Аннотация к конкурсной работе билет в будущее. Аннотация к конкурсной работе

Главная > Конкурс

ПОЛОЖЕНИЕ

О конкурсе на лучшее сочинение «Билет в будущее»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные цели, порядок и условия проведения Республиканского конкурса сочинений о профессиях «Билет в будущее» среди учащихся 7-10 классов общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования Республики Татарстан (далее Конкурс). 1.2. Учредителем и организатором конкурса является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее Министерство). Организатор осуществляет общее руководство организацией, проведением конкурса и подведением итогов. 1.3. Отдельные функции по организации и проведению Конкурса могут быть переданы Министерством третьим лицам.

2. Цели проведения конкурса

2.1. Конкурс проводится в целях: - развития творческих способностей учащихся; - развития интереса к осознанному выбору будущей профессии; - поднятия престижа рабочих и инженерных профессий; -поднятия престижа профессионально- технического образования; - воспитания у учащихся республики чувства гордости за представителей различных профессий и трудовых династий. 3. Организационный комитет конкурса 3.1. Учредителем Конкурса создается Конкурсная комиссия. 3.2. Конкурсная комиссия выполняет функции жюри при подведении итогов Конкурса, осуществляет оценку представленных на конкурс сочинений и определяет победителей Конкурса. 3.3. Оргкомитет Конкурса обеспечивает: - равные условия для всех участников Конкурса; - широкую гласность проведения Конкурса; - недопущение разглашения сведений о результатах Конкурса раннее даты их официального объявления.

4.Предмет и участники Конкурса

4.1. Предмет Конкурса – сочинения о профессиях. 4.2. Участники Конкурса – учащиеся 7-10 классов общеобразовательных школ города и района Республики Татарстан. 4.3. конкурс проводится по 4 номинациям: - «Человек труда». В данную номинацию принимаются сочинения о представителях различных профессий. Авторы должны талантливо и корректно изложить о рабочих и инженерах. - «Кузница кадров». В данную номинацию принимаются работы, в которых описывается история развития профессионально- технического образовательного учреждения и повествуется о профессиях, обучаемых в этих учреждениях (рекомендуется взять в пример развитие конкретного учреждения профессионально-технического образования, в котором обучались знакомые, родственники или находящиеся по соседству. - «Моя будущая профессия». В данную номинацию принимаются работы о выбранной будущей профессии, о будущем деле. - «Мое будущее – в моих руках» - сочинение в стихотворной форме. Основным требованием к работе является не только соблюдение рифмы, а раскрытие темы.

5. Порядок проведения Конкурса.

5.1. Конкурс проводится в 2 этапа: - 1 этап – с 1 сентября по 3 октября 2011 года в общеобразовательных учреждениях. - 2 этап – с 3 октября по 10 октября 2011 года определение лучших работ конкурсной комиссии при Центре занятости населения. 5.2. Конкурсные работы принимаются при наличии заполненной заявки. 5.3.Республиканский оргкомитет до 3 ноября 2011года рассматривает представленные сочинения и решением определяет победителей Конкурса в каждой номинации. Информация о результатах Конкурса размещается на сайте Министерства www . mtsz . tatar . ru , на портале профориентации «Моя профессия» www . myprof . ru , а также публикуется в средствах массовой информации. 5.4. Победители приглашаются на торжественную церемонию награждения, которая состоится в ноябре 2011 года в рамках республиканского праздника учащихся подведомственных Министерству учреждений начального и среднего профессионального образования «Бал лицеистов».

6. Требования к работам и участникам Конкурса

6.1. Для участия в Конкурсе учащимся старших классов общеобразовательных средних школ не позднее 3 октября 2011 года необходимо представить конкурсные сочинения в Центр занятости населения города Чистополя. 6.2. Форму написания сочинения определяет сам автор. Сочинение может быть написано как в прозаической, так и в стихотворной форме. 6.3. Объем сочинения не должен превышать 4 страниц машинописного текста формата А4, размер шрифта 14, полуторный интервал. 6.4. Конкурсные работы должны быть представлены на бумажном и электронном носителях, которые помимо самих работ могут содержать краткую биографию учащегося и аннотацию к Конкурсной работе. 6.5. В Заявке на участие учащимся необходимо указать: а) наименование, почтовый индекс и адрес школы, фамилию, имя, отчество директора школы; б) тему сочинения; в) данные об участнике Конкурса: - фамилия, имя, отчество; - дата рождения; - класс; - почтовый индекс, домашний адрес, телефон. 6.6. Конкурсные работы могут быть представлены на одном из государственных языков Республики Татарстан. 6.7.Сочинение должно быть написано самостоятельно. Каждое сочинение будет проверено на совпадение текста на ресурсах Интернета, и снято с конкурса, если обнаружится плагиат. 6.8. Присланные на конкурс сочинения не возвращаются, рецензии авторам не выдаются. Конкурсные сочинения и материалы к ним могут быть использованы Учредителем в работе по популяризации рабочих и инженерных профессий без дополнительного получения согласия участника Конкурса (автора работы).

7. Критерии отбора

7.1. Соответствие работы целям и задачам Конкурса. 7.2. Степень понимания темы, аргументированность и глубина раскрытия содержания. 7.3. Уровень точности и доходчивости языка и стиля изложения. 7.4. Степень общекультурной эрудиции. 7.5. При оценке работ принимаются во внимание оригинальность, яркость, эмоциональность и образность изложения.

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

В КОНКУРСЕ СОЧИНЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ

«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

Название работы

Номинация

Школа (номер школы, адрес и телефон)

Контактная информация (адрес, телефон, факс, эл.почта)

Ф.И.О. учащегося (полностью)

Контактная информация (адрес, телефон, эл.почта)

Дата рождения(полностью)

Достижения учащегося (дипломы, награды, участие в конкурсах и олимпиадах)

Аннотация к Конкурсной работе

Подавая настоящую заявку, я даю согласие на участие в данном конкурсе, и подтверждаю передачу неисключительных прав по моей работе Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, включая право на его обнародование, и свободное использование без моего дополнительного согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения, в том числе и третьими лицами. Я понимаю, что мое сочинение не будет возвращено мне.

Подпись участника конкурса

Ученические исследовательские работы

В последние годы всё большее внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Растёт и количество педагогов, желающих заниматься этой специфической деятельностью, способной принести огромное удовлетворение, ведь любой творческий поиск увлекает, а здесь ещё и радость общения с учеником-единомышленником. Свои знания и умения педагог передаёт наиболее способным ученикам, которые заинтересованы в конечном результате собственного труда. Ребята приобретают статус в молодёжной среде за счёт своего интеллекта, а педагогу приятно видеть, что они при поступлении в вузы выбирают специальности, связанные с тематикой исследовательской работы.

Очень хорошо, что в печати стали появляться работы учеников разных классов – не только сборники тезисов докладов на конференциях молодых исследователей, но и сокращённые тексты работ с чертежами и фотографиями. Педагог, начинающий новое для себя дело, может получить некоторое представление об исследовательских работах учащихся и проектной деятельности в целом. Однако для представления этих работ на конкурсы различного уровня помимо текста с приложениями требуются также другие печатные материалы: аннотация, тезисы, план исследований, дневник регистрации данных, раздаточный материал (в зависимости от ранга конкурса). По результатам выступления могут предложить опубликовать сокращённую версию работы, оформляемую тоже по определённым правилам.

Ниже предлагается примерное оформление вышеперечисленных материалов для целенаправленной подготовки педагога к успешной организации учебного процесса с учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью. Если она сводится к простым школьным ученическим проектам, то можно взять за основу упрощённую схему оформления результатов с учётом рекомендаций, приведённых в статье В.В.Талышева «Создание адаптивной образовательной среды» («Физика» № 11/2006, с. 8, раздел «Проектная технология»).

Если педагог поставил перед собой задачу выйти с работами учеников на внешкольные конкурсы, ему будет полезно ознакомиться с предложенными примерными вариантами материалов, предоставляемых дополнительно. В качестве примеров приведены работы, выполнявшиеся в творческом объединении Республиканского центра детского технического творчества, которое функционирует на базе нашей школы. Помимо образцов написания тех или иных материалов показано и разнообразие тематики возможных исследований.

I. АННОТАЦИЯ И ТЕЗИСЫ

Аннотация – это краткое, объёмом до 10 строк, изложение сути работы с разъяснением ряда вопросов и указанием элементов новизны данного исследования. Объём тезисов составляет около страницы вместе со стандартным заголовком. Здесь обязательно должна быть информация о цели работы, использованных методах и приёмах, полученные результаты, данные, выводы. Как вариант аннотация и тезисы могут называться «Краткая аннотация» и «Аннотация» соответственно. Такая терминология принята, например, в программе «Шаг в будущее».

1. Примерное оформление и содержание аннотации (краткой аннотации)

    Секция : «Математика» (г. Владикавказ, г. Москва, программа «Шаг в будущее»)

Простые математические модели и их роль в постижении мира

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; Республиканский центр детского технического творчества (РЦДТТ).

Краткая аннотация

Цель нашей работы – на конкретных примерах простых и не очень простых математических моделей раскрыть их возможности в постижении окружающих нас явлений и объектов. Актуальность темы заключается в том, что математические модели во многих случаях могут помочь исследователям разных специальностей двигаться не вслепую, а по чётко составленному плану, тем более что порой даже очень простая модель позволяет достичь высоких результатов. Новизной работы стали предложенные нами собственные простейшие математические модели: графики и связанные с ними простые дифференциальные уравнения (рост кристаллов, влияние эволюции Солнца на нашу планету и др.), логарифмическая модель назначения микролинз на поверхности листа растений, модель, рассматривающая структуру Вселенной как фрактал, и т.д.

2. Примерное оформление и содержание тезисов

Ключевые слова в приведённом ниже примере выделены жирным (это те вопросы, на которых надо остановиться при написании тезисов). В обычных тезисах отмечать эти слова не нужно. Следует отметить, что первая часть исследовательских работ, «Введение», может представлять собой вариант того же текста с дополнениями или, наоборот, сокращениями, поскольку во «Введении» также необходимо обосновывать актуальность и практическую значимость работы, обозначать цели, задачи, объект и предмет исследования, указывать используемые методы, отмечать направленность работы (прикладную или теоретическую), а в завершение внести характеристику первоисточников и краткий обзор литературы.

    Секция: «Физика и познание мира» (г. Москва, ХIII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2006 г., III место)

Измерение влажности воздуха

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 9-й класс; РЦДТТ.

– 3-е место на XIII Всероссийской конференции (2006 г.) в рамках программы «Шаг в будущее». Грант на участие в Российской научной школе-семинаре «Академия юных» (г. Гагры, 2006). Два первых места – на Республиканской конференции «Юность, наука, культура-2006» (с присуждением медали) и на республиканском конкурсе исследовательских работ (2006 г.) в рамках программы «Шаг в будущее». Сейчас заканчивает 10-й класс

Определение влажности имеет огромное значение при исследовании различных явлений в атмосфере, для некоторых видов производств, для поддержания определённой влажности в жилых отсеках космических кораблей, в библиотеках и музеях с целью лучшей сохранности книг и экспонатов. Перечень областей применения приборов, измеряющих влажность, можно продолжить. Таким образом, выбранная тема является достаточно актуальной и перспективной. Целью данной работы стало изучение методов измерения влажности воздуха и рассмотрение практического применения подобных измерений. Задача работы – сбор материалов по выбранной теме, изготовление самодельных приборов, регистрирующих влажность воздуха или её изменение, и работа с ними, т.е. снятие показаний и обработка полученных результатов. Кроме этого, перед автором стояла задача воплощения самостоятельной творческой технической идеи в виде конкретного изделия, имеющего практическое значение и достаточно хорошо работающего по выбранной схеме в заданном режиме.

Новизной в данном случае стала авторская разработка электрической схемы датчика влажности воздуха в салоне легкового автомобиля для включения обогрева заднего или лобового стекла. В этом же заключается и практическая значимость представленной работы. Автомобильная промышленность предоставляет широкий полигон для реализации всевозможных технических разработок и новинок, и рассмотренная модель могла бы в конечном итоге пополнить копилку перспективных идей в отечественном производстве. Описанный в работе самодельный прибор авторской конструкции достаточно успешно эксплуатируется уже примерно в течение года.

Аналитическая часть работы представляет собой подборку материалов о приборах, регистрирующих влажность воздуха или её изменение. Этот материал может с успехом использоваться при проведении занятий в системе дополнительного образования или на школьных уроках. В качестве основной литературы при изучении данной темы и проведении исследований были взяты учебники по физике, прикладной физике, устройству автомобиля и его электрооборудованию, а также материалы из журналов для радиолюбителей («Радио», «Радиолюбитель», «Электроника» и др.).

II. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

План должен содержать разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, подробное описание метода или плана проведения самого исследования, библиография (не менее трёх работ по предмету исследования). Объём плана – не более четырёх страниц. Печатается он в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «План исследований», далее текст с датами.

Примечание . Такой план (или сопутствующий ему «Дневник регистрации данных») необходим не только для того, чтобы сдать его отборочной комиссии (на некоторых конкурсах его не спрашивают вовсе), а для успешной и целенаправленной организации собственной деятельности. Конечно, объём плана для «внутреннего употребления» не регламентируется и включает в себя и полный план проведения самого исследования (исследований), и планы выполнения отдельных экспериментов, и план подготовительных работ (поиск оборудования и материалов, проработка примерной схемы будущей установки, выяснение класса точности имеющихся измерительных приборов и соответствия их требуемым условиям эксперимента, поиск литературы по выбранной теме или беседы с консультантами).

Примерное оформление плана исследований (краткое изложение)

    Секция: «Физика» (г. Москва, ХIII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2006 г.)

Физика землетрясений

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 7-й класс; РЦДТТ.

План исследования

Землетрясения – это одна из наиболее страшных природных катастроф, уносящая сотни тысяч человеческих жизней и вызывающая опустошительные разрушения на огромных пространствах. Поэтому актуальность работ, посвящённых данной тематике, всегда имеет непреходящее значение, т.к. проблемы, связанные с землетрясениями, далеки от разрешения. Цель данной работы – не только рассмотреть причины возникновения мощного и сложного природного явления, а также способов его регистрации и перспектив прогнозирования, но также чётко выделить вопросы, связанные с различными разделами физики, показав её роль в объяснении и описании различных процессов, выдвижении новых гипотез и создании контрольно-измерительной аппаратуры. Задача работы – накопление, изучение и обобщение теоретического материала по выбранной теме, включая сведения из сейсмологии, геологии, географии и физики, а также сбор и анализ сведений о землетрясениях, как о произошедших ранее и представляющих интерес для данного исследования, так и о произошедших во время подготовки этой работы. Авторы также попытались рассмотреть конструкцию регистрирующих приборов.

1. Подбор литературы по выбранной теме.

2. Изучение теоретического материала.

3. Составление примерного плана работы.

4. Подбор приборов для проведения стандартных экспериментов (по электромагнитной индукции).

5. Выполнение экспериментов. Вычисление необходимых величин и погрешностей измерения. Оформление результатов в виде таблиц, графиков и т.п.

6. Планирование авторского элемента работы (дальнейшая работа с литературой, теоретическое обоснование – авторские предположения и гипотезы, подбор оборудования, материалов, вычерчивание схем, планирование дизайна изготавливаемого устройства и т.д.).

8. Проверка полученных результатов и корректировка оборудования.

9. Подготовка к отчёту: планирование краткого рассказа, внешнего вида и содержания плакатов (слайдов для компьютерной презентации), а также отбор оборудования, предназначенного для демонстрации.

Практическая значимость исследования заключается в самой постановке выбранных целей и задач, т.к. любые усилия и теоретиков, и практиков представляют большой интерес для решения столь важного вопроса. Ведь землетрясения регулярно происходят в различных регионах земного шара, включая сейсмически опасный район проживания авторов данной работы, где после ряда лет относительного затишья накапливающиеся напряжения в земной коре обязательно приведут к серии новых землетрясений в местности, принадлежащей к достаточно молодым горам Кавказа. Пытаясь внести свой посильный вклад в изучение и исследование данной сверхсложной проблемы, авторы предлагают свои идеи и гипотезы.

Новизна исследования заключается в следующем: 1) использовать явление земного магнетизма для регистрирации колебаний поверхности приборами, работающими за счёт электромагнитной индукции; 2) для повышения надёжности прогнозирования сейсмической активности рассмотреть вопрос об уменьшении силы трения под литосферными плитами, особенно в местах, перегруженных горными массивами, за счёт молекулярного отталкивания, что в конечном итоге может дать большую подвижность этих участков по сравнению с соединёнными с ними, но менее нагруженными и, следовательно, не столь подвижными областями, результатом чего будет невозможность общего движения всего комплекса как единого целого.

Литература

1. Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Физика-11. –М.: Просвещение, 2002.

2. Короновский Н.В. , Абрамов В.А. Землетрясения: причины, последствия, прогноз. – Соросовский образовательный журнал. 1998, № 12.

3. Бондырев И.В. , Заалишвили В.Б. Опасность активации геодинамических процессов на Северном Кавказе. – Вестник Владикавказского научного центра, 2003, № 2.

III. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Если требуется, то для выступления печатается раздаточный материал. Его лучше делать на обеих сторонах листа. На лицевой стороне располагают текст, являющийся полным повторением тезисов или аннотации (с интересными дополнениями). На обороте – чертежи с соответствующими подписями. Дополнительно можно подготовить фотоальбом с наиболее характерными иллюстрациями.

Примерное оформление раздаточного материала (с одной стороны листа)

    Секция: «Физика» (Республиканская конференция «Шаг в будущее», 2005/06 уч. г., II место); секция «Химия» (2004/05 уч.г.)

О механизме влияния магнитного поля на свойства воды. Новые факты и перспективы

– ныне студент Санкт-Петербургского университета. Увлекается физикой и химией. В 2006 г. два первых места с вручением медалей на Республиканской конференции «Юность, наука, культура»; 2-е место (в секции «Физика») и 1-е место (секция «Химия») на Республиканском конкурсе «Шаг в будущее»; 2-е место на Колмогоровских чтениях (г. Владикавказ). В рамках национального проекта «Образование» удостоился премии 60 000 руб. за большие успехи: 2-е место на конференции «Шаг в будущее» (г. Москва) и 1-е место на Всероссийской олимпиаде по химии

Актуальность и практическая значимость выбранной темы связана с тем, что на Земле нет более распространённого и в то же время более загадочного вещества, чем вода в жидкой и твёрдой фазах. Действительно, достаточно вспомнить, что всё живое вышло из воды и состоит из неё более чем на 50%. Во Вселенной, в том числе и в Солнечной системе, обнаружены огромные массы льда. Нет ни одного мало-мальски существенного производства, в котором не использовалась бы вода, не говоря уже о бытовых потребностях человека. Вместе с тем вряд ли можно утверждать, что свойства этого простого вещества до конца понятны и прогнозируемы. На сегодняшний день не существует единой признанной модели строения воды, которая описывала бы все её аномальные свойства. Кроме того, установлено, что, подвергаясь различным внешним воздействиям, вода может приобретать совершенно новые свойства. Все методы активации можно свести к энергетическому воздействию на молекулу воды, но единой теории активационных процессов пока тоже нет. Одним из перспективных методов активации воды является её магнитная обработка.

Целью данной работы было рассмотрение отдельных физико-химических свойств воды и исследование влияния магнитного поля на некоторые из них, а также перспектива выдвижения собственной гипотезы о причинах изменения наблюдаемых характеристик. Задачей этого исследования стали сбор и накопление материала о физико-химических свойствах воды и её аномалиях, а также проведение экспериментов по изучению ряда свойств воды, подвергнутой воздействию магнитного поля (растворение различных веществ, электрическое сопротивление, вязкость, коэффициент поверхностного натяжения и пр.).

Автором работы были использованы статьи из «Соросовского образовательного журнала», энциклопедии-приложения к журналу и другие материалы, содержащие самые новейшие экспериментальные данные и современные теории по выбранной теме.

Новизной работы являются авторские решения вопросов, связанных с изменением свойств воды после обработки её магнитным полем, а также попытка объяснения положительных результатов в магнитобиологиии, медицине и технике, обусловленных теми же эффектами. По итогам экспериментов рассмотрена собственная теория и предложены методы применения уникальных свойств воды в некоторых областях медицины и техники. Эти вопросы связаны, в первую очередь, с растворением солей.

    Секция «Транспорт и космические технологии», подсекция: «Транспортные машины, системы и оборудование» (г. Москва, ХII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2005 г., II место)

Наземные транспортные средства с нетрадиционными конструкторскими решениями

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; РЦДТТ.

Ибрагим Льянов – ныне студент МГТУ им. Н.Э.Баумана (факультет «Специальное машиностроение»). В 2005 г. – 2-е место на XII Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Справа – его шагающая платформа

Темы, связанные с различными типами двигателей, движителей, транспортных средств и вариантами их применения, а также рассмотрение разнообразных источников энергии всегда актуальны. Поэтому одной из задач, поставленной автором, стали сбор материала и составление обобщающих таблиц для конструкторской деятельности. Причём в качестве приоритетного направления были выбраны нетрадиционные варианты, т.к. поиск новых путей в конструировании следующих поколений транспортных средств (в данном случае наземных) лежит именно на пути рассмотрения и анализа потенциальных возможностей менее изученных технических решений.

Новизной работы является творческое исследование возможностей шагающих транспортных средств с использованием шестиногой платформы собственной радиоуправляемой конструкции. Данный вид транспортного средства был выбран как один из более редкостных, но имеющих преимущества видов в ряде особых ситуаций. Так, шагающие машины могут прибавить оперативности действиям спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций (которые, к сожалению, возникают достаточно часто), при выполнении задач военного характера или просто для движения по пересечённой местности, включая поверхности других планет.

Мы, шагая по планете,

Всё исследовать должны.

Все препятствия на свете

Шагоходам не страшны.

IV. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ

Иногда приходится готовить материал для публикации. Это могут быть или тезисы (см. выше «Аннотация и тезисы»), или 3 страницы с иллюстрациями (как, например, в программе «Шаг в будущее»). Материал представляется в печатном и электронном виде, иногда требуется дублирование всех файлов и экспертное заключение о возможности публикации материалов в СМИ.

Примерное оформление публикации

Сила трения и методы её исследования

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; РЦДТТ; ЛЭТИ, I курс.

– ныне студент Северо-Кавказского горно-металлургического института (зачислен на льготных условиях). В 2006 г.: четыре первых места – на Республиканской конференции «Юность, наука, культура» с вручением медали; на Колмогоровских чтениях; на Республиканском конкурсе исследовательских работ и Республиканской олимпиаде по физике по программе «Шаг в будущее». Его доклад на XIII Всероссийской конференции по этой программе рекомендован к публикации в сборнике научных трудов. Лауреат премии от РСО–Алания для поддержки талантливой молодёжи (30 000 руб.) в рамках национального проекта «Образование»

– ныне студент Санкт-Петербургского электротехнического университета. Его первая публикация (в 7-м классе) «Внимательно читая учебники» появилась в газете «Физика» № 2/2002

Вопрос о силе трения до сих пор полностью не ясен с точки зрения как физики, так и математики, а ведь трение – одна из важнейших проблем, например, в машиностроении. В процессе рассмотрения теоретического материала и проведения экспериментов с использованием различных методов исследования авторы смогли внести ряд предложений.

Современное представление о трении таково: при сжатии остроконечные выступы двух поверхностей пластически деформируются, а сопротивление сдвигу определяется межмолекулярным взаимодействием. При попытке сдвига наблюдается колебательное движение, в котором периодически сменяются фазы прилипания и скольжения . В таком случае в пружине динамометра, измеряющего силу трения и находящегося в магнитном поле, должна возникать ЭДС индукции. Кроме того, при изменении геометрических размеров пружины её индуктивность изменяется. Это и было положено в основу двух авторских экспериментальных установок.

Использование явления электромагнитной индукции в процессе экспериментов по исследованию силы трения. Магнит жёстко скреплён с динамометром, и оба расположены на подвижной тележке. Стальная пружина прибора при проведении опытов приходит в движение относительно магнита. Возникающий индукционный ток фиксируется электроизмерительными приборами (гальванометром, мультиметром ). Прибор представлен на рис. 1.

Полученные результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Использование изменения индуктивности пружины динамометра. Экспериментальная установка сходна с предыдущей, но в ней нет магнита, а измерительным прибором является измеритель индуктивности. Получена явно выраженная зависимость изменения индуктивности деформируемой пружины динамометра от измеряемой силы трения.

Авторское рассмотрение математической модели, описывающей движение линейного осциллятора при наличии кулонова трения. Запись разрывной зависимости силы трения от скорости для осциллятора единичной массы выглядит достаточно сложно :

(1)

Анализируя такие уравнения (скорость точки = dx /dt обозначается здесь через (производную по времени). – Ред .), можно составить табл. 2.

Проекты экспериментальных установок для определения качества ревитализантов и смазочных материалов. Авторы предлагают две установки для определения качества ревитализантов (восстановителей поверхностей, повреждённых из-за трения ) и смазочных материалов (рис. 2, 3).

В установке на рис. 2 подшипник 2 плотно насаживают на вал 1 , который соединён рычагом 3 через нить 5 c якорем 6 электромагнита 7 .

Подавая на обмотку электромагнита ток, отмечают по амперметру 10 показание, при котором вал начинает поворачиваться (внешняя обойма подшипника закреплена). Отклонение рычага 3 определяют по шкале 4 . Для проверки качества ревитализанта его заправляют в подшипник, отсоединив последний от рычага 3 . Вал с подшипником приводят во вращение с помощью электродвигателя. Число оборотов определяют с помощью установленного на валу магнита 11 , действующего на датчик Холла 12 со счётчиком оборотов 13 . Через определённое число оборотов снимают новые показания амперметра.

На рис. 3 показана установка «Хадо», выполненная на основе машины Атвуда. На блок 2 с исследуемым подшипником наматывают нить, на один конец которой подвешивают груз 3 , а на другой – магнит 4 . С помощью электрического секундомера 6 регистрируют время, в течение которого магнит движется вдоль линейки. Когда магнит проходит около верхнего и нижнего герконов 5 , секундомер соответственно включается и выключается. После обработки подшипника ревитализантом снова определяют время движения магнита, проверяя, насколько легче стало вращение.

В последние годы выдано около 200 патентов, связанных с эффектом безызносности. О трении в мире публикуется более 700 статей ежегодно.

Литература

1. Первозванский А.А. Трение – сила знакомая, но таинственная. – Соросовский образовательный журнал, 1998, № 2.

2. Яворский Б.М. , Детлаф А.А. Справочник по физике. – М.: Наука, 1968.

3. Финогенко И.А. О дифференциальных уравнениях, возникающих в динамике систем с сухим трением. – Соросовский образовательный журнал, 1999, № 8.

4. Кравчук А.С. Трение: Современное естествознание. – М.: Магистр-Пресс, 2000, т. 3.

V. ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Дневник регистрации данных

Такой дневник обычно необходимо предоставлять в случае демонстрационного проекта, т.е. участия в какой-либо выставке. Но потребность в нём возникает в процессе выполнения большинства работ. Если учащиеся занимаются своим исследованием в течение нескольких лет, то тексты работ необходимо постоянно корректировать с целью уменьшения объёма теоретической части – доля собственных результатов постоянно увеличивается, а общее количество листов в работе не может превышать заданную норму. Например, в программе «Шаг в будущее» – это 10 страниц текста, включая список литературы, и 10 иллюстраций (приложений). Может, конечно, потребоваться и новый теоретический материал. Поэтому в дневник целесообразно включать полную версию материалов, т.к. подробности всё равно нужно регулярно просматривать при подготовке к очередному выступлению. С этой же целью необходимо включать тексты из первоисточников (или их фрагменты), дополнительные чертежи, рисунки, таблицы, подробные математические выкладки и вычисления. «Дневник», собственно, представляет собой журнал, куда заносятся сведения о ходе научной работы, результаты текущего научного поиска, экспериментов, измерений, результаты библиотечного поиска. Он может содержать календарь поэтапного выполнения работы, а также любую другую информацию, которую исследователь считает важной для оценки проекта, если этот дневник требуется представить вместе с работой для какого-либо жюри.

2. Сопутствующие материалы

    Очень важным этапом является составление текста 10-минутного выступления на конференции, подготовка плакатов или компьютерной презентации. Естественно, докладчики могут использовать также различные макеты, оборудование, установки и т.п. В случае компьютерной презентации целесообразно в обычной ученической тетради сделать набросок видеоряда, тогда легче будет повторять свою работу и готовиться к выступлению в любых условиях, включая дальнюю поездку.

    При участии в конкурсах высокого уровня следует подготовить отзывы и рецензии на исследовательскую работу; рекомендации; справки о внедрении или использовании результатов, полученных в данном исследовании, справки об эксплуатации авторского устройства; другие сведения, характеризующие творческую направленность деятельности автора работы, представленной на конкурс.

    В системе дополнительного образования по окончании учебного года готовится общий отчёт по всем исследовательским работам, ведущимся под руководством данного педагога, включая олимпиады, проходящие параллельно конференциям молодых исследователей. В нём содержится список учащихся, класс, названия работ с указанием их характера (реферат, исследовательский проект, теоретическое или экспериментальное исследование, исследовательская работа с элементами инновационных авторских разработок в теоретической или в практической части), а также – для каждого ученика – список конкурсов, конференций, выставок, отборов, тестирований, очных и заочных олимпиад (местного, регионального и всероссийского уровней), в которых он участвовал, с указанием результатов. Если это отчёт многопрофильной школы, то фамилия педагога, занимавшегося исследовательской деятельностью со своими учащимися, должна быть указана в дополнительной (8-й) колонке таблицы («ФИО руководителя»).

Нужно подчеркнуть важность участия школьников не только в презентациях своей исследовательской работы, но и в различных олимпиадах, тестированиях и конкурсах, проводимых, как правило, параллельно основным мероприятиям научных конференций молодых исследователей. Это связано с возможностью льготного поступления в вузы выпускников школ – победителей таких форумов, а также системой присуждения грантов.

Краткий отчёт о достижениях учащихся вашего учебного учреждения можно сделать в виде красивой таблицы и вывесить на стенде, где его смогут увидеть все учащиеся, а также вывесить рядом ксерокопии дипломов и медалей. Это даст неоценимый воспитательный эффект. Одни школьники будут горды своими результатами, их рейтинг в глазах товарищей вырастет, другие будут стремиться к достижению таких же или даже более значительных результатов, ведь в молодёжной среде неизбежно возникает соревнование.

Оригинальные типы проектов

Не обязательно посвящать исследовательские работы учащихся своему учебному предмету непосредственно, можно заняться сбором и изложением информации о деятельности учёных и педагогов, прославивших данный конкретный регион. Подобные исследования имеют огромное воспитательное значение. Тем более что собранные и обработанные материалы следует использовать в учебной и внеклассной деятельности, знакомить с ними как можно больше людей, в том числе и через местные средства массовой информации. Важным положительным моментом при организации такой исследовательской деятельности краеведческого характера является то, что дети видят примеры из жизни не абстрактных учёных, а людей, которые жили рядом, увлечённо занимались наукой, а возможно, и общественно-политической деятельностью. Школьники убеждаются, что имена таких сподвижников науки не забываются, что общество хранит память о них. Дети должны увидеть, что люди ценят вклад, который внесли эти учёные в копилку знаний. И конечно, любому человеку приходиться переживать и взлёты, и падения. Но именно такие люди обычно обладают большим упорством и силой духа, что позволяет им добиваться поставленных целей. Это ли не прекрасный пример для молодёжи?

Тема: «К 90-летию со дня рождения Николая Васильевича Сиукаева, физика и популяризатора естественных наук, преподававшего в Северо-Осетинском государственном университете».

(20.12.1916–07.05.1998)

Николай Васильевич родился в крестьянской семье в Южной Осетии. С юности он мечтал о звёздах и хотел разгадать тайны Вселенной. Он много и охотно учился: в семилетке, на рабфаке, в Юго-Осетинском пединституте. В 1935 г. Н.В.Сиукаева пригласили работать в педагогический техникум г. Боржоми. Там он преподавал шесть предметов! Но в 1937 г. ему удалось продолжить учёбу на астрономическом отделении физического факультета Тбилисского университета. Планы будущего учёного прервала война. Окончив зенитно-артиллерийское училище, он в 1942 г. попал на Орловский фронт. Николай Васильевич храбро сражался с врагом. Шли тяжёлые бои. Построенный в Челябинске в сверхурочное время бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» сдерживал массированные удары авиации немецко-фашистских войск. В ходе ожесточённых боев зенитчики лейтенанта Сиукаева сбили два немецких самолёта, затем ещё три. Во время третьего налёта командир зенитного взвода Николай Сиукаев был ранен в ногу, однако ещё долго оставался в строю и отдавал команды. В 1943 г., тяжело раненный, он на костылях возвратился в родное село. К тому времени Николай Васильевич получил правительственные награды – медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны I степени. Два года он работал счетоводом в колхозе, а после войны продолжил учёбу в университете – теперь на физика. Дело в том, что занятия астрономией требовали больших физических нагрузок и ночной работы в обсерваториях, а подорванное здоровье не давало такой возможности. Но всю жизнь учёный будет рассказывать обычным людям, далёким от науки, о великих законах окружающего их мира просто, понятно и доступно. Ещё на третьем курсе он написал свою первую книгу «Популярная астрономия».

Огромная заслуга Н.В.Сиукаева в деле популяризации научных знаний – создание словаря физических терминов на осетинском языке. Коренное сельское население в те годы не владело русским языком на уровне, позволяющем легко понимать научное изложение материала. Трудности испытывали как учителя национальных школ (в те времена в сёлах республики преподавание велось на осетинском языке), так и работники периодической печати и радиовещания. Поэтому в 1954 г. Николай Васильевич выпускает двуязычный «Словарь физических терминов». Пытаясь предоставить возможность получить знания жителям Осетии, учёный писал учебную и научно-популярную литературу по астрономии и физике на родном языке.

Но конечно, самый надёжный способ понять и по достоинству оценить вклад того или иного учёного в науку – это изучить его научные труды. А Николай Васильевич в полной мере обладал уникальным даром популярно и доходчиво излагать свою науку. Его монографии «Строение Вселенной», «Атмосферные явления», «Вселенная вокруг нас» и др. читаются с огромным интересом. Не оставался он равнодушным и к общественно-политическим событиям. Занимаясь в свободное время изучением сложного вопроса, связанного с историей Южной Осетии, не потерявшего своей актуальности по сей день, Сиукаев изложил своё видение проблемы в книге «Две трагедии Южной Осетии».

Одним из главных дел жизни учёного можно считать его работу по созданию коллектива единомышленников, так же одержимых наукой, как и он сам, на кафедре экспериментальной и теоретической физики нынешнего Северо-Осетинского госуниверситета. Путь в науке для Н.В.Сиукаева не был простым. В 1952 г. он окончил аспирантуру, но выбор темы для кандидатской диссертации оказался непростым. Когда нелёгкий и упорный труд по первоначально выбранной теме подходил к концу, выяснилось, что подобная тема уже разработана в диссертации немецкого учёного. Встал, как всегда, актуальный в науке вопрос приоритета. Тогда научные сотрудники Ленинградского физико-технического института им. академика А.Ф.Иоффе, учитывая научный опыт Николая Васильевича, предложили ему начать работать над проблемой получения фосфида индия, т.к. именно это вещество из-за трудностей технологии изготовления оставалось за пределами внимания других учёных, хотя приборы на его основе могут работать при повышенной температуре. На основе таких кристаллов можно было создать фотоэлементы, диоды, туннельные диоды и лазеры. Но вначале Николаю Васильевичу и его единомышленникам пришлось своими руками возводить стены помещения для камеры высокого давления, выполнять столярные работы, проводить в лабораторию газ и водопровод. Бестаев Мэлс, один из учеников Н.В.Сиукаева, вспоминает: «Свою лабораторию он создавал на голом месте. Реакция получения фосфида индия проходила в кварцевой ампуле, в условиях высокого давления паров фосфора. Очень часто ампулы взрывались. За особыми условиями технологического процесса необходимо было непрерывно следить, поэтому работали с 8 утра до глубокой ночи, причём Николай Васильевич никого из нас не заставлял, он просто нас увлёк своей идеей. Помню, в 1967 г. я работал даже в Новый год». Самоотверженный труд Николая Васильевича и его коллег-учеников – Р.Кундухова, Г.Ковалевской, С.Метревели – увенчался успехом. Они изобрели новый способ получения чистого фосфида индия: их кристалл в 10 раз превосходил по чистоте зарубежные образцы! Это было достигнуто в небольшой лаборатории вуза благодаря разработке нового метода очистки. Диссертацию Николая Васильевича «Получение кристаллов фосфида индия и исследование их электрических свойств» посчитали достойной присуждения степени не кандидата, а сразу доктора наук.

Как только в 1970 г. были опубликованы результаты исследований, сразу же пришли запросы из многих стран мира: Канады, Англии, США, Венгрии и др. Недаром Николая Васильевича называли «архитектором волшебных кристаллов», а его научная работа признана во всём мире. В 1971 г. доктор физматнаук профессор Н.В.Сиукаев был награждён орденом «Знак Почёта», а в 1973 г. ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники Северо-Осетинской АССР. За десятилетия научной деятельности им было опубликовано более семидесяти научных работ. Это был человек, влюблённый в науку. И к этому же он призывал многонациональную молодёжь Осетии: «Вперёд, вперёд, молодёжь Осетии, к знаниям, к вершинам науки и техники!» При этом он хотел пробудить в новых поколениях чувство патриотизма и желание больших свершений на научном поприще. Вот его слова, обращённые к тем, кто приходит в науку: «Труд учёного – достояние всех народов. Каждый народ может воспользоваться его открытиями для улучшения своих жизненных условий. И в этом отношении наука интернациональна. Но, говоря о достижениях и жизненном пути гениального человека, всегда упоминают, представителем какой нации он является, какому народу снискал он славы».

Татьяна Ивановна Радченко родилась в старинном г. Полоцке в Белоруссии в семье офицера десантных войск Ивана Петровича Силаева. Он был призван в армию в годы войны, в возрасте 16 с половиной лет, и долгие годы проходил службу в различных родах войск, но практически всегда связанной с техникой: связь, артиллерия, самоходки, танки, автомобили. Именно поэтому Татьяне Ивановне с детства нравились физика и техника. В 1975 г. она окончила Северо-Осетинский госуниверситет, а теперь работает в СРШ № 26 и в Республиканском центре детского технического творчества. Татьяна Ивановна – Почётный работник общего образования РФ, Соросовский учитель, руководитель городского методического объединения учителей физики, член городского методического совета. Больше всего её интересует организация исследовательской деятельности с учащимися, чем она с успехом и занимается.

ПОЛОЖЕНИЕ О проведения районного тура республиканского конкурса сочинений о профессиях « Билет в будущее» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет основные цели, порядок и условия проведения республиканского конкурса сочинений о лучшей профессии «Билет в будущее» среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан (далее - Конкурс). 1.2. Учредителем и организатором Конкурса является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство). Организатор осуществляет общее руководство организацией, проведением конкурса и подведением итогов. Конкурс проводится в три этапа: 1-й (отборочный) этап на уровне образовательных учреждений района; 2-й этап на уровне муниципальных образований города; 3-й этап на Республиканском уровне. 2. Цели проведения конкурса  развитие интереса к осознанному выбору будущей профессии;  поднятие престижа рабочих и инженерных профессий;  поднятие престижности профессионально- технического образования;  воспитание в учащихся республики чувства гордости за представителей различных профессий и трудовых династий;  развитие творческих способностей учащихся. Участники конкурса: учащиеся 7-10 классов общеобразовательных учреждений района. Конкурс проводится по 4 номинациям:  «Человек труда».  «Кузница кадров»  «Моя будущая профессия»  Сочинение в стихотворной форме «Мое будущее – в моих руках» В номинации сочинение в стихотворной форме «Мое будущее – в моих руках» конкурсные материалы оцениваются по пятибалльной системе по следующим критериям:  соответствие формы, смысла и содержания работы тематике Конкурса;  соблюдение рифмы, раскрытие темы; 3. Порядок проведения Конкурса 3.1. Организация муниципального (отборочного) этапа Конкурса осуществляется муниципальным органом управления образованием. 3.2. Муниципальный орган управления образованием с 26 сентября по 30 сентября 2011 года проводит отбор лучших работ (занявшие 1,2,3 места в 1-м (отборочном) этапе Конкурса), которые направляются на городской этап конкурса не позднее 3 октября 2011 года. К каждой работе этапа прилагается заявка участника Конкурса (приложение). 3.3. Работы участников отборочного тура сдаются в ИМО по адресу: ул.Бр.Касимовых, 6, методисту Валиевой Майсаре Насртдиновне до 30 сентября, каб.№ 107а) и оцениваются жюри в составе: А.С. Шарипова– специалист РОО, М.Н.Валиева – методист ИМО, А.Г.Кулакова – руководитель РМО учителей русского языка и литературы, Е.А.Егорова – руководитель РМО учителей русского языка и литературы, С.В.Яруллина – руководитель РМО учителей русского языка и литературы З.Ш.Галиева– руководитель РМО учителей татарского языка и литературы, Г.В. Нурмиева– руководитель РМО учителей татарского языка и литературы Заседание членов жюри состоится 30 сентября в 15.00 в ИМО. 3.4. Работы, представленные на Конкурс с нарушением требований, конкурсной комиссией не рассматриваются. Районная конкурсная комиссия в срок до 30 сентября 2011 года определяет лучшие работы. 4. Критерии отбора 4.1. Критериями отбора конкурсных материалов являются: - соответствие работ целям Конкурса, указанным в пункте 2 настоящего Положения; - степень понимания темы, аргументированность и глубина раскрытия содержания; - уровень точности и доходчивости языка и стиля изложения; - степень общекультурной эрудиции. 4.2. Критерии отбора определяются согласно Приложению №2 к настоящему Положению. При оценке работ принимаются во внимание оригинальность, яркость, эмоциональность и образность изложения. 5.Награждение победителей Конкурса 5.1. Победители финального этапа Оргкомитетом Конкурса приглашаются на торжественную церемонию награждения, которая состоится в ноябре 2011 г. в рамах республиканского праздника учащихся подведомственных Министерству учреждений начального и среднего профессионального образования республики «Бал лицеистов». 6. Требования к оформлению работ: 6.1. Номинацию и форму написания сочинения определяет сам автор. 6.2. Объем сочинения не должен превышать 4 страниц машинописного текста формата А 4, размером шрифта 14 (Times New Roman), полуторный интервал. 6.3. Конкурсные работы должны быть представлены на бумажном и электронном носителях, которые помимо самих работ могут содержать краткую биографию учащегося и аннотацию к Конкурсной работе; 6.4. На титульном листе сочинения необходимо указать: а) данные об учебном заведении: наименование, почтовый индекс и адрес школы, фамилию, имя, отчество директора школы; б) тему сочинения; в) данные об участнике Конкурса: фамилия, имя, отчество; класс; почтовый индекс, домашний адрес, телефон. 6.5. Конкурсные работы могут быть представлены на одном из государственных языков Республики Татарстан. 6.6. В Конкурсе принимают участие индивидуальные работы (коллективное творчество не принимается). Каждое сочинение будет подвергнуто анализу и на предмет авторства во избежание ситуации, когда взрослые пишут сочинения за детей. 6.7. Сочинение должно быть написано самостоятельно. Каждое сочинение будет проверено на совпадение текста на ресурсах Интернета, и снято с конкурса, если обнаружится плагиат. Поэтому цитаты надо заключать в кавычки. Если автор сочинения до направления заявки на участие в Конкурсе публиковал свое сочинение в Интернете, во избежание недоразумении учащийся должен указать это в заявке на участие в Конкурсе. 6.8. Присланные на Конкурс сочинения не возвращаются, рецензии авторам не выдаются. Конкурсные сочинения и материалы к ним могут быть использованы Учредителем в работе по популяризации рабочих и инженерных профессий без дополнительного получения согласия участника Конкурса (автора сочинения). Приложение 1 Республиканский конкурс сочинений о профессиях «Билет в будущее» среди учащихся 7-10 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ Название работы Номинация Школа (номер школы, адрес и телефон) ФИО директора школы Контактная информация (адрес, телефон, факс, эл. почта) ФИО учащегося (полностью) Контактная информация (адрес, телефон, эл. почта) Дата рождения (полностью) Класс Достижения учащегося (дипломы, награды, участие в конкурсах и олимпиадах) Аннотация к Конкурсной работе Подавая настоящую заявку, я даю согласие на участие в данном конкурсе, и подтверждаю передачу неисключительных прав по моей работе Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, включая право на его обнародование, и свободное использование без моего дополнительного согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения, в том числе и третьими лицами. Я понимаю, что мое сочинение, не будут возвращено мне. Подпись участника конкурса об ознакомлении с условиями конкурса (обязательно)____________________________________________________ Подпись председателя Конкурсной комиссии, заверенная печатью___________________________________________ Приложение 2 Критерии оценки сочинений Критерии Параметры Баллы 1.Точность выполнения а) сочинений полностью соответствует выбранной теме; б) Сочинение частично соответствует выбранной теме; в) сочинение много фрагментов, которые не соответствуют избранной теме а) интерпретация темы глубока и самостоятельна, тезисы и примеры убедительны, повествование увлекательно, сочинение очень интересно читать; б) интерпретация темы не достаточно глубока и самостоятельна, тезисы и примеры не всегда убедительны, повествование монотонно, сочинение не очень интересно читать; в) интерпретация темы поверхностна и не самостоятельна, тезисы и примеры не убедительны, повествование монотонно, сочинение неинтересно читать. а) сочинение логично построено, хорошо структурировано, имеет плавные переходы между фрагментами; б) в сочинении имеются нарушения логики, последовательности повествования, есть не вполне удачные переходы между фрагментами; в) логика повествования многократно нарушается, текст не сконструирован, фрагменты часто не связаны между собой. а) богатый словарный запас, лексические и стилистические средства употребляются полностью адекватно и выразительно; 10-8 б) достаточный словарный запас, но лексические и стилистические средства иногда употребляются не адекватно; в) скудный словарный запас, лексические средства часто употребляются не адекватно. а) текст полностью корректен; б) текст достаточно корректен, имеются отдельные грамматические и стилистические ошибки; в) текст не достаточно корректен, имеются отдельные грамматические ошибки; г) грамматические и стилистические ошибки искажают смысл повествования, текст трудно читать. 7-5 2.Содержание 3.Построение текста 4.Выразительность языковых средств 5. Грамматическая и стилистическая корректность 7-5 4-2 10-8 7-5 4-2 10-8 7-5 4-2 10-8 4-2 10 9-7 6-4 3-1

Аннотация к конкурсной работе.

На Всероссийский Интернет- конкурс, посвящённый использованию ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов я представляю описание разработки урока и методики его проведения, в котором задействованы ЦОР.

Для урока я выбрала такую тему, которая была бы значима в общекультурном отношении, достаточно широка, чтобы заинтересовать людей.даже не слишком сведущих в математике, и в то же время достаточно глубока и серьёзна, чтобы урок не произвёл легковесного впечатления. Поэтому я считаю, что содержание урока будет интересно не только учителям математики, но и учителю ИЗО, химии, биологии.

Я думаю, что в моей разработке урока будет интересно не столь содержание материала, сколько применение различных приёмов и форм работы на уроке.

Описание разработки.

Учитель: Воробьёва Инна Константиновна.

Образовательное учреждение: МОУ лицей № 1 г. Тутаева Ярославской обл.

Предмет: геометрия.

Краткая аннотация урока:

    Класс, профиль: 10 кл. физико - математического профиля;

    Тема: « Многогранники».

    Тема урока: « Правильные многогранники»

    Тип урока: изучение нового материала.

расширить знания учащихся о многогранниках,

способствовать формированию информационно-коммуникативной компетентности у учащихся

установить межпредметные связи математики с другими науками.

получить новые знания о правильных многогранниках, их видах,

вывести формулы площади поверхности каждого многогранника;

    Приобретаемые навыки детей:

отбор нужной информации из Интернета;

навык публичного выступления;

умение работать в группе;

умение применять знания в новой ситуации.

Формы организации работы детей: групповая самостоятельная работа.

Формы организации работы учителя: консультирование, техническая помощь.

Технологические особенности: урок проводится с выходом в Интернет, используется технология презентации (это медиаурок).

Технические условия: урок проводится в компьютерном классе;

Используемое оборудование:

компьютеры;

проектор;

интерактивная доска;

модели правильных многогранников;

модели кристаллов поваренной соли, алмазов.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

« Платоновы тела и элементарные частицы», №33457;

« Тетраэдр», №45490;

« Правильные многоугольники», № 88984;

« Октаэдр», №45971.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

    Шафрановский И.И. Симметрия в природе.Л., 1988.

    Смирнова И.М. В мире многогранников. М.. 1990.

    Гросман С., Тернер Дж. Математика для биологов. М., 1983.

    Винниджер. Модели многогранников. М..1975.

Описание урока.

« Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма

скромный по численности отряд сумел пробраться в самые

глубины различных наук».

Л. Кэрролл.

1 Учитель. Мы заканчиваем изучение темы « Многогранники».

Дайте, пожалуйста, определение многогранника.

Какой многогранник называется выпуклым?

Мы знакомы с правильными пирамидами и правильными призмами.

Что называется правильной призмой? Правильной пирамидой?

Сегодня на уроке мы познакомимся с правильными многогранниками, тем самым расширим свои знания о классе многогранников. И новые знания вы приобретёте самостоятельно, обратившись к такому источнику знаний как Интернет.

(Класс делится на группы, каждая группа получает задание: найти необходимые сведения о правильном многограннике. Для чёткой организации самостоятельной работы я раздаю каждой группе чётко структурированные рабочие листы с ясными, краткими заданиями. Количество групп равно количеству правильных многогранников: тетраэдр, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр, гексаэдр. Для каждой группы задание одинаковое: выяснить:

Количество вершин, рёбер, граней;

Почему так называется;

Свойства данного многогранника;

Что он символизирует;

Где можно встретить в природе, в жизни, в науке и т.д.

В течение 7 минут учащиеся в Интернете находят соответствующую информацию, фиксируют её у себя в тетрадях. Далее каждой группе предоставляется возможность рассказать о своём правильном многограннике.

(В настоящей групповой работе у каждой команды своя задача, а коммуникация между ними возникает от необходимости решить общую проблему, на данном этапе урока получить сведения о правильных многогранниках.

Я считаю, что на современном уроке учащиеся должны овладевать в первую очередь деятельностью, а не знаниями; они должны научиться использовать знания в своей деятельности (так формируется функциональная грамотность). Кроме того только в деятельности возможно полноценное усвоение содержания!

Владение информационными технологиями (презентация, поиск информации в Интернете) сегодня являются просто необходимостью для повышения эффективности и продуктивности обучения.)

2. Отчёт групп о своей работе.

Представитель каждой группы находит на столе учителя свой правильный многогранник, его изображение, приготовленное мною заранее, и с помощью презентации, также созданной заранее, рассказывает о тетраэдре, например.

(Презентация к уроку в приложении.)

Учащиеся из других групп конспектируют материал в тетрадь.




Обобщение:

существует пять типов правильных многогранников.

Что у них общего?

Сформулируйте, пожалуйста, определение правильного многогранника.

3.Сообщение учащегося « Правильные многогранники в философской картине мира Платона».

Правильные многогранники иногда называют платоновыми телами, поскольку они занимают видное место в философской картине мира, разработанной великим мыслителем Древней Греции Платоном (около 428-348 гг. до н.э.).

Платон считал, что мир строится из четырёх « стихий» -огня, земли, воздуха и воды, а атомы этих « стихий» имеют форму четырёх правильных многогранников. Тетраэдр олицетворял огонь. Поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени; икосаэдр - как самый обтекаемый – воду; куб- самая устойчивая из фигур- землю, а октаэдр- воздух. В наше время эту систему можно сравнить с четырьмя состояниями вещества- твёрдым, жидким, газообразным и пламенным. Пятый многогранник- додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим.

Это была одна из первых попыток ввести в науку идею систематизации.

4 . Исследовательская работа.

Проанализируйте данные в таблице.

Правильный многогранник

тетраэдр

гексаэдр

додекаэдр

икосаэдр

Нет ли закономерности в данной таблице?

Вывод: сумма числа граней и вершин равна числу рёбер, увеличенному на 2, т.е.

Итак, мы вместе «открыли» формулу, которая была подмечена уже Декартом в 1640 г., а позднее вновь открыта Эйлером(1752), имя которого она с тех пор и носит. Формула Эйлера верна для любых выпуклых многогранников.

5. Учитель.

Большой интерес к формам правильных многогранников проявляли также скульпторы, архитекторы, художники. Их всех поражало совершенство, гармония многогранников. Леонардо да Винчи (1452- 15190 увлекался теорией многогранников и часто изображал их на своих полотнах. Сальвадоре Дали на картине « Тайная вечеря» изобразил И.Христа со своими учениками на фоне огромного прозрачного додекаэдра.


6. Учитель.

Итак, существует 5 видов правильных многогранников, но сам ли человек их придумал. Скорее всего - нет, он « подсмотрел» их у природы. Послушаем сообщение…» Правильные многогранники и природа»

Правильные многогранники встречаются в живой природе. Например, скелет одноклеточного организма феодарии (Circjgjnia icosahtdra ) по форме напоминает икосаэдр.

Чем же вызвана такая природная геометрия феодарий? По- видимому, тем, что из всех многогранников с тем же числом граней именно икосаэдр имеет наибольший объём при наименьшей площади поверхности. Это свойство помогает морскому организму преодолевать давление водной толщи.

Правильные многогранники - самые выгодные фигуры. И природа этим широко пользуется. Подтверждением тому служит форма некоторых кристаллов. Взять хотя бы поваренную соль, без которой мы не можем обойтись.

Известно, что она растворима в воде, служит проводником электрического тока. А кристаллы поваренной соли (NaCl) имеют форму куба. (демонстрируется модель кристалла соли).

При производстве алюминия пользуются алюминиево- калиевыми кварцами, монокристалл которых имеет форму правильного октаэдра (модель октаэдра).

Получение серной кислоты, железа. Особых сортов цемента не обходится без сернистого колчедана. Кристаллы этого химического вещества имеют форму додекаэдра.

В разных химических реакциях применяется сурьменистый сернокислый натрий. Вещество, синтезированное учёными. Кристалл сурьменистого натрия имеет форму тетраэдра.

Последний правильный многогранник – икосаэдр передаёт форму кристаллов бора. В своё время бор использовался для создания полупроводников первого поколения.

Обобщение: итак, благодаря правильным многогранникам открываются не только удивительные свойства геометрических фигур, но и пути познания природной гармонии.

7. Тем не менее, снова возвращаемся к геометрии.

Лабораторная работа.

Работу выполняют учащиеся в группах. Каждая группа получает задание, которое необходимо выполнить (учащиеся работают со своими же многогранниками).

Цель работы: вывести формулу площади поверхности многогранника.

Ход работы.

    Сколько граней имеет ваш многогранник?

    S гекс. =6а 2

    S дод. = 12*Pr= 6Pr.

    Итог урока:

    С какими новыми геометрическими телами мы сегодня познакомились?

    Почему Л.Кэролл так высоко оценил значение этих многогранников?

    Домашнее задание:

    п.32 №281, №280

    или составить композицию из правильных многогранников.

Министерство образования и науки РТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа №6»

Заинского муниципального района РТ

Конкурсное сочинение «Билет в будущее»

Номинация «Человек труда»

Выполнила: ученица 11 «Б» класса Кочнева Анна

Проверила: учитель русского языка и литературы Голубева В. В.

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни задумывался о будущем, о том, что нас ждёт. А какое оно, будущее? К сожалению, ответа на этот вопрос никто не знает, но ведь каждый из нас вправе мечтать, строить планы. У всех есть выбор, осуществлять свои мечты, делая для этого всё возможное, или же день за днём, упуская подарки судьбы, «стоять на месте». Возможно, вы хотите спросить меня, о каких же подарках судьбы я говорю? Я отвечу. Судьба каждому из нас даёт шанс реализовать наши планы, это как билет, билет в будущее, не приняв который, мы можем так и остаться со своими несбывшимися мечтами.

Для каждого человека свой билет. Для кого-то этот билет – хорошо выйти замуж, жениться, для кого-то билет в будущее «купили» родители, а для меня, для меня билет в будущее – это успешная сдача Единого Государственного Экзамена. У меня много планов на жизнь, но я прекрасно понимаю, что для исполнения моей мечты мне необходимо устроиться на хорошую работу, а для этого поступить в престижный вуз. Но давайте не будем забывать о том, что за каждый билет: в кино, в цирк или в театр- нужно заплатить. У билета в будущее тоже есть своя цена, она заключается в нашем упорстве и усердии. Оттого, как мы будем стараться добиваться своих целей, оттого, насколько сильно мы будем хотеть реализации наших планов, зависит качество нашего билета. Ведь и в кино, и в театр, и в цирк можно купить билеты на такие места, откуда не будет ничего видно, зато дёшево, так и в жизни, меньше стараешься, на меньшее и рассчитывай.

Эталоном серьёзного отношения к своему будущему является моя одноклассница, которая с самого детства мечтает стать врачом-хирургом. Ангелина совершенно не боится ответственности, которая лежит на врачах, она целенаправленно работает над собой, для того чтобы стать по-настоящему хорошим хирургом. Отлично учится, тренирует руки, читает много брошюр и книг, смотрит телепередачи и документальные фильмы, касающиеся медицины, ездит на лекции известных докторов, посещает курсы химии и биологии, учит английский и латинский языки. Она старается быть похожей на всемирно известных докторов, на таких, как Леонид Михайлович Рошаль. Леонид Михайлович – известный всему миру врач. Он создал бригаду международной скорой помощи, которая оказывает помощь пострадавшим детям. Его бригада бесстрашно отправляется на помощь детям в горячие точки. Рошаль, действительно, великий человек и врач, ведь только настоящий доктор может рисковать своей жизнью ради спасения жизней других людей. Также она ставит себе в пример Николая Васильевича Склифосовского, внёсшего большой вклад в развитие и становление хирургии. Ему принадлежит более семидесяти научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом. Но моя одноклассница ценит и уважает не только великих и известных докторов, но и простых наших врачей. Она рада, что и в нашем городе есть такие люди, которыми можно гордиться. Вот, например, наш заинский врач-хирург – Магомед Алиевич Мурзагов. Не только Ангелина, но и вся её семья благодарна этому врачу. Магомед Алиевич – великолепный хирург, он сделал её бабушке сложнейшую операцию, и теперь она может самостоятельно передвигаться. Благодаря его трудам их бабушка до сих пор жива и хорошо себя чувствует. В нашем городе не так много врачей, и я думаю, что мы должны ценить их труд. Я рада, что моя одноклассница выбрала именно эту благородную профессию. Каждый день я вижу, как она взбирается всё выше и выше по лестнице жизни к своей цели. Я уверена, что она непременно добьётся своего, потому что она действительно этого хочет, и это видно в каждом её поступке. Я вижу, что она использует каждый шанс, который даёт ей судьба, и я знаю, что свой билет в будущее она обязательно использует в нужных целях.

Но, к сожалению, есть не только такие юноши и девушки, которые добиваются своих целей, но и такие, которые относятся к жизни совершенно неуважительно. Они не стараются учиться, делать людям добро, совершать хорошие поступки, развиваться не только физически, но и духовно, для таких молодых людей самое главное – то, чтоб им было хорошо. Их совершенно не волнует всё то, что происходит вокруг них, их не интересует окружающая жизнь. Они не задумываются о том, что их ждёт в завтрашнем дне, и для них вовсе не важно, что у них есть родные и близкие, которым они приносят переживания и волнения, совершая глупые и неосмысленные поступки. Я не думаю, что у этих людей хорошее будущее, поэтому мне бы очень хотелось, чтобы каждый человек прежде думал, а уж потом что-то предпринимал. Ведь жизнь даётся нам всего один раз, и нужно прожить её так, чтобы будущие поколения гордились нами, а не стыдились нас.

Неважно сколько нам лет, и в каком классе мы учимся, задуматься о будущем никогда не рано.

Я думаю, что у всех, кто усердно трудится изо дня в день, для кого жизнь что-то значит, у тех обязательно всё получится. Я бы хотела, чтобы каждый человек научился ценить подарок судьбы – свой счастливый билет в будущее. И сколько бы испытаний нам ни послала судьба, я уверена, что все они будут преодолены. Однажды Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, сказал: «Через тернии к звёздам». Так вот, я думаю, что, прожив все радости и горести жизни, мы обязательно достигнем своей цели, своей звезды.

Поделиться: