Экономические ограничения права собственности на природные ресурсы. Право собственности на природные ресурсы

Источники природоресурсного права.

В теории ПП, а также в текстах нпа к отношениям, регулирующим охрану окружающей природной среды и правовое регулирование природных ресурсов, применяются различные термины. Можно разделять акты на природоохранные и природоресурсные.

Чисто экологические и чисто природоресурсные акты выделить сложно, они переплетаются.

Особенности источников ПП.

Т.к. ПП носит комплексный хар-р, все источники права можно разделить на 2 группы:

1 акты комплексного характера. Регулируют как эк отн так и иные отн. Они являются основным источником для иной отрасли права, а ПП и Эп их использует. (фз «О гос кадастре недвижимости», «о гос регистрации прав на недвижимое им-во и сделок с ним»)

2 специальные акты (специализированные). Это нпа, являющиеся непосредственным источником ПП. Это акты полность посвященные охране прир рес. и т.д. (Водный кодекс, Лесной кодекс, фз «о недрах», фз «об охране атмосферного воздуха», «о животном мире», «об особо охр прир территориях» и т.д.)

Понятие права собственности на природные объекты.

1) Субъективное значение. (в уз.смысле) Это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами, находящимися в его собственности

2) Объективное значение. (в шир.см) Это важнейший правовой институт общей части ПП. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения пользования и распоряжения ими

Правовое регулирование ПС на прир. объекты .

Конституция РФ и Гк признают существования различных форм соб-ти на землю и др прир рес-сы. Ст 9 К РФ провозглашает возможность (хотя и не обязательность) многообразия форм собственности на природные ресурсы. ПС на природные ресурсы установлено также в актах природоохранного и природоресурсного законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: в Лесном Кодексе (ст 8), водном кодексе (ст 8), в законе «о недрах» (ст 1.2) и фз «о животном мире» (ст.4) и в др.

Особенности ПС на природные ресурсы

Общеправовые ограничения

Права теретьих лиц

Не наносит ущерб окр среде

Природные ресурсы выделяются из круга гражданско-правовых объектов в особую категорию, для которой установлены особенности (различные исключения и ограничения в правовом регулировании). Они заключаются в следующем:

· Природные ресурсы – особые объекты права особенности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества. Особый характер природных ресурсов закреплен в части 1 ст.9 Конституции, которая гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.


Публичная значимость земли и других природных ресурсов не раз подтверждалась Конституционным судом РФ. Так, в Постановлении КС РФ от 9 января 1998 №1-П лес признан публичным достоянием многонационального народа РФ, федеральной собственностью особого рода, которая имеет специальный правовой режим.

Публично-правовой режим природных ресурсов закреплен и в поресурсовых законах. Все это отражает публично-правовой хар-р природных ресурсов.

Многие ученые считают, что у человека нет нравственных оснований устанавливать собственность на природные объекты и, что правовой режим природы должен быть особенным, отличным от режима материальных объектов, созданных человеком, поэтому они развивают правовую доктрину общественного достояния.

В правовых системах большинства стран континентальной системы права природные ресурсы отнесены к объектам публичного права, находятся в публичной собственности и регулирование их правового режима осуществляется нормами публичного права, отражающими и учитывающими публичный интерес.

· Природные объекты в системе гражданско-правовых объектов относятся к категории вещей и регулируются нормами и институтами вещного права.

Однако ГК недвижимым имуществом признана лишь часть природных ресурсов. Так, ст.130 ГК признает недвижимым имуществом лишь земельные участки и участки недр (ранее ст.130 к недвижимым вещам относила также и обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения)

· Ст.209 ГК предоставляет собственнику возможность по своему усмотрению реализовывать свои правомочия – владеть, пользоваться, распоряжаться своей собственностью. Однако законодательно установлено ограничение круга действий, которые собственник или пользователь природного ресурса может совершать. Если в ГК эти ограничения сводятся к не нанесению ущерба окружающей среде и не нарушению прав и законных интересов других лиц, то применительно к природоресурсному зак-ву – это обязанность использовать природный объект в соответствии с его целевым назначением и целевым использованием.

Изменение целевого назначения по собственному усмотрению собственника и без установленных законом оснований не допускается.

· Применительно к правомочию пользования природными ресурсами особенность заключается в том, что хозяйственное использование означает не только потребление, и не просто использование, а во-первых, рациональное использование; во-вторых, применительно к природным ресурсам (в отличие от обычных вещей) любое использование влечет их охрану, т.е. при осуществлении владения и пользования природными ресурсами на субъектов возлагаются обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдению эк требований по охране природных ресурсов от загрязнения истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

· Применительно к обороту (распоряжению) природными ресурсами существует особое правило, закрепленное в п.3 ст.129 ГК: земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Т.О. в отношении оборота земли и других природных ресурсов вводится в действие следующий принцип правового регулирования – что не разрешено, то запрещено. Т.е. правило «можно заключать любые договоры, не противоречащие законодательству» не действует, а действует «в отношении природных ресурсов можно заключать только предусмотренные законом договоры». Т.е. отчуждать можно, если это вообще предусмотрено в эк и природоресурсном законодательстве.

· БОльшая часть природных объектов относится к объектам либо изъятых из оборота либо ограниченным в обороте. К изъятым из оборота объектам относятся некоторые виды особо охраняемых природных территорий (заповедники), редкие и исчезающие виды животных и растений. Эти объекты не только не могут передаваться на праве частной собственности, но также не могут быть предметом никаких иных сделок, т.е. не могут передаваться в пользование ни на каком праве.

Так, редкие и исчезающие виды животных не могут предоставляться в пользование в целях охоты.

К ограниченным в обороте относятся большинство государственных природных ресурсов (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.). Такие объекты не могут отчуждаться, но допускается их предоставление физическим и юридическим лицам на праве пользования.

Например, в ст.1.2 ФЗ О недрах, установлено, что недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, участки недр не могут предметом купли-продажи, дарения, наследования или отчуждаться в иной форме.

ü Недра – гос. собственность

ü Водные объекты – исключительно федеральная собственность, за искл.прудов и обводненных карьеров.

ü Лесные участки – искл-но фед

ü Животный мир…

ü Водные биологические ресурсы….

ü В соответсвии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение(ст 2,6,7). ООПТ только фед знач – это гос природные заповедники и нац парки.

ü ООПТ фед либо регион знач – это гос заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ü ООПТ только регин знач – это прир парки

ü ООПТ местного знач – это лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ü Атмосферный воздух – право собственности не установлено в фз.

ü Растительный мир – право собственности законодательно не урегулировано, но зависит от ПС на з.у.

· Существуют особые условия отчуждения природных ресурсов(особые условия совершения сделок). Например, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах зем.уч., принадлежащего на праве собственности физ. либо юр лицу, могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные з.у. разделу не подлежат, если в результате такого раздела потребуется раздел пруда, обводненного карьера.

· Законодательно установлена презумпция гос.собственности на землю и другие природные ресурсы. Так, в соответствии с п.2 ст.814 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр лиц, либо МО, являются гос.собственностью. Это исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества. Следовательно, при отсутствии надлежащих доказательств о нахождении того или иного природного ресурса в частной или муниципальной собственности автоматически презюмируется государственная собственность.

Объекты и субъекты ПС на природные ресурсы.

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам в качестве которых могут выступать гос-во (РФ и субъекты РФ); МО; физические и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных ресурсов является гос-во.

В соответствии с законодательством РФ и субъектам РФ принадлежит:

ü Большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности)

ü Дикий животный мир

ü Особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения)

В исключительной федеральной собственности:

ü Лесные участки (в составе земель лесного фонда, кроме лесных участков в составе земель иных категорий формы собственности которых определяются в соответствии с земельным законодательством)

ü Все водные объекты (за исключением прудов и обводненных карьеров, которые расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности МО, физическому или юридическому лицу)

ü Все водные биологические ресурсы (за исключением обитающих в прудах и обводненных карьерах)

ü Из перечня ООПТ государственные природные заповедники и национальные парки

ü Все живые и неживые природные ресурсы, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной морской экономической зоне РФ, на ресурсы которых РФ обладает исключительными суверенными правами.

В муниципальной собственности могут находится:

ü Земельные участки,

ü Обособленные водные объекты, а именно пруды и обводненные карьеры

ü Лесные участки (не на землях лесного фонда)

ü Лечебно-оздоровительные местности и курорты и некоторые другие.

Гражданам и юридическим лицам на праве собственности могут принадлежать:

ü Земельные участки. ПС распространяется в границах зем уч на поверхностный, почвенный слой и водные объекты, находящиеся на нем растения

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законом

ü Пруды и карьеры, расположенные на зем уч, принадлежащем на праве собственности физическому или юридическому лицу и не имеющие водной (гидравлической) связи с другими водными объектами). При этом права на пруд, карьер прекращаются с прекращение ПС на зем уч., в границах которого расположены эти водные объекты. В собственности одного лица могут находится 2 и больше прудов и карьеров, расположенных на разных земельных участках, либо на одном земельном участке,если между ними нет внешней гидравлической связи.

Проблемы установления права частной собственности на природные объекты.

1) Споры – отнесение природных ресурсов к имуществу.

2) Споры – не все природные ресурсы могут быть объектом ПС.

Право природопользования (ПП)

1. Право природопользования: понятие и принципы

1) ПП в объективном смысле – это совокупность ПН, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

2) ПП в субъективном смысле – это совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.

Принципы ПП

1) Принцип рационального природопользования.

Означает обеспечение требований неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных ресурсов (т.е. темпы и объемы использования природных ресурсов не должны превышать темпов их восстановления).

2) Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования.

Подразумевает объективно существующую взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений в природе (т.е. использование одного природного ресурса может оказать негативное воздействие на другие природные ресурсы).

3) Принцип целевого характера использования природных ресурсов.

Предоставление природного ресурса в пользование всегда осуществляется в соответствии с определенной целью. Например, земельные участки могут выделяться для строительства жилого дома или ведения с\х деятельности; лесные участки – для заготовки древесины или организации охотничьего хозяйства и осуществления охоты. Цель будущего использования фиксируется в юридическом документе, на основании которого возникает право специального приропользования: в договоре о предоставления природного ресурса в пользование, в решении о предоставлении природного ресурса в пользование и т.д. использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается как правонарушение и влечет, как правило, прекращение права природопользования.

4) Принцип устойчивости права природопользования.

Заключается в том, что природные объекты предоставляются либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок, а право природопользования может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.

5) Принцип нормировании природопользования.

Это установление системы определенных норм и экологических ограничений в использовании природных ресурсов.

Так, например, при лесопользовании в целях заготовки древесины устанавливается допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека). При использовании охотничьих ресурсов устанавливаются лимиты добычи (объем годовой добычи) и квоты добычи (часть лимита добычи охотничьих ресурсов, определяемая в отношении каждого охотничьего хозяйства).

6) Принцип платности природопользования.

В большинстве случаев природопользование является платным. Это означает, что граждане и ЮЛ должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, объектами животного мира и другими природными ресурсами, а так же за иные виды воздействия на окружающую среду в процессе своей деятельности.

Плата вносится единовременно при получении природного объекта в пользование или систематически в виде годичных, ежеквартальных или ежемесячных платежей.

В экологическом законодательстве установлено правило: внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде.

Смысл этой формулировки заключается в том, что если загрязнение, сбросы, выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов причиняют вред окружающей среде, то такой вред подлежит возмещению. Существуют 2 вида платежей:

ð Плата за пользование природными ресурсами. Отраслевое законодательство устанавливает различные формы платы за пользование в зависимости от видов природных ресурсов. Так, согласно ЗК, формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. ЛК устанавливает 2 вида платы: арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Водный Кодекс: водный налог и плата по договору водопользования за пользование водным объектом или его частью.

ð Плата за негативное воздействие на окружающую среду (за загрязнение). Цель введения – совершенствование и стимулирование природопользования. Все организации, ведущие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействие на окружающую среду, обязаны осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Виды негативного воздействия – ст.16 ФЗ «Об ООС».

2.Виды природопользования (классификация)

“ В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования (предоставляются) выделяется:

ª Недропользование

ª Лесопользование

ª Пользование животным миром и т.п.

В свою очередь эти виды природопользования так же подразделяются, т.е. каждый из поресурсовых видов природопользования имеет свою внутреннюю классификацию (подсистему видов пользования), которая закреплена в поресурсовых законах. Например, в соответствии с ФЗ «О недрах» недра предоставляются в пользование для:

v Геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых

v Для разведки и добычи полезных ископаемых

v Для строительства и эксплуатации различных подземных сооружений, на связанных с добычей полезных ископаемых

v Для образования особо охраняемых геологических объектов (пещеры, заповедники) и т.д.

“ Право природопользования может осуществляться:

ª С изъятием природного ресурса,

ª Без изъятия.

“ В зависимости от срока пользования:

ª Постоянное право природопользования (без определенного срока)

ª Срочное (определенный срок). Отраслевое законодательство устанавливает разные предельные сроки природопользования в зависимости от вида природного ресурса. Например, предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может превышать более чем 20 лет, при аренде лесных участков – максимальный срок 49 лет.

“ По основаниям возникновения:

ª Право общего природопользования.

Общее природопользование – это гарантированная законом возможность для всех граждан свободно и бесплатно пользоваться природной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства обитания, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешения компетентных гос. органов.

Право общего природопользования непосредственно вытекает из К РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окружающую среду и конкретизируется в нормах текущего отраслевого законодательства – земельного, водного и т.д.

Примеры: нормы ЛК (ст.11) о возможности для граждан свободно и бесплатно находиться на территории лесов, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, грибы, орехи и др.пищевые лесные ресурсы.

ª Право специального природопользования.

Право спец.природопользования означает возможность использовать в установленном порядке и на основании спец. юридического документа определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных (коммерческих) и иных интересов общества.

Примеры: использование леса для заготовки древесины; водного объекта для сброса или забора воды; животного мира – для отстрела диких зверей и птиц.

Главная особенность спец.природопользования в том, что оно возникает на основании какого-либо юридического документа (разрешения, лицензии, договора, решения о предоставлении природного объекта в пользование), выдаваемого государством в лице специально уполномоченных органов.

3.Субъекты и объекты права природопользования

Субъекты – ФЛ и ЮЛ (в т.ч. иностранные).

Объектом права общего природопользования, как правило, является окружающая природная среда в целом или природный объект.

Объекты права спец.природопользования – это индивидуально определенная часть природного ресурса (земельный, лесной участок), обособленное физически (путем установления границ на местности, в натуре) и юридически (в документе, удостоверяющем приобретение права природопользования; например, в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, в договоре аренды лесного участка).

4.Основания возникновения права специального природопользования

Основания… – юридические факты, а чаще сложные юридические составы, т.е. совокупность юридических фактов.

К числу юр.фактов, порождающих наступление права спец.природопользования, относятся:

1) Административные акты компетентных органов исполнительной власти:

R Решение специально уполномоченных гос. органов о предоставлении природного ресурса в пользование (например, решение о предоставлении водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых либо для сброса сточных вод)

R Разрешение на право природопользования (например, разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разрешение на добычу охотничьих ресурсов)

R Лицензии на природопользование (например, лицензия на пользование недрами для добычи полезных ископаемых)

2) Договоры. Например, договор аренды лесного участка; договор водопользования; охот-хозяйственное соглашение, заключаемое с ЮЛ и ИП, по которому предоставляются охотничьи угодья и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на срок от 20 до 49 лет. Если предоставляемый природный ресурс находится в гос. собственности, то характерной чертой такого договора является его публично-правовой характер, поскольку одной из сторон договора является участник публично-правовых отношений – уполномоченный гос. орган. Большинство взаимных прав и обязанностей в таком договоре определяется не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений законодательства об охране окружающей среды.

Иногда для возникновения права природопользования необходим сложный юр.состав, а именно совокупность нескольких юр.фактов. Так, например, для возникновения права недропользования необходимо проведение конкурса или аукциона + вынесение решения Правительства о предоставлении участок недр в пользование + получение лицензии; для получения лесного участка в пользование необходимо проведение аукциона и заключение договора аренды. Поэтому в отраслевом законодательстве применительно к различным видам природопользования установлены различные основания возникновения права спец. природопользования.

Ранее природные ресурсы предоставлялись в пользование преимущественно на основании 2 взаимосвязанных между сбой документов: лицензии на природопользование и договора. Т.о. при предоставлении природных ресурсов в пользование происходило сочетание административно-правовых (лицензия) и договорно-правовых методов.

Новый Водный и Лесной Кодекс (вступили в силу с 1 января 2007г.), ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» (вступил в силу в 2009г.) упразднили лицензии на природопользование, закрепили договор в качестве самостоятельного и единственного основания наступления права природопользования, вследствие чего произошел переход от административно-правового способа предоставления природных ресурсов в пользование преимущественно к договорному способу.

Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются, прежде всего, как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющих свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.

В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений, которые в зависимости от содержания их правового статуса свободны либо, наоборот, ограничены в принятии тех или иных решений в отношении природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с видами прав на природные объекты и ресурсы и с субъектами-правообладателями.

Исходя из анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав:

право собственности на природные объекты и ресурсы;

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами;

права на условиях договора концессии и соглашения о разделе продукции;

право безвозмездного пользования;

сервитут в отношении природных ресурсов.

Право собственности на природные объекты и ресурсы

Согласно ст. 209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 ГК устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Для начала следует определиться с тем, кого считать собственником природных объектов и ресурсов. В ч. 2 ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В этом смысле целесообразно рассмотреть нормы природоресурсных законов, регламентирующих данные вопросы.

ЗК в гл. 3 применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации только формируется на базе в основном государственной собственности на землю, вопросы разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований регламентируются согласно нормам Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

ЗК также допускает возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами России и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Так, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" введен прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.

Статья 27 ЗК определяет состав земель, которые полностью изъяты из оборота либо ограничены в нем.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются При этом установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и другие ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. 8 В К водные объекты находятся в федеральной собственности. Вместе с тем такие водные объекты, как пруд либо обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся соответственно в государственной региональной, муниципальной или частной собственности, если иное не установлено федеральными законами.

ЛК в ст. 19 устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В собственности гражданина или юридического лица согласно ст. 20 ЛК находится древесно-кустарниковая растительность на принадлежащем этому субъекту земельном участке, если иное не установлено федеральным законом. При этом если такая растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то им принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться растительностью по своему усмотрению.

Статьей 4 Закона о животном мире установлено, что животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. При этом разграничение государственной собственности на животный мир, на федеральную собственность и собственность субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира, обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения, населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ и др.

В соответствии со ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.

Контрольная работа.

ВАРИАНТ III.

Право собственности на природные ресурсы.

I. Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9). Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота. Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находится во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. так земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом*, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - лесным и т.п.

II. Новый для России, капиталистический путь развития потребовал коренных изменений законодательстве в части, касающейся использования природных объектов. Произошел отказ государства от монополии на природные объекты, что потребовало принятие принципиально новых законодательных актов. Данная тенденция продолжается до сих пор.

* К сожалению, в настоящее время, данное регулирование затруднено в связи с тем, что старый Земельный кодекс устарел и во многом не соответствует современным реалиям, а новый еще не принят, что создает многочисленные трудности в данной области

Одна из самых сложных ситуаций в данной области развивается вокруг вопроса о собственности на землю, а также включения земли как природного объекта в свободный гражданский оборот. Принятая в 1993 г. всенародным голосованием Конституция РФ декларирует многообразие различных форм собственности на землю (ч.2 ст.9), в том числе и право собственности на землю граждан и их объединений (ч.1 ст.36), однако действующий в настоящее время Земельный кодекс не предусматривает такой формы собственности на землю как частная. Данный пробел в законодательстве несколько заполняют Указы Президента РФ “О неотложных мерах по проведению земельной реформы в РСФСР” от 27 декабря 1991 г. №323, “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” от 27 октября 1993 г. № 1767 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) и “О реализации конституционных прав граждан на землю” от 7 марта 1996 г. № 337. Данные указы предусматривают не только частную форму собственности на землю, но и (что самое важное и это предусмотрено указом 1996 г.) свободное обращение земли в гражданском обороте. * Т.е. земля, являясь основным средством производства в сельском хозяйстве и территориальным базисом для всех остальных отраслей народного хозяйства, приобретает качество товара. Как показывает практика в развитых странах данное свойство земли при создании цивилизованного рынка земельных угодий создает конкурентную среду и как следствие развитие производства.

Многие субъекты Российской Федерации также пошли по пути рыночного развития земельных отношений и принимают свои законы регулирующие товарооборот земель, однако этого недостаточно для создания нормального, цивилизованного рынка земли, что порождает различные злоупотребления в этой области и как следствие ущемление конституционного права на землю некоторых групп населения.

Как уже было сказано выше, правоотношения, возникающие по поводу использования водного фонда регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г. В соответствии с данным нормативным документом водное законодательство Российской Федерации состоит из указанного

_______________________________________________________

* Новый Гражданский Кодекс (гл. 17) также признает многообразие форм собственности на землю и включает земельные угодья в свободный гражданский оборот. К великому сожалению данная глава в настоящее время не действует вплоть до принятия нового Земельного кодекса.

Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.2), причем Кодекс имеет верховенство.

В соответствии со ст.31 Кодекса понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты, хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты. Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

Государственная собственность на водные объекты подразделяется на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации (ст.ст.36,37 Водного Кодекса).

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Поделиться: