Биография. Биография Визель татьяна григорьевна основы нейропсихологии скачать pdf


Монография Татьяны Григорьевны Визель «Вариативность форм афазии» является исследованием в области нейропсихологии, нейролингвистики, афазиологии, дефектологии и логопедии и относится к числу фундаментальных теоретических работ.

Это итог научных и практических исследований за последние 50 лет выдающегося ученого, мыслителя, авторитета мирового уровня в области нейропсихологии и патологии речи. Благодаря оригинальному подходу к одному из самых сложных и значимых феноменов нарушения речи — афазии раскрыты ее причины, природа и клинические проявления в виде неизвестных ранее вариантов каждой из форм.

Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты

В монографии освещаются актуальные вопросы клинико-психологической и психолого-педагогической диагностики предпосылок, проявлений и факторов отклоняющегося поведения подростков, рассматриваются типологии и классификации нарушенного поведения, анализируются психолого-педагогические характеристики микросоциальных условий жизни девиантных подростков.

В работе представлены результаты экспериментально-психологического исследований социально-средовых и эндогенных факторов отклоняющегося поведения несовершеннолетних, проведенных с помощью патопсихологических, нейропсихологических и проективных методов диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы подростков.

Как вернуть речь

Книга является обобщением многолетнего опыта работы автора с больными, имеющими нарушение речи в виде афазии, возникающей в результате перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы.

В нее включены главы, разъясняющие, что такое инсульт, в чем его причины, предлагаются меры профилактики и помощи больному. Особое место уделяется тому, как следует понимать те или иные ошибки в речи больных и какие методы и конкретные упражнения использовать, чтобы вернуть им речь.

Книга должна явиться важным подспорьем для родственников больных и специалистов, работающих в области афазии.

Материал книги может быть использован также в работе с детьми с задержками речевого развития и другими видами патологии речи.

Коррекция заикания у детей

В книгу вошли игры и упражнения для совершенствования темпа и ритма речи, ее плавности и слитности, а также задания, направленные на развитие пространственных и двигательных навыков.

Логопедические упражнения на каждый день

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр.

Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Нарушение чтения и письма у детей

Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие.

Учебно-методическое пособие предназначено для преодоления нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие состоит из двух разделов, включающих теоретическую часть, а также занимательные авторские упражнения и задания в стихах, направленные на развитие навыков чтения и письма, логического мышления, пространственного воображения, преодоление орфографических и грамматических ошибок.

Методика развития лексико-грамматических навыков у детей основана на данных современной логопедии, лингвистики и психологии и подтверждена практической работой автора.

Возраст : 74 года.

Образование : окончила дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина.

Работа : консультант Центра патологии речи и нейрореабилитации по проблемам нейропсихологической диагностики, коррекции и восстановительного обучения детей и взрослых с нарушением высших психических функций.

Регалии и звания: доктор психологических наук, профессор, действительный член Медико-технической академии РФ, ведущий научный сотрудник Московского НИИ психиатрии РФ, автор учебников и пособий.

О специалистах

В России у 70-80% детей наблюдается задержка психоречевого развития. Многие дети также, например, страдают агнозией — ребенок видит предметы, осязает их, слышит звуки, но не может понять, что они означают.

У нас немало учреждений, оказывающих помощь детям с нарушениями высших психических функций (ВПФ: восприятие, память, мышление, речь. — БГ ). Беда в том, что специалисты, работающие в этих учреждениях, часто не имеют достаточной квалификации — им не хватает знаний о том, почему развивается та или иная патология. Соответственно, очень трудно правильно подобрать методы борьбы с ней. Причинами нарушений ВПФ занимается нейропсихология. Эта дисциплина относительно новая, и, к сожалению, она с большим скрипом вводится в вузах. Специалистов-нейропсихологов готовит только факультет клинической психологии МГУ, но 30-40 выпускников в год — это очень мало. Нейропсихологию необходимо преподавать не только в медицинских, но и в педагогических институтах.


Ни в коем случае нельзя превращать детские сады в мини-школы. Это сокращает время для подвижных игр и снижает мотивацию к обучению в школе: пропадает момент новизны

Откуда берутся лентяи

Ребенок в школе может получить ярлык «хулиган» или «лентяй». Но на самом деле ленивых детей очень мало. Лень — это инертность, ребенку лениться — это все равно что лениться жить. И дети, которых называют хулиганами и лентяями, чаще всего нездоровы: у них либо повышено, либо понижено внутричерепное давление. Это приводит к гипердинамии (ребенок слишком подвижен) или к гиподинамии (ребенок малоактивен). И детей таких нужно не наказывать, а лечить, проводить с ними психокоррекционные занятия. По моему опыту, когда учителя, которым сообщают эти сведения, прислушиваются и меняют тактику взаимоотношений с ребенком, потом удивляются — мол, почему нам этого не сказали раньше.

О детских садах и школах

Во многих детских садах занятия по подготовке к школе поставлены во главу угла. Но ни в коем случае нельзя превращать детские сады в мини-школы. Это сокращает время для подвижных игр и снижает мотивацию к обучению в школе: пропадает момент новизны. Ребенку торжественно заявляют: «Ты теперь школьник, взрослый человек, у тебя все будет по-другому». Он приходит в школу, а там все то же самое. Разочарование. Некоторые дети и вовсе не хотят на следующий день идти в школу, заявляя, как это сделал один мальчик: «Я уже там был».

Как обучать левшей

В школе и левшей, и правшей учат одинаково — буквы соединять в слоги, слоги соединять в слова. Такой метод называется аналитико-синтетическим. Для левшей он не годится. Они запоминают слово как иероглиф, целиком, и уже потом из него выделяют отдельные буквы. Если же таких детей заставляют использовать аналитико-синтетический метод, они потом не любят читать. Им трудно, неприятно, некомфортно читать. Вот если на начальном этапе разделить детей, одних учить от букве к слову, а других — от слова к букве, то дело пойдет гораздо лучше. И тогда не будет претензий к детям, что они невнимательны, не слушают и т.п. В школах чтение по догадке расценивается как преступление, а левша ведь иначе и не овладеет им, чтение по догадке — это нормально, постепенно это проходит, и левша начинает прекрасно читать так же, как и другие дети.


Я знаю детей, которые обходят массу учреждений с диагнозом «аутизм» или «умственная отсталость», а на самом деле у них алалия

О левшах, правшах и японцах

Большая часть людей — правши, у них активнее левое полушарие мозга, оно считается речевым. Правшам лучше даются предметы, требующие логического мышления. У левшей более активно правое полушарие — они способнее в искусствах. Есть еще амбидекстры — люди, у которых оба полушария примерно одинаково функционально активны. К ним относятся японцы, поэтому в Японии и науки, и искусства развиты в равной степени.

Существует много рекомендаций: «развивайте правую руку, и левое полушарие будет сильнее» — это работает не совсем так. Любого ребенка можно научить действовать обеими руками, но от этого он не станет способным и к наукам, и к творчеству. В то же время определенными стимулами можно усилить активность одного полушария и несколько погасить активность другого. Допустим, у ребенка есть способности к музыке, а его заставляют углубленно изучать, скажем, математику — таким образом можно снизить способности музыкальные. Здесь вопрос, как следовать за природной одаренностью. Есть в нейропсихологии раздел — диагностика одаренных детей, они не больные, но одаренность — это всегда крен в какую-либо сторону, его надо выявить и, не тормозя развитие других структур мозга, умело стимулировать то, что природа выдала в качестве врожденной способности.

О неправильных диагнозах

Много лет назад ко мне попал мальчик, родителям которого врачи сказали, что ребенок никогда не будет говорить и останется умственно отсталым. Во время приема я попросила его нарисовать вазу, он изобразил ее с соблюдением всех пропорций и светотеней. И вот если неговорящий или плохоговорящий ребенок может так нарисовать, если образ создается в мозге, значит, нейроны работают, и это не умственная отсталость. У ребенка была задержка развития, а задержка может обернуться очень хорошим восстановлением. Через рисунки, лепку мы начали работать с ним. Мальчик вышел на хороший уровень, получил высшее образование, он сейчас член Союза художников.

Я знаю детей, которые обходят массу учреждений с диагнозом «аутизм» или «умственная отсталость», а на самом деле у них алалия (безречие в результате органического поражения мозга). И наоборот — я знаю детей с диагнозом «алалия», а они умственно отсталые, то есть в разных учреждениях ставятся разные диагнозы. А правильный иногда так никто и не узнает.

Есть подростки, которые в школе не удерживаются. Это в основном дети одаренные, которым ставят неправильные диагнозы психически больных или умственно отсталых. В моей практике был мальчик, который очень плохо вел себя в школе: грубил учительнице, мог встать посреди урока и уйти из класса. Мама привела его ко мне, я спрашиваю: «Скажи, что тебе мешает все-таки нормально вести себя?» Я вижу, он не умственно отсталый, у него ясное состояние сознания. Думал, думал, говорит: «Я не могу выносить столько придурков сразу». Ему не интересно то, что дают в этой школе, он решает задачи каким-то ему одному известным способом, который не понимает даже учитель, но решает правильно. Его даже исключали из школы. В итоге его определили в школу для одаренных детей при МГУ, и проблемы кончились.

В последнее время образование как-то немножко сдвигается с мертвой точки, и в своей практике я реже, чем раньше, встречаюсь с неправильными диагнозами.


По тому, как ребенок сосет материнскую грудь, можно судить о развитости мышц артикуляционного аппарата

О речи и ее задержке

Ребенок в возрасте четырех-пяти-шести лет может оставаться интеллектуально нормальным и не иметь речи. Но если она не разовьется в семь-восемь-девять лет, то ребенку грозит умственная отсталость — без речи дальше мышление не развивается.

Отклонения реально обнаружить уже в месячном-полуторамесячном возрасте. По тому, как ребенок сосет материнскую грудь, можно судить о развитости мышц артикуляционного аппарата. В нормальной ситуации младенец это делает очень активно, у него даже капельки пота выступают на лбу. Если же он не может применить достаточно усилий, значит, мышцы слабые. В этом случае речь или задерживается в развитии, или же вообще может не появиться, или появится в искаженном виде.

От координации движений ребенка во многом зависит такая важная функция, как внимание. Если приглядеться, можно заметить, что у расхлябанных детей (плохая походка, плохое чувство ритма) со вниманием хуже. Если ребенок не координирован двигательно, он вполне может и позже заговорить.

Есть нормативы, когда ребенок должен начать ходить, говорить и так далее. Мама за этим обязана следить. Если ребенок не укладывается в сроки, надо идти к специалистам, а специалисты скажут, отчего не укладывается: оттого что движения плохие, оттого что ритмы не улавливает, оттого что у него очень выраженное левшество или оттого что у него между речевыми зонами нет нужных связей. Ребенок может сам заговорить позже, потому что у него созревание мозговых структур такое. Но случаев, когда все само проходит, немного. Ждать нельзя. Даже если это природный темп развития, а специалист ошибется и станет стимулировать ребенка, плохого ничего не будет.

Об осознании неполноценности

К счастью, маленькие дети с нарушениями очень редко ощущают себя неполноценными. Они могут испытывать дискомфорт и отстраняться, но так называемой невротической переработки дефекта у них, как правило, нет. А вот дети постарше уже личностно себя оценивают, и им дефекты очень мешают. Если есть невротическая переработка, последствия могут быть гораздо более серьезными, чем сам дефект: деформируется характер, человек становится замкнутым, агрессивным. Все это очень замедляет процесс налаживания функций. И в таком случае нужно не просто исправлять дефект, а вести психотерапевтическую работу. То же заикание у взрослых людей — как правило, его и нет, этого заикания, а есть память о нем. И взрослые заикаются потому, что они знают, что они заикаются, они помнят свою речь именно такой. А если бы вспомнили свою речь другой — говорили бы нормально.


Спрашиваю у больного, как зовут его жену. Он мне отвечает: «Жену - пожалуйста». И называет имя сына. Даже врач может принять спутанную речь за спутанное мышление

Об инсультах

Я занимаюсь последствиями инсультов очень давно. Пациенты, которые перенесли инсульт, — основной контингент Центра патологии речи и нейрореабилитации, в котором я работаю уже около полувека. Инсульт — это мозговой удар, острое нарушение кровообращения, кровоизлияние. В мире ежегодно его переносят 6 миллионов человек. В России зафиксировано приблизительно 450 тысяч инсультов в год. В Москве за тот же период в больницы поступают 2 000 больных. И эта цифра имеет тенденцию к росту. В странах с более высоким уровнем развития инсультов меньше: хорошие условия жизни обеспечивают с детства крепкое здоровье.

Инсульт не обязательно должен вызывать нарушение движений — бывает просто стало человеку плохо, закружилась голова, он обмяк, потом пришел в себя, никто и не подумал, что это инсульт. И вдруг у человека пропала речь — так может быть, если очаг оказался исключительно в речевой зоне и не задел другие.

О спутанной речи

Среди факторов получения инвалидности после инсульта большую роль играет потеря речи. Больные очень тяжело переживают ее отсутствие, оно выбивает человека из седла. Речь может пропасть, а может быть грубо нарушена. Некоторые больные страдают так называемой сенсорной афазией: человек плохо понимает речь или путает слова. Хочет сказать одно, а произносит другое. Спрашиваю у больного, как зовут его жену. Он мне отвечает: «Жену — пожалуйста». И называет имя сына. Или спрашиваешь его: «Как это называется?» — показываешь на чемодан, а он говорит: «Колодец». Людей, страдающих этим недугом, иногда путают с психически больными, и они попадают не в те учреждения. Даже врач может принять спутанную речь за спутанное мышление. Но у человека с афазией мышление не спутанно: он хочет правильно сказать, просто не то слово произносит.


Если правильно действовать, то, скорее всего, надо начать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов

О восстановлении речи и неправильных методах

Родственники вполне могут помогать больному восстанавливаться после инсульта. Но если это происходит не под руководством специалиста, то часто методы неправильны. Люди думают: по логике, если речь пропала, надо начинать учить человека говорить отдельные звуки. Вот и показывают ему, как произносится та или другая буква. В большинстве случаев этот метод может затормозить, «заткнуть» речь вовсе. Если правильно действовать, то, скорее всего, надо начать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов — это и порядковый счет, и знакомые с детства стихи, пение со словами. И моделирование ситуаций, «выталкивающих» эти слова.

О реабилитации

Иногда речь восстанавливается спонтанно, но это случается нечасто. Как правило, нужна специальная помощь. Если ее вовремя не оказывают, мозговые процессы становятся инертными, и потом необходимые связи между разными зонами мозга уже очень трудно восстановить. Еще один важный фактор — человек без речи деградирует, у него падает жизненный тонус, пропадает надежда на улучшение состояния. Дезорганизуется жизнь всей его семьи.

С чем у нас плохо в стране, так это с созданием специальных пансионатов для таких людей. Пансионаты, где больные могли бы находиться в течение длительного времени под присмотром дефектологов, психологов; где был бы организован досуг, где больные могли бы общаться друг с другом. Они же психически полноценны, им нужны нормальные формы существования и деятельности. Если правильно все организовать, то можно облегчить жизнь и больным, и их семьям.

  • Теги:

РЕЗЮМЕ
о научно-практическом статусе доктора психол. наук,
проф. Татьяны Григорьевны Визель

Татьяна Григорьевна Визель -

доктор психологических наук, профессор, один из ведущих отечественных нейропсихологов.

Имеет полувековой стаж научно-практической и преподавательской работы, активный участник создания в Москве Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН).

На протяжении многих лет осуществляет научно-методическое руководство центром. Т.Г.Визель - один из учредителей открытого при ЦПРиН Института дефектологиии медицинской психологии, ведущий преподаватель этого института, зав. кафедрой патологии речи.

В настоящее время является также профессором кафедры СПиП (специальной педагогики и психологии), а также Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО АлтГПУ (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный педагогический университет).

Преподавательская деятельность Т.Г.Визель : лекции и семинары, которые имеют широкую популярность среди специалистов - нейропсихологов, дефектологов, а также представителей смежных специальностей (врачей, психологов, педагогов).

Т.Г.Визель имеет более 150-и научных публикаций, в числе которых 8 монографий. Она является также активным популяризатором науки в области нейропсихологии и дефектологии, автором многочисленных научно-популярных статей и ряда книг («Ребенок и его развитие», «Как вернуть речь», «Беседы со специалистами» и др.). Широта профессиональных интересов
позволила опубликовать Т.Г.Визель статьи в журнале «Гарвард-бизнес», где ей предоставлен свой блог. Участвовала она и в социально важной акции «Жизнь без наркотиков», где зафиксированы предложенные ею авторские решения проблемы.

Т.Г.Визель обладает государственной премией «Призвание» (лучшим врачам России, 2005 г.), относящейся к числу правительственных наград.

В течении 4-х лет (с 2012 по 2016) проживала и работала в США, где ею установлены научные и практические профессиональные контакты, а также созданы новые научно-практические концепции в рамках нейропсихологии.
Среди них имеются и такие, которые основаны на сравнительном анализе уровня развития отечественной и американской нейропсихологии. В трудах, написанных Т.Г.Визель в Америке, отчетливо выступают приоритеты отечественной нейропсихологии в сравнении с американской.

В настоящее Т.Г.Визель время ведет активную научную, практическую и преподавательскую деятельность в России, используя многолетний отечественный и зарубежный опыт.

Одной из основополагающих черт развития современных фундаментальных исследований о человеке является развитие направлений на стыке наук, которые когда-то считались несовместимыми. Книга Татьяны Григорьевны Визель «Основы нейропсихологии» посвящена базовым понятиям науки, в равной степени относящейся к неврологии и психологии. Основу науки заложил российский ученый с мировой известностью, коллега Льва Семеновича Выготского - Александр Романович Лурия. В русле этих исследований разрабатываются методики, позволяющие связывать работу мозга с заболеваниями, касающимися речи, праксиса (действий) и гнозиса (узнавания). Учеными делаются выводы о том, как нарушения конкретных зон мозга влияют на психическую деятельность человека и его психологию.

Ориентация на практиков

Учебник Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» прежде всего ценен тем, что основан на богатом и разностороннем клиническом опыте автора и адресован специалистам, непосредственно работающим с нарушениями. Однако издание будет интересно не только логопедам, реабилитологам, неврологам, дефектологам и педиатрам, но и всем, кто интересуется проблемами психологии человека, в частности, педагогам и лингвистам.

Структура книги

Композиция книги такова, что читатель может использовать учебник как справочник по отдельным вопросам, так и читать от начала до конца, постепенно погружаясь в проблематику.

Первая часть учебника Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» посвящена нормальной нейропсихологии, вторая часть - нарушениям, а в третьей раскрываются вопросы коррекции и восстановления.

Нормальная нейропсихология

В первой части книги Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» подробно рассматриваются такие важные для всех специалистов-гуманитариев, психологов и медиков понятия, как речь, символическая неречевая деятельность, гнозис и праксис.

Автор рассказывает о видах гнозиса (зрительном, слуховом, тактильном) и их развитии. Дается также и более подробная классификация. Так, зрительный гнозис подразделяется на предметный, цветовой, лицевой (способность распознавать лица и различать их) и симультанный (способность воспринимать, «считывать» изображение, сюжет целиком). Проясняется суть отличия видов гнозиса друг от друга. Например, слуховой гнозис - это восприятие и узнавание именно последовательно поступающих раздражителей.

Праксис рассматривается, прежде всего, как неречевой и речевой (артикуляционный). Самый сложный вид праксиса - артикуляционный. Вслед за А. Р. Лурия автор выделяет афферентный праксис (воспроизведение отдельных, изолированных звуков человеческого языка) и эфферентный (воспроизведение звуков языка в потоке и связи друг с другом). Отличие второй способности от первой радикально: чтобы произносить значимые каскады звуков, необходимо при артикулировании одного звука уже готовиться к произнесению второго (наиболее характерный пример - огубление согласного при подготовке к произнесению последующего губного гласного).

Символическое неречевое мышление (умение воспринимать, узнавать и воспроизводить образы, утратившими или частично утратившими непосредственную связь с реальностью) рассматривается в связи с мышлением и сознанием, памятью, эмоциями, волей и поведением.

По традиции, заложенной А. Р. Лурия, в книге Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» говорится о двух уровнях структуры речи:

1) гностическом (праксическом);

2) смысловом.

Причем второй уровень рассматривается как надстройка над первым, базисным.

В главе, посвященной строению мозга, освещаются современные представления о динамической локализации. Под ней подразумевается, что определенные отделы мозга связаны с определенными психическими функциями, однако одна и та же зона может включаться в различные «ансамбли» областей, и с этой точки зрения, мозг сравнивается с детским калейдоскопом, когда из одних и тех же элементов получаются разные узоры.

Кроме теоретических данных, автор дает рекомендации, имеющие значение для педагогов, воспитателей, родителей и дефектологов. Например, для адекватного развития предметного гнозиса не стоит показывать маленькому ребенку сложные и вычурные вещи и изображения. Сначала малыш должен хорошо освоить простые формы, игрушки и сопоставить их с реалиями окружающего его мира.

Важные рекомендации даются в учебнике Визель «Основы нейропсихологии» и относительно развития символического мышления ребенка: оно будет формироваться с запозданием, если в раннем детстве ребенок лишен сказок и фантастических образов. Таким образом, богатый опыт освоения сказочного пространства имеет прямое отношение к усвоению в будущем чтения, математики, геометрии и других предметов.

Нейропсихология нарушений

Во втором большом разделе книги Визель «Основы нейропсихологии» в соответствии со структурой первого раздела говорится об агнозиях, апраксиях, проблемах символического мышления и патологиях речи, а также об органических и функциональных причинах нарушений высших психических функций.

Под агнозией понимается неспособность узнавать предметы окружающего мира. В зависимости от канала восприятия эти нарушения подразделяются на зрительные, слуховые, оптико-пространственные и тактильные.

Апраксия - это нарушение способности произвольной практической деятельности. Апраксия может быть неречевой и речевой.

О разных видах нарушений символического мышления рассказывается в связи с проблемами:

  • мышления и сознания;
  • памяти;
  • эмоций и поведения.

Несмотря на то что символическое мышление зависит от работы мозга в целом, можно говорить о корреляциях между работой определенных зон мозга и некоторыми видами нарушений. Например, резонерство (проговаривание чужих или банальных изречений), а также неспособность удержать первоначальный замысел действия и невозможность построить связный структурированный рассказ с началом и концом - все это связано с работой передних отделов коры левого и правого полушарий.

Среди патологий речи в книге Т. Г. Визель «Основы нейропсихологии» рассматриваются классические виды нарушений: алалии, в том числе в тяжелой форме, ЗПР, ОНР, дислалия, дислексия и дисграфия, включая их вторичные виды, дизартрию и ее формы, большое внимание уделяется заиканию в связи с его причинами.

Завершается раздел освещением основных нейропсихологических методов диагностики.

Принципы коррекционного обучения

Третий раздел книги Татьяны Визель «Основы нейропсихологии» посвящен практике помощи детям и взрослым, имеющим нарушения, описанные во втором разделе. Преимущественно делается акцент на работе с речевыми нарушениями.

В первой части раздела - о коррекционной работе - автор рассказывает о той работе, которая может быть проведена с детьми, страдающими от таких речевых патологий, как ЗПР, ЗРР, алалия, дислексия и дисграфия, дизартрия и заикание.

Материал этого раздела излагается в ракурсе связи нарушения и поражения отдела мозга. Автор акцентирует внимание на том, что логопед при работе должен решать не частную задачу, а проблему в целом. Так, коррекционное обучение при алалии не должно быть сведено к обучению артикулировать звуки. Оно должно быть направлено на обучение связной речи, формированию словаря, грамматических навыков и в конечном итоге должно подразумевать усиленную работу сохранных каналов речевой деятельности ребенка.

Восстановительное обучение

Вторая часть раздела о помощи больным с нейропсихологическими нарушениями посвящена преимущественно работе со взрослыми больными, по тем или иным причинам утерявшими способность к нормальной речевой деятельности.

Концепция восстановительного обучения опирается на способность головного мозга к компенсации.

В разделе раскрываются принципы работы с больными, страдающими от разных форм афазии (моторной, динамической, сенсорной, акустико-мнестической, семантической), а также описываются методы восстановления неречевых нарушений у больных с афазией (преодоление нарушений гнозиса, апрактогнозии, расстройств конструктивной деятельности и т. д.)

Таким образом, в учебнике Визель «Основы нейропсихологии» описаны не только теоретические сведения о строении головного мозга в связи с высшими психическими функциями человека, но и раскрыты современные методы влияния на формирование и восстановление этих функций.

Поделиться: