Безопасность жизнедеятельности в условиях глобальных воздействий техносферы. «Техносферная безопасность» что это за специальность

Безопасность -- это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты. Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.

Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия:

Первое -- осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.

Второе -- разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры защиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.

Третье -- разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Для выполнения условий обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности

Принцип -- это идея, мысль, основное положение.

Метод -- это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны.

Средства обеспечения безопасности в широком смысле -- это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности -- это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

Принцип гуманизации труда -- освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны, категории производств по взрывопожарной опасности).

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное защемление, молниеотводы, предохранители и др.).

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).

Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Важно понимать, что совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с точки зрения безопасности. Поэтому обеспечение безопасности деятельности может быть достигнуто следующими тремя основными методами:

А -- пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы; этот метод реализуется средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Б -- нормализация ноксосферы путем исключения опасности; это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования, и применения других средств коллективной защиты.

В -- средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, инструктажа, применения индивидуальных средств защиты.

В реальных условиях реализуется комбинация этих названных методов.

Для обеспечения безопасности исходя из способов защиты применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). Те и другие в зависимости от назначения делятся на классы. При этом СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов (средства защиты от шума, вибрации, электростатических зарядов и т.д.), а СИЗ, в основном--в зависимости от защищаемых органов (средства зашиты органов дыхания, рук, головы, лица, глаз и т.д.).

По техническому исполнению СКЗ подразделяются на следующие группы: ограждения, блокировочные, тормозные, предохранительные устройства, световая и звуковая сигнализации, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, заземления и зануления, вентиляция, отопление, освещение, изолирующие, герметизирующие средства и др.

К СИЗ относятся противогазы и респираторы, маски, различные виды специальной одежды и обуви, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумные шлемы, защитные очки, вкладыши, предохранительные пояса, дерматологические средства и др. Эти средства создаются согласно действующим нормам. Их следует рассматривать, как вспомогательные и временные меры зашиты от опасных и вредных факторов.

В этой статье, мы подробно объясним, что такое «Техносферная безопасность», дадим определение, расскажем об истории возникновения специальности, предоставим законодательные акты РФ и дадим рекомендации о том, стоит ли учиться по этому направлению. Мы также объясним, кем работать по направлению «Техносферная безопасность» и получать ли специальность «Техносферная безопасность».

Начнем…

Техносферная безопасность – это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств как в нормальных условиях, так и в условиях чрезвычайной ситуации.

Так что же это за специальность «Техносферная безопасность» и что нужно знать в первую очередь?

  • это главная специальность, которую необходимо получить специалисту по охране труда для осуществления своей деятельности. Вы это поймете, если дочитаете данную статью до конца;
  • это укрупненное направление подготовки среди специальностей по охране труда таких как «Безопасность технологических процессов», «Безопасность технологических производств», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Защита окружающей среды» и проч. Поэтому именно эту специальность мы рекомендуем получать прежде всего будущим, а также действующим специалистам по охране труда.

Специальность подходит тем лицам, которые хотят заниматься вопросами обеспечения безопасностью на производстве, промышленной безопасностью, пожарной безопасностью, экологической безопасностью. Выпускники по данной специальности в короткие сроки занимают руководящие должности. Например, становятся руководителями служб охраны труда.

В связи с тем, что государство уделяет особое внимание вопросам охраны труда на предприятии, спрос над данную специальность значительно превышает предложение. Поэтому проблем с трудоустройством не будет. Так, достаточно зайти на любой сайт вакансий, чтобы убедиться в этом.

Кем работать по специальности «Техносферная безопасность»?

Лица, прошедшие подготовку по специальности «Техносферная безопасность» могут работать по следующим профессиям:

— специалист по охране труда;
— инженер-эколог;
— специалист надзорных организаций в области охраны труда и противопожарной безопасности
— специалист экспертных организаций в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности (проведение экспертной оценки условий труда, экспертиза безопасности труда, законодательства, обучения по ОТ и проч.)

Так, что это за специальность «Техносферная безопасность»? Все профессии этой специальности не связаны с физическим трудом. Необходимые умения — это прежде всего, знать законодательство в области охраны труда, соблюдать должностные инструкции и нормативные акты. Аналитические способности работника должны быть на среднем уровне. Данные профессии универсальны. Они сочетают в себе как гуманитарные, так и технические навыки. Выбор, кем работать по данной специальности за вами!

Специальность «Техносферная безопасность», востребованность

Специалист по охране труда – это наиболее востребованная профессия. Об этой профессии можете прочитать на странице

Инженер-эколог – это специалист, который занимается вопросам сохранения окружающей среды. В процессе своей деятельности эколог изучает состояние поверхности земли, оценивает воздействие вредных веществ на атмосферу. Эколог может работать как в природоохранных предприятиях, в учреждениях образования и здравоохранения. В настоящее время профессия инженера-эколога считается не очень востребованной, но в связи с тем, что государство начало уделять особое вниманию проблемам экологии, профессия эколога в будущем будет более востребована.

Специалист надзорных организаций – это фактически профессия «Государственный инспектор по труду». Инспектор труда является служащим трудовой инспекции. Он проводит проверки предприятий на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны труда. Профессия инспектора труда по специальности «Техносферная безопасность» является востребованной.

Специалист экспертных организаций – это прежде всего эксперт по оценки условий труда на предприятиях. Т.к. специальную оценку условий труда должны проходить все предприятия, поэтому данная профессия является востребованной.

Вывод: специальность «Техносферная безопасность» очень востребована! Вам достаточно сделать свой выбор, кем работать по специальности «Техносферная безопасность». А затем

Какая заработная плата специалистов по «Техносферной безопасности»?

При выборе любой профессии необходимо определиться, насколько она будет интересной и какова будет оплата труда. «Техносферная безопасность» — что это за специальность и какова зарплата? На первый вопрос мы ответили. Что касается оплаты труда, то можно сказать, что она выше, чем по другим специальностям.

Оплата труда «Техносферная безопасность» по состоянию на 2019 год по данным сайта HeadHanter :

Средняя заработная плата специалиста по охране труда:
Москва и Санкт-Петербург — 50-90 тысяч рублей
В северном регионе России – 50-70 тысяч рублей
В центральном регионе России – 25-35 тысяч рублей

Средняя заработная плата инженера-эколога:
Москва и Санкт-Петербург — 35-50 тысяч рублей
В северном регионе России – 35-40 тысяч рублей
В центральном регионе России – 15-25 тысяч рублей

Средняя заработная плата государственного инспектора труда:
Москва и Санкт-Петербург — 55 тысяч рублей
В северном регионе России – 40 тысяч рублей

Средняя заработная плата эксперта по специальной оценки условий труда:
Москва и Санкт-Петербург — 45-65 тысяч рублей
В северном регионе России – 40-50 тысяч рублей
В центральном регионе России – 30 тысяч рублей

Нужно ли специалисту по охране труда проходить подготовку по Техносферной безопасности?

Если вы собираетесь работать, либо уже работаете специалистом по охране труда, у вас может возникнуть вопрос: Получать ли специальность «Техносферная безопасность»? Постараемся ответить.

В настоящее время специалист по охране труда должен вести свою деятельность строго в соответствии с . В нем есть обязательное требование к должности специалиста. Занимать должность специалиста по охране труда имеют право лица, имеющие высшее или среднее образование по охране труда. В случае отсутствия должного образования по охране труда, специалист должен

Вывод:

Если вы желаете работать специалистом по охране труда, вам просто необходимо образование по охране труда по направлению «Техносферная безопасность»!

Если вы уже работаете специалистом по охране труда в организации, то вам достаточно иметь специальность в дипломе «Техносферная безопасность» либо аналогичную по охране труда, например, «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств» и проч.

История появления специальности «Техносферная безопасность», ее значимость

Вы уже узнали, что такое «Техносферная безопасность», теперь расскажем об истории появления данной специальности. Еще в далеком 2003 году Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 г. N 276-ст введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003. Он создан для упорядочивания и удобства учета специальностей в Российской Федерации.

Специалисту по охране труда будут интересны следующие коды ОКСО:

Код специальности Направления подготовки

280100 Безопасность жизнедеятельности
280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280102 Безопасность технологических процессов и производств
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280201 Охрана окружающей

В то время лицам, окончившим обучение, могла быть присвоена квалификация «инженер по охране труда», «инженер-эколог», либо просто «инженер» или «техник».

В связи с переходом высшего профессионального образования РФ на международные образовательные стандарты, сроки и названия квалификаций высшего образования изменилась. Появился бакалавриат со сроком обучения 4 года и магистратура + 2 года. Поэтому, надо было привести специальности, указанные в ОКСО к международному стандарту, и указать, какие профессии из ОКСО будут соответствовать бакалавриату, а какие магистратуре.

В связи с этим вышел Приказ Минобрнауки РФ 17.09.2009 г. N 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» , в котором перечислены все возможные специальности для бакалавриата и магистратуры.

В этом приказе появилось первое упоминание о специальности «Техносферная безопасность» с кодом квалификации 280700. Указано, что по этому направлению готовят как бакалавров, так и магистров.

Направление подготовки высшего образования «Техносферная безопасность» приравняли к специальностям по охране труда из ОКСО. Так, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 17.02.2011 г. N 201 устанавливается следующее соответствие направления подготовки высшего профессионального образования:

Приказ 337 от 17.09.2009г. Постановление 276-ст от 30.09.2003г. (ОКСО)

Техносферная безопасность

=

280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280201 Охрана окружающей среды
280102 Безопасность технологических процессов
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280200 Защита окружающей среды
280202 Инженерная защита окружающей среды

В 2013 году на смену Приказа 337 от 17.09.2009 года вышел Приказ 1061 от 12.09.2013 г. с обновленным перечнем специальностей . С точки зрения нашей специальности этот приказ ничего не поменял, кроме кода направления подготовки. Код направления подготовки «Техносферная безопасность» 280700 меняется на коды 20.03.01, 20.04.01 и 20.06.01.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" в г. Нерюнгри

Реферат по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

на тему «Безопасность в техносфере»

Введение

1. Основные воздействия в системе «человек - среда обитания»

2. Воздействие на человека потоков жизненного пространства

3. Опасность и её источники

4. Критерии комфортности, безопасности техносферы

5. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере

Заключение

Список литературы

Введение

Техносфера - это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и бытовым условия жизнедеятельности.

Техносфера представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами и предприятиями. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В настоящее время 75% населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных факторов.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных и социальных), способных оказывать прямое и косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

Человек и среда обитания непрерывно взаимодействуют друг с другом.

Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, верхний слой литосферы и гидросферу.

Техносфера - часть биосферы в прошлом, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего её соответствия людским социально-экономическим потребностям.

Наша среда обитания - техносфера, биосфера и социальная среда.

1. Основные воздействия в системе «человек - среда обитания»

Закон сохранения Куратовского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Для техносферы характерны потоки всех видов сырья, энергии, многообразие потоков продукции и людских ресурсов, потоков отходов и т.д.Естественные потоки: поступление солнечной энергии, которая создает в свою очередь потоки животной и растительной массы биосферы, потоки абиотических веществ (воздух и вода), потоки энергии различных видов, в том числе и при стихийных явлениях в естественной среде.

К основным естественным потокам относятся: электрическое и магнитное поле, круговороты веществ в природе, атмосферные, гидросферные, литосферные явления, в том числе и стихии.

Основные потоки техносферы: отходы промышленности, бытовые отходы, информационные потоки, световые потоки и искусственное освещение, потоки сырья и энергии, потоки при различных техногенных и другого рода авариях.

Основные потоки в социальной сфере: информационные потоки (обучение, госуправление, международное сотрудничество), людские потоки (демографические взрывы, урбанизация), потоки наркотических веществ, алкоголя и т.д.

Основные потоки, выделяемые / потребляемые человеком в процессе жизнедеятельности: потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак и т.д.), тепловые потоки, потоки солнечной и механической энергии, информационные потоки, потоки отходов процесса жизнедеятельности.

2. Воздействие на человека потоков жизненного пространства

Потоки масс энергии и информации, распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания живой природы - человека, фауны и флоры. Воздействие потока на объект в каждой точке пространства определяется интенсивностью I и длительностью экспозиции t: E (x, y, z)=f (I, t), где E - фактор воздействия в точке пространства с координатами (x, y, z). Для звукового потока, исходящего из точечного источника, интенсивность определяется по формуле:

I = P*Ф*k*(R2) Вт/кв. м,

где Ф - фактор направленного излучения звука, P - мощность источника звука, R - расстояние от источника до объекта воздействия, к - коэффициент, учитывающий уменьшение интенсивности звука на пути распространения за счет затухания (к=1 при R<50 м). Реальные интенсивности звука: 0 - 160 дБ. При интенсивности звука до 20-25 дБ человек чувствует себя нормально; до 50 дБ - реагирует негативно, но реакция организма отсутствует (для людей, связанных с тяжелым физическим трудом этот порог доходит до 80 дБ); свыше 85 дБ и до 140 дБ - при длительных экспозициях возможно травмирование человека из-за разрыва барабанных перепонок и контузии; при 160 дБ - может наступить смерть.

По поверхности Земли температура атмосферного воздуха меняется от -88 до +65? С, в то время как человек имеет постоянную температуру 36? С. Наивысшая температура, которую выдерживает человек (внутренние органы) равна +43? С при t< 1 часа. При температуре более 30? С работоспособность человека резко падает. Комфортная температура для человека: летом 23-25? С, зимой 22-24? С.

Комфортные потоки - это оптимальные условия воздействия на человека для проявления наивысшей работоспособности человека, гарантирующие целостность среды обитания.

Допустимые потоки - оказывают негативное влияние на здоровье, но не приводят к дискомфорту и снижению эффективности деятельности человека и не являются негативными в нарушении процесса жизнедеятельности человека и его среды обитания.

Опасные потоки - оказывают негативное влияние, вызывают заболевания и приводят к деградации элемента техносферы и природной среды.

Чрезвычайно опасные потоки - потоки высоких уровней и, самое главное, за короткий период времени, которые могут принести травмы и привести к летальному исходу, вызвать изменения в техносфере и природе.

3. Опасность и её источники

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи (людям, среде, материальным ценностям). Различают опасности: естественного происхождения, техногенного, антропогенного. Естественные: погодные, атмосферные, природные явления. Техногенные: создаются элементами техносферы - машины, сооружения, отходы, побочные воздействия производства, электро- и магнитоизлучения. Самыми страшными опасностями являются стихийные бедствия. В течение многих лет люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, в результате очень усилились техногенные опасности. Антропогенные: результат изготовления технических систем и проектов, которые создавались без расчетов и сводили поставленную задачу к ущемлению жизнедеятельности человека. Они очень быстро нарастают в социальной сфере (ВИЧ, алкоголь).

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия и заболеванию.

Травмирующий фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Потенциальная опасность представляет собой угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем. Реальная опасность связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и времени. жизнедеятельность техносфера опасность

Классификация опасностей:

1) по видам источников:

Естественные

Антропогенные

Техногенные

2) по видам жизненных потоков в пространстве:

Энергетические

Массовые

Информационные

3) по величине потоков:

Допустимые

Предельно допустимые

Опасные

Чрезвычайно опасные

4) по моменту возникновения опасности:

Спонтанные

Прогнозируемые

5) по длительности воздействия опасности:

Постоянно-переменные

Периодические

Кратковременные

6) по объекту негативного воздействия:

Действующие на человека

На природную среду

На материальные ресурсы

Комплексное воздействие

7) по количеству людей, подверженных опасному воздействию:

Групповые

Массовые

по размерам зон воздействия:

Локальные

Региональные

Межрегиональные

Глобальные

9) по видам зон воздействия:

В помещении

Действующие на территории

10) по способности человека идентифицировать опасность органами чувств:

Ощущаемые

Неощущаемые

11) по виду негативного воздействия на человека:

Вредные

Травмоопасные.

Опасность характеризуется интенсивностью и продолжительностью: O (x, y, z)=f (I, t).

Источники опасности в техносфере Современное состояние селитебных зон техносферы России

Производственная среда: машины, технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентируемые действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения параметров микроклимата рабочей зоны.

Травмирующие и вредные факторы подразделяются на: физические, химические, биологические и психофизические.

Происшествие - это событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и мат. ресурсам.

Чрезвычайное происшествие - событие, происходящее кратковременно и имеющее высокий уровень негативного воздействия (крупные аварии, стихии).

Чрезвычайная ситуация - состояние объекта территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и природной среде.

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей и пропажей людей без вести.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийным явлением на земле и приводящее к разрушению биосферы, техносферы и гибели или потере людей.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором при воздействии на него всех потоков веществ, энергии и информации их значения внутри него не превышают максимально допустимых значений.

4. Критерии комфортности, безопасности техносферы

Критериями безопасности техносферы являются ограничения воздействий на человека вредных и опасных негативных факторов:

1. Предельно допустимые уровни (ПДУ) нежелательных воздействий на человека различного рода потоков энергии (механической, электромагнитной, тепловой, ионизирующей);

2. Предельные дозы (ПД) нежелательных воздействий, полученных организмом человека за время активного влияния на него негативных техногенных факторов (электромагнитных, ионизирующих);

3. Предельно допустимые концентрации (ПДК) нежелательных для человека токсических и (или) загрязняющих веществ;

4. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферу, а также предельно допустимые сбросы (ПДС) в гидросферу, нежелательных для человека и окружающей природной среды объемов токсических и (или) загрязняющих веществ;

5. Предельно допустимое время воздействия на человека негативных факторов техносферы без угрозы для его безопасности;

6. Предельно допустимый риск воздействия негативных факторов техносферы без ущерба для безопасности человека и состояния окружающей природной среды.

Основной смысл критериев безопасности заключается в сохранении здоровья и жизни человека путем ограждения его от вредных и опасных факторов техносферы.

Критерии комфортности направлены на обеспечение нормального, комфортного самочувствия человека независимо от характера его деятельности. Важным обстоятельством, служащим основанием для отнесения того или иного параметра к числу критериев комфортности, является тот факт, что нормальная жизнедеятельность человека при полном отсутствии этого параметра вообще невозможна, поскольку такова физиология и структура человеческого организма. В качестве важнейших критериев комфортности для человека выступают следующие параметры его среды обитания:

1. Энергобаланс человека с окружающей средой, включающий в себя энергозатраты на выполнение трудовой деятельности и тепловые параметры, определяемые различными видами теплообмена.

2. Параметры микроклимата среды обитания человека, тесно связанные с его энергобалансом. Комфортное состояние жизненного пространства помещений и территорий по показателям микроклимата достигается соблюдением нормативных требований. В качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности.

3. Параметры освещения среды обитания человека, включающие в свой состав уровень освещенности, спектральный состав и уровень пульсации освещения, контрастность объекта наблюдения, пространственное расположение и яркость источников света и т.д.

4. Эргономические параметры среды обитания, характеризующие степень приспособленности форм и размеров окружающих предметов в техносфере к размерам тела человека, удобство длительного пользования следующими объектами: элементами городской инфраструктуры, зданиями и постройками, внутренним интерьером помещений, мебелью и посудой, производственным оборудованием, технологическими приспособлениями, рабочими инструментами, транспортными средствами и т.д.

5. Параметры переработки информации человеком, характеризующие, прежде всего физиологические возможности человеческого организма к восприятию и осмыслению поступающих из внешней среды информационных сигналов, а также формированию адекватной ответной реакции на них. Определяющими факторами являются объем и скорость предъявляемой информации, форма и частота следования информационных сигналов, сложность переработки информации человеком, необходимая скорость и форма ответной реакции на внешние воздействия и т.д.

6. Параметры труда и отдыха человека, обеспечивающие поддержание его нормального здоровья, активности и длительной продолжительности жизни, высокой эффективности трудовой деятельности. Они включают в себя работоспособность человека в течение рабочего дня и рабочей недели, продолжительность рабочего времени, гарантированные периоды отдыха в течение рабочего дня и рабочей недели, продолжительность ежегодных отпусков и т.д.

Возможны следующие состояния взаимодействия человека и техносферы:

Комфортное (оптимальное), когда потоки вещества, энергии и информации соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Допустимое взаимодействие гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;

Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

5. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.). Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли.

В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда(конвейеры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.

Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5…10 кг для женщин и 15…30 кг для мужчин - средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин - тяжелая,

Комфорт - оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зонах деятельности и отдыха человека. Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения рабочей зоны производственных помещений достигается соблюдением нормативных требований.

Заключение

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причём уровни физических и химических факторов воздействия в XX веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность общества, не сумевшего создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив её негативное влияние до допустимых уровней.

Список литературы

1. «Безопасность жизнедеятельности» П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Пономарев Н.Л.

2. «Безопасность жизнедеятельности» Белов С.В., Девисилов В.А., Козаков А.Ф.

3. Охрана труда. Девисилов В.А.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности изучения основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Сущность ключевых аспектов взаимодействия человека и техносферы. Характеристика системы безопасности человека в техносфере. Изучение проблем производственной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2011

    Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.

    презентация , добавлен 03.09.2015

    Обобщение научных и практических достижений в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Понятия, термины и определения. Защита человека и его среды обитания в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения.

    учебное пособие , добавлен 23.02.2009

    Среда обитания и жизнедеятельности человека. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности. Техногенные опасности в зоне действия технических систем. Классификация основных форм деятельности человека. Допустимые условия труда.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Характер воздействия на человека потоков жизненного пространства, их факторы. Опасности как негативные воздействия внешней среды, их источники и методы преодоления. Развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

    реферат , добавлен 01.06.2009

    Цели, задачи, объект и предметы изучения науки БЖД. Опасности и их источники, количественная характеристика, концепция приемлемого риска. Безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения. Человек как элемент системы "человек - среда обитания".

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими. Понятие опасности, ее виды, источники и способы защиты. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности человека, ее сущность, цели и задачи.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Человек и среда обитания. Негативные факторы техносферы. Развитие научно-технического прогресса и актуальность защиты жизнедеятельности и охраны труда. Исследование негативного воздействия ЭВМ на персонал. Организация рабочего места оператора.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2003

    Перспектива развития науки о безопасности жизнедеятельности. Охрана атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Средства защиты атмосферы. Теоретические основы БЖД в системе "человек - среда обитания – машина - ЧС".

    контрольная работа , добавлен 02.02.2011

    Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности. Человек и среда обитания. Физические, химические, биологические, социальные факторы, способные оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека.

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ


Техносферная безопасность»

Квалификация (степень) выпускника

________________бакалавр_________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 № 1061)

Форма обучения

Очная, заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

Пермь, 2016


Программа практики составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Разработчик: к.т.н. доцент Крашевский Л.В

Ученая степень, должность, Ф.И.О.

Рецензенты к.т.н. доцент директор ООО «Текос» Ковин М.И.

Протокол от 29.04.2016 г. № 8.

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании методической комиссии инженерного факультета _04.05.2016 , отвечающего за подготовку выпускника данного направления подготовки/специальности. Протокол от 04. 05. 2016 г. № 9.

Согласовано:

1. Культурно-информационный центр ______________/__________

«__» _______ 2016 г.

2. Отдел качества и информатизации ______________/_____________

«__» _______ 2016 г.

© ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,2016 © __________, 2016 Ф.И.О. разработчика


1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Место практики в структуре ОПОП

Цель практики

Задачи практики

1.4. Место практики в профессиональной подготовке выпускника

Вид практики

Способы проведения практики

Формы проведения практики

Место и время проведения практики

Структура практики

Организация практики

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 . ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРАКТИКЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ,
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) бакалавриата. Направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) и ОПОП вуза.

Место практики в структуре ООП бакалавриата

Производственная практика базируется на гуманитарном, социальном и экономическом цикле, а так же на математическом и естественнонаучном циклах. Прохождение практики студентами направленно на приобретение практических знаний и навыков работы по специальности, изучение организации производства, методов и средств обеспечения безопасности управления производством, анализ технико-экономических показателей работы отдельных участков, цехов и предприятий в целом, приобретение навыков применение средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения. Производственная практика является основой профессионального образования студентов и дает представление об основных задачах профессиональных дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Теория горения и взрыва», «Экология», «Ноксология», «Электробезопасность», «Безопасность жизнедеятельности в ЧС», «Управление техносферной безопасностью».

Цель производственной практики

Закрепить и расширить теоретические знания :

В области оценки опасных и вредных факторов среды обитания на промышленном объекте, в районе, городе;

Структуры производства и основных технологических процессов;

Функционирования служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны.

Приобрести практические навыки :

Методов и средств защиты окружающей среды, используемых на объекте;

Действие систем обеспечения безопасности объекта;

Определение качественных и количественных показателей промышленной безопасности на предприятии;

Порядка составления и оформления ПДВ, ПДС, ПДР промышленного объекта

Приемов ликвидации последствий аварий и несчастных случаев.

Ознакомиться :

С мерами обеспечения надежности функционирования объектов в промышленном производстве;

С системой контроля за показателями состояния среды обитания на промышленном предприятии в городе, районе;

С экспертной процедурой определения экологической и промышленной безопасности, действующих, реконструируемых или проектируемых объектов;

ОПК-5: готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе

ПК -19: способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности

ПК-8: способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПК-6: способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты

ПК-11: способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды

Задачи производственной практики

Закрепить теоретические знания, полученные в вузе, на основе изучения работы предприятия, организации, учреждения, на которых студенты проходят практику;

Овладеть производственными навыками в процессе прохождения практики на конкретном рабочем месте;

Овладеть передовыми методами труда, приобрести опыт организаторской и воспитательной работы;

Изучить основы производственного процесса, функционирование служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны;

Получить практические навыки составления и оформления соответствующих нормативных документов;

Получить практические навыки ликвидации опасных последствий аварий и оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев.

Графики прохождения производственной практики составляются руководителем практики от вуза и предприятия, исходя из условий и организационной специфики проведения практики, не менее, чем за две недели до её начала. Этот график утверждается зав.кафедрой и руководством предприятия, принимающего студентов-практикантов.

Вид практики.

Производственная практика

Способы проведения практики

Выездная

Формы проведения практики

Основной формой проведения практики является самостоятельная работа студентов на рабочих местах по выполнению индивидуальных заданий.

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Структура практики

Общая трудоемкость практики составляет 2 з. е., 14 дней, 2 (недели).

Этапы и распределение часов по практике представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Содержание практики

№ п/п Этапы практики (Указываются разделы (этапы) практики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике и т.д.) Трудоем-кость, дней Форма текущего контроля Время проведения и форма промежу-точной аттестации
Организационное собрание на кафедре по проведению учебной практики. Знакомство с целями и задачами практики. Проведение инструктажа. За 2 недели до начала практики Отметка в журнале регистрации инструктажей. Ответственный по практике на кафедре.
Групповое занятие по ознакомлению с с/х предприятиями, на которых будет проходить практика. Прохождение инструктажа по технике безопасности и противопожарнрго инструктажа. 1-ый день практики Отметка в путевке Студент
Экскурсии по с/х предприятиям. Знакомство с системами охраны труда,безопасности оборудования и технологических процессов. 2-6-ой день практики Отметка в журнале регистрации вводных инструктажей по ОТ Специалисты предприятия по охране труда
Составление отчета по 1-му этапу практики. 7-ой день практики Отметка в журнале регистрации инструктажа по ОТ на рабочем месте Руководитель практики от предприятия
Прибытие на предприятие (в организацию)для выполнения индивидуального задания по учебной практике. Прохождение вводного и первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, получение спецодежды. Знакомство с деятельностью предприятия (организации). 8-ой день практики Отметка в журнале Руководитель практики от предприятия, студент
Выполнение программы практики: Изучение технологической схемы предприятия; Изучение источников вредных и опасных факторов; Знакомство с работой систем безопасности, методами и средствами защиты персонала; Знакомство с нормативными документами по безопасности труда, промышленной безопасности; Изучение работы служб и должностных лиц по охране труда; Освоение порядка проведения инструктажей; Изучение причин травматизма, аварий и пожаров; Ознакомление с системой контроля по охране труда. 9-13-ый день практики В течение практики
Составление отчета по 2-му этапу практики. Получение характеристики от руководителя практики от предприятия. 14-ый день практики В течение практики
Сдача отчета по практике. В соответствии с графиком учебного процесса В последний день практики

Приложение 1


Приложение 1

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

Код и название КОМПЕТЕНЦИИ:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП:

Итоговый контроль сформированности компетенции ОПК-5,ПК-19, ПК-8, ПК-6, ПК-11 осуществляется в форме дифференцированного зачета

§ Отчет и защита

§ Проведение конференций по результатам практики

§ Дифференцированный зачет

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ


Направление подготовки (специальность)

Техносферная безопасность»

код и наименование направления

Профиль подготовки (уровень бакалавриата)

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Системы защиты среды обитания.
системы обеспечения микроклимата помещений.
Параметры микроклимата помещений различного назначения.
Системы создания и обеспечения заданного микроклимата помещений.
Системы отопления зданий.
требования к системам отопления.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Системы защиты среды обитания (ч..
ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Классификация сточных вод.
Режимы водоотведения.
Нормы водопотребления и водоотведения.
Определение расчетных расходов производственных сточных вод.
Режим водоотведения.
Системы водоснабжения и вод

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Радиационная безопасность.
РАДИОАКТИВНОСТЬ.
Строение атома.
Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ДОЗЫ РАДИОАКТИВНОСТИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ИСТОЧНИКИ РАДИОАКТИВНОГО ОБЛУЧЕНИЯ.
Источники радиоак

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Надежность технических систем и техногенный риск.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ.
Общие замечания.
Вероятность безотказной работы. Вероятность отказа.
Частота отказов. Средняя частота отказов.
Интенсивность отказов.
Среднее время безотказной работы.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Мониторинг среды обитания.
Общие понятия о мониторинге. Краткая историческая справка.
Среда обитания. Человек как звено в экологической цепочке.
Понятия о мониторинге.
Организация систем мониторинга, цели и задачи мониторинга.
общие понятия мониторинга.
Слу

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Оценка воздействия на окружающую среду.
ОХРАНА ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.
Термины и определения.
Требования к санитарной охране водных объектов (СанПиН.
.
– .
).
Общие положения.
Правовые основы расчета ПДС.
Методические основы расчета ПДС.
Расчет кратнос

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Часть.
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ.
Основные теоретические положения.
Источники электрического поля.
Линии электропередачи.
Распределительные устройства.
Биологическое действие и нормативы.
Биологическое действие постоянного электрическог

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Ноксология.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РИСКА.
Мировая история.
История России.
Развитие теории риска в рамках экономических теорий.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ РИСКА.
Биосоциотехническая система – концептуальная модель окружающего мира для изучения проблем опасности.
Концептуальная модель деяте

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Источники загрязнения среды обитания.
Человек как элемент системы «человек – среда».
Система «человек – среда».
Биосоциотехническая система.
определение основных понятий.
Загрязнитель, загрязнение, источники загрязнения, объекты загрязнения.
Классификация загрязнителей и источников загрязн

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Безопасность труда.
ПОНЯТИЕ РИСКА.
опасные и вредные производственные факторы.
Классификация опасных и вредных производственных факторов.
Основные нормативы безопасности труда.
Метеорологические условия производственной среды.
Теплообмен человека с окружающей средой.
Основные

Поделиться: