топлива

ПЛ № 60. Охрана труда при работах по эксплуатации технологического транспорта

ПЛ № 61. Охрана труда при работах с инструментом и приспособлениями

ПЛ № 62. Охрана труда при лесозаготовительных, лесохозяйственных работах и работах по деревообработке

ПЛ № 63. Охрана труда при работах в морских и речных портах

ПЛ № 64. Охрана труда при земляных работах

ПЛ № 65. Охрана труда при эксплуатации конвейеров

ПЛ № 66. Охрана труда при работах по зарядке и обслуживанию аккумуляторных батарей

ПЛ № 67. Охрана труда при работах по складированию

ПЛ № 68. Охрана труда при работах по сливу, наливу нефтепродуктов

ПЛ № 69. Охрана труда при работах по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств

ПЛ № 70. Охрана труда при работах по перевозке грузов и пассажиров с помощью автотранспортных средств

ПЛ № 71. Охрана труда при работах по эксплуатации грузовых автомобилей

ПЛ № 72. Охрана труда при работах по эксплуатации внутризаводского транспорта

ПЛ № 73. Охрана труда при монтажных работах

ПЛ № 74. Охрана труда при работах по изготовлению и сборке металлоконструкций

ПЛ № 75. Охрана труда при работах по холодной обработке металлов

ПЛ № 76. Охрана труда при работах по эксплуатации и обслуживанию производственного оборудования машиностроительного профиля

ПЛ № 77. Охрана труда при работах в литейном производстве

ПЛ № 78. Охрана труда при работах в организациях машиностроения

ПЛ № 79. Охрана труда при работах по ремонту мостов и путепроводов

ПЛ № 80. Охрана труда при работах по техническому обслуживанию и ремонту внутрипортового транспорта

ПЛ № 81. Охрана труда при работах по эксплуатации машин и механизмов на территории порта

ПЛ № 82. Охрана труда при выполнении работ по эксплуатации грузоподъёмных машин и механизмов

ПЛ № 83. Охрана труда при проведении слесарно-сантехнических работ

ПЛ № 84. Охрана труда при работах по химической чистке, стирке

ПЛ № 85. Охрана труда при работах по эксплуатации бульдозера

ПЛ № 86. Охрана труда при работах по эксплуатации экскаватора

ПЛ № 87. Охрана труда при работах по эксплуатации трактора

ПЛ № 88. Охрана труда при работах по ремонту автомобильных дорог

ПЛ № 89. Охрана труда при работах по эксплуатации катка

ПЛ № 90. Охрана труда при работах по укладке асфальтобетона

ПЛ № 91. Охрана труда при работах по разметке автомобильных дорог

ПЛ № 92. Охрана труда при работах в полиграфических организациях

ПЛ № 93. Охрана труда при работах по пайке, лужению, наплавке

ПЛ № 94. Охрана труда при работах на металлообрабатывающих станках и оборудовании

ПЛ № 95. Охрана труда при работах по эксплуатации, перевозке и хранению баллонов с сжиженным газом и газовых баллонов

ПЛ № 96. Охрана труда при работах по производству цемента

ПЛ № 97. Охрана труда при работах по переработке молока

ПЛ № 98. Охрана труда при работах по производству хлебобулочных и макаронных изделий

ПЛ № 99. Охрана труда при работах по производству алкогольной и безалкогольной продукции

ПЛ № 100. Обеспечение принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи

ПЛ № 101. Охрана труда при работах по газопламенной обработке металлов

ПЛ № 102. Охрана труда при работах по напылению и нанесению металлопокрытий

ПЛ № 103. Охрана труда при работах о термической обработке металлов

ПЛ № 104. Охрана труда при работах по ремонту и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники

ПЛ № 105. Охрана труда при работах по эксплуатации торговых складов, баз и холодильников

ПЛ № 106. Охрана труда при работах на городском электрическом транспорте

ПЛ № 107. Охрана труда Гарантии медицинских работников

ПЛ № 108. Порядок оформления материальной ответственности

ПЛ № 109. Гарантии работников, занятых у физических лиц — индивидуальных предпринимателей

ПЛ № 110. Гарантии работников угольной промышленности

ПЛ № 111. Гарантии творческих работников

ПЛ № 112. Гарантии спортсменов и тренеров

ПЛ № 113. Требования по организации профессионального образования и обучения, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников, заключения ученических договоров

ПЛ № 114. Требования при проведении специальной оценки условий труда организациями, проводящими специальную оценку условий труда

ПЛ № 115. Охрана труда при работах по добыче песчано-гравийных материалов на плавучих добывающих снарядах

ПЛ № 116. Охрана труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов

ПЛ № 117. Охрана труда при работах по эксплуатации автозаправочных станций

ПЛ № 118. Охрана труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи

ПЛ № 119. Охрана труда при работах на радиорелейных линиях связи

ПЛ № 120. Охрана труда при работах в организациях общественного питания

ПЛ № 121. Охрана труда при работах в организациях масложировой промышленности

ПЛ № 122. Охрана труда при работах в организациях мясной промышленности

ПЛ № 123. Охрана труда при работе по производству сахара, патоки и кондитерских изделий

ПЛ № 124. Охрана труда при работах по производству плодово-овощной продукции

ПЛ № 125. Охрана труда при работах по производству соков

ПЛ № 126. Охрана труда при переработке пластмасс

ПЛ № 127. Охрана труда при работах в организациях табачной промышленности

ПЛ № 128 Охрана труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий

ПЛ № 129 Охрана труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов

ПЛ № 130 Охрана труда при проведении работ в легкой промышленности

ПЛ № 131 Охрана труда при отделочных работах

ПЛ № 132 Охрана труда при кровельных работах

ПЛ № 133 Охрана труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества

СКАЧАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

На этой доброй ноте я заканчиваю. Если материал оценили, незабываем чуть ниже ставить рейтинговые звёздочки;) Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

1. С какого времени проверочные листы станут обязательными при проведении проверок? (В этом месяце прошла проверка Роспотребнадзора, ни о каких проверочных листах не было и речи). 2. За какой период до начала проверки, предприятие вправе запросить проверочный лист у органа госконтроля для подготовки к проверке? 3. Что изменилось/изменится в 2018 году в риск-ориентированном подходе и в реализации 294 ФЗ? 4. Какие органы уже применяют проверочные листы при проверках? 5. Есть ли первые результаты обжалования предприятием присвоенной ему категории риска?

Ответ

Единая дата введения проверочных листов для административных органов отсутствует, для каждого органа такое введение осуществляется в отдельные сроки.

Проверочный лист у административного органа до начала проверки не запрашивается.

Гость, знакомьтесь - !

Применение риск-ориентированного подхода осуществляется в соответствии со Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Его изменение в виде законодательных новелл в настоящее время не запланировано.

Государственные органы, которые с 1 января 2018 года начали использовать проверочные листы: Роструд, Росздравнадзор, Ростехнадзор.

Практика обжалования не сформировалась в связи с непродолжительным периодом действия норм.

Можно требовать, чтобы проверку проводили в пределах проверочного листа

Отдельные проверки начинают проводить по проверочным листам. Проверочный лист - это список вопросов, на которые инспекторы отвечают «Да» или «Нет». Например, если трудовой инспектор проверяет, как компания оформляет сотрудников на работу, он отвечает на семь вопросов.

Проверочный лист трудового инспектора
Вопрос Да Нет
1 Заключает ли работодатель трудовые договоры в письменной форме?
2 Проходят ли медосмотры кандидаты на работу с опасными условиями труда или на работы, связанные с движением транспорта?
3 Расписался ли работник на экземпляре трудового договора, который хранится в компании?
4 Не заключает ли работодатель гражданско-правовые договоры вместо трудовых?
5 Соответствуют ли приказы о приеме на работу условиям трудовых договоров?
6 Ознакомился ли работник под подпись с приказом о приеме на работу в течение трех дней с даты начала работы?
7 Прежде чем подписать трудовой договор, ознакомил ли работодатель сотрудников под подпись с правилами внутреннего распорядка, локальными актами, с деятельностью работника, коллективным договором?
* Редакция упростила формулировки вопросов, в они сложнее

Если инспектор обязан использовать проверочный лист, компания вправе требовать, чтобы он не выходил за его пределы ( «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Госорган Особенности проверок
Роструд

Роструд утвердил формы по разным вопросам: оформление на работу, содержание трудовых договоров, соблюдение требований охраны труда при различных работах.

Проверочные листы уже начали использовать при проверках компаний и предпринимателей, которые относятся к категории умеренного риска. Для остальных проверочные листы введут с 1 июля.

Основание: ,

С 01.10.2017 некоторые органы контроля и надзора должны применять проверочные листы с контрольными вопросами. Новый механизм призван решить сразу ряд задач – оптимизировать, упростить и повысить транспарентность проверок. Это все для контролеров. Но представители бизнеса также получат от этого инструмента пользу, если найдут к нему верный подход.

Кому актуально

С проверочными листами столкнутся организации и предприниматели, в отношении которых могут проводиться определенные типы проверок.

С 01.10.2017 новое регулирование затрагивает незначительное количество видов государственного контроля (надзора). В их числе ветеринарный надзор, земельный надзор, контроль (надзор) в транспортной сфере и отдельные виды надзора в сфере охраны окружающей среды 1 . С 06.10.2017 проверочные листы должны использоваться в ходе надзора в области связи 2 . В рамках санитарно-эпидемиологического надзора после 01.10.2017 проверочные листы будут применяться лишь к некоторым лицам, ко всем остальным – с 01.07.2018 3 . Аналогичная ситуация с пожарным надзором: механизм заработает 01.10.2017, но все объекты защиты он охватит после 01.07.2018 4 .

С начала 2018 года количество видов государственного контроля (надзора), для которых следует использовать проверочные листы, увеличится. К ним будут относиться энергетический надзор, надзор в областях безопасности гидротехнических сооружений, промышленной безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также отдельные виды контроля (надзора) в медицинской и фармацевтической сферах 5 . С 01.01.2018 проверочные листы будут использоваться в ходе надзора за соблюдением трудового законодательства, но только применительно к определенным лицам; ко всем поднадзорным субъектам – после 01.07.2018 6 .

С 01.07.2018 проверочные листы будут применяться также для следующих видов государственного надзора: охотничьего и лесного надзора, пожарного надзора в лесах, надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания 7 .

В дальнейшем перечень видов контроля и надзора, в рамках которых необходимо использовать проверочные листы, может расшириться. Для этого достаточно будет внести соответствующие изменения в нормативный акт о любом из видов контроля (надзора), на который распространяется действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Для того чтобы столкнуться с проверочными листами, организации или предпринимателю недостаточно быть объектом перечисленных видов контроля (надзора). Необходимо еще попасть в план соответствующих проверок. Во время внеплановых проверок проверочные листы использоваться не будут. Заранее сформировать проверочный лист в этом случае невозможно, так как вопросы проверки определяются ее поводом.

Механизм работы

Проверочный лист – это инструмент проверки, позволяющий оценить соблюдение нормативных требований. Его основной элемент – вопросы, которые отражают содержание этих требований. Формы большинства проверочных листов еще разрабатываются. Но из проектов нормативных актов уже видно, что вопросы предполагается формулировать не только в вопросительной, но и в утвердительной форме, а ответы на них будут односложными – да или нет. Такие конструкции должны однозначно свидетельствовать о том, соблюдает ли поднадзорное лицо соответствующее требование или нет 8 .

Заполнять проверочный лист и принимать решение о том, каким образом ответить на вопрос, будет должностное лицо контролирующего органа. Причем происходить это будет по итогам анализа всех собранных материалов. Поэтому проверочный лист – это не просто опросник. Для того чтобы сформулировать ответ на вопрос, одного лишь мнения проверяемого лица будет недостаточно.

Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки 9 и, таким образом, будет рассматриваться как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения нормативных требований. Поэтому лицу, в отношении которого проводится проверка, стоит удостовериться в корректности оформления проверочного листа и зафиксировать возможные замечания.

Если должностные лица контролирующего органа нарушат порядок использования проверочных листов, появится возможность добиться отмены результатов проверки. Копия заполненного проверочного листа как приложение к акту проверки должна быть вручена лицу, в отношении которого проводилась проверка 10 . Нарушение этой обязанности законодательство квалифицирует в качестве грубого и достаточного, чтобы оспорить результаты проверки 11 .

Польза для бизнеса

Проверочный лист – это ограничитель предмета проверки. В таком ракурсе он наиболее выгодно смотрится для лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю.

Предметом проверки является соблюдение нормативных требований. Соответственно, ограничение предмета будет заключаться в определении круга требований, выход за который недопустим. Эту функцию как раз и выполняют вопросы проверочных листов: они показывают, чем контролеры вправе интересоваться, а чем – нет.

Закон запрещает истребовать документы, информацию и другие материалы, которые не относятся к предмету проверки 12 . Подобный запрос будет незаконным. Поэтому контролеры не смогут применить ответственность за его неисполнение. Однако неповиновение не всегда окажется лучшей стратегией. Вопрос о выходе за пределы предмета проверки часто является неоднозначным. Проверочный лист, к примеру, не ограничивает право задавать дополнительные и уточняющие вопросы, если они необходимы для целей проверки. Более того, правоприменительная практика иногда признает требования государственных органов законными, а следовательно, подлежащими исполнению до тех пор, пока эти требования не будут оспорены в определенном порядке 13 . Но если проверяемое лицо исполнит требование, не относящееся к предмету проверки, собранные в результате этого материалы могут утратить доказательственную силу 14 .

Другое преимущество проверочного листа в том, что он заранее раскрывает ограничения предмета проверки до ее начала. Формы проверочных листов утверждаются нормативными актами, которые подлежат опубликованию, в том числе и на сайте контролирующего органа 15 .

До рассматриваемых нововведений трудно было предположить, в какую сторону направятся мероприятия по контролю. На практике проверяющие двигались одновременно во всех направлениях, которые даже отдаленно относились к их компетенции, и не останавливались, пока не выявляли достаточное количество нарушений. Теперь лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.

В отдельных случаях проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: станут ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства. Особенно это будет актуально в ситуациях, когда предписания неоднозначны или противоречат друг другу. Организации и предприниматели будут более четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.

Обратная сторона вопроса

При всех своих плюсах проверочные листы также способны создать и негативный эффект. В первую очередь это дополнительные расходы на внутренний контроль (комплаенс). Организациям и предпринимателям, помимо массива законодательства, теперь придется отслеживать изменение проверочных листов. Большая интенсивность такой динамики вполне вероятна, так как контрольные вопросы будут формироваться с учетом переменчивых и оценочных факторов: частоты выявляемых нарушений и их опасности 16 .

Руководствоваться только проверочными листами не получится: они не избавят от необходимости отслеживать и тем более соблюдать все без исключения требования законодательства. Для самодиагностики проверочных листов также окажется недостаточно. Содержащиеся в них вопросы сами по себе не имеют обязательного характера, а лишь отражают и переформулируют некоторые законодательные требования. Если в ходе проверки контролер попутно выявит нарушение требований, которые не входили в предмет проверки, он обязан будет принять соответствующие меры реагирования.

Еще одним риском являет то, что проверочные листы вместо того, чтобы упростить понимание законодательства, на практике могут создать противоположный эффект. Этому будет способствовать сам механизм перефразирования законодательных требований в вопросы проверочных листов. Отступление от законодательной техники способно привести к двоякому пониманию одного и того же требования.

Описанные же недостатки некритичны. Риски, связанные с усложнением системы комплаенс, предупреждаются ее тонкой настройкой под конкретные бизнес-процессы. Затраты на обеспечение законности деятельности вполне могут окупиться за счет преимуществ проверочных листов.

Остальные риски, связанные с проверочными листами, выявит правоприменительная практика. Для того чтобы оперативно на них реагировать и исключить возможные негативные последствия для бизнеса и контролеров, предусмотрен переходный период 17 , в течение которого возможно будет детально ознакомиться с работой нового механизма.

1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2017 № 652, от 30.08.2017 № 1041 и от 28.06.2017 № 762.

2 Постановление Правительства РФ от 04.07.2017 № 787.

3 Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 № 707.

4 Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774

5 Постановления Правительства РФ от 04.08.2017 № 930, от 22.07.2017 № 864 и от 14.07.2017 № 840.

6 Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080.

7 Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 № 762.

8 Пункт 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

9 Пункт 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ.

10 Часть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ.

11 Пункт 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

12 Пункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ.

13 Определение ВС РФ от 14.11.2014 по делу № 301-ЭС14-3185, А43-8323/2013 и др.

14 Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

15 Пункты 3 и 6 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177).

16 Пункт 5.4 Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 № 142.

17 http: // open.gov.ru/events/5516290/.

Поделиться: